Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура устной и письменной речи"
рабочая программа на тему

Иванова Елена Николаевна

Рабочая программа по внеурочной деятельности "Культура устной и письменной речи"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл programma_po_vneuroch._deyatelnosti.docx26.41 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 21»

Рассмотрено                                  Принята                                            Утверждаю:

на заседании методического                   на Педагогическом совете школы                   директор школы

объединения, протокол № 1                  протокол № 1                                         _____________/Е.В. Афанасьева

от __________ 2014г.                                от «25» августа  2014г.                           приказ № 284 от 25августа 2014г.

руководитель МО ____________

Рабочая программа по

   внеурочной деятельности

"  Культура устной и письменной речи"

 на 2014–2015 учебный год 

Составитель: Иванова Елена Николаевна,

учитель высшей

квалификационной категории

        

г. Нижневартовск, 2014 г.

Программа внеурочной деятельности «Культура устной и письменной речи » для учащихся 5-х классов

 Пояснительная записка.

Для реализации программы используются нормативно-правовые документы и методические пособия, рекомендованные Министерством образования РФ:

 1. Приказ Министерства образования и науки РФ от 17 декабря 2010 года № 1897, зарегистрирован в Министерстве юстиции РФ 01 февраля 2011 года № 19644 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

 2. Распоряжением Правительства Российской Федерации от 07 сентября 2010 года № 1507-р «О плане действий по модернизации общего образования на 2011-2015 годы»,

3. Принят Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. N 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации»

        В основе построения данной программы лежит идея гуманизации образования, соответствующая представлениям о целях школьного образования и ставящая в центр внимания личность ученика, его интересы и способности. В обучении и общем развитии обучающихся основной образовательной программы основного общего образования предмету «Русский язык» принадлежит немаловажная роль: совершенствование видов речевой деятельности (аудирования, чтения, говорения и письма); понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, в процессе образования и самообразования; использование коммуникативно- эстетических возможностей русского языка; обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств адекватно ситуации и стилю общения; овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии языка, основными нормами литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета; стремление к речевому самосовершенствованию; формирование ответственности за языковую культуру как общечеловеческую ценность.

Рабочая программа внеурочной деятельности «Культура  устной и письменной речи» для обучающихся 5 класса составлена на основе ФГОС, примерной программы по русскому языку, направленной на развитие речевой и мыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях общения..

Речевая культура - один из компонентов общей культуры человека, его интеллекта. Как и другие слагаемые культуры, она прививается, воспитывается и требует постоянного совершенствования. Культура речи - особый раздел науки о языке, главным результатом изучения которого должно быть умение говорить и писать правильно; она органически включает в себя все элементы, способствующие точной, ясной и эмоциональной передаче мысли.

Реализация программы способствует приобретению обучающимися навыков культуры общения, обогащению словарного запаса, овладению нормами русского литературного языка, развитию познавательного интереса к предмету «Русский язык», развитию самостоятельности и осмысленности выводов и умозаключений, активизации навыков ораторского искусства.

Основная цель программы состоит в формировании всесторонне образованной и инициативной личности, владеющей системой знаний и умений по русскому языку; в повышении уровня коммуникативной компетенции обучающихся; идейно-нравственных, культурных и этических принципов, которые складываются в ходе учебно- воспитательного процесса и готовят её к активной деятельности и непрерывному образованию в современном обществе.

Цель программы достигается в результате решения ряда взаимосвязанных между собой задач:

1. познакомить с основными понятиями культуры устной и письменной речи;

2. формировать навыки, необходимые для общения ;

 3. пробудить потребности у обучающихся к формированию яркой и выразительной устной и письменной речи;

 4. способствовать формированию и развитию у учащихся разносторонних интересов, культуры мышления;

 5. способствовать развитию смекалки и сообразительности.

6. создать условия для учебно-исследовательской и проектной деятельности обучающихся, а также их самостоятельной работы по развитию речи.

  Программа рассчитана для внеурочной деятельности обучающихся 5 классов. Всего 35 ч., по 1 часу в неделю.

 Планируемые результаты:

 Личностные: развитие любви и уважения к Отечеству, его языку и культуре; понимание роли слова, русского языка в формировании и выражении мыслей и чувств, самовыражения и развития творческих способностей; формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности.

Метапредметные: развивать мотивы и интересы познавательной деятельности; владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления сознательного выбора в познавательной деятельности; умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью;

Предметные: знать/ понимать/ уметь

 · владеть качествами хорошей речи (точность, логичность, чистота, выразительность, уместность, богатство);

 · моделировать речевое поведение в соответствии с задачами общения;

 · расширять сведения о нормах речевого поведения в различных сферах общения;

 · совершенствовать умение осуществлять речевой самоконтроль, находить грамматические и речевые ошибки, недочёты и исправлять их;

· работать над расширением словарного запаса;

 · применять полученные знания и умения в повседневной речевой практике, создавая устные и письменные высказывания, учитывая разные виды языковых норм.

Тематическое планирование

№ занятия

Тема

Основные виды деятельности

Кол- во часов

Сроки

1

Вводное занятие

 Русский язык – наше национальное богатство.

2

Речевой этикет как правила речевого общения.

Особенности разговорного стиля речи.

Подготовка сообщений, практические задания по культуре речи.

3

Правила речевого этикета.

Как мы обращаемся друг к другу. «Ты и Вы».

Индивидуальная и групповая работа: правила поведения во время беседы

4

Азбука важных и вежливых слов.

Сбор материала и анализ

5

  Наш язык богат и могуч. Великие люди о языке.

Сбор материала и анализ.

6.

О чём рассказывает устное народное творчество? Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» - литературный памятник живому русскому языку XIX века.

Просмотр сказки.

Индивидуальная и групповая поисковая работа.

7

Историзмы, архаизмы, неологизмы.

Сбор материала и анализ.

8

  Литературный язык и местные говоры.

Заочное путешествие.

9

Лексические диалектные различия и их типы.

Сбор материала по тематическим группам лексики.

10

Анализ диалектной лексики в рассказе С.М.Мишнева «Русская изба».

Работа с тестом.

11

Фразеологическое богатство языка. Фразеологические словари.

Индивидуальная поисковая работа. Практическое занятие.

12

Краткие мудрые изречения. Афоризмы. Крылатые слова.

Индивидуальная поисковая работа. Практическое занятие.

13

Практическая работа. Сочинение сказки с использованием фразеологизмов, афоризмов, крылатых слов.

Творческая работ. Написание сочинения

14

Общеупотребительные слова, Термины и профессионализмы. Жаргонная лексика.

Индивидуальная и групповая поисковая работа.

15

Молодёжный сленг и отношение к нему.

Самостоятельное наблюдение и запись речи своей, своих товарищей, старшего поколения, анализ собранного материала.

16

Антропонимика как наука. Личное имя. Отчество.

Сбор материала по истории личных имен, отчеств.

17

История возникновения фамилий. О чем могут рассказать фамилии?

Сбор материала по истории личных фамилий.

18

Прозвища как объект научного изучения. Происхождение прозвищ.

Сбор материала и обработка.

19

К истокам слова. Почему мы так говорим?

Составление «биографии» слова.

20

Происхождение слов. Работа с этимологическим словарем.

Элементы игровых технологий.

21

Лексическое значение слова. Способы определения лексического значения слова.

Толковый словарь. Составление «паспорта» слова.

22

«Сказал то же, да не одно и то же». О словах одинаковых, но разных.

Наблюдение за языком

23

Как правильно употреблять слова.

Работа с текстом.

Сбор материала и анализ

23

Многозначность как основа художественных тропов. Метафора в загадках, пословицах, поговорках.

Анализ произведений  по литературе, создание своих загадок.

24

Богатство русского языка (синонимы, антонимы)

Работа со словарями.

Исправление деформированного  текста

25-26

  Текст как речевое произведение. Тема, микротема, основная мысль, ключевые слова.

Работа с текстами.

27

Письмо как речевой жанр. Как общаться на расстоянии?

Составление памятки «Как написать письмо».

28

Напиши письмо другу.

Создание творческих работ.

29

Разговор как искусство устной речи. Основные нормы современного литературного произношения.

Знакомство с правилами и нормами  устной речи.

30

Качества хорошей речи

Знакомство с правилами и нормами  хорошей речи

31

Ударение в словах

Изображение персонажей сказки с выражением различных эмоций.

32

Основные речевые правила общения посредством телефона.

Индивидуальная и групповая работа. Практическое занятие.

33

Орфоэпические нормы русского языка

Индивидуальная и групповая работа. Практическое занятие.

34-35

Невербальные средства общения. Значение мимики и жестикуляции при общении.

Практическое занятие.

Использование невербальных средств общения в диалоге, при выразительном чтении стихотворений

Литература для учителя

1. Арсирий А.Т. Занимательные материалы по русскому языку. – М.: Просвещение, 2000г.

 2. Вагапова, Д. X. Риторика в интеллектуальных играх и тренингах. - М.: Цитадель, 2001

 3. Васильева-Гангнус Л. Азбука вежливости. – М., Педагогика, 1989.

4. Введенская, Л. А. Русский язык и культура речи [Текст] / Л. А. Введенская, Л. Г. Павлова, Е. Ю. Кашаева. - Ростов-н/Д.: Феникс, 2006.

5. Григорян Л.Т. Язык мой – друг мой: Материалы для внеклассной работы по русскому языку: Пособие для учителя. – 2-е изд., испр. и доп. – М.: Просвещение, 1988. – 207 с.

 6. Панов М.В. Занимательная орфография. – М., 1987г.

7. Сергеев В.Н. Словари – наши друзья и помощники. – М., 1998г.

8. Скворцов Л.И. Культура русской речи. – М., 1995.

9. Шанский Н.М. В мире слов. – 3-е изд., испр. и доп. – М., 1985г.

10. Широкова А.О. Комплекс упражнений по речевому этикету/А.О.Широкова// Русский язык в школе. – 2004. - №6.

11. Шмелева Е.Как ваша фамилия? / Е.Широкова// - М., Учительская газета, 2008. - №47.

 12. Шмелева Е.Что такое речевой этикет?/ Е.Широкова// - М., Учительская газета, 2008. - №46.

13. Язовицкий Е.В. Говорите правильно. – М.: Просвещение, 1984.

Литература для обучающихся

1. Ахременкова Л. А. Тренинг по пунктуации (с ответами). — М.: Творческий центр, 2001.

2. Горшков, А. И. Русская словесность [Текст] / А. И. Горшков. - М: Дрофа, 2002. 3. Григорян Д. Т. Язык мой — друг мой. — М.:«Просвещение»,1976.

4. Иконникова С. Диалоги о культуре. — М., 1977.4.

 5. Купина Н. Азбука поведения. – Свердловск, 1991.

 6. Ожегов С.И. Словарь русского языка/ С.И.Ожегов, Н.Ю.Шведова. – М., 1992.

7. Язовицкий, Е.В. Говорите правильно: Пособие для уч-ся. [Текст]/ Е.В. Язовицкий. – М.: Просвещение, 1984.

Средства обучения 1. Мультимедийные презентации по темам: «Великие люди о языке», «Лексические диалектные различия и их типы», «Фразеологическое богатство языка», «Крылатые выражения».

 2. Сказка П.П. Ершова «Конёк-горбунок» (х\ф)

3. Словари и справочники по русскому языку: -Орфографический словарь. Д.Н.Ушаков, С.Е.Крючков, Дрофа,Москва,2006 -Фразеологический словарь русского языка.В.Тихонов, Русский язык.Медиа, Москва,2006 -Краткий этимолого-орфографический словарь. Патрамова

З.С..Саратов, «Лицей»2005

4. Мультимедийные пособия. - Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. /Изд. ООО «Кирилл и Мефодий», 2007, 2008, 2010.

 Полезные ссылки в сети Интернет

1. «Виртуальная школа» (http://vschool.km.ru/).

 2. «Знаете слово?» (http://math.msu.su/~apentus/znaete/).

3. Основные правила грамматики русского языка http://www.ipmce.su/~lib/osn_prav.html).

4. Правила хорошего тона в нашей жизни обязательна! (www.knigge.ru)

 5. Русские словари. Служба русского языка (http:// www.slovari.ru/lang/ru/)

 6. Сайт «Урок. Русский язык для школьников и преподавателей» (http://urok.hut.ru/).

7. Сайт «Толковый словарь В. И. Даля» (http://www.slova.ru/).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Применение инновационных технологии для развития устной и письменной речи на уроках татарского языка и литературы.

Применение инновационных технологии для развития устной и письменной речи на уроках татарского языка и литературы....

Урок по практике устной и письменной речи по теме "Болезни и их лечение" 4 курс, специальность 050303 Иностранный язык

В разработке представлены несколько структур методики кооперативного обучения (сингапурская методика), которые позволяют реализовать личностно-ориентированный подход, обучение в сотрудничестве, где в ...

Доклад " «Развитие устной и письменной речи при изучении русского языка как неродного»

Главная задача учителя-словесника - приблизить уроки русского языка как неродного к урокам русского языка как родного, а не как иностранного.  В рамках введения Федеральных образовательных с...

Рабочая программ коррекционного обучения младших школьников с нарушением речи с фонетико-фонематическим недоразвитием речи учащихся ( ФФНР)

Важность данного курса в системе обучения детей с фонетико - фонематическим недоразвитием речи состоит в том, что в результате его освоения создается практическая база общения, обеспечивается пропедев...

Коррекционная программа по логопедии по курсу «Формирование и развитие устной и письменной речи у обучающихся со сложным дефектом и глубокой степенью умственной отсталости»

Содержание: Пояснительная запискаТематический планЛогопедические занятия. Обучающиеся с РДАЛогопедические занятия. Обучающиеся с глубокой умственной отсталостьюПерспективное планирование логопеди...

требование к устной и письменной речи

требование к устной и письменной речи...

УЧЕБНОЕ ПОСОБИЕ ОГСЭ. 05 ПРОФЕССИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА УСТНОЙ И ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ для обучающихся по специальности 31.02.03 Лабораторная диагностика Тюмень, 2020

Учебное пособие подготовлено в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования, рабочей программой учебной дисциплины ОГСЭ.0...