КОСы по обществознанию
методическая разработка на тему

Меняшина Ирина Аркадьевна

Контрольно-оценочные средства по обществознанию для 1 курса СПО специальность 43.02.06

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kosy_obshchestvoznanie_373377.docx58.81 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ

ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ГОРОДА МОСКВЫ

«КОЛЛЕДЖ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОГО И ГОРОДСКОГО ТРАНСПОРТА»

 

«СОГЛАСОВАНО»    

Заместитель директора по ККО

_______________________ Н.А.Морковина

«_____»____________________ 20___ г.                                                         

«СОГЛАСОВАНО»    

Руководитель методического отделения

_______________________ И.П.Василькова

«_____»____________________ 20___ г. 

КОМПЛЕКТ КОНТРОЛЬНО-ОЦЕНОЧНЫХ СРЕДСТВ

по учебной дисциплине

«Обществознание»

ППССЗ 43.02.06  Сервис  на транспорте

(по видам)

на базе основного общего образования

Москва, 2017

Разработан в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования и с учетом требований работодателей по программе подготовки специалистов среднего звена  по специальности 43.02.06 Сервис на транспорте дисциплины «Обществознание».

Разработчик: Меняшина И.А. – преподаватель общеобразовательных дисциплин ГБПОУ КЖГТ.

Рецензент: 

Рассмотрено и утверждено на заседании предметной (цикловой) комиссии социально-гуманитарных дисциплин по направлению подготовки «Организация перевозок и управление на транспорте»

Председатель П(Ц)К

_______________/ Серкова О.О.

Протокол №____ «___»________________2017 г.

СОДЕРЖАНИЕ

  1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств…………………………….
  2. Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке……………
  3. Оценка освоения учебной дисциплины……………………………………………
  1. Формы и методы оценивания…………………………………………………..
  2. Типовые задания для оценки освоения учебной дисциплины………………..
  1. Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по учебной дисциплине…………………………………………………………………………….

  1. Паспорт комплекта контрольно-оценочных средств

В результате освоения учебной дисциплины «Обществознание» обучающийся должен обладать следующими умениями, знаниями, профессиональными и общими компетенциями:

УМЕНИЯ

У1

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные
признаки, закономерности развития;

У2

-анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия;

У3

-устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками
изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

У4

-объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных
социальных объектов;

У5

-раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия
социально-экономических и гуманитарных наук;

У6

-осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных
знаковых системах,  извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам, систематизировать, анализировать и
обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

У7

-оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы,
организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

У8

-формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

У9

-применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе
решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

У 10

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни.

ЗНАНИЯ

З1

-  биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации
личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

З2

- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

З3

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных
норм, механизмы правового регулирования;

З4

- особенности социально-гуманитарного познания.

ОБЩИЕ КОМПЕТЕНЦИИ

ОК 1.

Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии,
проявлять к ней устойчивый интерес.

ОК 2.

Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и
способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество.

ОК 3.

Решать проблемы, оценивать риски и принимать решения в нестандартных
ситуациях.

ОК 4.

Осуществлять поиск, анализ и оценку и информации, необходимой для
постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного
развития

ОК 5.

Использовать информационно-коммуникационные технологии для
совершенствования профессиональной деятельности

ОК 6.

Работать в коллективе и команде, обеспечивать еѐ сплочение, эффективно
общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7.

Ставить цели, мотивировать деятельность подчинённых, организовывать и
контролировать их работу с принятием на себя ответственность за результат выполнения заданий

ОК 8.

Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного
развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение
квалификации.

ОК 9.

Быть готовым к смене технологий в профессиональной деятельности

Формой аттестации по учебной дисциплине являются:

1 семестр – контрольная работа;

2 семестр – экзамен.

Результаты освоения учебной дисциплины, подлежащие проверке.

В результате аттестации по учебной дисциплине осуществляется комплексная проверка следующих умений и знаний, а также динамика формирования общих компетенций:

Результаты обучения

(освоенные умения, усвоенные знания)

Показатели оценки результата

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

умения:

- характеризовать основные социальные объекты, выделяя их существенные

признаки, закономерности развития;

-анализировать актуальную информацию о социальных объектах, выделяя их общие черты и различия;

-устанавливать соответствия между существенными чертами и признаками

изученных социальных явлений и обществоведческими терминами и понятиями;

-объяснять причинно-следственные и функциональные связи изученных

социальных объектов;

-раскрывать на примерах изученные теоретические положения и понятия

социально-экономических и гуманитарных наук;

-осуществлять поиск социальной информации, представленной в различных

знаковых системах,  извлекать из неадаптированных оригинальных текстов знания по заданным темам, систематизировать, анализировать и

обобщать неупорядоченную социальную информацию, различать в ней факты и мнения, аргументы и выводы;

-оценивать действия субъектов социальной жизни, включая личность, группы,

организации, с точки зрения социальных норм, экономической рациональности;

-формулировать на основе приобретенных обществоведческих знаний собственные суждения и аргументы по определенным проблемам;

-применять социально-экономические и гуманитарные знания в процессе

решения познавательных задач по актуальным социальным проблемам;

-использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни.

- Анализ социальной информации, сравнение социальных явлений с общеведческими терминами и понятиями;

- Оценка действий субъектов, с точки зрения социальных норм;

- анализ причинно-следственных  связей между явлениями, пространственными и временными рамками изучаемых социальных процессов и явлений, аргументированность ответа;

- Выполнять задания в полном объеме в соответствии с требованиями;

-  Обоснованность выбора и оптимальность поиска информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач;

текущий контроль в форме устного опроса по темам, решение тестов, выполнения индивидуальных заданий (сообщений, презентаций, рефератов), составления конспектов, решения кроссвордов, решения проблемных и познавательных задач, построения хронологических, синхронистических таблиц, тематических схем, участия в дискуссиях, сравнение, сопоставление и толкование документов.

знания:

-  биосоциальную сущность человека, основные этапы и факторы социализации

личности, место и роль человека в системе общественных отношений;

- тенденции развития общества в целом как сложной динамичной системы, а также важнейших социальных институтов;

- необходимость регулирования общественных отношений, сущность социальных

норм, механизмы правового регулирования;

- особенности социально-гуманитарного познания.

- Знание основных этапов и факторов социализации личности и её место и роли в системе общественных отношений;

- Характеристика этапов развития общества, а также важнейших социальных институтов;

- Анализ общественных отношений, сущность социальных норм, механизмов правового регулирования;

- Определение роли личности в развитии современного мира.

текущий контроль в форме устного опроса по темам, решение тестов, выполнения индивидуальных заданий (сообщений, презентаций, рефератов), составления конспектов, решения кроссвордов, решения проблемных и познавательных задач, построения хронологических, синхронистических таблиц, тематических схем, участия в дискуссиях, сравнение, сопоставление и толкование документов.

  1. Оценка освоения учебной дисциплины.
  1.  Формы и методы оценивания:

Элемент учебной дисциплины

Формы и методы контроля

Текущий контроль

Промежуточная аттестация

Раздел 1 Человек и общество

Устный опрос

индивидуальная работа, решение тестов, подготовка рефератов, презентаций

У1-10

З1-4

ОК 1-9

Контрольная

 работа

У1-10

З1-4

ОК 1-9

Раздел 2 Духовная культура человека и общество

Устный опрос

индивидуальная работа, решение тестов, подготовка рефератов, презентаций

У1-10

З1-4

ОК 1-9

Раздел 3 Социальные отношения

Устный опрос

индивидуальная работа, решение тестов, подготовка рефератов, презентаций

У1-10

З1-4

ОК 1-9

Раздел 4 Политика

Устный опрос

индивидуальная работа, решение тестов, подготовка рефератов, презентаций

У1-10

З1-4

ОК 1-9

Экзамен

У1-10

З1-4

ОК 1-9

Раздел 5 Экономика

Устный опрос

индивидуальная работа, решение тестов, подготовка рефератов, презентаций

У1-10

З1-4

ОК 1-9

  1. Контрольно-оценочные материалы для итоговой аттестации по учебной дисциплине.

Предметом оценки являются умения и знания. Контроль и оценка осуществляются с использованием теоретических вопросов и практических заданий.

Оценка освоения дисциплины предусматривает использование пятибалльной системы оценивания.

Форма обучения

Очная, очно-заочная, заочная

Критерий оценки:

уровень знаний обучающегося определяется следующими оценками:

  • «отлично»
  • «хорошо»
  • «удовлетворительно»
  • «неудовлетворительно»

  • Оценка «отлично» - ставится при полных аргументированных ответах на все основные и дополнительные вопросы. Ответы должны отличаться логической последовательностью, четкостью, умением делать выводы, обобщать знания основной и дополнительной литературы, умением пользоваться понятийным аппаратом, знанием литературы по различным вопросам дисциплины.
  • Оценка «хорошо» - ставится при полных аргументированных ответах на все основные и дополнительные вопросы. Ответы должны отличаться логичностью, четкостью, знанием учебной литературы по теме вопроса. Возможны некоторые упущения при ответах, однако основное содержание вопроса должно быть раскрыто полно.
  • Оценка «удовлетворительно» - ставится при неполных, слабо аргументированных ответах, свидетельствующих об элементарных знаниях учебной литературы, на недостаточном уровне теоретических основ при решении аналитических задач.
  • Оценка «неудовлетворительно» - ставится при незнании и непонимании основных и дополнительных вопросов.

форма аттестации

перечень вопросов

формируемые компетенции, знания и умения

Контрольная работа

 1 семестр

Раздел 1 Человек и общество

Природное и общественное в человеке

Стадии становления личности

Структура и элементы мировоззрения

Формы и виды мышления

Структура деятельности

Потребности и интересы

Свобода и ответственность

Типы и признаки общества

Сферы общественных отношений

Основные институты общества

У1-10

З1-4

ОК 1-9

1. Человек, согласно современным представлениям, есть существо

 А)  духовное   Б) социальное   В) биологическое    Г) биосоциальное

2. В обществе В. преобладает сельское население, идеалом которого является соблюдение обычаев и благочестие. Накопления незначительны и расходуются не на производство, а на потребление. Господствует государственная собственность. К какому типу относится общество В.?

 А) постиндустриальному          Б) индустриальному

В) традиционному                    Г) информационному

3. Определение: «Направленное развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному» относится к понятию

 А)  стагнация  Б)  прогресс   В)  регресс    Г) модернизация

4. Иван — высокий, худощавый, с красивыми чертами лица, мужественный, расчётливый, медлительный и осторожный. Всё это характеризует Ивана как

 А) личность    Б) гражданина   В)  индивидуальность  Г) профессионала

5.Основа человеческого существования — это

А) дружба   Б) любовь    В) потребительство   Г) деятельность

6. Сходство в поведении животного и деятельности человека

а)целеполагание б)целесообразность в)творческая активность г)преобразование природы

7. Целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной группы, общества – это

а) природоцентризм  б) наукоцентризм  в)мировоззрение

г) социоцентризм

8. Обществознание – это

а) наука

б) учебная дисциплина

в) комплекс наук об обществе и человеке

г) сфера естественнонаучного знания

д) сфера гуманитарного знания

9. Человек отличается от животного наличием

а) языка

б) разума

в) сознанием

г) трудовой деятельности

д) мышления

10. Личность возможна (Определить неверный ответ)

а) без морали

б) без гражданственности

в) без ответственности

г) без диплома о высшем образовании

11. Личность формируется:

а) в результате рождения человека

б) в процессе воспитания и социализации

в) как результат духовного развития

г) в процессе самопознания

12. Основными источником информации является:

а) зрение

б) слух

в) вкус

г) осязание

13. Представление – это:

а) целостное отражение предметов и явления при воздействии на органы чувств;

б) мысль, отражающая существенные, общие свойства, признаки предмета или явления;

в) мысль, утверждающая или отрицающая что-либо через связь понятий;

г) это вывод из нескольких логических связанных суждений

14.  Потребность в знаниях о себе, об окружающем мире, о смысле и назначении своей жизни – это:

а) познание

б) интеллект

в) убеждение

г) мировоззрение

15. Мировоззрение, основанное на нормах человеколюбия

А) научное        

Б) обыденное

В) религиозное

Г) гуманистическое

16. Формирование чувственного образа целостной картины предмета

А) представление

Б) ощущение

В) восприятие

Г) познание

17.  Выдающие природные способности  

А) склонность

Б) гениальность

В) талант

Г) увлечение

18. Мышление, воплощенное в общих связях и отношениях

А) конкретно-образное

Б) конкретно-действенное

В) словесно-логическое

Г)абстрактное

19. Автором пирамиды потребностей является

А) Фрейд  

Б) Котлер

В) Юнг

Г) Маслоу

20. К первичным потребностям относятся потребности физиологические и

А) саморазвития

Б) взаимодействия с социумом

В) безопасности

Г) уважения

21. Вид ответственности, предполагающий ответственность народа за свою судьбу называется

А) историческая

Б) юридическая

В) политическая

Г) групповая

22. Общение относится к….. виду потребностей

А) разумные

Б) идеальные

В) биологические

Г) социальные

23. Деятельность, направленная на преобразование природы

А) игра

Б) творчество

В) общение

Г) труд

24. Материальные потребности и хозяйствующие субъекты относятся к ……..сфере общества

А) социальная

Б) духовная

В) материальная

Г) политическая

25. Постепенное изменение жизни без затрагивания основ общества

А) эволюция

Б) реформа

В) революция

Г) прогресс

26. Целью какого института общества является поддержка общественного порядка

А) семья

Б) политика

В) экономика

Г) социально-культурный

Раздел 2 Духовная культура человека и общество

Виды познания

Истина и ее критерии

Виды и элементы культуры

Формы культуры, их отличия

Функции, свойства и виды науки

Тенденции современного образования

Основные мировые религии

Функции морали, подходы к ее происхождению

У1-10

З1-4

ОК 1-9

27. ………… - критерий истины о том, что истина не должна вступать в противоречие с законами природы

А) научность

Б) фундаментальность

В) логичность

Г) практичность

28. Культура, рассчитанная на большинсто населения

А) элитарная

Б) народная

В) массовая

Г) субкультура

29. Компонент культуры, содействующий развитию творческого начала

А) креативность

Б) ценностность

В)нормативность

Г) качественность

30. Мораль в религии основывается

а) на разуме

б) на вере

в) на долге

г) на свободе

31. К монотеистическим религиям относятся
а) индуизм
б) ислам
в) буддизм
г) язычество

32.  Мораль несовместна
а) с религией
б) с философией
в) с наукой
г) с законами
д) с аполитичностью

33. . Составной частью рационального познания является:

а) восприятие;

б) умозаключение;

в) представление;

г) ощущение.

34.  Под культурой в наиболее общем виде понимается

а) уровень воспитанности человека

б) вся преобразовательная деятельность человека

в) производство и применение орудий труда

г) приспособление развитых живых организмов к окружающей действительности

35. Эксперимент, опыт, практика – это способы познания
а) чувственного;
б) рационального;
в) научного

36. Основными источником информации является:

а) зрение
б) слух
в) вкус

г) осязание

37. Базовой наукой для общества является:

а) философия;
б) социология;
в) история;
г) культурология.

38.  Искусство удовлетворяет потребности:

а) материальные;

б)  познавательные;

в) интеллектуальные;

г) эстетические.

39. К основным моральным категориям относятся (определить неправильный ответ):

а) добро

б) справедливость

в) совесть

г) выгода

д) любовь

40. . Способами научного познания является (Определите неверный ответ):

а) наблюдение;

б) индукция;
в) дедукция;
г)  догадка.

41.  Моральной личностью можно считать:

а) Юлия Цезаря

б) Александра Македонского;

в) Наполеона;

г) Сократа.

42. Какая наука изучает происхождение и содержание моральных норм?

а) этика

б) лингвистика

в) литературоведение

г) эстетика

43. К духовной сфере жизни общества непосредственно относится:

а) принятие кодекса законов о труде;

б) введение правил, облегчающих открытие предприятий малого бизнеса;

в) проведение поэтического конкурса;

г) рост городского населения

44. В росте образовательного уровня населения страны отражается развитие:

а) экономической сферы общества;

б) социальной сферы общества;

в) политико-правовой сферы общества;

г) духовно – нравственной сферы общества

45. Объект –

а) тот, кто осуществляет деятельность;

б) то, на что направлена деятельность;

в) устойчивые взгляды на мир, идеалы и принципы;

г) тот образ, что представляется в сознании и ожидается в результате определённым образом направленной деятельности

46. К проявлениям, отражающим обыденное знание,  Не относится

а) назидание

б) личный опыт

в) традиция

г) эксперимент

47. Направленное развитие, для которого характерен переход от низшего к высшему, от менее совершенного к более совершенному – это ...

а) регресс;

б) фатализм;

в) прогресс;

г) меркантилизм

48.Автор теории происхождения человека, в качестве главной причины его появления называвший труд

А. Дарвин        Б. Энгельс        В. Тойнби        Г. Уэллс

49. В науке для обозначения единичного представителя человеческого рода используется термин

А. Личность        Б. Индивид                В. Деятель        Г. Субъект

Раздел 3 Социальные отношения

Виды социальных отношений

Формы социального взаимодействия

Межличностные конфликты

Девиантное поведение

Социальная стратификация и социальная мобильность

Виды социальных групп

Межнациональные отношения и этносциальные конфликты

У1-10

З1-4

ОК 1-9

50. Социальным качеством человека, формируемым в процессе взаимодействия с обществом, является:

А.  потребность в пище

Б. поддержка теплового обмена        

В. Общение при помощи речи

Г. способность укрываться от опасности

51. Положение человека, предполагающее определенные права и обязанности в обществе является

А социальной стратификацией

Б ролью        

В статусом

Г. Мобильностью

52. Социальный статус, полученный от рождения    –

 А. предписанный

 Б.  приобретаемый

В.  Личностный

 Прирожденный

53. Молодежь, женщины, пенсионеры – это социальные общности…

А) территориальные

Б) демографические

В) этнонациональные

Г) профессиональные

54. Положение личности, занимаемое в обществе в соответствии с возрастом, полом, происхождением, семейным положением, - это…

А) социальная роль

Б) социальный статус

В) семейное положение

Г) социальная стратификация

55. Критерием выделения страт может быть:

А) уровень дохода

Б) отношение к религии

В) отношение к политической идеологии

Г) уровень развития личных способностей.

56. Социальная роль это –

А) степень признания достоинств личности

Б) оценка, которую общество дает статусу личности или должности

В) определенная модель поведения, которая должна отвечать ожиданиям окружающих

Г) социальное перемещение индивида

75. Верны ли следующие суждения о многообразии социальных групп?

А. Для малых групп характерны близкие, эмоционально окрашенные неформальные отношения.

Б. Размер группы не оказывает влияние на качество социального взаимодействия.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

58. Глубинная причина социальных конфликтов:

А) несовпадение характера

Б) различные воззрения социальных групп

В) несовпадения экономических, политических, духовных интересов и возможностей.

59. С социальной сущностью человека связана потребность:

А) приспосабливаться к условиям  природной среды

Б) заботиться о своем потомстве

В) обеспечивать безопасные условия жизни

Г) получить признание в обществе

60. Социальная стратификация – это …

А) взаимодействие людей в различных группах и групп между собой

Б) совместная деятельность людей в различных группах

В) специфическая форма объединения и взаимодействия различных групп людей

Г) система признаков социального расслоения, неравенства

61. Приобретенным является статус-

А) сын

Б) русский

В) флегматик

Г) учитель

62. Совокупность больших и малых социальных групп, коллективных и индивидуальных отношений между ними – это…

А) политика общества

Б) структура общества

В) характер общества

63. Верны ли следующие суждения о социальной мобильности?

А) Социальная мобильность – это совокупность социальных перемещений людей в обществе с изменением их статусов.

Б) Социальная мобильность – это предписания, требования и установленные образцы, которым должно соответствовать поведение людей.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

64. Совокупность социальных механизмов, которые регулируют деятельность людей – это…

А) внутренний социальный контроль

Б) внешний социальный контроль

В) самоконтроль

Г) социальные санкции

65. Выберите форму социального контроля, к которой относятся жесткие меры со стороны правоохранительных органов, применяемые к нарушителю.

А) влияние общественного мнения

Б) принуждение

В) регламентация социальных институтов

Г) групповое давление

66. Группа людей, опустившихся на социальное дно, нищие, лица без определенного места жительства – это..

А) маргиналы

Б) люмпены

В) сословие

Г) социальный класс

67. Верны ли следующие суждения о социальном контроле?

А) Социальный контроль – это совокупность всех норм, которые определяют поведение человека в обществе, упорядочивают взаимоотношения между людьми.

Б) Социальный контроль – это особый механизм поддержания общественного порядка.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

68. Верны ли следующие суждения об отклоняющемся поведении?

А) Отклоняющееся поведение – это отклонение от того образца, который предписывает норма.

Б) Отклоняющееся поведение имеет относительный характер, т.к. разнятся нормы обществ, социальных групп.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

69. Нации и народности – это…

А) исторические типы общества

Б) этнические общности

В) демографические группы

Г) поселенческие группы        

60. В какой из приведенных ситуаций поведение человека в обществе можно оценить как конформное?

А) Человек последовательно отстаивает свои принципы и даже если это чревато конфликтом, старается не изменять себе.

Б) Человек остается привержен своим убеждениям, хотя предпочитает не идти на открытый конфликт, он скорее выйдет из ситуации, останется вне её, чем уступит себе.

В) Человек из чувства противоречия всегда стремится отличаться от окружающих людей, его позиция – быть не таким, как все.

Г) Человек умело приспосабливается к другим людям, у него нет своего мнения, для него всегда важно не выделяться из большинства, он беспринципен и безлик.

                                                       

71. Верны ли следующие суждения о социализации?

А) Успешная социализация позволяет личности активно участвовать во многих процессах, происходящих в общественной жизни.

Б) Процесс социализации преимущественно направлен на формирование типично-групповых свойств и качеств человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

72. Верны ли суждения о девиантном поведении?

А) Новаторство является проявлением девиантного поведения.

Б) Девиантное поведение всегда дестабилизирует общество, способствует возникновению конфликтов, войн.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны.

73. Какой порядок фаз конфликта правильный:

а. Начальная фаза, пик конфликта, фаза подъема, фаза спада

б. Начальная фаза, фаза подъема, пик конфликта, фаза спада

в. Начальная фаза, фаза подъема, фаза спада, пик конфликта

74.Для какой стратегии поведения в конфликте характерен поиск решений, удовлетворяющих  обе стороны:

а. Компромисс

б. Избегание

в. Сотрудничество

г. Приспособление

75. Что такое конфликтогены –

а. Врожденная способность к конфликту;

б. слова или действия, приводящие к возникновению непонимания.

В. слова или действия, приводящие к возникновению понимания.

Экзамен

2 семестр

Раздел 4 Политика

Понятие политики, ее функции , цели и средства

Формы, методы и виды власти

Признаки, функции, формы государства

Принципы правового государства

Легитимность государственной власти

Теории происхождения государства

Современное государственное устройство

Политическая система, ее структура и функции

Виды политических режимов

Особенности демократии, перспективы ее развития

Признаки правового государства. Формы правления

Структура и признаки гражданского общества. Теории гражданского общества

Становление многопартийности в РФ

Политическая элита, ее виды и классификация

Политические партии и движения

Политическая идеология

Политическая культура

Местное самоуправление

Парламентская власть

СМИ в политической системе

Избирательная кампания в РФ

Виды и стадии политического процесса

Политический лидер: виды и формирование имиджа

Органы государственной власти

Федеративное устройство РФ

У1-10

З1-4

ОК 1-9

  1. 1.Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический радикализм»? Составьте два предложения, содержащие информацию о политическом радикализме.
  2. 2. Организация подала заявку в Министерство юстиции РФ на регистрацию в качестве политической партии. Какие три условия необходимо ей выполнить, чтобы заявка была удовлетворена.
  3. 3. Демократическое  с развивающейся рыночной экономикой и высоким уровнем жизни. С каждым годом растет число граждан, уклоняющихся от выборов. Укажите три возможные причины.
  4. 4. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическая элита»? Составьте два предложения, содержащее информацию о функциях политических элит и способах рекрутирования элиты.

5.  Сформулируйте сущность вождизма. Выскажите суждение о специфике формирования в государстве харизматической власти. Назовите основную опасность вождистского типа правления для народа.

  1. 6. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политический режим»? Составьте два предложения, содержащее информацию о политическом влиянии  и типа политических режимов.
  2. 7. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «избирательная система»? Составьте два предложения, содержащее информацию о типа избирательных систем.
  3. 8. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «форма государственного устройства»? Составьте два предложения, содержащее информацию о типах государственного устройства и сущности любого из них.
  4. 9. Какой смысл обществоведы вкладывают в понятие «политическое лидерство»? Составьте два предложения, содержащее информацию о функциях политического лидера и классификацию типов политического лидерства.
  5. 10. Приведите три примера, характеризующие взаимодействие современного государства с религиозными организациями.
  6. 11. Назовите три вида деятельности органов исполнительной власти и проиллюстрируйте их примером.
  7. 12. Определите роль гражданских неполитических организаций в развитии политической системы. Приведите три примера их  взаимодействия с государством.

13.В стране глава государства избирается всенародным голосованием. Все обязаны придерживаться государственной идеологии, существует контроль над всеми сферами жизни, внесудебные преследования оппозиции. Государство включает в себя территории, не обладающие  политической самостоятельностью. Определите три составляющие формы государства, конкретизируйте каждую.

Раздел 5 Экономика

Экономика как наука.

 Макро и микроэкономика

Факторы производства

Виды экономических систем

Рыночный механизм.

 Понятие спроса и предложения

Виды цен. Стоимость продукта

Рыночное равновесие

Определение прибыли

Источники финансирования производства

Рентабельность производства

Финансовые институты

Банковская система

Денежно-кредитная политика

Виды ценных бумаг

Рынок труда и безработица

Виды инфляции и ее последствия

ВВП и его виды.

 Методы подсчета ВВП

Принципы налогообложения

Структура государственного бюджета.

Способы ликвидации дефицита бюджета

Типы государственного долга

Виды потребительских расходов

Регуляторы международной экономики

14. В первый год производительность труда выросла на 20%, а во второй — еще на 5%. На сколько процентов увеличилась производительность труда за 2 года?

15. Инженер подрядился сделать работу в течение месяца за 200 тыс. руб. Определите «инфляционный налог», или сколько потеряет инженер, потому что не получил плату вперед при инфляции, равной 50% в месяц?

16. Инфляция составила 220%, индекс роста
цен был равен 2,3. Во сколько раз выросли цены в
течение двух лет?

17. Две фирмы предлагают проекты строительства дома отдыха. Первая берется построить за два года и просит в первом
году 200 млн. руб., а во втором — 300 млн. руб. Вторая фирма
нуждается в трехлетних инвестициях: 90, 180 и 288 млн. руб.
соответственно. Какой из этих проектов дешевле, если для сравнения использовать 20%-ную ставку дисконтирования?

18. Найдите уровень безработицы в областях А и В, если:
производительность на одного работающего в области
А выше на
3 % , чем в области Б , а на душу населения — ниже на 5%;
безработица в области
Б выше в 1,5 раза, чем в области А; доля
экономически активного населения в области А составляет 60%,
а в области
Б — 6 8 %

19. Затраты на 1000 единиц продукции формировались исходя из следующего:
заработная плата — 20 млн. руб.;
сырье и материалы — 30 млн. руб.;
здания и сооружения — 250 млн. руб.;
оборудование — 100 млн. руб.
Продана вся продукция по цене 122,5 тыс. руб., норма амортизации зданий и сооружений составляет 5%, а срок службы
оборудования в среднем равен 5 годам. Определите прибыль от
уплаты налогов.

20. Среднегодовая стоимость основных фондов составляет
100 млн. руб., в том числе:
здания — 20 млн. руб. (норма амортизации 7%);
оборудование — 15 млн. руб. (10%);
ЭВМ — 5 млн. руб. (12%);
транспорт — 50 млн. руб. (10%);
прочие — 10 млн. руб. (12%).

Определите годовую сумму амортизации, начисляемую прямо
линейным методом, и фондоотдачу.

21. Эластичность спроса на зерно составляет 0,5. Предположим, что из-за плохих погодных условий в регионе, дающем 50%
всего урожая, у каждого фермера погибло 20% урожая. Как
изменится средняя норма прибыли фермеров, если норма прибыли фермерских хозяйств в обычный год невелика и составляет
10% от цены, а затраты в данном, неурожайном году остались на
прежнем уровне?

22.  В стране после прихода к власти социалистов прошла налоговая реформа. Вместо единой плоской шкалы НДФЛ была введена прогрессивно-регрессивная шкала. В чем суть исчисления НДФЛ.

23. Американская компания по производству сотовых телефонов сократила 15 тысяч рабочих мест и вынесла значительную часть производства в Китай и страны Восточной Европы (за предыдущие два года компания сократила 25 тысяч рабочих мест). При этом безработица в США на данный момент составляет 9 процентов. Каковы причины такой политики компании? Назовите общемировой процесс, проявлением которого служат приведённые и аналогичные факты.

24. Проанализируйте ситуацию. Удельный вес расходов на оплату труда в стоимости продукции в Японии в 2—3 раза ниже, чем в других странах (в США этот показатель составляет 32%, в Англии — 27%, а в Японии — 11%). Так, в стоимости итальянских автомобилей «Фиат» на зарплату приходится 31%, а в стоимости соответствующих японских — 6,6%. Какие три фактора влияют на уменьшение доли заработной платы в стоимости продукции?

25. На фондовой бирже произошло значительное снижение курса акций компаний энергетического сектора. Сформулируйте не мене трёх причин, которые, согласно законам рыночной экономики, могли привести к подобному положению. Поясните одну из сформулированных вами причин. 

Ключи к тестовым заданиям  ( 1 семестр)

1

Г

16

В

31

Б

46

Г

61

Г

2

В

17

В

32

Д

47

В

62

Б

3

Б

18

В

33

Б

48

Б

63

1

4

В

19

Г

34

Б

49

Б

64

Б

5

Г

20

В

35

В

50

В

65

Б

6

Б

21

А

36

А

51

В

66

Б

7

В

22

Г

37

Б

52

Г

67

3

8

А

23

Г

38

Г

53

Б

68

3

9

Б

24

В

39

Г

54

Б

69

Б

10

В

25

Б

40

Г

55

А

70

Г

11

Б

26

Б

41

Г

56

В

71

3

12

А

27

Б

42

А

57

1

72

1

13

Б

28

В

43

В

58

В

73

Б

14

А

29

А

44

Г

59

Г

74

В

15

Г

30

Б

45

Б

60

Г

75

Б

Ключ к решению практических задач на экзамене (2 семестр)

  1. Политический радикализм – принцип, согласно которому партии и движения готовы применить любые средства. Включая насильственные. Для достижения своих целей в политической области.  Политический радикализм может иметь любые оттенки, от левого, коммунистического толка, до крайне правого, националистического. Опасность политического радикализма возрастает в кризисные для государства времена на фоне ухудшения положения широких слоев населения.
  2. – отделения партии должны быть не менее чем в половине субъектов федерации;

-  членство в парии должно составлять не менее 500 человек;

-  Руководящие органы партии должны находиться на территории РФ;        .

- единственным принципом общности могут быть политические интересы партии;

- программа парии не может содержать требования к насильственному свержению законной власти.

3.  – люди привыкли к стабильной жизни и не видят различий между политическими партиями и лидерами;

-  у людей этой страны преобладает частный интерес и они не интересуются общественной жизнью;

- на политической арене нет ярких политических личностей, которые могли бы привлечь к себе граждан;

- низкий уровень гражданской культуры моет сочетаться с высоким уровнем материального благосостояния.

4. Политическая элита – особая социальная группа, сосредотачивающая в своих руках , властные полномочия, принимающая участие в реализации политических решений, определяющая политику государства. К функциям политической элиты можно отнести выдвижение целей развития общества, согласования общественных интересов, разрешения политических конфликтов. В качестве каналов рекрутирования элиты можно назвать государственную службу, политические партии, медийную среду, силовые структуры.

5. Вождизм – власть, опирающаяся на исключительные качества лидера, особый дар, присущий ему, власть неразделенно сосредоточенная на преданности лидеру. Обычно устанавливается в кризисные моменты истории страны, например, в ходе революции, которую возглавляет вождь. Народ, уверовав в исключительные качества вождя, будет малоактивен, и если вождь будет проводить ошибочную политику или уйдет с исторической арены, в государстве может снова возникнуть кризис.

6. Политический режим – особая форма государства, охватывающая методы и способы посредством которых государство реализует свои властные полномочия. Критерием определения политического режима выступает объем прав и свобод граждан, реализуемых в стране. Для тоталитарного режима характерно стремление контролировать общество в целом и частную жизнь граждан.

7. Выбор депутатов в  представительные органы образует избирательное право.  Основными типами избирательных систем являются мажоритарная и пропорциональная. Мажоритарная система характеризуется выдвижением кандидатов от одномандатных избирательных округов.

8. Форма государственного устройства – форма территориальной организации государства, определяющая его деление на составные части и механизмы их воздействия.  Различают унитарные федеративные государства и конфедерации.  Федерация – форма государственного управления, при которой входящие территориальные единицы обладают политической, экономической и культурной самостоятельностью и имеют собственное административно- территориальное деление.

9. Политическое лидерство – особый политический институт, связанный с систематическим приоритетным влиянием на власть определенного лица или группы лиц. К его функциям можно отнести интеграционную, посредническую, мобилизационную. Немецкий политолог Вебер предложил типологию лидерства: харизматический, традиционный, рационально-легальный.

10. – обсуждение представителями разных конфессий  положения в стране с реализацией  права на свободу вероисповедания;

- участие в диалоге по выработке мер поддержки семьи, традиционных семейных ценностей;

- Участие в выборах представителей разных конфессий в качестве депутатов.

11- принятие управленческих решений

- организация выполнения принятого решения

- контроль за выполнением принятого решения

12. – участие в обсуждении и принятии политических решений;

- контроль за деятельностью государства;

- проведение экспертизы.

Профсоюзы работников образования принимают активное участие в обсуждении политических решений в области образования. Жильцы многоквартирных домов организованно участвуют в решении вопросов местного значения. Волонтерские движения принимают участие в гуманитарных проблемах, сборе и оказании гуманитарной помощи.

13.Форма правления: республика, форма государственного устройства: унитарное государство, политический режим: тоталитарный.

14.   (1,2-1,05 - 1)-100% = 26%.

15.  (1 – 1/1,15) х 100% = 33,3%, или 66,7 руб

16. Индекс роста цен в 1994 году был равен:

100% + 220% _= 3,2

      100%

Индекс роста цен за 2 года составил:

3,2х2,3 = 7,36

17. Оценка I варианта (в млн. руб.):

200 + 300- = 450.
          1,2

Оценка II варианта:

90 + 180 +     288- = 440.
          1,2      1,44

18. Обозначим через а и Ъ соответственно неизвестные уровни
безработицы в областях А и Б. Как известно, уровень безработицы измеряется в процентах от численности экономически активного населения. Введем также производительность одного работающего — соответственно
Р(а) и Р(Ь).
Тогда Р(а) = 1,03 'Р(Ь), а в пересчете на душу населения
имеем следующее соотношение производительностей:
Р(а)=
60х(1-а)х1,0,5=   Р(b)= 68х(1-b)

        100                          100

Кроме того, b = 1,5а.
Из этих уравнений находим, что
а = 0,09147, или * 9,15%, а Ь = 13,72%

19. Затраты: 20 + 30 + 0,05-250 + 0,2-100 = 82,5 млн. руб.

 Выручка: 122,5 тыс. руб. • 1000 = 122,5 млн. руб.

Прибыль: 122,5 - 82,5 = 40 млн. руб.

        

20. Сумма амортизационных отчислений определяется так:
0,07-20 + 0,1-15 + 0,12-5 + 0,1-50 + 0,12-10 = 9,7.
А фондоотдача показывает, сколько рублей продукции «снято» с одного рубля основных фондов: 120/140 = 0,857, или 85,7%

21.  Общие потери урожая составляют 10%, это означает, что цены вырастут на 20% (10/20 = 0,5). Значит, выручка составит 0,9-1,2 = 1,08, или 108% от обычной выручки при тех же затратах — 100%. Таким образом, норма прибыли увеличилась до 8%.

22.  Прогрессивно-регрессивная шкала исчисления налога с доходов  физических лиц предполагает повышение налоговой ставки для лиц, имеющих высокие доходы, и  понижение налоговой ставки для лиц с низкими доходами. Прогрессивная шкала позволяет получить дополнительные средства в бюджет с имущих граждан и направить их для поддержания жизни неимущих.  Прогрессивно-регрессивная шкала позволяет  усилить социальную функцию налогов, способствует снижению социального недовольства в обществе.  Прогрессивная шкала способствует росту социальной ответственности состоятельных граждан, пониманию необходимости помогать тому обществу, которое обеспечило им возможность получать высокие доходы.

23. Поскольку стоимость рабочей силы в странах Запада очень высока, американская компания по производству сотовых телефонов предпочла перевести производство в те страны, которые располагают более дешевой и достаточно квалифицированной рабочей силой (например, Китай и страны Восточной Европы). Подобный перенос производства свидетельствует об углублении тенденции к глобализации экономики современного мира

24. На уменьшение доли заработной платы в стоимости продукции влияют следующие факторы: Стоимость жизненных средств (благ), необходимых для поддержания способности человека к труду: в разных странах она различается. Уровень квалификации работников. Условия труда. Спрос и предложение на рынке труда. Региональные различия

25 Могут быть сформулированы следующие причины снижения курса акций: снижение цен на энергоносители на мировых рынках; снижение объёмов потребления энергоносителей вследствие экономического спада; снижение объёмов потребления энергоносителей вследствие широкого внедрения энергосберегающих технологий. Пояснение одной из них, например: снижение цен на энергоносители приведёт к сокращению прибыльности компаний энергетического сектора, сокращению их доходов, возможностей инвестиционного роста, следовательно, их акции станут менее привлекательны и подешевеют.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

КОСы ПМ.07 Выполнение работ по рабочим профессиям Повар, Кондитер (квалиф.экзамен)

Комплект контрольно-оценочных средств для квалификационного экзамена по профессиональному модулю ПМ.07 Выполнение работ по рабочим профессиям Повар, Кондитеросновной профессиональной образовательной п...

КОСы ПМ.02. Подбор форм причесок и их выполнение с учетом индивидуальных особенностей потребителей для специальности 100116 Парикмахерское искусство

КОСы ПМ.02.Подбор форм причесок и их выполнение с учетом индивидуальных особенностей потребителей  для специальности 100116 Парикмахерское искусство...

КОСы микробиология

Комплект контрольно-оценочных средств содержащих все требуемые по стандарту указания....

рабочие программы и косы по обществознанию, праву, философии

Рабочие программы по обществознанию, праву, философии, КОСы. Согласно ФГОС и примерных рабочих программ....

рабочие программы и косы по обществознанию, праву, философии

Рабочие программы по обществознанию, праву, философии, КОСы. Согласно ФГОС и примерных рабочих программ.Комплект контрольно-оценочных средств разработан на основе Федерального государственного образов...

КОСы по истории и обществознанию

Аннотации к КОСам по истории и обществознанию...