Технологическая карта урока русского языка в 3 классе "Существительные с шипящим на конце"
методическая разработка на тему
Материал к уроку русского языка по теме "Существительные с шипящим на конце"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Технологическая карта урока | 23.13 КБ |
презентация к уроку | 2.86 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: «Мягкий знак (ь) на конце имён существительных после шипящих» | Тип: Закрепление изученного материала | ||||||
Задачи: Образовательные: создать условия для учебной деятельности, в ходе которой учащиеся отработают навык правописания мягкого знака на конце имён существительных после шипящих. Развивающие: создать условия для развития познавательной активности детей, умения рассуждать, делать выводы; способствовать развитию орфографической зоркости; развивать умение работать в паре, в группе; развивать память. Воспитательные: воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; воспитание мотивов учения, положительного отношения к знаниям. Коррекционные: коррегировать внимание (с помощью упражнения «Найди букву»), память (работа по запоминанию правила, алгоритма), логическое мышление (с помощью кроссворда) | |||||||
Планируемые результаты | |||||||
Предметные: - объяснять написание мягкого знака(ь) после шипящих; - различать сущ. мужского и женского рода с шипящими на конце; -записывать имена существительные с шипящим на конце | Метапредметные: - понимать и принимать учебную задачу, решать её под руководством учителя; - планировать действия для решения поставленной задачи; - сотрудничать в соответствии с принятой ролью; -делить слова на группы по общему признаку; - осуществлять самоконтроль и самооценку | Личностные: - проявлять интерес к русскому языку | |||||
Межпредметные связи: Чтение, тема «Работа над многозначностью слова, его лексическим значением» | |||||||
Ресурсы урока: Учебник, рабочая тетрадь, рабочая программа, презентация, компьютер, проектор, экран. | |||||||
Ход урока | |||||||
Содержание деятельности учителя | Содержание деятельности обучающихся | УУД | |||||
1.Организационный момент | |||||||
Здравствуйте, ребята. Сегодня у нас не совсем обычный урок, к нам пришло много гостей. Поздоровайтесь с ними, улыбнитесь им, повернитесь к соседу и улыбнитесь друг другу. И я хочу начать урок со слов Аристотеля: «Познание начинается с удивления», желаю вам всем удивительных открытий! | Улыбнулись друг другу, пожелали удачи | Личностные результаты: самоопределение к деятельности | |||||
2.Актуализация познавательной деятельности | |||||||
- Запишите сегодняшнюю дату. Мы начинаем урок с минутки чистописания. Минутка чистописания – Вспомните, какие буквы в русском языке обозначают шипящие звуки. – Запишите строчку, чередуя шипящие. Оптимизация внимания - Сейчас я вам раздам карточки, в которых самые внимательные найдут буквы. Обведите найденные буквы красным карандашом. - Какие буквы вы нашли? Сколько нашли мягких знаков? Кто нашел 4, поставьте рядом плюс. Кто нашел 2 или 3, волнистую линию. Проблемный вопрос - Давайте посмотрим на слова на доске. Прочитайте их. Сколько букв в слове день? Сколько звуков? Почему звуков меньше? Как бы вы ответили на такой вопрос: чем заканчивается день и ночь? - Все верно. А можете ли вы предположить, какая будет тема нашего сегодняшнего урока? - А разве мы ничего о нем не знаем? Для чего он нужен в слове день? А в слове ночь? Проблема для нас? Значит чем сегодня на уроке мы с вами будем заниматься? | Записывают дату, пишут, чередуя буквы ж-жь, ш-шь, ч-чь, щ-щь, обращая внимание на соединения букв. - на конце обоих слов пишется мягкий знак - о мягком знаке - для смягчения согласного Н — показатель мягкости. - затрудняются ответить. Узнаем, для чего еще нужен мягкий знак. | Предметные результаты: понимать задание, как его надо выполнить. Метапредметные результаты: анализировать учебную ситуацию и ставить задачу урока, высказывать свои мнения, слушать ответы других Коммуникативные: уметь выражать свои мысли, слушать ответы своих одноклассников и сравнивать со своими ответами. Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания. | |||||
3.Мотивация необходимых знаний | |||||||
- Посмотрите, на доске висят слова. В какую большую группу мы можем их отнести? - А что еще объединяет эти слова? - В форме какого числа они употреблены? Запомним это. - На какие две группы мы можем разбить эти существительные, опираясь на наши знания? Давайте распределим эти слова в столбики по родам. Карандаш, багаж, товарищ — словарные слова - Скажите, ребята, какие особенности вы заметили в написании существительных женского рода? А в сущ. мужского рода? Так какая тема нашего урока о мягком знаке? Значит, чему мы должны сегодня научиться? Предлагаю вам заполнить табличку, опираясь на наши наблюдения.
- Итак, сделаем вывод. Когда будем писать Ь на конце существительных после шипящей? Давайте все вместе повторим: На конце существительных единственного числа женского рода после шипящей пишется мягкий знак. Проверим нашу догадку на с. учебника 77. Верно ли наше предположение? У кого в табличке-памятке все записано верно, как на слайде, поставьте на листочке рядом плюс, у кого есть 1-2 ошибки — волнистую линию. | - имя существительное - они все оканчиваются на шипящий согласный -ед.ч. - сущ. м.р. и ж.р. записывают в тетради, по одному работают у доски. - на конце пишется Ь - на конце не пишется Ь Ь на конце существительных после шипящих - научиться правильно писать мягкий знак на конце существительных после шипящей заполняют таблицу, комментируя записи. - на конце сущ. ед.ч. ж.р. после шип. пишем Ь повторяют совместно с учителем. Читают правило в учебнике. | Регулятивные: оценивать ход и результат выполнения задания Познавательные: понять, когда следует писать ь после шипящих; уметь осознанно строить речевое высказывание в устной форме; коллективное создание алгоритма о правописании разделительного твердого знака; сформулировать правило по написанию разделительного твердого знака Коммуникативные: уметь выслушать чужое мнение, выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. Предметные результаты: запомнить, когда следует писать мягкий знак на конце существительных после шипящих; уметь работать по алгоритму | |||||
4. Динамическая пауза | |||||||
Выполняют упражнения совместно с учителем | |||||||
5. Первичное закрепление полученных знаний | |||||||
-Ах, это существительное! И правда удивительное! То не любит мягкий знак, То вдруг без него никак! - Глядя на алгоритм рассуждений (памятку), попробуйте рассказать друг другу в парах, когда нужно писать Ь на конце существительных, а когда нет. - Катя, расскажи всему классу. - Илья, расскажи теперь ты. - Олег, попробуй повторить. - Даша, повтори, пожалуйста. - Молодцы! Давайте потренируемся применять полученные знания! Выполним упражнение 68. По очереди работают у доски. Кто выполнил упражнение правильно, как на доске, поставьте на полях рядом плюс, кто допустил 1-2 ошибки — волнистую линию. Работа с деформированным предложением Ребята, мой брат оставил мне вчера записку, но слова в ней перепутал. Помогите мне правильно расположить слова в предложении. Но при этом замените вопросительные знаки на нужную букву. А может быть, она там никакая не нужна. Как справитесь, мы сравним, что получилось у вас, а что у меня! Кто прочитает полученное предложение? Найдите грамматическую основу (папа сдал) Обменяйтесь тетрадями с соседом. Проверьте, так ли у соседа? (слайд) Если так, поставьте рядом на полях плюс, если есть 1 ошибка, волнистую линию. |
Применяют полученные знания на практике. Выполняют упражнение по образцу в учебнике. Составляют предложения, используя полученные знания о новой орфограмме. Осуществляют взаимопроверку. | Метапредметные результаты: самоопределяются в УД Личностные результаты: осознают смысл изучения правописания ь знака на конце существительных после шипящих и успешного их использования в словах | |||||
6. Динамическая пауза (гимнастика для глаз) | |||||||
7. Первичная проверка полученных знаний | |||||||
Предлагаю вам разгадать тематический кроссворд. Все слова в нем будут связаны с новым правилом. Работать вы будете в парах, затем все вместе проверим. Готовы? Записываем по горизонтали. 1. Предмет, на котором ездил Емеля в сказке. 2. Без него не откроешь замок. 3. Его надевают в дождь. 4. Маленький ребенок. 5. Добыча охотника. 6. Середина ночи. Первая пара, назовите все отгадки, которые имеют мягкий знак на конце. Почему вы написали эти слова с мягким знаком? Вторая пара, назовите все отгадки, на конце которых нет мягкого знака. Почему вы написали эти слова так? Проверьте по слайду так ли у вас разгадан кроссворд? Поставьте себе плюс, если так. Если допустили 1 ошибку, то волнистую линию. Резервное задание — тест. | Осуществляют работу в парах, обсуждают, записывают слова в кроссворд. Печь ключ плащ малыш дичь полночь Называют отгадки, объясняют. Опираясь на изученное правило. Самостоятельно отвечают на вопросы теста, осуществляют самопроверку по слайду. | ||||||
8. Рефлексия | |||||||
Ребята, наш урок подходит к завершению. Вспомните, над какой темой мы сегодня работали? (Мягкий знак на конце существительных , оканчивающихся на шипящий) Давайте вернемся к той проблеме, с которой начался наш урок. Можем мы теперь ответить на вопрос, зачем нужен Ь на конце слова ночь? (для того, чтобы показать, что это сущ. ед.ч. ж.р.) Как вы думаете, мы достигли цели нашего урока? За урок вы могли получить 5 (6 — с тестом) плюсов. Две волнистые линии дают один плюс. Поставьте себе в тетради на полях в конце работы оценку, которую вы заработали. А устно сегодня работали очень хорошо ……… ………. - вам нужно постараться быть активнее, и не бояться отвечать. Предлагаю каждому подойти к тому, острову, до которого вы добрались на этом уроке. Спасибо за урок! | Регулятивные: оценивать результат выполнения своей работы; сравнивать свои ответы с ответами одноклассников Личностные результаты: осознать смысл изучения правописания мягкого знака на конце существительных после шипящих; понимать значимость правильного написания |
ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ: с.77 упр. 69
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Познание начинается с удивления. Аристотель
Имя существительное в ед.ч., оканчивающееся на: Ж, Ш, Ч, Щ. Ж.Р. М.Р. ПИШЕМ Ь НЕ ПИШЕМ Ь
Плющ – ползучее растение, цепляющееся за опору, которое оно обвивает.
Б а ржа – небольшое грузовое судно с плоским дном.
папа, багаж(?), вещ (?), в, сдал, ценную. Составьте предложение:
Что получилось? П апа сдал ценную вещ ь в багаж .
Что получилось? Папа сдал ценную вещь в багаж. сущ. гл.
1 2 3 4 5 6
1 П Е Ч Ь 2 К Л Ю Ч 3 П Л А Щ 4 М А Л Ы Ш 5 Д И Ч Ь 6 П О Л Н О Ч Ь
Проверим тест! 1. А 2. Б 3. Б 4. В
Домашнее задание с.77 упр. 69
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Технологическая карта урока Русского языка во 2 классе
Урок русского языка по теме "Безударные гласные в корне слова"...
Технологическая карта урока русского языка "Безударные гласные в корне слова, проверяемые ударением". 2 класс. Программа "Школа 2100"
Технологическая карта урока русского языка составлена на основе ФГОС....
Технологическая карта урока русского языка 5 класс
Технологическая карта к уроку русского языка в 5 классе....
Технологическая карта урока русского языка в 6-м классе. Тема урока - "Повторение по теме Имя числительное".
Тема: «Повторение по теме «Имя числительное» Тип урока: урок общеметодологической направленностиВид урока: урок-совершенствование...
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе. Тема "Род имен существительных"
Педагогические целиСпособствовать развитию умений определять род имен существительных, классифицировать имена существительные по роду и обосновывать правильность определения родаТип урокаУрок открытия...
Технологическая карта урока русского языка "Времена глаголов" (УМК "Школа России", 3 класс)
Цель урока: формирование у учащихся понятий об изменении глаголов по временам и с особенностями каждой временной формы. Задачи урокаДидактические: Дидактические: поз...
технологическая карта урока русского языка 2 класс Собственное и нарицательное имени существительного
технологическая карта урока русского языка 2 класс Собственное и нарицательное имени существительного...