МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Характеристика элементов по их положению в Периодической системе» учебной дисциплины ОП. 08. Общая и неорганическая химия
план-конспект урока

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

 

практического занятия

 

«Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Характеристика элементов по их положению в Периодической системе»

 

 

учебной дисциплины

ОП. 08.  Общая и неорганическая химия

 

 

специальность

    33.02.01. Фармация

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx108.29 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«Московский областной медицинский колледж № 3 имени Героя Советского Союза З. Самсоновой»

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия

«Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Характеристика элементов по их положению в Периодической системе»

учебной дисциплины

ОП. 08.  Общая и неорганическая химия

специальность

    33.02.01. Фармация

(базовая подготовка)

Составитель:

 преподаватель

                                                                                                                               Акулова Л.Н.

Орехово-Зуево – 2021

МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВООХРАНЕНИЯ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Московской области

«Московский областной медицинский колледж № 3 имени Героя Советского Союза З. Самсоновой»

РАССМОТРЕНО

на заседании ЦМК общепрофессиональных


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УР

дисциплин и профессиональных модулей № 3                 Л.В. Миронова протокол №          

от «         »         20         г.        Зав. методическим отделом

Председатель ЦМК         И. А. Назарова                 Н. А. Лазарева

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

практического занятия

«Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.
Характеристика элементов по их положению в Периодической системе»

                                                         учебной дисциплины

ОП. 08.  Общая и неорганическая химия

                                                              специальность

                             33.02.01. Фармация

(базовая подготовка)

                                                                                         

                                                                                             

                                                                                              Составитель: преподаватель

                                                                                                      Акулова Л.Н.

Орехово-Зуево – 2021

СОДЕРЖАНИЕ

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА        4

ПАСПОРТ ЗАНЯТИЯ        6

ПРОФЕССИОГРАММА ЗАНЯТИЯ        8

Формируемые компетенции        8

Базовые опорные знания        10

Карта оснащения занятия        11

Методическая модель занятия        12

Технологическая карта занятия        13

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ        15

ПРИЛОЖЕНИЕ 1        16

ПРИЛОЖЕНИЕ 2        17

ПРИЛОЖЕНИЕ 3        19

ПРИЛОЖЕНИЕ 4        20

ПРИЛОЖЕНИЕ 5        21

ПРИЛОЖЕНИЕ 6        27

ПРИЛОЖЕНИЕ 7        28

ПРИЛОЖЕНИЕ 8        29

ПРИЛОЖЕНИЕ 9        30

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Методическая разработка практического занятия по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Характеристика элементов по их положению в Периодической системе» составлена в соответствии с ФГОС по специальности 33.02.01. Фармация (базовая подготовка). Занятие входит в Раздел 1. Теоретические основы химии.

Для раскрытия данной темы предлагается традиционный объяснительно-иллюстративный вид обучения с элементами алгоритмизации, построенный на сочетании объяснения с наглядностью и использованием педагогических технологий в учебном процессе.

Ведущий метод – практический.

Технология проблемного обучения предполагает организацию под руководством преподавателя самостоятельной поисковой деятельности, участия по решению учебных проблем, в ходе которых у учащихся формируются новые знания и умения, развиваются способности, познавательная активность, творческое мышление и другие личные качества. При проблемном обучении преподаватель ставит задачу, пробуждает   желание найти способ ее разрешения. Затем организует деятельность учащихся по самостоятельному освоению способа решения проблемы. Далее организует рефлексию с целью выхода на следующую проблемную ситуацию. Таким образом, обеспечивается процесс непрерывного развития потребностей и способностей учащихся. 

Одной из новых форм эффективных технологий обучения является проблемно-ситуативное обучение с использованием кейсов.

Кейсовая технология (метод) обучения – это обучение действием.

Суть кейс–метода состоит в том, что усвоение знаний и формирование умений есть результат активной самостоятельной деятельности учащихся по разрешению противоречий, в результате чего и происходит творческое овладение профессиональными знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Термин «кейс-метод», «кейс-технология» в переводе с английского как понятие «case» означает:

1 - описание конкретной практической ситуации, методический прием обучения по принципу «от типичных ситуаций, примеров – к правилу, а не наоборот», предполагает активный метод обучения, основанный на рассмотрении конкретных (реальных) ситуаций из практики, т.е. использование методики ситуационного обучения «case – study»;

2 – набор специально разработанных учебно-методических материалов на различных носителях (печатных, аудио-, видео- и электронные материалы), выдаваемых учащимся (студентам) для самостоятельной работы.

Работа в малых группах с распределением ролей позволяет студентам оценить ситуацию с разных позиций. Данная технология требует временного разделения студентов на мини-группы для совместного решения определенных задач. Студентам предлагается обсудить задачу, наметить пути решения, реализовать их на практике и, наконец, представить найденный совместно результат. Эта форма работы обеспечивает учет индивидуальных особенностей учащихся, открывает большие возможности для кооперирования, для возникновения коллективной познавательной деятельности - сознание общей цели, распределение обязанностей, взаимную зависимость и контроль.

ПАСПОРТ ЗАНЯТИЯ

Цели занятия: методическая        цель:

  • использование        игровых        технологий на практическом        занятии        для обобщения и систематизации полученных знаний и умений;

дидактическая цель:

  • закрепить знания, умения, полученные при изучении темы «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»;
  • формировать умение работать с таблицей «Периодическая система

химических элементов Д.И. Менделеева», составлять

электронные и электронно-графические схемы строения атомов

химических элементов по предложенному образцу.

  • проверить степень усвоения знаний по теме;
  • способствовать развитию общих и формированию профессиональных компетенций;

развивающая цель:

  • развитие умений применять полученные знания в различных условиях;
  • развитие умений в осуществлении поиска и использовании информации, необходимого для эффективного выполнения профессиональных задач;
  • развитие умений работать в коллективе, эффективно общаться с коллегами, пациентами и их родственниками;
  • развитие умений решать проблемные и ситуационные задачи;
  • развитие умений анализировать ошибки;

воспитательная цель:

  • создание условий, обеспечивающих воспитание интереса к будущей профессии;
  • воспитание профессиональной аккуратности, исполнительности, ответственности к полученному делу;
  • воспитание у студентов наиболее важных личностно-профессиональных качеств фармацевтического работника:
  • внимательность и аккуратность;
  • доброжелательность и коммуникабельность;
  • выдержка и терпимость;
  • умение осознавать ответственность за жизнь пациента;

Задачи занятия:

  • учебно-практические: закрепить знания по теме, сформировать новые умения; научиться видеть, что Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона.
  • учебно-познавательные: рассмотреть структуру периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная); способствовать развитию профессионально- аналитического мышления обучающихся и деловой творческой активности; уметь определять строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов и особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов) по положению химического элемента в Периодической системе.
  • учебно-воспитательные: содействовать воспитанию чувства ответственности и самостоятельности за конечный результат своей профессиональной деятельности.

Вид занятия: практическое. 

Тип занятия: занятие закрепление полученных знаний и формирование новых умений.

Время: 90 минут. 

Группа, курс: 21Фарм., 2 курс

Место проведения: кабинет учебного корпуса № 215.

ПРОФЕССИОГРАММА ЗАНЯТИЯ

       

   Обучающиеся должны уметь:

  • доказывать с помощью химических реакций химические свойства веществ неорганической природы, в том числе лекарственных;
  • составлять формулы комплексных соединений и давать им названия;

       Обучающиеся должны знать:

  • периодический закон и характеристику элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
  • основы теории протекания химических процессов;
  • строение и реакционные способности неорганических соединений;
  • способы получения неорганических соединений;
  • теорию растворов и способы выражения концентрации растворов;
  • формулы лекарственных средств неорганической природы.

                                           Формируемые компетенции

Формируемые элементы профессиональных компетенций:

Специальность

33.02.01

Фармация

Профессиональная компетенция

ПК 1.6.

Соблюдать правила санитарно-гигиенического режима, охраны труда, техники безопасности и противопожарной безопасности.

ПК 2.1.

Изготавливать лекарственные формы по рецептам и требованиям учреждений здравоохранения.

ПК 2.2.

Изготавливать внутриаптечную заготовку и фасовать лекарственные средства для последующей реализации.

Общие компетенции, подлежащие развитию:

ОК 2. Организовывать собственную деятельность, определять методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

Формируемые личностные результаты  реализации программы воспитания 

Код личностных  результатов

реализации программы воспитания

Личностные результаты  реализации программы воспитания  (дескрипторы)

             ЛР 5

Демонстрирующий приверженность к родной культуре, исторической памяти на основе любви к Родине, родному народу, малой родине, принятию традиционных ценностей   многонационального народа России.

ЛД 8

Проявляющий и демонстрирующий уважение к представителям различных этнокультурных, социальных, конфессиональных и иных групп. Сопричастный к сохранению, преумножению и трансляции культурных традиций и ценностей многонационального российского государства.

ЛР 9

Соблюдающий и пропагандирующий правила здорового и безопасного образа жизни, спорта; предупреждающий либо преодолевающий зависимости от алкоголя, табака, психоактивных веществ, азартных игр и т.д. Сохраняющий психологическую устойчивость в ситуативно сложных или стремительно меняющихся ситуациях.

ЛР 10

Заботящийся о защите окружающей среды, собственной и чужой безопасности, в том числе цифровой.

               

                                                Базовые опорные знания

                                                      Межпредметные связи

Специальность 33.02.01.

Фармация

Дисциплина/

/Профессиональный модуль

Раздел/Тема

          ОУД.09.

            

           Физика

Раздел 7.Элементы квантовой физики

Тема7.2.Физика атома

ОУД.10.

            Химия

Раздел 1. Общая и неорганическая химия.

Тема 1.2.Строение атома. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева.

ОП.09.

Органическая химия

Раздел 1

Теоретические основы  органической химии

Тема 1.1.Электронная структура атома углерода и химические связи.

Взаимное влияние атомов в молекулах органических соединений.

ЕН.02.

         Математика

Раздел 4. Основные численные математические методы в профессиональной деятельности среднего медицинского работника

Тема 4.1. Численные методы математической подготовки среднего медицинского персона

ЕН.03.

         Информатика

Раздел 3. Компьютерные технологии в медицине.

Тема 3.1. Интернет. Информационно - поисковые и автоматизированные системы обработки данных.

                                                                 Внутрипредметные связи

Раздел

Тема

Раздел 1.   Теоретические основы химии.

Тема 1.1. Введение. Основные химические понятия и законы.

Тема 1.3.   Классы неорганических соединений.

Тема 1.4.   Теория электролитической диссоциации. Гидролиз солей.

Тема 1.7.  Химические реакции.

Раздел 2. Химия элементов и их соединений.

Тема 2.1. Р – элементы.

Тема 2.2. s- Элементы.

Тема 2.3. d- элементы.

                                                       Карта оснащения занятия

1.Материальное оснащение кабинета Общей и органической химии.

  • Периодическая система элементов Д. И. Менделеева (таблица).
  • Электрохимический ряд напряжений металлов (таблица).
  • Таблица «Растворимость солей, оснований, кислот в воде».
  • Таблицы
  • Микротаблицы.
  • Оборудование:образцы растворов, пробирки, вода, индикаторы, индикаторная бумага, стеклянные палочки.

2.Учебно-методическая документация:

  • Рабочая программа ОП.08 Общая и неорганическая химия
  • Календарно-тематическое план ОП.08 Общая и неорганическая химия

3.Методическое обеспечение занятия: слайды презентации

 4.Учебная литература

основная:

1.   А.В. Бабков Общая и неорганическая химия, Учебник М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2016.                

дополнительная:        

  1. Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. М.:  Высшая школа, 2019.
  2. Глинка Н.Л.  Общая химия.  КноРус, 2019.
  3. Егоров А.С. и др. Химия. Пособие репетитор для поступающих в ВУЗы. Ростов-на-Дону. Феникс, 2018.
  4. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. М.:  Экзамен, 2017.
  5. Хомченко Г.П.  Химия для поступающих в вуз. М.:  Новая Волна, 2017.
  6. Учебно-методические пособия, разработанные преподавателями ОУ.


Методическая модель занятия

№ п/п

Этап занятия

Время

1.

Организационный момент:

  • проверка состояния кабинета к занятию
  • проверка внешнего вида обучающихся
  • фиксация отсутствующих

2 минуты

2.

Мотивация занятия:

  • ознакомление с темой
  • ознакомление с целью
  • ознакомление с планом
  • обоснование значения        данного практической деятельности

занятия

в

будущей

3 минуты

3.

Актуализация опорных знаний:

  • отчет по самостоятельной работе, доклады и презентации студентов (приложение № 1)
  • контроль исходного уровня знаний (фронтальный опрос) (приложение № 2)
  • лабораторный эксперимент (приложение № 3)

15 минут

10 минут

 10минут

 Закрепление знаний, формирование умений:

  •  Методическая установка
  • Самостоятельная практическая работа студентов с применением активных форм обучения, кейс технология:
  • работа в малых группах, выполнение заданий (приложение № 4,5)

5 минут

4.

15 минут

5.

Обобщение знаний и умений с применением тестовых заданий

  • методическая установка
  • подготовительный этап
  • заполнение сводной схемы

(приложение № 6)

  • работа с ситуационными задачами и тестовыми заданиями (приложение № 7)

2 минуты

3 минуты

10 минут

10 минут

6.

Рефлексия, составление синквейна, подведение итогов

 (приложение № 8)

3 минуты

7.

Задание к следующему занятию (приложение № 9)

2 минуты

Технологическая карта занятия

Этап занятия

Содержание занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

Организацион ный момент

Создание        делового настроя. Актуализация внимания                и

образовательной активности

Проверка готовности учебной

аудитории и студентов к занятию.

Фиксация отсутствующих

Приветствует обучающихся. Создаёт условия для возникновения внутренних потребностей включения в деятельность

Организационная подготовка к занятию

Слушают, наблюдают, настраиваются на восприятие материала урока.

Мотивация занятия

Создание        рабочей обстановки.

Формирование познавательного интереса к занятию

Ознакомление с темой, планом, целью занятия.

Обоснование значение        данной темы        занятия        в будущей практической

деятельности

Концентрация внимания, запись в тетрадях темы и плана занятия

Актуализация опорных знаний

Отчет по самостоятельной работе студентов.

Фронтальный опрос.

Лабораторный эксперимент.

Преподаватель

делает оценку самостоятельной работе студентов и исходного уровня знаний,

предлагает сформулировать учебные цели, выступает в роли организатора. После ответов уточняет цель и тему занятия.

Преподаватель раздаёт задания для работы групп, определяет регламент работы и сообщает о последующем отчёте групп.

Защищают рефераты

Отвечают на вопросы.

Выдвигают гипотезы, обосновывают, строят логические рассуждения.

Делают химические опыты.

 Предлагают пути решения проблемы.

Закрепление знаний и формирование новых умений при решении проблемной задачи.

Закрепление студентами знаний и формирование новых умений.

Работа в группах с кейсами

1.Ставит перед студентами проблемную задачу.

Акцентирует внимание                на наиболее                важных моментах.

2. Руководит обсуждением
кейса в подгруппах, обеспечивает учащихся дополнительными сведениями

 3. Слушает, поощряет, задаёт наводящие вопросы, координирует действия студентов.

1.        Задают вопросы, углубляющие понимание кейса и проблемы

2. Работают с кейсами в группах.

3.        Разрабатывают варианты
решений, принимают во внимание мнения других

4.Принимают или участвуют в
принятии решений

5.Фиксируют запись выполненного задания, делают выводы.

6.Рассказывают о проделанной работе, наблюдениях и выводах.

Закрепление знаний        и

умений        с применением    тестовых заданий составлением обобщающей схемы

Студентам        объясняется правила решения тестов и составление схемы на логическое сопоставление.

Преподаватель поясняет специфику   схемы и тестовых заданий

Студенты        слушают и выполняют задания

Рефлексия, подведение итогов

Обобщение пройденного материала,        анализ допущенных ошибок, причины затруднений и успеха, оценка степени достижения                целей, выставление оценок с учетом проведенной

игры, выполненных заданий.

Организует рефлексию (по вопросам) и самооценку собственной учебной деятельности.

Формирование положительного настроя обучающихся, выставление оценок,

подведение итогов

Участвуют в подведении итогов.

Осуществляют самоанализ, дают оценку занятию.

Задание        к следующему занятию

Повторение лекционного материала к следующей теме занятия.

Задание        для

внеаудиторной самостоятельной работы

Пояснения        по выполнению

домашнего задания

Фиксация домашнего задания

СПИСОК ИСТОЧНИКОВ

Основные источники:

1.   А.В. Бабков Общая и неорганическая химия, Учебник М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2016.

Дополнительные источники: 

  1. Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. М.:  Высшая школа, 2019.
  2. Глинка Н.Л.  Общая химия.  КноРус, 2019.
  3. Егоров А.С. и др. Химия. Пособие репетитор для поступающих в ВУЗы. Ростов-на Дону. Феникс, 2018.
  4. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. М.:  Экзамен, 2017.
  5. Хомченко Г.П.  Химия для поступающих в вуз. М.:  Новая Волна, 2017.
  6. Учебно-методические пособия, разработанные преподавателями ОУ.

Интернет-источники

http://school-collection.edu.ru/ (ЦОР)

http://interneturok.ru/ (интернет-уроки)

www. pvg. mk. ru (олимпиада «Покори Воробьевы горы»).

www. hemi. wallst. ru (Образовательный сайт для школьников «Химия»).

www. alhimikov. net (Образовательный сайт для школьников).

www. chem. msu. su (Электронная библиотека по химии).

www. chemistry-chemists. com (электронный журнал «Химики и химия»).

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Темы рефератов

  1. Предпосылки появления Периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева

  1. Биография Д.И. Менделеева

  1. Открытие Периодического закона и периодической системы химических элементов Д.И. Менделеева. Его значение для современной науки.

  1. Современные представления о строении атома.

ПРИЛОЖЕНИЕ 2

Фронтальный опрос

1.Сформулируйте периодический закон

2.Что такое период? Что показывает номер периода. Какие периоды вы знаете?

3.Что такое группа? Что показывает номер группы. Какие подгруппы вы знаете?

4.Что показывает порядковый номер?

5.Как устроен атом?

6.Закончите предложения:

1) порядковый номер элемента указывает на…

2) число других ядерных частиц – нейтронов находят по формуле…

3) номер периода указывает на …

4) номер группы показывает на …

7.Закончите предложения, сверху вниз:

В группах:

В пределах одной и той же группы (в главной подгруппе):

Металлические свойства … Почему?

Неметаллические свойства … Почему?

Заряд ядра …

Число электронов на внешнем уровне …

Число энергетических уровней…

В периодах:

В периодах слева направо:

Радиус атома…

Металлические свойства … Почему?

Неметаллические свойства … Почему?

Заряд ядра …

Число электронов на внешнем уровне …

Число энергетических уровней…

Радиус атома…

Эталоны ответов к фронтальному опросу

1. Свойства химических элементов и их соединений находятся в периодической зависимости от заряда ядра атомов.

          2. Период – это горизонтальный ряд элементов, в котором имеет место закономерное изменение свойств элементов от типично металлических к типично неметаллическим и далее к благородным газам.

Номер периода = Число заполненных электронных слоёв = Номер внешнего электронного слоя.

В таблице семь периодов. В 1-м периоде всего два элемента. Во 2-м и 3-м периодах    содержится по восемь элементов. Это малые периоды. Затем идут большие периоды: в 4-м и 5-м периодах – восемнадцать элементов, в 6-м – тридцать два элемента, а в 7-м (последнем) пока известно двадцать восемь химических элементов.

В системе 10 рядов. Малые периоды состоят из одного ряда. Большие периоды – из двух рядов: верхний ряд – чётный, нижний – нечётный.
       
 3. Группы периодической системы (вертикальные столбцы) содержат элементы, свойства которых подобны. Каждая группа состоит из двух подгрупп: главной и побочной.

Подгруппы, в которые входят элементы малых и больших периодов, называются главными. Подгруппы, в которые входят элементы только больших периодов, называются побочными.

Элементы, имеющие одинаковое число внешних электронов, стоят в одной и той же группе. Номер группы = Число внешних электронов.

4. Порядковый номер = Численный заряд ядра = Число протонов = Число электронов.

5. На сегодня известно, что в центре атома находится положительно заряженное ядро, вокруг которого вращаются отрицательно заряженные электроны. Экспериментально доказано, что ядро состоит из протонов (положительных частиц) и нейтронов (нейтральных частиц).

                                                                                                     ПРИЛОЖЕНИЕ 3

                     Химический эксперимент «Исследование рН-растворов»

Задача:

- Определить pH-среды предложенных образцов растворов

Оборудование: образцы растворов, пробирки, вода, индикаторы, индикаторная бумага, стеклянные палочки.

Ход работы:

1.На полоски с индикатором нанесли несколько капель каждого раствора  

2.В дополнительные пробирки перелить небольшое количество образца раствора и с помощью пипетки добавить индикатор.

3. По результатам эксперимента результаты заполнить таблицу:

Номер

пробирки

pH исследуемого раствора при использовании универсального индикатора

Окраска фенолфталеина

Окраска

метилоранжа

Реакция среды

1

2

3

                                              Таблица 1. Окраска индикаторов в зависимости от среды раствора

Индикатор

Среда

Кислая

Нейтральная

Щелочная

Лакмус

Красная

Фиолетовая

Синяя

Фенолфталеин

Бесцветная

Бесцветная

Малиновая

Метилоранж

Розовая

Оранжевая

Жёлтая

                                                                                                 


ПРИЛОЖЕНИЕ 4

                                                Содержание кейса

Характеристики элемента

по его положению в ПС и строению атома

  1. Химический символ, порядковый номер элемента, относительная атомная масса;
  2. Период;
  3. Группа, подгруппа;
  4. Состав атома: количество протонов и нейтронов, электронов;
  5. Электронное строение атома;
  6. Тип химического элемента: s-, р-, d-   элемент; металлический или неметаллический элемент;
  7. Значение валентности;
  8. Тип простого вещества;
  9. Высший оксид, характер оксида, гидрат высшего оксида и его характер;

 Водородное соединение, валентность в нем.


ПРИЛОЖЕНИЕ 5

                                                 Содержание кейса

Тема 1.2.: «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева».
Практическая работа № 2 «Характеристика элементов по их положению в Периодической системе. Составление схем строения атомов по предложенному образцу».

Учебная цель: формировать умение работать с таблицей «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», составлять электронные и электронно-графические схемы строения атомов химических элементов по предложенному образцу.
Учебные задачи:

  1. Научиться видеть, что Периодическая таблица химических элементов – графическое отображение периодического закона.
  2. Рассмотреть структуру периодической таблицы: периоды (малые и большие), группы (главная и побочная).
  3. Уметь определять строение электронных оболочек атомов элементов малых периодов и особенности строения электронных оболочек атомов элементов больших периодов (переходных элементов) по положению химического элемента в Периодической системе.


Задачи  практического занятия:

  1. Повторить теоретический материал по теме практического занятия.
  2. Ответить на вопросы для закрепления теоретического материала.
  3. Определить местоположение химического элемента в таблице «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева».
  4. Составить электронные и электронно – графические схемы строения атомов химических элементов.
  5. Оформить отчет.

    Обеспеченность занятия (средства обучения)
  1. Сборник методических указаний для студентов по выполнению практических занятий и лабораторных работ по учебной дисциплине «Химия».
  2. Таблица «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева».
  3. Тетрадь для практических занятий и лабораторных работ в клетку.
  4. Ручка.
  5. Простой карандаш.
  6. Линейка.


Краткие теоретические и учебно-методические материалы по теме практического занятия

Периодическая система – это графическое изображение закона периодичности.

Сведения, которые можно получить о каждом элементе из периодической таблицы элементов: порядковый (атомный номер), символ элемента, название элемента, относительная атомная масса, распределение электронов по слоям.

Порядковый номер = Численный заряд ядра = Число протонов = Число электронов
Основными структурными единицами системы элементов являются период и группа.

Период – это горизонтальный ряд элементов, в котором имеет место закономерное изменение свойств элементов от типично металлических к типично неметаллическим и далее к благородным газам.

Номер периода = Число заполненных электронных слоёв = Номер внешнего электронного слоя.

В таблице семь периодов. В 1-м периоде всего два элемента. Во 2-м и 3-м периодах содержится по восемь элементов. Это малые периоды. Затем идут большие периоды: в 4-м и 5-м периодах – восемнадцать элементов, в 6-м – тридцать два элемента, а в 7-м (последнем) пока известно двадцать восемь химических элементов.

В системе 10 рядов. Малые периоды состоят из одного ряда. Большие периоды – из двух рядов: верхний ряд – чётный, нижний – нечётный.

Группы периодической системы (вертикальные столбцы) содержат элементы, свойства которых подобны. Каждая группа состоит из двух подгрупп: главной и побочной.

Подгруппы, в которые входят элементы малых и больших периодов, называются главными.

Подгруппы, в которые входят элементы только больших периодов, называются побочными.

Элементы, имеющие одинаковое число внешних электронов, стоят в одной и той же группе.

Номер группы = Число внешних электронов

Правила написания электронной формулы

1. Число электронных слоёв в атоме определяется номером периода, в котором находится элемент.

2. Число электронов на внешнем уровне для элементов главных подгрупп равно номеру группы.

3. У атомов элементов побочных подгрупп сначала заполняется предвнешний уровень, а затем снова внешний.

Задания для практического занятия

1. В карточке указаны химические элементы, определите их положение в Периодической системе и составьте схемы строения их атомов по предложенному образцу.

2. Выполните задание по карточке.


Инструкция по выполнению практического занятия

  1. С помощью простого карандаша, линейки и ручки, покажите какую информацию можно получить о данном химическом элементе из таблицы «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева».
  2. Определите: период, ряд, группу и подгруппу в которых находиться данный химический элемент.
  3. Составьте электроно – графическую схему строения атома данного химического элемента.
  4. Составьте электронную схему строения атома данного химического элемента
  5. Охарактеризуйте свойства его соединений, исходя из положения этого элемента в ПСЭ.
  6. Выполнить задания указанные в карточке.

    Методика анализа результатов, полученных в ходе практического занятия
  1. Выберите химический элемент из предложенного списка.
  2. Используя инструкцию по выполнению практического занятия, охарактеризуйте выбранный вами химический элемент.
  3. Работу со следующим химическим элементом следует начинать только после полного разбора предыдущего элемента.

Порядок выполнения отчёта по практическому занятию

  1. В тетради для практических занятий и лабораторных работ напишите номер, название и учебную цель занятия.
  2. Произведите разбор химического элемента по предложенному в инструкции по выполнению практического занятия алгоритму.
  3. Разберите согласно предложенному образцу все химические элементы, предложенные в карточке.
  4. Выполните задание.
  5. Запишите вывод о проделанной работе, отразите, насколько успешно Вы справились с учебными задачами практического занятия.

Образец отчёта по практическому занятию

Практическое занятие №2 «Характеристика элементов малых периодов по их положению в Периодической системе. Составление схем строения атомов по предложенному образцу»

Учебная цель: формировать умение работать с таблицей «Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева», составлять электронные и электронно-графические схемы строения атомов химических элементов по предложенному образцу.

Порядок оформления работы:
h:\m.gif

  1. Рубидий.
  1. Период 5  Ряд 5  Группа I  Подгруппа а
  1. 37Rb ) ) ) ) ) 
  2. 1s; 2s2; 2p6; 3s2; 3p6; 3d10; 4s2; 4p6; 5s2 2е 8е 18е 8е 1е
  3. 5п. ↑↓

    4п. ↑↓ ↑↓ ↑↑ ↑↓

    3п. ↑↓ ↑↓ ↑↑ ↑↓ ↑↓ ↑↓ ↑↓ ↑↓ ↑↓

    2п. ↑↓ ↑↓ ↑↑ ↑↓

    1п. ↑↓

5.Формула оксида

Формула гидрооксида, кислоты

Формулы солей

Аналогично разберите все предложенные в карточке химические элементы.

Вывод: Выполнив задания практического занятия я (см. учебные задачи).

                                                                                                 ПРИЛОЖЕНИЕ 6

Содержание кейса

                                                                                                                                           

ПРИЛОЖЕНИЕ 7

                                            Содержание кейса

       Тестовые задания по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева. Характеристика элементов по их положению в Периодической системе».

1.  В порядке возрастания неметаллических свойств элементы расположены в ряду:

1) O,N,C,B     2) Cl,S,P,Si      3) C,Si,Ge,Sn      4) B,C,O,F

2. В порядке усиления металлических свойств элементы расположены в ряду:

1) А1,Са,К         2) Ca.Ga.Fe       3) K,Al,Mg        4) Li,Be,Mg

3.  В каком ряду элементы расположены в порядке возрастания их атомного радиуса?

1) Si,P, S.C1      2) O,S,Se,Te     3) At,I,Br,Cl     4) Mg,Al,Si, P

4.  Какой     элемент    образует     газообразное     водородное     соединен соответствующее общей формуле RH2?

1) бор         2) калий              3) сера               4) хром

5.   В главных подгруппах периодической системы восстановительная способность атомов химических элементов растет с

1) уменьшением радиуса атомов  2) увеличением числа энергетических уровней в атомах  3) уменьшением числа протонов в ядрах атомов  4) увеличением числа валентных электронов

6.  В какой группе периодической системы находится элемент Э, входящий в состав кислоты НЭО4?

1) IV                   2) V                    3) VI                  4) VII

7.  В ряду оксидов SiO2 - Р2О5 - SO2 - Cl2Oкислотные свойства

1)   возрастают     2)  убывают    

3)  не изменяются     4) сначала уменьшаются, потом увеличиваются

8.  В   каком   ряду   простые   вещества  расположены   в   порядке   усиления металлических свойств?

1)   Mg, Ca, Ва     2)   Na, Mg, A1      3)   K,Ca,Fe      4) Sc, Ca, Mg

9. По периоду слева направо уменьшается(-ются)

1)  атомный радиус элементов     2)   число валентных электронов в атомах

3)   электроотрицательность элементов     4) кислотные свойства гидроксидов

10. В   порядке увеличения электроотрицательности химические элементы расположены в раду:

1) С, N, О              2) Si.Al.Mg          3) Mg,Ca, Ва         4) Р, S, Si

ПРИЛОЖЕНИЕ 8

Содержание кейса

"Синквейн"

Описание: это стихотворение из пяти строк, в котором автор выражает свое отношение к проблеме:

1 строка – одно ключевое слово, определяющее содержание синквейна;

2 строка – два прилагательных, характеризующих ключевое слово;

3 строка – три глагола, показывающие действия понятия;

4 строка – короткое предложение, в котором отражено авторское отношение к понятию;

5 строка – резюме: одно слово, обычно существительное, через которое автор выражает свои чувства и ассоциации, связанные с понятием.


ПРИЛОЖЕНИЕ 9

Задания к следующему занятию

  1. Конспект лекции по теме «Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева»
  2. Стр.99-116 учебника А.В. Бабков Общая и неорганическая химия,
  3. Учебник М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2016

Список рекомендуемых источников

Основные источники:

  1. А.В. Бабков Общая и неорганическая химия, Учебник М.: «ГЭОТАР-Медиа», 2016.                

Дополнительные источники:         

  1. Ахметов Н.С. Общая и неорганическая химия. М.:  Высшая школа, 2019.
  2. Глинка Н.Л.  Общая химия.  КноРус, 2019.
  3. Егоров А.С. и др. Химия. Пособие репетитор для поступающих в ВУЗы. Ростов-на-Дону. Феникс, 2018.
  4. Кузьменко Н.Е., Еремин В.В. Начала химии. Современный курс для поступающих в вузы. М.:  Экзамен, 2017.
  5. Хомченко Г.П.  Химия для поступающих в вуз. М.: Новая Волна, 2017.
  6. Учебно-методические пособия, разработанные преподавателями ОУ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по дисциплине ОП.08 "Общая и неорганическая химия"

             Рабочая программа учебной  дисциплины общей и неорганической химии разработана на основе Федерального государственного образовательного стан...

Контроль качества неорганических лекарственных средств элементов IV и III группы периодической системы Д.И.Менделеева

Презентация содержит: цели, план, общие характеристики IV и III групп периодической системы химических элементов имени Д.И. Менделеева. В ней дана информация по лекарственным субстанциям: натрия гидро...

Опорный конспект по теме "Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева и строение атома"

Опорный конспект по теме "Периодический закон и периодическая система Д.И.Менделеева и строение атома"...

Периодический закон и периодическая система Д.И. Менделеева

Периодический закон Д.И. Менделеева превратил химию в теоретическую науку, дающую инструмент научного предсказания.Д.И. Менделеев не сомневался в объективности открытого им закона и твердо верил в его...

Тема 1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева

Содержание учебного материалаОткрытие Периодического закона. Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева как графическое отображение Периодического закона. Периодический закон и система...

Периодический закон и периодическая система Д. И. Менделеева в свете учения о строении атома

Презентация содержит теоретический материал, вопросы для самоконтроля знаний, задачи и домашнее задание...

Презентация к уроку: "Периодический закон и Периодическая система Д.И.Менделеева в свете учения о строении атома"

Презентация содержит карткий очерк истории создания классификации химических элементов, варианты таблицы, предложенные Д.И. Менделеевым. Современная трактовка строения периодической системы Д.И.Мендел...