Разработка урока "Тема Родины и исторического прошлого в лирике А. Блока по учебной дисциплине "Литература"
план-конспект занятия на тему

Попова Валентина Степановна

Урок подготовила и провела преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ КК («Краснодарский архитектурно-строительного техникум»), преподаватель высшей категории Попова Валентина Степановна. Во время открытого занятия преподавателю Поповой удалось обобщить основные этапы творчества А. Блока, учащиеся получили возможность разобраться в идейно-художественном своеобразии поэмы «Двенадцать».  Для актуализации и систематизации знаний студентов были использованы различные формы и методы. Во время подготовки к уроку студенты были вовлечены в познавательную деятельность, выполняя опережающие задания. Цели и задачи занятия были определены в самом начале урока. Урок позволил сформировать у учащихся навыки определения главного в художественном тексте. Учащиеся были задействованы в различных видах и формах учебной деятельности: чтение стихотворных текстов наизусть, анализ поэтических произведений, написание сочинения-рассуждения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka._zanyatie.doc103.5 КБ
Office presentation icon prezentatsiya_blok.pps1.98 МБ

Предварительный просмотр:

Урок подготовила и провела преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ КК («Краснодарский архитектурно-строительного техникум»), преподаватель высшей категории Попова Валентина Степановна

Тема Родины и исторического прошлого в лирике А. Блока.

Поэма «Двенадцать».

Эпиграф к уроку

«Творчество Александра Блока – целая поэтическая эпоха…»

                                                                        (В. Маяковский)

Ход урока:

Этап 1. Организационный момент.

Приветствие, мотивация учебной деятельности, определение темы и цели занятия:

        - Уважаемые ребята, сегодня мы систематизируем и обобщим основные этапы творчества Александра Александровича Блока и разберемся в идейно-художественном своеобразии поэмы «Двенадцать».

Этап 2. Опрос учащихся.

        Проверка домашнего задания, фронтальный опрос с использованием фото-материалов презентации:

                        Вопросы по биографии:

  1. В каком городе родился А. Блок?

- В Петербурге.

  1. В какой семье воспитывался? Какие традиции были в его семье? Какое Блок получил воспитание?

- В интеллигентной дворянской культурной семье.

- А. Блок получил сентиментальное воспитание.

- В его семье поддерживались литературные традиции, увлечение поэзией.

  1. Чем было для А. Блока имение его деда Шахматово?

- Любимым местом, там он проводил многие дни отдыха, общался с природой, находил вдохновение.

  1. Что вы можете сказать об образовании поэта и начале творчества?

- В 1898 г. После окончания гимназии поступает на юридический факультет Петербургского университета, в 1901 году переходит на славяно-русское отделение историко-филологического факультета, которое успешно закончит в 1906 году. Стихи Блока появляются в марте 1903 года в журналах «Новый путь» и «Северные цветы».

Этап 3. Изучение нового учебного материала.

                                I сборник стихов

Слово преподавателя:

- Первый сборник стихов А. блока «Стихи о Прекрасной даме» был написан в 1898-1904 гг. Этой теме посвящено 687 стихотворений. Этого не было ни в русской, ни в другой литературе. Этот первый сборник – своего рода лирический дневник.

        В жизнь поэта вошла женщина, которая стала для него источником вдохновения, его любовью, его судьбой.

        Символично и таинственно звучат стихи, весь мир для него разделен на свет и тень. В тени все горести людские, повседневность, обыкновенность, а свет там, где она. Кто же она? Любовь Дмитриевна Менделеева!

        Стихи А. блока впервые появились в печати в мате 1903 года, а в августе этого же года они обвенчались.

        «Стихи о Прекрасной Даме» - это гимн идеальной, возвышенной любви.

        Вместе с тем это мистическое преклонение перед Владычицей Вселенной, Вечной Женственностью. В «Стихах о Прекрасной Даме» возлюбленная лишена каких бы то ни было земных черт. Это Небесная Дева, Вечная Женственность, Лучезарная Царица.

        Лирический герой – готов всю жизнь служить своей Даме. Возлюбленная представляется ему как будто в чудесном сне или сказке. Она часто является в сумраке, тумане, окруженная зыбкими тенями.

1 учащийся:

«Стихи о прекрасной даме»

Предчувствую Тебя. Года проходят мимо —

Всё в облике одном предчувствую Тебя.

Весь горизонт в огне — и ясен нестерпимо,

И молча жду,— тоскуя и любя.

Весь горизонт в огне, и близко появленье,

Но страшно мне: изменишь облик Ты,

И дерзкое возбудишь подозренье,

Сменив в конце привычные черты.

О, как паду — и горестно, и низко,

Не одолев смертельные мечты!

Как ясен горизонт! И лучезарность близко.

Но страшно мне: изменишь облик Ты.

Анализ стихотворения.

Стихотворение «Предчувствую Тебя…» было написано в 1901 году и является одним из лучших шедевров любовной лирики Блока вообще и цикла «Стихи о Прекрасной Даме», в частности. Поэт глубоко вглядывается в свою душу, напряженно ищет свой идеал, трагически сильно воспринимает малейшее изменение в отношениях с возлюбленной. 
            Александр Блок творит идеал женщины в разрыве с действительностью. И как бы не была Прекрасная Дама вне времени, реальность все же вторгается в мир блоковской мечты, нарушая гармонию. Где-то таится смутное, едва уловимое ощущение разлада, неудовлетворенности, неблагополучия в мире и душе поэта:

    Весь горизонт в огне – и ясен нестерпимо.
    И молча жду, тоскуя и любя. 
    Весь горизонт в огне, и близко появленье,
    Но страшно мне: изменишь облик ты…

            Чувства лирического героя так же вне времени. Оно не может повлиять на любовь: «Года проходят мимо». Его страх, что любимая изменится, связан с тем, что лирический герой боится разрушения идеала, разрушения мечты.
            Его внутреннее состояние, душевные переживания легко проследить в речи лирического героя. Обращения к возлюбленной осуществляется местоимением «Ты», которое автор дает с заглавной буквы, таким образом передается обожествление героини, отношение к ней. 

Стихотворение представляет собой монолог-исповедь, поскольку лирический герой признается «ей» в своих мечтах, чувствах, любви. Поэт не кричит о своих чувствах, нет! Он просто «молча ждет», но внутри него «бушует стихия». Об этом свидетельствуют восклицательные конструкции: «Не одолев смертельные мечты!..», «Как ясен горизонт!»
            Александр Блок создает образ возлюбленной, к которой обращен монолог. Я думаю, что, читая это произведение, мы чувствует героиню, как и лирический герой, за счет глаголов в первом лице (предчувствую, жду, пойду). 

Любовь для поэта – чувство, которое доставляет высшее напряжение и наслаждение. Без нее автор не мыслит человеческого существования. При этом один из любящих всегда страдает сильнее другого. Это катастрофа, но такая, которая позволяет пережить невиданное счастье. 

2 учащийся:

                «Вхожу я в темные храмы…»

        Вхожу я в темные храмы,

        Совершаю бедный обряд.

        Там жду я Прекрасной Дамы

        В мерцаньи красных лампад.

        В тени у высокой колонны

        Дрожу от скрипа дверей.

        А в лицо мне глядит, озаренный,

        Только образ, лишь сон о Ней.

        О, я привык к этим ризам

        Величавой Вечной Жены!

        Высоко бегут по карнизам

        Улыбки, сказки и сны.

        О, Святая, как ласковы свечи,

        Как отрадны Твои черты!

        Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

        Но я верю: Милая – Ты.

Анализ стихотворения.

С первого куплета стихотворения мы погружаемся в атмосферу торжественности церковного быта:

       

 Вхожу я в темные храмы,

Совершаю бедный обряд.

Там жду я Прекрасной Дамы

В мерцаньи красных лампад.

 Красный цвет лампад озаряет не только ее образ , но и все вокруг.

О, я првык к этим ризам

Величавай, Вечной Жены!

Высоко бегут по карнизам

Улыбки, сказки и сны.

В последних 2-х строках этого куплета видна радость лирического героя о присутствие в душе Ее света.

В центре стихотворения, Она-Прекрасная Дама, Вечная Жена, Милая, Святая, Величавая. У нее много имен. Даже свечи рядом с ее «Озаренным образом» и «Отрадными чертами», становятся «ласковыми».

        О, Святая, как ласковы свечи,

        Как отрадны Твои черты!

 

          В этом стихе Прекрасная Дама предстает родной для лирического героя, причем не на этом свете, но в вечности:

          Мне не слышны ни вздохи, ни речи,

          Но я верю: Милая-Ты.

3-й учащийся читает наизусть «Девушка пела в церковном хоре…»:

Девушка пела в церковном хоре

О всех усталых в чужом краю,

О всех кораблях, ушедших в море,

О всех забывших радость свою.

Так пел ея голос, летящий в купол,

И луч сиял на белом плече,

И каждый из мрака смотрел и слушал,

Как белое платье пело в луче.

И всем казалось, что радость будет,

Что в тихой заводи все корабли,

И что на чужбине усталые люди

Светлую жизнь себе обрели.

И голос был сладок, и луч был тонок,

И только высоко, у Царских врат,

Причастный тайнам, - плакал ребенок

    О том, что никто не придет назад.  

4-й учащийся читает стихотворение «Мы встречались…»:

Мы встречались с тобой на закате.
Ты веслом рассекала залив.
Я любил твое белое платье,
Утонченность мечты разлюбив.

Были странны безмолвные встречи.
Впереди - на песчаной косе
Загорались вечерние свечи.
Кто-то думал о бледной красе.

Приближений, сближений, сгораний -
Не приемлет лазурная тишь...
Мы встречались в вечернем тумане,
Где у берега рябь и камыш.

Ни тоски, ни любви, ни обиды,
Всё померкло, прошло, отошло..
Белый стан, голоса панихиды
И твое золотое весло.

Слово преподавателя:

– «Город» (1904-1908) как будто написан другим человеком. Вся его вторая книга это ощущение безысходности, падения в болото. Здесь нет пушкинской мудрой хрустально-отчетливой мысли, которая появится позднее, в третьей книге, сейчас он головой в трясине, ясность придет потом.

        Город, изображаемый поэтом, был всегда Петербург. Петербургские ночи, женщины, кабаки, вьюги. Нет, Блок, не воспевал Петербург, но каждая строка его стихотворений как будто соткана из петербургского воздуха и революция, которую он отразил в этой книге тоже была петербургской. С поэтом случилось чудо – он увидел людей и теперь здесь в городе он впервые понял, что это событие для него огромно.

II цикл стихов.

5-й учащийся:

Фабрика

В соседнем доме окна жолты.
По вечерам — по вечерам
Скрипят задумчивые болты,
Подходят люди к воротам.

И глухо заперты ворота,
А на стене — а на стене
Недвижный кто-то, черный кто-то
Людей считает в тишине.

Я слышу всё с моей вершины:
Он медным голосом зовет
Согнуть измученные спины
Внизу собравшийся народ.

Они войдут и разбредутся,
Навалят на спины кули.
И в желтых окнах засмеются,
Что этих нищих провели.

Анализ стихотворения

Труден был путь Блока к людям-путь из замкнутой интеллигентской среды в мир кричащих противоречий и борьбы.

Большое влияние оказала на Блока революция  1905г. Дело не только в поэтических откликах на нее, революция перестраивала и содержание, и художественную систему всей поэзии Блока. Поэт напряженно ищет путей преодоления «лирической уединенности», боится того, что лирика замкнет его в собственном «я».

«Я ухо приложил к земле»,- говорит поэт. «Страшный мир» в годы, предшествовавшие первой русской революции, находит отражение в его стихах со всеми своими действительно страшными чертами: нищетой бедняков, голодными детьми, трагическими смертями, уродством человеческих отношений, мещанством буржуазии, опустошенностью интеллигенции.

Ненавистно было Блоку все, что противоречило его «живому сознанию присутствия в мире бесконечного, чудесного». Особенно ненавидел Блок мир мещанской сытости, буржуазной пошлости. О реакции буржуазии на революцию 1905г. Он писал в стихотворении «Сытые»:

В годы первой русской революции росла  неприязнь поэта и к декадентству. Его тянет к реалистам, он высоко оценивает творческую деятельность Горького. Изменяется и лирический герой поэзии Блока: он становится бедняком, остро чувствующим тяготы жизни, ее неуверенность, несчастливость. Жизнь враждебна и безжалостна к нему.

У Блока:

                Они войдут и разбредутся,

                Навалят на спины кули

                И в жолтых окнах засмеются,

                Что этих нищих провели.

Здесь освещенные изнутри окна фабрики; гудок, зовущий «согнуть спины»№ мрачные черные цветовые пятна.

Однако именно этот центральный в стихотворении образ («черный кто-то») и говорит о своеобразии символистской поэтики Блока:

Впечатления зашифрованы:

                И глухо заперты ворота,

                А на стене - а на стене

                Недвижный кто-то, черный кто-то

                Людей считает в тишине.

                

В этом стихотворении звучит страшная музыка «страшного мира». Изображая рабочих, Блок, ничего не может сказать об их исторической миссии. Но символист Блок глубоко человечную человечность, сочувствие к измученному и обманутому народу, боль за него.

6-й учащийся читает стихотворение «Сытые»:

Они давно меня томили:

В   разгаре девственной мечты

Они скучали, и не жили,

И мяли белые цветы.

И вот - в столовых и гостиных,

Над грудой рюмок, дам, старух,

Над скукой их обедов чинных -

Свет электрический потух.

К чему-то вносят, ставят свечи,

На лицах - желтые круги,

Шипят пергаментные речи,

С трудом шевелятся мозги.

Так - негодует всё, что сыто,

Тоскует сытость важных чрев:

Ведь опрокинуто корыто,

Встревожен их прогнивший хлев!

Теперь им выпал скудный жребий:

Их дом стоит неосвещен,

И жгут им слух мольбы о хлебе

И красный смех чужих знамен!

Пусть доживут свой век привычно -

Нам жаль их сытость разрушать.

Лишь чистым детям - неприлично

Их старой скуке подражать.

7-й учащийся:

Шли на приступ…

Шли на приступ. Прямо в грудь

Штык наточенный направлен.

Кто-то крикнул: "Будь прославлен!"

Кто-то шепчет: "Не забудь!"

Рядом пал, всплеснув руками,

И над ним сомкнулась рать.

Кто-то бьется под ногами,

Кто - не время вспоминать...

Только в памяти веселой

Где-то вспыхнула свеча.

И прошли, стопой тяжелой

Тело теплое топча...

Ведь никто не встретит старость -

Смерть летит из уст в уста...

Высоко пылает ярость,

Даль кровавая пуста...

Что же! громче будет скрежет,

Слаще боль и ярче смерть!

И потом - земля разнежит

Перепуганную твердь.

8-й учащийся читает наизусть стихотворение «Митинг».

9-й учащийся читает наизусть стихотворение «Русь», затем анализирует:

Русь

Ты и во сне необычайна.

Твоей одежды не коснусь.

Дремлю - и за дремотой тайна,

И в тайне - ты почиешь, Русь.

Русь, опоясана реками

И дебрями окружена,

С болотами и журавлями,

И с мутным взором колдуна,

Где разноликие народы

Из края в край, из дола в дол

Ведут ночные хороводы

Под заревом горящих сел.

Где ведуны с ворожеями

Чаруют злаки на полях,

И ведьмы тешатся с чертями

В дорожных снеговых столбах.

Где буйно заметает вьюга

До крыши - утлое жилье,

И девушка на злого друга

Под снегом точит лезвее.

"Русь", анализ стихотворения А. Блока.

Стихотворение "Русь" написано 24 сентября 1906 года и вошло во второй том лирики Блока.

С приходом революции 1905-1907 гг. тема Родины становится одной из ключевых в творчестве Блока.

           Русь сравнивается с женщиной: твоей одежды не коснусь, ты почиешь, живую душу укачала.

Если прислушаться к ритму стихотворения, то все оно звучит как заклинание того самого колдуна, который стоит над костром и монотонно приговаривает «опоясана реками и дебрями окружена». Магия звучит в каждой строфе «ночные хороводы», «ведуны с ворожеями», «ведьмы с чертями». Но постепенно общая картина становится более реальной «вьюга», «утлое жилье», «девушка», «злой друг». Такой автор видит «страны нищету».  Трагическую атмосферу нагнетают образы «тропы печальной, ноной», погоста, кладбища. И все же торжествует светлое «живая душа» и незапятнанная первоначальная чистота.

Лирический герой стихотворения. Он влюблен в свою родину и относится к ней с трепетом и благовонием. Для него Русь, таинственна и необычна. Даже во сне лирический герой не решается приоткрыть завесу этой тайны «твоей одежды не коснусь». Она разная – его Русь. В ней есть не только очарование древности, сказка, тайна, но и нищета, печаль, страдания. Однако, живая душа лирического героя при этом не потеряла своей душевной чистоты. И в этом главная загадка Руси, которую наш герой пытается постичь. В начале стихотворения он обращается к Руси «ты и во сне необычайна», а в конце подводит итог своим размышлениям «она и в снах необычайна».

        В его стихотворениях, посвященных Родине, наблюдается глубина эмоций и переживаний. Блоковское понимание России трагическое, лиричное и очень личное. Автор идеализирует прошлое, в котором переплелись сказочные и реальные события.

   

10-й учащийся читает стихотворение «Незнакомка».

        

Слово преподавателя:

        - Время с 1908-1915 гг. было мрачной полосой в жизни поэта. Прекрасная Дама ушла… А без неё пустота «Ты отошла и я в пустыни» - таково с той поры его постоянное чувство. «Жизнь пуста» - твердил блок. И одно ему осталось в пустоте – это смех над любовью и верой в любовь.

        Все восемь лет Блок неустанно твердит, что он мертвый, даже любовь не может воскресить его. Казалось выхода нет. Но поэт находит святыню. Которой будет поклоняться всю оставшуюся жизнь – «Святыня – это Россия».

        Россия для него раньше – даль, простор, путь. Заговорив о России, он чувствует себя путником, затерявшимся в погибельных, но любимых пространствах, говорит что даже в последнюю минуту на смертном одре он вспомнит Россию как самое дорогое и милое в жизни.

III цикл стихов

11-й учащийся читает стихотворение наизусть, анализирует его.

                

                «О доблестях, о подвигах, о славе…»

О доблестях, о подвигах, о славе

Я забывал на горестной земле,

Когда твое лицо в простой оправе

Передо мной сияло на столе.

Но час настал, и ты ушла из дому.

Я бросил в ночь заветное кольцо.

Ты отдала свою судьбу другому,

И я забыл прекрасное лицо.

Летели дни, крутясь проклятым роем...

Вино и страсть терзали жизнь мою...

И вспомнил я тебя пред аналоем,

И звал тебя, как молодость свою...

Я звал тебя, но ты не оглянулась,

Я слезы лил, но ты не снизошла.

Ты в синий плащ печально завернулась,

В сырую ночь ты из дому ушла.

Не знаю, где приют своей гордыне

Ты, милая, ты, нежная, нашла...

Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий,

В котором ты в сырую ночь ушла...

Уж не мечтать о нежности, о славе,

Всё миновалось, молодость прошла!

Твое лицо в его простой оправе

Своей рукой убрал я со стола.

Анализ стихотворения  « О доблестях, о подвигах, о славе…»

        Это произведение было написано в 1908 году. Оно имеет структуру кольцевой композиции: первая строка повторяет последнюю, но противопоставлена ей; в заключении стихотворения автор словно хочет повторить первую строку, однако он уже не думает ни о доблести, ни о подвигах, он ищет хотя бы нежности, но не находит и ее. 
            Жанр стихотворения — любовное послание. Герой обращается к ушедшей от него любимой женщине. Он испытывает страстное желание вернуть любовь, потерянную уже много лет назад:

            И вспомнил я тебя пред аналоем, 
            И звал тебя, как молодость свою... 
            Я звал тебя, но ты не оглянулась, 
            Я слезы лил, но ты не снизошла.

            Те дни, когда лицо любимой сияло, сменили страшные дни, крутящиеся “проклятым роем”. Образ “страшного мира” символичен, он один из ключевых в стихотворении. Сливаясь с образом сырой ночи, он контрастирует с “синим плащом” прошлого, плащом, в который завернулась героиня, уходя из дома (синий цвет — измена):

            Ты в синий плащ печально завернулась, 
            В сырую ночь ты из дому ушла. 
            Не знаю, где приют своей гордыне 
            Ты, милая, ты, нежная, нашла... 
            Я крепко сплю, мне снится плащ твой синий, 
            В котором ты в сырую ночь ушла... 

            Дни подобны ночи, жизнь кажется сном (“я крепко сплю”). В стихотворении встречается большое количество эпитетов: “на горестной земле”, “заветное кольцо”, “проклятым роем”, “в сырую ночь”. Нежность, с которой герой вспоминает свою любимую, сравнивая ее со своей молодостью: “И звал тебя, как молодость свою...”, — подчеркивается в произведении такими эпитетами, как: “прекрасное лицо”, “ты, милая”, “ты, нежная”. Есть в стихотворении олицетворения и метафоры: “когда твое лицо в простой оправе передо мной сияло на столе”, “я бросил в ночь заветное кольцо”, “ты отдала свою судьбу другому”, “летели дни”, “вино и страсть терзали жизнь мою”. 

        В спасительную силу любви, любви как очищающего светлого чувства, А. Блок верил всегда и стремился отдать всего себя любви, великой любви к женщине, к родине. Любви он посвятил свои чувства, помыслы, душу, что ярко выражено в его творчестве.

12-учащийся читает наизусть стихотворение «Россия» и анализирует его.

Россия

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи,

И вязнут спицы расписные

В расхлябанные колеи...

Россия, нищая Россия,

Мне избы серые твои,

Твои мне песни ветровые, —

Как слезы первые любви!

Тебя жалеть я не умею

И крест свой бережно несу...

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!

Пускай заманит и обманет, —

Не пропадешь, не сгинешь ты,

И лишь забота затуманит

Твои прекрасные черты...

Ну что ж? Одно заботой боле —

Одной слезой река шумней

А ты все та же — лес, да поле,

Да плат узорный до бровей...

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка,

Когда блеснет в дали дорожной

Мгновенный взор из-под платка,

Когда звенит тоской острожной

                Глухая песня ямщика.

Анализ стихотворения.

Настроение, которое создается при чтении стихотворения Александра Блока, медленно переходит от печального к торжественному. Автор называет Россию нищей, её избы – серыми, дороги – расхлябанными, что не может не угнетать, но в последнем четверостишье появляется свет в конце пути:

И невозможное возможно,

Дорога долгая легка...

Появляется какой-то шанс, надежда на лучшее!...

Блок начинает стихотворение со строк:

Опять, как в годы золотые,

Три стертых треплются шлеи...

Слово «Опять» создает ощущение того, что автор повторяет что-то; что-то, что повторяется из раза в раз, из года в год. Что говорит о том, что Россия неизменна, она остается именно такой, какой он была с начала времен, с золотых лет. . Золотым, обычно, называют тот период времени время, когда человечество проживало лучшие свои годы. Значит ли это, что Россия живет все еще тем, прошедшим временем? Думаю, что да.

Второе четверостишье, начинается с обращения:

Россия, нищая Россия...

Он обращается к Стране, как будто он обращается к живому человеку, очевидно, что он считает её живой, не менее живой, чем я или вы. Все, что он видит и слышит, он сравнивает с первыми слезами любви. Первые слезы – это что-то нежное, но в то же время вызывающее какую-то тоску, печаль.

Автор использует специальный прием – аллитерацию – он использует повторяющийся звук «И», что создает особое ощущение: появляется сдавленность в горле, обычно предшествующая слезам, слезам появившимся от жалости к чему-либо.

Автор продолжает монолог, говоря, что он не умеет жалеть. Очевидно, он считает жалость участью слабых, безвольных людей. Да, возможно это жестоко, но, зная это можно с уверенностью сказать, что лирический герой силен духом, и что он без проблем вынесет тяжесть свой судьбы. Как мне кажется, здесь автор проводит параллели между собой и Россией. Он восхваляет силу духа России, силу духа её народа, и говорит:

Какому хочешь чародею

Отдай разбойную красу!...

Он имеет в виду то, что не случилось бы, Россия вынесет все испытания и перейдет через все преграды и это ничуть не смутит её красоты.

13-й учащийся читает наизусть стихотворение А. Блока «На железной дороге»

На железной дороге

        Марии Павловне Ивановой

        Под насыпью, во рву некошенном,

        Лежит и смотрит, как живая,

        В цветном платке, на косы брошенном,

        Красивая и молодая.

        

        Бывало, шла походкой чинною

        На шум и свист за ближним лесом.

        Всю обойдя платформу длинную,

        Ждала, волнуясь, под навесом...

        

        Вагоны шли привычной линией,

        Подрагивали и скрипели;

        Молчали желтые и синие;

        В зеленых плакали и пели.

        

        Вставали сонные за стеклами

        И обводили ровным взглядом

        Платформу, сад с кустами блеклыми,

        Ее, жандарма с нею рядом...

        

        Лишь раз гусар, рукой небрежною

        Облокотясь на бархат алый,

        Скользнул по ней улыбкой нежною...

        Скользнул – и поезд в даль умчало.

        

        Так мчалась юность бесполезная,

        В пустых мечтах изнемогая...

        Тоска дорожная, железная

        Свистела, сердце разрывая...

        

        Не подходите к ней с вопросами,

        Вам все равно, а ей – довольно:

        Любовью, грязью иль колесами

        Она раздавлена – все больно.

14-й учащийся читает наизусть стихотворение «Рожденные в года глухие…»

Рожденные в года глухие…

Рожденные в года глухие

Пути не помнят своего.

Мы - дети страшных лет России -

Забыть не в силах ничего.

Испепеляющие годы!

Безумья ль в вас, надежды ль весть?

От дней войны, от дней свободы -

Кровавый отсвет в лицах есть.

Есть немота - то гул набата

Заставил заградить уста.

В сердцах, восторженных когда-то,

Есть роковая пустота.

И пусть над нашим смертным ложем

Взовьется с криком воронье, -

Те, кто достойней, боже, боже,

Да узрят царствие твое!

15-й учащийся читает стихотворение «О, весна! без конца и без края»

О, весна! без конца и без краю —

Без конца и без краю мечта!

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

Принимаю тебя, неудача,

И удача, тебе мой привет!

В заколдованной области плача,

В тайне смеха — позорного нет!

Принимаю бессонные споры,

Утро в завесах темных окна,

Чтоб мои воспаленные взоры

Раздражала, пьянила весна!

Принимаю пустынные веси!

И колодцы земных городов!

Осветленный простор поднебесий

И томления рабьих трудов!

И встречаю тебя у порога —

С буйным ветром в змеиных кудрях,

С неразгаданным именем бога

На холодных и сжатых губах...

Перед этой враждующей встречей

Никогда я не брошу щита...

Никогда не откроешь ты плечи...

Но над нами — хмельная мечта!

И смотрю, и вражду измеряю,

Ненавидя, кляня и любя:

За мученья, за гибель — я знаю —

Всё равно: принимаю тебя!

Слово преподавателя о поэме «Двенадцать». Работа с текстом поэмы по вопросам:

- Сложность восприятия Блоком социального характера революции. Сюжет поэмы и ее герои. Борьба миров. Изображение «мирового пожара», неоднозначность финала, образ Христа в поэме. Композиция, лексика, ритмика, интонационное разнообразие поэмы.

           Порядочные с ним не кланялись, ему не подавали руки, ему объявили бойкот, его презирали, оскорбляли в письмах и стихах...

           За что? За то, что он написал «Двенадцать». Великую поэму. Гордость русской поэзии 20 века. Первую поэму, прославившую Октябрьскую революцию.

           Поэму, которой суждено было войти во все хрестоматии и учебники по литературе.

           Поэму, поставившую имя Александра Блока в первый ряд русских поэтов. Так говорим мы сейчас, но тогда, зимой 1918 года, так думали отнюдь не все!

           Одни упрекали Блока за то, что он продался большевикам, другие утверждали, что в «Двенадцать» злая сатира на революцию. Третьи возмущались насмешками над обывателями. Зато с какой благодарностью читали эту поэму голодные, озябшие солдаты и матросы. Эта поэма была поэтическим воплощением живой, революционной современности.

   "                Всем телом, всем

                    сердцем, всем сознанием

                    слушайте революцию"!. -призывал поэт!

           Он начал писать поэму с середины : со слов:

   "                Уж я ножичком

                    полосну, полосну..."

   Эти две буквы жж показались ему весьма выразительны. Потом перешел к началу и в один день написал почти всё!

Вопросы к поэме «Двенадцать»

  1. Когда была написана поэма?

- В январе 1918 г.

  1. Чему посвящена поэма?

- Октябрьской революции 1917 г.

  1. Какой мыслью пронизано это произведение?

- Борьба старого мира и нового.

  1. Выпишите из поэмы лозунги, призывы.

- «Вся власть Учредительному Собранию!», «Вперед, вперед, вперед рабочий народ», «Революционный держите шаг!».

  1. Какие две основные краски присутствуют в поэме?

- В поэме присутствуют цвета: черный, белый, встречает красный цвет.

  1. Какие образы-символы вы заметили в поэме?

- Ветер, вьюга, снег – постоянные блоковские мотивы. Число «двенадцать», «пес безродный».

  1. Какими словами описывает автор «мир сытых»?

- «А вон и долгополый – сторонкой – за сугроб…», «барыня в каракуле», «буржуй на перекрестке».

  1. Каков обобщающий образ «старого мира»?

- «Старый мир, как пес паршивый», «И старый мир, как пес безродный, стоит за ним поджавши хвост».

  1. Кого автор противопоставляет «старому миру»?

- Красноармейцев.

  1. Как вы можете охарактеризовать этих героев?

- «В зубах – цигарка, примят картуз,/ На спину б надо бубновый туз!» - коротко и ясно – «тюрьма по ним плачет».

  1. Объясните число «12, которое присутствует в поэме.

- Двенадцать глав, двенадцать красноармейцев, двенадцать месяцев, двенадцать апостолов.

  1. Что выражает образ Христа в конце поэмы?

- Образ Христа – это новая жизнь в будущем, очищение, прощение грехов, отпущение их.

- Образ Христа – надежда на то, что тьму в душах людей победят свет и добро, без Него такой надежды быть не может.

- Образ Христа, вероятно, вера в святость революции.

- Поэма, начинающаяся с черного цвета: «Черный вечер», заканчивается все-таки белым: «В белом венчики из роз…»

Только поэт, кровными узами связанный с народом и Родиной мог так точно услышать и выразить то, чем жил, о чем мечтал, за что боролся русский народ.

           "Но всё-таки "Двенадцать" - величайшее достижение Блока.

           - Согласны ли вы с такой оценкой?

           Можно по-разному относиться к тому, что показал Блок в поэме, к ее героям, их миру. Можно соглашаться или не соглашаться с автором, но нельзя не признать, что поэма "Двенадцать" - великое произведение об одной из наиболее страшных эпох в истории России, ибо революция - это беспощадная схватка Бога и Дьявола за душу человеческую. Поэма "Двенадцать" - честнейшая попытка понять свою страну и свой народ. Не осудить или оправдать, а понять. И именно в этом непреходящее значение Блока и его творчества.

4 Этап. Закрепление учебного материала.

Просмотр презентации, комментарии преподавателя.

5 Этап. Задание на дом. Написать сочинение рассуждение – «Образ революционной эпохи в поэме А. Блока «Двенадцать»

6 Этап. Подведение итогов занятия.

                        Список литературы:

  1. Александр Блок в портретах, иллюстрациях и документах. Пособие для учителя. – Л., Просвещение, 1973 г.
  2. Александр Блок   Петербург. Шахматово. Москва. Фотоальбом   Авторы – составители   В.П. Енишеров, С.С. Лесневский, А.А. Рюмин. – М., Советская Россия, 1986 г.
  3. Русская литература XX века. Учебное пособие для 11-го класса/ под редакцией Кожинова В.В. – М., Русское слово, 1999 г.
  4. Блок А.А. Стихотворения и поэмы: Избранное. Анализ текста. Литературная критика. Сочинения / А.А. Блок., Авт. – сост. Г.Г. Авдонина. – М.: ООО «Издательство Астрель»: ООО «Издательство АСТ», 2004 г.

Интернет-источники:

  1. https://ru.wikipedia.org
  2. http://lib.rus.ec/g
  3. http://900igr.net/prezentatsii/literatura/Blok.html

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Памятка по разработке методических указаний по планированию и организации самостоятельной работы обучающихся по учебной дисциплине/междисциплинарному курсу/профессиональному модулю

Памятка по разработке методических указаний по планированию и организации самостоятельной работы по учебной дисциплине/междисциплинарному курсу/профессиональному модулю разработана для преподавателей ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Сценарий исторической викторины "Крым в истории России: возвращение домой"

Методическая разработка  внеклассного мероприятия - исторической викторины "Крым в истории России: возвращение домой" содержит разнообразные материалы о прошлом Крыма (истории, культуре) и о совр...

Методическая разработка классного часа на тему «Ценностные приоритеты патриотического воспитания обучающихся в учебном заведении».

Цель проведения классного часа: 1.Развитие у обучающихся гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных ценностей. 2.Формирование у них профессионально значимых качеств, умений и ...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА. Роль внеклассной работы по предмету «Информатика и ИКТ» в мотивации учебной деятельности обучающихся.

Заинтересованность  учителя и  учеников  в результатах работы -  гарантия  успеха, развития  творческих  способностей  обучающихся.  Именно внеклассная раб...

Методическая разработка по теме" Технология отработки навыков самостоятельной деятельности при работе с учебными материалами"

Технология отработки навыков самостоятельной деятельности обучающихся при  работе с учебными материалами на уроках по предмету "Основы материаловедения"...

Методическая разработка открытого урока по производственному обучению на тему "Шитье блоков проволокой"

Методическая разработка включает в себя цели урока, материально-техническое оснащение, конспект урока и инструкционную карту....

Рецензия на методическую разработку по теме: Методические указания по выполнению практических работ по общепрофессиональной учебной дисциплине «Учет, калькуляция и отчетность»

Мишель де Монтень писал: "Уберечь свои деньги стоит больших трудов, чем добыть их". Управление любым хозяйственным объектом в условиях современной рыночной экономики невозможно без строго ко...