Электронный образовательный ресурс. Методические материалы для самостоятельного изучения дисциплины "Основы философии"
методическая разработка на тему

Моисеева Ирина Юрьевна

Предназначены для студентов, обучающихся дистанционно. Содержит перечень тем, методические рекомендации по каждой теме, контрольные вопросы и перечень литературы.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodichka_eor_po_osnovam_filosofii.docx88.74 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»

Электронный образовательный ресурс

Методические указания по организации самостоятельной работы

 по дисциплине  «Основы философии»

Составитель: Моисеева И.Ю, к.и.н., преподаватель

Москва 2017

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

               Философия относится к блоку общих и гуманитарных социально-экономических дисциплин и нацелена на развитие у студентов мышления и навыков овладения культурным наследием человечества, на выработку у них собственной жизненной позиции и осмысленного, осознанного мировоззрения. Задача философии – помочь человеку сделать правильный выбор, найти ценностные ориентиры.

               Цель методических указаний – сформировать у студентов представление о философии как специфической области знания, о философских, научных и религиозных картинах мира, о смысле жизни человека, формах человеческого сознания и особенностях его проявления в современном обществе, о соотношении духовных и материальных ценностей, их роли в жизнедеятельности человека, общества, цивилизации.

            Указания призваны способствовать самостоятельному овладению студентами предметом философии. Курс философии – это путь, который каждый должен пройти самостоятельно, поскольку важным в жизни человека является размышление над самыми главными проблемами человечества.

Для изучения философии необходим определенный труд ума и души, поскольку она не передает какой-то строгий набор знаний, а направлена на то, чтобы помочь человеку самому думать и решать самые главные вопросы своей жизни. Особая роль принадлежит философии в формировании мировоззрения человека, в ориентации его в мире природы и общества.

Задача философии – помочь человеку сделать правильный выбор, найти целостные ориентиры. Направленность культурно-исторического процесса, пути развития современной цивилизации – это еще одна фундаментальная задача философии. Студенты должны усвоить, что приоритетность философии в общественном развитии определяет духовный и социально-экономический прогресс.

             В результате изучения дисциплины студент должен:

       Знать:

- основную проблематику философии;

- осознанно ориентироваться в основных проблемах, касающихся условий формирования личности, свободы и ответственности, отношения к другим людям;

- осознано ориентироваться в социальных и этических проблемах развития современной культуры, науки, техники;

- знать и понимать необходимость сохранения окружающей культурной и природной среды;

       Уметь:

- самостоятельно анализировать и оценивать те или иные мировоззренческие позиции окружающих людей, общества в целом, государств и политических режимов;

  • задумываться над вопросами: «Откуда я пришел в этот мир и что я должен в нем делать,  оправдать свое назначение человека?»
  •  определять свою жизненную позицию и образ действий, логически мыслить и давать объективную оценку при анализе явлений и процессов, происходящих в обществе, государстве и экономике.

        Уровень философского развития определяет успешное постижение других дисциплин: естественно-научных, технических, прикладных. Часть тем раскрыта в лекционном материале (9 лекций, 18 ч.). В данном методическом пособии представлены только темы на самостоятельное изучение (44 ч.)

         Изучение предмета проводится в форме лекций, выполнения домашней контрольной работы, самостоятельного изучения материала.

Прежде чем приступить к выполнению домашней контрольной работы, студент должен ознакомиться с методическими указаниями и изучить учебный материал, пользуясь источниками, рекомендуемыми настоящим пособием.

Перечень тем на самостоятельное изучение

Название разделов и тем

Колич

часов

1

Раздел 1. Предмет философии и её история

Тема 1.1. Основные понятия философии и её история

6

2

Тема 1.2 Философия древнего мира  и средневековая философия

8

3

Тема 1.3. Философии Возрождения и Нового времени

8

4

Тема 1.4. Современная философия

8

5

Раздел 2. Структура и основные направления философии

Тема 2.1. Этапы философии. Основные картины мира - философская, религиозная, научная.

6

6

Тема 2.2. Методы философии и её внутреннее строение

4

7

Тема 2.4. Место философии в духовной культуре и её значение.

4

всего

44


ПРОГРАММА  КУРСА  ДЛЯ  САМОСТОЯТЕЛЬНОГО  ИЗУЧЕНИЯ

Раздел 1 Предмет философии и её история

Тема 1. Основные понятия философии и её история

Становление философии из мифологии. Характерные черты философии..

Методические указания и рекомендации

Своим названием философия обязана величайшему математику и мыслителю Древней Греции Пифагору.

В переводе с греч. философия – «любовь к мудрости». Философия – форма общественного сознания, система идей, взглядов на мир, на место человека в нем. Она исследует познавательное, этическое и эстетическое отношение человека к миру. Призванная помочь человеку сделать правильный выбор, проникает в мир ценностей, позволяет понять свое предназначение в обществе.

Философия составляет теоретическую основу мировоззрения. Мировоззрение – это обобщенная система взглядов человека (и общества) на мир в целом, на свое собственное место в нем, понимание и оценка человеком смысла своей жизни и деятельности, судеб человечества.

Мировоззрение существует в виде системы ценностных ориентаций, идеалов, верований и убеждений, а также образа жизни  человека и общества. Соотношение философии и мировоззрения можно охарактеризовать так: понятие «мировоззрение» шире понятия «философии». Философия – это система основополагающих идей в составе мировоззрения человека и общества.

Духовная культура человека покоится  на четырех основаниях – это наука, религия, искусство и философия.

Религия – совокупность духовных представлений, основанных на вере. Религия – один из ранних этапов развития культуры, на котором человек иллюзорно осознает себя, формируя свое самосознание. Выступая в роли утешителя, посредника между слабостью человека и стихийными силами природы, укрепляя в сознании людей бессмертие человеческой души, религия приобрела социально-духовные функции. Более подробно эти вопросы будут рассмотрены в теме  «Философия и религия».

Философия имеет дело с тайнами – рождение человека, сияние солнца, любовь и ненависть, смерть, смысл жизни. Философия передает не знания, а пытается передать, навеять понимание. Понять – значит, найти свое место в мире, ибо мое понимание становится составной частью мира. Понимать самому означает самому выбирать свой жизненный путь.

Наука – сфера человеческой деятельности по систематизации выработанных объективных знаний о действительности, одна из форм развития познания. При своем становлении наука постоянно опиралась на факты. Наука пытается выстроить относительно целостную картину мира, но следует обратить внимание, что в отличие от философии она погружена в конкретность, решает множество частных задач. Каждая наука – это своего рода обрывок знания, а все науки в простом сложении – это сумма обрывков. Философия не занимается простым сложением всех научных знаний, а интегрирует эти знания, взяв их в самом общем виде, и строит систему знаний о мире как целом, об отношении человека к миру.

Искусство – специфическая форма общественного сознания и человеческой деятельности, представляющая собой отражение действительности в художественных образах, один из важнейших способов эстетического освоения мира. Следует обратить внимание на близость философии и искусства и на их отличительные черты.

Философия и искусство – это субъективное личностное творчество. Однако и различие очевидно. Философия мыслит через идеи и понятия. Искусство реализуется в образах.

Вопросы для самоконтроля

  1. Каковы социокультурные предпосылки возникновения и становления философской теоретической мысли?
  2. Что такое философия и каков круг ее проблем?
  3. В чем состоит близость философии, науки, религии и искусства?
    В чем их отличительные черты?
  4. Что можно считать основным вопросом философии сегодня?
  5. В чем специфика философского языка?

Список литературы к теме:

  1. В.А. Канке Основы философии / учебник для студентов средних специальных заведений. – М., 2012., с. 46-51.
  2. С.Р. Аблеев Основы философии Вводный курс: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2014, с. 32-36.
  3. О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова Основы философии / Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2014, с. 38-93
  4. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 2015. – С. 36–69.

Тема 1.2.  Философия древнего мира  и средневековая философия

Становление философии в Древней Греции. Философские школы.

 Студент должен

знать:

  • наиболее выдающихся представителей философской мысли;
  • основные идеи, появившиеся в истории философии, смысл и значение той или иной эпохи;

уметь:

  • прослеживать влияние фундаментальных философских идей на развитие науки, искусства, социальной и политической мысли;
  • соотносить их с актуальными проблемами современности.

Предпосылки философии в древнем мире (Китай и Индия)

Античная философия (от мифа к Логосу, Гераклит и Парменид, Сократ и Платон, система Аристотеля, Демокрит, киники, стоики и скептики).

Философия Средних веков. Философия и религия. Патристика (Августин) и схоластика (Фома Аквинский). Спор номиналистов и реалистов в Средние века.

Методические указания и рекомендации

Раскрывая тему, следует рассказать о тех философах, чьи философские идеи оказали решающее воздействие на наши представления о мире, на воспитание людей, на определение места и роли человека в обществе и мире в целом.

Античная философия – единое и своеобразное явление в развитии философского сознания человечества.

Философия Древней Греции развивалась по пути от мифологии, мифологического сознания к элементам первых научных знаний.

Мифология – это форма мировоззрения, существующая на ранних этапах истории человечества. Это попытка объяснения явлений природы и жизни людей, взаимоотношения земного и космических начал. Мифология – это вненаучная форма сознания. В мифологическом сознании социум и природа представляет собой единое и неразрывное целое. Это особое миропонимание, сочетающее в себе реальность и фантазию, естественное и сверхъестественное, знание и веру, мысли и эмоции.

Следует подчеркнуть, что мифологическая культура, вытесненная в более поздний период философией, наукой, сохраняет свою значимость на всем протяжении всемирной истории до настоящего времени.

На раннем этапе истории мифологический образ мышления начал наполняться рациональным содержанием; зарождалась наука и философия, возникали понятие и категории философского разума, происходил переход от мифа к Логосу (Логос – корневая основа логики).

Если мифом задавался вопрос: «Кто создал все сущее?», то философия ставила вопрос иначе: «Из чего все произошло?»

Все можно объяснить, если будет найден источник. Философы ищут некое «первоначало». Фалес считал первоначалом воду, Анаксимен – воздух, Анаксимандр – беспредельное и вечное начало – апейрон. Пифагор считал основой всего сущего – число. Мир в своей сущности состоит из чисел и геометрических фигур.

Гераклит из Эфеса (530–470 до н.э.) – великий диалектик античного мира.

Ему принадлежат знаменитые слова: «Все течет, все меняется», «В одну и ту же реку нельзя войти дважды».

Как огонь, так и весь мир, и вся жизнь зыбки, неустойчивы, непостоянны, изменчивы. Переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей: борьба доброго и злого, мертвого и живого, больного и здорового, все друг с другом воюет. Возникновение и исчезновение, жизнь и смерть, рождение и гибель – бытие и небытие – связаны между собой, обусловливая и переходя друг в друга. Ничего нет, все лишь становится.

Гераклита считают ярким представителем религиозного движения своего века. Он разделял идею бессмертия души, считал смерть рождением души для новой жизни.

Парменид (род. ок. 540 или ок. 520 г. до н.э.) – глава Элейской школы. Является основоположником философского доказательства. Главным законом разума Парменид считает запрет противоречий. Основой мира оказывается бытие (существование). Бытие – это начало всего, бытие есть, небытия нет. Ведь нечто не может одновременно и быть, и не быть. Бытие неподвижно и совершенно. Единая неподвижная основа мира принадлежит истинному миру сущности. А многообразный мир вокруг нас есть лишь мнимость, видимость.

Второй период в истории античной философии – период ее зрелости. Сюда относятся учения Эмпедокла, Анаксагора, Демокрита, движение софистов и Сократа, с учения которого начался поворот к человеку. В IV в. до н.э. Платон вводит понятие «идея». Учение Аристотеля завершает этот период.

Атомизм Демокрита

Демокрит (470 г. н.э.). В основе мира лежат два начала – атомы и пустота. Атомы – мельчайшие и неделимые частицы, которые движутся в пустоте и отличаются формой, величиной и положением. Соединения атомов образуют все многообразие природы. Так была создана существующая более двух тысячелетий дискретная картина мира.

Душа, согласно Демокриту, состоит из атомов, причем из наиболее подвижных, шарообразных атомов, из которых состоит и огонь. Эта внутренняя энергия является причиной движения живых существ.

Демокрит более сознательно, чем его предшественники, проводит материалистическую линию, но слабости и противоречия не позволяли атомистическому материализму древних выдержать конкуренцию с идеализмом.

Античная философия. Сократ. Платон. Аристотель

 Сократ (ок. 470/469-399 до н.э.), афинский философ, удостоившийся поистине вечного памятника - диалогов Платона, в которых Сократ выведен главным действующим лицом

Студент должен обратить внимание на то, что с Сократа начинается этический этап развития философии, потому что он выдвинул формальные основания для создания новой науки и разработал ее метод. Общепринятые нормы человеческих поступков существуют, по Сократу, потому, что существует общезначимое знание. Надо сообщить это знание людям, точнее, помочь прийти к нему им самим, и тогда все будут вести себя одинаково и перестанут ссориться друг с другом. Знание добродетели заложено внутри человека, и его выявление ведет к всеобщему счастью.

Представление о том, что для всех людей существуют одни и те же ценности, и есть главная заслуга Сократа. Сегодня об этом говорят многие, но еще 2500 лет тому назад философ задал вопрос: что нужно, чтобы социальная жизнь была гармоничной? И ответил: чтобы глубинные духовные ценности были одинаковы для всех.

Необходимо раскрыть сущность основного сократовского метода майовтики. 

Главная добродетель для Сократа знание, почему?  Для того чтобы дремлющее в душе человека знание проявилось, надо, чтобы он совершил над собой усилие познать то, что заложено в нем. Сократ обратил человека к самому себе, призвал его к самопознанию. Отсюда афоризм, который он часто повторял: «Познай самого себя». Это важнейший принцип, с которого берет свое начало этика как практическая философия, размышляющая не над тем, как устроен мир, а над тем, что в этом мире делать человеку и кто он такой. Утверждение «Познай самого себя» происходило из утверждения, что «добродетель есть знание», и, стало быть, нравственное совершенство личности невозможно без познания своих способностей и сил.

Объективный идеализм Платона

Платон (427–347 гг. до н.э.) – ученик Сократа, создатель первой классической формулы объективного идеализма. Около 387 г. до н.э. основал в Афинах школу, известную под названием Платоновская академия, просуществовавшую до 529 г. н.э. Закрыта как оплот язычества императором Юстинианом.

Идеи Платон представлял не как плод субъективного сознания, а как существующие независимо от него. Идеи (высшая из них – благо) объективны, вечны и неизменны, они – прообразы вещей, всего изменчивого и преходящего бытия, а мысли, слово – прерогатива человека. Мир идей, по Платону, первичен, а мир чувственных вещей он считал вторичным, производным. Вещи для него лишь тени мира идей и различаются по степени совершенства. Так, предметы природы, например, дерево, вода, лошадь, есть подобие и отражение идеи дерева, идеи воды и т.п.

Платон считал, что чувства не могут быть источником истинного знания, так как они не выходят за пределы предметного мира. Воспоминания бессмертной души человека о мире идей, созерцаемом ею до рождения тела, – источник истинного знания.

Побудительной причиной духовного возрождения для Платона является любовь к идее. По его мнению, окружающая нас действительность имеет только призрачное существование и лишь относительную ценность, подлинная же действительность – это идеи, бессмертные и прекрасные, прибывающие в месте, которое называется умом.

Платон о государстве. Идеальное государство – вот что стоит в центре всей философии Платона. Оно устроено в соответствии с идеей всеобщего блага. Платон определил его основную задачу – это самосохранение государства посредством воспитания граждан в духе добродетели с определенной политической целью – воспитание идеального гражданина общества. В античной философии было разработано учение об идеальном государстве, основанном на труде рабов.

Платон считал, что наиболее удачным вариантом государства является аристократическая республика, в которой правят философы, охраняют воины, а материальные блага производят ремесленники, они одни имеют право на владение собственностью, так как необходим стимул к труду. В утопическом государстве Платона утверждаются идеалы единомыслия, разделения труда, общественного воспитания детей, презрения к богатству и бедности.

Для усвоения темы студент должен также ознакомиться с классификацией форм государственного устройства, предложенной Платоном, и дать характеристику понятиям: демократия, олигархия, тирания.

Учение Аристотеля

Аристотель (384–322 гг. до н.э.).

В 342 г. Филиппом был приглашен в качестве воспитателя к Александру Македонскому. После возвращения в Афины основал свою школу под названием Ликея (Лицея).

Необыкновенно широк был круг интересов Аристотеля. Величайшим мыслителем древности, исполином мысли, гением называл его Маркс. До тысячи книг было известно под его именем, до нашего времени дошли 47, среди них «Физика», «Метафизика», «Этика Никомахова», «О душе», «Политика», «Риторика» и др.

Большой широтой отличается и философская система Аристотеля. Он подверг критике теорию своего учителя Платона о вечных идеях (сущностях), обвиняя создателя философского идеализма в том, что он отделил сущность от того, сущностью чего она является.

Как можно превратить общее (понятие) в отдельную сущность, когда это общее неотделимо от реальных вещей?

Признание неизменных сверхчувствительных сущностей, утверждает Аристотель, не может объяснить причин возникновения и изменения чувственных вещей: «Говорить же, что идеи – это образцы и что все остальное им причастно, это значит произносить пустые слова и выражаться поэтическими метафорами». Итак, считая общие понятия, идеи «формы» неотделимыми от реальных вещей, сущностями которых они являются, Аристотель тем самым показал возможность изучения конкретного мира. На этом он строит свое учение о материи и форме.

Каждый предмет, каждая единичная вещь есть сочетание материи и эйдоса (формы). Материя – это возможность, способность вещи. Материя пассивна, форма – активна; она превращает возможность вещи в действительность. Отсюда – всякая вещь есть единство материи и формы. Сущностью отдельного предмета всегда оказывается форма (материя – бронза, из нее сделали статую). Материя содержит в себе начало движения. Возможность переходит в действительность благодаря движению. Все происходящее в природе составляет последовательную цепь причин и следствий. Движение имеет в виду какую-нибудь причину и стремится к какой-либо цели.

Хотя формы и связаны с материей, Аристотель делает исключение для одной «чистой», т.е. отрешенной от материи, формы всех форм – разума, который «мыслит сам себя». И этот разум – Бог, неподвижный перводвигатель мира, который един и вечен. Вселенную философ представляет в форме шара с центром – Землей, над которой движутся «сферы» с прикрепленными к ним светилами.

В теории познания он отстаивает идею происхождения знания из чувств. Незнание движения, считал Аристотель, неотвратимо влечет за собой незнание природы.

Аристотель о государстве

По определению Аристотеля, государство есть общество, цель которого – обеспечение хорошей жизни, счастья, заключенного в добродетели. «Человек по природе, – говорил он, – есть существо политическое». К числу нормальных форм государственного устройства он относит монархию, аристократию и «политию», т.е. умеренную демократию; ненормальные «отклонения» – тирания, олигархия, «демократия» («охлократия»).

Аристотель об искусстве

Искусство – особая форма познания и служит той же цели, что и наука, но другими средствами. «Искусство, – писал Аристотель в «Этике», – есть не что иное, как творческая способность, руководимая подлинным разумом. Сущность искусства – не рабское копирование окружающей действительности, а творческое ее воспроизведение. Задача поэта – вовсе не в том, чтобы рассказывать о действительных событиях, а о таких, которые могли произойти и какие возможны по вероятию или в силу необходимости». В определении сущности трагедии в «Поэтике» большой интерес представляет теория «очищения» чувств – катарсис, воздействия трагедии на психику зрителя.

В «Риторике» Аристотель устанавливает нормы художественной речи. Его «Поэтика» и «Риторика» легли в основу современной теории литературы.

Киники и скептики

Ярким представителем школы киников был греческий философ Диоген (ок. 450 – ок. 360 г. до н.э.). За основу своей философии он принял практическую мораль Сократа, присущее ему самообладание, неприхотливость в еде и одежде. Киники обосновывали образ жизни с философской точки зрения вне связи с обществом. Мир плох, поэтому надо научиться жить вне зависимости от него.

Характерные черты: разрыв социальных связей, одиночество, паразитический образ жизни, аскетизм, восхваление бедности, неприятие иных мнений. Киническая философия пришлась на пору глубокого кризиса античного полиса и была поддержана людьми, не нашедшими себе достойного места в государстве.

Основателем скептицизма считают Пиррона (360 – ок. 270 г. до н.э.). На его воззрения сильное влияние оказал Демокрит.

По Пиррону, философ – это тот, кто стремится к счастью, а оно состоит в невозмутимости и в отсутствии страданий. «Следовать принципу воздержания от каких бы то ни было суждений о чем-либо!». Такая позиция рождает чувство невозмутимости, безмятежности.

Философия древнего Рима.

Стоики

Главным представителем римского стоицизма был Луций Аней Сенека (4 г. до н.э. – 65 г. н.э.). Стоицизм как направление в философии также возник в Древней Греции, основателем его был Зенон (ок. 490–430 гг. до н.э.). Стоицизм колеблется между идеализмом и материализмом. Задача мудрецов – освободиться от страстей и влечений и жить, повинуясь разуму. Стоики делили философию на логику, физику и этику, они развивали сенсуалистическую (sensus – ощущение, единственный источник познания) теорию познания.

Сенека писал: «Воспринимая явления природы чувствами, а не разумом, мы осмысляем только уже случившееся, а не возможность того, что может произойти. А коли причина страха – незнание, не следует разве, что нужно знать, чтобы не бояться?» Постичь природу, считал Сенека, может только философия, которая выходит к началам всех вещей, потом принимается за исследование души, затем разбирает, что такое истина, каковы ее доказательства.

Стоики проповедовали равенство и независимость от внешних обстоятельств, отождествляли миссию Рима с божественным благом. Этическая часть философии была доминирующей. Стоики и физику (учение о материальном и космическом бытии) рассматривали с этических позиций. Для Сенеки изучение природы – это способ очистить душу, приблизившись к познанию тайны божественного провидения. И как актуальны его мысли для нашего времени: «Велики благодеяния природы, если только безумие свое человек не обратит на саморазрушение… Все в мире  управляется рациональным принципом природы. Люди погрязли в пороках, обратив против себя ее благодеяния. Предназначенное для созидания употребляем для уничтожения

Средневековая философия: патристика, схоластика.

Средневековая философия своими корнями глубоко уходит в христианство. Средневековое мышление – это «теоцентризм». Его принцип: источником всякого бытия, блага и красоты является Бог. Очень важно знать в связи с этим два главных принципа христианского монотеизма, чуждых религиозно-мифологическому сознанию: идею творения и идею откровения.

Первая – это основа средневекового учения о бытии, вторая – фундамент гносеологии (учения о познании). Теоцентризм – историческая форма выражения субъекта (Бога), его особого места в мироздании. В ученых трактатах Бог именуется господином, цель жизни человека – служение Богу.

Виднейшим представителем патристики (произведения о церкви) был епископ из Северной Африки Августин Блаженный (354–430 гг.). Его система фактически построена на основе «неоплатонизма», возникшего в III в. в Риме. Неоплатонизм сочетал в себе учение Платона с мистикой.

Итак, содержание человеческих знаний черпается из двух источников: чувственного опыта, который дает поверхностные сведения о мире, и веры, которая опирается на коллективный опыт и поэтому обладает достоверностью. Разум способен открыть человеку лишь вещи видимого мира, а невидимое доступно только вере. Стержень августинского мировосприятия – благодать, любовь, вера и утверждение примата веры над знанием. Главное – познать Бога, остальное знать не имеет смысла. Воля и чувства выше разума. Всемирная история – результат божественного преодоления, отсюда и «провиденциализм» – понимание истории как осуществление предусмотренного Богом плана спасения человека, как осуществление его замысла. Христос – Богочеловек, наставник, а человеческая природа Христа – это суть средневекового гуманизма.

Священная история имеет цель – нравственный прогресс. Побеждает благодать, и люди обретают состояние невозможности грешить.

Вся история для Августина – это борьба между приверженцами христианской церкви, строящими «град Божий» на земле, и сторонниками сатаны, создавшими светское государство. Если гибнет земное государство, на его место становится «вечная мировая держава», воплощенная в церкви.

Бог заложил в зародыше формы всех вещей в материальный мир, из которых они самостоятельно развиваются. Философ считал, что человеческая воля – это орудие воли Бога. Существующее неравенство между людьми (богатство одних, бедность других) объяснял как Божий помысел.

Новизна мышления Августина заключается в том, что он особое внимание уделил двум проблемам: динамике личности и динамике общечеловеческой истории, чего мы не найдем у античных философов. Первой из них он посвятил свою «Исповедь», второй – «О граде Божием».

Философско-теологическая концепция Ф. Аквинского

Выдающийся представитель средневековой схоластики (формальное знание, оторванное от жизни) Фома Аквинский (1225–1274), монах доминиканского ордена, пытался обосновать основные принципы христианской теологии, опираясь на учение Аристотеля.

Различая бытие и сущность, он в то же время подчеркивает их общий корень. Развитие мира носит закономерный характер. В зависимости от степени актуальности Ф. Аквинский выделяет 4 уровня бытийности вещей:

  1. Неорганические стихии и минералы.
  2. Растения.
  3. Животные.
  4. Дух, разумная душа, сотворенная из высшего сущего.

Душа не связана с материей, она не погибает со смертью материи. Душа – самосущее. У животных душа не является самосущим, потому как все их действия, как и многие действия человека (кроме мышления и акта воли) осуществляются с помощью тела. Так что души животных погибают вместе с телом.

Религия и наука обладают разными способами достижения истины. Так, религия и теология обретают свои истины в откровении, Священном Писании, а наука и философия приходят к истине посредством опыта и разума. Основные положения его учения («томизма») – подчинение воли разуму; идея о наличии ступеней в строении мира.

В живом мире повсюду имеется какая-то цель, а это значит, что должен быть высший источник целесообразности, т.е. Бог. Начиная с Бога, который есть чистый акт бытия, и кончая малейшей из сотворенных сущностей, каждое сущее обладает относительной самостоятельностью.

Номиналисты и реалисты

В XI в. развернулась борьба со схоластической философией между номинализмом и реализмом. Спор шел о природе универсалий (от лат. universalis – общий), т.е. о природе общих понятий.

Реализм рассматривал общее как нечто идеальное, предшествующее вещи.

Доказательностью бытия Бога занимался Аксельм Кентерберийский (1033–1109). Общие понятия «универсалии» существуют реально. Бог – это реально существующее «общее».

Номиналисты, в первую очередь французский философ и теолог Росцелин (ок. 1050 – ок. 1120), полагали, что в мире существуют только единичные вещи, а «общее» реально, как вещь не существует.

Номинализм Росцелина был осужден на Суассонском соборе в 1092 г.

Вопросы для самоконтроля:

  1. Какие представления о происхождении мира существовали у первых философов?
  2. Какие вопросы являлись центральными в учении Сократа?
  3. Как представлял Платон картину мироздания?
  4. Каковы принципы государственного устройства по Платону?
  5. В чем суть учения Аристотеля о материи и форме?
  6. Демокрит и его атомистическое учение.
  7. Сенека как представитель стоицизма в философии.
  8. В чем заключается теоцентризм философии Средневековья?
  9. В чем различие между верой и разумом в понимании Августина?
  10. Каково место разума в учении философа Ф. Аквинского и что по его убеждению является источником познания?
  11. В чем суть спора между номиналистами и реалистами?

Список литературы к теме:

  1. В.А. Канке Основы философии / учебник для студентов средних специальных заведений. – М., 2012., с. 46-51.
  2. С.Р. Аблеев Основы философии Вводный курс: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2014, с. 32-36.
  3. О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова Основы философии / Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2014, с. 38-93
  4. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 2015. – С. 36–69.

Тема 1.3.. Философии Возрождения и Нового времени

План темы

  1. Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения.
  2. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания.
  3. Философия французского Просвещения
  4. Немецкая классическая философия
  5. Особенности марксистской философии
  6. Постаклассическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма.

Методические указания и рекомендации

Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания.

Ф. Бекон – основоположник эмпиризма

При рассмотрении основных направлений философии Нового времени студент должен знать, что хотя Бэкон и не принадлежал к Новому времени, но он предвосхитил его, доказывая, что истинная философия должна иметь «практический» характер и строиться на основе анализа явлений природы. Главные интересы у Фрэнсиса Бэкона (1561–1626) сосредоточены на практике и науке. Он подверг резкой критике философию Средневековья, считая схоластику и богословие антиподом науки. Родоначальник английского материализма, как называл его Маркс, Бэкон представлял номиналистическое, эмпирическое («эмпирик» – чувственный опыт, источник знания) направление в философии.

По Бэкону, знание – это не созерцательный идеал, а сила, которая стимулирует человека к действию. Знания нет без науки, а действия нет без эксперимента. Знание получается в результате осмысления данных эксперимента, а не в голове человека само по себе. Эксперимент индуцирует знание, наводит на него. Надо сравнивать данные эксперимента, находить общие черты.

Задача всех наук – познать причинную связь природных явлений с тем, чтобы использовать их для блага людей. Человек может познать природу и подчинить ее, повинуясь ее законам. Природа находится в состоянии движения, которое есть прирожденное свойство материи. Сравнивая различные ситуации, Бэкон установил, что теплота всегда связана с движением частиц. Спустя более 100 лет это нашло утверждение у М.В. Ломоносова, который не только физически, но и математически обосновал связь между кинетической энергией молекул и температурой.

Но Бэкон недооценил роль рационального начала в познании, в частности математики. Он сознавал, что у метода индукции есть пределы применимости, а это означает, что индукция не может дать всеобщего и необходимого знания.

Р. Декарт – основоположник рационализма

Ренэ Декарт (1596–1650) – французский философ и ученый, родоначальник рационализма, представляющий рационалистическое направление в философии, опирающееся на разум. Чувства, как считал Декарт, дают лишь смутное представление о вещах, а истина постигается разумом, и правильность ее подтверждается ясностью и отчетливостью наших понятий. Критерий истины находится в самом разуме.

Декарт был дуалистом. Он утверждал, что существует две субстанции: субстанция тела и субстанция души. Первая обладает атрибутом протяженности, вторая – мышлением. Два независимых друг от друга начала – материальное и духовное. Однако существование тела и души, по Декарту, определяется третьей субстанцией – Богом.

В физике Декарт развивает материалистические идеи. Природа для него – это непрерывная совокупность материальных частиц. Движение материи вечно и подчиняется законам механики. Декарт – один из создателей классической механики, математика для него главное средство познания природы. Природа существует как гигантская механическая система.

Метод познания истины, разработанный философом, включает в себя следующие моменты:

  1. Признание истинным того, что признается с предельной очевидностью и отчетливостью.
  2. Выделение максимально простых элементов знания.
  3. Восхождение от простого к сложному.
  4. Полнота знания – нельзя упускать ничего существенного.

Декарт – основатель аналитической геометрии, заложил основы теории уравнений, ввел обозначение степеней. «Поворотным пунктом, – как писал Энгельс в «Диалектике природы», – в математике была Декартова переменная величина. Благодаря этому в математику вошли движение и диалектика».

Система прямоугольных координат, уравнения с двумя и тремя неизвестными студенту должны быть известны еще из школьной программы по математике.

Агностицизм, Т.Д. Юм

Давид Юм (1711–1776) – английский философ.

Агностицизм – концепция, принципиально отрицающая возможность познания мира.

В своей книге «Трактат о человеческой природе» Юм утверждал, что мы не знаем источника наших ощущений и собственно наших знаний и не можем знать, человек не в силах выйти за пределы своих собственных ощущений и понять что-либо вне себя.

Немецкая классическая философия

Чтобы понять, почему XVIII в. стал веком немецкой классической философии, студенту надо знать, что представляла собой Германия в то время и что обусловило идеалистический характер философии Канта.

И. Кант (1724–1804), уроженец г. Кенигсберга, философ и ученый в области естествознания, считал, что философия может быть только гносеологией, но не онтологией. Назначение философии – познавать мир, а не навязывать готовых суждений о мире.

В творчестве Канта различают докритический и критический периоды. Первый период, который продолжался до начала 1770-х гг., включил в себя не только философские произведения мыслителя, но и его работы по естествознанию. В книге «Всеобщая естественная история и теория неба» (1755), развивая гипотезу о происхождении Солнечной системы из огромного облака разреженных в пространстве частиц материи, он ставит вопрос о роли приливов и отливов, об уменьшении скорости суточного вращения Земли в связи с этим явлением. Предметами его исследований были также физика, биология и антропология.

Кант считал, что причиной мира является не материя, а Бог, в то же время процесс естественного развития он полагал не зависящим от Бога.

«Критическая философия» Канта сформировалась в 80-е гг. Она изложена в 3 трактатах:

«Критика чистого разума» (1781),

«Критика практического разума» (1788),

«Критика способности суждения» (1790).

Первый трактат посвящен гносеологии, второй – этике, третий – эстетике. Основа всех трех трактатов – учение Канта о «вещах в себе» и «явлениях».

По Канту, мир по отношению к человеку есть вещь в себе, а по своим познавательным способностям человек – ограниченное существо, которое не в состоянии понять бесконечно сложный мир. «Вещи в себе» у Канта «трансцендентные», потусторонние, существующие вне времени и пространства, выходящие за пределы, недоступные познанию.

Пространство, время, законы природы философ признавал априорными, доопытными, независимо от опыта, «трансцендентальными», присущими рассудку изначально и потусторонними для нашего сознания.

Отправной точкой в философии Канта являются противоречия между положениями, каждое из которых признается логичным и доказуемым. Например, человеку присуща свобода, но у него нет никакой свободы, все в нем – природная необходимость.

Разумная воля, по Канту, – практический ум. Религия разума – это чистая вера в добро, Бог – абсолютно нравственный, который открывается практическому разуму и которому все люди, независимо от социального положения, должны подчиняться. Основная черта философии Канта – агностицизм (примирение материализма с идеализмом).

Этика Канта

Этика может существовать не только как совокупность назиданий, ответов, заповедей, подкрепленных авторитетом Священного Писания (христианская этика), но и как наука, независимая от религии, – так утверждал Кант. Как и в науке, истины этики должны опираться человеческий разум.

Важная часть этики Канта – учение об автономности личности. Жизнь разумной личности невозможна без самостоятельно установленных правил. «Дай себе закон», – обращается Кант к человеку.

Категорический императив Канта – поступай так, чтобы максима твоего поведения во всякое время могла быть и нормой всеобщего закона природы.

Человек не может быть принесен в жертву ни так называемому «общему благу», ни «светлому будущему» – это принцип безусловного достоинства личности по Канту.

Эстетика Канта

Эстетику Кант разделяет на две части: прекрасное и возвышенное.

Эстетическая способность связана с разумом – законодателем нравственности. Прекрасное преимущественно обращено к знанию, возвышенное – к морали. Основание для прекрасного «мы должны искать вне нас, для возвышенного – только в нас и в образе мыслей». И если изучение философии начинать с теории красоты, тогда полнее раскроется добро и истина.

Идеалистическая диалектика Гегеля

Вершина немецкой классической философии – диалектика Г.Гегеля (1770–1831). «Свое завершение эта новейшая немецкая философия нашла в системе Гегеля, великая заслуга которого состоит в том, что он впервые представил природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии», – писал Ф. Энгельс. Свою философию Гегель назвал «абсолютном идеализмом», цель которого – охватить единым понятием весь природный и духовный мир. Исходное понятие – абсолютная идея (мышление, разум). По Гегелю, мышление – это не только субъективная человеческая деятельность, но и объективная сущность, независимая от человека, первоисточник всего существующего. Мышление находится в самом мире, как его внутреннее содержание, проявляющееся во всем многообразии явлений действительности.

В процессе своего саморазвития «абсолютная идея» проходит три этапа.

Первый этап – логический, идея пребывает в «доприродном» бытии. Логику Гегель делит на три части: учение о бытии, сущности и понятии. Бытие включает в себя:

  1. качество (определенность);
  2. количество (величина);
  3. мера (синтез качественной и количественной определенности).

А теперь более подробно остановимся на этих трех важных философских категориях.

Качество – это не изменяющееся определенность существующей вещи (совокупность свойств); связано с самим фактом существования вещи.

Количество – изменяющаяся определенность существующей вещи. Выражается в числах и величинах. В экономике количественные показатели – вал, качественные – конкурентоспособность продукции на рынке.

Мера – единство качества и количества, когда определенное качество необходимо связано с определенным количеством.

Главное в гегелевском учении о сущности – положение о противоречии как внутреннем источнике движения и развития.

Развитие понятий идет от абстрактного к конкретному. Понятие, суждение и умозаключение представляют собой единство таких категорий, как всеобщее, особенное и единичное. Но это единство присуще реальным вещам. По Гегелю, вещи вторичны и представляют собой отражение понятий.

Второй этап развития идеи – в «Философии природы» Гегель утверждает, что природа развивается лишь в пространстве, во времени она к развитию неспособна. Основой всей действительности в природе и обществе философ считал мыслящий, но безличный мировой дух, по отношению к которому материальная природа вторична и от него производна. Главные формы природного бытия – механика, физика, органика. Материя и движение неотделимы друг от друга. Переход от неживого к живому – завершение природного процесса.

Третий этап саморазвития идеи – философия духа. На этом этапе «абсолютная идея» отрицает природу и развитие происходит в области человеческого мышления. Философия духа – это и субъективный дух (сознание человека), и объективный дух, понятие, охватывающее нравственные и правовые отношения. К последним Гегель относит семью, гражданское общество (экономические отношения) и государство. И здесь философ идет не от экономических отношений к государству, а наоборот.

Над объективным духом возвышается абсолютный дух, т.е. искусство, религия, философия, а точнее, философия самого Гегеля.

Этапы развития абсолютной идеи

1-й этап

Логика (самораскрытие абсолютной идеи)

Учение о бытии

Учение о сущности

Учение о понятии

2-й этап

Философия природы (абсолютная идея в природе)

Механика

Физика

Органика

3-й этап

Философия духа (абсолютная идея духа)

Субъективный дух

Объективный дух

Абсолютный дух

События всемирной истории – это диалектика отдельных «народных духов», но подавляющее число народов Гегель оставляет за пределами прогресса. Эти народы неисторические, т.е. народы Востока и славяне. Они не имеют будущего, они застыли в своем развитии. Начало истории на Востоке, финиш – на Западе. Развитие человеческого общества остановилось перед Бранденбургскими воротами в Берлине. Прусская монархия – высший этап развития человеческого общества.

Осуждая расизм в мировоззрении Гегеля, вместе с тем мы должны отметить, что Гегель явился создателем философии как теории подобно тому, как Ньютон стал творцом теоретической физики.

Особенность материализма Фейербаха

Л.Фейербах (1804–1872) – создатель одного из вариантов антропологического материализма. Выступив с критикой Гегеля в книге «К практике гегелевской философии» (1839), он показал, что учение Гегеля о первичности идеи и ее превращение в природу – есть не что иное, как христианская догма о сотворении мира Богом. Но отказавшись от идеализма Гегеля, он недооценил гегелевскую диалектику. Не сумев обобщить великие открытия в естествознании, Фейербах не смог диалектически подойти к природе.

Идеальное для философа – это природа и человек как венец ее. В центре мира – чувствующий человек как единство души и тела. Духовное начало не должно быть отделено от телесного. Дух и тело – две стороны реальности организма. Человека философ рассматривает как биологическое существо. У Гегеля человек – исторически духовное существо, у Маркса – историческое и социальное, а сама сущность человека – совокупность всех общественных отношений.

Основной принцип морали Фейербаха – всеобщая любовь людей друг к другу, свойственное им от природы стремление к счастью. Религия, по его мнению, это не только объектирование человеком своих собственных сил в придании им потустороннего характера, но и благоговейное отношение к человеку. Любовь к Богу – это любовь к людям.

Особенности марксистской философии

К анализу марксистской философии, ее основных положений надо подходить объективно и взвешенно, не впадая в крайности, отмечая положительные и отрицательные стороны диалектического материализма Маркса и Энгельса.

Надо помнить, что марксизм в отличие от частных наук изучает законы, которым подчиняются все области действительности. Неживая и живая природа, явления общественной жизни и сознания развиваются на основе трех законов диалектики:

  • закона единства и борьбы противоположностей;
  • закона перехода количественных изменений в качественные;
  • закона отрицания отрицания.

Предмет диалектического материализма составляет закономерность процесса сознания, которое является отражением законов объективного мира. На стадии выработки научных знаний Маркс исходит от чувственно-конкретного к абстрактному, от абстрактного к конкретному – как у Гегеля. Но после этого наблюдается расхождение с Гегелем.

Идеальное для Маркса – это материальное, переосмысленное и преобразованное человеком. Идеальное в науке – понятие в форме мысли. Маркс утверждает, что практика – критерий истины (у Гегеля противоречия – критерий истины). Познание осуществляется на основе практической деятельности человека и выступает способом духовного освоения действительности.

Энгельс раскрывает диалектико-материалистические взгляды на познаваемость мира и рассматривает знания как отражение внешнего мира в сознании человека. Сознание и мышление – это продукты человеческого мозга, сам человек – продукт природы, развившийся в определенной среде и вместе с ней. Практическая деятельность человека играет определяющую роль в установлении диалектического единства мышления и бытия.

Маркс считал внутренний мир вторичным по отношению к внешнему и главной задачей для него было создание науки об обществе. До него философы видели только противостояние духовного мира субъекта и природы. Маркс выделил социальный мир, и в этом его главная заслуга. На примере товара он рассмотрел существо дела. Товар имеет потребительскую и меновую стоимость, но в природе меновой стоимости не существует. Характерное для капитализма отчуждение труда (присвоение прибавочной стоимости, создаваемой трудом рабочих, капиталистами) порождено частной собственностью. Для обеспечения справедливого распределения по труду необходимо заменить частную собственность общественной, что возможно путем социальной революции.

Исторический материализм Маркса

Главное положение исторического материализма – общественное бытие определяет общественное сознание. Первично – экономические отношения, вторично – духовная жизнь.

Материальное производство в своем развитии подчиняется действию общих законов, которые являются одним из основных показателей единства человеческой истории, а не общей схемой, по которой развиваются отдельные культуры и цивилизации.

Материалистическое понимание истории заключается в признании определяющей роли материального производства по отношению к другим сферам общественной жизни. Духовная жизнь обладает относительной самостоятельностью, имеет собственные законы функционирования и оказывает значительное влияние на процессы в обществе, ускоряя или замедляя их.

Участвуя в производстве, человек совершенствуется сам, создает материальные блага, производит орудия труда. Следовательно, человек – главное действующее лицо, воплощающее цель и смысл исторического процесса.

В общественном производстве люди вступают в определенные, не зависящие от их воли производственные отношения, которые соответственно определяют ступени развития их материальных производительных сил. Совокупность этих производственных отношений составляет экономическую структуру общества – базис, которому соответствуют определенные формы сознания.

На известной ступени развития материальные производительные  силы общества приходят в противоречие с существующими производственными отношениями. Происходит конфликт.

Итак, в центре внимания марксизма – проблемы социальной жизни, структуры общества, философия посвящена человеку труда. Маркс дал глубокий анализ капитализма, вскрыл его изъяны; разработал проблему практики как критерий истины – это и есть, пожалуй, главные достоинства диалектико-материалистического способа мышления. Однако не надо забывать, что при доминирующей роли социального личность как бы и не существовала, индивидуальность сводилась на нет. Нельзя также не отметить агрессивный характер марксизма, призывающего к насильственной революции при переходе к новой общественно-экономической формации.

Постаклассическая философия.

Иррационализм

Конец XIX и ХХ в. – эпоха постклассической философии. На становление и развитие философии оказывали существенное влияние особенности развития политических систем, науки, религии, искусства и техники ХХ в. В философских направлениях преобладал идеализм, который проявляет сугубо иррационалистическую тенденцию.

Иррациональное (от лат. irrationalis – неразумный, бессознательный) предполагает признание ведущей роли инстинкта, интуиции, слепой веры, чувства.

А. Шопенгауэр (1788–1860) – немецкий философ. В основе всего, что нас окружает, лежит некое беспредельное и ведущее
начало – воля. Она не зависит ни от каких установлений, она неизменна, тождественна самой себе, свободна в своих проявлениях, сама себя утверждает. Пока она существует, говорил Шопенгауэр, сохраняется Вселенная. Основной труд философа «Мир как воля и представление». Воля первична, сознание вторично. Сознание – только обнаружение воли.

Следует обратить внимание на то, что, отстаивая примат воли по отношению к разуму, философ высказал немало тонких и оригинальных идей относительно особенностей волевых и эмоциональных составляющих духовного мира человека и их жизненной значимости. Таким образом, волюнтаризм является основным и универсальным принципом всей философии мыслителя.

Ф. Ницше (1844–1900) – немецкий философ, филолог. Основные работы «Так говорил Заратустра», «Воля к власти», «Сумерки идолов». Основоположник «философии жизни».

Вслед за А. Шопенгауэром Ницше в основе мира мыслил волю как движущую силу становления, как порыв, как «волю к власти».
Ф. Ницше выступил с философской программой «переоценки ценностей». Он отвергает принципы демократии и исторического прогресса, отвергает идеи равенства и справедливости. Согласно Ницше, мораль играет разлагающую роль: послушание, терпение, совестливость размягчают волю человека. А это резко претило воззрениям Ницше.

Ф. Ницше развивает элитарную концепцию абсолютного господства «высшей касты». Он выводит образ «сверхчеловека», стоящего вне моральных норм. Образ «сверхчеловека» – это культ сильной личности, одержимой волей к власти.

Ницшеанская философия жизни не принимала и отвергала идею, отрицающую жизнь земную и прославляющую жизнь загробную. Именно христианство, считал Ницше, породило сознание раба. Социализм и христианство во многом сходны. В главном – в приверженности к застывшим нравственным принципам, догмам. Идеи Ницше получили дальнейшее развитие в различных философских течениях: позитивизме, прагматизме, феноменологии, экзистенциализме.

Вопросы для самоконтроля

  1. Какие изменения в социально-экономической жизни общества произошли в период XVII–XVIII вв.?
  2. В чем заключается спор сенсуалистов (Ф. Бэкон) и рационалистов (Р. Декарт)?
  3. Какие периоды различают в творчестве И. Канта и в чем их отличие?
  4. В чем особенность этики Канта?
  5. Дайте сравнительную характеристику диалектики Г.В.Ф. Гегеля и диалектики К. Маркса.
  6. В чем особенность материализма Фейербаха?
  7. Какие современные направления западной философии вам известны? Дайте краткую характеристику.
  8. Как строит Маркс свою философию?
  9. Что представляет собой сознание и мышление по Энгельсу?
  10. Что является основой познания у Маркса?
  11. В чем видел Маркс причину социальной несправедливости?
  12. Каково главное положение исторического материализма?
  13. В чем заключается материалистическое понимание истории?
  14. Охарактеризуйте положительные и отрицательные стороны марксизма.
  15. В чем сущность иррационалистичеой философии Шопенгауэра?
  16. Что такое «сверхчеловек» по Ницше?

 

Список литературы по теме:

1. В.А. Канке Основы философии / учебник для студентов средних специальных заведений. – М., 2012., с. 46-51.

2. С.Р. Аблеев Основы философии Вводный курс: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2014, с. 32-36.

3. О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова Основы философии / Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2014, с. 38-93

4. Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 2015. – С. 36–69.

Тем 1.4. Современная философия

  1. Основные направления  философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм..
  2. Особенности русской философии с древнейших времен до конца XVIII
  3. Традиции особенности развития русской философии в XIX – XX.. Русская идея в философии

Основные направления  философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм.

Позитивизм – философское направление, утверждающее, что источником подлинного, «положительного» (позитивного знания) могут быть отдельные конкретные (эмпирические) науки, а философия как особая наука не может претендовать на самостоятельное исследование реальности. Основатель О.Конт (1798–1857). Позитивисты отказались от рассмотрения проблем, которые нельзя доказать с помощью эксперимента. Философия должна опираться только на достоверное научное знание.

Неопозитивизм – историческая форма позитивизма. Представители: Р. Карнап, А. Айер, Л. Витгенштейн.

Их главная идея – в изучении и анализе языка науки, поскольку именно он – главное средство, через которое человек позитивно, достоверно и научно воспринимает мир.

Экзистенциализм (от лат. exsistentia – существование) – влиятельное течение в современной философии. Родоначальники этого течения – немецкие философы М. Хайдеггер (1889–1976), К. Ясперс (1883–1969), французские философы Ж.П. Сартр (1905–1980), А. Камю (1913–1960).

Согласно экзистенциализму, задача философии – заниматься не столько науками в их классическом рационалистическом выражении, сколько вопросами сугубо индивидуально-человеческого бытия.

Центральная проблема – человек и его существование в мире, проблема отчуждения человека от общества. Это философское выражение глубоких потрясений, постигших западноевропейскую цивилизацию в современную эпоху. Философия обратилась к проблеме критических и кризисных ситуаций, в которые попадает человечество. Человек сам свободно выбирает свою сущность, он становиться тем, кем он себя делает. Человек несет полную ответственность за свой выбор: человек – есть его свобода, в этом гуманистический характер философии экзистенциализма.

Неотомизм – философия католицизма получила в Европе наибольшее распространение. Представителями являются Ж. Маритен (1882–1973), Э. Жильон (1884–1978). Основу неотомизма составляет философия средневекового схоласта Ф. Аквинского. Студент должен вспомнить, в чем суть учения Ф. Аквинского (тема 1.1).

Содержание неотомизма – это развитие основных положений томизма применительно к современным достижениям науки, социальной и духовной жизни.

Важнейший тезис неотомизма – тезис гармонии разума и веры, науки и религии, возвышение значения Бога и отдельной человеческой личности. Современные неотомисты стараются доказать правильность католической философии, приблизить католицизм к людям, приспособить его к современным условиям, покаяться за прошлые ошибки. Бог – центральная проблема. Он постигается как бесконечная, вечная, несотворенная, совершенная личностная реальность. Вместе с тем неотомизм провозглашает высокое значение человеческой личности. Ж. Маритен считал, что Бог, создав человека, не придал ему совершенный конечный вид. Личность рождается свободной и сама совершенствуется и развивается.

В 1879 г. неотомизм был объявлен истинной философией, соответствующей христианскому учению.

Герменевтика (с греч. – искусство перевода или объяснения) связана с идеями интерпретации и понимания. Во времена античности она толковала иносказания, афоризмы; в Средние века – Священное Писание; в эпоху Возрождения много внимания уделялось толкованию памятников античности.

Среди герменевтиков выделился Ф. Аквинский. Он занимался пониманием и расшифровкой смысла идей Библии.

Впервые как философская проблема герменевтика была поставлена и разработана немецкими философами Ф. Шлегелем (1772–1829) и Ф. Шлейермахером (1768–1834). Они вывели два метода толкования текстов: грамматический, с помощью которого выявляется «дух языка», и психологический, выражающий «дух автора».

Предметом герменевтики выступает аспект выражения, ибо именно он есть воплощение индивидуальности в ее проявлении.

Структурализм

Структурализм как философское направление появилось в
60–70 гг. ХХ в. Особенно широкое распространение получило во Франции. Основные представители: Леви-Строс, Р. Барб и др. Суть структуралистской доктрины – поиск в любых областях реальности устойчивых порядков (структур), обнаружение которых дает ключ к познанию самых разных явлений природы и социальной жизни. Структурализму присуща абсолютизация структурного метода. Он занимается как бы поиском универсального шифра, кода, которому подчинены все знаковые системы, в том числе биологические.

Постструктурализм

Постструктурализм (Делез, Фуко, Деррида) считает идею универсального кода выдумкой. «Бесформенность» и «хаотичность» жизни не подвластна выдвигаемым наукой схемам. На место потока «структур» приходят более гибкие исследовательские стратегии.

Традиции особенности развития русской философии в XIX – XX.. Русская идея в философии

В середине XIX в. Россия находилась в самом начале демократических преобразований.

Русскую философию отличает круг исследуемых проблем. Основными предметами русской философии были:

  • проблема человека;
  • космизм;
  • проблема морали и нравственности;
  • проблема выбора исторического пути развития;
  • проблема власти;
  • проблема социальной справедливости;
  • проблема будущего.

Проблемами истории занимались представители философских направлений «западников» и «славянофилов». Студент может подробнее ознакомиться со взглядами Герцена, Белинского, Хомякова, Кириевского

Чаадаев о судьбе России

Выдающимся русским философом и социальным мыслителем был Петр Яковлевич Чаадаев (1794–1856). В первом из своих «Философических писем» он подверг пересмотру всю русскую историю.

Все страны двинулись вперед, только Россия еще спит. Мы не принадлежим ни к Востоку, ни к Западу, и у нас нет традиций ни того, ни другого. Одинокие в мире, мы ничего не дали миру, ничему не научили его; мы не внесли ни одной идеи в массу идей человеческих, ничем не содействовали прогрессу человеческого разума. Ни одна полезная мысль не родилась на бесплодной почве нашей родины. Во всем, считал Чаадаев, виновата православная религия, которая никогда не организовывала народ, не вдохновляла его на великие свершения.

А.С. Пушкин 19 октября 1836 г. писал, что далеко не во всем согласен с Чаадаевым. Спор Чаадаева и Пушкина – это извечный спор русских интеллигентов о судьбе России.

Впоследствии взгляды Чаадаева на судьбы России изменились. Однако свою позицию он высказал честно и прямо: «По-видимому, есть несколько способов любить свое отечество и служить ему… Я предпочитаю бичевать свою родину, предпочитаю огорчать ее, предпочитаю унижать ее – только ее не обманывать».

Западники и славянофилы о русской истории

Спор славянофилов и западников был спором о самом главном – о судьбе России. Реформы Петра как бы разрезали историю страны на две части. Западники целиком приняли реформу и будущее России видели в том, чтобы она шла западным путем. Славянофилы считали, что реформы Петра и европеизация были изменой России.

Славянофилы не поняли неизбежности реформ для миссии России в мире. Западники не поняли своеобразие России, не видели ее особенностей.

Представителями славянофильства были А.С. Хомяков (1804–1860) и И.В. Киреевский (1806–1856).

К западникам относятся выдающиеся мыслители – В.Г. Белинский (1811–1848), Н.Г. Чернышевский (1828–1889),
М.И. Герцен (1812–1870).

Л.Н. Толстой (1828–1910) – самобытный русский мыслитель. Подвергая критике общественно-политическое устройство России, уповал на нравственно-религиозный прогресс в сознании человечества.

В религии Толстой признавал лишь этическую сторону, отрицая богословские аспекты церковных учений и в связи в этим роль церкви в общественной жизни. Этику связывал с отказом от какой-либо борьбы, с принципом непротивления злу насилием. Толстой пришел к идее отрицания государства.

Сущность познания – в уяснении смысла жизни – основного вопроса всякой религии. Именно она призвана ответить на вопрос: зачем мы живем и каково отношение человека к окружающему миру?

Народ, по Толстому, – носитель истинной веры и нравственности. На мировоззрение Толстого оказали влияние
Ж.Ж. Руссо, И. Кант, А. Шопенгауэр.

Ф.М. Достоевский (1821–1881) – великий писатель-гуманист, гениальный мыслитель, один из самых типичных выразителей тех начал, которые призваны стать основанием национальной нравственной философии.

Достоевский делал упор на «русское решение» социальных проблем, отрицал революционные методы общественной борьбы и разрабатывал тему об особом историческом призвании России, способной объединить народы на основе христианского братства. Развивал идею, что в конце концов жизнь человека есть не что иное, как воплощение, реализация идеи.

В.С. Соловьев (1853–1900) – выдающийся мыслитель, теолог России. Его религиозная философия заключала в себе элементы неприятия официальной православной церкви, тесно связанной с самодержавным государством. Поэтому Соловьеву было запрещено публиковать в России свои произведения по религиозно-церковным проблемам.

Главное философское произведение «Чтение о Богочеловечестве». Предельно высшим единством сущего, по Соловьеву, является Бог. Вся духовная жизнь человека основана на том, что в мире есть смысл. Вопрос о смысле – это вопрос о присутствии в мире абсолютного начала. Все материальное одухотворено божественным началом. Стержневым принципом философии является идея всеединства. Сущность мира – всеединство, абсолютная истина. Сущность человечества – не злоба, не вражда, а солидарность.

Философия ХХ в.

В 1922 г. большевики по инициативе Ленина выслали идеологически неугодных за границу. Этой участи подверглись
А.А. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, С.Л. Франк, Н.О. Лосский. Немалое число философов погибло в тюрьмах и ссылке. Среди них русский «Леонардо да Винчи» – Павел Флоренский.

Н.А. Бердяев (1874–1948) философ и публицист, член религиозно-философского общества. Его философия носит многоаспектный характер, однако преобладает экзистенциальная и религиозная направленность. Высшей ценностью в окружающем мире, по его мнению, является свобода; свобода, «собранность» (единство духа и воли) составляют основу существования человека; ключевую роль в жизни играет религия; человек должен стремиться к Богу, но не пытаться заменить собой Бога. Бердяев высказал важные и глубокие мысли по вопросам метафизики, гносеологии, историософии, антропологии, но главным были все же этические искания. Главные произведения – «Смысл истории», «Новое Средневековье».

П.А. Флоренский (1882 – 1937) религиозный философ, ученый-энциклопедист. Его философия – это учение о любви ко всем людям. По мнению Флоренского, подлинная любовь выродилась именно с началом гуманизма (в период Возрождения), как учения, видевшего центр мира в человеке, а не в Боге. Государство должно опираться не на совокупную волю людей, а на божественный авторитет как силу потустороннюю. В государстве необходима строгая иерархия, авторитарность.

Флоренский блестяще знал западную философию, но он искал опору в православном сознании. Главное философское произведение Флоренского «Столп и утверждение истины» (1913). После Октября 1917 г. Флоренский придерживался принципа лояльности по отношению к советской власти. В 1933 г. Флоренский был арестован и расстрелян в

Вопросы для самоконтроля:

  1. В чем сущность позитивизма и неопозитивизма? Каково их сходство и различия?
  2. Какую главную проблему решает экзистенциализм?
  3. В чем сущность эволюционизма?
  4. Каковы основные черты неотомизма? Почему он стал главной идеологией Ватикана?
  5. В чем сущность структурализма и постструктурализма?
  6. Что такое герменевтика?
  7. Каковы характерные особенности русской философии конца XIX–начала ХХ в.?
  8. В чем смысл «русской идеи»?
  9. Каковы воззрения Чаадаева на судьбы России и её место в мире?
  10. Кто такие славянофилы и западники, их взгляды на русскую историю.
  11. Охарактеризуйте взгляды русских философов конца Х1Х – начала  ХХ века.

Список литературы к теме:

  1. Аблеев С.Р. Основы философии Вводный курс: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2008, с. 144-163
  2. Волкогонова О.Д., Сидорова Н.М.Основы философии / Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2007, с. 264-328
  3. Губин В.Д. Философия: Элементарный курс. – М.: Гардарики, 2006. – С. 214–251
  4. Канке В.А. Основы философии / учебник для студентов средних специальных заведений. – М., 2009., с. 128-132

Раздел 2. Структура и основные направления философии.

Тема 2.1. Этапы философии. Основные картины мира - философская, религиозная, научная

 

Методические указания и рекомендации

         Студенту необходимо уяснить, что картина мира — система интуитивных представлений о реальности.  Каждому отрезку исторического времени соответствует своя картина мира. Картина мира древних индийцев не похожа на  картину мирв средневековых рыцарей, а картина мира рыцарей не похожа на  картину мираих современников-монахов.

Философская картина мира осмысливает мироздание в плане взаимоотношений человека и мира во всех ракурсах  онтологическом, познавательном, ценностном и деятельностном. Вот почему философские картины мира не похожи одна на другую.

Системообразующим принципом философской картины мира вступает понятие бытия. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием.

Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты – их существования, что задает миру исходную целостность и гарантирует миру устойчивое существование.

Религиозная картина мира обобщает религиозный опыт людей и делает главным предметом своего внимания соотношение повседневной эмпирии и потустороннего. Земное и небесное, человеческое и божественное – предмет религиозных размышлений. Причем тот мир, мир божественного определяет людей и в их физическом бытии, и в бытии духовном. Центральный пункт религиозной картины мира – образ Бога (богов) как высшей истинной реальности. Она выражает иерархическую упорядоченность сотворенного Богом мира и место человека в нем, в зависимости от его отношения к Богу.

Научная картина мира складывается в результате синтеза знаний, получаемых в различных науках, и содержит общие представления о мире, вырабатываемые на соответствующих стадиях исторического развития науки. Научная картина мира (НКМ) — целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов, а также методология получения научного знания.

Научная картина мира существенно отличается от религиозных представлений о мире, которые основаны не столько на доказанных фактах, сколько на авторитете пророков и религиозной традиции. Религиозные интерпретации концепции мироздания постоянно изменяются, чтобы приблизить их к современным научным трактовкам. Догмы разных религий, как правило, противоречат друг другу, и эти противоречия весьма трудно преодолеть (в отличие от научных противоречий, которые преодолеваются экспериментальным путём).

Вопросы для самоконтроля

  1. В чем сущность понятий «Этап философии», периодизация философии, «картина мира»?
  2. Каковы этапы развития восточной и западной философии?
  3. Что послужило началом развития восточной философии? Какое влияние на неё оказали Веды?
  4. Когда и в какой стане начала развиваться западная философия? Какие периоды выделяются в истории западной философии?
  5. Перечислите основные черты религиозной картины мира. Для какого исторического общества она характерна?
  6. Перечислите основные черты научной картины мира?  Для какого исторического общества она характерна?
  7. Перечислите основные черты философской картины мира?  Для какого исторического общества она характерна?

Список рекомендуемой литературы

1.  В.А. Канке Основы философии / учебник для студентов средних специальных заведений. – М., 2012., с. 46-51.

2. С.Р. Аблеев Основы философии Вводный курс: Учебное пособие для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2014, с. 32-36.

3.  О.Д. Волкогонова, Н.М. Сидорова Основы философии / Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования – М., 2014, с. 38-93

4.   Радугин А.А. Философия: Курс лекций. – М., 2015. – С. 36–69.

Тема 2.2. Методы философии: Строение философии и её основные направления.

Методические указания и рекомендации

Следует уяснить, что знания,  используемые  человеком  в  своей  деятельности, называют методом (греч. Metodos – путь исследования или познания). Методы построены из знаний, а поскольку знания бывают различной степени всеобщности (частные, общие и всеобщие).  Соответственно,  и  методы  можно  разделить  на  частные (методы,  физики, химии,  биологии  и  т.д.),  общие,  применяемые  в  нескольких  науках (математический метод),  и  всеобщие –  философский  метод,  раскрывающий  единые  принципы  бытия природы,  общества  и  мышления. 

         Основными методами являются диалектический, феноменологический, герменевтический, структурный, антропологический, прагматический, системный. Часто в рамках одного философского исследования используются одновременно несколько методов.

Диалектический метод Наибольшую  значимость  в  философских  исследованиях  прошлого  и  настоящего приобрел  диалектический  метод.  Впервые  в  истории  философии  целостная  концепция диалектики  была  разработана  в  немецкой  классической философии. Основная  заслуга  в разработке диалектики как системы принципов, законов и категорий принадлежит Гегелю, который «… представил весь природный, исторический и духовный мир в виде процесса, т.е. в беспрерывном движении, изменении, преобразовании и развитии, и сделал попытку раскрыть внутреннюю связь этого движения и развития» 

Материалистическая  диалектика  составила  ядро  диалектико-материалистического мировоззрения,  метод  изучения,  раскрытия  закономерностей,  тенденций  развития  и преобразования  действительности,  Диалектика  является  одновременно  и  теорией  и методом. 

Студенту следует выяснить основные принципы диалектического метода: принцип  объективности, всесторонности и развития, как главный принцип.  

Комплексность метода предполагает одновременное использование целого ряда приемов, которые реализуются в любом философском исследовании независимо от того, каких исходных предпосылок придерживается мыслитель, и какой предмет он рассматривает.

Прагматический метод

Прагматический метод занимает одно из важных мест среди методов, отражающих специфические черты предмета философии. Он исходит из того, что синтез познания и преобразования составляет характерную черту философствования. Прагматизм и есть, по утверждению Джеймса, не что иное, как метод. «Прагматический метод…пытается истолковать каждое мнение, указывая на его практические следствия…если мы не в состоянии найти никакой практической разницы, то оба противоположенных мнения означают, по существу, одно и то же».

Системно-структурный метод, его специфика

Конец формы

В центре внимания при системном подходе находится изучение не элементов как  таковых, а, прежде всего, структуры объекта и места элементов в ней. Этот метод применяется к сложноорганизованным, составным самоорганизующимся объектам.

Согласно этому методу, свойства целого объекта определяются НЕ свойствами составляющих его частей, а характером и типом взаимодействия составляющих элементов.

В целом же основные моменты системного подхода следующие:

1.      Изучение феномена целостности и установление состава целого, его элементов.

2.      Исследование закономерностей соединения элементов в систему,  т.е. структуры об

ъекта, что образует ядро системного подхода.

3.      В тесной связи с изучением структуры  необходимо  изучение функций системы и ее сост-щих,  т.е. структурно-функциональный анализ системы.

4.      Исследование генезиса системы, ее границ и связей с другими системами.

Вопросы для самоконтроля

  1. Что такое метод исследования и какую роль он играет в духовной деятельности?
  2. Как соотносится предмет и метод исследования?
  3. В чем суть диалектического метода?
  4. Каковы основные принципы и категории диалектики?
  5. Чем диалектический метод отличается от метафизического?
  6. В чем особенности прагматического метода?
  7. В чем специфика системно-структурного метода

Список рекомендуемой литературы

1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с (с хрестоматией).

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. - 288 с. (Профессиональное образование)

3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2013. – 286 с.

4. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия. – М., Юнити, 2012 – 622с. ( Серия «Золотой фонд российских учебников»)

Тема 2.4. Место философии в духовной культуре и её значение

Методические указания и рекомендации

Студенту следует уяснить, что вместе с наукой философия занимает принципиальное место в духовной культуре населения земли. Философия помогает:

 - использовать на практике общенаучные (философские) способы зания;

 - выбирать рациональные пути развития общества и поведения человека;

             Предназначение философии — обучить человека без помощи других и творчески мыслить, осознавать смысл жизни, верно оценивать свои способности и роль в мире, определять направление деятельности не только лишь в отношении наиблежайшей цели, да и свою причастность к тому, что происходит во Вселенной.

             Роль и значение философии увеличивается в переходные и нестабильные периоды развития общества, т.к тут требуются кропотливо взвешенные решения с учетом всех связей и причин риска. Структура философии (философские дисциплины)

            В структуре философии выделяют самостоятельные разделы (философские дисциплины),  Посреди их:

            Онтология(греч. Относ – сущее, Логос – учение) – учение о бытии (о сущем), т.е. об основах всего имеющегося (природы, человека, мышления), и о том, что является предпосылкой появления мира и его главной движущей силой).      

           Гносеология (греч. Гносис – познание) – теория зания, т.е. наука о зании мира и методах его зания. Логика (греч. Логос – учение) – наука о мышлении человека, его законах и формах.

           Этика – теория морали, наука о нравственности (категории морали - добро, зло, совесть и др).

            Эстетика – наука о чудесном в жизни и в искусстве.                

           Соц философия (социум – общество) – философское учение об обществе. Философская антропология(антропос anthropos - человек) – философия человека (его сути, смысле и целях жизни).

         Аксиология (греч. Аxiа - ценность) – учение о человечьих ценностях и их природе.

Вопросы для самоконтроля

  1. Какую роль играет философия в духовной жизни общества?
  2. каково предназначение философии?
  3. Какие разделы духовного знания изучает философия?
  4. В чем заключается взаимосвязь философии и частных наук?
  5. В чем принципиальное отличие философии от других наук?

Список рекомендуемой литературы

1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2014. – 256 с (с хрестоматией).

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2015. - 288 с. (Профессиональное образование)

3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2013. – 286 с.

4. Лавриненко В.Н., Ратников В.П. Философия. – М., Юнити, 2012 – 622с. ( Серия «Золотой фонд российских учебников»)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка по теме: "Разработка, создание и внедрение электронных образовательных ресурсов на уроках по дисциплине "Информатика и ИКТ""

В данной методической разработке изложены основные этапы разработки, создания и внедрения электронных образовательных ресурсов по дисциплине "Информатика и ИКТ", теория и примеры создания контент...

Электронный образовательный ресурс Методические материалы для самостоятельного изучения Истории ОГСЭ

Методические рекомендации предназначены для студентов, обучающихся дистанционно. Содержит перечень тем, методические указания по каждой теме, перечень вопросов для самопроверки знаний и список литерат...

Электронный образовательный ресурс "Устройство и обслуживание локальной сети коммутатор" Электронный образовательный ресурс "Создание электронного учебного курса" (Сиденко О.Н.,Нюргечкин Н.С.)

Электронный образовательный ресурс "Устройство и обслуживание локальной сети коммутатор"  Электронный образовательный ресурс "Создание электронного учебного курса"  (Сиде...

«Возможности использования электронного образовательного ресурса: «Мобильное электронное образование» и интерактивного оборудования в образовательном пространстве дошкольников»

 В условиях современного развития общества и производства невозможно себе представить мир без информационных ресурсов, не менее значимых, чем материальные, энергетические и трудовые. Образ...

Электронный образовательный ресурс «Методические рекомендации обучающимся для выполнения лабораторных работ» для учебной дисциплины "Электротехника и электроника"

Электронный образовательный ресурс «Методические рекомендации обучающимся для выполнения лабораторных работ» для учебной дисциплины "Электротехника и электроника"...