Статья "Роль учебной игры в технологии имимтационно-моделирующего обучения"
статья на тему

Моисеева Ирина Юрьевна

Статья посвящена анализу одной из новых образовательных технологий в современном обучении - имитационно-моделирующей, игровой технологии в преподавании гуманитарных дисциплин

Скачать:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение города Москвы

«Политехнический колледж им. Н.Н. Годовикова»

Методическая тема

«Роль учебной игры в технологии имитационно-моделирующего обучения»

выступление на заседании цикловой комиссии

 общественно-правовых дисциплин

преподаватель, к.и.н. Моисеева И.Ю.

Москва

2017

«Роль учебной игры в технологии имитиционно-моделирующего обучения»

        Активно развивающие процессы модернизации российского образования предъявляют всё более высокие требования к профессиональным качествам современных педагогов, к уровню их теоретических знаний и практических умений. При этом необходимо знать и понимать новые образовательные тенденции, связанные с введением в сферу образования гуманистической, индивидуально-ориентированной и компетентностной парадигм, профильности и технологичности обучения. Одной из новых технологиями обучения, является технология имитационно-моделирующего, ситуативного обучения.

        Одним из важнейших условий формирования субъективного опыта и проявления личностных особенностей в образовательном процессе является создание личностно-ориентированной ситуации, в которой востребуется самостоятельное осмысление проблемы, «примеривание» решения к собственной деятельности. Это, на наш взгляд, особенно актуально в преподавании гуманитарных дисциплин, поскольку они как раз связаны с непосредственной социальной деятельностью самих учащихся. Немаловажно и традиционно использование жизненных ситуаций с целью стимулирования интереса учащихся к содержанию изучаемого материала. С этой целью могут быть использованы такие варианты ситуаций:

  • ситуация-иллюстрация (наглядный пример решения практической проблемы на основе изученного теоретического материала и способа деятельности, которые ученику необходимы «примерить к себе);

Конкретный пример решения любой юридической задачи с учетом теоретических положений, на основе знания законодательства, позволяет осознанно применять теоретические знания применительно к конкретной социальной практике

  • ситуация-проблема (содержит некий конфликт – жизненный, научный, юридический, социальный и др., разрешение которого требует поиска нетрадиционного способа или иной информации);

При решении правовых задач, обнаруживается сложность, неоднозначность социальной действительности, противоречия в законодательстве, требующие учета многих нюансов социальной реальности. Студенты обнаруживают необходимость знания не только общих правил, но и их исключений

  • ситуация-оценивание (требует собственной оценочной деятельности, выражения своего мнения, отношения, позиции);

В преподавании истории, обществознания оценочная деятельность на основе реальных фактов помогает глубже проникнуть в сущность исторического события и последствий деятельности исторических личностей.

  • ситуация выбора (возможны различные варианты действий, в которых необходимо принять аргументирование решение о выборе одного из них).

Например, в середине 1939 г., когда переговоры с западными коллегами англичанами и французами о создании системы коллективной безопасности зашли в тупик, перед руководством СССР встал реальный выбор стратегии: либо продолжать линию на сближение с западными странами, либо в целях безопасности пойти на переговоры с вероятным противником – Германией. Важно, эту ситуацию выбора стратегии проработать всесторонне с учетом многочисленных фактов. Тогда история становится более понятной, осознанной и свободной от мифологических конструкций, так часто применяемых в реальности.

Технологию обучения на основе создания ситуаций в обобщённом виде можно представить следующим образом.

  1. Изучение предметного содержания предваряется описанием ситуации, которое обычно начинается словами: «Представьте, что Вы - … (такой-то) и попали в ситуацию…» или «Представьте, что в районе сложилась ситуация…» Ситуация может излагаться учителем и задаваться текстом.
  2. Анализ ситуации (учителем; посредством фронтального или группового обсуждения; в индивидуальной работе) и формулирование проблемного вопроса: «Что нужно сделать, чтобы…(развивалось правовое государство, гражданское общество, меньше было разводов, развивалась наука и.т.д.)»
  3. Определение цели работы и пути достижения предполагаемого результата.
  4. Осуществление практических действий (поиск и изучение информации, наблюдения и опыты, имитация профессиональных действий).
  5. Формулирование рекомендаций по разрешению проблемных ситуаций или выполнение практической работы.

Игра в учебной деятельности

        Различают дидактические игры, которые выполняют вспомогательную роль (иллюстрация, стимулирование интереса, эмоционально-привлекательный фон)

Кроме того, существуют учебные игры.  В развивающем обучении учебная игра моделирует:

  • процесс исследования реальной или имитационной проблемной ситуации;
  • процесс самостоятельного принятия решения в соответствии с правилами игры и моделью социального взаимодействия;
  • оценочную деятельность при анализе принятых решений и достигнутых результатов (в том числе и учебных).

Варианты технологий на основе учебной игры различаются по целевой направленности, способу моделирования, содержанию деятельности, детерминированности деятельности участников правилами или руководством учителя, степенью имитации реальных проблем и процессов и т.д.

Основными элементами учебного процесса на основе учебной игры являются такие её этапы:

  1. ориентация

(учитель представляет изучаемую тему; знакомит с основными положениями, которые в ней используются; даёт характеристику имитации и игровых правил, обзор общего хода игры);

  1. подготовка к проведению 

(учитель излагает общий сценарий, останавливаясь на игровых задачах, правилах, ролях, игровых процедурах, правилах подсчётов очков, примерном типе решений в ходе игры; между участниками распределяются роли, причём эффективность и организованность игры существенно повышается, если каждому участнику вручается функциональное описание роли и его задачи; большое значение при проведении игры имеет использование игровой атрибутики – знаков ролевых отличий, символические декорации, награды, штрафы и т.д.);

  1. проведение игры 

(учащиеся выполняют свои игровые роли; учитель организует проведение игры, выполняя в ней определённые роли:

а) инструктор – сообщает и разъясняет правила и ход игры, неясности, последствия игровых действий;

 б) судья – распределяет роли, контролирует ход игры и деятельность участников, оценивает игровые действия, награждает и штрафует в соответствии с правилами игры;

в) ведущий – организует обсуждение хода, сценария, результатов игры, ставит вопросы, подводящие участников к самостоятельным выводам и обобщениям; тренер – даёт направляющие подсказки, подбадривает, оказывает разного рода помощь).

Наиболее часто используются в учебном процессе такие виды игр:

  • игры-ситуации,
  • сюжетные игры,
  • игры-драматизации,
  • игры-имитации реальной деятельности,
  • состязательные игры, коммуникативные игры (диалоги, дискуссии),
  • игры-процессы (моделирующие проявление способностей, личностных качеств в несюжетных играх).

В целом, игровые технологии способствуют личностно-ориентированному образованию учащихся, становлению их более компетентными и более конкурентными специалистами на рынке труда.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обеспечение эффективности освоения учебного модуля «Справочные правовые системы» учебной дисциплины «Информационные технологии в профессиональной деятельности» на основе современных технологий образования», 2011

Итоговая аттестационная работа курсов повышения квалификации по направлению «Современные технологии в образовании»: «Обеспечение эффективности освоения учебного модуля «Справочные правовые системы» уч...

Информационно-коммуникационные технологии и электронное обучение в профессиональном образовании:интерактивная игра викторина

Информационно-коммуникационные технологии и электронное обучение в профессиональном образовании:интерактивная игра викторина...

Календарно-тематический план по учебной дисциплине (МДК) Технология обработки текстильных изделий по профессии 19601 Швея. Срок обучения 5 месяцев

Календарно-тематический план по учебной дисциплине (МДК) Технология обработки текстильных  изделий  по профессии 19601 Швея. Срок обучения 5 месяцев...

Методическая разработка "Технология использования в обучении игровых методов: ролевых, деловых, и других видов обучающих игр" Деловая игра "Суд идет".

В работе представлена Деловая игра "Суд идет", посвященная профилактике дорожно-транспортного травматизма в ходе которой обучающиеся объединения "Юный водитель", разбирая реальный ...