РАБОЧАЯ ПРОГРАММА учебной дисциплины «Геология» для специальности 21.02.03 «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ» (базовая подготовка)
методическая разработка

Гусятинская Екатерина Юрьевна

Рабочая программа дисциплины «Геология»  разработана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта по специальности 21.02.03 «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ».

 Автор программы указала область знаний и умений, которыми должен овладеть студент в результате изучения материала по дисциплине «Геология». Программа рассчитана на 90 аудиторных часов. На внеаудиторную самостоятельную работу отведено 45 часов.

Преподаватель уделили внимание проведению лабораторных и практических работ в количестве 10 часов, которые позволят студентам изучить свойства горных пород и минералов. Студенты смогут получить начальные знания по палеонтологии, петрографии, кристаллографии, научатся определять типы почв и грунтов.

рабочая программа  предусматривает умение определять зональные  элементы  инженерно-геологических условий, делать расчет  по механике грунтов, решать  проблемы  загрязнения окружающей  среды  в период добычи  и транспортировки полезных ископаемых, знание состава, возраста и истории Земли, процессов внешней и внутренней динамики планеты, последовательности проведения инженерно-геологических изысканий  для строительства газонефтепроводов и газонефтехранилищ, геоэкологических принципов рационального природопользования.

Разделы и темы в тематическом плане распределены по видам занятий и  трудоемкости в часах.  Предлагаемый программой перечень практических занятий  обеспечивает приобретение необходимых умений и навыков у студентов. Большое количество времени выделено на самостоятельную работу обучающегося, что способствует развитию самостоятельности, ответственности и организованности, творческого подхода к решению проблем учебного и профессионального уровня, позволяет специалисту в сфере своей деятельности самостоятельно выбирать методы и способы выполнения профессиональных задач, принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность. Данные компетенции актуальны на современном уровне развития страны. В программу включен перечень рекомендуемых учебных изданий и список дополнительной литературы.

обладание специалистом общими и профессиональными компетенциями и функциями, определенными и заложенными в содержании  рабочей программы дисциплины «Геология», и усвоенные знания,  обеспечивают соответствующую квалификацию и уровень образования, необходимый для работодателя.

Рабочая программа по дисциплине «Геология» рекомендуется для использования в учебном процессе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_po_geologii.doc206.5 КБ

Предварительный просмотр:

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ, НАУКИ И МОЛОДЕЖНОЙ ПОЛИТИКИ КРАСНОДАРСКОГО КРАЯ

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение Краснодарского края

«НОВОРОССИЙСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТРОИТЕЛЬСТВА И ЭКОНОМИКИ»

(ГАПОУ КК «НКСЭ»)

 

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

учебной дисциплины «Геология»

для специальности   21.02.03 «Сооружение и эксплуатация

газонефтепроводов и газонефтехранилищ»

(базовая подготовка)

2022 год

УТВЕРЖДАЮ

Зам. директора по УР

________ М.А. Кондратюк

«___»_____2022 г.

ОДОБРЕНА

на заседании ЦМК спец.дисциплин

жилищно-коммунального комплекса

протокол №

от «     »              2022 г.

Председатель ЦМК

________ В.М. Московцева

Рабочая программа составлена на основании ФГОС для укрупненной группы специальностей 21.00.00 «Прикладная геология, горное дело, нефтегазовое дело и геодезия» для специальности 21.02.03 «Сооружение и эксплуатация газонефтепроводов и газонефтехранилищ»

утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ № 484 от 12.05.2014 г., зарегистрирован в Минюсте приказ № 32518 от 02.06.2014 г.

CОГЛАСОВАНО

Научно-методический                                                          

совет   протокол №___                                              

от «__»_____2022 г.                                                                        

___________ Э.М. Ребрина

Разработчик:

____________ Гусятинская Е.Ю.

преподаватель

естественнонаучных дисциплин

первой категории

ГАПОУ КК «НКСЭ»

Рецензенты:

__________ О.И. Сорока

преподаватель

естественнонаучных дисциплин

высшей категории

ГАПОУ КК «НКСЭ»

___________/______________/

___________________

СОДЕРЖАНИЕ

        

1        ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ  ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ                      4                                          

2        СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ        7

        

3        УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ

            ДИСЦИПЛИНЫ                                                                                                                      13

        

4        КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ

           ДИСЦИПЛИНЫ                                                                                                           15

5          КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО МАТЕРИАЛУ РАЗДЕЛОВ (ТЕМ)                     17                                                       

        

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«Геология»

  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины «Геология» является частью программы подготовки специалистов среднего звена (основной профессиональной образовательной программы) в соответствии с ФГОС СПО по специальности СПО  21.02.03 «Сооружение и эксплуатация газонефтепровода и газонефтехранилищ».

  1. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина «Геология» относится к циклу общепрофессиональных  дисциплин ОП 04.
  2. Цели и задачи учебной дисциплины  - требования к результатам освоения учебной дисциплины:

Студент после изучения дисциплины должен обладать следующими общими (ОК) и профессиональными компетенциями (ПК):

ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2. Организовать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 4.Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.

ОК 5. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.

ОК 6. Работать в коллективе и в команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий.

ОК 8. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.

ОК 9. Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.

ПК1.1 Осуществлять эксплуатацию и оценивать состояние оборудования и систем попоказателям приборов.

ПК 2.4. Вести техническую и технологическую документацию.

В результате освоения учебной дисциплины обучающийся должен

уметь:

- вести полевые наблюдения и документацию геологических объектов, работать с горным компасом, описывать образцы горных пород, определять происхождение форм рельефа и отложений в различных породах по структуре обломков;

- читать и составлять по картам схематические геологические разрезы и стратиграфические колонки;

- определять по геологическим, геоморфологическим, физико-графическим картам формы и элементы форм рельефа, относительный возраст пород;

- определять физические свойства минералов, структуру и текстуру горных пород;

- определять формы залегания горных пород и виды разрывных нарушений;

- определять физические свойства и геофизические поля;

- классифицировать континентальные отложения по типам;

- обобщать фациально-генетические признаки;

- определять элементы геологического строения месторождения;

- выделять промышленные типы месторождений полезных ископаемых;

- определять величину водопритоков в горные выработки и к различным водозаборным сооружениям.

знать:

- физические свойства и характеристику оболочек Земли, вещественный состав земной коры,

- общие закономерности строения и истории развития земной коры и размещения в ней полезных ископаемых;

- классификацию и свойства тектонических движений;

- генетические типы, возраст и соотношение с формами рельефа четвертичных отложений;

- эндогенные и экзогенные геологические процессы;

- геологическую и техногенную деятельность человека;

- строение подземной гидросферы;

- структуру и текстуру горных пород;

- физико-химические свойства горных пород;

- основы геологии нефти и газа;

- физические свойства и геофизические поля;

- особенности гидрогеологических и инженерно- геологических условий месторождений полезных ископаемых;

- основные минералы и горные породы;

- основные типы месторождений полезных ископаемых;

- основы гидрогеологии: круговорот воды в природе, происхождение подземных вод и их

 физические свойства;

- газовый и бактериальный состав подземных вод; воды зоны аэрации;

- грунтовые и артезианские воды;

- подземные воды в трещиноватых и закарстованных породах;

- подземные воды в области развития многолетнемерзлых пород;

- минеральные, промышленные и термальные воды;

- условия обводненности месторождений полезных ископаемых;

- основы динамики подземных вод;

- основы инженерной геологии: горные породы как группы и их физико-механические свойства;

- основы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых;

- основы фациального анализа;

- способы и средства изучения и съемки объектов горного производства;

- методы геоморфологических исследований и методы изучения стратиграфического расчленения;

- методы определения возраста геологических тел и восстановления геологических событий прошлого.

  1. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины.

Максимальной учебной нагрузки студента -135 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося - 90 часов,

из них практические занятия - 10 часов;

самостоятельной работы обучающегося - 45 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем

 часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

135

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

90

в том числе:

       практические занятия

10

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

45

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета

2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  «Геология»

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся

Объем часов

Коды компетенций,

формированию

которых способствует элемент программы

1

2

3

4

Введение.

2

Раздел 1. Состав, возраст и история Земли

24

Тема 1.1. Планета Земля.

 

Содержание учебного материала

Гипотезы происхождения Земли. Методы определения возраста геологических тел и восстановления геологических событий прошлого. Методы геоморфологических исследований и методы изучения стратиграфического расчленения.

2

ОК 1-9

ПК 1.1,2.4.

Самостоятельная работа обучающихся:

- проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий);

- работа с таблицами и схемами по теме.

2

ОК 1-9

ПК 1.1,2.4.

Тема 1.2. Строение земной коры, мантии и ядра.

Содержание учебного материала

Физические свойства и характеристику оболочек Земли. Вещественный состав земной коры. Определение физических свойств и геофизических полей.  Общие закономерности строения и истории развития земной коры и размещения в ней полезных ископаемых.

2

ОК 1-9

ПК 1.1,2.4.

Самостоятельная работа обучающихся:

-  работа с таблицами и схемами по теме.

- подготовка рефератов, докладов по теме.

2

ОК 1-9

ПК 1.1,2.4.

Тема 1.3. Вещественный состав земной коры.

Содержание учебного материала

Основные минералы и горные породы. Основы инженерной геологии: горные породы как группы и их физико-механические свойства. Классифицировать континентальные отложения по типам. Генетические типы, возраст и соотношение с формами рельефа четвертичных отложений.

2

ОК 1-9

ПК 1.1,2.4.

Тема 1.4. Возраст земной коры и периодизация истории Земли.

Содержание учебного материала

Геохронологическая (стратиграфическая) шкала. «Геологическое время» и разница  между относительным  и  абсолютным летоисчислением.

4

ОК 1-9

ПК 1.1,2.4.

Самостоятельная работа обучающихся:

- проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий);

- решение задач с помощью геохронологической шкалы.

2

ОК 1-9

ПК 1.1,2.4.

Практическая работа №1: «Геохронологические периоды и стратиграфические перерывы. Решение индивидуальных задач».

Умение читать и составлять по картам схематические геологические разрезы и стратиграфические колонки. Выработка навыков определять по геологическим, геоморфологическим, физико-графическим картам формы и элементы форм рельефа, относительный возраст пород.

2

ОК 1-9

ПК 1.1,2.4.

Самостоятельная работа обучающихся:

- проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий);

- решение задач с помощью геохронологической шкалы.

2

ОК 1-9

ПК 1.1,2.4.

Тема 1.5. Геохронология. Основные этапы развития жизни на Земле.  

Содержание учебного материала

Характеристика исторических этапов формирования Земли. Геологические события  в истории Земли и характеристика историко-геологических геохронологических подразделений. Эндогенные и экзогенные геологические процессы.

2

ОК 1-9

ПК 1.1,2.4.

Самостоятельная работа обучающихся:

- подготовка рефератов и создание презентаций по теме.

2

ОК 1-9

ПК 1.1,2.4.

Раздел 2. Процессы внешней динамики. Экзогенные процессы на суше.     

47

Тема 2.1.

Выветривание (гипергенез).

Содержание учебного материала

Процессы преобразования горных пород и слагающих их минералов на поверхности суши под влиянием факторов и условий географической среды. Разница между физическим, химическим и биологическим выветриванием. Данные о корах и профилях выветривания.

2

ОК 1-9

ПК 1.1,2.4.

Самостоятельная работа обучающихся:

- проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий);

- подготовка рефератов, докладов, сообщений по теме.

4

ОК 1-9

ПК 1.1,2.4.

Практическая работа №2: «Изучение приоритетных характеристик осадочных  горных пород»

Диагностика отдельных образцов горных пород осадочного происхождения по соответствующей методике; заполнение сводной таблицы по форме 1. Умение определять физические свойства минералов, структуру и текстуру горных пород; выделять промышленные типы месторождений полезных ископаемых.

2

ОК 1-9

ПК 1.1,2.4.

Тема 2.2. Геологическая деятельность ветра.

Содержание учебного материала

Процессы дефляции и корразии. Процессы эоловой транспортировки и аккумуляции. Экологическая роль эоловой деятельности.

2

ОК 1-9

ПК 1.1,2.4.

Тема 2.3. Геологическая деятельность поверхностных текучих вод.

Содержание учебного материала

Плоскостной  склоновый  сток. Деятельность    временных русловых потоков. Характеристика деятельности рек, строение пойм и речных террас. Экологическая роль поверхностных водотоков.

4

ОК 1-9

ПК 1.1,2.4.

Тема 2.4. Геологическая деятельность подземных вод.

Содержание учебного материала

Основы гидрогеологии: круговорот воды в природе, происхождение подземных вод и их физические свойства. Основы динамики подземных вод.  

Газовый и бактериальный состав подземных вод. Воды зоны аэрации. Грунтовые и артезианские воды. Подземные воды в трещиноватых и закарстованных породах. Условия обводненности месторождений полезных ископаемых.

6

ОК 1-9

ПК 1.1,2.4.

Самостоятельная работа обучающихся:

- выполнение расчета по предлагаемым данным;

- проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий).

4

ОК 1-9

ПК 1.1,2.4.

Тема 2.5. Геологическая деятельность озер и болот.

Содержание учебного материала

Происхождение озерных впадин. Специфика  геологической деятельности озер и  водохранилищ. Происхождение и типизация болот, их геологическую деятельность. Экологическое значение озер, водохранилищ и болот.

4

ОК 1-9

ПК 1.1,2.4.

Тема 2.6. Геологическая деятельность ледников и водно-ледниковых потоков.

Содержание учебного материала

Типы ледников, их режимом  и движение. Процессы ледниковой денудации и аккумуляции, Мореные отложения. Подземные воды в области развития многолетнемерзлых пород.

4

ОК 1-9

ПК 1.1,2.4.

Самостоятельная работа обучающихся:

- проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий);

- подготовка геологического глоссария по теме.

3

ОК 1-9

ПК 1.1,2.4.

Тема 2.7. Экзогенные процессы в Мировом океане: геологическая деятельность

Мирового океана.

Содержание учебного материала

Физико-химические свойства вод морей и океанов.

Данные о подводном  рельефе океанов и морей, их органическом мире.

4

ОК 1-9

ПК 1.1,2.4.

Самостоятельная работа обучающихся:

- проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий);

- подготовка презентаций, рефератов, докладов и сообщений по теме.

4

ОК 1-9

ПК 1.1,2.4.

Тема 2.8. Морское и океанское осадконакопление.

Содержание учебного материала

Процессы осадконакопления в морях и океанах.

Основы фациального анализа.

2

ОК 1-9

ПК 1.1,2.4.

Тема 2.9 Приоритетные характеристики осадочных  горных пород.

Содержание учебного материала

Минеральный состав, структурно-текстурные особенности и образование осадочных горных пород. Промышленные типы месторождений полезных ископаемых.

2

ОК 1-9

ПК 1.1,2.4.

Раздел 3. Процессы внутренней динамики. Эндогенные геологические процессы.

50

Тема 3.1. Движение земной коры.

Содержание учебного материала

Тектонические процессы внутри земли, влияние на формирование рельефа, формы дислокаций. Современные вертикальные и горизонтальные движения земной коры, складчатые и разрывные нарушения. Формы залегания горных пород и виды разрывных нарушений.

4

ОК 1-9

ПК 1.1,2.4.

Тема 3.2. Землетрясение. Механизм возникновения землетрясения и его параметры

Содержание учебного материала

Интенсивность землетрясений, их географическое распространение. Явление цунами и возможность прогноза землетрясений.

Сейсмическое строительство и  поведение грунтов при землетрясениях.

2

ОК 1-9

ПК 1.1,2.4.

Самостоятельная работа обучающихся:

- выполнение расчета по предлагаемым данным;

- проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий).

4

ОК 1-9

ПК 1.1,2.4.

Практическая работа №3 «Расчёт балльности и сейсмического ускорения по шкале MSK»

Решение задач на определение сейсмического ускорения  и дополнительной инерционной сейсмической силы по предлагаемой методике. Определение величины водопритоков в горные выработки и к различным водозаборным сооружениям.

2

ОК 1-9

ПК 1.1,2.4.

Тема 3.3 Магматизм.

Интрузивный магматизм (плутонизм). Эффузивный магматизм (вулканизм).

Содержание учебного материала

Теории о вулканизме. Продукты извержения вулканов, жидкие вулканические продукты и твердые продукты эксплозивных извержений. Типы вулканических извержений. Магматические горные породы.

4

ОК 1-9

ПК 1.1,2.4.

Самостоятельная работа обучающихся:

- диагностика образцов горных пород по предлагаемой методике;

- проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий).

4

ОК 1-9

ПК 1.1,2.4.

Тема 3.4. Особенности магнитного поля Земли.

Содержание учебного материала

Гипотезы происхождения магнитосферы Земли. Магнитное поле современной Земли  и магнитные свойства горных пород.

2

ОК 1-9

ПК 1.1,2.4.

Тема 3.5. Метаморфизм и метаморфические горные породы.

Содержание учебного материала

Фации метаморфизма. Возможные изменения в первичных породах при метаморфизме.  Параметры метаморфизма и явление «ударный метаморфизм».

4

ОК 1-9

ПК 1.1,2.4.

Самостоятельная работа обучающихся:

- описание горных пород по справочной литературе (инд. Задания);

- проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий).

4

ОК 1-9

ПК 1.1,2.4.

Практическая работа №4: «Изучение приоритетных характеристик метаморфических  горных пород».

Диагностика отдельных образцов горных пород метаморфического происхождения по соответствующей методике; заполнение сводной таблицы по форме 1. Умение определять по геологическим, геоморфологическим, физико-графическим картам формы и элементы форм рельефа, относительный возраст пород. Умение обобщать фациально-генетические признаки.

2

ОК 1-9

ПК 1.1,2.4.

Тема 3.6. Главные структурные элементы земной коры и тектоника литосферных  плит.

Содержание учебного материала

Классификацию и свойства тектонических движений. Основные структурные элементы платформ и основные структурные  элементы подвижных поясов Земли.

4

ОК 1-9

ПК 1.1,2.4.

Самостоятельная работа обучающихся:

- выполнение чертежей и схем по теме;

- подготовка докладов и сообщений по теме.

2

ОК 1-9

ПК 1.1,2.4.

Тема 3.7. Природные ресурсы Земли.

Содержание учебного материала

Основы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых. Минеральные  ресурсы планеты и проблемы загрязнения окружающей природной среды в период добычи и транспортировки полезных ископаемых (прежде всего, нефти и природного газа).

2

ОК 1-9

ПК 1.1,2.4.

Самостоятельная работа обучающихся:

- составление таблицы по ресурсам Земли;

- проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий).

2

ОК 1-9

ПК 1.1,2.4.

Практическая работа №5: «Проблемы геоэкологии в период поиска и разработки месторождений полезных ископаемых».

Умение вести полевые наблюдения и документацию геологических объектов, работать с горным компасом, описывать образцы горных пород, определять происхождение форм рельефа и отложений в различных породах по структуре обломков. Навыки определять элементы геологического строения месторождения.

2

ОК 1-9

ПК 1.1,2.4.

Тема 3.8. Складирование отходов добывающей промышленности.

Содержание учебного материала

Проблемы геоэкологии в период разработки и добычи полезных ископаемых. Классы опасности и лимиты размещения отходов.

4

ОК 1-9

ПК 1.1,2.4.

Самостоятельная работа обучающихся:

- проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий);

- подготовка докладов и сообщений по теме.

2

ОК 1-9

ПК 1.1,2.4.

Раздел 4. Инженерно-геологические изыскания.

10

Тема 4.1. Методы инженерно-геологических изысканий.

Содержание учебного материала

Состав и структура проектов в инженерной геологии. Этапы и ход инженерно-геологических изысканий. Способы и средства изучения и съемки объектов горного производства.

4

ОК 1-9

ПК 1.1,2.4.

Самостоятельная работа обучающихся:

- проработка конспектов занятий, учебной литературы (по вопросам к параграфам, главам учебных пособий);

- составление, чтение и анализ геологических карт.

2

ОК 1-9

ПК 1.1,2.4.

Тема 4.2. Поиск и разведка материалов и источников.

Содержание учебного материала

Основы геологии нефти и газа. Состав и объем инженерно-геологических исследований. Особенности гидрогеологических и инженерно-геологических условий месторождений полезных ископаемых. Сложность инженерно-геологических исследований в районе развития карста, оползней, погребенных  долин.

4

ОК 1-9

ПК 1.1,2.4.

Дифференцированный зачет

2

ВСЕГО: аудиторных – 90 час, из них практических работ – 10 часов; самостоятельной работы – 45 часов

135

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:        

1.  ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2.  репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством);

3. продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация рабочей программы учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета.

Оборудование учебной лаборатории:

- оборудованные персональными компьютерами рабочие места по количеству обучающихся;

- рабочее место преподавателя;

- комплект методических указаний по выполнению лабораторно-практических работ по дисциплине.

Технические средства обучения:

- компьютеры с лицензионным программным обеспечением по количеству обучающихся;  

- интерактивная доска;

- маркерная доска.

Программное обеспечение:

- операционная система Windows XP;

- стандартные программы Windows XP;

- пакет программ Microsoft Office;

- интернет-браузер.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

Литература:

Основная литература:

  1. Лолаев А.Б. Инженерная геология и грунтоведение : учебное пособие/ А.Б. Лолаев, В.В. Бутюгин – Ростов н /Дону, Феникс, 2019.
  2. Платов Н.А. Основы  инженерной  геологии: Учебник.- М.: ИНФРА – М, 2020.
  3. СП 14.13330.2014  Строительство в сейсмических районах СНиП  2-7-81*, 2019 г.

Дополнительная литература:

  1. Бондарев В. П. Геология. Курс лекций: Учебное пособие, М.: Форум: ИНФРА – М, 2019.
  2. Ананьев В.П., Потапов А.Д. Инженерная геология. М.: Высшая школа, 2018.
  3. Передельский Л.В., Приходченко О.Е. Инженерная геология. Ростов-на-Дону: изд-во Феникс, 2018.

Интернет-ресурсы:

1 http://nospe.ucoz.ru/ - Сайт о геологии;

2 www.rsl.ru. – Российская государственная библиотека;

3 http://ner.ru/.  Российская национальная библиотека;

4 http://ben.irex.ru/.  Библиотека по естественным наукам РАН.

 

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

1

2

Уметь:

- вести полевые наблюдения и документацию геологических объектов, работать с горным компасом, описывать образцы горных пород, определять происхождение форм рельефа и отложений в различных породах по структуре обломков;

- читать и составлять по картам схематические геологические разрезы и стратиграфические колонки;

- определять по геологическим, геоморфологическим, физико-графическим картам формы и элементы форм рельефа, относительный возраст пород;

- определять физические свойства минералов, структуру и текстуру горных пород;

- определять формы залегания горных пород и виды разрывных нарушений;

- определять физические свойства и геофизические поля;

- классифицировать континентальные отложения по типам;

- обобщать фациально-генетические признаки;

- определять элементы геологического строения месторождения;

- выделять промышленные типы месторождений полезных ископаемых;

- определять величину водопритоков в горные выработки и к различным водозаборным сооружениям.

- выполнение индивидуальных заданий

- защита рефератов

- выполнение презентаций

- самостоятельная работа, практическое задание №2,3

- самостоятельная работа

- домашняя работа

- практическое задание №4

- самостоятельная работа

- домашняя работа

- подготовка докладов, сообщений

- тестирование

- самостоятельная работа

- подготовка докладов и практическое задание №5

- самостоятельная работа

- выполнение индивидуальных заданий

- защита рефератов

- выполнение презентаций

- самостоятельная работа,    практическое задание №3

- самостоятельная работа

- домашняя работа

- практическое задание №2,3 и самостоятельная работа

- домашняя работа

- подготовка докладов

- тестирование

- самостоятельная работа

- подготовка докладов и практическое задание

- самостоятельная работа

- выполнение индивидуальных заданий

- защита рефератов

- выполнение презентаций

-  практическое задание №4

- самостоятельная работа

- домашняя работа

- тестирование

- подготовка докладов и практическое задание

- самостоятельная работа

Знать:  

- физические свойства и характеристику оболочек

Земли, вещественный состав земной коры,

- общие закономерности строения и истории  

развития земной коры и размещения в ней полезных ископаемых;

- классификацию и свойства тектонических

движений;

- генетические типы, возраст и соотношение с

формами рельефа четвертичных отложений;

- эндогенные и экзогенные геологические процессы;

- геологическую и техногенную деятельность

человека;

- строение подземной гидросферы;

- структуру и текстуру горных пород;

- физико-химические свойства горных пород;

- основы геологии нефти и газа;

- физические свойства и геофизические поля;

- особенности гидрогеологических и инженерно-

геологических условий месторождений полезных

ископаемых;

- основные минералы и горные породы;

- основные типы месторождений полезных ископаемых;

- основы гидрогеологии: круговорот воды в природе; происхождение подземных вод и их

 физические свойства;

- газовый и бактериальный состав подземных вод; воды зоны аэрации;

- грунтовые и артезианские воды;

- подземные воды в трещиноватых и закарстованных породах;

- подземные воды в области развития многолетнемерзлых пород;

- минеральные, промышленные и термальные воды;

- условия обводненности месторождений полезных ископаемых;

- основы динамики подземных вод;

- основы инженерной геологии: горные породы как группы и их физико-механические свойства;

- основы поисков и разведки месторождений полезных ископаемых;

- основы фациального анализа;

- способы и средства изучения и съемки объектов горного производства;

- методы геоморфологических исследований и методы изучения стратиграфического расчленения;

- методы определения возраста геологических тел и восстановления геологических событий прошлого.

Итоговый контроль – дифференцированный зачет

5. КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ ПО МАТЕРИАЛУ РАЗДЕЛОВ (ТЕМ)

Раздел 1. Состав, возраст и история Земли.

1. Дайте определение науке геологии.

2. Назовите главнейшие разделы геологии и дайте краткую их характеристику.

3. Каковы главнейшие этапы развития геологии?

4. Приведите основные параметры Земли: название формы Земли, радиусы, сжатие, объем, поверхность (площадь), масса, наибольшая высота суши и наибольшая глубина океана.

5. Какие геологические сферы установлены во внутреннем строении Земли?

6. Приведите характеристику главных геосфер Земли: земной коры, мантии и центрального ядра.

7. Что такое верхняя мантия, нижняя мантия, литосфера?

8. Какое практическое значение  имеет изучение теплового  режима  в приповерхностных  частях земной коры?

Раздел 2. Процессы внешней динамики. Экзогенные процессы на суше.

  1. Дайте определение термину «выветривание».
  2. . Как проявляются процессы гипергенеза в разных климатических зонах?
  3. В  каких климатических зонах наиболее активно проявляются  физические, химические и биологические факторы выветривания?
  4. Охарактеризуйте процессы химического преобразования горных пород: растворение и выщелачивание, гидратация, гидролиз, карбонатизация и восстановление.
  5. Как проявляются процессы эоловой деятельности: дефляция, коррозия, перенос и аккумуляция?  
  6. Что такое дюны и  барханы, где они возникают, что для них характерно?
  7. Как возникают лёссы и лёссовидные суглинки, какие  существуют теории их  образования и кто автор каждой теории?
  8. Какие свойства обусловливают  высокое плодородие лёссовидных образований?

Раздел 3.  Процессы внутренней динамики.

1. Какие процессы изучает тектоника?

2. Приведите общую характеристику процессов внутренней динамики Земли.

3. Какие факторы обусловливают трещиноватость горных пород?

4. В чем проявляется тектоника литосферных плит?

5. Что такое магматизм, магма, какие виды магматизма проявлены на Земле?

6. Что такое магматическая дифференциация и как она проявляется?

7. Назовите основные формы залегания магматических интрузивных и эффузивных горных пород.

8. Что такое  структура  и текстура горной породы?  Назовите характерные  структуры и текстуры магматических горных пород.

9. Как подразделяются магматические горные породы по содержанию в них кремнезема?

10. Что такое вулканизм?

Раздел 4. Инженерно-геологические изыскания.

1. Что такое  инженерно-геологическая съемка? Какие задачи решаются при её проведении?

2. Назовите основные точки наблюдений при инженерно-геологической съемке.

3. Какие разведочные работы проводятся при инженерно-геологической съемке?

4. Как влияет сложность инженерно-геологических условий местности на состав и объем инженерно-геологических исследований?

5. Для чего проводят инженерно-геологичекую экспертизу?

6. Объясните методику составления инженерно - геологических карт и охарактеризуйте их основные виды.

7. Чем особенны инженерно – геологические изыскания для строительства газонефтепроводов и газонефтехранилищ?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа учебной дисциплины литература для специальности НПО 034700.02 «Архивариус» (1,2 курс, базовый уровень)

Рабочая  программа учебной дисциплины «Литература» является частью общеобразовательной  подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы среднего (полного) об...

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

Рабочая программа учебной дисциплины ИНЖЕНЕРНАЯ ГРАФИКА специальности 08.02.01 Строительство и эксплуатация зданий и сооружений.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта от 11 августа 2014 г.   по специальности 08.02.01 Строительство и экс...

Рабочая программа учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ для специальности 19.02.10 «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОДУКЦИИ ОБЩЕСТВЕННОГО ПИТАНИЯ» базовая подготовка

Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности 19.02.10 Те...

Рабочая программа учебной дисциплины Химия для специальности 34.02.01 Сестринское дело базовой подготовки

Рабочая программа учебной дисциплины «Химия» разработана на основе  ФГОС среднего общего образования, утвержденного приказом Министерства образования и науки РФ от 17.05.12 г. № 413; ...

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика отрасли» специальности - 08.02.01 – Строительство и эксплуатация зданий и сооружений

Рабочая программа учебной дисциплины «Экономика отрасли»  разработана на основе федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального об...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БЕЗОПАСНОСТЬ ЖИЗНЕДЕЯТЕЛЬНОСТИ специальность "Строительство и эксплуатации зданий и сооружений", 2020г.

Рабочая программа учебной дисциплины разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта (далее – ФГОС) по специальности среднего профессионального образования (далее ...