Практическое занятие по истории «Россия в эпоху петровских преобразований».
учебно-методический материал на тему

Чернецкая Елена Николаевна

Задания к практическому занятию по истории по теме "Россия в эпоху петровских преобразований ".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prakticheskoe_zanyatie_po_istorii.docx29.21 КБ

Предварительный просмотр:

Практическое занятие по истории.

Тема: «Россия в эпоху петровских преобразований».

Цель: - выявить причины реформ Петра I;

         - охарактеризовать сущность петровских преобразований;

        - выявить отношение общества к этим реформам;

        - определить значение реформ Петра 1 для дальнейшего развития страны.

        - развивать умение работать с текстом и историческим источником.

Вопросы для самоподготовки:

  1. Особенности социально-экономического развития России в конце XVII- нач. XVIII вв. Истоки и сущность преобразований Петра I.
  2. Реформы Петра I:
  • экономические преобразования,
  •  государственные и административные реформы,
  •  военная реформа,
  • социальная политика,
  • реформы в области образования и культуры.

      3. Реформы и российское общество в эпоху Петра Великого:

        • народные движения: стрелецкий бунт, восстание под предводительством К. Булавина,

        • дело царевича Алексея,

  1. Значение и цена петровских реформ, их влияние на дальнейшее развитие Российской империи.

Комментарии.

  1. Дать характеристику состояния развития России накануне преобразований.
  2.  Определить причину необходимости реформ. По какому образцу и в чьих интересах они проводились.
  3. Возникновение мануфактур. Протекционизм и меркантилизм. Всероссийский рынок.
  4. Особенности государственного устройства. Петровская модель идеального государства. Создание новых органов власти: Сенат, Коллегии, Синод. Утверждение абсолютизма. Табель о рангах. Рост сословных привилегии.
  5. Отношение к преобразовательской деятельности Петра различных социальных групп.

        Разбирая тему данного семинарского занятия, особое внимание обратите на понятие государства-империи. Как и почему начинает складываться российская империя, каков ее характер и специфика. В чем сущность имперской политики.

Процесс становления эпохи Нового времени в зарубежной и российской историографии получил название модернизации. Особенностью российской модернизации, по мнению многих исследователей, является ее догоняющий характер, как ответ на вызов более развитых стран. В чем сущность этого вызова?

        Как известно, мощным импульсом для проведения реформ стала Северная война (1700- 1721 гг.), она задала направления и предопределила специфику начального этапа модернизации. Обратите внимание на то, что социальная база западного уклада в России в период царствования Петра I расширилась, но европеизация носила поверхностный характер, она почти не коснулась политической сферы общественной жизни. Главным итогом реформ Петра I стало утверждение абсолютизма в России. Какова сущность данного явления и как это связано с процессом модернизации в целом

Темы рефератов, исследовательских работ: (по желанию обучающихся)

  1. Петр I и русская православная церковь.
  2. История создания российской армии и флота.
  3. Споры о личности Петра I.
  4. Культурные преобразования Петра I.

Задание 1.

Фронтальный опрос.

  1. Докажите, что реформы Петра I были подготовлены всем ходом предшествующего развития?
  2. Перечислите административные реформы Петра L
  3. В чем выразилась европеизация русской культуры при Петре I?
  4. Каковы последствия преобразований Петра I в области центрального и местного управления?
  5. Правильно ли утверждение, что Петр Великий является «отцом российской бюрократии»?
  6. В чем сущность преобразований Петра I в военной сфере?
  7. Какие экономические преобразования провел Петр I?

Задание 2.

Вставьте  в  тест  пропущенные  имена  и  даты и    исправьте  ошибки.

                                                 

         После   смерти   в   _____году  царя ________новыми  правителями  стали  малолетние  ________  и _________.  Однако  фактически  власть  оказалась  в  руках  их  сестры  ___________.  В ______  году  царевна  _________  была  свергнута. В_________  году  скончался  ________ и  ___________  стал  единоличным  правителем.  Первым  самостоятельным  деянием _________  стал  поход  в __________  году  на  Азов.

КЛЮЧ.      После   смерти   в 1682 году  царя   Фёдора  новыми  правителями  стали  малолетние  Иван  и  Пётр .  Однако  фактически  власть  оказалась  в  руках  их  сестры  Софьи .  В 1689 году  царевна   Софья была  свергнута.  В 1696  году  скончался  Иван и  Пётр1 стал  единоличным  правителем.  Первым  самостоятельным  деянием  Петра  стал  поход  в  1695 году  на  Азов.

Задание 3.

Исправьте не менее пяти ошибок в тексте.

        Вернувшись из первой поездки за границу, Петр стал рьяно бороться за введение одежды русского покроя. Горожанам было запрещено брить бороды и носить одежду западноевропейского образца. Лишь крестьяне и священнослужители могли брить бороды. Портным запрещалось шить западноевропейскую  одежду.


Правильный ответ:

Вернувшись из первой поездки  за границу, Петр стал рьяно бороться за введение одежды русского  (западноевропейского) покроя. Горожанам  (всем) было запрещено  (приказано) брить бороды и носить одежду западноевропейского образца. Лишь крестьяне и священнослужители могли не брить бороды. Портным запрещалось (велено) шить западноевропейскую  одежду.

Задание 4.

Деятельность Петра I оценивается неоднозначно. Уже современники Петра I разделились на два лагеря: сторонников и противников его преобразований..  Эти споры продолжаются и по сей день.  В чем же суть спора?

  Существуют 2 точки зрения

 Позиция 1. Петр направил Россию к свету европейской образованности, ввел в число европейских держав.

Позиция 2. Петр подверг жестокому испытанию национальную самобытность русского народа, заразил ее скверной подражательства чужому.

 Определите, сторонником какой позиции вы являетесь. Результат своих размышлений и аргументы запишите в тетрадь в виде сочинения – эссе.

Задание 5.

        Выскажите свое мнение. (Работа с текстами в группах, по заданиям)
Историки о Петре I

1 группа: "... Во второй половине XVII века русский народ явственно тронулся на новый путь; после многовекового движения на Восток он начал поворачивать на Запад. Само сближение было делом народным, и Петр явился вождем в этом деле. Свой гений он выразил в том, что ясно осознал свое положение и свою обязанность: вывести посредством цивилизации слабую, бедную, почти неизвестную миру Россию из той отчужденности и невежества, в каком она находилась до сей поры". (С.М. Соловьев)

Вопрос:   На основе текста документа изложите отношение С.М. Соловьева к реформам и личности Петра I.

2 группа: "Русская земля подверглась внезапно страшному внешнему и внутреннему насилованию. Рукой палача совлекался с русского человека образ русский и напяливалось подобие общеевропейца. Все, что только носило на себе печать народности, было принято осмеянию, поруганию, гонению: одежда, обычай, нравы, самый язык - все было искажено, изуродовано, изувечено". (И.С. Аксаков)

Вопрос:  В чем суть позиции И.С. Аксакова?

3 группа: "Человек, сочетавший в себе несовместимое: стремление к просвещению и деспотизм, строивший и казнивший своими руками, сеявший среди соотечественников ужас и обожание, тот, кто во имя "общего блага", любя и служа Отечеству, "Россию поднял на дыбы"". (В.О. Ключевский)

Вопрос:  Как оценивает В.О. Ключевский личность и деятельность Петра I?

Вопросы для беседы по документам для всех групп:

1) Что привлекает историков в личности Петра I?

2) Объясните, почему личность и реформаторская деятельность Петра I по-разному оценивалась современниками и историками?

Задание  6

Тест

Вариант 1

  1. Целью Великого посольства Петра I в 1697 г. было стремление:

а) найти союзников против Турции;                     б) заключить династический брак;

        в) познакомить мир с русской культурой;          г) найти союзников против Швеции.

  1. «Табель о рангах» 1722 г:

а) устанавливала обязательность службы дворян;          

б) отменяла сословные привилегии;

в) отменяла крепостное право;                              

г) наделяло крестьян землей.

  1.  Когда состоялось Полтавское сражение?

а) В 1480г.;         б) в 1612 г.;              в) 1709 г.;            г) 1721 г

  1. Установите соответствие между датами и событиями.
  1. 1682-1725 гг.               а. Учреждение Сената                        
  2. 1711 г.                          Б. Принятие Табеля о рангах      
  3. 1722 г.                          В. Ништадтский мир
  4. 1721 г.                          Г. Правление Петра 1
  5. 1714 г.                          Д. Указ о единонаследии.

5.  Что называется политикой протекционизма?

        а) захват новых территорий;                    

        б) освоение новых посевных площадей;

в) превышение ввоза товаров над вывозом;      

 г) поддержка отечественной экономики.

Вариант 2

  1. Какие из названных ниже органов государственной власти появились в России  в ходе реформ Петра?

а) Государственная дума

б) Сенат

в) Магистраты

д) Приказы

е) Земские соборы

2.Что создается в Годы Петровских реформ?

     а) Синод;                                                                б) воеводства;                      

     в) Боярская Дума;                                                  г) приказы.

3. Впервые в истории России военно-морской флот был создан:

        а) в XVI веке;                                                         б) в XVII веке;        

        в) в начале XVIII века;                                          г) в XIX веке.

4.В результате издания указа о единонаследии в 1714 г.:

а) изменился принцип престолонаследия;      

б) дворянство лишилось привилегий;

в) отменены сословные различия;    

  г) все дворянские поместья превращаются в вотчины.

5.  Причиной Северной войны явилось стремление России:

а) получить выход к Балтийскому морю;        б) расширить  территорию на юге;

в) завоевать побережье Черного моря;             г) продвинуться на восток

Вариант 3

 

 1. Кто являлся современником Петра?

           а) Н. Милютин

           б)  Карл 12

           в) Мазепа

           г) Аввакум

           д) Лефорт.

2.  Первая печатная газета, появившаяся при Петре 1называлась

           а) «Вести»

           б) «Ведомости»

           в) «Куранты»

           г)  «Свобода»

3. В основу комплектования армии при Петре I  была положена:

а) всеобщая воинская повинность;                    б) служба по контракту;

в) рекрутская система;                                        г) желание служить.

4. Создание Петром I Святейшего Синода:

а) привело к церковному расколу;                        

б) увеличило самостоятельность церкви;

в) означало введение свободы вероисповедания;

 г) ликвидировало самостоятельную политическую роль церкви.

5.  К чему привела победа России в Северной войне?

а) к выходу к берегам Черного моря;                  б) к потере Россией независимости;

в) к завоеваниям территорий в Сибири;              г) к выходу к берегам Балтийского моря.

Вариант 4.

 1. «Сиди прямо и не хватай первый блюдо, не жри, как свинья, и не дуй в ушное блюдо, чтобы везде брызгало, не сопи…». Это выдержка из

           а) «Устава воинского»

           б) «Юности честное зерцало»

           в) «Правде воли монаршей»

        г) «Русская Правда»

 2. Собрание дворян петербургского общества называлось

           а) ассамблеей

           б) балом

           в) вечеринкой

        г) походом.

3. Главным содержанием реформ в области культуры и быта при Петре I было:

а) создание письменности;                                    б) учреждение Сената;

        в) становление и развитие светской культуры;   г) введение всеобщего образования.  

4. Что было образовано в ходе Петровских реформ?

       а) Приказ;       б) Сенат;            в) Земский собор;          г) Кабинет министров.

5. К чему привели Азовские походы Петра I?

     а) к военному поражению Турции;                 б) к присоединению к России Крыма;

     в) к завоеванию Азова русскими войсками;   г) к завоеванию Смоленска.  

 

Задание 7 (при наличии времени)

Кто первый ответит на вопросы (блиц-опрос).

(можно дать эти сведения в виде дополнительного ознакомительного материала).

1.     Новорождённых  мальчиков  принято  пеленать, используя  голубые  ленты, а девочек – розовые ленточки.

Откуда  пошёл  этот  обычай?

           (При Петре  I  были  учреждены ордена  для  новорождённых 

           детей   царской  фамилии  Святого Андрея Первозванного  и Святой

          Анны  ленты   имели  соответственно  голубой  и розовый  цвет)

 

2. Будучи  в  одном  из  европейских  городов, Пётр I посетил  могилу  известного государственного  деятеля.  Здесь  он  произнёс  фразу: «О  великий  министр, я отдал  бы  тебе  половину  своего  царства, чтобы  ты  научил, как  управлять   другой половиной».

               Кто  покоился  в  этой  могиле?                                                                                         (Кардинал  Ришелье)

 

3.127 человек подписали  смертный приговор  царевичу  Алексею и только  один  и один  приближённых  Петра I  не  подписал его,  мотивировав  свой  отказ  тем,  что «рождён  служить  государю, а не  кровь  его  судить!». Назовите  имя  приближённого Петра  I.

                                                      ( Фельдмаршал   Борис  Петрович Шереметев)

 

     4..   После  подавления  стрелецкого  бунта  Петр I  навестил  свою  сестру Софью   в  Новодевичьем  монастыре, чтобы поговорить  о случившимся, однако   царевна не о  чём  не  захотела  говорить  с ним.

            Что  сказал,  покидая  монастырь, царь  со  слезами  на  глазах?

                 ( « Сколь  умна,  столь  и зла,  а  могла  бы  быть  мне  правою  рукой).

 

5.В  пору  строительства  корабля  «Предестинация »  к  Петру I прибыл  прусский посол  фон  Принц.

Что  если  верить  молве,  пришлось  сделать  послу,  чтобы  вручить

 русскому  царю  верительную  грамоту?                                                                              

( Взобраться  на  корабельную  мачту)

Рекомендуемая литература:

Багер, X. Реформы Петра Великого /X. Баргер. М.,1985.

Беспятых, Ю.Н. Петербург Анны Иоанновны в иностранных описаниях (Введение.

Тексты. Комментарии) / Ю.Н. Беспятых. СПб., 1997.

Брикнер, А.Г. История Екатерины Второй. В 3-х т /А.Г. Брикнер. М., 1996. Т. 1,2,3.

Буганов, В.И. Петр Великий и его время /В.И. Буганов. М, 1989,- 118 с.

История внешней политики России XVIII в.: от Северной войны до войны против Наполеона. М., 1998.

Павленко Н. И. Пётр Великий М., 1994.

Каменский, А.Б. Под сенью Екатерины. Вторая половина XVIII в. /А.Б. Каменский. СПб. 1992.

Каменский, А.Б. Российская империя в XVIII в.: традиции и модернизация /А.Б.

Каменский. М., 1999.

Кизеветтер, А. Исторические силуэты (Протопоп Аввакум, Екатерина I, Меньшиков, Толстой, Ягужинский, Дм. Голицын, Волынский, Екатерина II,

Россия при царевне Софье и Петре I: записки русских людей. М., 1990.

Князьков С. Очерки из истории Петра Великого и его времени. М., 1990.

Карамзин Н. М. История государства Российского. М., 1988.

Ключевский В. О. Исторические портреты. М., 1990.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сборник практических занятий по истории

Сборник практических заданий по Новейшей истории для учащихся второго курса....

Презентация по истории. Раздел 7. Лекция 7.1 Россия в эпоху петровских преобразований

Презентация по истории. Раздел 7. к лекции 7.1 Россия в эпоху петровских преобразований...

Презентация к учебному занятию по истории России: "Россия в начале XX века"

1. На основе новейших научных представлений выявить основные тенденции развития России в начале XX века. Закрепить и обобщить основные знания учащихся по заданной теме.2. Дать образное представление о...

История проведения шахматного фестиваля "Петровская Ладья" в ГБУ ДО ДДТ Петродворцового района Санкт-Петербурга

Данная статья рассказывает о истории проведения фестиваля "Петровская Ладья" на базе учреждения дополнительного образования ГБУ ДО ДДТ Петродворцового района Санкт-Петербурга...

Методическая разработка практического занятия по дисциплине Математика,раздел Алгебра и начала математического анализа, тема "Преобразование степенных выражений"

Данная методическая разработка предназначена для проведения практического занятия по математике  для обучающихся 1 курса специальности 34.02.01 "Сестринское дело" в соответствии с темат...

Технологическая карта учебного занятия "Россия в эпоху петровских преобразований" с применением интерактивных технологий

Технологическая карта учебного занятия по теме "Россия в эпоху петровских преобразований", поможет полноценно провести урок в соответствии с ФГОС. Особенностью данного урока являетя при...