Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Существительные с шипящим на конце"
методическая разработка на тему

Газинская Елизавета Игоревна

Материал к уроку русского языка по теме "Существительные с шипящим на конце"

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема: «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих»

Тип: Закрепление изученного материала

Задачи:

Образовательные:

создать условия для учебной деятельности, в ходе которой учащиеся  отработают навык правописания  мягкого знака на конце имён существительных после  шипящих.

Развивающие:

создать условия для развития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы; способствовать развитию орфографической зоркости; развивать умение работать в паре, в группе; развивать память.

Воспитательные:

воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям.

Коррекционные: коррегировать внимание (с помощью упражнения «Найди букву»), память (работа по запоминанию правила, алгоритма), логическое мышление (с помощью кроссворда)

Планируемые результаты

Предметные:

- объяснять написание мягкого знака(ь) после шипящих;

- различать сущ. мужского и женского рода с шипящими на конце;

-записывать имена существительные с шипящим на конце

Метапредметные:

- понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя;

- планировать действия для решения поставленной задачи;

- сотрудничать в соответствии с принятой ролью;

-делить слова на группы по общему признаку;

- осуществлять самоконтроль и  самооценку

Личностные:

- проявлять интерес к русскому языку

Межпредметные связи: Чтение, тема «Работа над многозначностью слова, его лексическим значением»

Ресурсы урока: Учебник, рабочая тетрадь, рабочая программа, презентация, компьютер, проектор, экран.

Ход урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающихся

УУД

1.Организационный момент

Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не совсем обычный урок, к нам пришло много гостей. Поздоровайтесь с ними, улыбнитесь им, повернитесь к соседу и улыбнитесь друг другу.  И я хочу начать урок со слов Аристотеля: «Познание начинается с удивления», желаю вам всем удивительных открытий!

 Улыбнулись друг другу, пожелали удачи

Личностные результаты: самоопределение к деятельности

2.Актуализация познавательной деятельности

- Запишите сегодняшнюю дату.

 Мы начинаем урок с минутки чистописания.

Минутка чистописания

– Вспомните, какие буквы в русском языке  обозначают шипящие звуки.

– Запишите строчку, чередуя шипящие.

Оптимизация внимания

- Сейчас я вам раздам карточки, в которых самые внимательные найдут буквы. Обведите найденные буквы красным карандашом.

- Какие буквы вы нашли? Сколько нашли мягких знаков? Кто нашел 4, поставьте рядом плюс. Кто нашел 2 или 3, волнистую линию.

Проблемный вопрос

- Давайте посмотрим на слова на доске. Прочитайте их. Сколько букв в слове день? Сколько звуков? Почему звуков меньше?

Как бы вы ответили на такой вопрос: чем заканчивается день и ночь?

- Все верно. А можете ли вы предположить, какая будет тема нашего сегодняшнего урока?

- А разве мы ничего о нем не знаем? Для чего он нужен в слове день?

А в слове ночь?

Проблема для нас? Значит чем сегодня на уроке мы с вами будем заниматься?

Записывают дату, пишут, чередуя буквы ж-жь, ш-шь, ч-чь, щ-щь, обращая внимание на соединения букв.

- на конце обоих слов пишется мягкий знак

- о мягком знаке

- для смягчения согласного Н — показатель мягкости.

- затрудняются ответить. Узнаем, для чего еще нужен мягкий знак.

Предметные результаты:

понимать задание, как его надо выполнить.

Метапредметные результаты: анализировать учебную ситуацию и ставить задачу урока, высказывать свои мнения, слушать ответы других

Коммуникативные:

уметь выражать свои мысли, слушать ответы своих одноклассников и сравнивать со своими ответами.

Регулятивные:

оценивать ход и результат выполнения задания.

3.Мотивация необходимых знаний

- Посмотрите, на доске висят слова. В какую большую группу мы можем их отнести?

- А что еще объединяет эти слова?

- В форме какого числа они употреблены? Запомним это.

- На какие две группы мы можем разбить эти существительные, опираясь на наши знания?

Давайте распределим эти слова в столбики по родам.

Карандаш, багаж, товарищ — словарные слова

- Скажите, ребята, какие особенности вы заметили в написании существительных женского рода?

А в сущ. мужского рода?

Так какая тема нашего урока о мягком знаке? Значит, чему мы должны сегодня научиться?

Предлагаю вам заполнить табличку, опираясь на наши наблюдения.

 

- Итак, сделаем вывод. Когда будем писать Ь на конце существительных после шипящей?

Давайте все вместе повторим: На конце существительных единственного числа женского рода после шипящей пишется мягкий знак.

Проверим нашу догадку на с. учебника 77.

Верно ли наше предположение?

У кого в табличке-памятке все записано верно, как на слайде, поставьте на листочке рядом плюс, у кого есть 1-2 ошибки — волнистую линию.

- имя существительное

- они все оканчиваются на шипящий согласный

-ед.ч.

- сущ. м.р. и ж.р.

записывают в тетради, по одному работают у доски.

- на конце пишется Ь

- на конце не пишется Ь

Ь на конце существительных после шипящих

- научиться правильно писать мягкий знак на конце существительных после шипящей

заполняют таблицу, комментируя записи.

- на конце сущ. ед.ч. ж.р. после шип. пишем Ь

повторяют совместно с учителем.

Читают правило в учебнике.

 Регулятивные:

оценивать ход и результат выполнения задания

Познавательные:

понять, когда следует писать ь после шипящих; уметь осознанно строить речевое высказывание в устной форме;

коллективное создание алгоритма о правописании разделительного твердого знака; сформулировать правило по написанию разделительного твердого знака

Коммуникативные:

уметь выслушать чужое мнение, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Предметные результаты:

запомнить, когда следует писать  мягкий  знак на конце существительных после шипящих;

уметь работать по алгоритму

                                                                    4. Динамическая пауза

Выполняют упражнения совместно с учителем

5. Первичное закрепление полученных знаний

-Ах, это существительное!

И правда удивительное!

То не любит мягкий знак,

То вдруг без него никак!

- Глядя на алгоритм рассуждений (памятку), попробуйте рассказать друг другу в парах, когда нужно писать Ь на конце существительных, а когда нет.

- Катя, расскажи всему классу.

- Илья, расскажи теперь ты.

- Олег, попробуй повторить.

- Даша, повтори, пожалуйста.

- Молодцы! Давайте потренируемся применять полученные знания! Выполним упражнение 68. По очереди работают у доски.

Кто выполнил упражнение правильно, как на доске, поставьте на полях рядом плюс, кто допустил 1-2 ошибки — волнистую линию.

Работа с деформированным предложением

Ребята, мой брат оставил мне вчера записку, но слова в ней перепутал. Помогите мне правильно расположить слова в предложении. Но при этом замените вопросительные знаки на нужную букву. А может быть, она там никакая не нужна. Как справитесь, мы сравним, что получилось у вас, а что у меня!

Кто прочитает полученное предложение? Найдите грамматическую основу (папа сдал)

Обменяйтесь тетрадями с соседом. Проверьте, так ли у соседа? (слайд) Если так, поставьте рядом на полях плюс, если есть 1 ошибка, волнистую линию.

 

 Применяют полученные знания на практике. Выполняют упражнение по образцу в учебнике.

Составляют предложения, используя полученные знания о новой орфограмме.

Осуществляют взаимопроверку.

Метапредметные результаты:

самоопределяются в УД

Личностные результаты:

осознают смысл изучения правописания ь знака на конце существительных после шипящих и успешного их использования в словах

6. Динамическая пауза (гимнастика для глаз)

                                                                           7. Первичная проверка полученных знаний

Предлагаю вам разгадать тематический кроссворд. Все слова в нем будут связаны с новым правилом. Работать вы будете в парах, затем все вместе проверим. Готовы? Записываем по горизонтали.

1. Предмет, на котором ездил Емеля в сказке.  

2. Без него не откроешь замок.

3. Его надевают в дождь.

4. Маленький ребенок.

5. Добыча охотника.

6. Середина ночи.

Первая пара, назовите все отгадки, которые имеют мягкий знак на конце.

Почему вы написали эти слова с мягким знаком?

Вторая пара, назовите все отгадки, на конце которых нет мягкого знака.

Почему вы написали эти слова так?

Проверьте по слайду так ли у вас разгадан кроссворд? Поставьте себе плюс, если так. Если допустили 1 ошибку, то волнистую линию.

Резервное задание — тест.

Осуществляют работу в парах, обсуждают, записывают слова в кроссворд.

Печь

ключ

плащ

малыш

дичь

полночь

Называют отгадки, объясняют. Опираясь на изученное правило.

Самостоятельно отвечают на вопросы теста, осуществляют самопроверку по слайду.

8. Рефлексия

Ребята, наш урок подходит к завершению. Вспомните, над какой темой мы сегодня работали? (Мягкий знак на конце существительных , оканчивающихся на шипящий)

Давайте вернемся к той проблеме, с которой начался наш урок. Можем мы теперь ответить на вопрос, зачем нужен Ь на конце слова ночь? (для того, чтобы показать, что это сущ. ед.ч. ж.р.)

Как вы думаете, мы достигли цели нашего урока?

За урок вы могли получить 5  (6 — с тестом) плюсов. Две волнистые линии дают один плюс. Поставьте себе в тетради на полях в конце работы оценку, которую вы заработали.

А устно сегодня работали очень хорошо ………

………. - вам нужно постараться быть активнее, и не бояться отвечать.

Предлагаю каждому подойти к тому, острову, до которого вы добрались на этом уроке.

Спасибо за урок!

Регулятивные:

оценивать результат выполнения своей работы;

сравнивать свои ответы с ответами одноклассников 

Личностные результаты:

осознать смысл изучения правописания мягкого знака на конце существительных после шипящих; понимать значимость правильного написания

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: с.77 упр. 69


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка ГБОУ школа №7 Красносельского района Санкт-Петербурга Учитель: Газинская Елизавета Игоревна, Класс: 3-А 14.03.2018г.

Слайд 2

Познание начинается с удивления. Аристотель

Слайд 3

Имя существительное в ед.ч., оканчивающееся на: Ж, Ш, Ч, Щ. Ж.Р. М.Р. ПИШЕМ Ь НЕ ПИШЕМ Ь

Слайд 6

Плющ – ползучее растение, цепляющееся за опору, которое оно обвивает.

Слайд 7

Б а ржа – небольшое грузовое судно с плоским дном.

Слайд 8

папа, багаж(?), вещ (?), в, сдал, ценную. Составьте предложение:

Слайд 9

Что получилось? П апа сдал ценную вещ ь в багаж .

Слайд 10

Что получилось? Папа сдал ценную вещь в багаж. сущ. гл.

Слайд 12

1 2 3 4 5 6

Слайд 13

1 П Е Ч Ь 2 К Л Ю Ч 3 П Л А Щ 4 М А Л Ы Ш 5 Д И Ч Ь 6 П О Л Н О Ч Ь

Слайд 14

Проверим тест! 1. А 2. Б 3. Б 4. В

Слайд 15

Домашнее задание с.77 упр. 69


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока Русского языка во 2 классе

Урок русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова"...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс

Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе....

Технологическая карта урока русского языка в 6-м классе. Тема урока - "Повторение по теме Имя числительное".

Тема:  «Повторение по теме «Имя числительное» Тип урока: урок общеметодологической направленностиВид урока: урок-совершенствование...

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе. Тема "Род имен существительных"

Педагогические целиСпособствовать развитию умений определять род имен существительных, классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения родаТип урокаУрок открытия...

Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов" (УМК "Школа России", 3 класс)

Цель урока: формирование у учащихся понятий об изменении глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы. Задачи урокаДидактические:      Дидактические: поз...

технологическая карта урока русского языка 2 класс Собственное и нарицательное имени существительного

технологическая карта урока русского языка 2 класс Собственное и нарицательное имени существительного...