Деловая игра "Нескучная юриспруденция"
план-конспект занятия на тему

Моисеева Ирина Юрьевна

Представлен конспект внеаудиторного занятия "Нескучная юриспруденция" в форме игровой технологии, проводимое среди студентов - правоведов в рамках Недели юридических специальностей.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_v_forme_igrovoy_tehnologii.doc529 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»

Методическая разработка урока – игры (классного часа)

«Нескучная юриспруденция»

Автор: преподаватель Моисеева И.Ю.

Москва

2015

Методическая разработка урока – игры «Нескучная юриспруденция» (игровая технология

«Человеку как существу духовному

невозможно жить на земле вне права»

Ильин И.А.

Актуальность и методическое обоснование разработки

              Правовое воспитание – часть всего процесса духовного формирования личности, без которой нельзя обойтись при реализации целей построения правового государства. Нельзя строить правовое государство, будучи безграмотными в своих правах. Ликвидация правовой неграмотности должна стать одним из приоритетов воспитания личности.  

              Молодежи в России более 40 млн. человек от 14-30 лет. Среди них, к сожалению, большое количество людей с низким уровнем правового и нравственного воспитания. Поэтому любая стратегия молодежной политики направленная на развитие потенциала молодежи на благо России и интеграции молодых людей в общество, так или иначе, связана с правовым просвещением  и воспитанием.

             Сложность правового воспитания в современности отчасти объясняется отсутствием  устойчивой правовой традиции. Гражданам России исторически присуща деформация правосознания: правовой нигилизм, приводящий к пренебрежительности и неуважительному отношению к закону и как следствие к нарушению законности.

            Еще в ХIX в. А.И. Герцен писал: «Русский, какого бы он звания бы ни был, обходит  или нарушает закон всюду, где это можно сделать безнаказанно, так же делает и правительство».

          Мыслитель Кистяковский Б.А. незадолго до октябрьских потрясений 1917 г. отмечал:  «Русская интеллигенция никогда не уважала право, никогда не видела в нем ценности; из всех культурных ценностей право находилось у неё в большом загоне».

            В период господства административно-командной системы так же сплошь и рядом нарушалась законность. Не только отдельные люди, но и целые народы становились жертвами репрессий. Таким образом, практически не было места правовой культуре

           Только сейчас начали создаваться условия для того, что бы сделать правовую культуру достоянием широких масс и, по словам русского мыслителя и патриота Ильина:  «…приблизить право к народу, … что бы народ понимал, знал и ценил свои законы, чтобы он добровольно соблюдал свои обязанности и запретности и лояльно пользовался своими полномочиями».

             Мы полагаем, что правовое просвещение должно выступать в единстве с правовым воспитанием, чему способствуют как аудиторные занятия, так и внеучебные мероприятия.

           При этом мы так же полагаем, что правовое воспитание станет действенным только при активном участии самих молодых людей, поэтому необходимо создавать возможности такого участия. Правовая игра – один из способов реализации творческой активности студентов, нестандартного вовлечения их в правовое пространство.

            На наш взгляд личностное участие должно дополняться коллективным. Коллектив выступает как единство сплоченных вокруг общей задачи личностей, имеющих возможности реализовать свой творческий потенциал. Коллективное поле творчества является для личности так же способом его интеграции в общество. Поэтому, все этапы нашей игры построены таким образом, что бы не только члены команд, но и зрители были активно вовлечены в процесс игры, не только сопереживали или «болели» за свои команды, но и активно участвовали на всех ее этапах и получали удовлетворение от своей деятельности

           Предпосылкой правовой культуры являются знания. Поэтому даже в игре происходит так или иначе проверка и закрепление знаний.

           Однако правовые знания становятся полезными лишь тогда, когда они превращаются в личные правовые убеждения, охватывают правовые чувства, такие как непримиримость к антиобщественному, не правовому поведению. Эти убеждения должны вызывать правовой энтузиазм, правовую активность. Это тем более актуально, так как проблема нарушения прав стоит остро, и это происходит так же и по линии различных властных структур. Как результат -  правовая пассивность граждан и устойчивое ощущение, что справиться с этим правовым беспределом невозможно. Не случайно  еще М.И. Кутузов отмечал: «Я не завидую тому народу, который управляется не законами, а начальниками». По-нашему убеждению только правовая активность самих рядовых граждан, как следствие высокой правовой культуры и развитого самосознания способна переломить эту ситуацию. Поэтому показателем такой активности выступают действия. Нет другого способа проверить глубину правовой убежденности.

         Таким образом, предпосылками формирования правовой культуры студентов является решение трех задач в правовом воспитании (своеобразная триада)

            1.  Закрепление правовых знаний

2.  Формирование правовых убеждений

3.  Моделирование правовых действий студентов

Цели урока-игры

  • Воспитание правовой культуры  и гражданской позиции студентов
  • Решение задачи профориентации, погружение в правовую среду будущих юристов, которые пока даже не начали изучение юридических дисциплин, через игру
  • Профилактика правонарушений среди молодежи
  • Ликвидация правовой неграмотности среди части студентов

  • Развитие навыков коллективного творчества членов команды, а так же взаимопомощи и поддержки команды болельщиками
  • Развитие здоровой состязательности и азарта студентов

Результатом должно стать поэтапное повышение уровня нравственно-правовой культуры.

Форма проведения:   урок - игра

Время проведения  1 ч. 30  мин

Оборудование:

  • Плакаты с иллюстрациями
  • Варианты заданий для команд и болельщиков.
  • Варианты заданий с ответами для членов жюри.
  • Протоколы подсчета очков для членов жюри
  • Песочные часы на 60 секунд

           В ходе подготовительной работы формируются команды по 6-7 человек в каждой команде. Остальные студенты становятся командой болельщиков, помогающие своей команде зарабатывать  дополнительные баллы.

            Формируется жюри из состава представителей преподавателей и студентов старшего курса специальности правоведения.

Ход правовой игры

Игра включает в себя 7 этапов.

1 этап «Сказки глазами юристов»

           Мы никогда не задумывались, что приобщаться к нашей любимой профессии (юриста) мы начали уже в раннем детстве? Давайте посмотрим, насколько мы наблюдательны и можем посмотреть на  известные нам с детства сказки юридическим взглядом.

           Внимание, я называю вам юридическую ситуацию, а вы попробуйте угадать, в какой сказке эта ситуация разыгрывается  ( см. Приложение 1)

2 Этап     «Реши кроссворд»

             Капитан команды по жребию получает один из кроссвордов, который должен быть заполнен членами команды в течение 5 минут. ( См. Приложение 2).

             Оценивается правильность и скорость. Дано 10 слов, за каждое правильно найденное слово начисляется 1 балл. Тот, кто первый сдал кроссворд членам жюри, получает дополнительный балл т.е. 11 баллов

3 Этап «Темная лошадка русской истории »

              Хороший юрист должен знать и любить свою историю, тем более, что русские правители большое внимание уделяли развитию права. В этом конкурсе отгадайте  русского правителя, который внес большой вклад в развитие России. Я называю несколько подсказок, постарайтесь использовать минимальное их количество. Если вы используете только одну подсказку, то получите 4 балла, 2 подсказки – 3 балла, 3 подсказки – 1 балл. (См.приложение 3)

4 Этап  «Знаменитые сыщики и преступники»

Они борятся с преступниками и по описанию нужно догадаться, о ком идет речь ( 4 описания 4 балла) По словесному портрету опишите знаменитых сыщиков, (задание выполняется письменно), после этого можно предложить в устной форме членам команды или их болельщикам отгадать «Клиентов сыщиков» (См. Приложение 4)

5 Этап «Вокруг права за 60 секунд»

           Приглашается по очереди каждая команда (3-4 человека)( так же команда имеет право пригласить 2-3 болельщиков, т.к. равное количество участников не имеет значения). Команда за 60 секунд (используются песочные часы) должна дать максимум правильных ответов на короткие вопросы, задаваемые ведущим (См. приложение 5) При этом участники могут отвечать как индивидуально, так и все вместе (хором), время на раздумье не более 5 секунд, за которые они имеют право исправить по их мнению неверный первоначальный ответ. Ведущий после каждого ответа отмечает «верно», «не верно», переходя к следующему вопросу. Жюри считает количество правильных ответов. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл.

        Затем каждая команда получает подобное задание, но у же в письменном виде обозначить юридический термины ( всего 15 за 5 минут), которым дается определение .

6  этап  «Что бы это значило? (юридическая терминология)» (См. Приложение 6)

             На этом этапе происходит проверка знания юридических терминов. Включает в себя 2 стадии с участием болельщиков

          На первой – каждая команда болельщиков получает таблицу из букв, в которой в течение 5 мин. по горизонтали или по вертикали нужно отыскать максимально 6 юридических терминов и записать снизу от таблицы. Жюри оценивает правильность и скорость. Первый сданный лист оценивается в 5 баллов (каждый термин 1 балл) и дополнительно 6 балл.

         На второй стадии найденные термины передаются своим командам, и участники должны дать определение понятиям. Оценивается правильность и полнота характеристики данного термина. Каждый правильный ответ 1 балл. Но жюри может снижать за неполноту ответа или добавлять за четкость, быстроту, дружную работу и.т.п.

Работа с болельщиками «Ходят слухи»

            На практике учителю довольно часто приходится сталкиваться с ситуацией, когда студенты уверенно заявляют: «Я знаю, что это так. Я об этом в Интернете прочитал, мне так мама (друг, сосед, знакомый юрист и.т.д.) сказали» Поэтому следующий этап так и назван «Ходят слухи». Слабое знание законов рождает искаженное восприятие правовой действительности, так распространяются ложные слухи,  не соответствующие реальности.

            Ведущий поочередно обращается к каждой команде болельщиков, прочитывая слухи (10 для каждой команды). Каждый из них болельщики должны встретить дружным и громким одобрением («да»), если слух соответствует законодательству или отрицанием «нет». Каждый правильный ответ приносит команде 1 балл. Максимально 10 баллов

7 Этап «Правовые потешки»

        Хороший юрист должен быть хорошим оратором, поскольку ему возможно придется выступать, убеждать людей в свое правоте, поэтому потренируемся, на скороговорках как хорошо у нас развита дикция и смекалка. Предлагается вспомнить скороговорки из области уголовного права.

Конституция гарантирует право на труд, но труд не обязанность. Вспомните пословицы или поговорки о труде

( «Без труда не вытащишь рыбку из пруда»

«Где труд – там и счастье»

«Воля и труд все перетрут»)

Быстро три раза произнесите  скороговорку и скажите к какому праву она относится

1. «Воля и труд все перетрут»  какая отрасль права регулирует эти отношения?

( Трудовое право)

2. «Карл у Клары украл коралл, а Клара у Карла украла кларнет» какое право регулирует эти преступления? ( Уголовное)

3. «Расскажите про покупки, про какие про покупки? Про покупки, про покупки, про покупочки мои»   Какое право регулирует эти отношения. ( Гражданское)

  1. «Сшит колпак не по колпаковски, надо колпак переколпаковать, перевыколпаковать» ( Гражданское право)

  1. «Во дворе трава, на траве дрова» (какое право регулирует незаконную вырубку деревьев? ( Административное)

Заключение

              Данная игра требует значительной подготовительной работы по составлению заданий, подготовке материалов, самих студентов. Однако эта творческая работа очень увлекательна, и активное участие в игре студентов, их неподдельный интерес доказывает, что работа проведена не напрасно. Различные приемы, способы и методы, позволяющие применять право: от незатейливых и юмористичных (правовой анализ сказок и художественных произведений) до самых серьезных (решение правовых задач с использованием кодексов), помогают разнообразить ставшие уже привычными учебные занятия по основам права.

              По смыслу заданий создается впечатление, что они скорее преследуют образовательные цели, а именно повторение и закрепление полученных знаний.  

             Однако, воспитательное значение так же велико. Особенно, когда видишь, что студенты с большой долей уверенности защищают ценности закона, решают правовые вопросы, отстаивают свои знания. Приходит осознание того, что это и есть значительный и важный шаг по пути формирования убеждений, основанных на законности, т. е такого состояния, когда право действительно становится, по словам философа Ильина И.А., «фактором жизни, мерою реального поведения, силою народной души».

            Высокая активность при проведении этой игры вселяет уверенность в том, что такая убежденность в своей правоте приведет к активным правовым действиям и в реальной действительности. Все это открывает путь к правовой культуре молодежи в соответствии с заданной триадой: формирование правовых знаний, убеждений и действий.

Приложение 1 «Сказки глазами юристов»

  1. В какой сказке личность во всех отношениях серая осуществляет план убийства двух и более лиц и лишь благодаря своевременному вмешательству общественности все заканчивается благополучно? («Красная шапочка»)

  1. В этой сказке А.С. Пушкина должностное лицо грубо нарушает принцип «От каждого по способности, каждому – по труду» и присвоило зарплату труженика. Труженик учинил самосуд, причинив должностному лицу тяжкие телесные повреждения, приведшие к смерти. ( «Сказка о попе и его работнике Балде»)

  1. Назовите сказку, в которой лицо с дурной репутацией под вывеской милой и обаятельной личности совершило покушение на семь несовершеннолетних душ, но было разоблачено и жестоко наказано. («Волк и семеро козлят»)

  1. В этой сказке речь идет о неком спортсмене, который без хорошей физической подготовки  отправился на соревнования с препятствиями. Хитрость и выдержка позволили ему подойти к самому финишу. Финал трагичен. Герой, нарушив правила техники безопасности, погибает. («Колобок»)

  1. Назовите сказку, где две невестки царя посягают на имущество третьей, крадут одеяние невесты младшего сына царя и сжигают его («Царевна - лягушка»)

  1. В этой сказке добрая птица уступила свою собственность двум лицам, пожелавшим разделить ее на части, не сумевшим это сделать. В итоге – богатство случайно уничтожено мелкой серой личностью. ( «Курочка Ряба)»

Приложение 2 «Отгадай кроссворд»

Кроссворд № 1                                                                                                

                        По горизонтали:                                                                                                        

1. Заявление прокурора о несогласии с чем-либо.        

2. Принудительное и безвозмездное изъятие имущества, добытого преступным путём.

3. Свободный и равноправный союз мужчины и женщины, заключённый в органах ЗАГС.

4. Лицо, проживающее на территории государства, но не являющееся                 гражданином данного государства.                         

5. Юрист, оказывающий квалифицированную помощь гражданам и организациям, в том числе защита их интересов в суде.                         

6. Учреждение, исполняющее уголовное наказание.        

                                                                                                                                                                

        По вертикали:                                                                                                                

7. Человек или орган, предъявляющий иск.                                

8. Всенародное голосование по важным вопросам общественной жизни государства.

9. Лицо, уполномоченное компетентным органом, исполнять решения суда             по имущественным и другим вопросам.                                

10. Совокупность правовых норм, установленных и охраняемых государством.

                                                                                                                                                                                                                                                                         

 

9

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1

8

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                                                                                                                  

                                кроссворд №2                                                                                                        

                                        По горизонтали:                                                                                                                

                                                                                                                

1. Ссуда, предоставление ценностей (денег, товаров) в долг.                

2. Нормативный акт, имеющий высшую юридическую силу.                

3. Глава государства в республике.                                        

4. Орган, записывающий акты гражданских состояний (рождение, смерть, заключение брака).

5. Русский монарх.                                                                                

6. Форма правления, при которой государство возглавляет единоличный правитель, получивший власть по наследству как представитель правящей династии.

        По вертикали:                                                                                                                

        7. Свод законов.                                                                                        

        8. Форма государственного устройства в виде союза субъектов, имеющих права   самостоятельности.                                                                        

        9. Древний город, в котором зародилось право.                        

        10. Распространение заведомо ложных сведений.                

                                                                                                                                                                 

                                        

 

 

8

 

 

 

 

1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

 

 

 

10

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

9

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                       

                                

                        Кроссворд № 3                        

1. Министерство внутренних дел.

2. Принудительное задержание.

3. Основной закон государства

4. Живописное изображение ("наколка") на теле человека.

5. Официальный документ. Нормативно-правовой "……"

По вертикали:

6. Часть правовой нормы, указывающая на неблагоприятные последствия для

    нарушителя нормы.

7. Объявляемый Государственно Думой акт в отношении осуждённых,

    освобождающий их от отбывания наказания.

8. Самовольное оставление воинской части.

9. Форма правления, при которой верховная власть в стране избирается.

10. Денежное взыскание в качестве наказания

 

 

 

 

 

 

 

1

 

8

 

 

 

 

 

 

 

9

 

6

 

 

 

 

 

 

 

 

 

7

 

2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5

 

 

Приложение 3 «Темная лошадка в русской истории»

№ 1.

1.        Колоритной фигурой в русской истории был великий князь Владимирский. Он скопил огромные богатства, но не ради личной корысти. Все средства он тратил на покупку новых земель в чужих княжеских владениях.

2.        Умный и хитрый, упорный в достижениях своих целей, он сыграл выдающуюся роль в усилении Московского княжества, собирании русских земель вокруг Москвы. Он добился права сбора ордынской дани на Руси и прекращения татарских набегов на русские земли.

3.        Не зря прозвали его «кошелем», «денежной сумой».

4.  При нем появился Юрьев день, которым юридически были разрешены переходы крестьян от одного помещика к другому.

Ответ: ___________Иван Калита_____________

№ 2

1. Этот правитель созвал комиссию для составления нового свода законов России, нового Уложения, основанного на принципах правового государства.

2.        Великой эту императрицу называли не случайно. Обладая железной волей, недюжинным умом и способностями, она, немка по происхождению, быстро изучила русский язык, освоилась с обычаями и обстановкой в новой для неё стране.

3.        Вскоре после замужества с императором Петром III она, свергла его и сама заняла русский престол.

4.        Выступала императрица и как искусный дипломат. Она провела две войны с Турцией, отмеченные крупными победами Румянцева, Суворова, Потёмкина, Кутузова.

Ответ: ___________Екатерина 11_____________

№ 3

  1.         Он создал первый на Руси свод законов, ограничил кровную месть
  2. Он стал великим князем, в период правления которого Русь достигла наивысшего расцвета.
  3. С ним мечтали породниться все великие державы Европы. Он сам был женать на шведской принцессе. Его старшая дочь даже была королевой Франции. Остальные дети так же заключили династические браки.

4. Он очень любил книжное учение, скупал книги за границей, переводил их на русский язык и получил прозвище «Мудрый

 Ответ _______Ярослав Мудрый ___________

№ 4

1.        На своей личной печати он вырезал следующее: « Я ученик и нуждаюсь в учителях». Он учился сам и заставлял учиться своих подданных, отправляя их за границу, а по возвращении частенько сам экзаменовал их. И горе было тому, кто вдали от Родины бил баклуши, да бегал по балам, вместо того, чтобы учиться.

2.        Он работал в голландском городке Заандаме на верфи простым плотником: строгал доски, забивал гвозди, таскал тяжёлые брёвна.

3.        При нём Россия сделала большой шаг вперёд. Он «прорубил окно в Европу». Им была построена новая столица России – Санкт-Петербург.

4. Он преклонялся перед Европой

Ответ:_____________Петр 1___________________

№ 5

1. Он был сыном Великого князя Всеволода Ярославовича, а прозван по имени матери – дочери византийского императора. Дополнил первый русский свод законов «Русскую Правду».

2.        Большой его заслугой стало прекращение больших междоусобиц, сплочение сил Руси для отпора её врагам – половцам. Он стал и военным руководителем походов против них в 1103, 1107 и 1111 годах.

3. Он написал труд «Поучение к детям»

4.        С его именем связано появление первой короны русских царей, одна из которых хранится и ныне в Оружейной палате Московского кремля.

Ответ: ______________Владимир Мономах__________

Приложение 4 «По словесному портрету опишите знаменитых сыщиков

1. Национальность – бельгиец. Внешность – яйцевидный череп, частично покрытый подозрительно темными волосами, гигантские усы, внимательные глаза. Родители дали ему имя одного из героев греческих мифов. ( Эркюль Пуаро)

2. Этот герой очень не любит черных кошек. О нем поет группа «Любэ». В фильме его сыграл известный актер и бард. Его «клиентами» были : Кирпич, Манька Облигация, Фокс. ( Глеб Жеглов).

3. Его имя известно всему миру. Им восхищаются многие, особенно его друг. Он справился даже с огромной, ужасной собакой. Игра на скрипке подчеркивает его интеллигентность ( Шерлок Холмс)

  1. Она первая женщина – детектив. Она уже не молода,  но очень наблюдательна и проницательна. Ее придумала Агата Кристи. ( Мисс Марпл)

5. Он часто засыпал в своей машине. У него были хорошие отношения со священником, которому он помог перебраться в Швейцарию. Его работе посвящен телесериал, в названии которого присутствует слово «весна». Свои донесения он подписывал именем, начинающимся на предпоследнюю букву  алфавита ( Юстас, Штирлиц)

6. Его никогда не воспринимали всерьез, считали простаком. Он всегда ездил в своем старом автомобиле, ходил в одном и том же старом плаще и курил сигары. При каждом удобном случае вспоминал о своей жене и собаке.  ( Коломбо).

7. Внешность: острый пронизывающий взгляд, тонкий орлиный нос, придающий лицу выражение живой энергии и решительности, квадратный, чуть выступающий вперед подбородок, говорящий о решительном характере; руки вечно в чернилах и пятнах от разных химикалий. Хобби – музицирование (Шерлок Холмс)

8.  Он очень отважный немецкий полицейский. Его партнер – человек, тоже немец. Он – породистый пес. ( Комиссар Рекс)

Угадайте клиентов сыщиков

  1. Этим паролем пользовались контрабандисты в фильме  Л. Гайдая «Бриллиантовая рука» ( «Черт побери»)

  1. У лесных зайцев нет клыков, а чего нет у городских «Зайцев»? ( Билета)

  1. Эту птицу народная молва частенько обвиняет в воровстве ювелирных изделий  (Сорока).

  1. Эта дамочка с утра до ночи заставляет трудиться свою падчерицу, не разрешает несчастной девочке участвовать в играх  и забавах ее сестер, не пускает на бал.

 ( мачеха из  «Золушки»)

  1. Этот угонщик автомобилей был опытным страховым агентом, актером в самодеятельности, водителем – каскадером. ( Юрий Деточкин, герой фильма «Берегись автомобиля»)  

  1. Его приговорили утопить в пруду как беспризорного, беспаспортного, безработного. ( Буратино)

  1. В финале этого фильма один из героев публично провозгласил: «Да здравствует наш суд – самый гуманный суд в мире» ( «Кавказская пленница»)

Знаменитые сыщики!

дополнительные очки

Назовите адрес Шерлока Холмса? ( Бейкер-стрит, 221б, Лондон)

Любимая фраза Шерлока Холмса ( Элементарно, Ватсон)

Кем был доктор Ватсон до встречи с Шерлоком Холмсом? (отставным врачом)

На каком инструменте играл Шерлок Холмс? ( на скрипке)

Приложение № 5 «Вокруг права за 60 секунд»

  1. Самовольное оставление воинской части. (Дезертирство)
  2. Перевод собственности из государственной в частную (приватизация)
  3. Обман с целью выгоды. (Мошенничество)
  4. Учреждение, исполняющее уголовное наказание. (Тюрьма)
  5. Лицо, удерживаемое при захвате. (Заложник)
  6. Принудительная доставка лица в правоохранительные органы. (Привод)
  7. Неоднократно судимый.(Рецидивист)
  8. Распространение заведомо ложных сведений.(Клевета)
  9. Принудительное и безвозмездное изъятие имущества, добытого преступным путем, в пользу государства.(Конфискация)
  10. Заявление прокурора о несогласии с чем-либо.(Протест)
  11. Денежное взыскание в качестве меры наказания.(Штраф)
  12. Всенародное голосование по вопросам.(Референдум)
  13. Лицо, проживающее на территории государства, но не являющееся его гражданином.(Иностранец)
  14. Формами правления государством являются. (республика и монархия)
  15. Государственный денежный сбор с ввозимых или вывозимых товаров.(пошлина)
  16. Общественно опасное виновное деяние, запрещенное Уголовным кодексом .(Преступление)
  17. Основной закон государства. (Конституция)
  18. Письменное или устное соглашение сторон, условие взаимных прав и обязанностей.(Договор)
  19. Временное пользование за плату.(Аренда)
  20. Мера, принимаемая против нарушителя закона.(Наказание)
  21. Конституционное право работников не временный, добровольный отказ то выполнения трудовых обязанностей.(Забастовка)
  22. Вооруженная группа людей, сопровождающая осужденных. (Конвой)
  23. Она объявляется Государственной Думой в отношении индивидуально неопределенного круга лиц в качестве прощения. (Амнистия)
  24. Нападение на речное или морское судно в целях завладения чужим имуществом с угрозой насилия или его применением.(Пиратство)
  25. Способность своими действиями осуществлять права и нести обязанности.(Дееспособность)
  26. Незаконное перемещение в крупном размере через таможенную границу товаров или иных предметов. (Контрабанда)
  27. Вид исправительного учреждения. (Колония)
  28. Распространение заведомо ложных сведений, порочащих честь и достоинство другого лица или подрывающих его репутацию. (Клевета)
  29. Совокупность устанавливаемых и охраняемых государством норм и правил, регулирующих отношения людей в обществе.(Право)
  30. Глава государства с республиканской формой правления.(Президент)

  1. Единовластный государь в России, официальный титул монарха.(Царь)
  2. Форма правления, при которой верховная власть принадлежит единоличному правителю(Монархия)
  3. Продукт труда, изготовленный для продажи.(Товар)
  4. Представительно высшее государственное законодательное собрание.(Парламент)
  5. Заявление в суд о разрешении какого-либо гражданского спора.(Иск)
  6. Свод законов. (Кодекс)
  7. Форма государственного правления, при которой верховная власть избирается.(Республика)
  8. Орган государственной власти, разбирающий гражданские споры и уголовные дела.(Суд)
  9. Место проживания осужденного, лишенного свободы, внутри исправительного учреждения.(Камера)
  10. Законное посещение осужденным, специально отведенных мест на свежем воздухе.(Прогулка)
  11. Министерство внутренних дел (аббревиатура).(МВД)
  12. Эти нормативные акты издает президент России.(Указы и распоряжения)
  13. Должностное лицо, разрешающее дела в суде. (Судья)
  14. Нахождение обвиняемого в другом месте как доказательство его непричастности. (Алиби)
  15. Лицо, непосредственно совершившее преступное деяние. (Преступник)
  16. Чувство, возникающее после совершения преступления. (Вина)
  17. Созданное на добровольной основе общественное объединение. (Партия)
  18. Лицо, обратившееся в суд.(Истец)
  19. Символ государства из 4-х букв. (Гимн, флаг)
  20. Система норм обязательных для всех членов общества и охраняемых государством.( Право)
  21. Наемный убийца. (Киллер)
  22. Внесение денег за обвиняемого. (Залог)
  23. Лицо, осуществляющее защиту прав и свобод обвиняемого. (Адвокат)
  24. Решение суда присяжных. (Вердикт)
  25. Население страны, выступающее как источник и носитель власти в Российской федерации. (Народ)
  26. Одна их двух палат парламента Российской Федерации. (Дума)
  27. Глава Российской Федерации. (Президент)
  28. Главный город государства. (Столица)
  29. Государство, в котором религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом (прилагательное) (Светское)
  30. Совокупность людей, проживающих на территории данного государства. (Население)
  31. Отрешение от должности президента. (Импичмент)
  32. Безвозмездное изъятие имущества по приговору суда.(Конфискация)
  33. Страсть, стремление лица к скитанию. (Бродяжничество)
  34. Государственный обвинитель в суде. (Прокурор)
  35. Объявляемый Государственно Думой акт в отношении осужденных. (Амнистия)
  36. Определенный законом взнос в бюджет, осуществляемый плательщиком. (Налог)
  37. Скопление теснящихся в беспорядке, давящих друг друга людей. (Толпа)
  38. Свободный и равноправный союз мужчины и женщины, заключенный в соответствии с законом. (Брак)
  39. Режим, выражающийся в диктаторской власти и тотальном контроле за поведением и мышлением людей. (Тоталитарный)
  40. Те, кто предоставляет работу. (Работодатели)
  41. Лицо, которое в соответствии с законом обязано уплачивать налог. (Налогоплательщик)
  42. Отрасль права, нормы которой регулируют имущественные отношения между различными физическими и юридическими лицами.( Гражданское)
  43. Отрасль права, нормы которой регулируют личные и имущественные отношения между гражданами, возникающие в результате брака, рождения детей.(Семейное)
  44. Юридический акт, прекращающий права и обязанности супругов.(Развод)
  45. Право, нормы которого регулируют отношения, возникающие в сфере исполнительной власти.(Административное)
  46. Независимость государства в решении внешней и внутренней политики.(Суверенитет)
  47. Власть народа (по-гречески). (Демократия)
  48. Устойчивая правовая связь человека с государством. (Гражданство)
  49. Брак, зарегистрированный без намерения создать семью. (Фиктивный)
  50. Удовлетворение требования больного об ускоренной смерти. (Эвтаназия)
  51. Общественно- опасное противоправное виновное деяние.(Преступление)
  52. Вид политического режима, характеризующийся всеобъемлющем контролем над населением и опирающийся на систематическое  применение насилия или угрозы.(Тоталитарный)
  53. Обусловленная правомерная способность лица иметь субъективные юридические права и обязанности, т.е. быть участником взаимоотношений. (Правоспособность)
  54. Совокупность устанавливаемых и охраняемых государством правил поведения.(Право)
  55. Высшая мера наказания.(Казнь)
  56. Уголовный «…» Российской Федерации.(Кодекс)
  57. Режим, установленный в авторитарном государстве.(Авторитарный)
  58. Форма государственного политического устройства общества, основанная на признании народа в качестве источника власти. (Демократия)
  59. Должностное лицо, удостоверяющее сделки, заверяющее подписи.(Нотариус)
  60. Свойство независимого государства определять свою внутреннюю и внешнюю политику.(Суверенитет)
  61. Повтор преступления.(Рецидив)
  62. Коммерческий подкуп. (Взятка)
  63. Преступное лишение жизни.(Убийство)
  64. Предоставление денег в долг.(Кредит)
  65. Лица, не достигшие 18-летнего возраста.(Несовершеннолетние)
  66. Передача в собственность денег или имущества с условиями возврата такой же суммы, имущества.(Долг)
  67. Преступление против половой неприкосновенности и половой свободы личности.(Изнасилование)
  68. Временное пользование недвижимым имуществом на договорных началах за соответствующую плату. (Аренда)
  69. Акт Президента Российской Федерации, по которому происходит освобождение конкретного лица от уголовного наказания. (Амнистия)
  70. Нормативный акт, принятым высшим органом государственной власти в установленном Конституцией Российской Федерации порядке. (Указ)
  71. Часть правовой нормы, содержащая указания на меры государственного воздействия в отношении нарушителя данной нормы.(Санкция)
  72. Принудительное задержание и содержание под стражей. (Арест)
  73. Разрушение или повреждение путем взрыва, поджога или иным способом различных объектов с целью нанесения ущерба. (Диверсия)
  74. Государство – теократическая монархия.(Ватикан)
  75. Государственный сбор с населения и предприятий. (Налог)
  76. Истребление отдельных групп населения по расовым, национальным или религиозным мотивам. (Геноцид)
  77. Вступительная часть конституция, где излагаются основные цели К.. (Преамбула)
  78. Свидетельство, удостоверяющее исключительное право на изобретение.(Патент)
  79. Форма государственного устройства, при которой несколько государственных образований, обладающих юридической, политической самостоятельностью, образовывают одно государство.(Конфедерация)
  80. Способность лица своими действиями приобретать и осуществлять гражданские права.(Дееспособность)
  81. Решение суда, служащее образцом при решении аналогических дел. (Прецедент)
  82. Город, в котором зародилось право.(Рим)
  83. Официальный документ, содержащий распоряжение кого-либо об имуществе в случае его смерти.(Завещание)
  84. Место отбывания ареста военнослужащего.(Гауптвахта)
  85. Действия, направленные на уничтожение нации.(Геноцид)
  86. Должностное лицо, которое оформляет разного рода юридические акты.(Нотариус)
  87. Осквернение зданий, кладбищ или иных сооружений, порча имущества.(Вандализм)
  88. Человек или орган, предъявляющий иск.(Истец)
  89. Установленный обязательный платёж, взимаемый с граждан и юридических лиц.(Налог)
  90. Юрист, которому поручается оказание юридической помощи гражданам и организациям, в том числе защита их интересов в суде.(Адвокат)
  91. Невозможность совершения обвиняемым преступления в силу его нахождения в момент совершения преступления в другом месте. (Алиби)
  92. Лицо, уполномоченное компетентным органом выполнять решение суда по имущественным и другим вопросам. (Пристав)

Приложение 6

«Что бы это значило? (Юридическая терминология)»

Вариант № 1

группа ___________________________________

А

К

Ы

В

А

К

Е

Н

И

Н

О

Р

А

К

С

И

Л

О

П

Д

Е

О

Т

О

Ы

В

А

А

Ц

Ы

Ф

Е

Р

А

И

И

А

Е

А

Р

Т

Н

П

И

К

Ц

А

Ф

Ы

В

А

К

С

Н

К

Е

О

Р

Е

С

А

Г

Е

И

Е

Щ

Е

С

Т

В

Т

Е

У

С

Л

А

К

Т

П

И

Р

О

Д

У

Ц

Ы

В

А

О

Л

Н

П

Ы

Е

К

И

Ф

Ы

В

Н

У

С

Я

И

М

С

Ч

Р

И

О

А

И

С

Т

Е

Н

Ы

А

Р

И

Г

А

О

Д

Н

Е

Т

С

К

М

Ы

У

И

Ы

В

Л

И

С

Р

К

И

Ы

И

З

А

О

О

П

М

Ц

Е

Ф

С

И

Ю

Е

Ф

Т

Ж

И

К

Л

И

Б

Д

Г

К

И

Ш

О

О

З

У

М

Ч

Я

Э

Т

И

О

С

Н

Е

Л

О

Я

Ц

В

Ж

А

Ц

И

А

А

Ц

Е

П

Г

А

О

К

В

Г

Ф

П

Р

Ц

Ц

Й

Ш

К

Ы

Е

Н

Р

Ж

М

С

С

И

Д

И

В

П

Н

И

В

Г

У

О

Н

К

А

У

Ы

Т

Ф

П

Т

Е

О

Е

К

Я

Л

Д

Ж

Т

Т

Э

В

К

Я

Ь

Ч

Ш

Р

Л

Т

Н

П

Ж

Ц

Д

Д

М

Д

А

А

К

К

У

Д

Ц

Щ

Д

Д

А

Ф

И

У

Н

Э

Ф

А

Т

Ф

А

А

А

Ж

В

Ж

О

Ж

С

Л

М

С

И

Ц

А

Ч

Ь

Ц

ТЕРМИНЫ

Вариант № 2

команда_________

Ы

М

А

Д

О

Ж

Э

Й

П

В

Ь

Ч

А

Г

Ю

М

Г

А

Ф

О

П

Г

Д

Т

С

Е

Щ

Х

Э

Ф

В

К

А

Я

С

Ю

К

О

З

А

К

О

Н

А

Р

О

Ж

Ц

Д

Э

У

З

Т

С

Н

О

Ф

Ж

Ь

А

Е

Ф

Л

Э

К

И

Н

Л

В

Т

М

Р

Г

Р

А

Ж

Д

А

Н

С

К

О

Е

П

Р

А

В

О

П

Ф

К

А

М

О

Ж

В

Е

К

Р

А

Ж

А

Ж

Х

Ж

Ф

Д

А

А

Г

Ф

Й

Л

Ж

Э

В

Н

И

А

О

Д

Э

Н

И

Т

Д

Н

И

Г

А

Т

О

Б

Н

Ы

Й

И

С

К

В

Ц

Л

А

Н

Щ

Ж

Ы

Д

Ж

Ц

Н

И

П

Д

Л

Ы

И

А

Д

В

Н

К

Ф

Я

С

А

О

Ы

П

К

Г

Л

Ж

Ф

А

М

С

У

К

А

И

М

П

И

Ч

М

Е

Н

Т

Е

И

К

Р

Щ

Е

Б

Т

В

О

Л

Д

Ы

П

К

Н

Е

М

В

Д

Г

Р

П

У

А

И

Б

Ы

Э

Ф

Ж

Э

У

О

Н

Щ

Л

М

П

Ж

В

Е

А

Н

И

П

О

Д

З

А

К

О

Н

Н

Ы

Й

А

К

Т

Ы

Ф

О

У

О

З

П

Т

С

Ы

Ф

Л

Э

Ц

Е

М

А

Ш

Л

Ц

П

Р

Ы

Ф

Д

У

Ш

Р

И

В

Ш

Э

Ж

Ф

В

Ц

Н

Р

О

Ц

ТЕРМИНЫ закон, гражданское право, кража, иск, импичмент, подзаконный акт.

Вариант № 3

   команда_________________

К

О

Р

А

В

И

Н

Т

О

Л

Ь

Д

Ю

З

Ж

И

З

Е

Ь

Р

А

В

И

Н

А

К

У

Л

Е

Т

О

Л

Р

Т

Б

Ю

Т

Р

У

Д

О

В

О

Й

Д

О

Г

О

В

О

Р

А

Ы

П

П

Р

И

Н

О

Д

Ы

Ф

А

Г

Е

Р

Н

Ы

Й

Т

О

К

П

А

Р

И

Л

О

Г

И

Т

Д

Ж

Э

В

У

К

И

Н

Ы

Б

Р

А

К

И

Н

Е

Ц

Ы

Ф

О

К

Р

Е

Н

Л

Ш

Д

З

А

И

Ц

А

Ш

Т

Р

А

Ф

А

Х

Э

Ж

Д

Л

Г

Е

Л

И

М

В

У

К

Н

Г

Л

Д

Э

Ь

Т

М

А

Р

Е

П

А

Р

Л

Ж

Е

Г

Е

Н

А

Д

И

Й

К

О

Д

Е

К

С

Ч

О

П

Е

К

У

Н

Б

Т

В

О

С

Ы

В

А

У

Ц

Й

М

И

М

Е

Н

О

Г

Ш

Л

Щ

Д

З

А

В

У

Ы

И

М

Л

С

М

Е

Р

П

Т

И

Н

О

Л

Д

Ю

Ж

Э

Х

Ъ

Г

Д

Е

П

Р

А

В

О

С

П

О

С

О

Б

Н

О

С

Т

Ь

С

М

Р

Е

Т

О

Л

Г

Л

Ш

Щ

Ю

Б

Т

И

М

Ы

Ц

ТЕРМИНЫ: вина, трудовой договор, брак, штраф, опекун, правоспособность

Вариант № 2

команда_________

Ы

М

А

Д

О

Ж

Э

Й

П

В

Ь

Ч

А

Г

Ю

М

Г

А

Ф

О

П

Г

Д

Т

С

Е

Щ

Х

Э

Ф

В

К

А

Я

С

Ю

К

О

З

А

К

О

Н

А

Р

О

Ж

Ц

Д

Э

У

З

Т

С

Н

О

Ф

Ж

Ь

А

Е

Ф

Л

Э

К

И

Н

Л

В

Т

М

Р

Г

Р

А

Ж

Д

А

Н

С

К

О

Е

П

Р

А

В

О

П

Ф

К

А

М

О

Ж

В

Е

К

Р

А

Ж

А

Ж

Х

Ж

Ф

Д

А

А

Г

Ф

Й

Л

Ж

Э

В

Н

И

А

О

Д

Э

Н

И

Т

Д

Н

И

Г

А

Т

О

Б

Н

Ы

Й

И

С

К

В

Ц

Л

А

Н

Щ

Ж

Ы

Д

Ж

Ц

Н

И

П

Д

Л

Ы

И

А

Д

В

Н

К

Ф

Я

С

А

О

Ы

П

К

Г

Л

Ж

Ф

А

М

С

У

К

А

И

М

П

И

Ч

М

Е

Н

Т

Е

И

К

Р

Щ

Е

Б

Т

В

О

Л

Д

Ы

П

К

Н

Е

М

В

Д

Г

Р

П

У

А

И

Б

Ы

Э

Ф

Ж

Э

У

О

Н

Щ

Л

М

П

Ж

В

Е

А

Н

И

П

О

Д

З

А

К

О

Н

Н

Ы

Й

А

К

Т

Ы

Ф

О

У

О

З

П

Т

С

Ы

Ф

Л

Э

Ц

Е

М

А

Ш

Л

Ц

П

Р

Ы

Ф

Д

У

Ш

Р

И

В

Ш

Э

Ж

Ф

В

Ц

Н

Р

О

Ц

ТЕРМИНЫ

Вариант № 3

   команда_________________

К

О

Р

А

В

И

Н

Т

О

Л

Ь

Д

Ю

З

Ж

И

З

Е

Ь

Р

А

В

И

Н

А

К

У

Л

Е

Т

О

Л

Р

Т

Б

Ю

Т

Р

У

Д

О

В

О

Й

Д

О

Г

О

В

О

Р

А

Ы

П

П

Р

И

Н

О

Д

Ы

Ф

А

Г

Е

Р

Н

Ы

Й

Т

О

К

П

А

Р

И

Л

О

Г

И

Т

Д

Ж

Э

В

У

К

И

Н

Ы

Б

Р

А

К

И

Н

Е

Ц

Ы

Ф

О

К

Р

Е

Н

Л

Ш

Д

З

А

И

Ц

А

Ш

Т

Р

А

Ф

А

Х

Э

Ж

Д

Л

Г

Е

Л

И

М

В

У

К

Н

Г

Л

Д

Э

Ь

Т

М

А

Р

Е

П

А

Р

Л

Ж

Е

Г

Е

Н

А

Д

И

Й

К

О

Д

Е

К

С

Ч

О

П

Е

К

У

Н

Б

Т

В

О

С

Ы

В

А

У

Ц

Й

М

И

М

Е

Н

О

Г

Ш

Л

Щ

Д

З

А

В

У

Ы

И

М

Л

С

М

Е

Р

П

Т

И

Н

О

Л

Д

Ю

Ж

Э

Х

Ъ

Г

Д

Е

П

Р

А

В

О

С

П

О

С

О

Б

Н

О

С

Т

Ь

С

М

Р

Е

Т

О

Л

Г

Л

Ш

Щ

Ю

Б

Т

И

М

Ы

Ц

ТЕРМИНЫ:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект лекций "Россия на пути реформ" по дисциплинам ОГСЭ для укрупненной группы специальностей 40.00.00 Юриспруденция

Данная методическая разработка представляет конспект лекций по проблемам экономического, политического, социального развития России периода перестройки. Цель пособия – направить студента по пути поиск...

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по дисциплине ОУДВу.10 Экономика по теме: "Международные валютные отношения" для обучающихся 1 курса укрупненной группы спец. 40.00.00 Юриспруденция

Цель занятия: овладение системой знаний о международных валютных отношениях с целью применения юридического подхода для всестороннего анализа современной экономической ситуации в России и в мировой эк...

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по дисциплине ОУДВу.10 Экономика по теме: "Монетарная политика" для обучающихся 1 курса укрупненной группы спец. 40.00.00 Юриспруденция

Цель занятия: овладение системой знаний о способах регулирования Центральным Банком РФ денежного обращения в стране с целью применения юридического подхода для всестороннего анализа и аргументация тек...

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия по дисциплине ОУДВу.10 Экономика по теме: "Финансовый рынок. Деньги и их роль в экономике" для укрупненной группы спец. 40.00.00 Юриспруденция

Цель занятия: овладение системой знаний о роли финансового рынка, о природе денег как особого товара. о денежной массе и проблемах ее ликвидности с целью применения юридического подхода для всесторонн...

Программа промежуточной аттестации по общеобразовательной учебной дисциплине "Экономика" для обучающихся укрупненной группы специальностей 40.00.00 Юриспруденция

Оценочное средство позволяет установить уровень освоения обучающимися образовательного стандарта на конкретном этапе обучения и является инструментом оценки соответствия полученных обучающимися знаний...

ПРОГРАММА ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ «ОСНОВЫ ЮРИСПРУДЕНЦИИ»

В современном российском обществе, вопросы гражданского образования и воспитания выходят на первый план. Необходимо создавать условия для освоения учащимися роли гражданина в демократическом государст...