Конспект урока в 5 классе по теме "Фонетика. Повторение изученного."
план-конспект занятия на тему

Жежеря Ирина Евгеньевна

Путешествие в чарующий мир букв и звуков

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл v_charuyushchem_mire_bukv.docx30.05 КБ

Предварительный просмотр:

Тема

«В чарующем мире звуков и букв».

Цели.

1. Образовательные: расширить  знания о гласных и согласных, об алфавите, делать выводы по теме; выяснить, выражают ли звуки смысл; как с помощью звука можно достигнуть выразительности, изобразительности речи;

2. Развивающие: развивать наглядно-образное мышление и исследовательские и творческие навыки.

3. Воспитательные: воспитывать уважительное отношение к русскому языку истории нашей страны.

Задачи:

  1. использовать лингвистический подход к обучению по теме «Фонетика»;
  2. учить использовать свои знания на практике.

Тип урока: повторение и обобщение знаний, усвоение нового материала.

Вид урока: путешествие.

Приёмы: рассказ на грамматическую тему; выполнение практических заданий, самоанализ.

Оборудование: компьютер, проектор, презентация, учебники, карточки.

Методы: объяснительно-иллюстративный, исследовательский, поисковый, проблемный.

Формы работы: практическая, творческая, индивидуальная.

Деятельность учителя: корректирующая, направляющая.

Морально-психологический аспект: позитивный, благоприятные условия для речевых ситуаций, раскованность, активность, эффект новизны.

Результаты: теоретик и практик – вот те роли, которые позволили ученику перейти от уровня «я - ученик» к уровню «я – исследователь».

  1. ОРГ. МОМЕНТ

(Приветствие учителя. Психологическая подготовка к восприятию темы урока.)

      Здравствуйте, ребята. Я рада встрече с вами сегодня. Меня зовут Ирина Евгеньевна, и я приглашаю вас в необычное путешествие по интересному разделу русского языка «Фонетика». Фонетика изучает звуки и буквы языка. Откройте тетради и запишите двадцать третье ноября, классная работа, тема урока  (1 слайд) «В чарующем мире звуков и букв». Мы поговорим о гласных и согласных буквах, выясним, выражают ли звуки смысл; как с помощью звука можно достигнуть выразительности, изобразительности речи.

      Великий русский писатель Н.В. Гоголь сказал (2 слайд) :

Дивишься драгоценности нашего языка:

                             что ни звук, то и подарок…

Н. В. Гоголь

II. РАБОТА ПО ТЕМЕ УРОКА.

  1. Сообщение учителя с элементами беседы:

По ошибке ко мне попало письмо леснику Звукевичу.(3 слайд) Живёт он  в лесу в своём маленьком домике  и  ждёт  своего письма вот уже несколько дней. Вы поможете мне  доставить письмо по назначению? Но необходимо будет преодолеть препятствия. Сможете? И первое испытание: пройдите сквозь лесную чащу.    Итак, начнём прогулку  по осеннему лесу.

 Что мы слышим? (4, 5,6,7, 8, 9, 10 слайд)

 Шум летящего самолета,  завывание ветра, шорох камышей, лай собаки, пенье птиц, дробь дождя, раскаты грома, шелест листьев...

-Что вы услышали?                                                                                                                        Ответ (Звуки)

- Ребята, как бы с вами заговорила сорока? А собака? Волк? А мы сможем понять, что говорят нам животные на своем языке?                                                                                              Ответ (Нет)

Делаем вывод: значит, есть звуки, отображающие явления природы, голоса животных и ,самое главное, звуки человеческой речи. Только они, объединяясь, создают слова, за которыми закреплено всем известное и понятное значение.

(11 слайд)

2.  Опрос учащихся по пройденному материалу

-   А как называется раздел науки о языке, изучающий звуки речи?                      (Ответ: « Раздел науки о языке, изучающий звуки речи, называется фонетикой».)

-  На какие группы делятся звуки речи?                                                                        (Ответ: «Звуки речи делятся на согласные и гласные».)

-  Какие звуки являются гласными? Почему?                                                                                      (Ответ:«Звуки состоящие только из голоса называются гласными».)

-  Какие звуки являются согласными? Почему?                                                                                     (Ответ: «Звуки, стоящие из голоса и шума, называются согласными».)

Пока вы отвечали на вопросы, мы незаметно выбрались из чащи. (12 слайд) Но что это, на нашем пути стоит большое и необычное дерево, вместо ствола у него слово, а вместо листочков звуки. Известно, что слова состоят из звуков. Сами по себе звуки ничего не обозначают. Произнесите звуки [о], [м], [д]. Никто ничего не поймет. Но достаточно эти же звуки произнести в другом порядке – [д], [о], [м], как все поймут, что вы сообщаете о строении, в котором живут люди.

Задание 1: (13 слайд)                                                                                                                Чтобы обойти это дерево, необходимо выполнить следующее задание: 

составить цепочку из слов, заменяя в предыдущем один звук так, чтобы получилось новое слово                                                                                                              (У доски работают три ученика, остальные в тетрадях)

         дом – том – ком – лом – сом – ром -  жом – дым -  дол -  дог –Дон – дот. 

бок – кок – док – рок – сок – ток – шок – бак – бук – боб – бог – бор – бот.

кочка – дочка – бочка  - мочка –  ночка – почка – точка – качка – кошка – конка – корка.                                                                                                                                                            - Ребята, кто ещё дополнит эти цепочки новыми словами

  1. Словарная работа.                                                                                                       Чтобы пройти дальше по тропинке, необходимо выполнить следующее испытание

- Скажите, каких звуков в русском языке меньше -  гласных или согласных?      Ответ ( Конечно же гласных)

Поэтому  гласные звуки в словах повторяются значительно чаще. Есть слова, в которых один гласный повторяется несколько раз.                                                                 (14 слайд)                                                                                                                                    ( носорог – 3; карандаш – 3, в слове кукуруза – 3 буквы у                                                           (15 слайд)                                                                                                                               Задание 2:

Выписать из предложенных слов только те слова, в которых встречаются повторяемые гласные [О](2 ученика у доски(1 записывает с повторяющимся  [А], 2 – с повторяющемся  [Е]) , один за компьютером, остальные на местах)                                                                                                                         Молоко, автостоп, землемер, бассейн, огород, канал, хлопок, цемент, заграбастать,  золото, четверг, портфель, шарлатан,  торт, локомотив, канат, переезд, обезьяна.  

III. ОБЪЯСНЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА

  1. Сообщение учителя.

А теперь поговорим о роли звуков в описании тех или иных явлений                              -Ой, ребята, кажется гроза собирается! (16 слайд).                                                     Назовите слова, которые помогут описать вот это явление природы. (гром, греметь, гроза, раскаты, грохот)

-Какие  звуки чаще всего мы слышим в этих словах?

-Да, слова со звуками [г] и [р] используются для передачи такого явления природы как гроза и  Поэт Ф. И. Тютчев намеренно включил  их в свое стихотворение «Весенняя гроза», придавая выразительности этому явлению.(16 слайд, щелчок)

 

Люблю грозу в начале мая,

Когда весенний первый гром,

Как бы резвяся и играя,

Грохочет в небе голубом.

Гремят раскаты молодые,                                                                                                                                              Вот дождик брызнул, пыль летит,

Повисли перлы дождевые,

И солнце нити золотит…

(Ф. И. Тютчев.)

-Послушайте еще одно стихотворение .

(17 слайд).

Тихо. Не может быть тише. Слышно, как всходит трава. Ночь тишину чуть колышет, Сладкие шепчет слова.

-Что хотел изобразить поэт?                                                                                   Ответ (тишину)

-Какие звуки он использовал? Ответ (поэт использовал звук [ш])

Действительно, звуками – [т], [ш], [ч] – и «населил» свое стихотворение поэт В. Мордань, чтобы придать своему произведению выразительности, изобразительности речи.

Вы наверное не раз наблюдали, как, растопырив крылья и шипя, несется на кого-нибудь гусь.(18 слайд с шипящими звуками)

-Какой звук вы слышите?                                                                                            Ответ (звук [ш],[ч], [щ])

-Вот почему эти звуки и называют шипящими (их название произошло от звукоподражательного глагола «шипеть»)

  1. Развитие речи.

Чтобы закрепить полученные знания, составьте предложение из данных слов на тему «Осенний лес».                                                                                                             (19 слайд)                                                                                                                       С, листья, под, шуршат, ногами, деревьев, опавшие.                                                            Опавшие с деревьев листья  шуршат под ногами.

-При помощи какого звука мы изобразили  шелест листьев?                                             Ответ (при помощи звука [Ш]).

  1. Объяснительный диктант. (Оглушение согласных)                                           (20 слайд)                                                                                                                       Следующее испытание, которое встретилось нам на пути к нашему леснику – это переход через бурную речку. А чтобы это сделать, нужно построить мост, но не простой, а из парных согласных  звуков (звонких и глухих). Помогите мне, давайте вспомним все эти парные звуки.

[Б] – [П], [В] – [Ф], [Г] – [К], [ Д] – [Т], [Ж] – [Ш], [З] – [С]

- В устной речи мы часто сталкиваемся с оглушением согласных. Как вы понимаете эту формулировку?                                                                                          Ответ (Когда звонкий согласный может заменяться парным ему глухим на конце слова или перед глухим согласным)                                                   Приведите примеры(21 слайд)

- Как проверить правильность написания таких слов?                                      Ответ (Чтобы правильно написать слово с согласным в корне слова, нужно подобрать проверочное слово)                                                                     (22 слайд)                                                                                                                   Задание:                                                                                                               прочитайте отрывок стихотворения И. Токмакова «Рябина» и выпишите слова, в которых происходит «оглушение согласных». Укажите в скобках проверочные слова.                                                               (Один ученик работает у доски, остальные в тетрадях.)

РЯБИНА

Красненькую ягодку

Мне дала рябина.

Думал я, что сладкую,

                                          А она – как хина.

(И.Токмакова)

4.  Практическое задание

- Вот и калитка, но чтобы войти во двор, нужно правильно перенести слово.  У каждого на столе находится 3 карточки. Прочитайте внимательно и поднимите ту карточку, на которой вы видите правильный перенос слова            (23 слайд)

Кр-асне-нькую

Доз-рел-а

Под-шу-тить

  1.  Самостоятельная работа.                                                                                                  Вот и состоялась наша встреча с лесником. Но вот огорчение, лесник потерял свои очки и не может без нашей помощи прочесть письмо. Помогите ему, ребята. Но смотрите письмо зашифровано. Чтобы расшифровать его, нужно в некоторых словах первые буквы заменить звонкие согласные парными глухими и наоборот.

Вот  текст письма.                                                                                                                 ( 24 слайд)

Приглашаю тебя на мой день рождения.

Том № жесть пот корой. Зеленая тверь налево. Дам будет много костей. Шаль, что из-за тел не могу тебя встретить.

Бока.

Сахар

Расшифруйте его.

Образец.                                                                                                                                                          Том № жесть пот корой.                                                                                                          Дом № шесть под горой.

( 25 слайд)

IV ИТОГ УРОКА

-Ребята, наше путешествие заканчивается. О каком разделе языка мы говорили?

- Что изучает фонетика?

-Как вы считаете, мог бы язык существовать без звуков?

Почему?

-Что передают звуки?                                                                                                     (26 слайд)

-Действительно,

Дивишься драгоценности нашего языка:

                             что ни звук, то и подарок…

Н. В. Гоголь

V.ИНФОРМАЦИЯ О ДОМАШНЕМ ЗАДАНИИ.                                                               (26 слайд)

IV. ВЫСТАВЛЕНИЕ ОТМЕТОК. Сегодня на уроке хорошо работали

-А теперь, вы оцените наш урок. Если вам очень понравилось наше путешествие, поднимите красную карточку, если понравилось, но не очень – синюю, не понравилось совсем – желтую.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока 3 класс (Рамзаева)

Цель: формировать понятие «словосочетание» на основе усвоения его существенных признаков....

Конспект урока 9 класс "Спирты"

Конспект урока на тему Спирты используется в 9 классе, в конце третьей четверти. Входит в курс Органической химии....

конспект урока 7 класс биология «Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда»

конспект урока 7 класс биология «Зоология – наука о животных. Животные и окружающая среда»...

Конспект урока 6 класс

Конспект урока по географии " Горы и равнины" ( технология проблемного обучения)...

Конспект урока 6 класс Куб,шар.

Методическая разработка урока математики в 6 классе для обучающихся с умственной отсталостью...