Публикация на тему: "Духовно - нравственное воспитание обучающихся на уроках истории" (из опыта работы)
статья на тему

Бормотина Татьяна Анатольевна

В данной публикации хочется сказать, что мы должны помнить наши исторические корни, которые непосредственно связаны с православной культурой. Мы должны научиться жить, не разрушая памятники, не разрушая прошлое. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon publikatsiya.doc38 КБ

Предварительный просмотр:

СОГБПОУ « Рославльский многопрофильный колледж»

Публикация на тему: «Духовно – нравственное воспитание обучающихся на уроках истории»

( из опыта работы).

                    Выполнила:

преподаватель истории 1 категории

                             Бормотина Т.А.

г. Рославль

2017г.

Для современной педагогической теории и практики остается актуальной проблема разработки методологических оснований интеграции знаний о духовности, религии в профессиональное образовательное пространство, т.е. стоит проблема преемственности модуля «Основы православной культуры» и предметной области истории в профессиональном образовании.

         Как упрощенный и наиболее приемлемый вариант межпредметной интеграции является включение знаний о православной культуре в историю.

         Например, если мы возьмем тему «Святые земли Русской», то ее можно раскрыть на конкретных примерах:

 - Имя великой княгини Ольги упоминается всякий раз, когда речь заходит о выдающихся женщинах Древней Руси. Крещение Ольги в 955 году было ознаменовано пророческими словами патриарха: «Благословенна ты (будешь) в женах русских, ибо оставила Тьму и возлюбила Свет. Прославлять тебя будут сыны русские до последнего рода!»;

 - в 988 году князь Владимир с восторгом принял крещение в Константинопольском соборе Святой Софии. Именно с этого времени «Повесть временных лет» свидетельствует о крещении Руси. Стали создаваться шедевры русской литературы: «Слово о законе и благодати» - первый памятник русской богословской, философской и исторической мысли, принадлежавший перу митрополита Иллариона, «Память и похвала князю Владимиру»;

 - если взять тему: «Культура Киевской Руси в 9 – н. 13 вв., то можно познакомиться с другими жанрами – летописанием, житиями святых «поучениями»; к дню славянской письменности и культуры можно провести викторину «Как слово зародилось…», посвященную создателям славянского алфавита, первых памятников славянской письменности – Кириллу и Мефодию. Первоначально ими была создана глаголица, а затем – кириллица. Именно кириллица получила наиболее широкое распространение на Руси;

 - при развитии Владимиро – Суздальского княжества, связанного с именем Андрея Боголюбского, Андрей покинул Киев и прихватил с собой «святыню Руси» - чудотворную икону Божьей Матери, которая стала впоследствии святыней владимирской земли – иконой Владимирской Богоматери;

 - Александр Невский – полководец и дипломат, выдающийся государственный деятель Руси. В том месте, где происходила Невская битва, поставили Александро – Невскую лавру. После смерти причислен к лику святых. Петр 1 перенес его мощи из Владимира в Петербург. В 1942 году был учрежден орден Александра Невского;

 - в 1380 году произошла Куликовская битва. Перед началом битвы князь Дмитрий поехал за благословлением Троицкий монастырь. Святой преподобный Сергий благословил Дмитрия и предсказал, что много прольется крови, но русские одержат победу;

 - культура 14 – 15вв. – широкое распространение получила иконопись. Знаменитыми иконописцами были Феофан Грек, он работал в Московском Кремле над росписью церкви Рождества Богородицы и Благовещенского собора. Андрей Рублев – иконописец и мастер фресковой живописи. Вместе с другими иконописцами расписывал Успенский собор во Владимире, Троицкий собор Троице – Сергиева монастыря. Главное творение Андрея Рублева – «Троица». Принято считать, что она создавалась для соборного иконостаса Троице – Сергиева монастыря;

 - по Древней Руси с обучающимися можно провести исторические вечера «Слава русской старине!», участниками которых могут быть персонажи: монахи – летописцы,  былинники, воины – А.Невский, Д.Донской. На историческом вечере «России верные сыны» исполняется русский танец и показывается картина М.Нестерова «Прощание Сергия с великим князем Дмитрием Донским»;

 - 4 ноября 1612 года произошло важное историческое событие – освобождение Москвы от польской интервенции. Народ и войско сознавали, что столь важная победа одержана ими лишь по заступничеству Божьей Матери, явленному от Казанской Чудотворной иконы. Князь Пожарский, войскам которого неотлучно сопутствовал в бою снимок с иконы, построил в Москве собор в честь Казанской Божьей Матери, куда и поставил Чудотворный снимок с Казанской иконы. Показ презентации «Освобождение Москвы от польской интервенции. Минин и Пожарский»;

 - показ презентации « Не помнить нельзя, забыть невозможно», в которой обучающимся предлагается познакомиться с благодатной помощью Казанской иконы Божьей Матери во время Великой Отечественной войны. Г.К.Жуков, отправивший последний самолет с десантом, сжал икону Божьей Матери, которую носил с собой с самого начала войны. Отправляя сибиряков на задание, он сказал: «С Богом! Таких солдат нет ни в одной армии мира. И никогда не будет!»

 - если взять тему «Традиции русского костюма», то обучающимся можно показать презентацию « История костюма на Руси в разные исторические периоды»;

 - тема «Мой родной край» - простые верующие люди издревле знакомятся с историей нашего Отечества по народному почитанию прославляемых Церковью святых. Они чтят Киев по преподобным Антонию и Феодосию, Москву – по преподобному Сергию, Смоленск – по мученику Меркурию. А Рославльская земля известна ее святынями. Это Рославльский  Спасо – Преображенский монастырь с чудотворной иконой Тихвинской Божьей Матери. Граждане Рославля служат перед иконой молебны, молясь за своих родственников. В Свято – Преображенский монастырь с обучающимися мы ходили на экскурсию на день святой мученицы Татианы(день студенчества). Священнослужитель рассказал о жизни и деятельности святой Татианы.

               В заключении данной публикации хочется сказать, что мы должны помнить наши исторические корни, которые непосредственно связаны с православной культурой. Мы должны научиться жить, не разрушая памятники, не разрушая прошлое.

       


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация "Духовно - нравственное воспитание обучающихся, как средство успешной социализации"

Материалы данной презентации отражают работу педагогического коллектива общежития КГБ ПОУ № 11....

Доклад на тему "Роль русской классической литературы в нравственном воспитаниии обучающихся"

Выступление на методическом совещании с докладом на тему "Роль русской классической литературы в нравсвенном воспитаниии обучающихся"...

Духовно-нравственное воспитание обучающихся в условиях реализации образовательных программ

Опыт работы в направлении духовно-нравственного воспитания обучающихся...

МОДИФИЦИРОВАННАЯ ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ "ФОРМИРОВАНИЕ ДУХОВНО-НРАВСТВЕННЫХ ЦЕННОСТЕЙ У ОБУЧАЮЩИХСЯ НА УРОКАХ ИСТОРИИ И ВО ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС

Отличительной особенностью данной программы является то, что в процессе изучения материала прослеживается последовательное изучение истоков русской государственности, русской духовности, русской литер...

Доклад на тему: Использование методов проблемного обучения на уроках истории (из опыта работы)

Жизнь человека постоянно ставит перед ним острые и неотложные задачи и проблемы. Возникновение  таких проблем, трудностей означает, что в окружающей нас действительности есть еще много неизвестно...

Духовно- нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности

В статье "Духовно-нравственное и патриотическое воспитание обучающихся на уроках истории и во внеурочной деятельности"  автор поднимает проблемы воспитания  патриотизма и духовно -...

Информация об опыте работе по теме "Духовно- нравственное воспитание обучающихся «Человек звучит гордо»"

Проблема духовно- нравственного воспитания является одной из главных, стоящих перед каждой семьёй, обществом и государством в целом. На сегодняшний день общество нуждается в добрых, гуманных, честных ...