ПРИМЕНИЕ ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ
статья на тему

ПРИМЕНИЕ ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zubrilin_oleg_vyacheslavovich.docx17.97 КБ

Предварительный просмотр:

Зубрилин Олег Вячеславович

ГБПОУ РМ «Саранский электромеханический колледж»

преподаватель русского языка и литературы

город Саранск

ПРИМЕНИЕ ЭЛЕКТРОННО-ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ

XXI век, в котором живём мы и наши дети – век информационных технологий. Именно современные информационные технологии и выполняют особую роль в управлении качеством образования. Перед преподавателями современным обществом ставится задача развития личностно значимых качеств студентов, а не только передачи имеющихся у человечества знаний.

Ещё в начале XX века писатель-реалист М. Горький сказал: «Мы живем в эпоху, когда расстояние от самых безумных фантазий до совершенно реальной действительности сокращается с невероятной быстротой». Слова классика звучат актуально и сейчас, когда развитие техники идёт семимильными шагами. Развиваются всё новые и новые технологии – изменяются и требования, предъявляемые к содержанию учебного процесса. Знания же выступают не как цель, а как способ развития личности. Богатейшие возможности для этого предоставляют современные информационные технологии (ИКТ).

В отличие от обычных технических средств обучения ИКТ позволяют не только насытить обучающегося большим количеством строго отобранных знаний, но и развивать интеллектуальные способности студентов, их умение самостоятельно приобретать новые знания, работать с различными источниками информации. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет активизировать процесс обучения, повысить темп урока, увеличить объем самостоятельной и индивидуальной работы студентов. Чтобы процесс обучения стал полноценным, необходимо каждому преподавателю владеть методикой подготовки и проведения уроков с использованием различных электронных образовательных ресурсов, так как благодаря их использованию урок становится более ярким, увлекательным, насыщенным, более эффективным.

Использование ЭОР на уроках русского языка и литературы позволяет разнообразить формы работы, деятельность студентов, активизировать внимание, повышает творческий потенциал личности. Работа со схемами, таблицами, презентациями позволяет экономить время, более эстетично оформить материал. Использование кроссвордов, иллюстраций, рисунков, различных занимательных заданий, тестов, ауди- и видеороликов урок делают интереснее.

Задачи, которые стоят перед преподавателем - словесником при применении информационных технологий, во многом отличаются от целей и задач других преподавателей-предметников. Наша главная цель - это душа ребенка, это проблемы нравственности, это развитие творческой личности, а также проблема подготовки студента как языковой личности. Задачи эти предполагают работу с текстом, с художественным словом, с книгой. Преподавателю русского языка необходимо сформировать прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки, обогатить словарный запас студентов, научить их владеть нормами литературного языка, дать детям знание лингвистических и литературоведческих терминов. Бесспорным помощником в решении этих задач являются ИКТ.

Работа с использованием ИКТ может проходить по следующим направлениям:

- использование готовых программных продуктов,

- работа с программами MS Office (Word, Power Point),

- работа с ресурсами Интернет.

  • находить и сами студенты в Интернете и на дисках (Например, очень богатый материал содержится на дисках "Фраза", "Энциклопедия русской литературы", "Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия", «Русский язык. 1СРепетитор», «Школьный курс русского языка», «Школьный курс литературы»). Благодаря использованию такого материала формируется информативная компетенция студентов. Эти и другие электронные учебники помогают решить следующие дидактические задачи:
  • 1.        Усвоить базовые знания по предмету.
  • 2.        Систематизировать усвоенные знания.
  • 3.        Сформировать навыки самостоятельной работы с учебным материалом.
  • 4.        Сформировать мотивацию к учению в целом и к русскому языку и литературе в частности.
  • 5.        Оказать учебно-методическую помощь студентам в самостоятельной работе над учебным материалом.

Практика использования электронно-образовательных ресурсов на уроках показала, что к наиболее эффективным формам представления материала по русскому языку и литературе следует отнести мультимедийные презентации, которые позволяют представить учебный материал как систему ярких опорных образов. Подача учебного материала в виде мультимедийной презентации сокращает время обучения, повышает качество обучения за счет новизны деятельности, позволяет интенсифицировать деятельность преподавателя и студента, выдвинуть на передний план наиболее важные характеристики изучаемых объектов.

Использование интерактивных тестов на уроках контроля знаний студентов, уроки-зачеты, тестирование по различным темам, словарно-орфографические диктанты и др.(как готовых пакетов программ-тренажеров-«Фраза», «Русский язык. 1С Репетитор», так и собственных),  помогает не только экономить время на уроке, но и дает возможность студентам самим оценить свои знания, свои возможности.

Всё больше и больше внедряется Интернет в  образовательную деятельность, увеличивается число информационных ресурсов по русскому языку и литературе, доступных для использования в образовательном процессе. Интернет-ресурсы позволяют найти дополнительную учебную информацию, отыскать принципиально новую информацию, сопоставить ее с известной, то есть создать проблемную ситуацию, сделать обзор (аналитический обзор, реферат) по сформулированной заранее теме, что может оцениваться как проектная работа студента. Использование интернет-ресурсов повышает уровень проведения занятий, качество знаний студентов и их мотивацию к обучению.

Значение Интернета велико и для самообразования преподавателя и использования богатейших ресурсов Сети для подготовки к урокам. Преподаватель русского языка и литературы может найти полезные обзорные материалы через справочные серверы рефератов(www.referat.ru) или поисковые системы. Некоторые из электронных учебников можно скопировать на сетевой диск и сделать доступным для всех пользователей (студентов).

 В заключении хочется сказать, что ЭОР можно использовать на всех этапах урока и при любой организации учебного процесса. Применение ЭОР изменяет не только содержание учебного процесса, но и содержание деятельности преподавателя: преподаватель становится разработчиком новых технологий обучения.

Подводя итог, можно сделать вывод, что использование ИКТ в обучении обеспечивает:

-интенсификацию всех уровней учебно-воспитательного процесса;

-многоаспектное развитие студента;

-подготовку студентов к жизни в условиях информационного общества.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы

Работа раскрывает суть технологии проблемного обучения и рассказывает о формах и методах ее реализации. Более подробно освещается такая форма, как тестирование....

Модульно-компетентностный подход на уроках русского языка и литературы

Методические разработки уроков русского языка и литературы в ОУ СПО с использованием технологической карты....

Опыт педагогического сотрудничества с одарёнными детьми: проблемы творческой личности и попытка их решения на уроках русского языка и литературы

Статья описывает основные коммуникативные и психологические проблемы одаренных детей, актуальные для уроков русского языка и литературы, и предлагает пути их разрешения....

Информационно- коммуникационные технологии на уроках русского языка и литературы.

Использование информационных технологий  – одно из направлений   активных поисков новых педагогических решений, способствующих  развитию творческого потенциала учителя с целью боле...

Доклад на тему "Метод проектов на уроках русского языка и литературы"

Доклад учителя русского языка и литературы на тему "Метод проектов на уроках русского языка и литературы"...

Методическая система работы учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №1 г.о.Люберцы Пронкиной Ирины Борисовны «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русск...

ПРОДУКТИВНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ КАК РЕСУРС УСПЕШНОГО ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ И ЛИТЕРАТУРЕ

Современный учитель должен иметь в своём арсенале необходимое количество различных приёмов и средств обучения, которые позволят гарантировать высокий уровень преподавания. Современный учитель -  ...