Материал для олимпиады по русскому языку.
олимпиадные задания на тему

Задания представлены трудными случаями из разных разделов Русского языка и могут быть использованы для внутриколледжных олимпиад.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosy_russk_1sem_v2.docx34.35 КБ
Файл kosy_russk_2_sem.v_1.docx40.04 КБ
Файл olimpiada_russkiy_variant1i2.docx16.95 КБ
Файл olimpiadarussk_v2.docx17.7 КБ

Предварительный просмотр:

1. Контрольно-оценочные материалы для промежуточной

аттестации

по дисциплине «Русский язык»  

2.1. Контрольно-оценочные материалы (сводная таблица)

для промежуточной

аттестации

по дисциплине «Русский язык»

Вариант II (второй семестр)

Дидактические единицы из ФГОС

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Наименование темы

Кол-во часов на тему

Задания (ЗУ)

Примеры заданий:

Язык и общество.

Знать:

 -общие сведения о языке;

- роль русского языка в жизни общества;

 -мировое значение русского языка.

Уметь:

- владеть всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи.

Введение.

3

1. Выберите правильный вариант ответа.

Русский язык сформировался в результате объединения двух языков:

а) старославянского и древнегреческого;

б) древнерусского и латинского;

в) старославянского и древнерусского;

г) старославянского и латинского.

Научный стиль речи.

Знать:

функциональные стили языка;

 -сферу применения и языковые средства научного стиля речи.

Уметь:

-определять стиль текста;

 -анализировать его структуру и языковые особенности;

-давать характеристику текста научного стиля речи.

Функциональ-ные стили речи.

12

2. Выберите правильный вариант ответа.

Определите стиль речи.

Гипербола - это образное словоупотребление, преувеличивающее какое-либо явление, признак или действие с целью усиления впечатления.

а) научный;

б) публицистический;

    в) официально – деловой;

г) художественный.

Научный стиль речи.

Знать:

функциональные стили языка;

 -сферу применения и языковые средства научного стиля речи.

Уметь:

-определять стиль текста;

 -анализировать его структуру и языковые особенности;

-давать характеристику текста научного стиля речи.

3. Вставьте пропущенное слово.

Для … стиля речи характерно использование терминов, общенаучной лексики, слов с отвлечённым значением, формул, таблиц, схем.

Слово в лексической системе языка. Лексическое значение слова.

Знать:

- основные лексические единицы языка;

-виды словарей русского языка;

-изобразительно- выразительные средства языка.

Уметь:

- опознавать лексические единицы;

-определять лексическое значение слов, прямое и переносное значение слова;

-использовать в речи лексическое богатство русского языка;

-пользоваться всеми видами словарей.

Лексика.

11

4. Выберите правильный вариант ответа.

 Укажите вариант, в котором все прилагательные употреблены в прямом значении:

а) золотые руки, железный характер, заячья душа;

б) глухая деревня, жаркие дебаты, железная логика;

в) глухая улица, жаркий бой, железная воля;

г) глухой старик, жаркий день, железная дорога.

Лексическое значение слова.

Знать:

- основные лексические единицы языка;

-виды словарей русского языка;

-изобразительно- выразительные средства языка.

Уметь:

- опознавать лексические единицы;

-определять лексическое значение слов, прямое и переносное значение слова;

-использовать в речи лексическое богатство русского языка;

-пользоваться всеми видами словарей.

5. Установите соответствие между словами правого и левого столбцов.

Составьте словосочетания, учитывая лексическое значение слов.

1  косяк;      

а) студентов;

2  толпа;  

б) рыб;

3  рой;  

в) любопытных;

4  группа    

г) пчёл.

Многозначность слова. Прямое и переносное значение слова.

Знать:

-лексическое значение слов;

- основные лексические единицы языка.

Уметь:

- определять прямое и переносное значение слова;

-различать многозначные слова и слова – омонимы.

6. Выберите правильный вариант ответа.

 Укажите ряд многозначных слов:

а) болезнь, страдание, артист;

б) смех, самолёт, игла;

в) молодой, аудитория, мягкий;

г) телефон, троллейбус, солнце.

Синонимы, антонимы, паронимы, омонимы; их употребление в речи.

Знать:

-отличительные признаки синонимов, антонимов, паронимов и омонимов.

Уметь:

-подбирать синонимы и антонимы к словам в предложении и словосочетании;

-использовать в речи лексическое богатство языка.

7. Установите соответствие между терминами в левом столбике и определениями в правом.

1) паронимы

а)    слова, которые пишутся и произносятся одинаково, но имеют разные лексические значения;

2) антонимы

б) слова, различные по звучанию и написанию, но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение;

3) омонимы

4) синонимы

в) слова, противоположные по лексическому  значению;

г) слова, близкие по звучанию, но разные по значению.

       

Омонимы.

Знать:

-разновидности омонимов.

Уметь:

 - определять прямое и переносное значение слова;

- различать многозначные слова и слова – омонимы

8. Выберите правильный вариант ответа.

 Укажите ряд, в котором есть слова, являющиеся омонимами:

а) метель, пурга;

б) письменный стол,

 обеденный стол;

в) капитанская рубка, рубка леса;

г) шить иглой, игла ежа.

Паронимы, их употребление в речи.

Знать:

 -отличительные признаки паронимов.

Уметь:

-опознавать паронимы и правильно использовать их в речи.

9. Выберите правильный вариант ответа.

 Укажите слова, не являющиеся паронимами:

а) эффектный, эффективный;

б) представить, предоставить;

в) фарш, фарс;

г) командировочные, командированные.

Русская лексика  с точки зрения её происхождения. Историзмы, архаизмы.

Знать:

- отличительные признаки архаизмов и историзмов.

Уметь:

- использовать в речи архаизмы и историзмы.

10. Вставьте пропущенное слово.

…………….это устаревшие синонимы современных слов.

Неологизмы, диалектные слова архаизмы.

Знать:

- отличительные признаки неологизмов, диалектизмов, архаизмов.

Уметь:

- опознавать общеупотребительные слова, архаизмы, диалектизмы, неологизмы;

-использовать неологизмы в речи.

11. Установите правильную последовательность лексических единиц:

1) общеупотребительные, 2) диалектизмы,3) неологизмы,4) архаизмы.

а)  1) вода,  земля, хлеб; 2) кочет, бирюк, яруга; 3) ланиты, чело, перси;

4) дилер, спонсор, девальвация;

б) 1) кочет, бирюк,  яруга; 2) вода, земля, хлеб; 3) дилер, спонсор, девальвация; 4) ланиты, чело, перси;

в) 1) кочет, бирюк, яруга; 2) вода, земля, хлеб; 3)  ланиты, чело, перси;

г) 1) вода, земля, хлеб; 2) кочет, бирюк, яруга; 3) дилер, спонсор, девальвация; 4) ланиты, чело, перси.

 

Фразеологизмы.

Знать:

- основные фразеологические единицы языка.

Уметь:

- понимать стилевую окраску фразеологизмов и правильно употреблять их в речи.

Фразеология.

3

12. Установите соответствие между словами правого и левого столбцов:

1) стреляный воробей;  

а) сесть в лужу;

2) на край света;  

б) не в бровь, а вглаз;

3) сесть в калошу;

в) за тридевять земель;

4) попасть в точку.

г) тёртый калач.

Фразеологизмы. Особенности их употребления.

Знать:

- основные фразеологические единицы языка.

Уметь:

- понимать стилевую окраску фразеологизмов и правильно употреблять их в речи.

13. Выберите правильный вариант ответа.

  Назовите синоним фразеологизма «спустя рукава»:

а) через пень - колоду;

б) положа руку на сердце;

в) сложа руки;

г) не покладая рук.

Фонетические единицы. Соотношение звука и буквы.

Знать:

-основные средства звуковой стороны речи;

-соотношение буквы и звука;

-фонетическую транскрипцию;

-орфоэпические нормы русского языка

Уметь:

-различать сильную и слабую позицию звуков;

- опознавать орфограммы;

-применять нужный способ проверки написания.

Фонетика. Орфоэпия.  Графика. Орфография.

10

14. Выберите правильный вариант ответа.

 Укажите слово из четырёх звуков:

а) осенью;

б) ёж;

в) вью;

г) сельдь.

Фонетика.

Знать:

-основные средства звуковой стороны речи;

-фонетическую транскрипцию,

-правила написания ъ и ь;

-основные орфоэпические нормы языка.

Уметь:

-производить фонетический разбор слова;

-применять знания и умения по фонетике в практике правописания.

15. Выберите правильный вариант ответа.

Звуковую сторону языка изучает раздел языкознания:

а) морфология;

б) орфография;

в) графика;

г) фонетика.

Орфоэпия. Орфоэпические нормы.

Знать:

-орфоэпические нормы русского языка.

Уметь:

-правильно определять ударные слоги и выделять голосом слова, важные для говорящего;

-уметь пользоваться орфоэпическими словарями.

16. Закончите фразу.

Нормы литературного языка, включающие в себя правила произношения и ударения -……………………………

Ударение словесное и логическое.

Знать:

 - особенности словесного и логического ударения.

Уметь:

-правильно определять ударные слоги и выделять голосом слова, важные для говорящего;

-уметь пользоваться орфоэпическими словарями.

17. Расположите слова в следующей последовательности:

1) с ударением на первом слоге;

 2) с ударением на втором слоге;

3) с ударением на третьем слоге;

4) с ударением на четвёртом слоге.

а) костюмированный, звонишь, договор, исподволь;

б) звонишь, договор, исподволь костюмированный;

в) договор, исподволь; костюмированный, звонишь;

г) исподволь, звонишь, договор,

костюмированный.

 

Ударение словесное и логическое.

Знать:

- особенности словесного и логического ударения.

Уметь:

- правильно определять ударные слоги и выделять голосом слова, важные для говорящего;

-уметь пользоваться орфоэпическими словарями.

18. Продолжите фразу.

Слог, оканчивающийся на гласный звук, называется………………

Правописание безударных гласных.

Знать:

-правописание безударных и чередующихся гласных.

Уметь:

-опознавать орфограммы;

-применять знания и умения по фонетике в практике правописания.

19. Выберите правильный вариант ответа.  

 Назовите слово с безударной гласной в корне, проверяемой ударением:

а) б…тон;

б) п…чаль;

в) тр…сина;

г) п…ртфель;

д) к…пуста.

Непроверяемые безударные гласные.

Знать:

- написание слов с непроверяемыми  безударными гласными.

Уметь:

-различать проверяемые и непроверяемые написания;

-пользоваться орфографическими словарями.

20.  Выберите правильный вариант ответа.

 Укажите вариант с непроверяемой безударной гласной в корне всех слов:

а) б…шмак, ч…ловек, к…рабль,

б) неспр…ста, осл…пительный, созд…вать,

в) в…рона, в…робей, с…рока,

г) руков…дитель, к…пуста, зн…бит.

Правописание чередующихся гласных.

Знать:

-правила написания корней с чередующимися гласными.

Уметь:

-различать проверяемые, непроверяемые и чередующиеся написания.

21.  Выберите правильный вариант ответа.

 Укажите ряд слов с пропущенной буквой Е:

а) ст…рать, зап…реть, уд…рать;

б) зам…рать, от…рать, отп…рать;

в) ум…реть, зап…реть, соб…ру;

г) бл…стеть, бл…стать, зам…рать.

Правописание букв О, Е после шипящих и Ц.

Знать:

-правописание гласных после шипящих и Ц в различных частях слова.

Уметь:

-опознавать орфограммы  в соответствии с изученными правилами.

22. Выберите правильный вариант ответа.

 Укажите вариант с буквой  О после шипящих:

а) ш..пот, круч..ный, щ..лочь;

б) береж..т, туш..нка, ж..лудь, печ..ный;

в) стаж..р,  реш..тка, освещ..нный, ещ..;

г) изж..га, лодч..нка, свеж.., смеш..н.

Правописание разделительных Ь и Ъ.

Знать:

-правописание разделительных Ъ и Ь знаков.

Уметь:

-применять знания по фонетике в практике написания.

23.  Выберите правильный вариант ответа.

 Укажите ряд слов сЪ:

а) п..еса, об..ект, с..узить,

б) в…юга, ад…ютант, обез…яна;

в) д…як, кар…ера, под…ём;

г) сверх..естественно, пред..январский, трех..ярусный.

Правописание непроизносимых согласных.

Знать:

-орфоэпические нормы;

-правила написания непроизносимых согласных.

Уметь:

-опознавать орфограммы с непроверяемыми согласными и подбирать проверочные слова.

24. Выберите правильный вариант ответа.

Укажите ряд слов с пропущенной непроизносимой согласной:

а) мес?ный, чудес?ный, ужас?ный;

б) искус?ный, вкус?ный, окрес?ный;

в) чес?ный, корыс?ный,доблес?ный;

г) ровес?ник,горес?ный, опас?ный.

Двойные согласные.

Знать:

-правописание двойных согласных.

Уметь:

-применять знания по морфемике и словообразованию на практике.

25. Выберите правильный вариант ответа.  

 Укажите ряд слов, в котором во всех словах  пропущена двойная согласная:

а) кристал?ьный, оперет?а, колон?ка;

б) гал?ерея, ат?рибут, кар?икатура;

в) кор?идор, ат?естат, лил?ипут;

г) ком?ентарий, кристал?, прфес?ия.

Правописание приставок на З и С.

Знать:

-правописание приставок на З иС.

Уметь:

- применять знания по фонетике в написании приставок на З и С.

26.  Выберите строку с приставкой без-:

а) бе…граничный, бе…заветный, и…брать;

б) бе…крайний, ра…звонить, бе…цельный;

в) бе…конечный, ра…жать, бе…толковый,

г) бе...правный, бе…совестный, ра…резать.

Правописание приставок ПРЕ и ПРИ.

Знать:

-правило написания приставок ПРЕ и ПРИ.

Уметь применять необходимый алгоритм рассуждения при написании приставок ПРЕ и ПРИ.

27. Выберите ряд слов с пропущенной буквой И:

а) пр…писать, пр…гордный, пр…кратиь;

б) пр…ехать, пр…шить, пр…близить;

в) пр…милый, пр…ступник, пр…евратности судьбы;

г) пр…бавить, пр…хорошенький, пр…сесть.

Правописание Ы-И после приставок.

Знать:

-правило написания Ы-И после приставок.

Уметь использовать знания по морфемике и словообразованию в практике написания букв Ы-И после приставок.

28.  Выберите правильный вариант ответа.

 Укажите слово с пропущенной буквой И:

а) без…мянный;

б) раз…грать;

в) из…мать;

г) сверх…зысканный.

Понятие морфемы как значимой части слова.

Знать:

-значимые части слова;

-открытые и закрытые слоги;

-способы словообразования.

Уметь:

-проводить морфемный и словообразовательный анализ слова.

Морфемика. Словообразование.

18

29.Установите соответствие между лингвистическим термином и его толкованием.

 Основа – это:

а) главная значимая часть слова;

б) значимая часть слова перед корнем;

в) часть изменяемого слова без окончания или все неизменяемое слово;

г) значимая часть слова без корня.

Способы словообразования.

Знать:

-значимые части слова;

-способы словообразования.

Уметь:

-проводить морфемный и словообразовательный анализ слова.

30. Определите способ образования существительного учительская:

а) суффиксальный;

б) переход из одной части речи в другую;

в) сложение основ

г) приставочно-суффиксальный.



Предварительный просмотр:

1. Контрольно-оценочные материалы для промежуточной

аттестации

по дисциплине «Русский язык»  

2.1. Контрольно-оценочные материалы (сводная таблица)

для промежуточной

аттестации

по дисциплине «Русский язык»  

Вариант I (второй семестр)

Дидактические единицы из ФГОС

Наименование темы

Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания)

Кол-во часов на тему

Задания (ЗУ)

Примеры заданий:

Морфология и орфография.

 Имя существительное как часть речи.

Обучающиеся должны знать:

- лексико-грамматические разряды имён существительных, морфологические признаки имён существительных;

- правописание окончаний и суффиксов имён существительных;

- правописание сложных имён существительных.

 Обучающиеся должны уметь:

- определять морфологические признаки  и производить морфологический разбор имён существительных;

- употреблять формы имён существительных в речи.

Род, число, падеж, склонение имён существительных.

18

2

1.Выберите правильный вариант ответа.

 Имена существительные изменяются:

а) по временам, числам, родам;

б) по родам, падежам и числам;

в) по лицам и числам;

г) по родам, падежам, числам и лицам;

д) по числам и падежам.

Число имён существительных.

2. Выберите вариант, в котором все слова, имеют только форму множественного числа.

а) шахматы, чернила, ножницы, поле;

б) масло, нефть, студенчество, крупа;

в) листва, деньги, молодежь;

г) каникулы, сани, хлопоты, прятки.

Правописание существительных с ПОЛ

3. Выберите вариант с написанием всех слов через дефис:

а) пол…зарплаты, пол…часа, пол…беды;

 б) пол…круга, пол…суток, пол…тарелки;

в) пол…города, пол…минуты, пол…дома;

г) пол…Москвы, пол..арбуза, пол..литра.

Имя прилагательное как часть речи.

Обучающиеся должны знать:

- лексико-грамматические разряды и морфологические признаки имён прилагательных;

- правописание суффиксов и окончаний имён прилагательных;

- правописание сложных имён прилагательных.

Обучающиеся должны уметь:

- определять морфологические признаки и производить морфологический разбор имён прилагательных;

- употреблять формы имён прилагательных в речи.

Краткая форма имён прилагательных.

2

4. Выберите правильный вариант ответа.

 Краткой формы не имеет прилагательное:

а) добрый;

б) хороший;

в) буранный;    

г) сладкий;

д) дорогой.

НН –Н в прилагательных.

5. Выберите правильный вариант ответа.

 Укажите прилагательные с –НН-:

а) кожа…ый, глиня…ый

б) це…ый, оловя…ый

в) нефтя…ой, сви…ой

г) песча…ый, льня…ой              

д) пчели…ый, льви…ый

Слитное и раздельно написание НЕ с прилагательными.

6. Выберите правильный вариант ответа.

 Определите, в каком варианте не пишется раздельно:

а) купили машину совсем (не)дорогую;

б) (не)ожиданное известие;

в) (не)умолчны звуки весенней капели;

г) далеко (не)удачный ответ;

д) дороги сделались (не)проезжими

Имя числительное как часть речи. Обучающиеся должны знать:

- лексико-грамматические разряды и морфологические признаки имён числительных;

- правописание имён числительных.

Обучающиеся должны уметь:

- производить морфологический разбор числительных;

- употреблять числительные в речи.

. Имя числительное.

Морфологические признаки.

Обучающиеся должны знать:

- лексико-грамматические разряды и морфологические признаки имён числительных;

- правописание имён числительных.

Обучающиеся должны уметь:

- производить морфологический разбор числительных;

- употреблять числительные в речи.

1

7.Установите соответствие между словами и частями речи:

1) удвоить;  а) существительное;

2)второй;     б) глагол;

3) двойка;     в) прилагательное;

4) двойной;  г) числительное.

Склонение имён числительных.

8. Выберите правильный вариант ответа.

Числительное 645:

а)  не склоняется;

б) склоняется только последнее слово;

в) склоняются все части числительного;

г) склоняется только первое слово.

Местоимение как часть речи.

Обучающиеся должны знать:

Значение и лексико-грамматические разряды местоимений;

- морфологические признаки местоимений;

- правописание местоимений.

Обучающиеся должны уметь:

-производить морфологический разбор местоимений;

- употреблять местоимения в речи.

Лексико – грамматические разряды местоимений.

1

9. Выберите правильный вариант ответа.

 Укажите вариант, в котором местоимения не изменяются по падежам:

а) весь, таков,

 б) себя, каков;

в) никто, ничто;

г) кто-либо, ваш.

Правописание отрицательных местоимений.

10. Выберите правильный вариант ответа.

 Укажите, в каком примере ни пишется раздельно:

а) (ни) чей;

б) (ни) чему;

в) (ни) с кем;

г) (ни) что;

д) (ни) сколько.

Глагол как часть речи.

 Причастие.

Деепричастие.

Обучающиеся должны знать:

- грамматические признаки глагола;

- правописание суффиксов и личных окончаний глагола;

- правописание НЕ с глаголами.

- разряды причастий и их морфологические признаки;

- способы  образования причастий;

- правописание суффиксов и окончаний причастий;

- правописание НЕ с причастиями;

- правописание - Н-НН- в причастиях и отглагольных прилагательных;

- причастный оборот и знаки препинания в предложениях с причастным оборотом

- образование деепричастий совершенного и несовершенного вида;

- правописание НЕ с деепричастиями;

- деепричастный оборот и знаки препинания в предложениях с деепричастным оборотом.

Обучающиеся должны уметь:

- определять морфологические признаки и производить морфологический разбор глагола;

- употреблять формы глагола в речи.

- производить морфологический разбор причастий;

- находить и выделять причастный оборот;

- употреблять причастия в текстах разного стиля.

- производить морфологический разбор  деепричастий;

- находить и выделять деепричастный оборот;

- употреблять деепричастия в текстах разных стилей.

Глаголы переходные и непереходные.

3

 11. Выберите правильный вариант ответа.

 Укажите вариант с переходным глаголом:

а) любить музыку;

б) зайти за другом;

в) уйти домой;

г) улыбаться девушке;

д) одеться к ужину.

Безличные глаголы.

12. Выберите правильный вариант ответа.

 Укажите ряд безличных глаголов:

а) горевать, ночевать, бушевать;

б) улыбается, умывается, одевается;

в) бродить, предупредить, дерзить;

г) шелестеть, говорить, устремить;

д) нездоровится, взгрустнулось, дышится

Правописание суффиксов глаголов ОВА-ЕВА.

13. Выберите правильный вариант ответа.

 Укажите вариант с суффиксом –ева- в глаголах:

а) рад..вать, проб..вать;

б) во..вать, гор..вать;

в) побесед..вать, расслед..вать;

г) чувств..вать, мотивир..вать;

д) оборуд..вать, завид..вать.

Спряжение глаголов.

14. Выберите правильный вариант ответа.

 Укажите вариант с глаголами II спряжения:

а) кричать, желать;

б) вязать, добывать;

в) играть, искать;

г) спорить, утешить;

д) обещать, ругать.

Краткая форма причастий.

5

15. Выберите правильный вариант ответа.

 Укажите причастие, имеющее краткую форму:

а) цветущее поле;

б) плескавшиеся о берег волны;

в) покрытые снегом горы;

г) бившиеся о гранитные берега;

д) ползущий по земле.

Деепричастный оборот.

Деепричастие. Образование деепричастий совершенного и несовершенного вида.

2

16. Выберите правильный вариант ответа.

 Укажите вариант, в котором деепричастный оборот не обособляется:

а) Широко разинув пасть медведь зарычал.

б) Покорившись необходимости переждать ненастье я занялся патронами.

в) Ребята слушали экскурсовода разинув рот.

г) Приблизившись к хвойному лесу  егерь спустил его с поводка.

Наречие. Грамматические признаки наречия.

Степени сравнения наречий. Правописание наречий.

Обучающиеся должны знать:

- грамматические признаки наречий;

- степени сравнения наречий;

- правописание наречий.

Обучающиеся должны уметь:

- определять морфологические признаки наречий;

- производить морфологический разбор наречий;

- употреблять наречия в речи.

Дефисное написание наречий.

1

17. Выберите правильный вариант ответа.

 Укажите наречие, которое пишется через дефис:

а) разделить (по)ровну,

б) запеть (по)тихоньку,

в) оказаться не (по)вкусу,

г) называть (по)именно,

д) оставить (по)прежнему.

Мягкий знак на конце наречий.

18. Выберите правильный вариант ответа.

 Определите, в каком варианте слово пишется раздельно:

а) (видимо)невидимо,

б) (волей)неволей,

в) (в)насмешку,

г) точь(в)точь,

д) мало(по)малу.

Служебные части речи.

Предлог как часть речи.

Обучающиеся должны знать:

правописание производных и непроизводных предлогов.

Обучающиеся должны уметь: 

- отличать производные предлоги от слов-омонимов;

- употреблять предлоги в составе словосочетаний.

Правописание предлогов. Предлоги производные и непроизводные.

10

1

19. Выберите правильный вариант ответа.

 Укажите предложение, в котором предлог пишется раздельно:

а) Стены были выкрашены какой-то голубенькой краской (в)роде серенькой.

б) (В)виду скорого окончания плавания настроение команды сделалось веселым и приподнятым.

в) Я хотел поговорить с вами (на)счет квартиры.

г) (В)продолжение ночи я не спал ни минуты.

Служебные части речи.

Союз как часть речи.

Обучающиеся должны знать:

- правописание союзов.

Обучающиеся должны уметь:

- отличать союзы ТАКЖЕ, ТОЖЕ, ЧТОБЫ, ЗАТО от слов-омонимов;

- употреблять союзы в простых и сложных предложениях.

Разряды союзов. Союзы сочинительные и подчинительные.

3

20. Выберите правильный вариант ответа.

Укажите предложение с производным союзом:

а) Солнце не вышло из-за гор, но лучи его уже золотили верхушки деревьев.

б) Ржавеют в арсеналах пушки, зато сияют кивера.

в) Молодые листья лепетали, да зяблики кое-где пели, да горлинки ворковали.

г) Не будьте равнодушны, ибо равнодушие смертоносно для души человека.

Частица как часть речи.

Обучающиеся должны знать:

Разряды  частиц. Правописание частиц.

Обучающиеся должны уметь:

- различать частицы  –НЕ  и –НИ;

- употреблять частицы в речи.

Правописание частиц.

4

21.Укажите последовательность написаний:

1.дефисное;

2. слитное;

3. раздельное;

4.в три слова.

а) не было (ни)у(кого),

б) были(же) случаи,

в) (кое)какой товар,

г) (ни)где не был.

Словосочетание.

Обучающиеся должны знать:

- типы словосочетаний;

строение словосочетаний.

Обучающиеся должны уметь:

- определять главное и зависимое слово в словосочетании;

- производить синтаксический  разбор словосочетаний.

Строение словосочетания. Виды связи в словосочетании.

3

 22. Установите соответствие между видом связи и словосочетанием.

1. согласование;

2.примыкание;

3.управление.

а) сразу обратился;

б) читать книгу;

в) к давней подруге.

Простое предложение.

Обучающиеся должны знать:

- виды предложений по цели высказывания, по интонации, по наличию второстепенных членов, по составу основы;

- знать типы односоставных предложений;

- прямой и обратный порядок слов, логическое ударение;

- грамматическую основу предложения;

- правило постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Обучающиеся должны уметь:

- определять тип и вид простого предложения;

- производить синтаксический разбор простого предложения.

Предложения односоставные и двусоставные.

Виды односоставных предложений.

.

7

23. Установите последовательность видов односоставных предложений.

1.безличное;

2.определённо-личное;

3.неопределённо-личное;

4. обобщённо-личное;

5.назывное.

а) Дни поздней осени бранят обыкновенно.
б) В дверь негромко постучали.
в) В душу повеяло жизнью и волей.
г) Приветствую тебя, пустынный уголок.

д) Поздняя осень.

Осложнённое простое предложение.

Обучающиеся должны знать:

- однородные и неоднородные члены предложения;

- обособленные и уточняющие члены предложения;

- вставные конструкции.

Обучающиеся должны уметь:

-определять и выделять на письме

обособленные и вставные конструкции.

Однородные члены предложения.

Обобщающие слова при однородных членах предложения.

8

24. Выберите правильный вариант ответа.

  Укажите предложение, в котором нужно поставить двоеточие:

а) И всё это (?) и река, и прутья верболаза, и этот мальчишка – напоминали мне далёкие дни детства.

б) Все силы души его, все страсти, мечты, надежды, весь пыл и напор юности (?) всё это хлынуло на волю.

в) Ни массива скал, ни лесов (?) ничего не было видно.

г) Дожди и снега, жара и морозы (?) всё это есть в России.

Обособленные определения, дополнения,обстоятельства.

5

25. Выберите правильный вариант ответа.

 Укажите вариант ответа , в которм правильно указаны все цифры, на месте которых в

предложении должны стоять запятые:

В числе чудаков (1) живших в Москве в грибоедовские времена (2) был человек (3) описанный в комедии «Горе от ума» под именем (4) Максима Петровича.

а) 1,3; б) 2,3,4;

в)1,2,3; г) 2,4

Вводные слова и вводные предложения.

26. Выберите правильный вариант ответа.

 Укажите предложения с вводными словами. (Запятые не поставлены).

а) Дождь кажется скоро кончится.

б) Тёмное небо над освещённой улицей казалось чёрным, тяжёлым пологом.

в) Солнце чувствуется уже садится за вершины далёких строений.

г) По синему небу и обилию света чувствуется приближение весны.

Сложное предложение.

Сложносочинённое предложение.

Обучающиеся должны знать:

сложносочинённые предложения и типы сочинительных союзов;

- сложносочинённые предложения с общим второстепенным членом.

Обучающиеся должны уметь:

определять сложносочинённые предложения и ставить в них знаки препинания.

Сложносочинённое предложение. Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

7

2

27. Выберите правильный вариант ответа.

 Укажите верную характеристику предложения.

Оленята уже через несколько часов после рождения могут бегать, а через несколько недель они способны добывать себе пищу.

а) простое  предложение с однородными членами;

б) сложносочинённое;

в) сложноподчинённое;

г) сложносочинённое с общим второстепенным членом.

Сложноподчинённое предложение. Знаки препинания в сложноподчинённом предложении.

Обучающиеся должны знать:

строение сложноподчинённого предложения;

- типы придаточных предложений;

- союзные слова и союзы.

Обучающиеся должны уметь:

-определять главное и придаточное предложение и ставить знаки препинания между ними.

- использовать сложносочинённые предложения в разных стилях речи.

Знаки препинания в сложносочинённом предложении.

2

28. Выберите правильный вариант ответа.

 Укажите верную характеристику  предложения.

Чтобы исследовать Амазонку, команде Кусто потребовалось больше полутора лет.

а)  бессоюзное сложное;

б)  сложноподчинённое;

в)  простое с однородными членами;

г)  сложное с бессоюзной и союзной подчинительной связью между частями.

Бессоюзное сложное предложение.

Обучающиеся должны знать:

- бессоюзное сложное предложение.

Обучающиеся должны уметь: ставить знаки препинания в бессоюзном сложном предложении;

- употреблять сложносочинённые предложения в речи.

 Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

1

29. Выберите правильный вариант ответа, объясняющий постановку двоеточия в данном предложении:

Поэт Н.Рубцов не злоупотребляет  «деревенской» лексикой: он уважает сельского жителя.

а)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие

того, о чём говорится в первой части.

б)  Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

в)  Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет,  раскрывает.

содержание того, о чём говорится в первой части.

г)  Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время

совершения того, о чём говорится во второй части.

Сложные предложения с разными видами связи.

Обучающиеся должны знать:

- сложные предложения с разными видами связи.

обучающиеся должны уметь: определять границы предложений в сложных конструкциях и ставить знаки препинания;

- ставить знаки препинания при стечении сочинительных и подчинительных союзов.

Знаки препинания в сложных предложениях с разными видами связи.

1

30. Выберите правильный вариант ответа.

Укажите вариант ответа, в котором правильно указаны все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Встречающие поминутно смотрели на часы (1) и (2) когда вдали появился поезд (3) толпа подалась ему навстречу (4) хотя это никак не могло устроить свидание  с близкими людьми.

а) 3, 4, б) 1,2,3,4, в) 2, 3, г) 2,4.



Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку

Вариант I

7. Укажите строчку со словами одной части речи (назовите её)

1) ищущие, учащиеся, синие, какие-то

2) Сокольники, октябрь, сластена, чтение

3) читать, читатель, читавший, прочитав

4) из-под, чуть-чуть, по-дружески, что-то

Укажите строчку со словами одной части речи (назовите её)

1) каждый, молодой, по-новому, третий

2) они, кто-нибудь, ничей, мне

3) далеко, пальто, веселье, удивило

4) зимний, наш, нарисованный, военный

8. Определите, в каком предложении грамматическая основа выделена верно

1) Мне грустно и легко.

2) Прощай же, море!

3) Несносен мне твой ропот дерзкий.

4) Все дороги занесло.

Определите, в каком предложении грамматическая основа выделена верно

1) За спрос денег не берут.

2) Роняет лес багряный свой убор.

3) Зной был нестерпим по-прежнему.

4) Океан словно замер и тихо и ласково рокочет.

5. Укажите слово, в котором последняя гласная является окончанием

1) вдали

2) дыши

3) жюри

4) армии

Укажите слово, в котором последняя гласная является окончанием

1) засветло

2) Дюма

3) глядя

4) говорила

Вставьте пропущенные буквы

1) по об…им сторонам

2)  у об…х сестёр

3)  с об…ими мужчинами

Вставьте пропущенные буквы

Вставьте пропущенные буквы

1) на об…их берегах

2) в обо…х домах

3) на об…х девочках

Вставьте пропущенные буквы

а) Выйд …те из комнаты!

б) Когда выйд…те из лесу, увид…те поле.

Вставьте пропущенные буквы

  1. Вы пиш…те письмо?
  2. \Чаще пиш…те письма родителям.

В каком слове все согласные  звуки звонкие.

  1. сделать
  2. экзамен
  3. 3) косьба

В каком слове все согласные  звуки звонкие.

  1. йод
  2. дуб
  3. бью

В каком предложении ошибочно поставлена запятая? Объясните.

1) Было сыро, и пахло хвоей.

2) Быстро сгущаются сумерки, и угасает пурпур заката.

3) В такую бурю волк не рыщет, и медведь не вылезает из берлоги.

В каком предложении ошибочно поставлена запятая? Объясните.

1)  Сгущаются сумерки, и угасает пурпур заката.

2) В степи только носится жёлтая пыль, да ветер качает полынь да ковыль.

3) Весна начинается медленно, и осень незаметно подкрадывается.

Вставьте пропущенные буквы.

  1. Болезнь обесил…ла старуху.
  2. Старуха обессил…ла от болезни.

Вставьте пропущенные буквы.

  1. Посёлок обездюд…л.
  2. Холера обезлюд…ла окрестные деревни.

Запишите предложения, выбирая нужные числительные.

  1. (Трём, троим) из гостей не оказалось места за столом.
  2. В семье слесаря Иконникова было (шесть, шестеро) сыновей и (три, трое) дочери.
  3. (Два,двое) неизвестных остановились у калитки.

Запишите предложения, выбирая нужные числительные.

  1. Только за три дня волки зарезали (девятеро, девять) овец.
  2. По аллеям парка прогуливались (четверо, четыре) девочки.
  3. (Три, трое) задержанных оказались студентами нашего вуза.

Запишите предложения, раскрывая скобки.

  1. Леонтьев был страстный охотник, (по) этому он выбрал самый лесистый район.
  2. (За)тем, что происходило в котельной, наблюдал весь район.

Запишите предложения, раскрывая скобки.

  1. Временами Серёжа забывал, (за) чем он здесь.
  2. (По)тому тракту ехать было невозможно, и (по) тому мы решили ехать кругом, в объезд.

Определите, какой частью речи является в предложениях инфинитив. (Подчеркните инфинитив как член предложения)

  1. Учиться всегда пригодится.
  2. Просим передать наши поздравления.

Определите, какой частью речи является в предложениях инфинитив. (Подчеркните инфинитив как член предложения)

  1. Мой друг всегда отличался умением рассказывать.
  2. Мы пришли помочь.

Запишите слова, вставляя пропущенные буквы.

Вымокн…шь, высп…шься, выгляд…шь, высмотр…шь.

Засе…нный, застрел…нный, расстрел…нный.

Запишите слова, вставляя пропущенные буквы.

Вытерп…шь, вынес…шь, выкос…шь, выкрич…шь.

Разве…нный, засол…нный, зате…нный.



Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку

Вариант II

  1. В каком слове все согласные  звуки звонкие.

  1. сделать
  2. экзамен
  3. 3) косьба

  1. Укажите слово, в котором последняя гласная является окончанием

1) вдали

2) дыши

3) жюри

4) армии

  1. Укажите строчку со словами одной части речи (назовите её)

1) каждый, молодой, по-новому, третий

2) они, кто-нибудь, ничей, мне

3) далеко, пальто, веселье, удивило

4) зимний, наш, нарисованный, военный

  1. Определите, в каком предложении грамматическая основа выделена верно

1) За спрос денег не берут.

2) Роняет лес багряный свой убор.

3) Зной был нестерпим по-прежнему.

4) Океан словно замер и тихо и ласково рокочет.

  1. Вставьте пропущенные буквы

1) по об…им сторонам

2)  у об…х сестёр

3)  с об…ими мужчинами

Вставьте пропущенные буквы

  1. Вставьте пропущенные буквы

а) Выйд …те из комнаты!

б) Когда выйд…те из лесу, увид…те поле.

  1. В каком предложении ошибочно поставлена запятая? Объясните.

1) Было сыро, и пахло хвоей.

2) Быстро сгущаются сумерки, и угасает пурпур заката.

3) В такую бурю волк не рыщет, и медведь не вылезает из берлоги.

  1. Вставьте пропущенные буквы.
  1. Болезнь обесил…ла старуху.
  2. Старуха обессил…ла от болезни.

  1. Запишите предложения, выбирая нужные числительные.
  1. (Трём, троим) из гостей не оказалось места за столом.
  2. В семье слесаря Иконникова было (шесть, шестеро) сыновей и (три, трое) дочери.
  3. (Два,двое) неизвестных остановились у калитки.

  1. Запишите предложения, раскрывая скобки.
  1. Временами Серёжа забывал, (за) чем он здесь.
  2. (По)тому тракту ехать было невозможно, и (по) тому мы решили ехать кругом, в объезд.

  1. Определите, какой частью речи является в предложениях инфинитив. (Подчеркните инфинитив как член предложения)
  1. Мой друг всегда отличался умением рассказывать.
  2. Мы пришли помочь.

  1. Запишите слова, вставляя пропущенные буквы.

Вытерп…шь, вынес…шь, выкос…шь, выкрич…шь.

Разве…нный, засол…нный, зате…нный.

 13. Выберите правильный ответ.

 Отметьте номер слова с ударением на первом слоге

1)сливовый

2)дралась

3)баловать

4)квартал

14.Выберите правильный ответ. Определите, в какой паре ударение выполняет форморазличительную функцию:

1)замки-замки

2) полки-полки

3)дома-дома

4)атлас-атлас

15.Выберите правильный ответ. Определите, в какой паре ударение выполняет форморазличительную функцию:

1)замки-замки

2) полки-полки

3)дома-дома

4)атлас-атлас

16. Установите соответствие фразеологизмов, близких по смыслу.

1)На скорую руку                 А) понурить голову
2)Постоять за себя                Б) на все четыре стороны
3)Повесить нос                      В) тяп-ляп

4)Куда глаза глядят               Г) дать отпор

17.Вставьте на места пропуска название тропа.

В пепельном небе_____

18. Вставьте на месте пропуска слово в нужной форме.

Опера «Князь Игорь» написана композитором (Бородин)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материал для олимпиады по русскому языку.

Олимпиада представлена тестовыми заданиями в двух вариантах....

Олимпиада по русскому языку (школьный тур). 10 – 11 класс.

Олимпиада по русскому языку  (школьный тур).10 – 11 класс....

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ и КУЛЬТУРЕ РЕЧИ – 2015

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ  и  КУЛЬТУРЕ РЕЧИ  – 2015...

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ – 2015

ОЛИМПИАДА ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ И КУЛЬТУРЕ РЕЧИ – 2015...

Олимпиада по русскому языку

Олимпиада по русскому языку...