Что такое обращение
учебно-методический материал на тему

Ступникова Елена Николаевна

Актуацизация знаний учащихся о понятии обращение,знакомство с этим понятием, рефлексия.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: Что такое обращение.

Цели урока:

Обучающие:

Познакомить детей с понятием «обращение». Учить находить обращения в тексте и выде-

лять их пунктуационно.

Дать представление об использовании обращения в речи.

Научиться расстановке знаков препинания в предложениях с обращениями.

Распознавать в письменной и устной речи предложения , содержащие обращения.

Развивающие:

Научить находить обращения в предложении, составлять предложения с обращениями, использовать обращение как средство вежливой речи. Развивать устную речь, коммуникативные умения, орфографическую зоркость.

 

Воспитательные:

Воспитывать коммуникативную культуру учащихся. Культуру общения и вежливое обращение. Воспитывать интерес к русскому языку. Воспитывать умение сотрудничать.

  1. Орг. Момент

Покажите умные глазки, ровные спинки, улыбнитесь от души!

Готовы ли мы к уроку?

  1. Актуализация знаний. Сообщение темы и цели урока.

«Друзья мои, прекрасен наш союз» - эти строчки А.С. Пушкин посвятил своим друзьям- лицеистам

У: Сегодняшний урок я не случайно начала этой поэтической строкой. Почему? Попробуйте догадаться. Мы вернёмся к этому вопросу в конце урока.

У: Я хочу , чтобы каждый из вас сегодня сделал маленькое открытие. А помогут нам в этом наши старые друзья – Маша, Миша и Анишит Йокоповна.

Ребята, прочитайте записанные предложения!

  Миша, подойди к Маше!

  Миша подошёл к Маше.

- С разной  ли интонацией вы читали эти предложения?

-Где вы голосом выделили слово Миша, а где нет?

- В каком предложении о Мише что то сообщается?

-В каком предложении к Мише обращаются?  

-А как я к вам сегодня обращалась?

У: Как ,вы, думаете какова тема нашего урока?

Ребята, прочитайте тему в учебнике на с. 54

У:  Начиная с первого дня своей жизни человек нуждается в общении. Люди общаются  между собой не только в семье, но и на улице. В магазине. На работе, в общественном транспорте и других местах. При этом в разговоре они часто обращаются друг к другу. Сегодня на уроке мы и поговорим об обращении. Узнаем , что такое обращение. Научимся выделять его в устной и письменной речи.

3 . Открытие нового знания.

Словарная работа.

Запишите слова с объяснением! ( Показ нужных букв)

Здра-ствуйте, будьте д-бры, пр-шу пр-щения, до св-дания, изв-ните пожалуйста.

У: Как вы думаете, что это за слова?

У: вежливые слова

У: С этими словами обращаются воспитанные люди.

Устно придумайте предложения с какой либо просьбой или пожеланием!

( поприветствуй Ваню, попрощайся с Вадимом,  извинитесь за что либо.)

У: А сейчас вы будете исследователями. Вы будете исследовать правило Летучей мыши на с. 54

- Что вы узнали?

 Что такое обращение?

Как выделяют обращение в устной речи?

А в письменной речи?

( У: обращение – это слово. Которое выделяется голосом в устной речи и запятыми , воскл. .знаком в письменной речи)

У: Ребята, обратитесь друг к другу с какой –нибудь просьбой!

(Ваня попроси Армана передать книгу,  Оля попроси Свету выйти к доске)

Придумайте свои обращения по картинке на с.54

У: Так как обращения выделяются в устной речи?

У: прочитайте предложения на с.55

-Какое предложение лишнее?

 - Где  обращение стоит в 1-м предложении? Как выделяется?

………..

В: Так , как обращения выделяются в письменной речи?

У Прочитайте и сравните начало 2-х записок на с.55

- Какое слово в каждом из них является обращением?

- В каком случае обращение нужно читать с большим чувством?

-Какие знаки выделяют обращение в первом и во втором случаях?

Стихотворение: Всем нам при общении

Поможет обращение.

К людям, звёздам или птицам

Можно смело обратиться

Только, друг , не забывай:

Запятые расставляй!

У: В этом стихотворении есть ли обращение? Назовите!

- Как выделяется в устной речи?  А как на письме?

В: Так что же такое обращение?

у: Слово называющее того, к кому обращаются.

     Физ-ка

Еле, еле, еле, еле

Завертелись карусели,

А потом кругом, кругом.

Всё бегом, бегом, бегом.

Тише , тише не спешите!

Карусель остановите.

Раз два, раз , два,

Вот и кончилась игра!

4.Закрепление изученного.

  1. У : давайте вспомним своих друзей по именам. Придумайте обращение к своему другу! ( с просьбой или вопросом)

- Хорошо это ваши друзья, а как вы обратитесь ко взрослому человеку?

Например к учителю?

У- по имени, отчеству.

-Ну-ка придумайте обращение к учителю с какой- нибудь просьбой!

- А как вы обратитесь к президенту страны?

У: Запишите обращение к президенту к себе в тетрадь!

Вспомните с какой буквы пишутся имена, отчества?

 Что нужно помнить?

( проверка на доске)

А какими словами может выражаться обращение, если мы разговариваем с близкими людьми, родственниками?

(мама, папа…..)

В: Так что же такое обращение?

У : это слова, имена, отчества фамилии. Которые необходимы , чтобы один человек….к другому.

2)А сейчас, ребята, поработаете по группам. У вас в группах есть лист со стихотворением.

Вам необходимо найти в стихотворении обращения, выделить их с помощью знаков препинания!

(рус.  Яз. 2 ч.)

В: так как же обр… выделяют в устной речи, а в письменной?

Гимнастика для глаз.

  1. А сейчас вновь поработаем по группам.

-Сложите из слов предложения, чтобы в предложении было обращение !

Смилуйся, государыня рыбка!

Кумушка, мне странно это!

Бог с тобою, Золотая рыбка!

Здравствуй, красная девица!

У:  Как выделяются обращения в устной речи? В письменной речи?

Для чего они нужны?

  1.  А сейчас прочитайте на экране слова, какие из них можно использовать в речи и в какой ситуации, а какие вообще неуместны?

(Ольга Николаевна, милый мальчик, ты, моё солнышко, ботаник Саша, обедать, сколько тебе лет?)

– Посмотрите, кто сидит рядом с вами. Как вы обращаетесь друг к другу?

– Обменяйтесь тетрадями с соседом. Запишите ему в тетрадь комплемент, похвалите за работу на уроке. Обязательно используйте обращение.

-Обменяйтесь тетрадями. Прочтите запись. Проверьте, все ли вы поставили знаки при обращении.

- Кто желает прочесть обращение к однокласснику?

5. Обобщение знаний учащихся.

- «Друзья мои, прекрасен наш союз!» Как вы думаете, случайно ли яначала наш урок с этих слов А. С. Пушкина?

- Что вы узнали об обращении?

- Что вы узнали об обращении?

- Можно ли в жизни обойтись без обращения?

6. Подведение итогов.

Молодцы, ребята.  сегодня я очень довольна вашими успехами.

- А теперь оцените свою деятельность на уроке.

( На доске записаны глаголы:: старался, находил, объяснял, узнал, понял, молчал, затруднялся, не понял)

Оценки

7. Д.З. 5 предложений к близким , друзьям, незнакомым людям с обращениями.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опорный конспект по теме "Знаки препинания при обращениях"

Подготовлен для повторения материала студентами самостоятельно...

Коррекционно - развивающая программа "Я не такой как все, и все мы разные"

Цель: повышение самосознания, коррекция самооценки и формирование адекватного отношения к себе, снижение уровня тревожности у несовершеннолетних при поступлении в социально-реабилитационны...

Методическая разработка учебного занятия с активным участием студентов «Мы такие разные, но все таки мы вместе!»

Большинство обучающихся Технологического колледжа № 28 проживает в Юго-восточном административном округе в котором находятся все подразделения колледжа. Социальный состав населения можно назвать ...

Классный час для 7-9 классов. "Что такое хорошо и что такое плохо".

Воспитание у обучающихся ответственности за своё здоровье, устойчивого негативного отношения к курению...

«Что такое хорошо и что такое плохо» (И.Б.Дерманов)

laquo;Что такое хорошо и что такое плохо» (И.Б.Дерманов)...