внеаудиторное мероприятие по истории устный журнал на тему: "Коррупция как социальное явление"
методическая разработка на тему

Лабодина Светлана Викторовна

Данное мероприятие посвящено рассмотрению материала о коррупции как социальном явлении . Студенты на данном занятии проявили интерес к изученному материалу, так как узнали историю возникновения слова коррупция, познакомились с понятием слова мздоимство. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon vneauditornoe_meropriyatie_ustnyy_zhurnalkorruptsiya.doc88 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Саратовской области

ГАПОУ Саратовской области

«Балашовский техникум механизации сельского хозяйства»

                        МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

                  внеаудиторного мероприятия – устного журнала «Коррупция как социальное влияние»

                                                                                  Подготовили: Лабодина С.В

                                                                                                           Авдеева В.П

Балашов 2014г.

Аннотация

на методическую разработку внеаудиторного мероприятия – устного журнала «Коррупция как социальное влияние»

Автор: преподаватели Авдеева В.П., Лабодина С.В.

Учебное заведение:  ГАПОУ СО «Балашовский техникум механизации сельского хозяйства».

Содержание

Объем работы  14    листов.

Работа посвящена разработке методики проведения неаудиторного мероприятия – устного журнала «Коррупция как социальное влияние».

Методическая разработка написана с целью формирования у студентов  активной гражданской позиции на основе выработки у  студентов негативного отношения к такому социальному явлению, как коррупция.

Устный журнал представлен четырьмя страницами. Формы и методы проведения страниц различны: это сообщения преподавателей и студентов, дискуссия, беседа, юридическая консультация, анкетирование. Содержание страниц журнала поможет осознать учащимся пагубность коррупции для всего общества в целом, понять причины данного явления, познакомиться с юридической ответственностью за данное преступление. В приложениях имеется анкета, позволяющая выяснить отношение студентов к коррупции.

Методическая разработка предназначена для преподавателей и классных руководителей с целью внедрения в учебно-воспитательный процесс.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Введение________________________________стр.1

               

  1. Основная часть___________________________стр.2

  1. Заключение______________________________стр.13

IV.      Литература______________________________стр.14

V.       Приложение_____________________________стр.15

I. ВВЕДЕНИЕ

В данной методической разработке предлагается материал для проведения устного журнала. Выбранная форма проведения мероприятия позволит рассмотреть такое социальное явление, как коррупция, с разных сторон: исторической, лингвистической, юридической, социальной и нравственной.

Подготовительная работа и изложение материала направлены  на воспитание  негативного отношения к коррупции и активной гражданской позиции студентов

Методическая разработка предназначена для использования на уроках истории  и обществознания, а также во внеклассной работе.

II. Основная часть

Цели:

воспитательная: вырабатывать у студентов негативное отношение к коррупции, обучать умению выражать и отстаивать свою точку зрения, воспитывать активную гражданскую позицию, ответственность за свои поступки;

дидактическая: формировать знания о корнях, причинах коррупции, основных направлениях борьбы с ней;

методическая: показать методику проведение внеаудиторного мероприятия в форме устного журнала.

Задачи:

  1. Рассказать о причинах появления коррупции, её масштабах и последствиях;
  2. Познакомить с основными видами юридической ответственности.

Междисциплинарные связи:

  1. «Русский язык и культура речи»
  2. « Основы социологии и политологии»
  3. «Основы права»
  4. «История»

Оснащение:

1. Презентация

2. Плакат

3. Раздаточный материал

4. Анкеты

5. Схема-кластер.

План мероприятия

1. Вступительное слово преподавателя.

2. Страница 1. Лингвистическая страница.

3. Страница 2. Историческая страница.

4. Страница 3. Дискуссионная страница

5. Страница 4. Юридическая страница

6. Заключительное слово преподавателя.

Ход мероприятия

1. Вступительное слово преподавателя.

Данное внеаудиторное занятие посвящено коррупции как социальному явлению и будет проходить в виде устного журнала. Проблема, о которой пойдет речь, архиактуальна на сегодняшний день.

В России для всех очевидно, что коррупция стала явлением масштаба национального бедствия. Отмечается вовлечение в нее представителей разных социальных групп и, что особенно опасно, высших государственных чиновников.  Президент Дм. Медведев в своем выступлении неоднозначно дал понять  о масштабах и последствиях коррупции. «Хватит ждать! Коррупция превратилась в системную проблему». (Дм. Медведев, Президент РФ).

Коррупция в настоящий момент приняла широкие масштабы и стала неотъемлемым элементом функционирования теневой экономики, социального расслоения общества. Ежегодно в мире на дачу взяток расходуется более 1 триллиона долларов. По данным международной организации Трансперенси Интернэшнл, самая коррумпированная страна – Камерун, а самая благополучная – США.

                

2. Страница 1.  Лингвистическая страница

В современном мире коррупция стала одной из наиболее обсуждаемых проблем. Слова «коррупция», «коррумпированный», «коррумпировать» не сходят со страниц и передач СМИ, литературы. Их произносят многие политики, ученые, граждане, вкладывая в них нередко разный смысл, поэтому целесообразно определиться с понятием «коррупция».

Слово «коррупция» в русском языке, в том числе профессиональном, до сравнительно недавнего времени употреблялось, когда речь шла о продажности в «буржуазных странах» должностных лиц и политических деятелей. В словаре иностранных слов отмечалось происхождение данного слова от латинского corruption и далее смысл его обозначался так: подкуп в капиталистических странах – подкупность и продажность общественных и политических деятелей, а также государственных чиновников и должностных лиц. Также приведены термины «коррумпировать и корруптировать» - коррумпировать кого-либо деньгами или другими материальными благами.

Более позднее толкование данного слова в русском языке носило многозначный характер: переводилось и как подкуп, и как разложение, и как злоупотребление служебным положением в корыстных целях. Вот как дают определения данному термину различные словари.

Студент

Коррупция – это:

- подкуп должностных лиц (Словарь РАН, Л.П. Крысин);

- продажность политических деятелей и чиновников (Большой толковый словарь современного русского языка, Д.И. Ушаков);

- совращение, подкуп, порча, повреждение:

- упадок (Словарь латинских слов и выражений);

- гниение, искажение, извращение, продажность (Словарь Мюллера);

- взяточничество, т.е. противозаконная передача денежных или других средств от одного лица другому с целью получения льгот, привилегий, протекции и т.п. (Словарь современных заимствований);

- злоупотребление государственной властью в личных целях, т.е. продажность государственных служащих (от латинского corruptio);

- преступная деятельность в сфере политики, заключающаяся в использовании должностными лицами доверенных им прав и властных возможностей в целях личного обогащения (Политология. Энциклопедический словарь);

- преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, связанных с его должностью, в целях личного обогащения (Советский энциклопедический словарь).

Преподаватель предлагает выбрать из предложенных определений то, в котором, на их взгляд, выражены наиболее существенные признаки данного понятия. В результате обсуждения создают схему-кластер (Приложение

Учитель.

Существует мнение, что «коррупция» - это то, что на русском языке давно называется взяточничеством. Однако это не совсем так. Издавна на Руси слово «взяточничество» ассоциировалось прежде всего с получением конкретной взятки (часто на основе вымогательства) за какие-то определенные, как бы заранее оговоренные деяния, с мздоимством и лихоимством. Мздоимство, по дореволюционному российскому законодательству, - получение взятки чиновником или иным лицом, стоящим на службе государственной или общественной, за действие (или бездействие), выполненное им без нарушения служебных обязанностей. Лихоимство – взяточничество, вымогательство.

В истории России были разные периоды равного наказания и того, кто подкупает и кого подкупают. ПетрI определяет наказание дающим взятку наравне с получившим взятку «… чинить велено смертную казнь без всякой пощады». Такой подход отмечался и за рубежом, например, в современной Японии.

3. Историческая страница

1. Студент

Допетровская Русь.

Мздоимство на Руси упоминается в летописях уже в XIII в. В тексте Псковской грамоты внеправовые действия со стороны должностных лиц обычно сопровождались угрозой Страшного Суда во время «второго пришествия Христа».

Впервые закон, определивший наказание за подкуп судей, появился в «Судебнике» 1497 г.

В Соборном уложении (1649) названы должностные преступления и преступления против порядка управления: взятка, вынесение ложных приговоров, подделка приговоров, лжеприсяга, нарушение порядка судопроизводства и т.д. За это предусматривались штрафы, телесные наказания и тюремное заключение.

Эпоха Петра I

2марта 1711 г. Был учрежден Правительствующий Сенат как хранитель государственных интересов. Через несколько дней после учреждения Сената, 5 марта 1711 г., была введена должность фискалов, на них лежала обязанность «над всеми делами тайно надсматривать», проведывая и обличая на суде «всякие преступления, взятки, кражу казны, також и прочие безгласные дела, иже не имеют челобитника о себе». В 1714 г. – издан указ «О воспрещении взяток и посулов», которым было отменено поместное обеспечение чиновников и повышено их денежное содержание.. В акте было отмечено, что взяточничество приносит государству «вред» и «убыток» и квалифицировалось как преступление.

К борьбе с коррупцией Петр I пытался привлечь все население страны. Разрешалось доносить лично ему о лихоимстве, за что доносчик получал вознаграждение. Были учреждены Майорские розыскные канцелярии, формировавшиеся из лично известных ПетруI боевых офицеров. Но их работа не являлась стабильной. Так как офицеры не были освобождены от службы в армии.

В целях предупреждения взяточничества Петр I ввел новый порядок прохождения государственной службы для воевод: они не могли находиться на данной службе более двух лет, если не было письменной просьбы  жителей города о том, чтобы это должностное лицо продолжало исполнять свои обязанности.

  1. Дискуссионная страница

Использование в России понятия «коррупция» соответствует качественно новому этапу подкупа – это двусторонний сговор. Инициативный подкуп встречается так же часто, как и вымогательство взятки. В данном случае более очевидно высвечивается роль двух сторон: и той, которая коррумпирует, и той, которая коррумпируется, подкупается. Нередки случаи, когда инициативный подкуп сочетается с предварительной «разведкой», вторжением в служебную, личную тайну, используется одновременно с шантажом, заставляющим государственного или иного служащего выбирать между позором, страхом разоблачения  и предлагаемым благам.

Вторая важная особенность коррупции: рассмотрение факта подкупа-продажности с одновременным анализом того, какие именно услуги становятся «товаром». Значимы две стороны проблемы: что делает за вознаграждение продавшаяся сторона, за что она получает вознаграждение и что получает корруптер, что ему нужно. С другой стороны, вымогательство взятки тоже принимает новые масштабные формы и проявляется, в частности, установлением такого «правопорядка» в ведомстве (регионе), что вынуждает граждан платить в надежде решить, наконец, те вопросы, которые для них крайне значимы и которые в режиме законченности решить практически нельзя; правовые акты противоречивы, неопределенны, проблемны, уголовная юстиция перегружена делами, разрешение которых осуществляется длительное время,  не всегда квалифицировано и объективно.

Новое качество явления, именуемое «коррупцией», состоит в том, что основным корруптером становится организованная преступность и конролируемые ею легализованные или легальные структуры организованной преступности. Это – одна из закономерностей функционирования организованной преступности и широкомасштабной коррумпированности общества. Организованные группы тратят на подкуп примерно 1/3 преступных доходов.

Преподаватель предлагает студентам высказать суждения о причинах коррупции в наши дни, корректирует и дополняет ответы студентов, затем вместе  делают  вывод.

Причины коррупции:

  1. Экономические трудности.
  2. Несовершенство законодательства.
  3. «Непрозрачность» деятельности властей.
  4. Низкий уровень заработной платы в государственном секторе.
  5. Зависимость граждан от чиновников.
  6. Монополия государства на определенные услуги.

Преподаватель выясняет , какие последствия  коррупции мы можем наблюдать в обществе. Вывод представляют в виде схемы.

Последствия коррупции

Экономические                   Социальные                        Политические

Расширяется теневая                Уменьшается возмож-              Уменьшается дове-

экономика; нарушается                   ность решать социаль-               рие к власти; падает

рыночная конкуренция;        ные проблемы; растет         престиж страны на

неэффективно исполь-                бедность; увеличивает-              международной аре-

зуется бюджет; теряется        ся имущественное нера-     не; возникает угроза

доверие к властям.                 венство; укрепляется ор-    разложения демокра-

                                        ганизованная преступ-         тических институ-

ность                                        тов.

Учитель предлагает студентам объяснить, как они понимают слова Солона, древнегреческого законодателя и уважаемого государственного деятеля о том, какие меры можно было бы принять, чтобы уничтожить преступность в государстве. «Несправедливых поступков можно избежать только тогда, когда те, кого они не задели, будут возмущены не меньше тех, кому был причинен ущерб».

Учитель обращает внимание студентов на пословицы (Приложение 3)  и высказывания известных людей (Приложение 4) Предлагает объяснить их смысл и показать связь с изучаемой темой.

Затем учитель предлагает выбрать те высказывания, которые могут послужить эпиграфом к занятию по коррупции.

6. Юридическая страница.

В СМИ неоднократно приводились примеры того, что количество уголовных дел, возбужденных по фактам подкупа, исчисляется тысячами, а получают реальное наказание – единицы.

Учитель предлагает студентам несколько ситуаций, в которых отражено (или не отражено) явление коррупции.

Ситуация 1. Больная перед выпиской из больницы заходит в кабинет доктора, чтобы поблагодарить за успешно проделанную операцию и преподносит подарок.

Ситуация 2. Чиновник создает искусственные незаконные препятствия  - отказывает в выдаче лицензии на бурение скважин для воды.

Ситуация 3. Следователя прокуратуры вынуждают, прибегая к шантажу, скрыть вещественные доказательства по делу некоего гражданина. Под страхом гибели близких следователь соглашается на незаконные действия.

Учитель предлагает студентам обсудить данные ситуации и определить, можно ли усмотреть в них проявление коррупции. Затем предоставляет слово юристу для комментария: имеется ли в данных ситуациях преступление, выделить признаки преступления.

Юрист В законодательстве РФ можно выделить три вида коррупционных правонарушений: гражданско-правовые, служебно-административные и уголовные.Особую опасность представляют уголовные коррупционные деяния. В УК РФ установлена уголовная ответственность за злоупотребление должностными полномочиями, превышение должностных полномочий, незаконное участие должностных лиц в предпринимательской деятельности, получение и дачу взятки, служебный подлог, присвоение или растрату имущества, вверенного виновному, с использованием служебного положения, а также злоупотребление полномочиями, их превышение и подкуп в коммерческих и иных организациях.В последние годы появились новые формы коррупции: коррупционный лоббизм, фаворитизм, протекционизм, инвестирование «своих» коммерческих структур за счет государственного бюджета.

Затем комментирует ситуации юрист.

Заключение

Подводя итог обсуждаемой проблемы, необходимо отметить, что мы познакомились не только со значением слова «коррупция», с историей возникновения  мздоимства на Руси, но и рассмотрели причины возникновения этого явления, с юридической ответственностью за содеянное коррупционное преступление.

Возможны ли какие-либо (кроме юридических) меры борьбы с коррупцией? Безусловно. Хотя, конечно, эта борьба во многом зависит от уровня правовой и нравственной культуры общества. Прежде всего, необходимо предъявлять строгие требования к лицам, избираемым в государственные структуры, осуществлять контроль за доходами чиновников, ввести различного рода профессиональные этические кодексы для работников государственного аппарата.

Но очевидно и другое: большую часть проблем человек создает сам. Поэтому нам самим надо жить справедливо, не нарушать законов.

«Коррупция деморализует общество, разлагает власть и госаппарат» (Вл. Путин, Председатель правительства)

Литература

  1. Власов В.И. История государства и права в России. Ростов-на-Дону, 2003.
  2. Плешаков Б.Г. Русь. Россия. Российская империя. М., 1997.
  3. Даль В.И. Пословицы и поговорки русского народа. М., 1984.
  4. Пресняков А.Е. Российские самодержцы. М., 1990.
  5. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М., 2005.

Приложение 1

АНКЕТА

Мое отношение к коррупции

  1. Коррупция – создание противоправной устойчивой связи одного или нескольких должностных лиц в целях незаконного получения материальных благ.   А как Вы относитесь к коррупции?

А) равнодушен

Б) иногда вынужден участвовать сам

В) не вижу ничего плохого

Г) осуждаю

2. По каким причинам чиновники берут взятки? (не более трёх вариантов)

А) взяточничество остается безнаказанным

Б) низкий моральный уровень

В)  вынужден брать, т.к. у них самая низкая зарплата

Г) снисходительное отношение общества к фактам взяточничества

Д) это всех устраивает

Е) круговая порука взяточников

3. Кто более опасен для общества – взяткодатель или взяткополучатель?

А) тот, кто дает взятку, более опасен

Б) тот, кто получает взятку, более опасен

В) одинаково опасны

Г) вообще не представляют опасности

4. Что вы знаете о фактах проявления коррупции?  

А) я и члены моей семьи лично сталкивались с такими фактами

Б)  знаю о таких фактах из рассказов людей

В) слышал о таких фактах из сообщений СМИ, радио, телевидения

Г) ничего не знаю о таких фактах

5. Скажите, что Вы думаете о коррупции в России?

А) коррупция – острая проблема, и меня это очень волнует

Б) коррупция – острая проблема, но меня это не касается

В) коррупция вообще не является острой проблемой

6. Как, на Ваш взгляд, большинство граждан относится к коррупции?

А) равнодушны

Б) иногда вынуждены участвовать сами

В) не видят в этом ничего плохого

Г) осуждают

7. Каковы, на Ваш взгляд, причины коррупции в России? (не более 5 вариантов)

А) коррумпированность руководителей в центре и на местах  

Б) низкая заработанная плата чиновников всех уровней

В) зависимость судебных органов от исполнительной власти

Г) несовершенство законов

Д) отсутствие общественного контроля

Е) моральная деградация

Ж) круговая порука взяткодателей и азяткополучателей

8. Как относятся органы государственной власти к коррупции?

А) борются с коррупцией

Б) мирятся с коррупцией

В) создают условия для коррупции

Г) не знаю

9. Какие уголовные меры могли бы повлиять на коррупционеров? (2варианта)

А) введение расстрелов (как в Китае)

Б) конфискация имущества и заключение под стражу на длительный срок

В) запрет в дальнейшем работать в государственных органах

Г) главное – не суровость наказания, а его неизбежность

10. как Вы думаете, какое место занимает Россия по масштабам коррупции?

А) среди самых коррумпированных стран

Б) в середине списка всех стран

В) одна из наиболее коррумпированных стран

Г) не знаю

Приложение 2

Схема-кластер

вымогательство

продажность                                                        правонарушение

  Коррупция

Взяточничество                                                        подкуп

                                          корысть

Приложение 3

Не подмажешь, не поедешь.

Сухая ложка – рот дерет.

У него руки с ящичком.

Речист, да на руку нечист.

У него карманы больно ёмки.

Приказчик – грош в ящик, пятак в сапог.

Краденая кобыла не в пример дешевле купленной обойдется.

Приложение 4

«Ты ищешь причину зла. Она только в тебе» (Ж.Ж.Руссо)

«Чтобы научить людей любить справедливость, надо показать им результаты несправедливости» (Адам Смит)

«Один из самых обычных и ведущих к своим большим бедствиям соблазнов есть соблазн словами: «Все так делают» (Л.Н.Толстой)

«Дурное употребление материальных благ является вернейшим путем к величайшим невзгодам» (Д.Дидро).

«Жадность до денег, если она ненасытная, гораздо тягостней нужды, ибо чем больше растут желания, тем больше потребностей они порождают» (Демокрит)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

внеаудиторное мероприятие по истории устный журнал "О том, что дорого и свято"

данное мероприятие по истории посвящено разработке методики устного журнала по материалам Великой Отечественной войны. Студенты познакомились с основными этапами войны, фактами и датами....

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА Внеаудиторного мероприятия в форме устного журнала по дисциплинам «История», «Биология с основами экологии» на тему: «Это нужно не мертвым - это нужно живым»

Методическая разработка в форме устного журнала посвящена изучению событий Великой Отечественной войны, опираясь на две дисциплины история и биология.Авторы преподаватели ГАПОУ СО"Балашовский техникум...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ВНЕАУДИТОРНОГО МЕРОПРИЯТИЯ Устный журнал «Слава химикам живым, павшим – честь вдвойне»

Представленная методическая разработка устного журнала состоит из 4 страниц: 1 страница - "Грозное лето 1941 года"; 2 страница - "Медицина в годы Великой Отечественной войны"; 3 ст...

Методическая разработка Устный журнал Эндокринные заболевания как медико социальная проблема современности

Устный журнал «Эндокринные заболевания как медико-социальная проблема современности» расширяет понимание обучающимися значимости проблемы эндокринных заболеваний и необходимости понимания ...

Методическая разработка урока по обществознанию на тему "Коррупция как социальное явление"

Данная методическая разработка предназначена для проведения урока или внеклассного воспитательного мероприятия по формированию антикоррупционного мировоззрения обучающихся....

Презентация к мероприятию: Устный журнал«История моей профессии – 151901 Технология машиностроения»

Презентация к викторине по Устному журналу «История моей профессии – 151901 Технология машиностроения»...

Презентация для проведения внеаудиторного мероприятия "Устный журнал Шок – урок «Табачный дым обмана»"

Устный журнал посвящен Международному дню отказа от курения 17 ноября. Проблема табакокурения продолжает оставаться актуальной во всем мире. И, таким образом, наносится огромный вред здоровью как куря...