Рабочая программа дисциплины "Основы философии"
рабочая программа на тему

Моисеева Ирина Юрьевна

Предназначена для изучения  дисциплины студентами специальности 40.02.01. Право и организация социального обеспечения, составлена на основе примерной программы

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_osn_filos_33_-_pp.doc170 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»

        РАБОЧАЯ  ПРОГРАММА        

Учебной дисциплины: «Основы философии »

 специальности:  40.02.01 «Право и организация социального обеспечения»

повышенный образовательный уровень

Москва

2016


ОДОБРЕНА

Предметной (цикловой) комиссией__общественно-правовыхдисциплин_

Протокол №  1

от «31» августа  2016 г.

Разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта по специальности среднего профессионального образования

         40.02.01 «Право и организация

социального обеспечения»

          повышенный образовательный уровень

Председатель предметной (цикловой) комиссии___________

__________________И.О.Ф.

Заместитель директора по профессиональному образованию                     _____________И.В. Бойцова

             Подпись      Ф.И.О.    

СОГЛАСОВАНО    

         

        Начальник УИМО                                                  

_____________ М.А. Аксиньева  

Подпись      Ф.И.О.                                                                                                                                              

Составитель  __Моисеева И.Ю. К.И.Н. преподаватель ГБПОУ ПК им Н.Н. Годовикова___

                                                        Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование ГБПОУ

 Рецензенты:_________________________________________________________________

                                                  Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование организации

________________________________________________________________

                                                  Ф.И.О., ученая степень, звание, должность, наименование организации

СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

5

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ  УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

8

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

9


1. ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ

1. Область применения программы

Программа учебной дисциплины является частью основной профессиональной образовательной программы в соответствии с ФГОС по специальности СПО 030504 «Право и организация социального обеспечения», входящей в состав укрупнённой группы специальностей 080000 Экономика и управление.

1.2. Место дисциплины в структуре основной профессиональной образовательной программы: дисциплина «Основы философии» входит в общий гуманитарный и социально-экономический цикл.

1.3. Цели и задачи учебной дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины:

В результате освоения дисциплины обучающийся должен уметь:

- ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста; 

- определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков;

- определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;

- сформулировать представление об истине и смысле жизни.

В результате освоения дисциплины обучающийся должен знать:

- основные категории и понятия философии;

- роль философии в жизни человека и общества;

- основы философского учения о бытии;

- сущность процесса познания;

- основы научной, философской и религиозной картин мира;

- об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

- о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение примерной программы учебной дисциплины:

Максимальной учебной нагрузки обучающегося 59, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося  48 часов,  практических занятий – 34, самостоятельной работы обучающегося 11


2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

59

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

48

в том числе:

лекции

14

практические занятия

34

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

11

в том числе

1. работа с учебником, словарем

2. философское эссе

3. сравнительная таблица

4. творческое задание (доклад, рефераты)

5. составление конспекта

2

3

2

3

1

всего

11

Итоговая аттестация в форме дифференцированного зачета


2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины  «ОСНОВЫ ФИЛОСОФИИ»

                

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, курсовая работ (проект) 

Объем часов

Уровень освоения

1

2

3

4

Раздел 1.

Предмет философии и ее история

Тема 1.1.

Основные понятия и предмет философии

Содержание учебного материала

1

Становление философии из мифологии. Характерные черты философии: понятийность, логичность, дискурсивность.

2

1

2

Предмет и определение философии.

3

Практическая работа № 1«Предмет и функции философии»

2

Самостоятельная работа обучающихся:

работа с философским словарем: смысл понятий «логика», «философия», «дискурсивность».

Составление конспекта «Основные функции философии»

1

2,3

        Тема 1.2.

Философия Древнего мира и средневековая философия

Содержание учебного материала

1

Становление философии в древней Греции. Философские школы

2

1

2

Практическая работа № 2«Предпосылки философии в древнем мире (Индия, Китай)

2

3

Практическая работа № 3 «Античная философия. Сократ. Платон. Аристотель

2

4

Практическая работа № 4 «Философия Древнего Рима. Средневековая философия: патристика и схоластика

2

Самостоятельная работа обучающихся:

творческое задание, доклады и рефераты «Философские школы и учение о первоначалах»

работа с учебником «В чем отличие киников от киренаиков? «Что такое мир идей в понимании Платона?»

2

2,3

Тема 1.3.

Философия Возрождения и Нового времени

Содержание учебного материала

1

Гуманизм и антропоцентризм эпохи Возрождения. Особенности философии Нового времени: рационализм  и эмпиризм  в теории познания.

2

1

2

Философия французского Просвещения

2

2

Практическая работа № 5 «Особенности философии Нового времени: рационализм и эмпиризм в теории познания»

2

3

Практическая работа № 6 «Немецкая классическая философия. Особенности марксистской философии»

2

4

Практическая работа № 7 «Постклассическая философия. Философия позитивизма и эволюционизма»

2

Самостоятельная работа обучающихся: Составить сравнительную таблицу основных философских систем XVIII-XIX вв  «Отличия рационализма и эмпиризма как философских направлений»

Творческое задание: «Почему позитивизм как философия науки появился в XIX в?»

Доклады и рефераты «Философские идеи эпохи Возрождения и Нового времени»

2

2,3

        Тема 1.4.

Современная философия

Содержание учебного материала

1

Практическая работа № 8 Основные направления философии ХХ века: неопозитивизм, прагматизм и экзистенциализм.

2

1

2

Практическая работа № 9 «Особенности русской философии с древнейших времён до конца ХУ111 в.

2

3

Практическая работа № 10 «Традиции особенности развития русской философии с Х1Х – ХХ в. Русская идея в философии»

      2

Самостоятельная работа обучающихся: Составление сравнительной таблицы: «Славянофилы и западники о русской истории»

1

2,3

Раздел 2.

Структура и основные направления философии

Тема 2.1.

Методы философии и ее внутреннее строение

Содержание учебного материала

1

Практическая работа № 11 Этапы философии: античный, средневековый, Нового времени, ХХ века. Основные картины мира – философская (античность), религиозная (Средневековье), научная (Новое время, ХХ век).

2

1

2

Методы философии: формально-логический, диалектический, прагматический, системный, и др. Строение философии и ее основные направления

2

Самостоятельная работа обучающегося:

Работа с учебником «В чем сущность диалектического метода философии, привести на практике использование данного метода»

1

2,3

Тема 2.2.

Учение о бытии и теория познания

Содержание учебного материала

2

1

Практическая работа № 12 «Онтология – учение о бытии. Происхождение и устройство мира. Современные онтологические представления. Пространство, время, причинность, целесообразность»

2

2

Практическая работа № 13 «Гносеология – учение о познании. Соотношение абсолютной и относительной истины. Соотношение философской, религиозной и научной истин. Методология научного познания»

     2

Самостоятельная работа обучающихся:

выполнение индивидуального творческого задания (доклады, рефераты) «Современная философская картина мира»

2

2,3

Тема 2.3.

Этика и социальная философия

Содержание учебного материала

2

1

Практическая работа № 14 «Общезначимость этики. Добродетель, удовольствие или преодоление страданий как высшая цель. Свобода и ответственность. Насилие и активное непротивление злу.

2

2

Этические проблемы, связанные с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий».

2

3

Практическая работа № 15 «Философия общества. Социальная структура общества. Типы общества. Формы развитие общества: ненаправленная динамика, цикличное развитие, эволюционное развитие. Философия и глобальные проблемы современности».

2

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка эссе «Россия в эпоху глобализации»

1

2,3

Тема 2.4.

Место философии в духовной культуре и ее значение

Содержание учебного материала

2

2

1

Практическая работа № 16 «Философия как рациональная отрасль духовной культуры. Сходство и отличие философии от искусства, религии, науки и идеологии».

2

Практическая работа № 17 «Структура философского творчества. Типы философствования. Философия и мировоззрение. Философия и смысл жизни. Философия как учение о целостной личности.

2

3

Роль философии в современном мире. Будущее философии».

2

Самостоятельная работа обучающихся: подготовка эссе «Философия и смысл жизни»

1

2,3

Всего:

59

Форма итогового контроля знаний – дифференцированный зачет


3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета истории и обществознания

Оборудование учебного кабинета: 

     -   посадочные  места  по количеству обучающихся;

     -   рабочее место  преподавателя (стол, компьютер, интерактивная доска);

  • наглядные пособия;
  • электронные учебные пособия

Технические средства обучения:

– компьютер с лицензионным  программным обеспечением и выходом в ИНТЕРНЕТ, мультимедийный проектор

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень литературы

Основная:

1. Горелов А.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 2013. – 256 с (с хрестоматией).

2. Губин В.Д. Основы философии: учебное пособие. - М.: ФОРУМ: ИНФРА-М, 2012. - 288 с. (Профессиональное образование)

3. Канке В.А. Основы философии: учебное пособие для студ. сред. спец. учеб. заведений. - М.: Университетская книга; Логос. 2014. – 286 с.

Дополнительные источники:

Дополнительная  учебная литература

1. Анишкин В.Г., Шманева Л.В. Великие мыслители: история и основные направления философии в кратком изложении. – Ростов н/Д: Феникс, 2007. - 337 с.

2. Балашов В.Е. Занимательная философия. – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Кº». 2008. – 172 с.

3. Кохановский В.П., Матяш Т.П., Яковлев В.П., Жаров Л.В. Основы философии: учебное пособие для сред. спец. учеб. заведений. – Ростов н/Д.: Феникс. 2010. – 315 с.

4. Краткий философский словарь / Под ред. А.П. Алексеева. – М.: РГ-Пресс. 2010. – 496 с.

5. Скирбекк Г. История философии: Учебное пособие / Пер. с англ. В.И. Кузнецова. – М.: Гуманитарно-издательский центр Владос. 2008. – 799 с.

Дополнительные оригинальные тексты

1.Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. – М.: Мысль. 1986. – 574 с.

2. Древнеиндийская философия /Сост. В.В. Бродов. – М.: Мысль. 1972. – 343 с.

3. Древнекитайская философия: В 2-х т. – М.: Мысль. 1972.

4. Лосский Н.О. История русской философии. – М.: Советский писатель. 1991. - 480 с.

5. Сенека Л.А. Нравственные письма к Луцилию. – М.: Наука. 1977. – 383 с.

6. Фромм Э. Душа человека. – М.: Республика. 1992. – 430 с.

4. Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения занятий и контрольных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения  

1

2

Умение ориентироваться в наиболее общих философских проблемах бытия, познания, ценностей, свободы и смысла жизни как основе формирования культуры гражданина и будущего специалиста;

Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, деятельности обучающихся во время контрольной работы, рубежного контроля, тестирования

Умение определить значение философии как отрасли духовной культуры для формирования личности, гражданской позиции и профессиональных навыков

Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, деятельности обучающихся при выполнении  творческих работ, написания эссе.

Умение определить соотношение для жизни человека свободы и ответственности, материальных и духовных ценностей;

Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся в ходе выполнения домашних заданий, написания эссе.

Умение сформулировать представление об истине и смысле жизни.

Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении домашних заданий, опроса, написания эссе

Знание основных категорий и понятий философии;

Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы обучающихся, деятельности обучающихся при выполнении  домашних заданий, опроса

Знание роли философии в жизни человека и общества;

Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении домашних заданий, тестирования, опроса, написания рефератов

Знание основ философского учения о бытии;

обучающихся, деятельности обучающихся при выполнении  домашних заданий (написание рефератов), опроса, тестирования

Знание сущности процесса познания;

Экспертная оценка результатов деятельности обучающихся при выполнении домашней работы, тестирования

Знание основ научной, философской и религиозной картин мира

Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы, опроса, выполнении творческих заданий, написания эссе

Знание об условиях формирования личности, свободе и ответственности за сохранение жизни, культуры, окружающей среды;

Экспертная оценка результатов внеаудиторной самостоятельной работы, при выполнении домашних заданий, написания эссе, докладов

Знание о социальных и этических проблемах, связанных с развитием и использованием достижений науки, техники и технологий.

Экспертная оценка результатов самостоятельной внеаудиторной работы деятельности обучающихся при выполнении  тестирования.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа по философии (авторский материал)

Данная рабочая программа разработана для работы на 2 - 3 курсах СПО. Программа является авторской. Включает: содержание курса, содержание практических занятий, задачи и упражнения по курсу....

Рабочая программа по философии

Программа учебной дисциплины «Основы философии»  предназначена  для  изучения философии  в учреждениях начального и среднего профессионального образования, реализующих образователь...

Рабочая программа "Основы философии"

Рабочая программа " Основы философии"...