Проект " Правда Памяти "
проект по теме

Стафеева Диляра Мавлявиевна

Настоящая работа посвящается малоизвестным трагичным страницам истории села Кунеашак, а именно: необоснованным репрессиям среди всех слоев населения.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon repressii_issledovanie.doc81 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Кунашакская СОШ»

Научно-исследовательская конференция

Проект

«Правда Памяти»

Выполнили :

Стафеева Полина

Хасанова Эмилия

Ученицы 10 «а» класса

МБОУ «Кунашакская СОШ»

Научный руководитель:

Стафеева Диляра Мавлявиевна,

учитель истории и обществознания

МБОУ «Кунашакская СОШ»

село Кунашак

2017 год

Содержание

Стр

Введение             3

Глава I  «Без вины виноватые» Южного    Урала                                                                  4

Глава II «Правда памяти»                           5 – 9

  1. Репрессии в истории семьи Хабибуллиных
  2. Репрессии в истории семьи Абдуллиных
  3. Репрессии в истории семьи Шамсутдиновых

Заключение                                             10 – 11

Литература                                                      12

Введение

Мы гордимся историей нашей страны, но есть в нашей истории и трагические страницы, связанные с периодом репреcсий  20 века.

Репрессии не щадили никого: ни детей, ни взрослых, ни безграмотных, ни руководителей.

В современных условиях, когда высок интерес к полной и правдивой истории нашей страны, становятся актуальными исследования, освещающие репрессивную политику на региональном уровне. В широкий оборот вводятся значительные массивы ранее неизвестных документов, позволяющих воссоздать целостную и подлинную картину массовых репрессий.

Трагические события нельзя обойти, это тоже наше прошлое. Без них история выглядит не только выхолощенной, но и во многом искаженной. Все это позволяет говорить, о том, что актуальность проблемы массовых репрессий на наших материалах, обусловлена не  только научной, но и общественной значимостью. Знание правдивой истории служит важным фактором развития и укрепления демократических процессов, ибо помогает  предотвратить повторение горьких уроков прошлого.

Настоящая работа посвящается малоизвестным трагичным станицам истории Кунашака, а именно: необоснованным репрессиям среди всех слоев населения.

Цель данного исследования: изучить историю жизни односельчан, подвергшихся репрессиям, сохранить память о них.

Задачи:        

  1. Изучение литературы, документов, связанных с репрессиями.
  2. Сбор информации о односельчанах – репрессированных или их родственниках
  3. Систематизация информации из различных источников.
  4. Изложение собранного материала в исследовательской работе.

Объектом исследования в данной работе являются репрессии  в Кунашаке и Кунашакском районе.

Предмет исследования – репрессии в семьях жителей села Кунашак и Кунашакского района.

Научная новизна – обусловлена, прежде всего тем, что эта тема разработана в селе Кунашак и Кунашакском районе крайне слабо. Литературы, касающейся этой темы, практически нет. Результаты, во многом, основываются на ранее неизвестных материалах.

Практическая значимость в том, что предоставленный материал, может быть использован  учащимися и учителями при подготовке к урокам, внеклассным мероприятиям по изучению данной темы.

Методы исследования: поисковый, метод анализа и обобщения, описательный метод, метод интервьюирования, метод обработки данных.

Ожидаемые результаты: оформление собранного материала, размещение материалов в СМИ, дальнейшие исследование этой темы.

Исследовательская работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения.

Глава 1. «Без вины виноватые» Южного Урала

Репрессии – одна из самых трагических страниц летописи истории нашей страны и края. Многие годы период репрессий в СССР замалчивался. До сих пор нет точного числа репрессированных. Всего с 1921 по начало 1954 года по политическим обвинениям было приговорено к смертной казни 642.980 человек, к лишению свободы - 2.369.220, к ссылке - 765.180.

Термин «репрессия» включает широкий объем различных форм подавления людей. Репрессии – это карательные меры, применяемые государственными органами.

В конце 20-х годов 20 века тяжкий стон прошел по деревням России – началось раскулачивание крестьян и последующих за ним выселениями с обжитых мест. Миллионы крестьян были вырваны из родной земли, сосланы в лагеря и необжитые районы страны. Наблюдался и новый виток репрессий против церкви. В начале 30-х годов прошла кампания «торжественного» сбрасывания колоколов с храмов. В деревнях массово закрывались церкви, их превращали в колхозные склады или клубы. Священников отправляли в ссылку вместе с кулаками.

На рубеже 1920-1930-хх гг активизировалась политика колонизации северо-восточных районов Советского Союза. В результате Урал стал местом интенсивного промышленного строительства и военным арсеналом страны.

Кризис хлебозаготовок 1928 г стали поводом к свертыванию НЭПа и началу массовой коллективизации сельского хозяйства. Этот кризис нашел своё отражение и в событиях, происходивших на территории Уральской области, в которую входил рассматриваемый нами регион – Южный Урал. Одним из самых драматичных эпизодов коллективазиции стала так называемая «ликвидация кулачества как класса». В феврале 1930 г. Во всех селах Уральской области прошли собрания с повесткой «О ликвидации кулачества как класса и выселения кулаков с конфискацией имущества». Государство, призывающие трудиться, ставило крестьянам в вину именно труд, отсюда и безжалостная логика: кто больше трудится, с того больше и спросили.

В результате изучения архивных материалов выяснилось, что органами НКВД в 1930-1953 гг. в Челябинской области репрессировано 37041 человек по 23871 уголовному делу. Из них к высшей мере наказания было приговорено 11592 человека.

Историческая несправедливость индивидуализируется, сжимается до размеров семьи, но от этого не становится менее трагичной. Проследим это на судьбах наших односельчан, они все разные, но есть момент, который их объединяет, и – это репрессии.

Глава II «Правда Памяти»

  1. Репрессии в истории семьи Хабибуллиных

Хабибуллин Хаким,дедушка Стафеевой Диляры Мавлявиевны,педагога Кунашакской Средней школы .Родился в 1903 году.в селе Кунашак.Как рассказывает  папа Диляры Мавлявиевны ,Мавлявий Хакимович,своего отца он не помнит. Сохранилась только одна ,чудом уцелевшая ,фотография.Из воспоминаний матери он знает,что его отец был мастером на все руки:кузнец,столяр,пимокат,изобретатель.До сих пор,недалеко от улицы,где они жили,сохранились следы-ямы от построенной им когда-то мельницы.Жили неплохо,потому что Хаким умел делать многое,и к нему постоянно шли с заказами .А ещё он играл на музыкальных инструментах .

В 1930-31 –х годах по отношению к Хакиму была применена репрессия.Он был раскулачен и всё его имущество было конфисковано .Сам он был выслан в спецпоселение в Свердловскую область.При конфискации имущество было отобрано.Из хозяйства отца изъяли:две рабочие лошади три нерабочих,коров-три,приплода-три,овечек-двадцать пять,зерно-семьдесят пудов,землю,сельхозинвентарь-плуг,борону,сани,телегуи другое имущество. По существу семья осталась без средств к существованию и основного кормильца-отца.

Массовый характер выселение крестьянских семей приняло после принятия Постановления ЦИК и СНК СССР от 01.02.1930 г. "О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством». Всего за 1930–1933 гг., по разным оценкам, вынуждены были покинуть родные деревни от 3 до 4,5 миллионов человек. Часть из них были арестованы и приговорены к расстрелу или к заключению в лагерь. 1 миллион 800 тысяч стали «спецпоселенцами» в необжитых районах Европейского Севера, Урала, Сибири и Казахстана. Остальных лишили имущества и расселили в пределах своих же областей. Кроме того, множество крестьян бежали из деревень в большие города и на индустриальные стройки, спасаясь от репрессий, коллективизации и массового голода, ставшего последствием сталинской аграрной политики и унесшего, по разным оценкам, жизни от 6 до 9 миллионов человек

А когда «долги» Родине были отданы ,и отец вернулся,судьба вновь распорядилась по-своему:грянула война.Хакима забрали на фронт.А спустя два года его не стало,но об этом семья узнала только потом,в 1980-е годы.Узнали о том,что что были четыре месяца лечения в госпитале после тяжелейшего ранения,что погиб он под Ленинградом,что похоронен в братской могиле,где покоится ещё десять тысяч человек-целая армия…

Потом…А тогда у них на руках была только бумага ,в которой сообщалось о том,что пропал их отец без вести.Но они продолжали ждать.Ждать и верить.

Верили всегда.И когда настали жуткие голодные времена,не перествалаи верить.

Вспоминается случай с керосином,который был тогда на вес золота Кто-то донёс на брата.Однажды,когда мама с братом ушли на работу,в дом пришла милиция.Маленький тогда ещё Мавлявий,помнит лицо бригадира,ворвавшегося к ним в дом.В руках у него был кнут,которым он хлестнул по столу.Они вдвоём с сестрой ,ничего не понимая,сидели испуганные,притихшие.А бригадир ругался,что-то кричал.До сих пор в ушах звучат его слова: «У врага народа  и сын-враг народа!» Вот такие были времена,и такое тяжёлое эхо прежних событий…

Благодаря самоотверженному труду матери они выжили.Мама работала с утра до ночи,недоедала,потеряла мужа,чуть не потеряла младшего,но не переставла вселять в них надежду.Лишь иногда мама от бессилия тихонько плакала.

Сегодня внуки с благодарностью вспоминают о своих предках,и отдают дань памяти старших поколений.Таким образом, трагическая  тема репрессий  нашла отражение в истории семьи Хабибуллиных.

  1. Репрессии в истории семьи Абдуллиных

С конца 1920-х годов волна посадок и расстрелов священнослужителей и религиозных активистов всех конфессий стала нарастать. Принятое 15 февраля 1930 года Постановление правительства «О борьбе с контрреволюционными элементами в руководящих органах религиозных объединений» предписывало местным органам власти усилить контроль за руководителями религиозных общин, исключать из актива «враждебных советскому строю».

Главными методами борьбы с религиозными организациями стали конфискация зданий храмов, молитвенных домов, мечетей, синагог; лишение религиозных общин и союзов государственной регистрации, закрытие учебных заведений и изданий, а также фактический запрет на какую-либо активность вне церковных стен.

8 апреля 1929 года вышло Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях». Этот документ (с внесенными в него позднее дополнениями и изменениями) был основным правовым актом, регулировавшим религиозную жизнь в СССР до самого конца Советской власти.

8 апреля 1929 года вышло Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях». Этот документ (с внесенными в него позднее дополнениями и изменениями) был основным правовым актом, регулировавшим религиозную жизнь в СССР.

Бабушка Абдуллиной Ирины, Фания Рахимовна, выпускницы МБОУ «Кунашакская СОШ»,рассказывает о том, что дед её дедушки  Абдулла был репрессирован в 1920 – х годах. Причиной тому было, что он занимал пост муллы. Жил в селе Кунашак. Его посадили в тюрьму, где он просидел 2-3 месяца, был отослан в тюрьму Челябинской области, позже он был выпущен. Приход людей, которые забирали прапрадеда, стал полной неожиданностью для семьи и для него самого. Умер он в сентября 1954 года.

Также  под репрессии попала семья других родственников Ирины -Ваисова Габдрахмана.В конце ХIХ-начале ХХ веков муллами являлись потомки Бадретдина Вайсулева-Габдулла,Габдельхат и Габдрахман 1852 года рождения.О Габдрахмане мы также почерпнули информацию из книги «Большая Ока» 1991 года выпуска.

Большинство окинских мулл обучались в крупных медресе Татарии и Башкирии ,были хорошо подготовлены и пользовались уважением у населения. Дед  бабушки Ирины описан в книге как первый историк села.Это было в 1910-ые годы. А племянница прадедушки Кабирова Ханифа(1891-1973) была приглашена из Уфы как мугаллима (учительница) в село Ока. Всё это происходило в Башкирии. И когда молодые окинки научились читать и писать за зиму,это вызвало настоящее восхищение односельчан. В школу поступали из других деревень, слава её росла.

Но семья прадедушки попала под репрессии. К тому времени, когда их дом отобрали, он умер , власти посчитали, что семья была слишком зажиточна в то время, поэтому у них был отобран двухэтажный дом(Республика Башкортостан)

Вот так проявилась суть режима, осуществлявшего гонения на религию и верующих, разделение общества на « врагов народа» и «честных советских граждан» через судьбу моих предков.

А в селе Большой Куяш Кунашакского района тогда закрыли Покровскую церковь . Настоятеля отца Кирилла объявили врагом народа и арестовали. У отца Кирилла, как вспоминали в селе, была большая семья, много ребятишек, а жили в тесноте и нищете. После ареста батюшки, семьи вывезли из села в неизвестном направлении…

А дальше началась борьба с самим храмом. Как вспоминал учитель истории Михаил Аникин, старинные иконы с позолотой и утварь для богослужений погрузили в повозки и увезли в Челябинск, а богатейшую церковную библиотеку разорили, книги вывалили во двор. Он тогда был мальчишкой и сумел спрятать «Сотворение мира» на старославянском языке…

Последними с храма были сброшены колокола, купола и кресты

  1. Репрессии в истории семьи Шамсутдиновых

После принятия Постановления ЦИК и СНК СССР от 01.02.1930 г. "О мероприятиях по укреплению социалистического переустройства сельского хозяйства в районах сплошной коллективизации и по борьбе с кулачеством»

 выселение крестьянских семей приняло массовый характер.

 Всего за 1930–1933 гг., по разным оценкам, вынуждены были покинуть родные деревни от 3 до 4,5 миллионов человек. Часть из них были арестованы и приговорены к расстрелу или к заключению в лагерь. 1 миллион 800 тысяч стали «спецпоселенцами» в необжитых районах Европейского Севера, Урала, Сибири и Казахстана. Остальных лишили имущества и расселили в пределах своих же областей. Кроме того, множество крестьян бежали из деревень в большие города и на индустриальные стройки, спасаясь от репрессий, коллективизации и массового голода, ставшего последствием сталинской аграрной политики и унесшего, по разным оценкам, жизни от 6 до 9 миллионов человек.

Шамсутдинова Альфия Ахтямовна, бабушка  выпускницы «Кунашакской СОШ» Ибрагимовой Регины рассказала о том, как репрессии коснулись и их семьи.   Маму бабушки  звали Хамдиниса.  Когда Хамдинисе было 8 месяцев, ее мама Гильминиса умерла  и папа Харис  женился на другой женщине. К их удивлению, ее тоже звали Гильминиса.  Харис и Гильмениса жили безбедно, у них было два магазина, телега, несколько лошадей, домашние животные. Но когда начались репрессии, такие люди попали под всеобщее внимание. Им сообщили, что их отправляют в Сибирь и на сборы дают один день. Хамдинису оставили с бабушкой , мамой Хариса. Ехать пришлось долго, транспорта, кроме телеги с лошадьми, не было. И до Сибири они ехали в телеге. По истечению нескольких дней утомительной дороги их и еще несколько семей оставили на открытой поляне, где они потом и построили себе жильё. Впоследствии, Гильмениса приехала в Кунашак , чтобы сообщить о смерти Хариса. Много рассказывать о своей жизни Гильминиса не стала, так как такие темы в те времена были секретными.

Вот такая нелёгкая  судьба была у наших предков

Заключение.

30 октября 2009 года в обращении в связи с Днем памяти жертв политических репрессий Дмитрий Медведев (в то время президент России) призвал не оправдывать сталинские репрессии, жертвами которых пали миллионы человек. Медведев считает, что не следует оправдывать многочисленные жертвы некими высшими государственными целями: " Я убежден, что никакое  развитие страны, никакие ее успехи, амбиции не могут достигаться ценой человеческого горя и потерь. Ничто не может ставиться выше ценности человеческой жизни. Нам всем нужно сохранять память о жертвах политических репрессий

Государство признало свою вину в отношении репрессированных. В 1991 году принят закон " О реабилитации жертв политических репрессий." В СМИ стали появляться статьи, публиковаться воспоминания очевидцев о периоде репрессий. Стали оформляться справки о реабилитации, выплачиваться компенсации. В каждом районе образованы комиссии  по восстановлению прав реабилитированных, которые помогли пострадавшим восстановить их честное имя. Также образуются и действуют общественные организации, которые помогали пострадавшим. Самое значимое из них "Мемориал".

  Забвение своих предков, нежелание прочувствовать   их судьбу, может иметь грустные  последствия не только для каждой  семьи. Ведь история страны складывается из маленьких историй семей. Мы изучаем историю, чтобы не повторять ее ошибок. Но мы обязаны знать и разбирать беспристрастно свое прошлое.

В итоге исследования мы пришли к следующим выводам:

  • В стране и нашем регионе были значительны масштабы  репрессий
  • Репрессии коснулись многих семей нашего села.

Значимость нашей роботы в том, что :

  • Мы лучше узнали историю своих семей
  • Расследование подвигло людей еще больше узнать о судьбе своих близких в годы репрессии
  • Материал может быть использован как ресурс школьного музея при освещении событий этого периода.

В разных регионах нашей страны издают  Книги памяти жертв политических репрессий. Это нужно для того, чтобы сохранить память о жертвах и помочь людям восстановить историю их семей.

Во многих местах установлены  памятники жертвам политических репрессий. Есть также памятники и во многих районных центрах. В селе Большой Куяш Кунашакского района имеется памятник, посвящённый репрессированным священникам. Мы должны помнить о тех людях кто невинно пострадал.

Наша работа - это малая толика в  восстановление справедливости "Чтоб начать жизнь настоящим, надо искупить наше прошлое", - говорил писатель А.П.Чехов. А искупить можно достоверностью и памятью.

Считаем, что с поставленными задачами на этом этапе мы справились, но так как в процессе использования выяснилось, что репрессии коснулись очень многих, работа будет продолжаться и пополняться данными.

Литература:

  • "Кунашак- земля предков" В.Г.Супрун 2000г.
  • "Челябинская область в фотографиях 1920-1940" В.А.Черноземцев. с. 306-311; 300-303
  • " История России с древнейших времен до наших дней" А.В.Сидорова с. 310-327, 327-340, 397-410
  • "История России" М.Н.Зуев с.351-383
  • "Истрия" П.С.Самыгин, К.С.Беликов с.347-352
  • "Большая Ока" Б.С. Давлетбаев 1992г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект "Как оставить в памяти прекрасные моменты жизни"

Проект выполняется обучающимися 11 класса по предмету Информатика и ИКТ при изучении темы "Технология создания и обработки графической информации".В результате выполнения проекта учащиеся создад...

Проект «Памяти дедов…»

   Данный проект призван помочь студентам колледжа определить отношение к Великой Отечественной войне, к национальной истории и истории своей семьи сделать верный идеологический выбор...

Проект "Год Памяти и Славы!!!"

проект Год памяти и славы...

Исследовательский проект «Правда и ложь. Выбор и ответственность»

Сегодня мало кто сомневается в актуальности исследование проблемы лжи и отношений к ней современного человека. Мы живем в эпоху информации, наполненную неиссякаемыми потоками данных. Мы не просто пост...

Проект «Фотокнига «Ветераны Балашихи. Тетрадь памяти»

Проект «Фотокнига «Ветераны Балашихи. Тетрадь памяти»...