Урок по окружающему миру "Путешествие по Золотому кольцу России" 3класс
план-конспект урока на тему

Урок по окружающему миру "Путешествие по Золотому кольцу России"  можно использовать материал на 3урока.  Данный урок был предоставлен на конкурс "Моя методическая находка" - 2 место в районе.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok.odt67.83 КБ

Предварительный просмотр:

Открытый урок по окружающему миру "Путешествие по Золотому кольцу России". 3-й класс

Цели урока:

1. Познакомить детей с интересными городами нашей Родины и некоторыми её достопримечательностями.

2.Содействовать патриотическому воспитанию учащихся, воспитывать чувство гордости за свою страну.

3. Развивать речь детей, память, мышление, воображение, умение слушать.

Оборудование:

компьютер, экран, проектор;

  1. мультимедийная презентация;
  1. творческие работы учащихся.

Ход урока:

Эмоциональный настрой.

-Ребята, у нас сегодня на уроке гости - это учителя нашей гимназии. Им хотелось бы с вами поближе познакомиться.

 -я прошу улыбнуться тех, кто пришёл на урок с хорошим настроением.

 - я прошу поднять руку тех, кому нравится общаться с одноклассниками.

 -хлопните в ладоши, если вы не любите ссориться и обижать друг друга.

 - пожмите друг другу руки, если стараетесь уважать себя и других.

 - Вот и состоялось знакомство. Думаю, что теперь можно начать работу. И начнём её с игры. А правило игры такое: я задаю вопрос – а вы дружно отвечаете – да или нет.

- вам нравится принимать участие в интересных делах? ( да)

- у вас есть желание решать проблемы вместе? (да)

- вам хотелось бы во время урока услышать обидное слово? (нет)

- а хотели бы вы отправиться в путешествие и научиться добывать полезную информацию? (да)

-Тогда считайте, что вам повезло. Сегодня на уроке мы совершим увлекательную экскурсию.

-А можно ли путешествовать, не выходя из класса? (да, нет)

-Давайте попробуем совершить экскурсию и научимся использовать разные источники информации.

ΙΙ. Повторение изученного материала.

  1. Организация работы у доски
  1. Расположи правильно (карточки перевернуты).

Игра «Назови одним словом»

  1. План доходов и расходов (бюджет)
  1. Деньги, которые попадают в бюджет (доход)
  2. Деньги, которые тратятся из бюджета (расход)
  3. Доход выше затрат (прибыль)
  4. Доход меньше затрат (убытки)
  5. Плата за работу (зарплата)
  6. Доход хорошего студента (стипендия)
  7. То, что остаётся от дохода семьи после того, как мы израсходуем деньги на всё необходимое (накопления)
  8. Деньги, которые откладывают на будущее (сбережения)
  9. Определённая сумма денег, которую банк регулярно выплачивает вкладчикам за хранение сбережений (процент)
  10. Установленные законом платежи, которые граждане и организации обязаны вносить государству (налоги)

ΙΙΙ. Введение в тему.

- Ваша семья хорошо планировала свои расходы, вы сами бережно относились к своим вещам, сэкономили на этом, экономно расходовали воду, газ, электроэнергию – за всё приходится платить. Какую поговорку об этом можете привести в пример? (Копейка рубль бережёт)

-Накопления родители поместили в банк и получили проценты по вкладу. Собралась определённая сумма. Как можно использовать эти деньги? (отложить на будущее, сделать крупную покупку – купить холодильник, стиральную машину, автомобиль, квартиру и т.д. А можно отправиться в путешествие!)

- Где вы уже побывали.

-Сегодня отправимся в путешествие по России А в какой части России узнаем из стихотворения. (слайд 1)

 Над Темзой плывут туманы,        

 Над Европой нависли тучи,        

А где-то шумят океаны, 

Водопады срываются с кручи.

Но что до заморских диковин,

Коль не познаны русские дали?

Перезвоны святых колоколен

Меня в дорогу позвали.

Я могла бы их вечно слушать, 

Ни о чём другом не просить.

Сам господь мне надел на душу

Золотое кольцо России.

Представьте себе, что у России есть не простое, а особенное Золотое Кольцо, украшено оно особыми российскими самоцветами.

-У каждого из самоцветов, украшающих Золотое кольцо России свое название. Прислушайтесь к их необычному волшебному звучанию. (слайд 2)(презентация см. приложение 1)

– Почему кольцо? И почему Золотое?

– Вы сами в конце урока сможете ответить на эти вопросы и подтвердить или опровергнуть ваши предположения.

– Давайте посмотрим на карту на ней показаны города Золотого кольца. Найдите и назовите их.

– Итак, начинаем путешествие. Чтобы в дороге вы ничего не забыли, в тетрадях будете вести дневник путешествия.(тетрадь стр.45,46).

        -В каждом городе у нас будет небольшая экскурсия.

 -Как называют людей, которые проводят экскурсии? (Экскурсовод.) Экскурсовод — специалист по проведению экскурсий. Смежные профессии: гид, историк, культуролог, музейный работник, этнограф. Специалист в данной области должен иметь хорошие знания по истории, культуре и географии. Ему необходимо знать принципы организации и методики проведения экскурсий, особенности обустройства выставочных стендов. Кроме того, он должен иметь навык общения с публикой, грамотную, хорошо поставленную, речь. Вы сегодня тоже попробуете себя в роли экскурсовода. (слайд 3)

ΙV. Работа с картой России.

Первые сведения о путешествии из энциклопедии.(слайд 4)

Из какого города отправимся в путешествие по Золотому кольцу? Кто догадался? (Из Москвы) А кто был в Москве?

Предлагаю   викторину «Самый внимательный путешественник по столице нашей Родины»

-Кто основал Москву? (Юрий Долгорукий)

-Герб Москвы. Что изображено? (слайд 5)

-Что запомнилось особенно?  

-У стен Кремля расположилась большая площадь. Она называется «Красная», то есть красивая. Это главная площадь страны. На Красную площадь выходят проездные ворота главной башни Кремля. На башне находятся главные часы страны – они показывают самое точное «московское время». Как называется главная башня Кремля? (Спасская)

- Самый большой в мире колокол находится в Кремле. Его называют Царь-колокол. Но он к тому же и самый молчаливый. Что послужило тому, что голоса этого колокола никто никогда не слышал? (пожар)Когда отливали Царь-колокол, случился пожар. Чтобы потушить огонь, в литейную яму, где находился колокол, стали лить воду. Колокол треснул. От него откололся огромный кусок, и колокол навеки остался немым. (слайд 6)

- Кремль славится еще одним чудом – огромной пушкой. Как и колокол, её называют Царь-пушкой. Отлил ее в Москве Андрей Чохов. Вместе со своим помощником он сначала сделал модель пушки, потом целый год готовил форму для её отливки. Из чего была сделана модель Царь-пушки? Какой материал использовал мастер? (воск) (слайд 7)

- В честь победы над Казанским царством, которое долгие годы притесняло Русскую землю, царь Иван Грозный приказал храм построить. А назвали храм Покровский собор. Но москвичи дали храму другое имя. Назовите имя московского юродивого, которое носит храм. (Василий Блаженный) (слайд 8)

Физминутка. (видеофизминутка см. приложение2)

 Город Сергиев Посад

Из Москвы мы едем на северо-восток. И вот мы прибываем в город Сергиев Посад.

Ученик:Я рада приветствовать вас в городе Сергиев Посад. (слайд 9)

Откуда пришло название

Ученик:. В 14 веке два брата решили стать отшельниками. В глухом лесу, неподалеку от города Радонеж они построили себе хижину и стали там жить. Один из братьев не выдержал уединения и вернулся домой. А второй - Сергий, прозванный Радонежским, остался.

Ученик:. Прошло много лет и у Сергия появились соседи-монахи., которые основали здесь большой монастырь. Монастырь – это место, где живут и работают монахи или монахини, люди, которые решили посвятить свою жизнь служению Богу.

Но не только монахи вся Россия прослышала о старце, мечтая жить рядом с таким святым человеком. Так на свет появился Сергиев Посад.

Ученик:. Сейчас на месте хижины Сергия располагается Троице  Сергиева Лавра. Лавра означает главный, самый важный монастырь. Троице-Сергиева Лавра признан главным монастырем России. (слайд 10)

 Ученик:. Здесь находится уникальная библиотека рукописных книг, иконы великого Андрея Рублева. На весь мир знаменита его икона «Троица». (слайд 11)

Ученик: Музей игрушек  основали в Москве в 1918, 1931 был переведён в Сергиев Посад. Там хранится богатая коллекция отечественных и зарубежных игрушек. В музее игрушек Сергиева Посада находится первая в России матрёшка,  которую выточил из берёзы в конце XIX века Василий Звёздочкин. А расписал знаменитый художник Сергей Малютин. Матрёшка была круглолицей, и ясноглазой с аккуратно убранными под платочек волосами. (слайд 12, 13)

   Заполним дневник

    Микроитог.

Из Сергеева Посада мы едем в Переславль - Залесский (показать на карте).

Ученик:. Я рада приветствовать вас в городе Переславль -Залесский. (слайд 14)Переславль - Залесский - город, как и Москва, был основан князем Юрием Долгоруким. Здесь сохранилось много старинных церквей и других памятников архитектуры (прикрепляет картины на карте у города.

Ученик:. Одна из главных ценностей Переславля Залесского – уникальное Плещеево озеро. Глубокое, с прохладной чистой водой, оно притягивает своим спокойствием и изумительной красотой. На его берегу лежит Синий камень – громадный валун, которому поклонялись наши предки-язычники. Камню приносили жертвы, с ним связано много легенд. (слайд 15)

Ученик:. На берегу этого «русского моря», так называют Плещеево озеро, в 1152 году князь Юрий Долгорукий приказал основать город – крепость Переславль, путь к которому лежал через густые леса, отчего к его названию прибавилось прозвище «Залесский».

Ученик: Стены храма – богатыря – Спасо – Преображенского собора стойко перенесли монголо-татарское нашествие, когда за три года враги захватывали Переславль шесть раз! (слайд 16)

Ученик: Город Переславль-Залесский богат архитектурными памятниками, музеями. Особенно интересно посетить небольшие частные коллекции «Музей чайника», «Музей утюга». А еще существует Переславский Железнодорожный музей, где можно посидеть в старинном вагончике и полазить по паровозу. (слайд 17)

УченикВ конце 17 века на берегу Плещеева озера царь Петр I приказал заложить корабельные верфи. 1 августа 1692 года первые корабли были торжественно спущены на воду. До наших дней уцелел лишь один такой корабль – бот «Фортуна», который хранится в музее на Плещеевом озере. (слайд 18)

Микроитог.

Дальше путь лежит в Ростов (показать на карте).

Ученик. Я рада приветствовать вас в городе Ростов. (Герб города).  точных сведений о времени возникновения эмблемы города не сохранилось... Предполагается   северный олень попал в нее не случайно, так как он имел важное значение в жизни обитателей края".(слайд 18)

Ученик. Город Ростов – один из самых древних в Золотом кольце, и уже в давние времена его с уважением называли Великим. Он вырос среди земель, принадлежавших финно-угорскому племени меря. Легенда утверждает, что его основатель носил имя Роста и назвал город в свою честь.

 Самая замечательная часть города – Ростовский Кремль.

Ученик. В те далекие неспокойные времена в каждом городе строился Кремль – это крепостная стена для защиты города от врагов с многочисленными сторожевыми башнями, на которых стояли воины, смотрели вдаль и в случае опасности предупреждали жителей города. Вокруг стены насыпали высокий земляной вал и выкапывали глубокий ров, который заполнялся водой. (слайд 19)

Ученик. В Ростове тоже был построен Кремль. Самая замечательная часть города За его белыми стенами видны купола церквей, колокола которых славятся своим мелодичным звоном. Ростовские колокола известны во всем мире. (слайд 20)

Ученик .У знаменитых ростовских колоколов есть и свои имена В 17 веке было отлито 13 колоколов. Самый большой колокол «Сысой» весит 2 тысячи пудов. Это примерно 32 тонны. Слушание звона ростовских колоколов. (слайд 21)(см. приложение 3)

Ученик. В Ростове можно полюбоваться ростовской финифтью. Тонкая медная пластинка покрывается с обеих сторон слоем эмали (специальная краска). Затем на эмаль наносили рисунки, узоры. Расписной эмалью украшали столовую посуду, оружие. Фабрика «Ростовская финифть» и сейчас выпускает броши, серьги, шкатулки и другие сувениры. (слайд 22, 23)

Микроитог.

Следующая остановка Углич (показать на карте).

Ученик. Я рада приветствовать вас в городе Углич.( Герб города). В Угличе при загадочных обстоятельствах погиб наследник Ивана Грозного царевич Дмитрий. Изображение царевича Дмитрия  .Углич стоит на реке Волге. Название города, возможно, произошло от слова "угол". Река в этом месте изгибается, течёт "углом". (слайд 24)

Ученик.В Угличе много памятников старины. Кроме них, интересна Угличская гидроэлектростанция - одна из первых гидроэлектростанций, построенных на Волге. А ещё в Угличе работает большой часовой завод, где делают часы "Чайка" (прикрепляет картины на карте у города). (слайд 25)

Микроитог.

Из Углича отправляемся в самый крупный город Золотого кольца - г.Ярославль (показать на карте). (слайд 26)

Ученик. Я рада приветствовать вас в городе Ярославле. (Герб города). В ярославских землях существует предание, связанное с историей основания города. По преданию, чтобы подчинить себе эти земли, князю Ярославу Мудрому пришлось сразиться с их хранителем – медведем. Князь Ярослав победил дикого зверя, а медведь с секирой в лапах стал гербом основанного им города. (слайд 27)

Ученик. Плыл как-то по Волге - реке князь Ярослав да всматривался вдаль. Смотрит: С одной стороны берега низкие, а с другой - возвышается холм с крутыми склонами. "Хорошее место для крепости," - решает князь и начинает закладывать город, который был назван его именем - Ярославль. Город тоже стоит на Волге. Вдоль реки можно прогуляться по очень красивой набережной. В центре города мы увидим памятник Фёдору Григорьевичу Волкову. Этот замечательный человек создал в Ярославле первый в России общедоступный театр. Вот почему Ярославль называют родиной русского театра (слайд 28)

Ученик.. Ярославская земля – родина Николая Алексеевича Некрасова. В зрелые годы он часто летом приезжал в свою усадьбу в селе Карабиха, где написал свои знаменитые поэмы «Мороз, Красный нос», «Дедушка», «Русские женщины».

- Ученик. В Ярославском кремле находился Спасо – Преображенский монастырь. В нём было создано духовное училище, в библиотеке которой хранилось более 1000 рукописных книг. Этот монастырь служил усыпальницей князей и знатных Ярославцев.

Ярославль – самый крупный город Золотого кольца.

Ученик. В 17 веке по Волге стали плавать сотни купеческих судов, а по ее берегам раскинулись многолюдные ярмарки. По своему богатству Ярославль в то время уступал лишь Москве. Поэтому издавна считался «запасной столицей».

Учитель: Обсудите в парах информацию, поделитесь вопросами. Посоветуйтесь в группе.

Следующий город на реке Волге, где остановимся г.Кострома

Ученик .Я рада приветствовать вас в городе Кострома. Город основан князем Юрием Долгоруким как крепость для защиты. Сейчас это крупный промышленный и культурный центр. (слайд 29)

Ученик. Название города ученые объясняют по-разному:1. Кострома от слова «костр» - укрепленное место, крепость. 2.Кострома – языческое божество весны. 3.Город Кострома расположен на берегах Волги, при впадении в нее реки Костромы, отсюда и название города. 

Кострома была основана в 1152 г. Суздальским князем Юрием Долгоруким. В 13 веке Кострому несколько раз грабили и сжигали, а затем заново отстраивали.

Ученик .Местоположение Костромы на левом берегу Волги сказывалось на ее развитии. Город находился в стороне от торговых сухопутных путей, соединявших Ростов, Ярославль, Суздаль, Москву. Но в местоположении Костромы были и свои преимущества: она не раз служила укрытием для московских князей от внезапных набегов татар и соперников в борьбе за великое княжение.  

Ученик. В 1767 году во время путешествия по Волге Екатерина II посетила Кострому. Встретив здесь восторженный прием, в благодарность за гостеприимство Екатерина пожаловала городу герб с изображением ладьи "Тверь", на которой она прибыла в Кострому.

Ученик. Легенда гласит, Что Екатерина II на вопрос, какой она хочет видеть Кострому, развернула свой веер - вот город и спланирован по веерной системе. В той части, где улицы сходятся, расположены торговые ряды. Торгуют в них уже несколько веков. (слайд 30)

Ученик. Каждому товару отводилось свое место. Ряды, в зависимости от товара, назывались: Большие и Малые мучные, Масляные, Пряничные, Рыбные, Табачные.

Ученик. Центром Костромы стала полукруглая площадь, раскрытая к Волге

итог: Город основан князем Юрием Долгоруким как крепость для защиты. Сейчас это крупный промышленный и культурный центр.

Ученик Церковь Воскресения. (слайд 31)

Гордость Костромы – каменная церковь Воскресения, (Слайд 21) построенная в средине семнадцатого века. У неё богатая и пышная отделка. Она жизни радостная, приветлива и очень живописна. Особенно хорош храм со стороны парадных ворот ограды. Они немного массивные, но от этого и выглядят царственно и торжественно Белокаменные разные выставке с изображением фантастических птиц и зверей навевают воспоминания о русских народных сказок. Внутренний интерьер интересен росписями 17 века. (Слайд 21) На стенах можно увидеть сюжеты из жития Василия Великого, Григория Богослова и Иоанна Златоуста, в честь которых освящён придел.

Ученик Музей Ивана Сусанина. (слайд 32)

В Костроме находится единственный в мире музей подвига Ивана Сусанина. (Известно, что сам Сусанин был уроженцем одной из деревень Костромы.

        Учитель: Обсудите в парах информацию, поделитесь вопросами. Посоветуйтесь в группе.

Ещё посетим прекрасный город на Волге - Плёс (показать на карте).

Ученик Я рада приветствовать вас в городе Плёс. (Герб города). Плёс - один из старейших городов Ивановской области, ведущий свою историю с 1410 года, когда московский князь Василий I повелел построить здесь укрепленную таможенно-сторожевую заставу. Своё название он получил от речного плёса, то есть широкой части реки между двумя изгибами. (слайд 33)

Ученик Плёс - это город художников.Их привлекает необыкновенная красота города и его окрестностей. Художники приезжали сюда и в прошлом. Особенно любил Плёс русский художник Исаак Ильич Левитан (1860-1900). Сейчас в городе открыт музей И.И.Левитана(слайд 34)

Микроитог.

Из Плёса отправляемся в г.Суздаль (показать на карте).

Ученик Я рада приветствовать вас в городе Суздаль Суздаль известен ещё с X в. Впервые упоминается как город – крепость. На гербе Суздаля – белый сокол, т.е. сокол, обозначает силу и удаль молодца. (слайд 35)

Ученик Среди привольных просторов, полей и лесов, словно сказочный город, сияет он крестами и куполами. Прошли века, но и сегодня этот удивительный город пленяет нас своей первозданной красотой

Издали кажется будто Суздаль – город куполов. Здесь, по обеим берегам речки Каменки, расположилось более двухсот древних храмов и зданий. Не зря Суздаль называют городом – музеем под открытым небом. Второго такого в России нет.

Ученик. Кремль – это первоначальное ядро, вокруг которого разросся Суздаль. Кремль окружен хорошо сохранившимися земляными валами 11 – 12 веков. А над стенами Кремля возвышается Рождественский собор - выдающийся памятник белокаменного зодчества Владимиро-Суздальской Руси. (слайд 36)

Ученик. Удивительно чувствуешь себя на улицах Суздаля – как будто перенесся в далекое прошлое. В Суздале 33 церкви, 5 монастырей, 17 часовен. Сохранились одни из красивейших двухшатровые святые ворота монастыря.

Ученик В 20 веке в Суздале был открыт Музей деревянного зодчества и крестьянского быта. Музей создан как село, с домами, церквами и разнообразными хозяйственными постройками, которые свезены сюда из разных мест Владимирской области.

      -Какие достопримечательности вы  запомнили?

От Суздаля недалеко до г.Владимира

Ученик. Город Владимир основан Владимиром Мономахом. Отсюда и название города. Владимир стоит на высоком берегу реки Клязьмы (приток Оки). (слайд 37)

Ученик Замечательный памятник старины – Золотые ворота. При строительстве городов в старину обязательно возводились ворота, через которые можно было попасть в город. (слайд 38)

Ученик. Ворота во Владимире обиты золоченой медью. За это их прозвали Золотыми. Сейчас высота арки Золотых ворот составляет 14 метров. Раньше она была на полтора метра выше – на столько за века древние ворота ушли в землю.

Ученик. В старинных городах строили собор посреди главной площади. В нем хранили казну города, принимали послов, была библиотека, работали переписчики книг. Храм, со своими крепкими стенами был последним убежищем для защитников города.

Ученик. Величественный Успенский собор долгое время был главным на Руси. В его росписи участвовал замечательный иконописец Андрей Рублев. (слайд 36,37)

-Итак, ребята мы из г.Владимира возвращаемся в г.Москву. Закончилось наше путешествие.

V. Итог урока

- Подведем общий итог – так почему же Золотое кольцо называют кольцом? Золотым? (Так называемое Золотое кольцо России - это уникальные древние русские города, в которых можно найти следы почти любой эпохи из истории становления современной России)

-  А для чего нужны знания о городах Золотого кольца?

-Чем славятся эти города? (своими замечательными людьми, прекрасными памятниками, красивыми видами, чудесной природой)

-Благодаря кому они вошли в историю? Почему эти города вошли в «Зоотое кольцо России»? ( это слава и гордость нашей страны)

-Какие чувства вы испытали? (чувство гордости за свою Родину, любопытства, радости…)

-Почувствовали ли вы гордость за нашу страну, познакомившись с этими городами? Почему?

Рефлексия.

-Я вижу, вам понравился урок. Всем вам хорошо, вы счастливы. А что такое счастье? А можно сказать, что счастье – это когда всем хорошо! Значит, наш урок – счастье. Покажем с помощью аплодисментов, что нам всем хорошо, мы счастливы.              Города старинные

К солнышку лицом

Для России стали

Золотым кольцом.

VI.  Домашнее задание.

  1. Прочитать в учебнике текст «Золотое кольцо России» (стр.88-97);
  2. Подготовить ответы на вопросы раздела «Проверь себя» (стр.98-99);
  3. Выполнить задание №3 в рабочей тетради (47).

Использованная литература

1. Москвоведение. Здравствуй, Москва!: Учебник для 2-4 кл. нач. шк./Н.М. Поникарова, Н.А. Горелова,

2. И.Н. Кузина, О.Е. Тесленко. –М.:АНО ИЦ «Москвоведение», АО «Московские учебники», 1998. – 256 с.: ил.

3. Плешаков А.А. Мир вокруг нас. Учеб. Для 3 кл. нач. шк. В 2 ч. Ч2 / А.А. Плешаков. – 5-е изд. – М.: Просвещение, 2006. – 157 с.: ил. – (зелёный дом). – ISBN 5-09-014978-Х.

4. Дополнительный материал по теме из интернета http://www.liveinternet.ru/users/3197872/rubric/1586660/, http://www.school-help.ru/index.php/katalog/5-shkolnye-prezentacii/251-prezentaciya-zolotoe-kolco-rossii


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по окружающему миру, 3 класс

"Невидимые нити в живой природе."...

Урок путешествие "Золотое Кольцо"

Задачи урока:- познакомиться с городами Золотого кольца России (Сергиев Посад, Переславль-Залесский, Ростов Великий, Углич, Ярославль);- вызвать интерес и расширить кругозор обучающихся о городах Золо...

Конспект урока «Баскетбол. Ведение мяча. Броски по кольцу с пяти точек.»

В современной жизни все больше использование занятий физическими упражнениями направлено не на достижение высоких результатов, а на повышение их оздоровительного влияния на широкие массы населен...

Урок учебной практики по теме: "Изготовление кольца с простой шинкой"

Урок учебной практики с использованием технологии развития критического мышленияпо теме: "Изготовление кольца с простой шинкой" ПМ.01"Изготовление  ювелирных и художестве...

Урок интегрирования «Золотое кольцо России. Серпухов». «The Golden Ring. Serpukhov».

​Урок посвящён истории основания Серпухова, приуроченный вступлению города в "Золотое кольцо России".Цели:Обучающие:-Способствовать формированию мотивации учебной деятельности за счет нестан...