Методическая разработка учебного занятия по обществознанию. Тема: "Уголовное право"
методическая разработка на тему

Пивоварова Оксана Николаевна

Методическая разработка УЗ по теме " Уголовное право"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Пояснительная записка к методической разработке УЗ «Уголовное право»

      Тема учебного занятия «Уголовное право» входит в раздел «Право» учебной дисциплины «Обществознание» для  специальности 46.02.01. «Документационное обеспечение управления и архивоведение».

     В данной методической разработке показана возможность  использования  дифференцированно - группового обучения для успешного усвоения учебного материала по теме «Уголовное право»

    В ходе проведения учебного занятия были поставлены следующие цели:

      Обучающая: Выяснить основные понятия:  определение уголовного права,  предмет и особенности уголовного права, преступление и наказание, уголовная ответственность. Выделить признаки  преступления. Определить  участников преступления. Виды преступлений против собственности и личности.  Выявить возраст наступления уголовной ответственности. Особенности наказаний для несовершеннолетних.

        Развивающая: Развивать мышление, умение давать правильные логические ответы.  Умение анализировать, сравнивать.

       Воспитательная: Способствовать:  формированию правовой культуры у обучающихся, развитию познавательного интереса через элементы дифференцированно - группового обучения, через разнообразные формы организации деятельности обучающихся.

      Для получения хороших результатов были применены:

      Вид учебного занятия: комбинированный урок

      Методы обучения: объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный, частично-поисковый

      Формы обучения: фронтальная с элементами дифференцированно - группового обучения.

     Средства обучения: ПК, электронная презентация, раздаточный материал, выдержки из Уголовного кодекса РФ,  учебник, тесты, карточки с заданиями.

     В данную методическую разработку  учебного занятия входят:

- пояснительная записка

- план учебного занятия

- технологическая карта учебного занятия

- приложения (раздаточный материал «Выдержки из Уголовного кодекса»)

- презентация УЗ

                                     

      Ход учебного занятия

       Преподаватель приветствует обучающихся, проверяет готовность к занятию.

Преподаватель:

- Здравствуйте, сегодня мы будем изучать новую тему.

Преподаватель объясняет правила работы на учебном занятии.

- На столах у вас лежат оценочные листы, подпишите их.

 ЛИСТ ОЦЕНИВАНИЯ (ФИО)____________________________________

№ задания

      Количество баллов

Задание № 1

Задание № 2

Итог за задание №1 и №2

Задание № 3

Дополнительные баллы

Общий итог

      В оценочные листы вам будут выставляться баллы,  которые будут суммироваться. В зависимости,  сколько вы наберёте,  баллов тем выше будет ваша оценка. За каждый этап занятия будут выставляться баллы в оценочный лист, если вы не справляетесь с заданием, то баллы снижаются. В течении учебного занятия в зависимости от набранных вами баллов вы будете пересаживаться на разные ряды, от того на какой ряд вы попали, будут и выдаваться вам задания разной сложности . За дополнения и работу будут начисляться дополнительные баллы. Красная карточка 1-балл. Желтая карточка -0,5 балла.

      Но прежде чем перейти,  к изучению новой темы УЗ мы с вами проведен опрос ДЗ.

     Обучающиеся  получают тестовое задание и работают над ним.

Тест № 1.

Выберите ответ:

  1. Что такое административное право?

а) это отрасль права, регулирующая трудовые отношения между работодателем и работником.

б) это  отрасль права, устанавливающая основы государственного и общественного строя, порядок организации и функционирования органов государственной власти.

в) это отрасль права, регулирующая отношения, возникающие в процессе государственного управления и функционирования органов исполнительной власти.

  1. Основным законом государства является:

а) Уголовный кодекс РФ

б) Семейный кодекс РФ

в) Конституция РФ

  1. Основными источниками административного права являются:

а) Конституция РФ

б) Федеральные законы

в) нормативные акты субъектов РФ

  1. Что относиться к административному правонарушению:

а) мелкое хулиганство                       г) нарушение общественного порядка

б) разбой

в) убийство

  1. Что относиться к видам административных наказаний:

а) предупреждение                                   в) лишение свободы

б) штраф                                                    г) выговор

  1. Полная дееспособность наступает:

а)  с 14 лет          в) 21 года            

б)  с 18 лет          г)   с 16 лет

      7.  С какого возраста наступает административное наказание:

а) с 14 лет                                    в) с 18 лет

б) с 16 лет                                    г) с момента рождения

8. Россия по форме государственного устройства является:

а) унитарным государством         в) федеративным гос-вом

б) конфедеративным гос-вом       г) президентской  республикой

За каждый правильный ответ 1 баллов. Всего за весь тест - 13 баллов.

Ключ к тесту №1

  1. – В
  2. – В
  3. - А, Б, В.  Если указаны все три ответа то 3 балла.
  4. – А, Г
  5. – А, Б.  
  6. – Б
  7. – В, Б
  8. –В

    По окончании выполнения теста №1 обучающиеся обмениваются тестовыми заданиями и проверяют друг друга. По окончании проверки. На доске вывешиваются количество баллов за ответы, по результатам проверки обучающиеся рассаживаются по разным рядам. Таким образом происходит ротация обучающихся в группе.

1 этап. 1 задание.

1-ряд-12-13 баллов

2-ряд-10-11 баллов

3-ряд-до 9 баллов.

    Преподаватель:

- Переходим к изучению новой темы и ко второму этапу нашего УЗ. Открывается слайд №1. С темой УЗ.

«Уголовное право».

    Обучающимся предлагается самим поставит цели УЗ.

- Как вы думаете,  какие цели мы сегодня поставим перед собой, какие задачи будем решать?

    Студенты называют, что примерно мы должны изучить. После того как они назовут,  открывается слайд № 2 цели УЗ:

- Выяснить основные понятия:  определение уголовного права,  предмет и особенности уголовного права, преступление и наказание, уголовная ответственность.

-  Выделить признаки  преступления. Определить  участников преступления. Виды преступлений против собственности и личности.  

- Выявить возраст наступления уголовной ответственности. Особенности наказаний для несовершеннолетних.

Преподаватель:

- Посмотрите , совпали ли наши цели. Проговорить цели УЗ.

В течении УЗ вы будите работать используя раздаточный материал который лежит на партах. Это выдержки из законов УК РФ, учебником.

Переходя к изучению темы УЗ давайте выясним что же такое

УГОЛОВНОЕ ПРАВО - найдите его определение в раздаточном материале.

Студенты называют определение. Открывается слайд №3 с определением что такое «Уголовное право».

Преподаватель:

- Давайте запишем в тетради определение что такое уголовное право. (обучающиеся записывают в тетради)

Преподаватель:

-Как у всех отраслей права у Уголовного права есть ПРЕДМЕТ, СУБЪЕКТ, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ  и ОСОБЕННОСТИ. Вам дается задание,  заполните таблицу  №1 используя раздаточный материал.

Таблица № 1

Предмет уголовного права

Субъект уголовного права

Задачи уголовного права

Особенности уголовного права

После заполнения один студент отвечает по таблице, остальные сравнивают свои ответы. Открывается слайд  № 4 с заполненной таблицей №1.

таблица № 1 (ответы)

Предмет уголовного права

Общественные отношения, возникающие с момента совершения преступления

Субъект уголовного права

Это лицо, совершившее преступление

Задачи уголовного права

Защита прав и свобод личности, интересов государства и общества, охраны правопорядка

Особенности уголовного права

Применяется только к физическим лицам

 

Преподаватель:

- Как вы думаете,  что является основным источником Уголовного права?  И основным принципом Уголовного права. Найдите ответ в раздаточном материале.

Обучающиеся  работают, находят ответ. Тот,  кто правильный  ответ получает дополнительную карточку. Открывается слайд № 5.

Преподаватель: А что же является основным принципом Уголовного права?

Обучающиеся отвечают. Открывается слайд №6.

 «То деяние, которое не предусматривается в уголовном кодексе в качестве преступления, преступлением не является»

   Преподаватель:

-Как вы думаете, где распространяется действие УК РФ? Студенты отвечают.

-Какое понятие является ключевым для Уголовного права?

 Студенты называют. ПРЕСУПЛЕНИЕ- открывается слайд №7 с определением преступлением. Обучающиеся записывают в тетради.

    Преподаватель:

- Составьте в тетради СХЕМУ ПРИЗНАКИ ПРЕСТУПЛЕНИЯ.

    После выполнения один из студентов выходить, и записывает схему, объясняет ее другие если нужно,  то дополняют.

     Преподаватель:

- За каждое преступление в Уголовном праве существует Что? (задает вопрос обучающимся) они отвечают.  Уголовная ответственность 

- Что такое Уголовная ответственность? Попробуйте сформулировать ее определение.  После того как, обучающиеся, дают свое определение открывается слайд № 8. 

     Преподаватель:

- В каждом преступлении существуют действующие лица. Я предлагаю вам посмотреть,  небольшою  сценку. (Для участия в сценке можно пригласить обучающихся с группы 2 курса специальности «право и организация социального обеспечения»).

Сценка преступление.  

В парке гуляют двое молодых людей ( Николай и Маша )

К ним подходит девушка  приятельница Маши.

- Привет, как дела (спрашивает Маша свою подругу)

-Хорошо, даже очень.  Вчера прилетела с отдыха, Мальдивы просто прелесть. Завтра нужно успеть в банк  снять деньги и передать за квартиру залог. Я же квартиру покупаю, так что жду скоро в гости. Все я побежала.

-Нет, ну ты посмотри какая фифа. Все ей, все ей. И Мальдивы и квартира. А я? Я тоже хочу в отпуск, слышишь тоже. Говорит Маша, обращаясь к Николаю. И добавляет. Вот если бы ее кто и ограбил, то она даже и не заметила бы, наверное.

Вечером того же дня Николай позвонил своему другу и предложил совершить преступление. Друг Николая все рассказал своей девушке , та предложила план как это лучше сделать.

На второй день в назначенном месте подругу Маши ждал друг Николая, который и совершил преступление.

После просмотра сценки, обучающимся предлагается определить роли участников сценки.

     Преподаватель:

- Попробуйте определить роли участников преступления?

Обучающиеся отвечают, дополняют друг друга.

ИСПОЛНИТЕЛЬ-

ОРГАНИЗАТОР-

ПОСТРЕКАТЕЛЬ-

ПОСОБНИК-

Открывается слайд № 9.

     Преподаватель:

- В уголовном праве существует несколько видов преступлений какие вы знаете?

Обучающиеся перечисляют виды преступлений.

    Преподаватель:

 - Мы сегодня с вами рассмотрим наиболее частые (важные)  виды преступлений. Это преступление против личности и преступление против собственности.

Попробуйте определить , что относиться к какому виду преступления.

 задание заполните таблицу №2 используя раздаточный материал.

После заполнения один из студентов рассказывает, что куда соотнес. Другие дополняют. Открывается слайд №10.

     Преподаватель:

- В этом задании у нас появились новые понятия. КРАЖА. РАЗБОЙ, ГРАБЕЖ, ВЫМОГАТЕЛЬСТВО, МАШЕННИЧЕСТВО, это будет вашим Домашнее задание на следующий урок,  найти их определение и записать в тетрадь.

Обучающиеся записывают в тетради.

    Преподаватель:

- За любое преступление существует наказание. Что, по вашему мнению, такое наказание. Используйте раздаточный материал, составьте определение наказанию

Обучающиеся пытаются дать определение что такое наказание, дополняют друг друга. Открывается слайд №11. Обучающиеся делают записи в теради.

   Преподаватель:

- Используя раздаточный материал выясните: С какого возраста наступает уголовная ответственность? Назовите статью УК РФ.

Обучающиеся дают ответы на   поставленный вопрос, делают записи в тетради. Открывается слайд № 12.

    Преподаватель:

- Какие виды наказаний применяются к несовершеннолетним?

Обучающиеся,  работают с раздаточным материалам. Отвечают, делают записи в тетради. Отковывается слайд №13.

    Преподаватель:

- В чем особенность применения наказаний к несовершеннолетним?

Обучающиеся работают с раздаточным материалом и отвечают на поставленный вопрос и ведут записи в тетрадях. Открывается слайд № 14.

Преподаватель:

- Разобрав основные моменты нашего УЗ, давайте посмотрим , что мы усвоили.

Обучающимся выдается тест №2.

                                                         

Тест № 2

  1. Уголовное право-это система норм, установленных высшими органами власти, определяющих:

а) преступность                                     г) цели и виды наказания,  порядок их назначения

б) наказуемое деяние                            д) условия освобождения от уголовной  ответственности            

в) принципы и основания                     е) все перечисленное

уголовной ответственности

  1. Основная задача уголовного права:

а) наказание преступника          

 в) предупреждение преступлений

б) защита граждан                      

               г) охрана общественных отношений от  преступных посягательств  и предупреждение   преступлений

          3. Преступление –это:

          а) особо опасное деяние

          б) общественное опасное деяние

          в) действие или бездействие

          г) ни одно из них

          д) все перечисленное

        4. Признаками преступления являются:

         а) виновность и наказуемость                   г) антигосударственный характер

        б) последствия содеянного                         д) противоправное деяние

         в) вещественные доказательства              е) общественная опасность

       5. Нормы……………..определяют, какие общественно опасные деяния признаются преступлениями, и устанавливают наказание и другие меры уголовно-правового характера, подлежит применению за преступление.

6. Уголовная ответственность несовершеннолетних  наступает:

       а) с 18 лет

      б) с 16 лет

      в) с 14 лет

 7. Осужденным несовершеннолетним назначается лишение свободы на срок

а) не более 8 лет

б) не более 10 лет

в) не более 15 лет

8. Добровольный отказ от совершения преступления

   а) увеличивает наказание

  б) исключает уголовную ответственность

  в) не учитывается уголовным правом

                                                  Ключ к тесту №2                                                                                                                                                      

  1. – Г
  2.  – Г
  3. – Д
  4. А, Д, Е.
  5. Уголовный кодекс РФ
  6. - В
  7. – Б
  8. – Б.

        За каждый правильный ответ – 1 балл, максимальное количество баллов – 10.

     Обучающиеся выполняют задание, затем обмениваются, своими заданиями проверяют друг друга по ключам к тесту и выставляют баллы в оценочный лист.

     В зависимости, от полученных баллов  обучающиеся пересаживаются на разные ряды.

На доске вывешиваются результаты по этапу № 2.

Этап №2.

1-ряд- 9-10 баллов

2-ряд-7-8 баллов.

3-ряд-до 6 баллов


 

  Преподаватель:

 - Мы перешли к последнему этапу нашего Учебного занятия.

По количеству баллов вы расселись по разным рядам. Каждый ряд на этом задании получает задания разной степени сложности, которое вы  должны выполнить. За выполнение этого задания начисляется 10-баллов. Учитывается работа всех членов группы, если есть группы.

Если вы не выполняете задание ШТРАФ-минус 10 баллов.

Будут учитываться и баллы,  которые вы получили на всем протяжение УЗ.

Раздаются задания. Озвучить их.

1 ряд – красные (сложное)

2 ряд- зеленые (средней сложности)

3 ряд.- желтые (простое задание)

1 ряд (красные)

Таким образом, обучающиеся поделились на группы по степени сложности.

1 ряд красные.

Задание группе № 1

Из предложенного материала составьте сравнительную таблицу или схему  по уголовной ответственности несовершеннолетних  в других странах и в России. И защитите свой  ответ.

Уголовно-правовой режим несовершеннолетних в праве стран мира

Понятие несовершеннолетнего лица

      В большинстве стран мира правовой режим несовершеннолетних лиц применяется к лицам, нижняя граница возраста которых совпадает с возрастом уголовной ответственности, а верхняя — с возрастом совершеннолетия (приобретения полной дееспособности), установленным законодательством. Так, в странах СНГ это лица в возрасте от 14 до 18 лет, во Франции и её бывших колониях — от 13 до 18 лет, в Японии — от 14 до 20 лет, в Испании — от 14 до 18 лет, в Швеции — от 15 лет до 21 года.

      В ряде стран положения об уголовно-правовом режиме несовершеннолетних применяются также к лицам, которые достигли возраста совершеннолетия, но вследствие каких-либо обстоятельств имеют отставание в психофизиологическом развитии. В России в таких случаях распространение правового режима несовершеннолетних возможно на лиц в возрасте от 18 до 20 лет, в Испании — от 18 лет до 21 года.

В некоторых странах выделяется несколько категорий несовершеннолетних, каждая из которых имеет свой правовой режим. Так, в арабских государствах к лицам, совершившим преступления в возрасте от 7 до 15 лет, не могут быть применены карательные меры уголовной ответственности: применяются только меры защиты, профилактики, безопасности, исправления и воспитания. К несовершеннолетним в возрасте от 15 до 18 лет могут применяться уголовные наказания, за исключением наиболее строгих (пожизненное лишение свободы, смертная казнь), однако наказание смягчается и в некоторых случаях может заменяться воспитательными мерами

Система наказаний несовершеннолетних

     Во многих странах к несовершеннолетним применяются не все виды наказаний, предусмотренных уголовным законодательством. Таким образом, наказания несовершеннолетних образуют особую, отдельную систему. В Болгарии, Румынии, Туркменистане к несовершеннолетним могут применяться лишь 3 вида наказаний, в Азербайджане, Армении, Венгрии, Вьетнаме, Киргизии, Латвии, Литве, Узбекистане — 4, в Таджикистане, Украине — 5, в Белоруссии, Казахстане, России — 6, в Грузии — 7 видов[.

    В числе наиболее общих видов наказаний, применяемых к несовершеннолетним, входят штраф и лишение свободы на определённый срок. Однако им могут назначаться и такие наказания, как общественное порицание или предупреждение (Болгария, Вьетнам, Швейцария); общественные работы (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Венгрия, Грузия, Казахстан, Латвия, Литва, Нидерланды, Россия, Румыния, Украина, Швейцария); лишение права заниматься определённой деятельностью (Белоруссия, Болгария, Венгрия, Казахстан, Россия, Чехия); исправительные работы (Азербайджан, Белоруссия, Вьетнам, Грузия, Казахстан, Россия, Таджикистан, Туркменистан, Узбекистан, Украина); арест (Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Киргизия, Латвия, Литва, Таджикистан, Узбекистан, Украина).

Смертная казнь

Запрет на применение смертной казни к лицам моложе 18 лет установлен п. 2 ст. 6 Международного пакта о гражданских и политических правах 1966 года, а также п. «а» ст. 37 Конвенции  ООН о правах ребёнка. В результате практически все страны мира, где смертная казнь остаётся в перечне видов наказаний, не допускают её применения к несовершеннолетним. Сохранилась возможность применения данного наказания к несовершеннолетним лишь в Демократической Республике Конго, Иране, Нигерии, Пакистане, Саудовской Аравии и Судане. В некоторых государствах запрет применения смертной казни к несовершеннолетним введён относительно недавно (Йемен — 1994 год, КНР — 1997 год, США — 2005 год). В Нигерии смертная казнь может применяться к лицам, совершившим убийство в несовершеннолетнем возрасте, если на момент вынесения приговора, по мнению суда, они достигли 17-летнего возраста

Пожизненное лишение свободы

П. «а» ст. 37 Конвенции  ООН о правах ребёнка запрещает применение пожизненного лишения свободы без возможности освобождения. Резолюция XVII международного конгресса по уголовному праву содержит призыв исключить применение данного наказания к несовершеннолетним в любой форме.

В большинстве государств применение данного наказания к лицам моложе 18 лет не допускается уголовным законодательством (Азербайджан, Армения, Белоруссия, Грузия, Казахстан, Молдова, Польша, Россия, Румыния, Турция, Украина, Финляндия, арабские страны). В некоторых странах установлен повышенный возрастной порог для применения данного наказания: 20 лет (Австрия, Болгария, Венгрия) или 21 год (Македония, Республика Сербская). В Италии применение к несовершеннолетним пожизненного лишения свободы признано неконституционным[.

В некоторых государствах применение пожизненного лишения свободы к несовершеннолетним не запрещено и такие наказания реально назначаются (США, Великобритания, Сьерра-Леоне, ЮАР).

Лишение свободы на определённый срок

Как один из основных видов уголовных наказаний, лишение свободы может применяться к несовершеннолетним практически во всех государствах. Лишь в некоторых странах применение лишения свободы к несовершеннолетним рассматривается как исключительная мера (Македония, Швеция).

Международное право не ограничивает применение лишения свободы к несовершеннолетним. Резолюция XVII международного конгресса по уголовному праву содержит призыв исключить применение к несовершеннолетним лишения свободы на срок свыше 15 лет. В то же время, большинство национальных правовых систем содержит положения, направленные на сокращение максимального срока лишения свободы, применяемого в отношении несовершеннолетних.

Так, законодательство большинства стран СНГ, бывших республик Югославии, Болгарии и Йемена запрещает назначение несовершеннолетним наказания в виде лишения свободы на срок более 10 лет. В Казахстане и Финляндии максимальный срок лишения свободы для данной категории осуждённых составляет 12 лет, в Венгрии, Ираке, Киргизии, Латвии, Молдове, Румынии, Туркменистане, Украине — 15 лет, в Мавритании и Франции — 20 лет. Во Вьетнаме для лиц, которые совершили преступление в возрасте от 16 до 18 лет он составляет 18 лет, в возрасте от 14 до 16 лет — 12 лет.

Часто несовершеннолетним может быть предоставлена отсрочка исполнения данного наказания, а также возможность замены его иными мерами исправительного характера.

Как правило, несовершеннолетние отбывают наказание в виде лишения свободы отдельно от взрослых осуждённых. Для несовершеннолетних также могут создаваться специальные исправительные учреждения (воспитательные колонии — страны СНГ, учреждения для молодых преступников — Англия).

В уголовном праве США вопрос о наказаниях несовершеннолетних является неоднозначным. Объясняется это параллельным существованием и применением федеральных законов и законов штатов.

Основными видами наказаний в уголовном праве США являются смертная казнь, лишение свободы, пробация и штраф. К дополнительным наказаниям относятся конфискация имущества, возложение обязанности возместить причиненный ущерб, лишение прав, общественные работы.

Лицо, не достигшее 7-летнего возраста, не несет уголовной ответственности за свое поведение, так как считается, что оно не может иметь соответствующего mens rea. Лицо, достигшее 14 лет, является уголовно ответственным за совершенное деяние в полном объеме. А в возрасте от 7 до 14 лет оно презюмируется «неспособным» совершить преступление. Но презумпция может быть опровергнута доказательством того, что лицо понимало, что делает, и то, что оно делает, является «неправильным». Во всех штатах на основании статутных или даже конституционных положений созданы суды по делам несовершеннолетних.

Специальных нормативно-правовых актов, регламентирующих виды и порядок назначения наказаний несовершеннолетним, в уголовном праве США нет. Такие положения закрепляются в некоторых федеральных законах, но в основном в уголовных кодексах отдельных штатов.

Лишение свободы назначается несовершеннолетним на небольшие сроки и отбывается в специальных тюрьмах для несовершеннолетних. Смертная казнь не применяется к лицам, не достигшим 18 лет.

Необходимость установления минимального возраста уголовной ответственности объясняется тем фактом, что человек далеко не с момента рождения становится способен осознавать социальную сущность своих поступков. Выделение в Уголовном кодексе РФ специального раздела "Уголовная ответственность несовершеннолетних", а в нем главы 14 "Особенности уголовной ответственности и наказания несовершеннолетних" в Российском государстве было впервые осуществлено в 1996 г.

Поскольку уголовным законом устанавливается минимальный возраст уголовной ответственности, возникает необходимость в каждом конкретном случае привлечения к уголовной ответственности несовершеннолетнего точно устанавливать его возраст (число, месяц, год его рождения). Это может производиться как с использованием существующих документов, так и (когда документально установить возраст невозможно) судебно-медицинской экспертизой. Так, в России, согласно установившейся судебной практике, лицо считается достигшим определенного возраста не в день рождения, а начиная со следующих суток, при этом учитываются часовые пояса места рождения лица и места совершения преступления; если возраст устанавливается судебно-медицинской экспертизой, днем рождения подсудимого считается последний день года, названного экспертами, а если назван минимальный и максимальный возможный возраст лица, суд исходит из минимального возраста. Уголовное право различных стран устанавливает разный возраст уголовной ответственности.

2 ряд (зеленые)

Задание группе № 2

Решите задачу ситуацию.

Задача №1

Два брата Максим М., 13 лет и Илья М., 10 лет гуляли с собакой около одной из школ. Увидев 10-летнюю девочку, которая возвращалась из магазина, они решили отобрать у нее деньги. Старший брат подошел к девочке, достал из кармана нож и стал требовать у нее деньги. Та, испугавшись, деньги отдала.

Есть ли основание для наступления уголовной ответственности? Почему вы так считаете? Кто понесет ответственность и почему?

Задача №2

Одноклассники Николай В., 15 лет и Юрий Д., 14 лет  договорились украсть из школы персональный компьютер, для этого один из них должен был незаметно спрятаться в компьютерном кабинете и дождаться там ночи. Затем открыть окно и обвязав компьютер веревкой, спустить его с этажа своему напарнику. Почти все удалось, но в последний момент в кабинете в появились полицейские. Их успел вызвать сторож школы, заметивший присутствие постороннего в помещении, а его напарника под окнами школы.  

Есть ли основание для наступления уголовной ответственности? Почему вы так считаете? Кто понесет ответственность и почему?

3 ряд (желтые)

Задание группе № 3

Из предложенных ситуаций выбрать те, за которые наступает уголовная ответственность и обосновать ответ.

  1. Подростки залезли в чужой автомобиль и катались по городу.
  2. Друзья решили посмотреть, как устроено ружье, купленное отцом одного из них. Играя, один из ребят направил ружье на товарища и нажал на курок. Неожиданно для них обоих ружье выстрелило, один из подростков погиб.
  3. Играя мячом во дворе, подросток разбил стекло.
  4. На перемене подросток зашел в раздевалку, забрал понравившуюся чужую шапку.
  5. Не успев подготовиться к контрольной работе, подросток позвонил директору и сообщил, что в школе заложена бомба.
  6. Подросток остановил первоклассника и потребовал у него денег.
  7. Подростки курили в туалете школы.
  8. Подросток перебежал улицу на запрещающий сигнал светофора.
  9. В нетрезвом состоянии шофер не смог справиться с управлением автобусом на обледенелой дороге и наехал на проходившего по тротуару человека.
  10.  Два подростка, увидев поздно вечером лежащего на обочине дороги пьяного мужчину, вынули из его карманов деньги.
  11.  Два молодых человека Михаил Л.. и  Виктор Н., в обеденное время распивали спиртные напитки в общественном месте.
  12.  После 23-00 вечера молодые люди решили послушать музыку. Соседи вызвали наряд полиции.
  13.  Выпускники школы решили отметить «последний звонок», купив в магазине спиртные напитки.
  14.  Молодые люди были остановлены нарядом милиции за курение в общественном месте.

Группы, получив задание выполняют его.

На все задание дается 15-20 минут. Пока группы выполняют задание подчитывает баллы для каждого студента за прошлые задания.

После выполнения задания группы зачитывают свои ответы.

Каждой группе в зависимости от выполненного задания выставляются баллы.

Обучающиеся получают оценки.

5 - получают те,  которые набрали от 40-50 баллов

4-                                                          35-39 баллов

3-                                                          до 35 баллов.

     Преподаватель:

- Мы подходим к концу УЗ давайте вернемся к поставленным в начале УЗ нашим целям и задачам и посмотрим,  все ли мы выполнили?

Открывается слайд № 15 с целями УЗ. Обучающиеся говорят, выполнены цели или нет.

Открывается слайд №16. Домашнее задание в зависимости, в какой группе оказался на последнем задании обучающийся дается ДЗ разной сложности.

1 группа (красные) — сравнить статистику преступлений, совершенных несовершеннолетними по Сахалинской области за последние 5 лет.

2 группа (зеленые) — составить список преступлений, наиболее часто совершаемых несовершеннолетними по Сахалинской области за последние 5 лет

3 группа (желтые) — написать в тетради причины совершения преступлений несовершеннолетними.

Общее домашнее задание:
Записать в тетради понятия: кража, разбой, грабеж, вымогательство, мошенничество.

Обучающиеся записывают ДЗ.

    Преподаватель:

- Все ли вам понравилось на УЗ? Ваши пожелания.

Открывается слайд № 16        

                                   СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!



Предварительный просмотр:

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ №  

Учебная дисциплина  Обществознание

ФИО преподавателя: Пивоварова О.Н.

Дата:                 Группа:

Специальность: «Документационное обеспечение управления и архивоведение»

Тема учебного занятия: Уголовное право

 Цели учебного занятия:

  1. Обучающая: Выяснить основные понятия:  определение уголовного права,  предмет и особенности уголовного права, преступление и наказание, уголовная ответственность. Выделить признаки  преступления. Определить  участников преступления. Виды преступлений против собственности и личности.  Выявить возраст наступления уголовной ответственности. Особенности наказаний для несовершеннолетних.
  2. Развивающая: Развивать мышление, умение давать правильные логические ответы.  Умение анализировать, сравнивать.
  3. Воспитательная: Способствовать:  формированию правовой культуры у обучающихся, развитию познавательного интереса через элементы дифференцированно - группового обучения, через разнообразные формы организации деятельности обучающихся.
  4.  Вид учебного занятия: комбинированный урок

Методы обучения: объяснительно-иллюстрированный, репродуктивный, частично-поисковый

Формы обучения: фронтальная с элементами дифференцированно - группового обучения.

Средства обучения: ПК, электронная презентация, раздаточный материал: выдержки из Уголовного кодекса РФ,  учебник Важенин А.Г. «Обществознание», тесты, карточки с заданиями.

ХОД УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ


п/п

Содержание и структура

учебного  занятия

Время
(мин.)

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающегося

1

Подготовка студентов к занятию

 2-3 мин

Организовывает студентов для работы на УЗ

Готовят рабочие места с учетом формы УЗ.  

2

Опрос домашнего задания

10-мин

Преподаватель раздает всем обучающимся тестовые задания для выполнения.

Воспринимают, осмысливают. При необходимости задают вопросы.

Выполняют тест. После выполнения теста меняются заданиями и выполняют проверку друг друга по ключам к тесту. Заносят данные в оценочный лист.

Обучающиеся  рассаживаются согласно сколько баллов они набрали.

3

Целевая установка

5 мин.

Преподаватель сообщает тему УЗ. «Уголовное право»

Преподаватель предлагает  обучающимся  сформулировать цели и задачи УЗ.

Цель УЗ:

  1. Выяснить основные понятия:

- уголовное право

- его предмет  и особенности

- уголовная ответственность

      2. Выделить:

      - признаки преступлений

  1. Определить участников преступления и виды

            преступлений против  

            личности и соб-сти

  1. Выяснить возраст наступления уголовной ответственности в России.

- особенности применения наказаний для несовершеннолетних.

Обучающиеся  воспринимают и записывают тему УЗ в тетрадь.

Студенты формируют цели и задачи УЗ.

4

Изучение нового материала

30

Преподаватель объясняет новый материал. Обращает внимание обучающихся на раздаточный материал. Объясняет задание обучающимся.

Заслушивает ответы обучающихся, показывает правильные ответы на слайдах.

Преподаватель при  необходимости помогает обучающимся при выполнении заданий.

Преподаватель организовывает ролевую игру .

Преподаватель  по окончанию изучения нового материала раздает тест обучающимся, корректирует работу обучающимся.

Обучающиеся воспринимают, записывают, работают с раздаточным материалом, заполняют таблицы, составляют схему.

Сообщают результат деятельности, проверяют свои ответы с ответами на слайдах.

Обучающиеся отвечают на дополнительные вопросы..

Случают воспринимают, выполняют тест.

Затем меняются выполненными тестами , оценивают друг друга  и выставляют баллы. По сумме первого и второго задания пересаживаются

5

Закрепление изученного материала.

20

Преподаватель дает рекомендации по выполнению следующего  задания.  Раздает материал группам. Отвечает на вопросы по мере их необходимости.

Выдаются задания каждой группе разные

Выполнив они отвечают на задание.

6

Запись дом. Задания.

5

При помощи экспертной группы подчитывает количество баллов и выставляет оценки.

Озвучивает домашнее задание.

Каждой группе задание.

1 гр сравните  статистику преступлений совершенных несовершеннолетними в

2 гр. Напишите конспект по теме: Основные преступления которые совершили несовершеннолетние по Сахалинской области за последние 5 лет

3 гр Запишите в тетради какие существуют по вашему мнению причины и последствия преступлений совершенных несовершеннолетними по Сахалинской области за последние 5 лет.

Общие задание для всей группы. Найти определения: кража, разбой, вымогательство, мошенничество, разбой.

Записывают домашнее задание.

Задают вопросы по необходимости.



Предварительный просмотр:

План учебного занятия по теме «Уголовное право»

Учебная дисциплина

Метапредметные результаты: регулятивные

Учебная тема

Описание конкретной учебной ситуации

Обществознание

Уголовное право

Личностные результаты

В ходе урока сочетаются различные формы организации деятельности обучающихся: групповая, парная и индивидуальная. Преподаватель подталкивает к формулированию целей УЗ обучающихся.  Выполняя различные задания и ситуативные задачи, предложенные преподавателем, обучающиеся пользуются разнообразными источниками, раздаточным материалом, выдержками из уголовного кодекса. В процессе разрешения выше перечисленных заданий достигаются не только предметные, но и личностные, метапредметные результаты.  На каждом этапе УЗ обучающиеся выполняют различные задания и происходят срезы знаний. По окончании УЗ обучающиеся выполняют дифференцированно -групповые задания.

У обучающихся формируются:

- ориентация в правовом пространстве государственно-общественных отношений;

- потребность в самовыражении и самореализации, умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения

Обучающиеся получат возможность формирования:

- выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к обучению

- готовности к самообразованию и самовоспитанию

У обучающихся формируются:  

    -  целеполаганию, включая постановку новых целей, преобразование практической задачи в познавательную;

   - устанавливать целевые приоритеты;

Обучающиеся  получат возможность формирования:

-  самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

   - осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

У учащихся формируются:

Метапредметные результаты:

- учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиции в сотрудничестве; формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

- устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

- аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром,

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- работать в группе — устанавливать рабочие отношения,

Учащиеся    получат возможность формирования:

- учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

   

                                  У учащихся формируются:

                                   - давать определение понятиям;

                                       - устанавливать причинно-следственные связи

                                     - структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста.

Предметные результаты

                             Обучающиеся научится:

                           - на основе полученных знаний о правовых нормах выбирать в предлагаемых модельных

                             ситуациях и осуществлять на практике модель правомерного социального поведения,

                           -основанного на уважении к закону и правопорядку

                           - объяснять на конкретных примерах особенности правового положения и юридической

                            ответственности несовершеннолетних;

                              - находить, извлекать и осмысливать информацию правового характера, полученную из  доступных источников

                             - систематизировать, анализировать полученные данные;

                             - применять полученную информацию для соотнесения собственного поведения и поступков    других людей нормами поведения, установленными законом.

                         Обучающиеся получит возможность научиться:

                            - оценивать сущность и значение правопорядка и законности, собственный возможный вклад в их становление и развитие;

                             - осознанно содействовать защите правопорядка в обществе правовыми способами и средствами;

                             - использовать знания и умения для формирования способности к личному самоопределению, самореализации, самоконтролю.



Предварительный просмотр:

Раздаточный материал.

Выдержки из Уголовного кодекса Российской Федерации

Статья 1. УК РФ. Уголовное законодательство Российской Федерации состоит из настоящего кодекса. Новые законы, предусматривающие уголовную ответственность, подлежат влечению в настоящий кодекс.

Статья 2. УК РФ. Задачи Уголовного кодекса РФ. Задачами настоящего кодекса являются: охрана прав и свобод человека и гражданина, собственности, общественного порядка и общественной безопасности, окружающей среды, конституционного строя Российской  Федерации от преступленных посягательств, обеспечение мира и безопасности человека, а также предупреждение преступлений.

Статья 14. УК. РФ.  Понятие преступления.

Преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное настоящим кодексом под угрозой наказания.

Статья 19. УК РФ.  Общие условия уголовной ответственности.

Уголовной ответственности подлежит только вменяемое физическое лицо, достигшие возраста, установленного настоящим кодексом.

Статья 20. УК РФ. Возраст, с которого наступает уголовная ответственность.

Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста.

Статья 87. УК РФ.  Уголовная ответственность несовершеннолетних.

  1. Несовершеннолетними признаются лица, которым ко времени совершения преступления исполнилось четырнадцать, но не исполнилось восемнадцати лет.
  2. К несовершеннолетним совершившим преступления, могут быть применены  принудительные меры воспитательного воздействия, либо им может быть назначено наказание судом они могут быть также помещены в специальное учебно-воспитательное учреждение закрытого типа.

Статья 88. УК РФ. Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним.

Особенности наказания несовершеннолетних

заключаются в том, что уголовный закон устанавливает сокращение видов и размеров наказаний для несовершеннолетних (ст. 88 УК).

Виды наказаний, назначаемых несовершеннолетним

  • штраф (от десяти до пятисот минимальных размеров оплаты труда либо в размере зарплаты или иного дохода осужденного от двух недель до шести месяцев);
  • лишение права заниматься определенной деятельностью;
  • обязательные работы (от сорока до ста шестидесяти часов);
  • исправительные работы (до одного года);
  • арест назначается шестнадцатилетним (от одного до четырех месяцев);
  • лишение свободы (не свыше десяти лет).


При назначении наказания несовершеннолетнему, помимо общих начал назначения наказания, учитываются условия его жизни и воспитания, уровень психического развития, иные особенности личности, а также влияние на него старших по возрасту лиц (ч. 1 ст. 89 УК). Несовершеннолетний возраст как смягчающее обстоятельство (п. "б" ч. 1 ст. 61 УК) не имеет решающего значения при назначении наказания, а учитывается в совокупности с другими смягчающими и отягчающими обстоятельствами.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка учебного занятия по обществознанию с применением игровых технологий Нуркаевой Раушании Нафисовны, преподавателя обществознания

В данной методической разработке показан урок по предмету «Обществознание» с применением игровых технологий.Урок общеобразовательной  дисциплины базовой ОБД.05  «Обществознание» по теме: «Со...

Методическая разработка учебного занятия "Практическое применение закона о защите прав потребителей"

1.Цели учебного занятия:1) Образовательные а) применить полученные знания, умения, навыкиработы с Федеральным законом РФ «О защите прав потребителей»при решении конкретных практических сит...

Методическая разработка учебного занятия "Нарушения прав человека и преступления в сказках"

            Методическая разработка учебного занятия «Нарушение прав человека и преступления в сказках» составлена с учетом требований Федерального гос...

Методическая разработка учебного занятия “Вера и верования. Мировые религии” по УД ОУД.12 Обществознание

Методическая разработка учебного занятия “Вера и верования. Мировые религии” по УД ОУД.12 Обществознание составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образователь...

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Обществознание» для студентов 1-х курсов учреждений СПО: «Конституция России – основной закон государства».

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «Обществознание» для студентов 1-х курсов учреждений СПО.Тема: «Конституция России – основной закон государства»....

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «История» для студентов 1-х курсов учреждений СПО: «Отмена крепостного права в России»

Методическая разработка учебного занятия по дисциплине «История»для студентов 1-х курсов учреждений СПОТема: «Отмена крепостного права в России»...