Конспект мастер-класса "Осторожно, манипуляция!"
план-конспект урока на тему

Антонова Лидия Евгеньевна

            Конспект сосавлен в соавторстве с Е.Н. Мещеряковой для проведения мастер-класса "Осторожно, манипуляция" и посвящен раскрытию понятий "манипулятор" и "манипуляция", основных тактик манипулирования людьми и защит от манипуляторов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

«Осторожно, манипуляция!»

Цель: знакомство с основными принципами влияния на людей в действиях и словах манипулятора и простейшими приемами противостояния манипуляциям.

Задачи:                                                                                                  

1. Научить студентов узнавать и понимать признаки манипуляций, познакомить их с некоторыми принципами влияния на людей и техниками противостояния манипуляциям.                                

2. Познакомить студентов с особенностями взаимоотношений в "Треугольнике Карпмана"

Ожидаемые результаты:

Студенты знают:

  • кто такие манипуляторы и чего они добиваются;
  • принципы влияния на окружающих, используемые манипуляторами;
  • основные приемы защиты от манипулятивных воздействий.
  • особенности ролевых отношений в Треугольнике С. Карптмана

Студенты умеют:

  • распознавать манипуляторов среди окружающих людей;
  • предвидеть последствия попадания в треугольник взаимоотношений под названием "Треугольник Карпмана";
  • анализировать конкретные ситуации, определяя возможности выхода из них для людей, исполняющих каждую из трех ролей, определенных С. Карпманом; 
  • осознанно определять свою роль во взаимоотношениях с окружающими, используя модель межличностных отношений, разработанную С. Карпманом.

Студенты интересуются проблемами манипулирования в межличностных отношениях и стремятся использовать свои знания по этому вопросу на практике.

        Оборудование:

  1. Мультимедийная установка.
  2. Презентация по теме мастер-класса
  3. Ватман
  4. Цветные фломастеры
  5. Картон красного, зеленого и синего цвета
  6. Шарфики красного, зеленого и синего цвета
  7. Куклы-марионетки
  8. Тематические кейсы с раздаточным материалом и заданиями для студентов и гостей

Ход урока:

Часть урока

Содержание урока

Слайды презентации к уроку

1.

Введение.

Слайд № 1.

Звучит песня Андрея Макаревича «Марионетки» («Машина времени»). Студенты-«зазывады» с куклами в руках приглашают на мастер-класс.

Слайд № 1.

2.

Ознакомление участников мастер-класса с его целью и ожидаемыми результатами.

            - Здравствуйте, уважаемые студенты и уважаемые гости!

            - По звучащей музыке и слайду вы конечно же догадались, о чем у нас с вами пойдет речь.

Действительно,  целью нашего мастер-класса является знакомство с основными принципами влияния на людей в действиях и словах манипулятора и простейшими приемами противостояния манипуляциям.

Слайд № 2. Цель мастер-класса.

            - Мы надеемся, что по окончании мастер-класса вы сможете овладеть следующими знаниями и умениями, которые приведены на слайде (№3) и в лежащих на ваших столах кейсах (с. № …).

Знания:

  • кто такие манипуляторы и чего они добиваются;
  • принципы влияния на окружающих, используемые манипуляторами;
  • основные приемы защиты от манипулятивных воздействий.
  • особенности ролевых отношений в Треугольнике С. Карптмана

Умения:

  • распознавать манипуляторов среди окружающих людей;
  • предвидеть последствия попадания в треугольник взаимоотношений под названием "Треугольник Карпмана";
  • анализировать конкретные ситуации, определяя возможности выхода из них для людей, исполняющих каждую из трех ролей, определенных С. Карпманом; 
  • осознанно определять свою роль во взаимоотношениях с окружающими, используя модель межличностных отношений, разработанную С. Карпманом.

Студенты интересуются проблемами манипулирования в межличностных отношениях и стремятся использовать свои знания по этому вопросу на практике.

Слайд № 3. Ожидаемые результаты

3.

Использование фрагмента из фильма «Микстура от косоглазия».

            - Мы предлагаем вам посмотреть фрагмент из фильма «Микстура от косоглазия». Судя по вашей реакции, ситуация, разыгранная на экране, вам хорошо знакома. Многие из вас начали улыбаться, переговариваться. Что вызвало у вас такую живую реакцию?

             - А вам нравится попадать в такие ситуации? Почему?

             - Какие чувства у вас вызывают подобные ситуации?

             - То есть, эти чувства неоднозначны: сначала – интерес, потом – желание воспользоваться предоставляемой льготой, а затем- недоумение, разочарование, а возможно – протест).  С чем связана такая перемена чувств?

            - Да, нам действительно не нравится, когда нами начинают манипулировать.

Слайд № 4.

4.

Суть манипулирования.

            - Что же такое манипулирование?

            - Манипулирование – это социально-психологического воздействие, представляющее собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной или насильственной тактики. Поскольку, как правило, такие методы продвигают интересы манипулятора, часто за счёт других людей, они могут считаться эксплуатационными, насильственными, нечестными и неэтичными [Википедия].

Слайд № 5-6.

5.

Все ли люди – манипуляторы?

            - Если внимательно прочитать эти определения манипуляции, то возникает ощущение, что манипулятором является каждый человек. Ведь все мы периодически используем друг друга. При этом больше всего достается от нас самым близким и любимым людям. Но всех ли нас можно назвать манипуляторами?

            - Нет, манипулятор – это человек, который привык «чужими руками жар загребать», то есть делать все возможное для того, чтобы неприятную или сложную для него работу выполнили за него другие.

Слайд № 7.

6.

Принципы манипулирования сознанием

             - Для воздействия на своих жертв манипуляторы используют целый ряд принципов, помогающих им добиться своего. Основными принципами манипулирования являются:

  • Принцип последовательности
  • Принцип благосклонности
  • Принцип авторитета
  • Принцип ориентации на других
  • Принцип взаимного обмена
  • Принцип дефицита времени

- Рассмотрим их более подробно.

Слайд № 8.

7.

- Принцип последовательности состоит в том, что

одобряемая обществом модель поведения предписывает взрослому человеку быть основательным, ответственным, предсказуемым в своих поступках. Желание человека во всём быть или выглядеть в чужих глазах последовательным нередко заставляет его выполнять взятые на себя обязательства, даже если в его интересах поскорее расторгнуть невыгодный договор. 

- Стремление быть последовательным в своих решениях  и поступках вынуждает жертву манипуляции тащить на себе груз ранее опрометчиво взятых на себя обязательств.

Слайд № 9-10.

8.

Примеры принципа последовательности.

Задание № 1.

- Особенно четко этот принцип отражен в народных пословицах и поговорках.

- Прочитайте внимательно приведенные на стр. … кейса пословицы. В какой из приведенных пословиц наиболее ярко выражается принцип последовательности?

Пословицы:

  1. Не садись не в свои сани.

             2. Назвался груздем полезай в кузов.

  3. Береги платье снову, а честь смолоду.

             4. Слово –  серебро, молчанье – золото.

             5. Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

 

Слайд № 11.

Кейс, с. № …

9.

Принцип благосклонности

- использует человеческое свойство идти навстречу просьбам приятных, вызывающих расположение людей. Именно поэтому успешное общение предполагает дружелюбные интонации, а также обмен любезностями и комплиментами.

Слайд № 12.

10.

Примеры использования принципа благосклонности.

Задание № 2.

- Давайте посмотрим небольшой фрагмент из фильма «Небесные ласточки». Подумайте, как этот принцип реализуется в поведении Денизы. При этом важно знать, что девушка воспитывается в монастырском пансионе для благородных девиц.

Слайд № 13.

11.

- Многие из перечисленных принципов используются в комплексе. Это можно сказать и о двух последующих принципах манипулирования людьми.

12.

Принцип авторитета.    

 - Традиции нашего общества диктуют, что старших нужно уважать, проявлять неповиновение считается недопустимым. Данный принцип манипуляции подразумевает, что человек с большей готовностью прислушается к мнению компетентного, влиятельного человека, пользующегося признанием в конкретной области. Поэтому не очень убедительные аргументы обычно подкрепляют ссылками на мнения знающих, уважаемых в обществе людей.

Слайд № 14.

13.

Принцип ориентации на других.

- Человеку свойственно подражать себе подобным. «Как все, так и я», «раз всем нравится, надо попробовать и мне» — такова логика тривиального мышления. Видя, что большинство людей поступает определённым образом (например, предпочитает какой-либо товар или услугу, выражает те или иные убеждения), человек принимает мнение большинства за верное и присоединяется к нему.

Слайд № 15.

14.

Примеры использования принципа авторитета и принципа ориентации на других.

Задание № 3

- Посмотрите фрагмент из фильма «12 стульев» и постарайтесь ответить на вопрос, опора на какие принципы помогает Остапу Бендеру получить заветный стул.

Слайд № 16.

15.

Принцип взаимного обмена,

- или иначе принцип признательности, заключается в использовании естественного стремления человека ответить добром на добро.

- Иными словами, придерживаясь правила «ты – мне, я – тебе», мы словно обеспечиваем благосклонное отношение к нашим просьбам и потребностям в будущем.

Слайд № 17.

16.

Примеры использования принципа взаимного обмена.

Задание № 4.

- Давайте посмотрим небольшой фрагмент из фильма «Приключения Тома Сойера». Подумайте, как этот принцип реализуется в поведении Тома, что помогает Тому манипулировать другими мальчишками?

Слайд № 18.

17.

Принцип дефицита.

Термин "дефицит" ведет свое происхождение от латинского deficit — недостает и означает недостаток, нехватку чего-либо.

     Мы обычно проникаемся любовью и стремлением к чему-либо, когда понимаем, что это может быть утрачено. Возникающая на глазах притягательность часто объясняется единственной причиной: что-то становится менее доступным. Очень часто можно наблюдать, как люди начинают ценить какой-либо предмет или взаимоотношения только тогда, когда рискуют этого лишиться.

Слайд № 19.

18.

Примеры использования принципа дефицита.

Задание № 5.

Постарайтесь придумать примеры, иллюстрирующие принцип дефицита. Маленькая подсказка: этот принцип часто используется в рекламе.

Слайд № 20.

19.

            Разыгрывание студентами сценки «Телефончик не нужен?»          

            - Посмотрите сценку и постарайтесь определить, какие принципы манипулирования людьми использует продавец телефонов.

20.

- Но если манипулятивных принципов так много, есть ли возможность уберечься от них?

- Что для этого нужно делать?

- Какие знания нужны человеку для того, чтобы не поддаваться манипуляциям?

Слайд № 21.

Более подробно с рекомендациями по предотвращению манипуляций можно познакомиться с помощью материалов кейса, помещенных на странице …

Кейс, страницы … - … .

21.

- Для защиты от манипуляторов прежде всего необходимо знать принципы и приемы, используемые манипуляторами, и хорошо ориентироваться в ситуации, в которую мы попали.

- Нужно помнить: если ты не научишься управлять собой, тобой будут управлять другие.

Слайд № 22.

22.

            Стивен Карптман.

- Особенно трудно распознать манипуляции во взаимоотношениях с близкими людьми, так как близкому человеку сложнее сказать «нет» в ответ на его требование или просьбу.

- Разобраться в сложных межличностных отношениях помогает в семье, с друзьями поможет модель взаимоотношений, разработанная Стивеном Карптманом.

 - Стивен Карптман – психотерапевт, автор концепции драматического треугольника "Жертва-Спасатель-Преследователь", ученик Эриха  Берна.

Слайд № 23.

23.

            Треугольник Карптмана.

            - Треугольник Стивена Карпмана  - это модель, которая описывает схему позиций и смену ролей в случаях, когда люди играют в психологические игры вместо контакта, живого общения от разума к разуму, от сердца к сердцу.

Слайд № 24.

24.

Симптоматика Жертвы.

            - По каким признакам можно узнать жертву? На этот вопрос вы можете ответить, посмотрев на следующий слайд.

           - Жертва, как правило:

  • испытывает жалость к себе;
  • занимает пассивную позицию при решении проблемной ситуации  («Я не виноват», «Это все они…»);
  • ей свойственно чувство беспомощность и
  • игнорирование собственных возможностей в разрешении сложной ситуации;
  • стремится переложить ответственность за происходящее на другого (как правило, на Спасателя)

Слайд № 25.

25.

Симптоматика Преследователя.

- Преследователю свойственны:

  • гнев;
  • уверенность в том, что он имеет право надавить на жертву, игнорируя ее интересы;
  • чувство превосходства над жертвой («С такими по-другому нельзя!»);
  • игнорирование прав и потребностей другого человека

Слайд № 26.

26.

Симптоматика Спасателя.

- Спасатель, как правило, ощущает:

  • жалость к жертве;
  • стремление оказать ей активную помощь и решить ее проблемы;
  • чувство вины за проблемы жертвы;
  • чувство страха за то, что его отказ помочь будет осужден или неправильно понят окружающими;
  • игнорирование способности жертвы самостоятельно  разрешить сложную ситуацию

Слайд № 27.

27.

 

           - Роли Преследователя, Жертвы и Спасателя  очень подвижны, изменчивы. «Преследователь» преследует «Жертву», «Жертва» обращается за помощью и защитой к «Спасателю», после чего «Спасатель» нападает на «Преследователя», - и вот уже роли поменялись.

            - Далее возможны несколько вариантов развития, которые существуют как вместе, так и по отдельности:
           1) бывший Преследователь (теперь «Жертва») тоже найдет себе «Спасателя» и все опять закрутится, вовлекая все новых участников;

            2) бывшая Жертва начнет контролировать, требовать действий от своего «Спасателя» (тем самым становясь «Преследователем», а бывший «Спасатель» соответственно превращается в «Жертву»).

Слайд № 28.

28.

Ситуации. Задание студентам:

- А сейчас мы попытаемся перейти о  теории к практике.

Задание № 6.

- Скажите пожалуйста, есть ли среди вас те, кто ни разу в жизни не ощущал себя жертвой манипуляции?

            - Да, таких людей, действительно, нет или очень мало.

            - Мы хотели бы, чтобы вы разделились на три группы: лучше всего, если за одним столом будут сидеть представители одной группы.

 - Сейчас мы проведем мозговой штурм. Его цель: каждая подгруппа должна назвать несколько ситуаций, в которых человек берет на себя роль жертвы, и записать их на лежащих перед вами листах бумаги.  Вспомните, в которых вы или ваши знакомые становились Жертвами, вы могли бы назвать?

- А сейчас представители каждой группы зачитают получившийся перечень ситуаций. Из общего перечня мы с вами должны выбрать 3 самых интересных и волнующих нас ситуации (каждая подгруппа выбирает по одной ситуации) для того, чтобы разыграть их с помощью треугольника С. Карптмана.

Если группы ситуаций придумать не могут или не приходят к единому мнению по поводу выбора ситуации, им даются готовые варианты.

Слайд № 29.

Возвращение к слайду № 25.

Слайды № 31, 32, 33.

29.

Задание № 7.

Разыгрывание ситуаций со сменой ролей.

- Итак, каждая группа выбрала (получила) по одной ситуации, в которой представлены:

  • Жертва;
  • Преследователь;
  • Спасатель.

            - Вам необходимо разыграть данные ситуации по ролям таким образом. Чтобы четко было видно, кто в этой ситуации какую роль исполняет.

            Идет поочередное разыгрывание ситуаций. Затем каждая ситуация поочередно проигрывается с изменением роли.

            План проигрывания ситуации:

  1. Жертва сталкивается с Преследователем.
  2. Жертва ищет Спасателя.
  3. Спасатель предлагает свой вариант решения проблемы.

Слайд № 34.

30.

Анализ ситуации.

Вопросы для анализа:

  1. Стремление к удовлетворению каких потребностей побуждает каждого из участников ситуации выбирать себе ту или иную роль? (Какую потребность удовлетворяет в данной ситуации  Жертва? Преследователь? Спасатель?)
  2. Хочет ли Жертва изменить ситуацию?
  3. Если да, то что она для этогопредпринимает?
  4. Как изменяется ролевая динамика (распределение ролей) после того, как Жертва перекладывает свою проблему на плечи Спасателя? (Кто становится Жертвой? В кого превращается бывшая Жертва? Какую роль выполняют бывшие Преследователи).
  5. Какие ошибки, приведшие к перераспределению ролей, совершает Спасатель?
  6. Что необходимо сделать, чтобы не превратиться из Спасателя в Жертву?

31.

Обобщение.

- Таким образом, мы увидели, насколько нестабильны роли, выполняемые людьми, заключенными в границы треугольника С. Карптмана, как дискомфортно они себя чувствуют в своих ролях (будь то Преследователь или Жертва, Жертва или Спасатель).

- Каковы Ваши выводы по поводу только что увиденного и прочувствованного?

32.

Составление правил техники безопасности при общении с манипулятором.

Задание № 8.

- Мы с вами достаточно подробно проанализировали несколько ситуаций манипулирования, в которые может попасть каждый из нас.

- Но целью нашей работы является не вывод о том, что мир полон манипуляторов и жертв. Для нас гораздо важнее попытаться составить правила техники безопасности при общении с манипуляторами, следование  которым поможет нам в будущем избежать неприятных ситуаций.

- Для этого мы продолжим работу с выбранными ситуациями.

- Мы уже говорили о том, что в кейсах на страницах … - … помещена информация о приемах защиты от манипулирования.

- Используя данные материалы, разработайте рекомендации для Жертвы, Преследователя и Спасателя, которые помогут им не перемещаться в пределах драматического треугольника С. Карптмана, а выйти за его пределы, то есть:

  • как помочь потенциальной Жертве не стать Жертвой реальной?
  • как помочь Преследователю избавиться от клейма Преследователя?
  • что нужно делать Спасателю, чтобы избежать участи Жертвы?

- Сделанные Вами рекомендации необходимо представить в виде кластера (схемы, таблицы, рисунка).

33.

Представление содержания кластеров студентами каждой подгруппы.

Кластеры вывешиваются на доске или стене кабинета, закрепляясь скотчем.

34.

ДОГОВОР.

35.

Песня Н. Королевой «По ниточке…»



Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ УРОКА

«Осторожно, манипуляция!»

Цель: знакомство с основными принципами влияния на людей в действиях и словах манипулятора и простейшими приемами противостояния манипуляциям.

Задачи:                                                                                                  

1. Научить студентов узнавать и понимать признаки манипуляций, познакомить их с некоторыми принципами влияния на людей и техниками противостояния манипуляциям.                                

2. Познакомить студентов с особенностями взаимоотношений в "Треугольнике Карпмана"

Ожидаемые результаты:

Студенты знают:

  • кто такие манипуляторы и чего они добиваются;
  • принципы влияния на окружающих, используемые манипуляторами;
  • основные приемы защиты от манипулятивных воздействий.
  • особенности ролевых отношений в Треугольнике С. Карптмана

Студенты умеют:

  • распознавать манипуляторов среди окружающих людей;
  • предвидеть последствия попадания в треугольник взаимоотношений под названием "Треугольник Карпмана";
  • анализировать конкретные ситуации, определяя возможности выхода из них для людей, исполняющих каждую из трех ролей, определенных С. Карпманом; 
  • осознанно определять свою роль во взаимоотношениях с окружающими, используя модель межличностных отношений, разработанную С. Карпманом.

Студенты интересуются проблемами манипулирования в межличностных отношениях и стремятся использовать свои знания по этому вопросу на практике.

        Оборудование:

  1. Мультимедийная установка.
  2. Презентация по теме мастер-класса
  3. Ватман
  4. Цветные фломастеры
  5. Картон красного, зеленого и синего цвета
  6. Шарфики красного, зеленого и синего цвета
  7. Куклы-марионетки
  8. Тематические кейсы с раздаточным материалом и заданиями для студентов и гостей

Ход урока:

Часть урока

Содержание урока

Слайды презентации к уроку

1.

Введение.

Слайд № 1.

Звучит песня Андрея Макаревича «Марионетки» («Машина времени»). Студенты-«зазывады» с куклами в руках приглашают на мастер-класс.

Слайд № 1.

2.

Ознакомление участников мастер-класса с его целью и ожидаемыми результатами.

            - Здравствуйте, уважаемые студенты и уважаемые гости!

            - По звучащей музыке и слайду вы конечно же догадались, о чем у нас с вами пойдет речь.

Действительно,  целью нашего мастер-класса является знакомство с основными принципами влияния на людей в действиях и словах манипулятора и простейшими приемами противостояния манипуляциям.

Слайд № 2. Цель мастер-класса.

            - Мы надеемся, что по окончании мастер-класса вы сможете овладеть следующими знаниями и умениями, которые приведены на слайде (№3) и в лежащих на ваших столах кейсах (с. № …).

Знания:

  • кто такие манипуляторы и чего они добиваются;
  • принципы влияния на окружающих, используемые манипуляторами;
  • основные приемы защиты от манипулятивных воздействий.
  • особенности ролевых отношений в Треугольнике С. Карптмана

Умения:

  • распознавать манипуляторов среди окружающих людей;
  • предвидеть последствия попадания в треугольник взаимоотношений под названием "Треугольник Карпмана";
  • анализировать конкретные ситуации, определяя возможности выхода из них для людей, исполняющих каждую из трех ролей, определенных С. Карпманом; 
  • осознанно определять свою роль во взаимоотношениях с окружающими, используя модель межличностных отношений, разработанную С. Карпманом.

Студенты интересуются проблемами манипулирования в межличностных отношениях и стремятся использовать свои знания по этому вопросу на практике.

Слайд № 3. Ожидаемые результаты

3.

Использование фрагмента из фильма «Микстура от косоглазия».

            - Мы предлагаем вам посмотреть фрагмент из фильма «Микстура от косоглазия». Судя по вашей реакции, ситуация, разыгранная на экране, вам хорошо знакома. Многие из вас начали улыбаться, переговариваться. Что вызвало у вас такую живую реакцию?

             - А вам нравится попадать в такие ситуации? Почему?

             - Какие чувства у вас вызывают подобные ситуации?

             - То есть, эти чувства неоднозначны: сначала – интерес, потом – желание воспользоваться предоставляемой льготой, а затем- недоумение, разочарование, а возможно – протест).  С чем связана такая перемена чувств?

            - Да, нам действительно не нравится, когда нами начинают манипулировать.

Слайд № 4.

4.

Суть манипулирования.

            - Что же такое манипулирование?

            - Манипулирование – это социально-психологического воздействие, представляющее собой стремление изменить восприятие или поведение других людей при помощи скрытой, обманной или насильственной тактики. Поскольку, как правило, такие методы продвигают интересы манипулятора, часто за счёт других людей, они могут считаться эксплуатационными, насильственными, нечестными и неэтичными [Википедия].

Слайд № 5-6.

5.

Все ли люди – манипуляторы?

            - Если внимательно прочитать эти определения манипуляции, то возникает ощущение, что манипулятором является каждый человек. Ведь все мы периодически используем друг друга. При этом больше всего достается от нас самым близким и любимым людям. Но всех ли нас можно назвать манипуляторами?

            - Нет, манипулятор – это человек, который привык «чужими руками жар загребать», то есть делать все возможное для того, чтобы неприятную или сложную для него работу выполнили за него другие.

Слайд № 7.

6.

Принципы манипулирования сознанием

             - Для воздействия на своих жертв манипуляторы используют целый ряд принципов, помогающих им добиться своего. Основными принципами манипулирования являются:

  • Принцип последовательности
  • Принцип благосклонности
  • Принцип авторитета
  • Принцип ориентации на других
  • Принцип взаимного обмена
  • Принцип дефицита времени

- Рассмотрим их более подробно.

Слайд № 8.

7.

- Принцип последовательности состоит в том, что

одобряемая обществом модель поведения предписывает взрослому человеку быть основательным, ответственным, предсказуемым в своих поступках. Желание человека во всём быть или выглядеть в чужих глазах последовательным нередко заставляет его выполнять взятые на себя обязательства, даже если в его интересах поскорее расторгнуть невыгодный договор. 

- Стремление быть последовательным в своих решениях  и поступках вынуждает жертву манипуляции тащить на себе груз ранее опрометчиво взятых на себя обязательств.

Слайд № 9-10.

8.

Примеры принципа последовательности.

Задание № 1.

- Особенно четко этот принцип отражен в народных пословицах и поговорках.

- Прочитайте внимательно приведенные на стр. … кейса пословицы. В какой из приведенных пословиц наиболее ярко выражается принцип последовательности?

Пословицы:

  1. Не садись не в свои сани.

             2. Назвался груздем полезай в кузов.

  3. Береги платье снову, а честь смолоду.

             4. Слово –  серебро, молчанье – золото.

             5. Взялся за гуж, не говори, что не дюж.

 

Слайд № 11.

Кейс, с. № …

9.

Принцип благосклонности

- использует человеческое свойство идти навстречу просьбам приятных, вызывающих расположение людей. Именно поэтому успешное общение предполагает дружелюбные интонации, а также обмен любезностями и комплиментами.

Слайд № 12.

10.

Примеры использования принципа благосклонности.

Задание № 2.

- Давайте посмотрим небольшой фрагмент из фильма «Небесные ласточки». Подумайте, как этот принцип реализуется в поведении Денизы. При этом важно знать, что девушка воспитывается в монастырском пансионе для благородных девиц.

Слайд № 13.

11.

- Многие из перечисленных принципов используются в комплексе. Это можно сказать и о двух последующих принципах манипулирования людьми.

12.

Принцип авторитета.    

 - Традиции нашего общества диктуют, что старших нужно уважать, проявлять неповиновение считается недопустимым. Данный принцип манипуляции подразумевает, что человек с большей готовностью прислушается к мнению компетентного, влиятельного человека, пользующегося признанием в конкретной области. Поэтому не очень убедительные аргументы обычно подкрепляют ссылками на мнения знающих, уважаемых в обществе людей.

Слайд № 14.

13.

Принцип ориентации на других.

- Человеку свойственно подражать себе подобным. «Как все, так и я», «раз всем нравится, надо попробовать и мне» — такова логика тривиального мышления. Видя, что большинство людей поступает определённым образом (например, предпочитает какой-либо товар или услугу, выражает те или иные убеждения), человек принимает мнение большинства за верное и присоединяется к нему.

Слайд № 15.

14.

Примеры использования принципа авторитета и принципа ориентации на других.

Задание № 3

- Посмотрите фрагмент из фильма «12 стульев» и постарайтесь ответить на вопрос, опора на какие принципы помогает Остапу Бендеру получить заветный стул.

Слайд № 16.

15.

Принцип взаимного обмена,

- или иначе принцип признательности, заключается в использовании естественного стремления человека ответить добром на добро.

- Иными словами, придерживаясь правила «ты – мне, я – тебе», мы словно обеспечиваем благосклонное отношение к нашим просьбам и потребностям в будущем.

Слайд № 17.

16.

Примеры использования принципа взаимного обмена.

Задание № 4.

- Давайте посмотрим небольшой фрагмент из фильма «Приключения Тома Сойера». Подумайте, как этот принцип реализуется в поведении Тома, что помогает Тому манипулировать другими мальчишками?

Слайд № 18.

17.

Принцип дефицита.

Термин "дефицит" ведет свое происхождение от латинского deficit — недостает и означает недостаток, нехватку чего-либо.

     Мы обычно проникаемся любовью и стремлением к чему-либо, когда понимаем, что это может быть утрачено. Возникающая на глазах притягательность часто объясняется единственной причиной: что-то становится менее доступным. Очень часто можно наблюдать, как люди начинают ценить какой-либо предмет или взаимоотношения только тогда, когда рискуют этого лишиться.

Слайд № 19.

18.

Примеры использования принципа дефицита.

Задание № 5.

Постарайтесь придумать примеры, иллюстрирующие принцип дефицита. Маленькая подсказка: этот принцип часто используется в рекламе.

Слайд № 20.

19.

            Разыгрывание студентами сценки «Телефончик не нужен?»          

            - Посмотрите сценку и постарайтесь определить, какие принципы манипулирования людьми использует продавец телефонов.

20.

- Но если манипулятивных принципов так много, есть ли возможность уберечься от них?

- Что для этого нужно делать?

- Какие знания нужны человеку для того, чтобы не поддаваться манипуляциям?

Слайд № 21.

Более подробно с рекомендациями по предотвращению манипуляций можно познакомиться с помощью материалов кейса, помещенных на странице …

Кейс, страницы … - … .

21.

- Для защиты от манипуляторов прежде всего необходимо знать принципы и приемы, используемые манипуляторами, и хорошо ориентироваться в ситуации, в которую мы попали.

- Нужно помнить: если ты не научишься управлять собой, тобой будут управлять другие.

Слайд № 22.

22.

            Стивен Карптман.

- Особенно трудно распознать манипуляции во взаимоотношениях с близкими людьми, так как близкому человеку сложнее сказать «нет» в ответ на его требование или просьбу.

- Разобраться в сложных межличностных отношениях помогает в семье, с друзьями поможет модель взаимоотношений, разработанная Стивеном Карптманом.

 - Стивен Карптман – психотерапевт, автор концепции драматического треугольника "Жертва-Спасатель-Преследователь", ученик Эриха  Берна.

Слайд № 23.

23.

            Треугольник Карптмана.

            - Треугольник Стивена Карпмана  - это модель, которая описывает схему позиций и смену ролей в случаях, когда люди играют в психологические игры вместо контакта, живого общения от разума к разуму, от сердца к сердцу.

Слайд № 24.

24.

Симптоматика Жертвы.

            - По каким признакам можно узнать жертву? На этот вопрос вы можете ответить, посмотрев на следующий слайд.

           - Жертва, как правило:

  • испытывает жалость к себе;
  • занимает пассивную позицию при решении проблемной ситуации  («Я не виноват», «Это все они…»);
  • ей свойственно чувство беспомощность и
  • игнорирование собственных возможностей в разрешении сложной ситуации;
  • стремится переложить ответственность за происходящее на другого (как правило, на Спасателя)

Слайд № 25.

25.

Симптоматика Преследователя.

- Преследователю свойственны:

  • гнев;
  • уверенность в том, что он имеет право надавить на жертву, игнорируя ее интересы;
  • чувство превосходства над жертвой («С такими по-другому нельзя!»);
  • игнорирование прав и потребностей другого человека

Слайд № 26.

26.

Симптоматика Спасателя.

- Спасатель, как правило, ощущает:

  • жалость к жертве;
  • стремление оказать ей активную помощь и решить ее проблемы;
  • чувство вины за проблемы жертвы;
  • чувство страха за то, что его отказ помочь будет осужден или неправильно понят окружающими;
  • игнорирование способности жертвы самостоятельно  разрешить сложную ситуацию

Слайд № 27.

27.

 

           - Роли Преследователя, Жертвы и Спасателя  очень подвижны, изменчивы. «Преследователь» преследует «Жертву», «Жертва» обращается за помощью и защитой к «Спасателю», после чего «Спасатель» нападает на «Преследователя», - и вот уже роли поменялись.

            - Далее возможны несколько вариантов развития, которые существуют как вместе, так и по отдельности:
           1) бывший Преследователь (теперь «Жертва») тоже найдет себе «Спасателя» и все опять закрутится, вовлекая все новых участников;

            2) бывшая Жертва начнет контролировать, требовать действий от своего «Спасателя» (тем самым становясь «Преследователем», а бывший «Спасатель» соответственно превращается в «Жертву»).

Слайд № 28.

28.

Ситуации. Задание студентам:

- А сейчас мы попытаемся перейти о  теории к практике.

Задание № 6.

- Скажите пожалуйста, есть ли среди вас те, кто ни разу в жизни не ощущал себя жертвой манипуляции?

            - Да, таких людей, действительно, нет или очень мало.

            - Мы хотели бы, чтобы вы разделились на три группы: лучше всего, если за одним столом будут сидеть представители одной группы.

 - Сейчас мы проведем мозговой штурм. Его цель: каждая подгруппа должна назвать несколько ситуаций, в которых человек берет на себя роль жертвы, и записать их на лежащих перед вами листах бумаги.  Вспомните, в которых вы или ваши знакомые становились Жертвами, вы могли бы назвать?

- А сейчас представители каждой группы зачитают получившийся перечень ситуаций. Из общего перечня мы с вами должны выбрать 3 самых интересных и волнующих нас ситуации (каждая подгруппа выбирает по одной ситуации) для того, чтобы разыграть их с помощью треугольника С. Карптмана.

Если группы ситуаций придумать не могут или не приходят к единому мнению по поводу выбора ситуации, им даются готовые варианты.

Слайд № 29.

Возвращение к слайду № 25.

Слайды № 31, 32, 33.

29.

Задание № 7.

Разыгрывание ситуаций со сменой ролей.

- Итак, каждая группа выбрала (получила) по одной ситуации, в которой представлены:

  • Жертва;
  • Преследователь;
  • Спасатель.

            - Вам необходимо разыграть данные ситуации по ролям таким образом. Чтобы четко было видно, кто в этой ситуации какую роль исполняет.

            Идет поочередное разыгрывание ситуаций. Затем каждая ситуация поочередно проигрывается с изменением роли.

            План проигрывания ситуации:

  1. Жертва сталкивается с Преследователем.
  2. Жертва ищет Спасателя.
  3. Спасатель предлагает свой вариант решения проблемы.

Слайд № 34.

30.

Анализ ситуации.

Вопросы для анализа:

  1. Стремление к удовлетворению каких потребностей побуждает каждого из участников ситуации выбирать себе ту или иную роль? (Какую потребность удовлетворяет в данной ситуации  Жертва? Преследователь? Спасатель?)
  2. Хочет ли Жертва изменить ситуацию?
  3. Если да, то что она для этогопредпринимает?
  4. Как изменяется ролевая динамика (распределение ролей) после того, как Жертва перекладывает свою проблему на плечи Спасателя? (Кто становится Жертвой? В кого превращается бывшая Жертва? Какую роль выполняют бывшие Преследователи).
  5. Какие ошибки, приведшие к перераспределению ролей, совершает Спасатель?
  6. Что необходимо сделать, чтобы не превратиться из Спасателя в Жертву?

31.

Обобщение.

- Таким образом, мы увидели, насколько нестабильны роли, выполняемые людьми, заключенными в границы треугольника С. Карптмана, как дискомфортно они себя чувствуют в своих ролях (будь то Преследователь или Жертва, Жертва или Спасатель).

- Каковы Ваши выводы по поводу только что увиденного и прочувствованного?

32.

Составление правил техники безопасности при общении с манипулятором.

Задание № 8.

- Мы с вами достаточно подробно проанализировали несколько ситуаций манипулирования, в которые может попасть каждый из нас.

- Но целью нашей работы является не вывод о том, что мир полон манипуляторов и жертв. Для нас гораздо важнее попытаться составить правила техники безопасности при общении с манипуляторами, следование  которым поможет нам в будущем избежать неприятных ситуаций.

- Для этого мы продолжим работу с выбранными ситуациями.

- Мы уже говорили о том, что в кейсах на страницах … - … помещена информация о приемах защиты от манипулирования.

- Используя данные материалы, разработайте рекомендации для Жертвы, Преследователя и Спасателя, которые помогут им не перемещаться в пределах драматического треугольника С. Карптмана, а выйти за его пределы, то есть:

  • как помочь потенциальной Жертве не стать Жертвой реальной?
  • как помочь Преследователю избавиться от клейма Преследователя?
  • что нужно делать Спасателю, чтобы избежать участи Жертвы?

- Сделанные Вами рекомендации необходимо представить в виде кластера (схемы, таблицы, рисунка).

33.

Представление содержания кластеров студентами каждой подгруппы.

Кластеры вывешиваются на доске или стене кабинета, закрепляясь скотчем.

34.

ДОГОВОР.

35.

Песня Н. Королевой «По ниточке…»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Алгоритмы манипуляций по сестринскому делу в хирургии

В помощь студентам при подготовке к экзамену по сестринскому уходу в хирургии....

Сборник манипуляций при изучении раздела "Основы физиотерапии"

Настоящий сборник манипуляций предназначен для использования в процессе учебной деятельности и промежуточной аттестации по дисциплине «Основы реабилитации», раздел «Физиотерапия» для специальностей: 3...

Дидактический материал по теме «Диагностика инфекционных заболеваний и диагностические манипуляции»

1.Этапы обследования  инфекционного больного.2.Синдромы и симптомы, выявляемые у инфекционных больных3.Лабораторные методы диагностики4. Инструментальные методы диагностики5. Алгоритмы выполнения...

Манипуляции сестринского ухода

Технологии выполнения медицинских услуг и манипуляции сестринского ухода....

Терминологическая разминка и карточки для выполнения манипуляций к практическому занятию по теме: «СП при гломерулонефритах». Преподаватель: Рязанцева В.Н. Компьютерное оформление: Визняк Г.А. 2012 год

Терминологическая разминка и карточки для выполнения манипуляций к практическому занятию по теме: «СП при гломерулонефритах». Преподаватель: Рязанцева В.Н. Компьютерное оформление: Визняк Г.А. 2012 го...

Профессиональные приемы и манипуляции в стрижках

Презентация предназначена к методической разработки к уроку "Выполнение женской стрижки «Каскад»»"...