ВОЗМОЖНОСТИ ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНЫХ ИГР В РАЗВИТИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА К СОБЫТИЯМ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ У СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ
опыты и эксперименты по теме

Назипов Адель

В 2017 году исполнится 72 года победе советского народа в Великой Отечественной войне. Чтобы у современных подростков и молодежи за давностью лет не угасла память о подвиге героев войны, тех, кто ковал победу на фронте и тылу,  необходимы новые формы и методы работы с ними. Развитие системы патриотического воспитания – поставлено в ранг государственной политики. В декабре 2015 года Правительством Российской Федерации утверждена Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы.». Патриотическое воспитание молодежи невозможно без повышения уровня знаний молодых людей о событиях прошлого, без глубинного понимания ими исторических фактов и процессов.

Организация  патриотического воспитания выражается в разных формах. Чаще всего это интерактивные познавательные мероприятия (открытые уроки, квесты, игры ЧГК и пр.). Особый интерес вызывают именно игры ЧГК и викторины. Отвечая на интересные вопросы, ученик лучше запоминает учебный материал. Однако практика проведения данных игр не велика. В большинстве случаев у современных педагогов возникают трудности ни столько в составлении вопросов, сколько в оформлении их в виде презентации. А из-за однообразных уроков у учеников теряется интерес к изучению предмета, что ведет к низкой успеваемости. Поэтому так важно разнообразить учебный процесс, например, проведением за урок до контрольной работы небольшого ликбеза в виде интерактивной игры. В процессе данной игры как раз таки и выделяются темы, которые не были проработаны в учебном процессе и на которые следует обратить внимание.

Игра – это особая деятельность, которая осуществляется в определенных условиях, главное направление которой это разностороннее развитие человека и обнаружение его качеств и способностей.

Отличительной особенностью игры является то, что в сравнении с другими видами работы, в игру вовлекается большинство учеников, т.е. игра способна обеспечить коллективную форму работы, что позволяет эффективно использовать время. Соревновательный элемент повышает общую активность.

Для успеха игры, педагогу организатору необходимо оценить, насколько участники психологически готовы к данной игре. Так же необходимо заинтересовать участников интересным форматом, вопросами и пр. без совокупности данных факторов невозможно успешное проведение игры. Необходимость определения готовности к игре заключается в том, чтобы определить, готов ли участник к командной работе. Но так же помимо командной работы игра содержит ряд правил, которые необходимо соблюдать. Это и очередность дачи ответа, своевременность дачи сигнала готовности к ответу, тишина в зале. Содержание должно интересно в том плане, что вопросы игры должны соответствовать реальным знаниям полученным в ходе учебного процесса, в ином случае интерес у участников теряется, и в большинстве случаев они начинают мешать ходу игры.

В ходе игры, когда участники работают в команде, у них так же выявляются определенные роли. Выявляется неформальный лидер – капитан, человек, сигнализирующий о готовности команды дать ответ, человек, который лучше всего знаком с учебными материалами, ввиду этого дает большинство верных ответов. Все данные качества пригодятся учащимся в их дальнейшей деятельности, в том числе в процессе создания собственных интеллектуальных игр.

Разработанная викторина по своей структуре напоминает популярную телевизионную передачу «Своя игра».

Сама интеллектуальная игра включает в себя 3 раунда. Первые 2 раунда – интерактивные, с использованием отображающего оборудования (проектора). 3 раунд – письменный, участникам необходимо за 10 минут ответить на вопросы относительно крупнейших сражений Великой Отечественной Войны.

Первый раунд состоит из 20 вопросов, которые поделены на 4 темы, соответственно в каждой теме по 5 вопросов разной сложности. В зависимости от сложности вопросы будут равны определенной сумме баллов (100-500 баллов). Баллы начисляются исключительно за полный правильный ответ. После того, как первая команда выбирает вопрос, данный вопрос читается, далее следует хлопок или другой сигнал, после которого команда может ответить на вопрос. Очень важно соблюдать данные правила, поэтому на площадке проведения помогают наблюдатели, которые четко фиксируют все происходящее в зале. И так, первый тур состоит из 20 вопросов, включающих в себя 4 темы: «даты», «лица», «сражения», «города».

Уже было сказано, что третий раунд – письменный. Он включает в себя следующие темы: Битва за Москву, Сталинградская битва, Курская битва, Операция «Багратион», Штурм Берлина. За 10 минут участникам необходимо ответить на 5 вопросов: период событий; решающее сражение; командующие; исход битвы. В совокупности полный ответ на каждый вопрос оценивается в 100 баллов. По окончании игры все баллы суммируются, командам присваиваются I, II, III  места и диплом участника.

Всего с 2015 года в игра была проведена 5 раз, соответственно в ней участвовало около 100 человек. В большинстве случаев игроки отвечали на большинство вопросов, но в основном у всех возникали трудности с одними и теми же вопросами.

В среднем, игра длится чуть более часа. И в период этого времени обстановка дружеского соперничества в зале не остывает. Что касается обратной связи, проводившейся с участниками после игры, все указали на интересный формат игры, интересные и познавательные темы и вопросы. Игра действительно охватывает конечно не весь, но достаточно широкий круг тем, касающихся истории Советского Союза в годы Великой Отечественной Войны.

Данный пример выделил на практике, какие темы не были проработаны в процессе изучения истории СССР в годы Великой Отечественной Войны. Соответственно получается, что потенциал данной игры очень высок. Конкретно данная игра относится лишь к небольшому периоду истории России, а ведь можно сделать данные игры по различным темам, будь то правление первых русских князей или Смутное время, Русь в период Монголо-татарского Ига или Дворцовые перевороты XVIII в.

В данном формате выделились конкретные темы, которые были не проработаны в учебном процессе. Хочется отметить, что хоть и существует современная западная тенденция «забывать» историю, мы, опираясь на конкретные факты,  помним свою историю, помним подвиг советских граждан, помним подвиг иностранцев, служивших в рядах Красной Армии, помним подвиг наших союзников, которые гибли в арктических водах, доставляя необходимые припасы, оборудование, технику в Советский Союз. Поэтому нашей главной целью и является патриотическое воспитание будущих поколений, ее интеллектуальное просвещение. Ведь знаменитый российский историк В. О. Ключевский как то сказал: «кто не помнит своего прошлого, у того нет будущего…» В 2017 году исполнится 72 года победе советского народа в Великой Отечественной войне. Чтобы у современных подростков и молодежи за давностью лет не угасла память о подвиге героев войны, тех, кто ковал победу на фронте и тылу,  необходимы новые формы и методы работы с ними. Развитие системы патриотического воспитания – поставлено в ранг государственной политики. В декабре 2015 года Правительством Российской Федерации утверждена Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2016 – 2020 годы.». Патриотическое воспитание молодежи невозможно без повышения уровня знаний молодых людей о событиях прошлого, без глубинного понимания ими исторических фактов и процессов.

Организация  патриотического воспитания выражается в разных формах. Чаще всего это интерактивные познавательные мероприятия (открытые уроки, квесты, игры ЧГК и пр.). Особый интерес вызывают именно игры ЧГК и викторины. Отвечая на интересные вопросы, ученик лучше запоминает учебный материал. Однако практика проведения данных игр не велика. В большинстве случаев у современных педагогов возникают трудности ни столько в составлении вопросов, сколько в оформлении их в виде презентации. А из-за однообразных уроков у учеников теряется интерес к изучению предмета, что ведет к низкой успеваемости. Поэтому так важно разнообразить учебный процесс, например, проведением за урок до контрольной работы небольшого ликбеза в виде интерактивной игры. В процессе данной игры как раз таки и выделяются темы, которые не были проработаны в учебном процессе и на которые следует обратить внимание.

Игра – это особая деятельность, которая осуществляется в определенных условиях, главное направление которой это разностороннее развитие человека и обнаружение его качеств и способностей.

Отличительной особенностью игры является то, что в сравнении с другими видами работы, в игру вовлекается большинство учеников, т.е. игра способна обеспечить коллективную форму работы, что позволяет эффективно использовать время. Соревновательный элемент повышает общую активность.

Для успеха игры, педагогу организатору необходимо оценить, насколько участники психологически готовы к данной игре. Так же необходимо заинтересовать участников интересным форматом, вопросами и пр. без совокупности данных факторов невозможно успешное проведение игры. Необходимость определения готовности к игре заключается в том, чтобы определить, готов ли участник к командной работе. Но так же помимо командной работы игра содержит ряд правил, которые необходимо соблюдать. Это и очередность дачи ответа, своевременность дачи сигнала готовности к ответу, тишина в зале. Содержание должно интересно в том плане, что вопросы игры должны соответствовать реальным знаниям полученным в ходе учебного процесса, в ином случае интерес у участников теряется, и в большинстве случаев они начинают мешать ходу игры.

В ходе игры, когда участники работают в команде, у них так же выявляются определенные роли. Выявляется неформальный лидер – капитан, человек, сигнализирующий о готовности команды дать ответ, человек, который лучше всего знаком с учебными материалами, ввиду этого дает большинство верных ответов. Все данные качества пригодятся учащимся в их дальнейшей деятельности, в том числе в процессе создания собственных интеллектуальных игр.

Разработанная викторина по своей структуре напоминает популярную телевизионную передачу «Своя игра».

Сама интеллектуальная игра включает в себя 3 раунда. Первые 2 раунда – интерактивные, с использованием отображающего оборудования (проектора). 3 раунд – письменный, участникам необходимо за 10 минут ответить на вопросы относительно крупнейших сражений Великой Отечественной Войны.

Первый раунд состоит из 20 вопросов, которые поделены на 4 темы, соответственно в каждой теме по 5 вопросов разной сложности. В зависимости от сложности вопросы будут равны определенной сумме баллов (100-500 баллов). Баллы начисляются исключительно за полный правильный ответ. После того, как первая команда выбирает вопрос, данный вопрос читается, далее следует хлопок или другой сигнал, после которого команда может ответить на вопрос. Очень важно соблюдать данные правила, поэтому на площадке проведения помогают наблюдатели, которые четко фиксируют все происходящее в зале. И так, первый тур состоит из 20 вопросов, включающих в себя 4 темы: «даты», «лица», «сражения», «города».

Уже было сказано, что третий раунд – письменный. Он включает в себя следующие темы: Битва за Москву, Сталинградская битва, Курская битва, Операция «Багратион», Штурм Берлина. За 10 минут участникам необходимо ответить на 5 вопросов: период событий; решающее сражение; командующие; исход битвы. В совокупности полный ответ на каждый вопрос оценивается в 100 баллов. По окончании игры все баллы суммируются, командам присваиваются I, II, III  места и диплом участника.

Всего с 2015 года в игра была проведена 5 раз, соответственно в ней участвовало около 100 человек. В большинстве случаев игроки отвечали на большинство вопросов, но в основном у всех возникали трудности с одними и теми же вопросами.

В среднем, игра длится чуть более часа. И в период этого времени обстановка дружеского соперничества в зале не остывает. Что касается обратной связи, проводившейся с участниками после игры, все указали на интересный формат игры, интересные и познавательные темы и вопросы. Игра действительно охватывает конечно не весь, но достаточно широкий круг тем, касающихся истории Советского Союза в годы Великой Отечественной Войны.

Данный пример выделил на практике, какие темы не были проработаны в процессе изучения истории СССР в годы Великой Отечественной Войны. Соответственно получается, что потенциал данной игры очень высок. Конкретно данная игра относится лишь к небольшому периоду истории России, а ведь можно сделать данные игры по различным темам, будь то правление первых русских князей или Смутное время, Русь в период Монголо-татарского Ига или Дворцовые перевороты XVIII в.

В данном формате выделились конкретные темы, которые были не проработаны в учебном процессе. Хочется отметить, что хоть и существует современная западная тенденция «забывать» историю, мы, опираясь на конкретные факты,  помним свою историю, помним подвиг советских граждан, помним подвиг иностранцев, служивших в рядах Красной Армии, помним подвиг наших союзников, которые гибли в арктических водах, доставляя необходимые припасы, оборудование, технику в Советский Союз. Поэтому нашей главной целью и является патриотическое воспитание будущих поколений, ее интеллектуальное просвещение. Ведь знаменитый российский историк В. О. Ключевский как то сказал: «кто не помнит своего прошлого, у того нет будущего…» 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Великая отечественная война» Игра-викторина

Слайд 2

Первый раунд Даты 100 200 300 400 500 Лица 100 200 300 400 500 Сражения 100 200 300 400 500 Города 100 200 300 400 500

Слайд 3

Даты за 100 Назовите годы Великой Отечественной Войны:

Слайд 4

1941-1945 гг. ПЕРВЫЙ РАУНД

Слайд 5

Даты за 200 Одно из самых трагических событий ВОВ, проходившее в период с 1941 по 1944 гг.

Слайд 6

Блокада Ленинграда. ПЕРВЫЙ РАУНД

Слайд 7

Даты за 300 Назовите года, в которые проходили следующие конференции стран-союзниц по Антигитлеровской коалиции: Тегеранская конференция Ялтинская конференция Потсдамская конференция

Слайд 8

1943 и 1945 гг. ПЕРВЫЙ РАУНД

Слайд 9

Даты за 400 Назовите дату начала и дату окончания Берлинской Наступательной операции:

Слайд 10

16 апреля - 2 мая 1945 г. ПЕРВЫЙ РАУНД

Слайд 11

Даты за 500 Военный парад в честь 24-й годовщины Октябрьской революции, проведенный во время Московской битвы, когда линия фронта проходила всего в нескольких десятках километров от города. Этот парад по силе воздействия на ход событий приравнивается к важнейшей военной операции. Он имел огромное значение по поднятию морального духа армии и всей страны, показав всему миру, что Москва не сдаётся, и боевой дух армии не сломлен.

Слайд 12

Парад на Красной площади 7 ноября 1941 года ПЕРВЫЙ РАУНД

Слайд 13

Лица за 100 Этот человек командовал 1-ым Белорусским фронтом во время Берлинской операции:

Слайд 14

Жуков Георгий Константинович ПЕРВЫЙ РАУНД

Слайд 15

Лица за 200 самая успешная женщина-снайпер в мировой истории, имевшая на своём счету 309 подтверждённых смертельных попаданий в солдат и офицеров войск противника.

Слайд 16

Павличенко Людмила Михайловна ПЕРВЫЙ РАУНД

Слайд 17

Лица за 300 Из воспоминаний доктора Вороновича : ... Пленный майор был в полной командирской форме, но вся одежда его превратилась в лохмотья, лицо было покрыто пороховой копотью и пылью и обросло бородой. Он был ранен, находился в бессознательном состоянии и выглядел истощённым до крайности. Это был в полном смысле слова скелет, обтянутый кожей. До какой степени дошло истощение, можно было судить по тому, что пленный не мог даже сделать глотательного движения: у него не хватало на это сил, и врачам пришлось применить искусственное питание, чтобы спасти ему жизнь. Но немецкие солдаты, которые взяли его в плен и привезли в лагерь, рассказали врачам, что этот человек, в чьём теле уже едва-едва теплилась жизнь, всего час тому назад, когда они застигли его в одном из казематов крепости, в одиночку принял с ними бой, бросал гранаты, стрелял из пистолета и убил и ранил нескольких гитлеровцев.

Слайд 18

Гаврилов Пётр Михайлович ПЕРВЫЙ РАУНД

Слайд 19

Лица за 400 Один из самых выдающихся советских разведчиков Второй Мировой Войны. Был схвачен в 1941 году японской полицией, казнен в 1944 году. Назовите имя, фамилию и псевдоним разведчика.

Слайд 20

Рихард Зорге , псевдоним «Рамзай» ПЕРВЫЙ РАУНД

Слайд 21

Лица за 500 Кто изображен на фотографии, и чем они прославились?

Слайд 22

ПЕРВЫЙ РАУНД

Слайд 23

Сражения за 100 Сражение ВОВ, в котором Германия потерпела первое крупное поражение.

Слайд 24

ПЕРВЫЙ РАУНД Битва за Москву

Слайд 25

Сражения за 200 За последние 100 лет эта битва в 2-х разных войнах связана с одним и тем же городом, 2 раза этот город был взят. В обоих случаях оборона была названа героической. Отличаются лишь даты и противники.

Слайд 26

ПЕРВЫЙ РАУНД Оборона Севастополя

Слайд 27

Сражения за 300 Одно из самых долгих и кровопролитных сражений ВОВ, продолжавшегося с января 1942 по март 1943 года. Этому сражению посвящено знаменитое стихотворение Твардовского.

Слайд 28

ПЕРВЫЙ РАУНД Ржевская Битва

Слайд 29

Сражения за 400 Операция советских войск в 1944 году, в ходе которой Красная Армия вышла к государственной границе СССР. Название операции- это имя полководца Отечественной Войны 1812 года.

Слайд 30

ПЕРВЫЙ РАУНД Операция «Багратион»

Слайд 31

Сражения за 500 По мнению многих историков, этот шаг, предпринятый союзниками СССР в 1944 году, облегчил ситуацию на восточном фронте и на много сократил продолжительность войны.

Слайд 32

ПЕРВЫЙ РАУНД Высадка в Нормандии.

Слайд 33

Города за 100 Блокада этого города длилась 900 дней и унесла миллионы жизней.

Слайд 34

ПЕРВЫЙ РАУНД Блокада Ленинграда

Слайд 35

Города за 200 У этого древнего русского города в 1941 году на некоторое время удалось сдержать наступление вермахта ценой огромных человеческих потерь (убито и ранено около 700 тыс. человек), потерь последних механизированных корпусов, и Красная Армия прекратила попытки перехватить стратегическую инициативу.

Слайд 36

ПЕРВЫЙ РАУНД Смоленское сражение

Слайд 37

Города за 300 Это незамерзающий город-порт, в который на протяжении всей войны союзники СССР по антигитлеровской коалиции поставляли по Ленд-лизу необходимую продукцию, припасы, технику и многое другое.

Слайд 38

ПЕРВЫЙ РАУНД Мурманск

Слайд 39

Города за 400 В ходе контрнаступления Советских войск под Курском, одним из первых был освобожден именно этот город, позже получивший прозвище «город первого салюта».

Слайд 40

ПЕРВЫЙ РАУНД

Слайд 41

Города за 500 Согласно плану «Барбаросса», в первые месяцы войны немецкие войска должны дойти до линии, название которой состоит из 2-х городов, находящихся в разных частях страны. Оба этих города начинаются с буквы «А».

Слайд 42

ПЕРВЫЙ РАУНД Архангельск-Астрахань


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

«Великая отечественная война» Игра-викторина

Слайд 2

Раунд 2 Культура 100 200 300 400 Оружие 100 200 300 400 Карта 100 200 300 400 Интересные факты 100 200 300 400

Слайд 3

Культура за 100 Эта симфония получила также название «блокадная» или «Ленинградская», но была закончена уже вне города. Назовите автора и номер симфонии.

Слайд 4

Второй тур Шостакович Дмитрий Дмитриевич и его 7-я симфония.

Слайд 5

Культура за 200 Этот фильм режиссера Михаила Калатозова снят по мотивам пьесы Виктора Розова «Вечно живые». Фильм- лауреат «Золотой пальмовой ветви» Международного Каннского кинофестиваля 1958 г.

Слайд 6

Второй тур «Летят журавли»

Слайд 7

Культура за 300 Сюжет рассказа основан на реальных событиях. Весной 1946 года на охоте Шолохов встретил человека, который поведал ему свою печальную историю. Шолохова захватил этот рассказ, и он решил: «Напишу рассказ об этом, обязательно напишу». Через 10 лет, перечитывая рассказы Хемингуэя, Ремарка и других зарубежных писателей, Шолохов за семь дней написал рассказ…

Слайд 8

Второй тур «Судьба Человека»

Слайд 9

Культура за 400 Актер ГДР Фриц Диц , снялся во множестве фильмов, в том числе и советских. Советским же зрителям он больше всего известен как…

Слайд 10

Второй тур Адольф Гитлер

Слайд 11

Оружие за 100 Оружие Победы. Самый массовый и лучший танк Второй Мировой Войны, который имел множество модификаций. Долгое время использовался после войны, до сих пор состоит на вооружении некоторых стран мира.

Слайд 12

Второй тур Т-34

Слайд 13

Оружие за 200 Этот пистолет-пулемет производился в блокадном Ленинграде. Считается одним из лучших пистолетов-пулеметов за всю историю войны, хоть и был произвелен лишь в количестве 2 млн. шт.

Слайд 14

Второй тур Пистолет-пулемет Судаева (ППС)

Слайд 15

Оружие за 300 Такие корабли находились на вооружении Англии, США, Японии во Второй Мировой Войне, причем у СССР и у Германии таких кораблей не было.

Слайд 16

Второй тур Авианосцы

Слайд 17

Оружие за 400 Оружие, изобретенное немцами во время Второй Мировой Войны, нагонявшее страх в основном на жителей Лондона. Сейчас это оружие используется многими странами мира.

Слайд 18

Второй тур Баллистическая ракета – « Фау » и «Фау-2».

Слайд 19

Карта за 100

Слайд 20

Второй тур Битва за Кавказ

Слайд 21

Карта за 200

Слайд 22

Второй тур Курская Битва

Слайд 23

Карта за 300

Слайд 24

Второй тур Битва за Ленинград

Слайд 25

Карта за 400

Слайд 26

Второй тур Битва за Берлин

Слайд 27

Интересные факты за 100 Гитлер считал его врагом рейха № 1. Главнокомандующий Сталин значился под номером 2. За голову ________ было обещано 250 тысяч марок, а специальная группа СС готовилась к заброске в Москву, чтобы его ликвидировать. Прослушайте его голос:

Слайд 28

Второй тур Левитан Юрий Борисович

Слайд 29

Интересные факты за 200 Во время войны «они» выполняли роль связистов, вытаскивали раненых с поля боя, разминировали поля, служили в разведке истребляли танков и выполняли множество различных функций.

Слайд 30

Второй тур Собаки

Слайд 31

Интересные факты за 300 Во время ВОВ в Красной Армии служило множество иностранцев. Был даже создан целый авиаполк, состоящий целиком из военнослужащих одной из стран, оккупированных во время Второй Мировой Войны. Назовите страну и название авиаполка.

Слайд 32

Второй тур Нормандия — Неман

Слайд 33

Интересные факты за 400 Летчик Виктор Талалихин впервые в Великой Отечественной войне совершил ночной….

Слайд 34

Второй тур Во время ночного воздушного боя около Москвы на своем И-16 он произвёл таран немецкого бомбардировщика Не-111. Сбив вражеский самолет сам раненный летчик в последнюю минуту смог выбраться из падающей машины и на парашюте приземлился на землю, а немецкий экипаж разбился вместе со своим самолетом.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Исследование на уроках естественнонаучного цикла - как основа развития познавательного интереса"

Из опыта работы по проектной деятельности студентов во внеурочное время....

"Методы и приёмы развития познавательных интересов обучающихся на уроках теоретического обучения по различным профессиям в ГАПОУ СО "СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ"

В данном докладе рассмотрены различные методы и приёмы, применяемые педагогами комплекса-интерната при профессиональном обучении инвалидов и лиц с ограниченными возможностями здоровья....

Развитие познавательного интереса и повышение мотивации к выбранной профессии

В статье с презентацией предложен материал по развитию познавательного интереса, профессиональной направленности  у студентов педагогического колледжа на занятиях биологии, географии и методики п...

Кружковая работа как фактор развития познавательного интереса и интеллектуальных способностей обучающихся инвалидов и лиц с ОВЗ

Опыт воспитательной деятельности в ГАПОУ СО «СКИПО для инвалидов и лиц с ОВЗ» показывает, что возможно развить творчество у инвалидов и умственно отсталых обучающихся через кружковую работ...

Выступление на МО Развитие познавательного интереса младших школьников с ограниченными возможностями здоровья при помощи ИКТ.

Выступление на МО Развитие познавательного интереса младших школьников с ограниченными возможностями здоровья при помощи ИКТ....

Современные методы развития познавательного интереса к книге у детей дошкольного возраста

Современные  методы развития познавательного  интереса к книге у детей дошкольного  возраста...