Конспект урока-проекта по окружающему миру на тему: "Вода - растворитель"
план-конспект урока по теме
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 2 города Суздаля»
КОНСПЕКТ УРОКА – ПРОЕКТА по окружающему миру
ТЕМА: «Вода - растворитель»
3 класс
УМК «Перспективная начальная школа»
Учитель первой квалификационной категории:
Козлова Галина Владимировна
2012 – 2013 уч. г.
ЦЕЛЬ:
- формирование образовательных компетенций (информационных, креативных, рефлексивных, проектировочных и т. д.) через реализацию учебного проекта по теме: «Вода - растворитель»
УЧЕБНЫЕ ЗАДАЧИ МОНОПРОЕКТА:
1.Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения.
Регулятивные УУД:
*формулировать учебные задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что еще неизвестно;
*определять последовательность промежуточных целей с учетом конечного результата;
*находить наиболее эффективные способы решения поставленной задачи;
*вносить необходимые дополнения в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его эталона;
*развивать способность к мобилизации сил и энергии для решения поставленной задачи.
КоммуникативныеУУД:
*сотрудничать с другими людьми в поиске необходимой информации, готовность слушать собеседника;
*доступно излагать свои мысли, аргументировать и давать оценку действий;
*признавать возможность существования других точек зрения, слушать и слышать собеседника, вести диалог;
*договариваться о правилах поведения в группе и следовать им.
Познавательные УУД:
*умение вести поиск, выделять , анализировать и синтезировать необходимую информацию для ее дальнейшего представления;
*создавать устные и письменные высказывания.
2.Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов:
*формировать целостный, социально ориентированный взгляд на окружающий мир;
*проявлять навыки результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля;
*развивать навыки сотрудничества с другими людьми в поиске необходимой информации, умение находить выходы из спорных ситуаций;
*осознавать смысл учения и понимание личной ответственности за будущий результат.
3.Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:
*положить начало формированию знаний о важнейшей роли воды в жизни человека и всего окружающего;
*воспитывать бережное отношение к воде;
*расширить представление детей о свойствах воды.
ОБОРУДОВАНИЕ:
- Учебник по окружающему миру (УМК «Перспективная начальная школа», О. Н. Федотова, Г. В. Трафимова,2 ч.);
- Таблички со словами: роса, дождь, облака, иней, туман;
- Инструкционные карты;
- Вещества для проведения опытов: поваренная соль, сахарный песок, речной песок, мел, глина, мед
- Карточки для блицопроса;
- Орфографические, толковые словари русского языка;
- Бейджики с названиями ролей участников проекта;
- Условные знаки для подведения итогов в личностном плане.
СОДЕРЖАНИЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С УЧАЩИМИСЯ
№ | Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | Формируемые УУД |
1 | Мотивация к учебной деятельности | Читает стихотворение: -Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг. Небо светло-голубое. Солнце светит золотое. Ветер листьями играет, Тучка в небе проплывает. Поле, речка и трава. Горы, воздух и листва. Птицы, звери и леса, Гром, туманы и роса, Человек и время года- Это все вокруг…(природа). -О чем сегодня будем говорить? | Слушают и отвечают на вопрос.(о природе) Выполняют задания блицопроса. | |
2 | Подготовительный этап Актуализация знаний и фиксация затруднений с постановкой цели урока Постановка проблемы Деление класса на группы Планирование деятельности | Показывает карточки со словами: роса, дождь, облака, иней, туман. -почему их объединили в одну группу? -О чем же мы сегодня будем говорить? -Прочитайте напоминание Кости Погодина о свойстве воды. -Что такое «растворитель» и «растворяться»? Предлагает выбрать одно из предложенных слов (роса, дождь, облака, туман, иней) и вспомнить основные правила работы в группах: *уважай мнение других; *помогай друг другу; *не перебивай, будь открытым для взаимодействия -Давайте обсудим и примем единые критерии оценивания предполагаемого результата, т. е. коллективного продукта -Каждая группа проведет предлагаемые опыты, результаты запишет в таблицу, сформулирует выводы и подготовит рассказ о воде (как растворителе!) | Отвечают: это предметы неживой природы и все они состоят из воды. -О воде. Читают сообщение в учебнике с.85 и формулируют цель урока. В словарях находят значения слов и фиксируют проблему. Выбирают и таким образом делятся на 5 групп. Называют правила работы в группе Обсуждают и принимают Распределяют роли в группе, планируют действия своей работы, выбирают форму и способ презентации предполагаемого результата | Регулятивные УУД Коммуникативные УУД Коммуникативные УУД Регулятивные УУД Познавательные УУД |
3 | Осуществление деятельности по решению проблемы. Самостоятельная работа учащихся в группах. Оформление полученных результатов. | В качестве фасилитатора и эксперта наблюдает за работой детей. Советует по необходимости, следит за соблюдением временных рамок. Консультирует по вопросам подготовки презентации. | Самостоятельно выполняют запланированные действия. ( По мере необходимости консультируясь с учителем-экспертом) Оформляют проект, анализируют его коллективно, выясняют причины успехов и неудач. | Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД |
4 | Презентация проектов | Организует презентацию полученных результатов каждой группы. В качестве эксперта принимает отчет. Оценивает умения общаться , слушать и слышать, обосновывать свое мнение, умение работать в группе на получение общего результата и т. д. | Познавательные УУД Регулятивные УУД Коммуникативные УУД | |
5 | Подведение итогов проекта | Организует подведение итогов проекта в академическом и личностном плане с помощью «Листка самооценки», в эмоциональном плане с помощью «Дерева настроения» | Оценивают результат своего участия в проекте с помощью «Листка самооценки» и в эмоциональном плане с помощью прикрепления листочков на «Дерево настроения» | Регулятивные УУД Личностные УУД |
Проведите опыты, используя с.85-87 учебника. Результаты запишите в таблицу. Группа 1
№ | Исследуемые вещества | Предположение: Растворится ли в воде? | Наблюдения при исследовании | Результаты опыта | ||
Изменилась прозрачность? | Изменился ли цвет? | Изменился ли вкус? | ||||
1 | ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ | |||||
2 | ИЗВЕСТНЯК |
2) Сформулируйте вывод из проведенных опытов: вода является ………………………………………………………..
3) Обобщите полученные знания: на какие же группы можно распределить все вещества? Приведите свои примеры.
__________________________________________________________________________________________
4) Подумайте и запишите! Как люди используют изучаемое свойство воды в жизни? Приведите свои примеры.
___________________________________________________________________________________________________________
Проведите опыты, используя с.85-87 учебника. Результаты запишите в таблицу. Группа 2
№ | Исследуемые вещества | Предположение: Растворится ли в воде? | Наблюдения при исследовании | Результаты опыта | ||
Изменилась прозрачность? | Изменился ли цвет? | Изменился ли вкус? | ||||
1 | САХАРНЫЙ ПЕСОК | |||||
2 | РЕЧНОЙ ПЕСОК |
2) Сформулируйте вывод из проведенных опытов: вода является ………………………………………………………..
3) Обобщите полученные знания: на какие же группы можно распределить все вещества? Приведите свои примеры.
_______________________________________________________________________________________________________
4) Подумайте и запишите! Как люди используют изучаемое свойство воды в жизни? Приведите свои примеры.
___________________________________________________________________________________________________________
Проведите опыты, используя с.85-87 учебника. Результаты запишите в таблицу. Группа 3
№ | Исследуемые вещества | Предположение: Растворится ли в воде? | Наблюдения при исследовании | Результаты опыта | ||
Изменилась прозрачность? | Изменился ли цвет? | Изменился ли вкус? | ||||
1 | ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ | |||||
2 | ГЛИНА |
2) Сформулируйте вывод из проведенных опытов: вода является ………………………………………………………..
3) Обобщите полученные знания: на какие же группы можно распределить все вещества? Приведите свои примеры.
__________________________________________________________________________________________________________
4) Подумайте и запишите! Как люди используют изучаемое свойство воды в жизни? Приведите свои примеры.
Проведите опыты, используя с.85-87 учебника. Результаты запишите в таблицу. Группа 4
№ | Исследуемые вещества | Предположение: Растворится ли в воде? | Наблюдения при исследовании | Результаты опыта | ||
Изменилась прозрачность? | Изменился ли цвет? | Изменился ли вкус? | ||||
1 | САХАРНЫЙ ПЕСОК | |||||
2 | МАНКА |
2) Сформулируйте вывод из проведенных опытов: вода является ………………………………………………………..
3) Обобщите полученные знания: на какие же группы можно распределить все вещества? Приведите свои примеры.
_________________________________________________________________________________________________________
4) Подумайте и запишите! Как люди используют изучаемое свойство воды в жизни? Приведите свои примеры.
Проведите опыты, используя с.85-87 учебника. Результаты запишите в таблицу. Группа 5
№ | Исследуемые вещества | Предположение: Растворится ли в воде? | Наблюдения при исследовании | Результаты опыта | ||
Изменилась прозрачность? | Изменился ли цвет? | Изменился ли вкус? | ||||
1 | ПОВАРЕННАЯ СОЛЬ | |||||
2 | РЕЧНОЙ ПЕСОК |
2) Сформулируйте вывод из проведенных опытов: вода является ………………………………………………………..
3) Обобщите полученные знания: на какие же группы можно распределить все вещества? Приведите свои примеры.
___________________________________________________________________________________________________________
4) Подумайте и запишите! Как люди используют изучаемое свойство воды в жизни? Приведите свои примеры.
Лист сомооценки участников проекта
Группа _______
№ | Формируемые умения в учебном проекте | Мои результаты |
1 | Я умею принимать и сохранять учебную задачу | |
2 | Я умею планировать, контролировать свою деятельность | |
3 | Я умею оценивать свою деятельность | |
4 | Я умею работать с информацией (источники информации: ____________ __________________________________ | |
5 | Я умею слушать и слышать товарищей | |
6 | Я умею четко излагать свои мысли | |
7 | Я могу выдвигать свои гипотезы и предположения | |
8 | Я умею работать в паре и группе | |
9 | Я умею заполнять инструкционный лист | |
10 | Материал, изучаемый на уроке: | *Я уже знал *Узнал сегодня *Это очень интересно для меня |
Примечание: каждый участник проекта отмечает свои результаты на шкале черточкой в зависимости от уровня усвоения формируемых умений, в №10 ставит знак «V» около варианта своего ответа.
Условные знаки для подведения итогов в эмоциональном плане
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром "Свойства воды"
Конспект предназначен для воспитателей и рекомендован для проведения занятия в виде лабораторных опытов для ознакомления со свойствами воды детей с патологией в развитии....
Конспект коррекционно-развивающего занятия по ознакомлению с окружающим миром "Обувь"
Конспект предназначен для воспитателей коррекционных учреждений и направлен на формирование социально значимых навыков у умственно отсталых детей...
Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме: «Моделирование конспекта НОД (плана - конспекта) по развитию речи и ознакомлению с окружающим миром детей дошкольного возраста»
Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 120px; height: 104px; f...