Рабочая программа дисциплины "Основы философии"
рабочая программа на тему
Предназначена для изучения дисциплины студентами специальности 40.02.01. Право и организация социального обеспечения, составлена на основе примерной программы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
rp_osn_filos_33_-_pp.doc | 170 КБ |
Предварительный просмотр:
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы
«Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
Учебной дисциплины: «Основы философии »
специальности: 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»
повышенный образовательный уровень
Москва
2016
ОДОБРЕНА Предметной (цикловой) комиссией__общественно-правовыхдисциплин_ Протокол № 1 от «31» августа 2016 г. | Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» повышенный образовательный уровень |
Председатель предметной (цикловой) комиссии___________ __________________И.О.Ф. | Заместитель директора по профессиональному образованию _____________И.В. Бойцова |
Подпись Ф.И.О.
СОГЛАСОВАНО
Начальник УИМО
_____________ М.А. Аксиньева
Подпись Ф.И.О.
Составитель __Моисеева И.Ю. К.И.Н. преподаватель ГБПОУ ПК им Н.Н. Годовикова___
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБПОУ
Рецензенты:_________________________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование организации
________________________________________________________________
Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование организации
СОДЕРЖАНИЕ
стр. | |
| 4 |
| 5 |
| 8 |
| 9 |
1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ
1. Область применения программы
Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 030504 «Право и организация социального обеспечения», входящей в состав укрупнённой группы специальностей 080000 Экономика и управление.
1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Основы философии» входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:
В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:
- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;
- определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;
- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;
- сформулировать представление об истине и смысле жизни.
В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:
- основные категории и понятия философии;
- роль философии в жизни человека и общества;
- основы философского учения о бытии;
- сущность процесса познания;
- основы научной, философской и религиозной картин мира;
- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;
- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:
Максимальной учебной нагрузки обучающегося 59, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 48 часов, практических занятий – 34, самостоятельной работы обучающегося 11
2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 59 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 48 |
в том числе: | |
лекции | 14 |
практические занятия | 34 |
Самостоятельная работа обучающегося (всего) | 11 |
в том числе 1. работа с учебником, словарем 2. философское эссе 3. сравнительная таблица 4. творческое задание (доклад, рефераты) 5. составление конспекта | 2 3 2 3 1 |
всего | 11 |
Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) | Объем часов | Уровень освоения | |
1 | 2 | 3 | 4 | |
Раздел 1. Предмет философии и ее история | ||||
Тема 1.1. Основные понятия и предмет философии | Содержание учебного материала | |||
1 | Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность. | 2 | 1 | |
2 | Предмет и определение философии. | |||
3 | Практическая работа № 1«Предмет и функции философии» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: работа с философским словарем: смысл понятий «логика», «философия», «дискурсивность». Составление конспекта «Основные функции философии» | 1 | 2,3 | ||
Тема 1.2. Философия Древнего мира и средневековая философия | Содержание учебного материала | |||
1 | Становление философии в древней Греции. Философские школы | 2 | 1 | |
2 | Практическая работа № 2«Предпосылки философии в древнем мире (Индия, Китай) | 2 | ||
3 | Практическая работа № 3 «Античная философия. Сократ. Платон. Аристотель | 2 | ||
4 | Практическая работа № 4 «Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: творческое задание, доклады и рефераты «Философские школы и учение о первоначалах» работа с учебником «В чем отличие киников от киренаиков? «Что такое мир идей в понимании Платона?» | 2 | 2,3 | ||
Тема 1.3. Философия Возрождения и Нового времени | Содержание учебного материала | |||
1 | Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания. | 2 | 1 | |
2 | Философия французского Просвещения | 2 | ||
2 | Практическая работа № 5 «Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания» | 2 | ||
3 | Практическая работа № 6 «Немецкая классическая философия. Особенности марксистской философии» | 2 | ||
4 | Практическая работа № 7 «Постклассическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Составить сравнительную таблицу основных философских систем XVIII-XIX вв «Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений» Творческое задание: «Почему позитивизм как философия науки появился в XIX в?» Доклады и рефераты «Философские идеи эпохи Возрождения и Нового времени» | 2 | 2,3 | ||
Тема 1.4. Современная философия | Содержание учебного материала | |||
1 | Практическая работа № 8 Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм. | 2 | 1 | |
2 | Практическая работа № 9 «Особенности русской философии с древнейших времён до конца ХУ111 в. | 2 | ||
3 | Практическая работа № 10 «Традиции особенности развития русской философии с Х1Х – ХХ в. Русская идея в философии» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: Составление сравнительной таблицы: «Славянофилы и западники о русской истории» | 1 | 2,3 | ||
Раздел 2. Структура и основные направления философии | ||||
Тема 2.1. Методы философии и ее внутреннее строение | Содержание учебного материала | |||
1 | Практическая работа № 11 Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века. Основные картины мира – философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век). | 2 | 1 | |
2 | Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный, и др. Строение философии и ее основные направления | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающегося: Работа с учебником «В чем сущность диалектического метода философии, привести на практике использование данного метода» | 1 | 2,3 | ||
Тема 2.2. Учение о бытии и теория познания | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Практическая работа № 12 «Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность» | 2 | ||
2 | Практическая работа № 13 «Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного познания» | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: выполнение индивидуального творческого задания (доклады, рефераты) «Современная философская картина мира» | 2 | 2,3 | ||
Тема 2.3. Этика и социальная философия | Содержание учебного материала | 2 | ||
1 | Практическая работа № 14 «Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу. | 2 | ||
2 | Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий». | 2 | ||
3 | Практическая работа № 15 «Философия общества. Социальная структура общества. Типы общества. Формы развитие общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. Философия и глобальные проблемы современности». | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка эссе «Россия в эпоху глобализации» | 1 | 2,3 | ||
Тема 2.4. Место философии в духовной культуре и ее значение | Содержание учебного материала | 2 | 2 | |
1 | Практическая работа № 16 «Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии». | |||
2 | Практическая работа № 17 «Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности. | 2 | ||
3 | Роль философии в современном мире. Будущее философии». | 2 | ||
Самостоятельная работа обучающихся: подготовка эссе «Философия и смысл жизни» | 1 | 2,3 | ||
Всего: | 59 | |||
Форма итогового контроля знаний – дифференцированный зачет |
3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета истории и обществознания
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя (стол, компьютер, интерактивная доска);
- наглядные пособия;
- электронные учебные пособия
Технические средства обучения:
– компьютер с лицензионным программным обеспечением и выходом в ИНТЕРНЕТ, мультимедийный проектор
3.2. Информационное обеспечение обучения
Перечень литературы
Основная:
1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 256 с (с хрестоматией).
2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012. - 288 с. (Профессиональное образование)
3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2014. – 286 с.
Дополнительные источники:
Дополнительная учебная литература
1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 337 с.
2. Балашов В.Е. Занимательная философия. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº». 2008. – 172 с.
3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений. – Ростов н/Д.: Феникс. 2010. – 315 с.
4. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс. 2010. – 496 с.
5. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И. Кузнецова. – М.: Гуманитарно-издательский центр Владос. 2008. – 799 с.
Дополнительные оригинальные тексты
1.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль. 1986. – 574 с.
2. Древнеиндийская философия /Сост. В.В. Бродов. – М.: Мысль. 1972. – 343 с.
3. Древнекитайская философия: В 2-х т. – М.: Мысль. 1972.
4. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Советский писатель. 1991. - 480 с.
5. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. – М.: Наука. 1977. – 383 с.
6. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика. 1992. – 430 с.
4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины
Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
1 | 2 |
Умение ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; | Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, деятельности обучающихся во время контрольной работы, рубежного контроля, тестирования |
Умение определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков | Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, деятельности обучающихся при выполнении творческих работ, написания эссе. |
Умение определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей; | Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся в ходе выполнения домашних заданий, написания эссе. |
Умение сформулировать представление об истине и смысле жизни. | Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении домашних заданий, опроса, написания эссе |
Знание основных категорий и понятий философии; | Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, деятельности обучающихся при выполнении домашних заданий, опроса |
Знание роли философии в жизни человека и общества; | Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении домашних заданий, тестирования, опроса, написания рефератов |
Знание основ философского учения о бытии; | обучающихся, деятельности обучающихся при выполнении домашних заданий (написание рефератов), опроса, тестирования |
Знание сущности процесса познания; | Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении домашней работы, тестирования |
Знание основ научной, философской и религиозной картин мира | Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы, опроса, выполнении творческих заданий, написания эссе |
Знание об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды; | Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы, при выполнении домашних заданий, написания эссе, докладов |
Знание о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий. | Экспертная оценка результатов самостоятельной внеаудиторной работы деятельности обучающихся при выполнении тестирования. |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по философии (авторский материал)
Данная рабочая программа разработана для работы на 2 - 3 курсах СПО. Программа является авторской. Включает: содержание курса, содержание практических занятий, задачи и упражнения по курсу....
Рабочая программа по философии
Программа учебной дисциплины «Основы философии» предназначена для изучения философии в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образователь...
Рабочая программа "Основы философии" Специальность 22703 Автоматизация технологических процессов и производств 2015 г.
Рабочая программа...
Рабочая программа "Основы философии" Специальность 230113 Компьютерные системы и комплексы 2014 г.
рабочая программа...
Рабочая программа "Основы философии" Специальность 24.02.01 Производство летательных аппаратов 2014 г.
Рабочая программа...
Рабочая программа "Основы философии" Специальность 230115 Программирование в компьютерных системах 2015 г.
Рабочая программа...
Рабочая программа "Основы философии"
Рабочая программа " Основы философии"...