План открытого урока по литературе «Поверьте мне. Я чист душой» (по творчеству Н. М. Рубцова).
методическая разработка на тему

Разработка открытого урока по дисциплине "Литература" по теме "Поверьте мне. Я чист душой" (по творчеству Н.М. Рубцова).

Скачать:


Предварительный просмотр:

План  открытого урока

по дисциплине «Литература»

Тема: «Поверьте мне. Я чист душой» (по творчеству Н. М. Рубцова). 

Цели:  

        - дидактическая: раскрыть личность и творчество поэта Н. Рубцова, выявить основные мотивы и взаимосвязь лирических произведений поэта с музыкой;

        - развивающая: развивать у студентов память, внимание, логику мышления, интеллект, правильную речь и выразительное чтение лирических произведений;

        - воспитательная: прививать интерес к родной литературе, воспитывать чувство гордости за талантливых русских поэтов.

Тип урока: урок формирования новых знаний

Формы проведения: фронтальный и индивидуальный опрос, беседа, работа с книгой, самостоятельная работа.

Оборудование: портрет Н. Рубцова, сборник стихотворений поэта, выставка книг и журналов с публикациями о Н. Рубцове, телевизор, DVD, диск.

Эпиграф: 

«Жизнь настоящего поэта, его путь и судьба – это тоже произведение, страницы которого таят не меньше нравственного, духовного содержания, нежели стихи».  Николай Коняев.                                                                          

Поэтические цитаты-метафоры, крылатые выражения из стихов Н. Рубцова:

  1. «До конца, до тихого креста

Пусть душа останется чиста!»

  1. «Россия, Русь! Храни себя, храни!»
  2. «Отчизна и воля –

Останься, мое божество!»                                            

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Подготовка к уроку. Запись темы в журнал. Отметить отсутствующих.

  1. Сообщение темы урока, постановка цели и задачи. Мотивация.

       Слово преподавателя: «Тема нашего урока – «Поверьте мне. Я чист душой» (по творчеству Н. Рубцова). Работать сегодня нам, надеюсь, будет интересно. Одну часть работы вы уже проделали дома: выучили стихотворения этого поэта, а на уроке мы выявим основной мотив лирики Н. Рубцова и связь его лирических произведений с таким видом искусства, как музыка.

  1. Изложение нового материала.

План

  1. Детство и юность Н. Рубцова.
  2. Мотив любви.
  3. Народность и человечность лирики поэта.
  4. Чувство родной природы и ее единство с поэтом.
  5. Образ России.
  6. Стихи-песни Н. Рубцова.
  7. Завещание поэта.

     Преподаватель: «Николай Михайлович Рубцов родился 5 января 1936 года на Северной Двине, неподалеку от Архангельска. Беломорье – суровый край, богатый сказками, преданиями, легендами. Край, давший Михаила Васильевича Ломоносова – российского ученого, давший также и прекрасного поэта Николая Рубцова. 

      Война разрушила все. Отец – с первых дней на фронте. Коле было 6 лет, когда заболела и умерла мать. С младшим братом Борисом попал он в детский дом в селе Никольском Тотемского района. Стихотворения «Аленький цветочек» и «Детство» рассказывают как раз о тяжелом детстве поэта.

«Аленький цветок»

Домик моих родителей

Часто лишал я сна.

-  Где он опять, не видели?

Мать без того больна. –

В зарослях сада нашего

Прятался я как мог.

Там я тайком выращивал

Аленький свой цветок.

Этот цветочек маленький

Как я любил и прятал!

Нежил его, - вот маменька

Будет подарку рада!

Кстати его, не кстати ли,

Вырастить все же смог…

Нес я за гробом матери

Аленький свой цветок.

«Детство»

Мать умерла.

Отец ушел на фронт.

Соседка злая

Не дает проходу.

Я смутно помню

Утро похорон

И за окошком

Скудную природу.

Откуда только –

        Как из-под земли! –

Взялись в жилье

          И сумерки и сырость…

Но вот однажды

    Все переменилось,

За мной пришли

Куда-то повезли.

Я смутно помню

Позднюю реку,

Огни на ней,

И скрип, и плеск парома,

И крик: «Скорей!»,

Потом раскаты грома

И дождь … Потом 

Вот говорят,

              Что скуден был паек,

Что были ночи

               С холодом, с тоскою, -

Я лучше помню

Ивы над рекою

И запоздалый

В поле огонек.

Детдом на берегу.

До слез теперь

Любимые места!

И там, в глуши,

Под крышею детдома

Для нас звучало

Как-то незнакомо,

Нас оскорбляло

Слово «сирота».

Хотя старушки

      Местных деревень

 И впрямь на нас

          Так жалобно глядели,

              Как на сирот несчастных

В самом деле,

Но время шло,

         И приближался день.

Когда раздался

Праведный салют,

Когда прошла

Военная морока,

И нам подъем

Объявлен был до срока,

И все кричали:

- «Гитлеру капут!»

Еще прошло

                 Немного быстрых лет,

                И стало грустно вновь:

Мы уезжали!

 Тогда нас всей

              Деревней провожали,

Туман покрыл

             Разлуки нашей след…

(Стихи наизусть читают студенты)

      Преподаватель: В 14 лет Коля заканчивает семилетку в Никольском детдоме и решается осуществить свою детскую мечту – стать моряком. Едет в Ригу, пытается поступить в мореходное училище. А какой это год – 50-ый! В поезде его обворовывают, и одинокий мальчишка, без денег, в чужом городе – что он только тогда пережил и как добрался обратно в родную Николу – одному Богу известно! В мореходку его не приняли – нужно было иметь за плечами 15 лет, а ему было всего 14. События тех дней много позже отольются в щемящее стихотворение «Фиалки»:

Я в фуфаечке грязной

Шел по насыпи мола,

Вдруг тоскливо и страстно

Стала звать радиола:

- Купите фиалки!

Вот фиалки лесные!

 Купите фиалки!

Они словно живые!

Так зачем мою душу

Так волна волновала,

Посылая на сушу

        Брызги сильного шквала?

Кроме моря и неба,

   Кроме мокрого мола,

     Надо хлеба, мне хлеба!

Замолчи, радиола…

    Сел я в белый автобус,

              В белый, теплый, хороший, -

         Там вертелась, как глобус,

Голова контролерши.

(Стихотворение читает наизусть студент)

      Преподаватель: А на море он все же попал, на Северный флот. Через несколько лет его призвали в армию. По словам очевидцев, это был счастливый период в его недолгой жизни. Там, на флоте, он начал печатать свои первый стихи, там появилось много верных друзей. Он был душою моряцкой компании, и часто в кубрике в свободное от вахты время брал в руки любимую гармошку или гитару.

      Он был молод, в расцвете сил, он любил девушку, которая, как он надеялся, его ждала.

«Повесть о первой любви»

Я тоже служил на флоте!

Я тоже памятью полон

О той бесподобной работе –

На гребнях чудовищных волн.

Тобою – ах, море, море! –

Я взвинчен до самых жил,

Но, видно, себе на горе

Так долго тебе служил…

Любимая чуть не убилась, -

Ой, мама родная земля! –

Рыдая, о грудь мою билась,

Как море о грудь корабля.

В печали своей бесконечной,

Как будто вослед кораблю,

Шептала: «Я жду все вечно»,

Шептала: «Я вас люблю».

Люблю вас! Какие звуки!

Но звуки ни то ни се,

И где-то в конце разлуки

Забыла она про все.

Однажды с какой-то дороги

Отправила пару слов:

«Мой милый! Ведь так у многих

Проходит теперь любовь…»

И все же в холодные ночи

Печальней видений других –

Глаза ее, близкие очень,

И море, отнявшие их…

(Стихотворение наизусть читает студент)

       Преподаватель: Жизнь снова испытывает поэта на излом. Как это часто случается, любимая не дождалась. Очень долго не мог залечить эту рану Николай. И любовная лирика окрашивается горечью и грустью. Мотив любви звучит в стихотворениях «Вредная», «Осенняя песня», «Мы с тобой не играли в любовь», «Букет» и другие, которые положены на музыку и известны, как песни.

Звучит песня «Букет» (муз. А. Барыкина)

Я буду долго

Гнать велосипед.

В глухих лугах его остановлю.

Нарву цветов.

И подарю букет

Той девушке, которую люблю.

Я ей скажу:

- С другим наедине

О наших встречах позабыла ты,

И потому на память обо мне

Возьми вот эти

Скромные цветы! –

Она возьмет.

Но снова в поздний час,

Когда туман сгущается и грусть,

Она пройдет,

Не поднимая глаз,

Не улыбнувшись даже…

Ну и пусть.

Я буду долго

Гнать велосипед,

В глухих лугах его остановлю.

Я лишь хочу,

Чтобы взяла букет

Та девушка, которую люблю…

      Преподаватель: После службы в армии – работа на Кировском заводе, затем, в 26 лет учеба в Москве в литературном институте имени Горького. Когда Николай поступал в литературный институт, заявление он написал в стихах. И снова скитание по общежитиям, несправедливость со стороны чиновников от литературы, придирки и перевод на заочное отделение. Но друзья-поэты, с которыми  Николай учился 2 года, уже тогда заметили необыкновенный талант и даже говорили окружающим, что в литературу пришел новый Есенин. Да, он очень любил Есенина, многому у него учился. Но знал и любил также Пушкина, Блока, Тютчева. А любимыми у него оставались Есенин и Тютчев.

      Зрелые стихотворения Рубцова отмечены подлинной народностью и человечностью. Когда поэт говорит о народе, он не умиляется со стороны другим человеком, но дает ему войти в стихотворение с его собственной правдой, в нем как бы говорят сами история, народ, природа. Их естественные голоса звучат в голосе поэта.

«Русский огонек»

Погружены

                               В томительный мороз,

Вокруг меня снега оцепенели.

Оцепенели маленькие ели,

И было небо темное, без звезд.

Какая глушь! Я был один живой.

Один живой в бескрайнем мертвом поле!

                                     Вдруг тихий свет (пригрезившийся, что ли?)

Мелькнул в пустыне,

                                           как сторожевой…

                         Я был совсем как снежный человек,

                         Входя в избу (последняя надежда!),

       И услыхал, отряхивая снег:

                          - Вот печь для вас и теплая одежда… -

             Потом хозяйка слушала меня,

Но в тусклом взгляде

Жизни было мало,

              И, неподвижно сидя у огня,

                          Она совсем, казалось, задремала…

Как много желтых снимков на Руси

В такой простой и бережной оправе!

И вдруг открылся мне

И поразил

Сиротский смысл семейных фотографий:

Огнем, враждой земля полным-полна,

И близких всех душа не позабудет…

- Скажи, родимый, будет ли война? –

И я сказал:

- Наверное, не будет.

- Дай Бог, дай Бог.. . ведь всем не угодишь,

А от раздора пользы не прибудет… -

И вдруг опять: - Не будет, говоришь?

- Нет, - говорю, - наверное, не будет.

- Дай Бог, дай Бог…-

И долго на меня

Она смотрела, как глухонемая,

И, головы седой не поднимая,

Опять сидела тихо у огня.

Что снилось ей? Весь этот белый свет,

Быть может, встал пред нею в то мгновенье?

Но я глухим бренчанием монет

Прервал ее старинные виденья.

- Господь с тобой! Мы денег не берем!

- Что ж, - говорю, - желаю вам здоровья!

За все добро расплатимся добром,

За всю любовь расплатимся любовью!

Спасибо скромный русский огонек,

        За то, что ты в предчувствии тревожном

          Горишь для тех, кто в поле бездорожном

От всех друзей отчаянно далек,

За то, что, с доброй верою дружа,

Среди тревог великих и разбоя

Горишь, горишь, как добрая душа,

Горишь во мгле, и нет тебе покоя…

( Стихотворение может прочитать выразительно или преподаватель, или студент)

      Преподаватель: Вглядываясь в судьбу народа, Рубцов мог несколькими мазками очертить явление социального ряда. Стихотворение «Русский огонек», всего несколько строк – но за ними – миллионы простых людей, живущих, по ироническому признанию поэта, без претензий и льгот.

      На реке поэзии Николая Рубцова есть только причалы добра. Даже в темную ночь в ней светит хоть одинокая звезда и загорается приветливый огонек в оконце.

      Мало кому из современных поэтов удалось столь проникновенно, как Рубцову, сказать о том, что человек не может, не имеет права смотреть свысока на воды, травы и деревья, на живность всякую, ибо он сам часть природы. Природа у Рубцова – хранительница истории, народа.

      Можно прочитать поэтические экспромты Рубцова:                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                          

Забыл приказы ректора,

На все поставил крест.

Глаза, как два прожектора,

Обшаривают лес.

После озера, леса и луга,

                   Столько будет рассказов для друга!

              Столько будет солений, варений,

         Столько будет стихотворений!

      А жил он действительно, как птица. Засыпал там, где заставала ночь. Просыпался от случайного шороха, легок на подъем и неутомим. И питался, как птица. Бывало в гостях стол ломится от яств, а он склюет зернышко – другое – и в сторону. И берет в руки гармонь или гитару. Кстати, о птицах он писал с большим пониманием. Вот потрясающее стихотворение «Ласточка»:

Ласточка носится с криком.

Выпал птенец из гнезда.

Дети окрестные мигом

Все прибежали сюда.

Взял я осколок металла,

Вырыл могилку птенцу,

Ласточка рядом летала,

Словно не веря концу.

Долго носилась, рыдая,

Под мезонином своим…

Ласточка! Что ж ты, родная,

Плохо смотрела за ним?

(Стихотворение наизусть читает студент)

      Николай Рубцов признавался, что жизнь его идет полосами: то светлая, то опять черная. Он был непростым человеком, и жизнь его не была простой. Детдом, тяжелая работа на заводе, морская военная служба и крушение первой любви, которая навсегда останется самым печальным его воспоминанием… Но свойство оставаться добрым, несмотря ни на какие жизненные неурядицы и несчастья, умение не озлобляться из-за них – очень важно и дорого для поэта Николая Рубцова. Если мы прочитаем стихотворение о воробье, который живет зимой очень горько и голодно, но который «не становится вредным от того, что так трудно ему», - и нам будет понятней характер самого поэта.

«Воробей»

Чуть живой. Не чирикает даже.

Замерзает совсем воробей.

Как заметит подводу с поклажей,

Из-под крыши бросается к ней!

И дрожит он над зернышком бедным,

И летит к чердаку своему.

А гляди, не становится вредным

Оттого, что так трудно ему…

      Преподаватель: Когда-то Сергей Есенин советовал молодым стихотворцам, чтоб они искал родину, без которой не может получиться хорошего поэта. Николай Рубцов родился с этим чувством родины, ему не надо было ее искать. Он много объехал земель и многое видел, но не было для него родней и ближе северной и скудной на урожаи, но щедрой на душевное тепло земли, Вологодчины. Не зря он говорил о своей «Звезде полей»:

Звезда полей горит, не угасая,

Для всех тревожных жителей земли,

Своим лучом приветливым касаясь

Всех городов, поднявшихся вдали.

Но только здесь, во мгле заледенелой,

Она восходит ярче и полней,

И счастлив я, пока на свете белом

Горит, горит звезда моих полей…

      Николай Рубцов с первых же строк заговорил о своем чувстве к России, к Родине. Выросший сиротой, он знал одну-единственную мать – Россию и ей посвятил свои лучшие стихи, песни, лучшие минуты вдохновения и подъема. Осознание общности  пути и судьбы с Родиной  сделало его гениальным.

      Береза у него – символ Руси, конь – символ свободы, счастья и удачи.

      Он говорил, обращаясь к России: «Люблю твои избушки и цветы…» - но с грустью заключает: «Не купить мне избу над оврагом…»  Деревня у поэта, как и дом, - символ самого лучшего в жизни. Он гордится, что «вырос в хорошей деревне», знает, «что в деревне виднее природа и люди», называет ее «светлой» и молит о том, чтоб ее вид «вокзальный дым не заволок».

      Храм олицетворяет в его символике святость Руси, поэтому жаль «разрушенных белых церквей», он называет храм «удивительным, белокаменным», но этот храм, как деревня, как Россия, разорен и погружен в сон.

      Родина для Рубцова – это идеал святости, т.е. идеал неизменный, нравственный и эстетический. И символами Родины у Рубцова являются храм, деревня, береза, дом, звезда и горница. (Звучит песня «В горнице» (муз. Морозова)

В горнице моей светло.

Это от ночной звезды.

Матушка возьмет ведро,

Молча принесет воды…

Красные цветы мои

В садике завяли все.

   Лодка на речной мели

   Скоро догниет совсем.

Дремлет на стене моей

Ивы кружевная тень,

Завтра у меня под ней

Будет хлопотливый день!

Буду поливать цветы,

Думать о своей судьбе,

Буду до ночной звезды

Лодку мастерить себе

            Преподаватель:

С каждой избою и тучею,

С громом, готовым упасть.

Чувствую самую жгучую,

Самую смертную связь.

      А связь эта – это любовь к Родине! Неистребимая, мучительная и всепоглощающая нежность к ее зеленым лугам и золотистым осенним лесам, ее медленным водам и терпким ягодам, томливым полдням и прохладным вечерам – всему, без чего не мыслил он ни своей жизни, ни своего творчества.

      Николай Рубцов так заговорил о своем чувстве к Родине, что еще задолго до выхода в свет его поэтических сборников о нем знали, спорили, декламировали стихи, пели рубцовские песни.

«Березы»

Я люблю, когда шумят березы,

Когда листья падают с берез.

Слушаю – и набегают слезы

На глаза, отвыкшие от слез.

   Все очнется в памяти невольно,

Отзовется в сердце и в крови.

      Станет как-то радостно и больно,

Будто кто-то шепчет о любви.

Только чаще побеждает проза,

Словно дунет ветер хмурых дней.

Ведь шумит такая же береза

Над могилой матери моей.

На войне отца убила пуля,

А у нас в деревне у оград

                       С ветром и с дождем шумел, как улей,

           Вот такой же желтый листопад…

Русь моя, люблю твои березы!

С первых лет я с ними жил и рос.

Потому и набегаю слезы

На глаза, отвыкшие от слез…

(Стихотворение наизусть читает студент)

                       (Звучит романс «В минуты музыки» (муз. И. Егикова)

В минуты музыки печальной

Я представляю желтый плес,

И голос женщины прощальный,

И шум порывистых берез,

          И первый снег под небом серым

Среди погаснувших полей,

         И путь без солнца, путь без веры

Гонимых снегом журавлей…

Давно душа блуждать устала

В былой любви, в былом хмелю,

Давно пора понять настала,

Что слишком призраки люблю.

              Но все равно в жилищах зыбких –

Попробуй их останови! –

        Перекликаясь, плачут скрипки

О желтом плесе, о любви.

И все равно под небом низким

Я вижу явственно, до слез,

И желтый плес, и голос близкий,

И шум порывистых берез.

       Как будто вечен час прощальный,

Как будто время ни при чем…

В минуты музыки печальной

Не говорите ни о чем.

Преподаватель: Николай Рубцов чуткий, «тихий» и музыкальный поэт. Его стихи-песни до их публикации шли, ехали, летели по России не через «телерадио», а через память, через душу людей. Не было в его стихах-песнях ни наглой бравады, ни обвинительства, ни хулиганской прыти, а была русская печаль, русская доля, русская тоска по свету в пути.

      Созвучны этому романсу стихотворение «Музыка» Евгения Михайловича Винокурова и одноименное стихотворение Анны Ахматовой.                

«Музыка»

Стихия музыки – могучая стихия.

Она чем непонятней, тем сильней.

Глаза мои, бездонные, сухие,

Слезами наполняются при ней.

Она и не видна и невесома,

И мы ее в крови своей несем.

Мелодии всемирная истома,

Как соль в воде, растворена во всем.

Есть в музыке бездумное начало,

Призыв к свободе от земных оков.

Она не зря лукаво обольщала

Людей на протяжении веков.

(Е. М. Винокуров)

«Музыка»

В ней что-то чудотворное горит,

И на глазах ее края гранятся.

Она одна со мною говорит,

Когда другие подойти боятся.

            Когда последний друг отвел глаза,

         Она была со мной в моей могиле

И пела, словно первая гроза,

          Иль будто все цветы заговорили.

(А. Ахматова)

      Мы выбрали эти  стихотворения, посвященные такому виду искусства, как музыка, именно для того, чтобы более ярко и выразительнее представить связь Николая Рубцова и его лирики с музыкой.

      Как и в стихотворении Евгения Винокурова «Стихия музыки – могучая стихия», и «мы ее в крови своей несем», так и у Николая Рубцова его стихи-песни рождались у него и вещали нам о Родине, свободе, любви, детстве, матери и других святых понятиях.

      Как у Анны Ахматовой в стихотворении «Музыка» говорится, что «в ней что-то чудотворное горит», и «она одна со мною говорит», так и у Николая Рубцова стихи и музыка живут в единстве, и поэтому его стихи такие музыкальные, и понятны они нам, и они помогают нам верить в свою звезду – звезду веры, надежды и любви.

      Более 130 песен написано на стихи Николая Рубцова. Среди них «Букет», «В горнице», «Тихая моя родина», «Журавли», «Зорька алая», «Замерзают мои георгины», «Звезда полей», «Вредная», «Пора любви» и другие.

      Преподаватель: Поэт трагически погиб в самом расцвете сил, в 35 лет. Его называли Есениным 60-х лет. Но сам он, учась у Есенина мастерству стиха, часто обижался, когда его поэзию недооценивали, считали есенинскими перепевами («Что вы меня в подпасках-то у Есенина держите?»).

      Любопытен такой факт: первый памятник С. Есенину на родине, в Рязани, был установлен через 50 лет после гибели поэта, в 1975 году. А Рубцову – уже в 1985 году, через 14 лет (в Тотьме Вологодчина). Неужели мы умнеем? А тем временем выросла посмертная слава поэта. Его песни поют, о нем сняты фильмы, появилось много воспоминаний о нем.      

      Николай Рубцов живет в своих стихах и светит нам своим тихим, но все ярче разгорающимся «русским огоньком». Его стихи не дают нам отчаяться.

Я уплыву

На пароходе,

Потом поеду

На подводе,

Потом еще на чем-то вроде,

Потом верхом,

Потом пешком

Пойду по волоку с мешком –

И буду жить в своем народе!

И, наконец, хотелось бы раскрыть тему нашего урока стихотворением  «До конца»:

До конца,

До тихого креста

Пусть душа

Останется чиста!

Перед этой

Желтой, захолустной

Стороной березовой

Моей,

Перед жнивой

Пасмурной и грустной

В дни осенних

Горестных дождей,

Перед этим

Строгим сельсоветом,

Перед этим

Стадом у моста,

Перед всем

Старинным белым светом

Я клянусь:

Душа моя чиста.

Пусть она

Останется чиста

До конца

До смертного креста!

  1. Закрепление изученного материала.

      При закреплении изученного материала рекомендуется задать студентам следующие вопросы:

  1. С творчеством каких русских поэтов ассоциируется творчество Н. Рубцова?  (Ф. И. Тютчев и С. Есенин)
  2. Какой мотив лирики Н. Рубцова ассоциируется с одним из мотивов лирики Ф. Тютчева? (Мотив любви. Любовь недолговечная, несчастная, трагичная)
  3. В чем сходство поэзии Н. Рубцова и С. Есенина? (Их объединяет любовь к родине, к России)
  4. Назовите основной мотив лирики Н. Рубцова.
  5. Назовите основные свойства характера Н. Рубцова? Приведите пример. (Доверчивость, доброта, умение не озлобляться – стихотворение «Воробей»)
  6. Что помогало Н. Рубцову создавать такие чистые, светлые стихи-песни? (Его музыкальность и любовь к Родине)
  7. В чем ценность поэзии Н. Рубцова? (Она учит нас доброте, человечности, вере в лучшее и любви к Родине)
  1. Подведение итогов. Рефлексия. Выставление оценок.
  1. Рефлексия.  Продолжите предложения:

-  Сегодня я узнал…

- Было интересно …

- Я понял, что…

- Я почувствовал, что…

- Я приобрел…

- У меня получилось…

- Меня удивило…

- Урок дал мне для жизни…

- Мне хотелось бы поблагодарить…

2) Преподаватель, подводя итоги урока, отмечает, что задачи и цели урока выполнены:

- познакомились с личностью и со своеобразием лирики Н. Рубцова;

- выявили основной мотив лирики поэта;

- отметили музыкальность стихов Н. Рубцова;

- сравнили мотивы лирики Н. Рубцова с мотивами лирики Ф. И. Тютчева и С. А. Есенина;

- оценили значение поэзии Н. Рубцова для русской литературы.

      6.  Домашнее задание.

           Выучить наизусть  понравившееся стихотворение Н. Рубцова.

Аннотация

      В данной методической разработке приведен один из возможных вариантов планирования занятия по дисциплине «Литература», показаны методы активизации мыслительной деятельности студентов и применение различных форм обучения.

        Методическая разработка рекомендуется в помощь преподавателям литературы средних специальных учебных заведений на 1 курсе.

Введение

      Одной из мер повышения качества подготовки специалистов со средним специальным образованием является совершенствование методики преподавания предмета.

      Данная методическая разработка открытого урока литературы предполагает использование преподавателем технологии деятельно-компетентного подхода. В ходе урока студенты совершенствуют информационную и коммуникативную компетентности, а также компетенции в умении самоорганизации и самообразования по предмету литературы. Продолжают совершенствовать навыки работы с лирическими произведениями. Подобная организация урока позволяет студентам проявить интеллектуальные и творческие способности. Изучаемые лирические произведения способствуют воспитанию патриотизма, национальной гордости и самосознания.

       Цель урока: найти ответ на проблемный вопрос, содержащийся в теме урока. В ходе урока формируются навыки анализа лирического произведения, развиваются исследовательские умения и навыки студентов. Использование музыкальных записей способствует лучшему восприятию материала.

      В данной методической разработке представлено применение элементов самостоятельной работы на различных этапах урока.

     Принципиальное отличие урока, построенного по технологии деятельно-компетентного подхода от обычного урока – это рефлексия, то есть личный анализ своего успеха или неуспеха на уроке. Работа студентов оценивается преподавателем только положительно.

      Данная форма проведения урока направлена на развитие ассоциативно-образного мышления. Необычная тема урока вызывает интерес к поэту и его творчеству.

      Вопросы, поставленные при закреплении изученного материала, заставляют думать и размышлять, сопоставлять и работать с информацией в поисках нужного ответа. Данный урок позволяет затронуть каждого студента.

     

     

Заключение

     Данная методическая разработка поможет интересно и в достаточной мере организовать изучение темы «Николай Михайлович Рубцов, его жизнь и творчество».

      В разработке предлагается новый материал для достижения целей урока.

      Считаю, что цели урока достигнуты. Студенты хорошо подготовились к выполнению домашнего задания: выучили наизусть стихотворения Н. Рубцова и выразительно прочитали их на уроке. Показали активность и самостоятельность, отвечая на вопросы, поставленные преподавателем при закреплении нового материала.

Литература

  1. Литература: уч-к для ссузов /В.К. Сигов, М. И. Громова и др. – М.: Дрофа, 2005.
  2. Коняев Н. Поэт России Николай Рубцов. Роман-газета, 1993, № 19-20.
  3. Сорокин В. Гонимая душа. Журнал «Смена», 1990, № 8.
  4. Николай Рубцов. Подорожники. М.: Молодая гвардия, 1985.
  5. Панина Н. Горит его звезда. Литература в школе, 1991, №3.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок по литературе: "Талант любви в творчестве А.И. Куприна" (Рассказ "Гранатовый браслет")

Тема: Талант любви в рассказе А. И. Куприна «Гранатовый браслет».Цели:Образовательные:-показать мастерство Куприна в изображении мира человеческих чувств, как писатель изображает влияние любви на чело...

Технологическая карта открытого урока по литературе: Тема гибели души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»

Данная разработка урока литературы посвящена проблеме композиционного анализа прозаического текста. Целью  урока станетРазвитие читательской культуры и понимания авторской позиции....

План-конспект открытого урока по литературе (анализ рассказа А.П.Чехова "Ионыч")

Данный материал можно использовать на уроках литературы в 10 классе....

План открытого урока по литературе на тему "Героини Л.Н. Толстого в романе "Война и мир"

Методическая разработка урока на тему «Героини Л.Н. Толстого в романе «Война и мир» представляет собой опыт проведения комбинированного урока с применением инновационных технологий обучения (тех...

Методическая разработка открытого урока «Александр Исаевич Солженицын (1918—2008) Обзор жизни и творчества А.И.Солженицына. Сюжетно-композиционные особенности повести «Матрёнин двор»»

laquo;Александр Исаевич Солженицын (1918—2008) Обзор жизни и творчества А.И.Солженицына. Сюжетно-композиционные особенности повести «Матрёнин двор»»...

Методическая разработка открытого урока по литературе "Особенности современной литературы"

Урок разработан на основе компетентностного подхода к обучению. В качестве базовой технологии лежит технология проектного обучения. Кроме того, удачно вписывается в данную концепцию урока технология ...