Таблица 5.2: Результаты участия педагогического работника в профессиональных конкурсах
опыты и эксперименты по теме

Яновская Екатерина Вячеславовна

Таблица 5.2: Результаты участия педагогического работника в профессиональных конкурсах

Скачать:


Предварительный просмотр:

Для круглого стола  по теме: "Экология. Образование. Наука."- преподавателя экологии Яновской Екатерины Вячеславовны.

Формирование компетентности специалиста представляется сложным синтезом когнитивного, предметно-практического и личностного опыта и существенно отличается от формирования понятийного «академического» знания выпускника колледжа и вуза. Обусловлено это, прежде всего тем, что формирование понятийного знания основано на запоминании, воспроизведении или служит для получения другого знания логическим или эмпирическим путем.

Ряд исследователей считает, что специфика компетентностного подхода к обучению состоит в том, что обучаемый усваивает не «готовое знание», а сам формулирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность,  приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения. Компетентностный подход ориентирован на создание обучающимся личностно значимого продукта за счет того, что в учебном процессе моделируются способы профессиональной деятельности, создаются условия для реализации творческого потенциала каждого обучаемого и его субъективного опыта.

Компетентность как свойство индивида существует в различных формах: в качестве степени умелости, способа личностной самореализации (привычка, способ жизнедеятельности, увлечение), некоего итога саморазвития индивида или формы проявления способности и др., следовательно, в учебном плане необходимо увеличить количество часов, отводимых на самостоятельную работу, реферирование, проектирование и т.д.

Специфика компетентностного обучения состоит в том, что усваивается не «готовое знание», кем-то предложенное к усвоению, а прослеживаются условия происхождения данного знания. Подразумевается, что студент сам формирует понятия, необходимые для решения задачи. При таком подходе учебная деятельность, периодически приобретая исследовательский или практико-преобразовательный характер, сама становится предметом усвоения.

Одной из образовательных технологий, поддерживающих компетентностно-ориентированный подход в образовании, можно считать метод проектов. Под проектом понимается специально организованный преподавателем и самостоятельно выполняемый обучающимся на основе субъективного целеполагания комплекс действий, завершающихся созданием продукта, состоящего из объекта труда, изготовленного в процессе проектирования, и его представления в рамках устной или письменной презентации. Метод проектов в нашем случае выступает технологией, которая позволяет преподавателю формировать педагогические ситуации по различным основаниям (ситуация неопределенности, кооперации и т.п.) и на основе различного предметного содержания. Компетентности, в свою очередь, как проявляются, так и формируются в ситуации. Поэтому метод проектов является наиболее очевидным способом формирования ключевых компетентностей обучающихся, поскольку универсален по отношению к предметному содержанию и, как показывает педагогическая практика, эффективен.

Метод проектов всегда предполагает решение обучающимся какой-то проблемы. Решение проблемы предусматривает, с одной стороны, использование совокупности разнообразных методов и средств обучения, а с другой — необходимость интегрирования знаний и умений из различных предметных областей. Поэтому, если речь идет о методе проектов, то имеется в виду именно способ достижения дидактической цели (субъектом которой является педагог) через детальную разработку проблемы (субъектом которой является учащийся) и ее решение, что должно завершиться реальным практическим результатом, оформленным тем или иным образом. Результаты выполненных проектов, которые получают обучающиеся, должны быть представлены: для теоретической проблемы — в виде конкретного решения, оформленного, например, с помощью средств информационных и коммуникационных технологий; для практической задачи  - в виде информационного продукта. Результатом с позиции педагога является изменение уровня сформированности образовательной компетентности, который демонстрирует обучающийся в ходе проектной деятельности.

Для профессионального обучения характерны такие типичные виды дидактических игр, как: технические «диктанты»; мини-конкурсы «кто лучше», «кто быстрее»; «технические бои»; комментированные взаимоопросы и т. п.

Назначение результатов образования принципиально отличается от прочих целевых характеристик и служит инструментом повышения ориентированности образовательного процесса на студента. Результаты образования связаны с достижениями студента, а не с намерениями преподавателя, в отличие от целей и задач образования, которые раскрывают только намерения преподавателя в части обучения, воспитания и развития студента. Цели и задачи образования имеют более общие формулировки по поводу того, что планирует достичь преподаватель, а результаты образования формулируются в терминах компетенций (или навыков и компетенций) для того, чтобы можно было их оценить, а студент мог их продемонстрировать.

Педагогическая практика требует от студентов актуализации индивидуального опыта, накопленного на теоретических и практических занятиях, интеграции знаний и специальных педагогических способностей, которые в наибольшей степени способствуют развитию акмеологической позиции. При этом предполагается, что в условиях практической деятельности студент будет самостоятельно синтезировать научные знания (психологические, педагогические, методические) и практический опыт. Однако анализ опыта школьной практики выявляет ряд проблем, свидетельствующих о несформированности у студентов умений использования теоретических знаний для решения практических задач.

Экологическая культура должна стать «мироощущением каждого образованного человека».

Автор считает, что утверждение новой личностно ориентированной образовательной парадигмы диктует необходимость формирования целенаправленной и системной подготовки студентов к дальнейшей жизнедеятельности, основным содержанием которой будут знания, приобретенные на основе витагенного опыта, адекватного специфике учебной деятельности. Создание необходимых педагогических условий способствует успешному включению студентов в систему коммуникации на последующих этапах становления личности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Таблица 4.3: Результаты участия педагогического работника в инновационной деятельности

Таблица 4.3: Результаты участия педагогического работника в инновационной деятельности...

Таблица 5.1: Результаты участия педагогического работника в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса

Таблица 5.1: Результаты участия педагогического работника в разработке программно-методического сопровождения образовательного процесса...

Результаты участия педагогического работника в профессиональных конкурсах

Результаты участия педагогического работника в профессиональных конкурсах...

Результаты участия педагогического работника в профессиональных конкурсах

Результаты участия педагогического работника в профессиональных конкурсах...

3.6. Участие педагогического работника в профессиональных конкурсах

3.6. Участие педагогического работника в профессиональных конкурсах Самый важный результат конкурса педагогического мастерства – это повышение качества образования, передача тех знаний, уме...

6.Участие педагогического работника в профессиональных конкурсах (призовые места)

Участие педагогического работника в профессиональных конкурсах (призовые места)...

3.6. Участие педагогического работника в профессиональных конкурсах (призовые места)

3.6. Участие педагогического работника в профессиональных конкурсах (призовые места)...