Тема 5.2 Защита научной работы и культура выступления
план-конспект урока на тему

Курс "Основы научно-исследовательской деятельности" для СПО

Раздел 5. ПРЕДСТАВЛЕНИЕ РЕЗУЛЬТАТОВ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ

Тема 5.2 Защита научной работы и культура выступления 

План:

1.                Требования к выступлению. Правила самопрезентации.

2.                Составление тезисов, плана выступления, заключительное слово.

3.                Соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы.

4.                Рефлексия. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Курс «Основы научно - исследовательской деятельности»                         Тема 5.2

преподаватель СПбТБиИТ Бочкова Любовь Александровна

РАЗДЕЛ 5. Представление результатов научно-исследовательской работы

Тема 5.2 Защита научной работы и культура выступления

План:

  1. Требования к выступлению. Правила самопрезентации.
  2. Составление тезисов, плана выступления, заключительное слово.
  3. Соблюдение правил этикета, обращение к оппонентам, ответы на вопросы.
  4. Рефлексия.

Рекомендуемая литература по теме:

  1. Антонова, Е.С. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – 12-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2013. – 320 с. – (Среднее профессиональное образование).
  2. Завадски, В.А. Правила самопрезентации [Текст] / В.А. Завадски // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2011. - №6. – С. 65-70.
  3. Краевский, В.В. Рефлексия в практике обучения [Электронный ресурс] / В.В. Краевский. – Режим доступа:  http://www.elitarium.ru/2011/08/03/refleksija_v_obuchenii.html. - Загл. с экрана.
  4. Николаева, Н.М. Алгоритм и приёмы формирования рефлексии [Электронный ресурс] / Н.М. Николаева. – Режим доступа: www.it-n.ru/attachment.aspx?id=105334.- Загл. с экрана.
  5. Пастухова, И. П. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / И.П. Пастухова, Н.В. Тарасова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2013. – 160 с. – (Среднее профессиональное образование).
  6. Почтарук, В.В. Рефлексия на уроке [Электронный ресурс] / В.В. Почтарук. – Режим доступа: ks2.tom.ru/wp-content/uploads/2013/04/Рефлексия-на-уроке.doc. – Загл. с экрана.

  1. Чтобы стать первоклассным профессионалом в любой сфере деятельности, недостаточно знаний исключительно в рамках своей специальности. В современном мире преимущество за людьми широкого кругозора, высокой культуры. Культура – не только вежливость, знание этикета, это в первую очередь целесообразная, грамотная и красивая речь. Ни одно предприятие, задуманное партнёрами, ни одно важное дело, планируемое людьми, не осуществится, если участники не договорятся, а переговоры и соглашения ведутся на языке, которым пользуются люди с детства. Чтобы задуманное дело имело успех, необходимо чётко, точно и обстоятельно обсудить все его детали; взаимопонимание во многом зависит от того, насколько хорошо собеседники владеют культурой речи[1].

Культура речи – это неотъемлемая часть общей культуры человека. Культурная речь – это, прежде всего, литературная речь, построенная по установленным нормам (общепринятым правилам) русского языка. Слова – «строительный материал» языка, и каждое слово занимает своё место, т.е. употребляется в определённом значении, в соответствующем контексте. Чистота – это важное качество правильной речи. Чистая речь свободна от нелитературных слов, не засорена диалектизмами, словами  - «сорняками». Речь на защите исследовательской работы должна быть правильной, чистой, выразительной и логичной.

Публичное выступление, публичная защита результатов научной работы – один из ключевых этапов процесса исследования, требующий повышенного внимания. Необходимо также иметь в виду, что существуют периоды внимания, которые составляют приблизительно 10-15 минут. По истечении этого срока внимание падает, затем оно восстанавливается ещё на такой же промежуток времени, потом снова падает, а после третьего пятнадцатиминутного снижается уже существенно[2]. Исходя из вышесказанного, лучше, чтобы выступление укладывалось в минимальный период внимания, т.е. в 10 минут, так как оно целиком обеспечено вниманием аудитории. Краткость выступления – гарантия внимания аудитории. Чем дольше говорит выступающий, тем большее невнимание и нетерпение проявляют слушатели. Как бы ни был интересен докладчик, как бы ни были расположены к нему слушатели, но чем дольше он говорит, тем меньше его слушают и тем больше думают о том, что он явно затянул свою речь и ему пора заканчивать.

Существуют приёмы поддержания внимания:

  • Авансирование – нарочитое затягивание сообщения важной или интересной мысли, идеи, которые наверняка интересуют слушателей. Оратор лишь упоминает о том или ином факте и сообщает; «Об этом речь пойдёт позже»;
  • Закон края, который гласит, что конец и начало запоминаются и воспринимаются лучше, чем середина, поэтому более важные, эмоциональные вещи и фразы стоит говорить в начале или в конце – аудитория это точно запомнит.

При выступлении очень важна техника речи. Устная речь – зеркало эмоций выступающего: через интонации слушатели узнают истинное отношение говорящего освещаемому предмету. Сила слова заключается не в силе голоса, а в интенсивности вкладываемых в него чувств.

Большую роль в речи играет дыхание. Правильное дыхание – основа постановки голоса. Оно поддерживает голос, передаёт мысль. Стресс ослабляет человека и лишает его способности сосредоточенно мыслить и действовать. В результате речь монотонная, вялая, тихая, т.к. стресс приводит к мышечному напряжению и сдерживанию дыхания, изменяет или даже блокирует голос. Если дыхание неспокойное, то и мысли будут сумбурными и неупорядоченными. Произношение слов должно быть внятным, чётким, уверенным, без «глотания» окончаний слов. Необходимо правильно ставить ударения в словах: так, например, звонит (не звонит), облегчит (не облегчит), повторим (не повторим), красивее (не красивее). Если есть сомнения в правильности произношении того или иного слова, то лучше его заменить.

Не допускайте слишком активной жестикуляции – это отвлекает аудиторию от восприятия речи. Жесты должны быть лаконичными и могут использоваться лишь в том случае, когда нужно подчеркнуть что-либо особенно важное.

Также существуют требования и к внешнему виду выступающего. Одежда должна быть чистая, деловая, комфортная, не должна пестрить, стеснять дыхание и движение. Причёска должна быть аккуратная. Мимика должна отражать уверенность и дружелюбие по отношению к аудитории; движения - свободные, уверенные, неагрессивные и прямая спина.  

Нарушение каких – либо «правил» во время выступления может послужить причиной плохой самопрезентации.  

Правильная самопрезентация строится на адекватной самооценке. А от адекватной самооценки зависит и самочувствие, и психологическое здоровье. Стоит научиться наилучшим образом демонстрировать свои сильные качества, чтобы они были заметны, работали на благо профессиональной жизни, и убирать от лишних взглядов то, что ухудшает индивидуальное и общественное мнение.

Понятие «самопрезентация» пришло к нам из США, и под ним понимают вербальную (словесную) и невербальную (голосовую, поведенческую, жестикуляционную) демонстрацию собственной личности в системе внешних коммуникаций[3].

Иными словами, самопрезентация – это то, как человек проявляет себя в процессе работы и что это говорит о нём как о профессионале, личности. Любые процессы коммуникации осознано или бессознательно интерпретируются в процессе общения и складываются в определённый образ, работающий на мнение о человеке как о профессионале, или, наоборот, отталкивающий от личности.

Навыки демонстрации себя закладываются ещё в детстве. Уже тогда закладываются знания о том, какое впечатление производит то или иное поведение, определённое отношение ребёнка к окружающим, он оценивает взрослых и сверстников, и они, в свою очередь, оценивают его. Далее человек анализирует то, как у него получается производить впечатление и демонстрировать себя. При этом полученные на данном этапе знания о том, какие приёмы самопрезентации увенчаются результатом, а какие нет, становятся бессознательным знанием и сказываются на самооценке.

Самооценка личности – это то, как человек относится к самому себе, как видит себя и кем считает. Это качество формируется на основе списка убеждений по отношению к себе, списка хороших и плохих качеств. Есть три категории самооценки: завышенная, заниженная и адекватная[4]. Завышенная самооценка, как и заниженная, мешает личности оценивать своё поведение, видеть слабые и сильные стороны, лишает возможности меняться. Адекватная самооценка помогает приобретать знания о самом себе, видеть результаты своих действий и получать обратную связь от окружения.

Чаще всего у ребёнка, а потом это переходит и во взрослую жизнь, формируется заниженная самооценка. Это часто бывает связано с тем, что в большей степени ребёнка окружают не очень успешные люди; родители и учителя часто обращают внимание на ошибки и негативное поведение ребёнка, не отмечая успехи; неудачи и ошибки воспринимаются с чувством вины, а не как важная составляющая любого успеха; взрослые часто сравнивают его с другими детьми, вместо того, чтобы отмечать уникальность. В зрелом возрасте человек с заниженной самооценкой может ставить себе настолько высокие цели, что для их достижения потребуются сверх усилия, и добиться их за короткое время практически нереально. Так человек приобретает негативный опыт нереализованных результатов, неудачи сказываются и на самооценке, и на способе самопрезентации.

Завышенная самооценка может формироваться как защитный механизм в ответ на людей и негативные явления. Она защищает человека от других людей, возвышая его над ними. Человек стремится доказать всем, что он лучше.

Всё это формирует неадекватную самооценку, которая напрямую влияет на действия, навык самопрезентации и в целом на всю жизнь человека.

В работе над собой важен комплексный подход: нужно работать над адекватной самооценкой (повышать осознанное видение слабых и сильных сторон), знать цели и результаты, к которым нужно прийти, и выстраивать свою самопрезентацию, нарабатывать необходимые навыки, исходя из полученных знаний о себе.

Адекватная самооценка и умение демонстрировать себя строятся на том, что человек сам к себе относится хорошо, т.е. имеет позитивное представление о самом себе. Для подкрепления такого представления просто необходимо заниматься самовнушением, или, иначе говоря, саморекламой в собственных глазах.

Несколько общих правил для работы над собой[5]:

  • Вспомните все Ваши достижения. В том числе это могут быть достижения, значимые только для Вас – победа в конкурсе чтецов в 3-м классе, благодарность за участие в каком-либо конкурсе и т.д.;
  • В повседневной жизни и обычных делах находите победы. Коллекционируйте свои успехи, даже самые незначительные, их можно даже записывать;
  • Если решили что-то сделать, не откладывайте в долгий ящик. Груз нереализованных дел удручает и лишает мотивации;
  • Каждый день узнавайте что-нибудь новое для себя, и делайте то, что никогда раньше не делали;
  • Если Вам что-то непонятно, не бойтесь задать вопрос собеседнику. Лучше единожды показать себя некомпетентным, чем наломать дров и попадать впросак раз за разом;
  • Сильное, тренированное, свободное в своих движениях тело удивительным образом влияет на живущий в этом теле дух. Занимайтесь физическими упражнениями;
  • Обратите внимание на свой внешний вид и вид своего дома. Если нужно – обновите гардероб, смените причёску, сделайте генеральную уборку. Всё это влияет на самоощущение и представление о самом себе;
  •  Старайтесь не демонстрировать свою значимость чрезмерно. Окружающие Вас люди оценят уверенность в себе и без явных намёков на это;
  • Сравнивайте себя сегодняшнего только с собой вчерашним и откажитесь от сравнения с другими людьми;
  • Если возникла такая необходимость, то спокойным и уверенным голосом объясните свой поступок, не оправдывайтесь. Человек, сбивчиво бубнящий оправдания, производит жалкое впечатление;
  • Разрешите себе быть несовершенным. Пусть Вы что-то делаете хуже других – никто не вправе ожидать, что Вы всегда будете безупречны во всех отношениях;
  • Помните, что для того, чтобы получить опыт и стать профессионалом, необходимо делать ошибки. Мы учимся на ошибках, они являются важной составляющей любого успеха. Поэтому забудьте про страх. Представьте себе, что произошло именно то, чего Вы так боялись и заранее продумайте варианты, как Вы будете действовать, и действуйте.

Самое главное – действуйте! Действуйте решительно и безоглядно идите вперёд, не задумываясь о впечатлении от проб и возможных ошибок. Помните о своей цели. В конце концов, когда цель будет достигнута, Вам уже не придётся беспокоиться о том, как улучшить свой образ, усовершенствовать то, что Вы демонстрируете своим видом  поведением – это уже будет сделано.  

 


[1]Антонова, Е.С. Русский язык и культура речи [Текст]: учебник / Е. С. Антонова, Т. М. Воителева. – 12-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2013. – С. 3.

[2]Пастухова, И. П. Основы учебно-исследовательской деятельности студентов [Текст]: учеб. пособие для студ. учреждений сред. проф. образования / И.П. Пастухова, Н.В. Тарасова. – 3-е изд., стереотип. – М.: Академия, 2013. – С.118.

[3]Завадски, В.А. Правила самопрезентации [Текст] / В.А. Завадски // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2011. - №6. – С.65.

[4]Завадски, В.А. Правила самопрезентации [Текст] / В.А. Завадски // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2011. - №6. – С.66-67.

[5]Завадски, В.А. Правила самопрезентации [Текст] / В.А. Завадски // Справочник руководителя учреждения культуры. – 2011. - №6. – С.67-68.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тема 3.3 Структура научно-исследовательской работы

Курс "Основы научно-исследовательской деятельности" для СПОРадел 3. ОРГАНИЗАЦИЯ НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫТема 3.3 Структура научно-исследовательской работыПлан:1.  Структура исследовательск...

САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА студента на тему "Органы социальной защиты населения в РФ"

Представлена самостоятельная работа студента 3-го курса ГБОУ СПО УКСИВТ на тему"Органы социальной защиты населения в РФ", выполненая в форме презентации....

Методическая разработка урока по теме "Назначение, устройство и принцип работы аппаратов токовой защиты.Техническое обслуживание и ремонт предохранителей. Монтаж, сборка предохранительных групп в РУ".

Данная разработка учебного занятия была представлена на Пятый Всероссийский конкурс "Конкурс педагогических достижений", проводимый на портале профессионального сообщества педагогов "Методисты.ру" тво...

Методические рекомендации по организации самостоятельной внеаудиторной работы студентов СПО по теме «Оформление папки – передвижки для повышения педагогической культуры родителей»

Уважаемые студенты и преподаватели, пользователи сайта![[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"19788067","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"height: 110px; width: 127px; f...

Научная работа на тему: "Эффективные способы изучения английского языка"

В связи с развитием научно-технического прогресса и востребованности специалистов со знанием английского языка, тема его изучения стала актуальна для студентов. Более того, есть ряд других причин, бла...