СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ.
статья на тему

Карева Анна Викторовна

Интернет-коммуникации и Интернет в целом на сегодняшний день являются средством поддержания и установления новых межличностных контактов. Исходя из этого, можно сделать вывод: появление Всемирной сети может повлиять на уровень социализации личности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_kareva_a.v.docx19.17 КБ

Предварительный просмотр:

       А. В. КАРЕВА,

ГБПОУ «Брянский строительный колледж

 имени профессора Н.Е. Жуковского»

СОЦИАЛИЗАЦИЯ И ИНТЕРНЕТ-ЗАВИСИМОСТЬ У УЧАЩЕЙСЯ МОЛОДЕЖИ.

         Информатизация и компьютеризация всех сфер современной жизни, в том числе и образование, выдвигает новые требования к человеку: он должен быть устойчив к психо – эмоциональному воздействию виртуального мира, должен уметь сохранить свою индивидуальность и эффективно взаимодействовать с другими в реальности.
       Интернет-коммуникации и Интернет в целом на сегодняшний день являются средством поддержания и установления новых межличностных контактов. Исходя из этого, можно сделать вывод: появление Всемирной сети может повлиять на уровень социализации личности.
       Под социализацией следует понимать продолжающийся всю жизнь процесс усвоения культурных (социальных) норм и освоение социальных ролей. Все человеческое поведение, прежде всего, - результат научения, или социализации. Процесс социализации включает в себя два основных компонента: восприятие морально-нравственных норм поведения и отношение к требованиям непосредственного социального окружения. Поэтому можно предположить, что неприятие данных правил и норм может выражаться в агрессивности и конфликтности личности по отношению к социуму.
     Особая роль в социализации индивида отводится развитию и умножению его контактов с другими людьми и в условиях общественно значимой совместной деятельности. Посредством этих контактов индивид начинает правильно воспринимать и оценивать себя и других. В процессе социализации человек обогащается общественным опытом и индивидуализуется, становится личностью, приобретает возможность и способность быть не только объектом, но и субъектом социальных воздействий.
        В настоящее время интернет – зависимость трактуется как навязчивое желание войти в интернет. Аддиктивное поведение, то есть пагубная привычка – это особый тип форм деструктивного поведения, которое выражается в стремлении к уходу от реальности посредством специального изменения своего психического состояния. Это стремление становится доминирующим в сознании человека, его поведение подчинено поиску средств, позволяющих уйти от реальности. В результате человек существует в виртуальном мире, он не только не решает свои насущные проблемы, но и останавливается в своем развитии, и даже деградирует.
    Распространение интернет – зависимости связано с тем, что в сети существует возможность создания новых образов «Я», оригинальных вариантов самопрезентации; воплощение фантазий, невозможных в повседневной жизни. Чаще всего это ролевые игры в чатах, разные варианты представления идентичности и социальных ролей.
     Используя интернет, человек может включаться в разные виртуальные социальные звенья и в результате имеет возможность получения какого – либо социального статуса (поиск самоутверждения). Этот фактор имеет большое значение для тех, кто не смог достичь желаемого положения в обществе в реальной жизни.
      К сожалению, многие люди, постоянно пользующиеся всемирной сетью, компьютерными технологиями, переходя тонкую грань, которая отделяет норму от патологии – интернет – зависимости. Особенно это касается молодежи. Таким образом, интернет – зависимость есть результат ухода от конфликтующей реальности, избегания ее решения, что нарушает процесс социализации человека.
      Поскольку проблема Интернет-зависимости становится с каждым днем все актуальней, возникает необходимость в разработке мероприятий и применении средств по предотвращению, профилактике зависимости, формирование у молодежи ценностей реального мира. Профилактика Интернет-зависимости у студентов включает разработку комплекса социальных, психологических, педагогических, медицинских, правовых и других мероприятий по предотвращению социальной дезадаптации, эмоционально-поведенческих расстройств, коммуникативных нарушений, личностных деструкций, разрушения собственного «Я». Все мероприятия, проводимые в условиях образовательной среды учреждения, направлены на предупреждение психолого-физиологических нарушений учащейся молодежи на основе развития их личностных ценностей и поведенческой деятельности. В качестве профилактики Интернет-зависимости у студентов младших курсов можно выделить методы, направленные на формирование сознания (беседа, диспут, метод проблемных ситуаций, лекция, семинар); организацию деятельности (убеждение, педагогическое требование, общественное мнение, упражнение, общественно полезная деятельность, творческие деловые игры); стимулирование деятельности (поощрение, наказание, метод «взрыва»); социально-психологическую помощь (психологическое консультирование, социально-психологический тренинг, аутотренинг). Педагогическими условиями профилактики у студентов Интернет-зависимости являются: формирование ценностного отношения к условиям реальной действительности как результата и следствия социального опыта личности; вовлечение в молодежные общественные объединения; интеграция усилий социальных институтов по разработке и реализации профилактических программ для молодежи; подготовка кадров в молодежной среде для реализации профилактических программ; развитие волонтерского движения на базе молодежных общественных объединений.
      Таким образом, профилактика Интернет-зависимости в студенческой среде представляет собой единство теоретической и практической готовности всех субъектов образовательного процесса к взаимодействию и стремлению развивать у учащейся молодежи социальной компетентности. На основе вышесказанного можно отметить, что систематическая работа по профилактике Интернет-зависимости у студентов младших курсов служит главным условием прекращения регрессивности; формирования осознанного отношения использования Интернет-ресурсов; уменьшения количества времени, проводимого в сети; снижения уровня зависимости; приобретения поведенческих стратегий и личностных ресурсов, конструктивных навыков межличностного общения; повышения уровня самооценки, рефлексивности и стрессоустойчивости.

Список  литературы:
1. Макеева В. С., Артемова Е. Н., Пеленицина Т. А., Тинькова З. С. Организация самостоятельной работы студентов по профилактике интернет-зависимости средствами физической рекреации // Современные проблемы науки и образования. 2013. № 1.
2. Сманцер А. П., Рангелова Е. М. Превентивная педагогика: методология, теория, методика. Минск: БГУ, 2008. 263 с.
3. Хентонен А. Г., Турчанинов С. В. Педагогическая профилактика интернет-зависимости у студентов младших курсов // Молодой ученый. — 2017. — №4. — С. 393-396.




     
     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вредные привычки "Интернет-зависимость"

Вредные привычки о которых мало говорят "интернет-зависимость"....

Презентация Интернет-зависимость

В презентации представлена научно-исследовательская работа, связанная с зависимостью от Интернета и социальных сетей...

Методическая разработка классного часа "Интернет-зависимость"

Данный классный час посвящен разговору об Интернет-зависимости, о вредных последствиях компьютерных игр....

симптомы интернет зависимость

Симптомы и стадии интернет зависимости...

Интернет зависимость

Буклет - памятка для родителей подростков....

Доклад на тему: «Интернет зависимость подростков»

В  докладе рассматривается проблема интернет-зависимости молодых людей и ее негативное влияние на их физическое и психическое здоровье....