Практическая направленность в преподавании учебной дисциплины "Русский язык и культура речи"
статья по теме

Куренкова Наталья Кирилловна

 

В современном обществе вопросы культуры приобретают первостепенное значение. Современные условия общественной  жизни содействуют развитию новых форм речевого общения, развитию публичной общественной речи. Язык всегда движется, развивается вместе с обществом. В системе образования учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» занимает не последнее место. Сегодня обучение русскому языку и культуре речи происходит в сложных условиях: снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, речь носителей языка засорена неоправданными заимствованиями.

         Со всей очевидностью встает необходимость борьбы  за чистоту, точность и правильность языка. Необходимо широкое, общенародное распространение научных сведений о языковых законах, стилистическом богатстве, правилах его функционирования и путях развития, а также об огромной роли языка как «орудия культуры», как средства познания.  В современных условиях неизмеримо возрастает ответственность нас, педагогов, за чистоту русского языка, его правильность, за его точность и выразительность. «Надо вдумываться в речь, в слова», - говорил А.П.Чехов. «Надо воспитывать в себе вкус к хорошему языку, как воспитывают вкус к гравюрам, хорошей музыке», - убеждал А.М.Горький.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya_kurenkovoy.doc54.5 КБ

Предварительный просмотр:

Н.К. Куренкова

ПРАКТИЧЕСКАЯ  НАПРАВЛЕННОСТЬ

В ПРЕПОДАВАНИИ  РУССКОГО ЯЗЫКА

 И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ

ГОУ СПО «Хабаровский

 торгово-экономический техникум,

г. Хабаровск    

В современном обществе вопросы культуры приобретают первостепенное значение. Современные условия общественной  жизни содействуют развитию новых форм речевого общения, развитию публичной общественной речи. Язык всегда движется, развивается вместе с обществом. В системе образования учебная дисциплина «Русский язык и культура речи» занимает не последнее место. Сегодня обучение русскому языку и культуре речи происходит в сложных условиях: снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, речь носителей языка засорена неоправданными заимствованиями.

         Со всей очевидностью встает необходимость борьбы  за чистоту, точность и правильность языка. Необходимо широкое, общенародное распространение научных сведений о языковых законах, стилистическом богатстве, правилах его функционирования и путях развития, а также об огромной роли языка как «орудия культуры», как средства познания.  В современных условиях неизмеримо возрастает ответственность нас, педагогов, за чистоту русского языка, его правильность, за его точность и выразительность. «Надо вдумываться в речь, в слова», - говорил А.П.Чехов. «Надо воспитывать в себе вкус к хорошему языку, как воспитывают вкус к гравюрам, хорошей музыке», - убеждал А.М.Горький.

Дисциплина «Русский язык и культура речи» введена в учебный план всех средних специальных учебных заведений края, в том числе и Хабаровского торгово-экономического техникума.  Для повышения интереса к изучаемой дисциплине студентам предлагаются самые разнообразные формы и методы. Например, при изучении темы: «Деловое совещание»  практическое занятие может быть проведено в форме деловой игры. Для обсуждения выносятся вопросы, связанные с особенностями делового совещания как особого вида деловой коммуникации; отрабатываются навыки проведения групповой дискуссии и мозгового штурма. При этом целесообразно использовать ролевые игры; проведение совещаний разных видов: инструктивных, оперативных, проблемных и т.д.  Участвуя в ролевой игре, студенты усваивают соответствующий терминологический минимум и правила, обеспечивающие успешное проведение совещания. Особый интерес у студентов вызывают  вопросы проблемного характера, предложенные для  обсуждения:  имеет ли возможность студент, успешно занимающийся  в течение семестра, не сдавать курсовой экзамен;  к чему может привести введение всеобщего платного обучения в средних специальных учебных заведениях;  плюсы и минусы работы общественного городского транспорта.

В ходе проведения «мозгового штурма» на избранную тему отрабатываются приемы стимулирования воображения участников «штурма», формируется оценочное и критическое поведение участников. Формированию  умения  собирать наиболее полную, объективную информацию о партнере по переговорам позволяет игра-тренинг «Журналист», которая проводится при изучении темы «Актуализация деловых контактов». При проведении практического занятия по теме «Типовые коммуникативные ситуации» студентам предлагается провести самотестирование с целью проверки их готовности вступить  в деловые контакты с партнерами разного статуса уже сегодня. Результаты самотестирования позволяют выявить уровень сформированности умения устанавливать и поддерживать деловые контакты с использованием не только речевых, но и невербальных средств общения.

Особый интерес у студентов вызывает  конкурс красноречия, цель которого – познакомить с этическими проблемами речевого поведения оратора; выработать навыки целостного анализа ораторского выступления; оценить ораторское мастерство.  

При изучении темы «Телефонный разговор» проведенная сюжетно-ролевая игра «Вам звонят» восполнила знания  студентов по использованию этикетно-речевых формул общения по телефону. В ходе игры  определяются роли говорящих, их личностные и профессиональные характеристики, тема разговора и соответствующие средства общения (этикетные формулы, функционально-смысловые единицы и т.д.). Выбранное жюри оценивает эффективность разговора и роль каждого исполнителя.

В ходе практических занятий по культуре речи используется  тестовый  контроль, направленный на выяснение сформированности у студентов орфоэпических и грамматических навыков  в соответствии с нормами русского языка.

Все виды и формы занятий по русскому языку и культуре речи повышают познавательный интерес студентов к изучаемой дисциплине, способствуют повышению их интеллектуального уровня, воспитывают стремление научиться выстраивать свое суждение, говорить грамотно  и красиво. Рассмотрим  несколько вариантов заданий для практических занятий, используемых в качестве проверочных работ и контрольных обобщений.

1. Задания на овладение орфоэпическими нормами позволяют избежать ошибок или, по крайней мере, минимизировать их число. Это становится возможным, если постоянно задумываться над вопросом «Как правильно сказать?» и при этом пользоваться орфоэпическими словарями русского языка, сверяя пометки словаря с собственным речевым опытом. Студентам предлагается расставить ударения в словах:   августовский, агент, алфавит,  апостроф, арест, баловать, безудержный, блокировать, бомбардировать,  буржуазия, вероисповедание, ветеринария, втридорога, гастрономия, газопровод, давнишний,  департамент,  дефис, диалог, дозвонишься, заговор,  завидно, закупорить, злоба, избалованный, исповедание, исподволь, каталог, квартал, каучук, красивее, кинематография, кладовая, ломоть, мастерски,  мельком, мизерный, мытарство, наотмашь, некролог, намерение,  новорожденный,  обеспечение, подростковый, поутру, приговор, путепровод, ракушка, револьвер,  свекла, углубить, хозяева, цемент, экскурс.

Для расширения словарного запаса, проверки знаний лексической системы языка могут быть предложены задания по составлению синонимических рядов к словам: актёр, атеизм,  бдительный, отзывчивый, враждебный, бояться, рассердить, аплодировать; и задания по подбору антонимов к словам: вежливый, вечность, возникать, гигант, движение, естественный, забывать, завязывать, знание, искренность, истина, красивый, мирить, надевать, находить, оптимизм, победа, приближать, свет, свобода, создавать, трагический, утверждать, храбрый, цивилизация, родной, густой, единственный, просторный, радоваться.

             Для проверки умения правильно употреблять слова с учетом их лексического значения и норм лексической сочетаемости может быть предложено задание: составить словосочетания или предложения с паронимами: болотистый — болотный, сытый – сытный, тактичный - тактический, поступок – проступок, осудить - обсудить, представить - предоставить.

             На занятиях по культуре речи очень важно приобщить студентов к пользованию толковым словарем и словарем иностранных слов,  что позволит повысить их общий интеллектуальный уровень. Студентам предлагается, пользуясь словарями, объяснить значение заимствованных слов: резюме, диссидент, вотум, саммит, альтруизм, корректный, презентация, адаптация, эксклюзивный, преамбула, толерантность, локальный, виртуальный, реставрация, мемуары, альтернатива, конъюнктура, беспрецедентный, брифинг, менталитет, импичмент, инсинуация, коррупция, реноме.

Следующее задание, направленное на устранение речевых ошибок, приводящих к предметной или понятийной неточности, способствует совершенствованию навыков грамотного построения предложения, достижению точности и выразительности речи: 1. Стихи молодого поэта скоро будут выпущены в журнале. 2. Лес, окутанный тёмным мраком, наводил на нас ужас. 3. Страшная бедность заставляла его влачить жалкое сосуществование. 4. Когда занавес раздвинулся, на сцене стоял актёр в золочёном амплуа. 5.        Писатель показал, как боролась с врагами молодая, почти юная молодёжь. 6. Он не любил работать и вёл праздничный образ жизни. 7.  Новая  пьеса   привлекла   внимание   критиков   оригинальным  до банальности  сюжетом   8. Мы перешли  работать в отсталую бригаду.

 9. В своих произведениях В. Маяковский использует традиционный сатирический приём, основанный на преувеличении - аллегорию. 10. Совместный отдых, как и труд, спаивает людей. 11. Ранние произведения поэта понятливы и доступны каждому.

             Для совершенствования навыков работы с толковым словарем и словарем сочетаемости слов русского языка может быть предложено задание  по определению рода имен существительных и согласованию их с именами прилагательными  или глаголами в прошедшем времени: чай, кофе, какао, леди, такси, Тбилиси, Дели, бренди, какаду, крупье, ВПК, АТС, рояль, фамилия, визави, кашне, жираф, жюри, эсперанто, Янцзы, КГБ, пони, мадам, прорубь, Онтарио, тюль, протеже, ООН, СПИД, кенгуру, домишко, шампунь, инкогнито, умница.

             В целях усвоения грамматических норм русского языка студентам может быть предложено задание образовать форму родительного падежа множественного числа  от имен существительных: валенки, чулки, носки, англичане, башкиры, узбеки, грузины, болгары, киргиз, цыгане, турки, партизаны, гусары, солдаты, апельсины, мандарины, помидоры, вишни, баклажаны, поместья, певуньи, копья, погоны, рельсы, брюки, ружья, судьи, побережья, и, башни, очки, мандарины,  лимоны, платья, статьи, предгорья, деревни, песни, пустыни, килограммы, джинсы, макароны.

            Синтаксические ошибки – самый распространенный вид ошибок и в устной, и в письменной речи. Это нарушение управления и согласования в словосочетании, например, показать об этом вместо показать это; нарушение норм согласования между подлежащим и сказуемым: Стая голубей кружились над домом вместо кружилась;, неправильное построение предложений с однородными членами, особенно в случаях, когда однородные члены требуют употребление разных предлогов или управляют разными падежами: интересовался и уделял много времени спорту вместо интересовался спортом и уделял ему много времени.

Для усвоения синтаксических норм студентам может быть предложено  задание: определить, какого управления требуют слова: беспокоиться, тревожиться (за кого-нибудь, о ком-нибудь); упрекать, порицать (в чём-нибудь, за что-нибудь); удивляюсь, удивлён (чему-нибудь, чем-нибудь); оплатить, заплатить (что-нибудь, за что-нибудь); превосходство, преимущество (над чем-нибудь, перед чем-нибудь).

Понятие «культура речи» сложное и  многогранное. С одной стороны, это особая научная дисциплина, которая призвана повышать речевую культуру носителей языка, а с другой – совокупность определенных  речевых умений и навыков каждого человека. Чем больше таких знаний, умений и навыков, тем выше уровень речевой культуры. Практическая направленность занятий по культуре речи способствует  усвоению норм языка и формированию   речевой культуры студентов.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Практическая работа по русскому языку и культуре речи

          Практическая работа по русскому языку и культуре речи...

Устные деловые жанры речи. Культура разговора (практикум).Конспект урока по русскому языку и культуре речи .

Одна и та же тема может передаваться (одним и тем же автором) в зависимости от целей, от ситуаций, от адресата в разных жанрах функциональных стилей. Всё зависит от того, КТО? ГДЕ?КОГДА? П...

Методическое пособие по выполнению практических занятий по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи»

Настоящее методическое пособие предназначено для использования студентами техникума при изучении учебной дисциплины «Русский язык и культура речи». В методических указаниях определена цель практически...

Компетентностный подход в преподавании дисциплины «Русский язык и культура речи» в медицинском колледже.

В статье рассказывается о методах обучения, которые преподаватель использует при компетентностном подходе, о целях обучения при изучении дисциплины "Русский язык и культура речи". Автор подр...

7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи для группы 1БС91 по теме "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи".

7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи  для группы 1БС91   по теме  "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи" предназначено в рамка...

«Профессиональная направленность дисциплины «Профессиональный язык и культура речи» специальностей «Физическая культура» и «Адаптивная физическая культура»

Диссеминация опыта преподавания дисциплины "Профессиональный язык и культура речи" на специальностях 49.02.01 Физическая культура , 49.02.02 Адаптивная физическая культура в ГПОАУ АО "А...

Методические рекомендации по выполнению практических работ по ОП.17 Русский язык и культура речи

Методические рекомендации по выполнению практических работ по учебной дисциплине «Русский язык и культура речи» разработаны в соответствии с Федеральным государственным образовательным ста...