РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ БАШКИРСКИЙ ЯЗЫК КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК для специальностей 35.02.01 «Механизация сельского хозяйства» 35.02.06 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции» 2 курс
рабочая программа на тему

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.01 «Механизация сельского хозяйства»

35.02.06 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы для специальностей

35.02.01 «Механизация сельского хозяйства»

35.02.06 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл rp_bash_yaz_2_kurs_urgaza.docx49.36 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Республики Башкортостан

филиал Государственного Бюджетного Профессионального Образовательного Учреждения Зауральский агропромышленный колледж село Ургаза

УТВЕРЖДАЮ:

Руководитель филиала

_____________  Мухарлямов М.Я.

«____» _____________2015 г.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

БАШКИРСКИЙ ЯЗЫК КАК ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ЯЗЫК

для специальностей

35.02.01 «Механизация сельского хозяйства»

35.02.06 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»

Ургаза 2015

Рассмотрено

на заседании ЦК общепрофессиональных дисциплин филиала ГБПОУ ЗАПК с.Ургаза

Протокол № 1  

от 28 августа  2015 г.

Составлена в соответствии с Федеральным Государственным образовательного стандарта, утвержденным приказом Минобрнауки РФ от 5.10.2009 г. № 370 по специальности 35.02.01 Механизация сельского хозяйства и приказом Минобрнауки РФ от 7.05. 2014 г. № 455 по специальности 35.02.06 Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции.

Председатель ЦК общепрофессиональных дисциплин

 

_________________ Ж.М.Мусина.

Заведующий учебной частью филиала ГБПОУ ЗАПК с.Ургаза

______________ Н.А. Вахитов

               

Организация разработчик: государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение Зауральский агропромышленный колледж

Разработчик: З.Ю.Султанова – преподаватель башкирского языка и

литературы

Рецензенты:

Внутренняя рецензия: Ф.А.Саяхова, преподаватель русского языка и литературы ГБПОУ ЗАПК

Внешняя рецензия: Д.З.Султанова, преподаватель высшей категории ГБОУ СПО "Сибайский политехнический колледж.

Рабочая программа разработана на основе Федерального государственного стандарта среднего профессионального образования по специальности 35.02.01 «Механизация сельского хозяйства»

35.02.06 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»

Содержание программы реализуется в процессе освоения студентами основной профессиональной образовательной программы для специальностей

35.02.01 «Механизация сельского хозяйства»

35.02.06 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»

СОДЕРЖАНИЕ

Название разделов

стр.

1.  Пояснительная записка

5

2. Структура и содержание учебной дисциплины

12

3. Условия реализации учебной дисциплины

17

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

18



1. Пояснительная записка

Башкирский язык как государственный язык Республики Башкортостан изучается в образовательных учреждениях общего, начального и среднего профессионального образования в соответствии со ст. 7 Закона Республики Башкортостан «Об образовании» от 28 сентября 2005 года.

Введение второго государственного языка в национальных республиках предусмотрено Конституцией Российской Федерации, статья 68: «Республики вправе устанавливать свои государственные языки. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик они употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации».

В соответствии со статьей 3 п.1 Закона Республики Башкортостан «О языках народов Республики Башкортостан», государственными языками Республики Башкортостан на всей ее территории являются башкирский и русский языки.

В соответствии с Законом Российской Федерации «Об образовании» (ст.6, п.6) изучение государственных языков республик в составе Российской Федерации регулируется законодательством этих республик.

Согласно пояснительной записке Базисных учебных планов, рекомендованных Министерством образования и науки Российской Федерации, 75% нормативного учебного времени отводится изучению предметов федерального компонента содержания образования, 25% оставляется на изучение предметов национально-регионального компонента.

Изучение башкирского языка в качестве государственного языка организовано за счет учебного времени, отведенного на изучение часов регионального компонента – 78 часов

Разработаны и изданы три линии учебников по башкирскому языку: для обучающихся национальных башкирских школ, для русскоязычных башкир и для учащихся небашкирской национальности.

Программа нацелена на реализацию личностно-ориентированного, коммуникативно-когнитивного, социокультурного деятельностного подхода к обучению башкирскому языку.

В качестве интегративной цели обучения рассматривается формирование иноязычной коммуникативной компетенции, то есть способности и реальной готовности обучающихся осуществлять иноязычное общения и добиваться взаимопонимания с носителями государственного языка, а также развитие и воспитание обучающихся средствами учебного предмета.

Личностно-ориентированный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного процесса личность обучающегося, учет его способностей, возможностей и склонностей, предполагает особый акцент на социокультурной составляющей иноязычной коммуникативной компетенции. Это должно обеспечить культуроведческую направленность обучения, приобщение обучающихся к культуре республики изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение ее представить средствами государственного языка, включение обучающихся в диалог культур.

1.1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины – является частью программы подготовки специалистов ГБПОУ ЗАПК по специальности 35.02.01 «Механизация сельского хозяйства»

35.02.06 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»

в соответствии с ФГОС СПО.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: учебная дисциплина ОСГЭ Башкирский язык как Государственный язык РБ входит в состав общеобразовательных дисциплин.    

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

Цели обучения башкирскому языку

      Изучение государственного языка башкирского в НПО и СПО

направлено на достижение следующих целей:

развитие иноязычной коммуникативной компетенции в совокупности ее составляющих – речевой, языковой, социокультурной, компенсаторной, учебно-познавательной:

речевая компетенция – развитие коммуникативных умений в трех основных видах речевой деятельности (говорении, чтении, письме);

языковая компетенция – овладение новыми языковыми средствами (фонетическими, орфографическими, лексическими, грамматическими) в соответствии c темами, сферами и

ситуациями общения, отобранными для основной школы; освоение знаний о языковых явлениях изучаемого языка, разных способах выражения мысли в родном и изучаемом языке;

социокультурная компетенция – приобщение учащихся к культуре, традициям и реалиям республики изучаемого государственного языка в рамках тем, сфер и ситуаций общения, отвечающих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся, формирование умения представлять свою страну, ее культуру в условиях иноязычного межкультурного общения;

компенсаторная компетенция – развитие умений выходить из положения в условиях дефицита языковых средств при получении и передаче информации;

учебно-познавательная компетенция – дальнейшее развитие общих и специальных учебных умений; ознакомление с доступными учащимся способами и приемами самостоятельного изучения языков и культур, в том числе с использованием новых информационных технологий;

развитие и воспитание у обучающихся понимания важности изучения государственного языка в современном мире и потребности пользоваться им как средством общения, познания, самореализации и социальной адаптации; воспитание качеств гражданина, патриота;

развитие национального самосознания, стремления к взаимопониманию между людьми разных сообществ, толерантного отношения к проявлениям иной культуры.

 ознакомление учащихся с основными положениями науки о языке и формирование на этой основе знаково-символического восприятия и логического мышления учащихся;

формирование коммуникативной компетенции учащихся: развитие устной и письменной речи, монологической и диалогической речи, а также навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.

Задачи :

- формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

- развитие диалогической и монологической устной и письменной речи;

- развитие коммуникативных умений;

- развитие нравственных и эстетических чувств;

- развитие способностей к творческой деятельности.

Программа определяет ряд практических задач, решение которых обеспечит достижение основных целей изучения предмета:

-развитие речи, мышления, воображения школьников, умения выбирать средства языка в соответствии с целями, задачами и условиями общения;

- формирование первоначальных представлений о системе и структуре башкирского языка: лексике, фонетике, графике, орфоэпии, морфемике (состав слова), морфологии и синтаксисе;

-формирование навыков культуры речи во всех её проявлениях, умений правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные устные монологические высказывания и письменные тексты;

- воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному  языку, пробуждение познавательного интереса к языку, стремления совершенствовать свою речь;

 -формирование умений, связанных с информационной культурой: читать, писать, эффективно работать с учебной книгой, пользоваться словарями и справочниками.

        Базовая часть –не предусмотрено

Вариативная часть

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

  • составлять и вести монологическую и диалогическую речь на башкирском языке;
  • выстраивать свою речь в соответствии с нормами башкирского языка;
  • вести профессионально направленную беседу на башкирском языке.

В результате освоения дисциплины студент должен знать:

  • лексическую и грамматическую основу башкирского языка;
  • особенности монологической и диалогической речи;
  • культуру профессиональной речи башкирского языка.

 Содержание дисциплины должно быть ориентировано на подготовку обучающихся к освоению профессиональных модулей ППССЗ по специальности 35.02.01 «Механизация сельского хозяйства»

35.02.06 «Технология производства и переработки сельскохозяйственной продукции»

1.4. Количество часов на освоение программы учебной дисциплины:

максимальной учебной нагрузки студента  93 часов, в том числе:

  • обязательной аудиторной учебной нагрузки студента 62 часов;
  • самостоятельной работы студента 31 часов;

1.5. Результаты освоения учебной дисциплины:  

Освоение содержания учебной дисциплины обеспечивает достижения студентов следующих результатов:

 Личностными результатами освоения выпускниками профессионального образования программы по башкирскому языку являются:

1) понимание башкирского языка как одной из основных национально-культурных ценностей башкирского народа, определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

2) осознание эстетической ценности башкирского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту башкирского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию;

3) достаточный объем словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения; способность к самооценке на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения выпускниками профессионального образования программы по башкирскому языку являются:

1) владение всеми видами речевой деятельности:

Аудирование и чтение:

• адекватное понимание информации устного и письменного сообщения (коммуникативной установки, темы текста, основной мысли; основной и дополнительной информации);

• владение разными видами чтения (поисковым, просмотровым, ознакомительным, изучающим) текстов разных стилей и жанров;

• адекватное восприятие на слух текстов разных стилей и жанров; владение разными видами аудирования (выборочным, ознакомительным, детальным);

• способность извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета;

свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях;

• овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; умение вести самостоятельный поиск информации; способность к преобразованию, сохранению и передаче информации, полученной в результате чтения или аудирования;

• умение сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств;

говорение и письмо:

• способность определять цели предстоящей учебной деятельности (индивидуальной и коллективной), последовательность действий, оценивать достигнутые результаты и адекватно формулировать их в устной и письменной форме;

• умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, конспект, аннотация);

• умение создавать устные и письменные тексты разных типов, стилей речи и жанров с учетом замысла, адресата и ситуации общения;

• способность свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме, соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.); адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;

• владение различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение; сочетание разных видов монолога) и диалога (этикетный, диалог-расспрос, диалог-побуждение, диалог — обмен мнениями и др.; сочетание разных видов диалога);

• соблюдение в практике речевого общения основных орфоэпических, лексических, грамматических, стилистических норм современного башкирского литературного языка; соблюдение основных правил орфографии и пунктуации в процессе письменного общения;

• способность участвовать в речевом общении, соблюдая нормы речевого этикета; адекватно использовать жесты, мимику в процессе речевого общения;

• способность осуществлять речевой самоконтроль в процессе учебной деятельности и в повседневной практике речевого общения; способность оценивать свою речь с точки зрения ее содержания, языкового оформления; умение находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их; совершенствовать и редактировать собственные тексты;

• умение выступать перед аудиторией сверстников с небольшими сообщениями, докладом, рефератом; участие в спорах, обсуждениях актуальных тем с использованием различных средств аргументации;

2) применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни; способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.);

3) коммуникативное целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения, совместного выполнения какого-либо задания, участия в спорах, обсуждениях актуальных тем; овладение национально-культурными нормами речевого поведения в различных ситуациях формального и неформального межличностного и межкультурного общения.

Предметными результатами освоения выпускниками профессионального образования программы по башкирскому (родному) языку являются:

1) представление об основных функциях языка, о роли башкирского языка как национального языка башкирского народа, как государственного языка Российской Федерации и языка межнационального общения, о связи языка и культуры народа, о роли родного языка в жизни человека и общества;

2) понимание места родного языка в системе гуманитарных наук и его роли в образовании в целом;

3) усвоение основ научных знаний о родном языке; понимание взаимосвязи его уровней и единиц;

4) освоение базовых понятий лингвистики: лингвистика и ее основные разделы; язык и речь, речевое общение, речь устная и письменная; монолог, диалог и их виды; ситуация речевого общения; разговорная речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы; жанры научного, публицистического, официально-делового стилей и разговорной речи; функционально-смысловые типы речи (повествование, описание, рассуждение); текст, типы текста; основные единицы языка, их признаки и особенности употребления в речи;

5) овладение основными стилистическими ресурсами лексики и фразеологии башкирского языка, основными нормами башкирского литературного языка (орфоэпическими, лексическими, грамматическими, орфографическими, пунктуационными), нормами речевого этикета и использование их в своей речевой практике при создании устных и письменных высказываний;

6) опознавание и анализ основных единиц языка, грамматических категорий языка, уместное употребление языковых единиц адекватно ситуации речевого общения;

7) проведение различных видов анализа слова (фонетический, морфемный, словообразовательный, лексический, морфологический), синтаксического анализа словосочетания и предложения, многоаспектного анализа текста с точки зрения его основных признаков и структуры, принадлежности к определенным функциональным разновидностям языка, особенностей языкового оформления, использования выразительных средств языка;

8) понимание коммуникативно-эстетических возможностей лексической и грамматической синонимии и использование их в собственной речевой практике;

9) осознание эстетической функции родного языка, способность оценивать эстетическую сторону речевого высказывания при анализе текстов художественной литературы.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной деятельности

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

93

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

62

в том числе:

лабораторные занятия

-

практические занятия

не предусмотрено

контрольные работы

2

курсовая работа (проект)

не предусмотрено

Самостоятельная работа студента (всего)

31

Перевод текстов

10

Написать автобиографию.

1

Составление диалогов.

10

Составить рассказ о своей профессии

1

Работа со словарями и справочниками

1

Составить словарь с терминами по своей профессии

5

Составить рассказ «Башкортостан – мой край родной»

1

Чтение книг башкирских писателей

2


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины Башкирский языки как государственный язык

Наименование разделов и тем.

Содержание учебного материала, практические работы, самостоятельная работа студентов, курсовая работа (проект)

Объем часов.

Уровень освоения

              1

                                2

3

       4

Раздел 1. Выбираю профессию

Тема 1.1. Вводный курс. Повторение пройденного материала. Выбираю профессию
(1-2)

Грамматика: Входной контроль. Алфавит. Правильное произношение звуков.
Выполнение фонетических упражнений. Упражнение 1-5.  Стр. 11-12. Читать и перевести диалог. Правильно произносить слова. Обратить внимание на специфические буквы и звуки.

Лексика Слова, связанные с выбранной профессией. Выяснить: что нужно, чтобы выбранная профессия принесла счастье?

Чтение текста “Хеҙмәткә хәҙерҙән әҙерлән”

2

1

Самостоятельная работа студентов: Моя будущая профессия. Название профессий. Лексика, характеризующая особенности разных профессий.

Тема 1.2. Выбор профессии – дело сложное

 (3-4)

Грамматика: Указательные и вопросительные местоимения

Чтение текста. «Ҡурайсы уҡытыусы». Перевод текста и составление диалога.
Выполнение письменных упражнений по образцу. Упражнение 17 стр.169 Ответы даны. Составить вопросы и переписать.

Лексика День открытых дверей. Как проходит у вас в колледже?

2

1

Самостоятельная работа студентов: составить рассказ о своей профессии

1

Тема 1.3. Жизнь дана на добрые дела

(5-6)

Грамматика: Словосочетания и предложения

Перевод текста и составление диалога.
Выполнение письменных упражнений по образцу. Упражнение 22 стр.171 Ответы даны. Составить вопросы и переписать.

Лексика Выполнение механизированных работ по возделыванию и уборке сельскохозяйственных культур. 
Выполнение механизированных работ на животноводческих комплексах и механизированных фермах.  Выполнение слесарных работ по ремонту и техническому обслуживанию сельскохозяйственных машин и оборудования.  Транспортировка грузов и перевозка пассажиров. 

2

1

Самостоятельная работа студентов: Выполнение грамматических упражнений по теме «Моя будущая профессия»

Тема 1.4. Жизнь прожитая в труде золотая жизнь

(7-8)

Грамматика: части речи

Чтение текста. «Арҙаҡлы ҡатын-ҡыҙҙарыбыҙ». Перевод текста и составление диалога.

Чтение текста. «Һоҡланғыс башҡорт ҡыҙы». Перевод текста и составление диалога.
Выполнение письменных упражнений по образцу. Упражнение 28 стр.173

Лексика провести деловую игру Упражнение 32 стр.175

2

1

Самостоятельная работа студентов: Выполнение грамматических упражнений по теме «Понятие о существительном»

Раздел 2. Здоровье – это богатство

Тема 2.1. Если хочешь быть здоровым – закаляйся

(9-10)

Грамматика: Положительная, отрицательная, вопросительная форма. Обращения больных

Перевод текста и составление диалога.
Выполнение письменных упражнений по образцу. Упражнение 1 стр.179 Ответы даны. Составить вопросы и переписать.

Лексика слова, связанные с  профессией врачей

2

1

Самостоятельная работа студентов: Работа со словарями и справочниками

1

Тема 2.2. В здоровом теле – здоровый дух

(11-12)

Грамматика: Полные и неполные предложения.

Работа с текстом “Минең ғүмер өсөн көрәш”. Перевод текста и составление диалога. Упражнение 10 стр183
Выполнение письменных упражнений Упражнение 8 стр.182.Ответы даны. Составить вопросы и переписать.

Лексика слова, связанные с  вызовом врачей

2

1

Самостоятельная работа студентов: Работа со словарями и справочниками по теме «Аффиксы множественного числа и падежные окончания»

Тема 2.3. Повторение пройденных тем. Урок развития речи

(13-14)

Грамматика: Придаточное предложение цели.

Тестирование

Народные поэты Башкортостана. Чтение стихотворений.
Выполнение письменных упражнений Упражнение 8 стр.182.Ответы даны. Составить вопросы и переписать.

2

1

Самостоятельная работа студентов: коммуникативные задания стр 189

1

Раздел 3.В магазине

Тема3.1.В книжном отделе

(15-16)

Грамматика: Изменение имен существительных по падежам

Перевод текста и составление диалога стр 190
Работа с текстом, упражнение 1 стр 191. Перевод, озоглавить текст. Составить вопросы.

Выполнение письменных упражнений. Упражнение 2,3 стр.192, 193

Диалог.Ответы даны. Составить вопросы и переписать.

Лексика слова, связанные с отделом книги

2

1

Самостоятельная работа студентов: Извлечение требуемого содержания фактической информации из устной речи (монолог, дискуссия, диалог) 

1

Тема 3.2. В отделе одежды и  обуви

(17-18)

Грамматика: повторение темы полные и не полные предложения
Работа с текстом “Аяҡ кейеме алһаң”. Ответы на вопросы. Составить вопросы и ответить на них. Упражнение 9,10,11,12 стр 196. Перевод, озоглавить текст. Составить вопросы. Письменный перевод “Яулыҡ ябына беләһеңме?”

Выполнение письменных упражнений. Упражнение 2,3 стр.192, 193

Диалог.Ответы даны. Составить вопросы и переписать.

Лексика связанные с отделом “Обувь”

2

1

Самостоятельная работа студентов: Составление монологического высказывания на тему «В отделе обуви»

1

Тема 3.3. Магазин “Овощи и фрукты”

(19-20)

Грамматика: придаточные предложения места
Работа с текстом “Яҙғы авитоминоз”. Составить вопросы и ответить на них.

Выполнение письменных упражнений. Упражнение 16, 17,18 стр.198, 199

Диалог стр 198 .Составить вопросы Упражнение 19 и переписать.

Лексика связанные с отделом “Овощи и фрукты”

2

1

Самостоятельная работа студентов: Подготовка презентаций на тему «Овощи и фрукты»

1

Тема 3.4. Повторение изученных тем

(21-22)

Тестирование.

Выполнение индивидуальных творческих заданий

2

2

Самостоятельная работа студентов: Извлечение информации из СМИ профессиональной направленности

1

Раздел 4.Башкирские национальные блюда

Тема 4.1. Башкирские блюда

(23-24)

Грамматика: глаголы приготовления продуктов

Словарная работа. Чтение диалога стр 202

Работа с текстом “Башҡорт аштары”. Чтение, перевод.Составить вопросы и ответить на них стр 203. Чтение стихотворения “Өләсәйем”

Выполнение письменных упражнений. Упражнение 2,4 стр.204,205

Диалог стр 198 .Составить вопросы Упражнение 19 и переписать.

Лексика слова, связанные с башкирской кухней

2

1

Самостоятельная работа студентов: составить рассказ тему на “Мое любимое блюдо”

1

Тема 4.2. Блюда из теста

(25-26)

Грамматика: парные слова, возвратные глаголы

Словарная работа. Чтение диалога стр 206

Работа с текстом “Ҡоймаҡлы бәлеш”. Чтение, перевод.Составить вопросы и ответить на них стр 203. Чтение стихотворения “Өләсәйем”

Выполнение письменных упражнений. Упражнение 2,4 стр.204,205

Диалог стр 198 .Составить вопросы Упражнение 19 и переписать.

Лексика слова, связанные с башкирской кухней

2

1

Самостоятельная работа студентов: составить диалог на тему “Я умею готовить…”

Тема 4.3. Башкирский мед

(27-28)

Грамматика Повторение темы возвратные глаголы, вводные слова

Словарная работа

Бортничество. Работа с текстом “Башҡорт балы”. Чтение и перевод.

Кумыс – элексир здоровья. Рассказ преподавателя о пользе кумыса. Выполнение упражнений 20. 22. Чтение текста “Тере барометрҙар” и перевод.

Коммуникативная беседа о блюдах. Составление диалогов.

2

1

Самостоятельная работа студентов: работа со словарем, перевод текста

1

Раздел 5. Транспорт. Правила дорожного движения

Тема 5.1. Правила дорожного движения

(29-30)

Грамматика Послеслоги

Словарная работа.Работа с текстом. Чтение, перевод, выразительное чтение. Выучить наизусть. Письмо по памяти.

Выполнение письменных упражнений 2 стр.213, 3, 4 стр. 214

Лексика знаки ПДД

2

1

Самостоятельная работа студентов:

1

Тема 5.2. Транспорт.

(31-32)

Грамматика Придаточное предложение времени

Чтение рассказа. Перевод текста и составление диалога.
Выполнение письменных упражнений по образцу. Упражнение 5 стр.171 Ответы даны. Составить вопросы и переписать. Заполнение таблицы на стр.219

Лексика названия транспортных средств

2

1

Тема 5.3. Повторение пройденных тем. Развитие речи

(33-34)

Тестирование.

М.Карим – поэт, писатель, драматург. Чтение произведений М.Карима.

2

1

Самостоятельная работа студентов: читать произведения башкирских писателей

1

Раздел 6. Как сообщить?

Тема 6.1. Почтовые правила

(35-36)

Грамматика Страдательный залог

Словарная работа. Чтение текста. Перевод текста, ответы на вопросы. Составление диалога. Упражнение 3 стр.224 Письменный перевод упражнение 2 стр.223
Выполнение письменных упражнений по образцу. Упражнение 5 стр.225
Лексика слова, связанные почтовыми переводами и т.д.

2

1

Самостоятельная работа студентов: написать письмо другу

1

Тема 6.2. Интернет. Электронная почта.

(37-38)

Грамматика  Имя существительное

Словарная работа. Чтение текста. Перевод текста, ответы на вопросы. Составление диалога. Упражнение 10 стр.227 Письменный перевод упражнение 12 стр.228
Выполнение письменных упражнений по образцу. Упражнение 5 стр.225
Лексика слова, интернет ресурсы.

2

1

Самостоятельная работа студентов: написать автобиографию

1

Тема 6.3.Этикет общения

(39-40)

Словарная работа. Чтение текста “Аралашыу этикеты”.Перевод текста, ответы на вопросы. Составление диалога. Упражнение 15 стр.230 Письменный перевод упражнение 16 стр.231
Выполнение письменных упражнений по образцу. Упражнение 5 стр.225
Лексика слова, вежливости

2

1

Самостоятельная работа студентов: Написать характеристику

1

Раздел 7. Башкортостан – богатая страна

Тема 7.1.Семь чудес Башкортостана

(41-42)

Грамматика  Собственные и нарицательные имена существительные

Словарная работа. Чтение текста “Ал таңдары уның иҫерткес моң”.Перевод текста, ответы на вопросы.

Чтение диалога по ролям. Упражнение 1 стр.235 чтение стихотворения “Башҡортостан).

 Письменный перевод стр.237
Выполнение письменных упражнений по образцу. Упражнение 5 стр.225

Лексика Географические термины. Топонимические термины

2

1

Самостоятельная работа студентов по темам: «Аслыкуль», «Ямантау», «Агидель и Яик». Чтение и подготовка к пересказу топонимических легенд на башкирском языке

1

Тема 7.2. Растительный мир

(43-44)

Грамматика  Строение предложений. Виды предложений по структуре.

 Природные явления, названия растений и животных.

Лексика характеризующая особенности природных условий Башкортостана. Природные явления, названия растений и животных.

2

1

Самостоятельная работа студентов: реферат на тему «Лекарственные травы Башкортостана»

1

Тема 7.3. Животный мир Башкортостана

(45-46)

Грамматика  Совместный залог

 Природные явления, названия растений и животных.

Работа с текстом “Хайуандар донъяһында”. Слварная работа.

Лексика характеризующая особенности природных условий Башкортостана. Природные явления, названия растений и животных

2

1

Самостоятельная работа студентов: «Башкортостан». Р. Гарипов Выучить наизусть стихотворение.

1

Тема 7.4. Птицы Башкортостана

(47-48)

Грамматика  Числительные

 Природные явления, названия птиц. Выполнение письменных упражнений 22,23, 24, 25.

Выразительное чтение стихотворения “Күгәрсен”. Чтение текста о пчелах.

Лексика характеризующая особенности природных условий Башкортостана. Природные явления, названия птиц. Народные приметы.

2

1

Тема 7.5. Выдающиеся личности Башкортостана

 (49-50)

Грамматика Сложные предложения

Знакомство словами, характеризующие характер, нрав, увлечения, внешность человека.

Известные хлеборобы Башкортостана

Лексика Название прфессий агропромышленного комплекса

2

1

Самостоятельная работа студентов по теме: «Башкортостан – мой край родной». Подготовка к сочинению, составление примерного плана, повторение пройденных тем о Башкортостане.

1

Тема 7.6. Символы РБ

(51-52)

Грамматика: Наречие. Послелоги

3.Стихотворение Ф.Х. Губайдуллиной «Башкортостан флагы». Выразительное чтение текста. Перевод на русский язык. Определить стиль текста.

2

1

Самостоятельная работа студентов по теме: «Люди, прославившие нашу республику».  Составление и подготовка к защите презентаций, альбомов о выдающихся людях своего района, села (исторические деятели, артисты, поэты, писатели, учителя, врачи, рабочие, обычные труженики села).  

1

 Тема 7.7. Башкортостан – мой край родной.

(53-54)

Закрепление и повторение пройденных тем по синтаксису

Сочинение по теме «Башкортостан – мой край родной».  

Названия достопримечательностей, уникальных природных объектов, населенных пунктов, названия животных, растений

2

1

Самостоятельная работа студентов реферат на тему: Моя Родина»

1

Раздел 8.Учусь любимой профессии

Тема 8.1. Я студент агропромышленного колледжа

(55-56)

Грамматика Побудительный залог

Знакомство словами, характеризующие характер, нрав, увлечения, внешность студента колледжа.

Выполнение письменных упражнений 5, 6 стр.254

Чтение по ролям диалога. Ответы на вопросы – упражнение 2 стр.252

Известные хлеборобы Башкортостана

Работа с текстом “Егоров эшләгән фирма”

2

1

Самостоятельная работа студентов написать пословицы и поговорки о труде

1

Тема 8.2. Моя профессия – залог моего будущего

(57-58)

Грамматика Синтаксис.

Деловые бумаги при устройстве на работу. Оформление – резюме.

Выполнение письменных упражнений по учебнику 10, 11. 12,13.

Чтение и перевод диалога на стр.255

2

1

Самостоятельная работа студентов Написать автобиографию

1

Раздел 8. 3. Профессиональные и деловые качества выпускника колледжа

(59-60)

Грамматика Повторние морфологии и синтаксиса

Работа с текстом “Н.К.Дмитриев”. Пересказ.Ответы на воросы.

Упражнение 18 – чтение, перевод.

Лексика названия деловых бумаг, слов и выражений при устройстве на работу

2

1

Самостоятельная работа студентов: оформить деловую бумагу – о принятии на работу

Итоговый урок.Зачет.

(61-62)

Тестирование

2

2

Итого

93

Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:

1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);

2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)

3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета «Башкирский язык»:

Оборудование учебного кабинета:

   - посадочные места в количестве 30 шт.

   - рабочее место преподавателя

   - комплект методических пособий: плакаты по следующим грамматическим темам:

«Башкирский алфавит», «Башкирские народные поэты», «Башкирские народные писатели»

  • Учебно-наглядные пособия:
  • Учебники, словари, дидактические материалы, наглядные материалы.

3.2. Информационное обеспечение обучения  
Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы.

http://blang.ru/textbooks.php -сайт для учителя

 http://bash-perevod.ru/ - переводчик

http://ru.yourwebsite.com/www.kitap-ufa.ru/· словари

www.bashklip.ru -онлайн передачи

http://ru.yourwebsite.com/tag 

http://tel.bashqort.com       сайт башкорт теле, который посвящен изучению башкирского языка.

http://tel.bashqort.com/index.php?option=com_content&view=article&id=25&Itemid=84» Башкирский Язык" - Хисамитдинова Ф.Г.

http://www.gsrb.ru/ Официальный сайт курултая
http://www.bashnl.ru   сайт национальной библиотеки им.Валиди

http://ostaz.ru сайт для учителей башкирского языка

http://www.bashforu m.net        Башҡорт форумдары

http://www.bash-portal.ru/   башкирский портал

http://www.yeshlek-gazeta.ru сайт газеты Йэшлек

http://tel.bashqort.com - Сайт изучения башкирского языка

Основные источники

для преподавателей

 

     1.Башкирский язык для учреждений начального и среднего профессиональногообразования с изучением башкирского языка как государственного. М.Г.Усманова, З.З.Султангулова Уфа: Китап,2015,263 стр.

2.Методическое пособие к учебнику «Башкирский язык и культура речи».

М.Б.Юлмухаметов , А.С.Ракаева , И.А.Шарапов.Уфа: Китап ,2010г.-168 стр.

                                                         

Для обучающихся

1.Башкирский язык для учреждений начального и среднего профессионального образования с изучением башкирского языка как государственного.

    З.М. Габитова, С.А.Тагирова Уфа: Китап,2010,160 стр.

    2.  Методическое пособие к учебнику «Башкирский язык и культура речи».

    М.Б.Юлмухаметов , А.С.Ракаева , И.А.Шарапов.Уфа: Китап ,2010г.-168 стр.

Дополнительные источники

для преподавателей

1. Грамматика башкирского языка в таблицах и схемах. Уфа: Китап,2007. -112стр.

2. Башкирский язык. З.Ф.Абубакирова. -Уфа,2007. -151 стр.

  3. Габитова З.М. Башкирский язык (Текст): учеб. Для студ 1 курса учрежд.начального и профессионального образования с изучением башк.яз. как государственного (на башк. Яз.) / З.М. Габитова – Уфа:Китап, 2010. – 192с.

   4. Габитова З.М. Башкирский язык (Текст): учеб. Для студ 2 курса учрежд.начального и профессионального образования с изучением башк.яз. как государственного (на башк. Яз.) / З.М. Габитова – Уфа:Китап, 2010.–160 с.

    5. Усманова М.Г. Башкирский язык (Текст): для учреждения нач и ср.проф.образов. с изучением башк.яз как государственного (на баш. яз.)/М.Г.Усманова – Уфа:Китап, 2012. – 264 с.

     6.Усманова М.Г. Башкирский язык (Текст): учеб.для русскояз.шк (на баш.яз)М.Г.Усманова. – 3-е изд.- Уфа:Китап, 2012. – 176 с

     7.Юлмухаметов М.Б. «Башкирский язык и культура речи» учеб. издание/М.Б.Юлмухаметов – Уфа:Китап, 2012. – 248с

Словари:

Башкирско – русский русско-башкирский словарь – Уфа: ИП Хабибов И.З., 2010. – 160 с.

Башкирско – русский русско-башкирский словарь – Уфа: ИП Хабибов И.З., 2012. – 160 с.

Башкирско – русский русско-башкирский словарь: башкирский разговорник/ сост. Н.Г. Усманова. – Уфа: ГУП РБ «Уфимский полиграфкомбинат» Ю,2008. – 160 с.(Библиотека школьника)

Башкирско – русский русско-башкирский словарь: башкирский разговорник/ сост. Н.Г. Усманова. – Уфа: ГУП РБ «Уфимский полиграфкомбинат» Ю,2009. – 160 с.(Библиотека школьника)

Башкирско – русский русско-башкирский словарь. Башкирский разговорник. – Уфа:Мир печати, 2012. – 160 с.

Русско-башкирский словарь синонимов /авт.- сост. М.Г.Усманова. – Уфа:Китап, 2010. – 176 с.

Надршина Ф.А. Русско-башкирский словарь пословиц-эквивалентов. – Уфа:Китап, 2008. – 196 с.

4.КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ

    ДИСЦИПЛИНЫ

4.1 Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований в виде текущего контроля.

Тестирование, выполнение обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований

Бегло и вслух читать научно — популярные, публицистические, художественные тексты;

      -выразительно читать художественные произведения;

      -правильно пересказывать небольшие рассказы или отрывки.

   2.Инсценировать сказки, рассказы.

   3.Знать автора, название и смысл изученных произведений;

      -определять основную тему изученного произведения;

      -знать наизусть предложенные программой произведения;

      -выразительно рассказывать наизусть 10-12 стихотворений.

   4.Мысленно представлять художественные картины, нарисованные автором произведения;

      -составлять план текста;

      -пересказывать по составленному плану текст, уметь его продолжить.

   5.Ставить знаки препинания в разных типах предложения;

      -различать главные и второстепенные члены предложения;

      -иметь представление о самостоятельных и служебных частях речи; различать как часть речи имена существительные, прилагательные, числительные, союзы.

   1.Знать автора и название изученных произведений;

      -учить наизусть предложенные программой произведения.

   2.Представлять художественные картины, которые рисует автор    в произведениях.

   3.Различать эпические и лирические произведения.

   4.Рассказывать наизусть 8-10 стихотворений.

   5.Бегло и вслух читать научно — популярные, публицистические, художественные тексты;

      -выразительно читать художественные произведения;

      -пересказывать небольшие рассказы или отрывки.

   4.Понимать и знать роль языка в общественной жизни; значение родного языка.

   5.Различать понятия «фонетика», «звуки речи», «слог», «ударение», «гласные и согласные звуки»; «графика», «алфавит»; «буквы и звуки»; «лексика»; «лексическое значение слова»; «прямое и переносное значение слова»; «синоним», «антоним», «омоним»; изменять имена существительные по числам, падежам, знать правописание окончаний; правильно писать имена собственные; изменять глаголы по временам, числам, лицам.

1.Осознанно воспринимать, понимать разные типы текстов (описание, повествование);

   -пересказывать содержание текста.

   2.Составлять диалог на заданную тему, продолжить его;

      -находить в тексте образные слова, средства выразительности, пословицы;  

     -правильно использовать их в речи;

      -переводить тексты и пересказывать их;

      -рассказывать наизусть 6-8 стихотворений;

    3.Осознанно, правильно, выразительно читать текст;

      -поделить текст на смысловые части;

      -выбрать нужные части из текста;

      -находить в тексте незнакомые слова, объяснять их значение, работать со словарями.

   4.Писать сочинения и изложения обучающего характера, творческие диктанты.

   5.Уметь выполнять самопроверку, взаимопроверку.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

Умения:

Форма

Показатели

- общаться (устно и письменно) на башкирском языке на профессиональные и повседневные темы;

Устная, письменная, индивидуальная

- демонстрирует умение общаться (устно и письменно) на башкирском языке на профессиональные и повседневные темы.

- переводить (со словарем) тексты профессиональной направленности;

Устная, письменная, индивидуальная

-демонстрирует умение переводить (со словарем) тексты профессиональной направленности.

- самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь;

Индивидуальная

устная, письменная

- демонстрирует умение самостоятельно совершенствовать устную и письменную речь

Знания:

- лексический и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) текстов профессиональной направленности

Устная, письменная, индивидуальная, тестовая

- Применяет знания, лексический и грамматический минимум, необходимый для чтения и перевода (со словарем) иностранных текстов профессиональной направленности

4.2 Итоговый контроль (зачет)

4.3 Вводный контроль в виде тестирования


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО МОДУЛЯ ПМ.03 «ХРАНЕНИЕ, ТРАНСПОРТИРОВКА И РЕАЛИЗАЦИЯ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ» ПО СПЕЦИАЛЬНОСТИ СПО 35.02.06 «ТЕХНОЛОГИЯ ПРОИЗВОДСТВА И ПЕРЕРАБОТКИ СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННОЙ ПРОДУКЦИИ»

  Рабочая программа профессионального модуля – является частью основной профессиональной образовательной программы  по специальности СПО в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35....

Рабочая программа дисциплины "Экономика отрасли и организации" для специальности 35.02.07 Механизация сельского хозяйства(углубленная подготовка).

Рабочая программа учебной дисциплины является частью рабочей программы  подготовки специалистов среднего звена специальности:   35.02.07   Механизация сельского хозяйства (угл...

ОП.08.Информационные технологии в профессиональной деятельности Методические рекомендации по выполнению контрольных работ по учебной дисциплине для студентов заочного отделения специальности 35.02.07. «Механизация сельского хозяйства»

Материал учебно-методической разработки составлен в соответствии со стандартом по специальности  35.02.07. «Механизация сельского хозяйства» на основании рабочей программы по предмету «Информацио...

Рабочая программы дисциплины БД.10 Информатика для специальности СПО 35.02.07 Механизация сельского хозяйства

Рабочая программы дисциплины БД.10 Информатика для специальности СПО 35.02.07 Механизация сельского хозяйства....

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОДБ.04 Английский язык среднего профессионального образования по профессии 35.01.13 Тракторист – машинист сельскохозяйственного производства

Программа учебной дисциплины Английский язык является частью программы подготовки специалистов среднего звена  в соответствии с ФГОС СПО по профессии 35.01.13  Тракторист – машинист се...

Рабочая программа учебной дисциплины «Иностранный язык (Английский язык)» по специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения», (Социально-экономический профиль) для 1-го курса

Представленная программа разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования, предъявляемых к структуре, содержанию и результатам освоения учебной дисциплины «Иностранный язык (Анг...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ.03. «Иностранный язык» для специальностей 43.02.01 Организация обслуживания в общественном питании и 19.02.10 Технология продукции общественного питания

Учебная дисциплина ОГСЭ.03 Иностранный язык в профессиональной деятельности является обязательной частью гуманитарного и социально-экономического цикла примерной основной образовательной программы в с...