"...Моим стихам, как драгоценным винам настанет свой черёд" Марина Ивановна Цветаева (Урок-заочная экскурсия).
план-конспект урока на тему

Бокарёва Светлана Флюровна

    В современных условиях образования на литературу, как на учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно – нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России.

   Русская литература содержит благодатный материал для воспитания подрастающего поколения. Одним из таких уроков является урок, посвященный творчеству М. И. Цветаевой. Разработка представляет собой урок в форме  заочной экскурсии, цель которой воссоздать творческий портрет поэтессы и её трагическую судьбу. Такая форма проведения урока предполагает диалог музыки и литературы, студентов и преподавателя. Занятие рассчитано на два часа и проводится согласно тематическому планированию. В ходе подготовки к уроку студенты получили возможность раскрыться по-новому и узнать для себя что – то новое, поработав, самостоятельно с литературой – прикоснуться духовно к творчеству Марины Ивановны Цветаевой.

   Данное занятие  затрагивает самые сокровенные струны души. Ребята открывают  для себя творчество поэтессы такое необыкновенное, непонятное, но душевное…

  Студенты знакомятся с ее стихами, выступают в роли экскурсоводов, читают наизусть понравившиеся стихотворения  М.И. Цветаевой, анализируют их, слушают романсы на слова поэтессы.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_m._tsvetaeva.docx44.9 КБ

Предварительный просмотр:

             МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН

           ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

                        СРЕДНЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«УФИМСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТАТИСТИКИ, ИНФОРМАТИКИ И ВЫЧИСЛИТЕЛЬНОЙ ТЕХНИКИ»

               «… МОИМ СТИХАМ, КАК ДРАГОЦЕННЫМ ВИНАМ,

НАСТАНЕТ СВОЙ ЧЕРЁД»  МАРИНА ИВАНОВНА ЦВЕТАЕВА.                                                                 (Урок – заочная экскурсия.)

Методическая разработка урока по дисциплине ЛИТЕРАТУРА для студентов 1 курса специальности 230113 «Компьютерные системы и комплексы»

                                         

                                                                   

                                                                         

                                                                       Автор преподаватель  

                                                                    русского языка и литературы

                                                                     Бокарева С.Ф.

             Пояснительная записка.

Профессия преподавателя относится к типу профессий « человек-человек».

Н.Г. Чернышевский утверждал: «Литература – это  уроки жизни».

    В современных условиях образования на литературу, как на учебный предмет, возлагается особая миссия – воспитание духовно – нравственной личности, обладающей высокой степенью осознания себя гражданином России.

   Русская литература содержит благодатный материал для воспитания подрастающего поколения. Одним из таких уроков является урок, посвященный творчеству М. И. Цветаевой. Разработка представляет собой урок в форме  заочной экскурсии, цель которой воссоздать творческий портрет поэтессы и её трагическую судьбу. Такая форма проведения урока предполагает диалог музыки и литературы, студентов и преподавателя. Занятие рассчитано на два часа и проводится согласно тематическому планированию. В ходе подготовки к уроку студенты получили возможность раскрыться по-новому и узнать для себя что – то новое, поработав, самостоятельно с литературой – прикоснуться духовно к творчеству Марины Ивановны Цветаевой.

   Данное занятие  затрагивает самые сокровенные струны души. Ребята открывают  для себя творчество поэтессы такое необыкновенное, непонятное, но душевное…

  Студенты знакомятся с ее стихами, выступают в роли экскурсоводов, читают наизусть понравившиеся стихотворения  М.И. Цветаевой, анализируют их, слушают романсы на слова поэтессы.

 

Технологическая карта занятия

Преподаватель  -    Бокарёва Светлана Флюровна

Тема:  « Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черёд».

             Урок-экскурсия по творчеству Марины Цветаевой.

Группа  - 1КСК -1

Специальность – компьютерные системы и комплексы

Дисциплина:  Литература

Вид занятия: Урок овладения новыми знаниями

Цели:

  1. Учебные:

      - познакомить с жизнью и творчеством поэтессы, с ее сложной и трудной      судьбой, работать над выразительным чтением стихотворений, воспитывать патриотизм, любовь к Родине.

    2.  Развивающие:

- развитие образно – мыслительной деятельности студентов;

-развитие общечеловеческой культуры, культуры чувств, духовно-нравственного потенциала студентов;

-формирование умения  работать с различными источниками, анализировать и систематизировать материал, ярко представлять слушателям свое выступление;

3. Воспитывающие:

- Пробудить чувство гордости за богатство,  разнообразие творчества и уникальность поэтессы;

 -формирование интереса к литературе, умению сопереживать, размышлять;

Межпредметные связи: история, география, психология, музыка.

Оборудование: учебные принадлежности студентов, сборники стихотворений

М. Цветаевой, рабочий лист – конспект, презентации, подготовленные студентами, видеоролики, романсы на слова М. Цветаевой « Мне нравится, что вы больны не мною», « Уж сколько их упало в эту бездну…».

Техническое обеспечение: компьютер, демонстрационная доска, цифровой проектор.

Урок-экскурсия по творчеству М.И Цветаевой

« Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед…» .

Цели  занятия:

  1. Образовательная:

-воссоздать творческий портрет поэтессы, познакомиться с ее стихами, с трудной судьбой, развивать монологическую речь студентов, работать над выразительным чтением, воспитывать патриотизм, любовь к Родине.

      2. Развивающая:

       - развитие умственных способностей, внимания;

       - формирование умения работать с различными источниками, анализировать и систематизировать материал, формулировать самостоятельные выводы;

         - формирование умения воспринимать информацию на слух.

    3. Воспитательная:

      - формирование интереса к литературе, умению сопереживать, размышлять.

     - пробудить чувство гордости за богатство и разнообразие творчества  поэтессы.

     4. Методическая:

- демонстрация методики преподавания приемов и средств обучения;

- демонстрация методов работы преподавателя;

- взаимосвязь преподавателя и студентов.

                 Основные этапы занятия:

  1. Организационный момент.

-Взаимное приветствие преподавателя и студентов;

-проверка присутствующих, рапорт старосты.

  1. Проверка домашнего задания по теме прошлого урока.

На прошлом занятии мы с вами говорили о творчестве великого русского поэта В.В. Маяковского, давайте вспомним основные моменты его жизни и творчества.  ( Ответы студентов).

  1. Начальная мотивация учебной деятельности. Введение в тему урока.

Ребята, я предлагаю вам послушать замечательное музыкальное произведение.

 Звучит песня на стихи М. Цветаевой « Мне нравится, что вы больны не мною…»

Эти строки, хотя бы один раз, слышал каждый из нас…

Автор этих слов  - великая русская поэтесса серебряного века Марина Ивановна Цветаева. Сегодня мы попробуем на нашем занятии «заболеть» поэзией  Марины Ивановны Цветаевой. Урок мы проведем в форме заочной  экскурсии, познакомимся с трудной судьбой поэтессы,

 почитаем стихи, посмотрим презентации, подготовленные вами.

 По ходу урока я попрошу вас заполнить  рабочий лист - конспект.

( См. в приложении).

Романс на стихи Цветаевой станет поэтическим эпиграфом нашего урока.

К сожалению, не все из нас знают творчество поэтессы, т.е. «не больны» им. Поэтому наша задача сегодня, чтобы вы открыли для себя творчество поэтессы, такое необыкновенное, непонятное, но душевное

  1. Изучение новой темы.

Тема урока: « Моим стихам, как драгоценным винам, настанет свой черед…»  Марина Ивановна Цветаева.

Слайд 1-2

… Да, Марина Цветаева была права. При жизни ее стихи не ценили, не знали, даже  когда я училась в школе, мы не изучали ее творчества, но очень любили ее стихотворения. Вам посчастливилось. И сейчас мы все чаще слышим имя М. Цветаевой, слышим ее стихи, песни на ее слова.

Слайд  3-4

Моим стихам, написанным так рано,

Что и не знала я, что я – поэт,

Сорвавшимся, как брызги из фонтана,

Как  искры из ракет,

Ворвавшимся, как маленькие черти,

В святилище, где сон и фимиам,

Моим стихам о юности и смерти,

- Нечитанным стихам!

Разбросанным в пыли по магазинам,

Где их никто не брал и не берет,

Моим стихам, как драгоценным винам,

Настанет свой черед.

- Какие мысли вызвало у вас это стихотворение?

(Ее стихи не были поняты своим поколением, т.к. М. Цветаева своим творчеством  противостояла миру косности, духовного мещанства.Но черед ее стихов настал, и все больше людей покупают томики стихов поэтессы).

  Имя человека - тайна, чудо. Зигмунд Фрейд – всемирно - известный психоаналитик писал « Имя человека и фамилия – главная составляющая его личности, быть может,  даже часть его души…».

 Так какое же это имя? Я произношу: «Марина Цветаева…»

- Что слышите вы в этом имени?( элементы исследования, проверка заранее предложенного домашнего задания)

Слайд -5 .  Марина – значение имени – «морская».Зеленоглазая гениальная поэтесса всю жизнь гордилась и подчеркивала « морское» происхождение своего имени, ощущала себя принадлежащей морской стихии. Многие мгновения детства и юности Марины Цветаевойдышали морем. Именно на море она познакомилась со своим будущим мужем.

Цветаева – цветок. Ей дано краткое время жизни, цветы цветут не долго, быстротечно, ярко, оригинально….

  Вся жизнь Марины Цветаевой была исполнена принципом  быть самой собой. Ее жизнь, как и поэзия, пронизана чувственностью, эмоциональной яркостью и личными переживаниями.

Слайд -6.  Ее жизнь можно условно разделить на острова:

Москва

Коктебель

Революция и гражданская война

Эмиграция

Елабуга.

Слайд - 7  . Наш первый остров – Москва.

Слайд -8- 9-10

Красною кистью

Рябина зажглась.

Падали листья.

Я родилась.

Спорили сотни

Колоколов.

День был субботний:

Иоанн Богослов.

Мне и доныне

Хочется грызть

Жаркой рябины

Горькую кисть.

Слайд - 11 .

Экскурсовод.

26 сентября 1892 года в Москве, в небольшом уютном доме по Трехпрудному переулку, в семье Ивана Цветаевой и Марии Мейн родилась дочь Марина.  В пору ее рождения – на изломе осени и в преддверии зимы, жарко плодоносит пылающая высоким багряным костром рябина, ставшая символом судьбы М. Цветаевой, горькой, надломленной. Детство и юность прошли в Москве.

Слайд -12   .

Отец- Иван Владимирович трудом и талантом пробил себе дорогу в жизни ( был сыном бедного сельского попа, вырос в таких «достатках», что до 12 лет сапог не видел в глаза). Он стал известным филологом и искусствоведом, профессором Московского университета, основателем Музея Изящных искусств – ныне музей имени Пушкина.

 Слайд -13-14  .

Мать- Мария Мейн - из польско-немецкой семьи, блистательная пианистка, ученица Рубинштейна. Свою недолгую жизнь она посвятила музыке и детям, одарила их многими радостями детства, волшебных семейных праздников, рождественских елок, дала им в руки лучшие книги. Марине было 14 лет, когда скончалась  ее мама. Она умерла от туберкулеза в 1906 году.

 Уже в шестилетнем возрасте М. Цветаева начала писать стихи, и при том не только по-  русски, но и по – французски, по-  немецки.

Когда исполнилось ей 18 лет, тайком от родителей она выпускает свой первый поэтический сборник «Вечерний альбом» в 1910 году.

Первая книга стихотворений принесла М. Цветаевой известность, ее заметили, одобрили влиятельные и  взысканные критики : Николай Гумилев, Валерий Брюсов,  Максимилиан Волошин, Александр Блок. Стихи юной поэтессы подкупали своей талантливостью, самобытностью, непосредственностью.

 Послушаем стихотворение из этого сборника  « Молитва»

 Христос и Бог! Я жажду чуда…

Теперь, сейчас, в начале дня!

О, дай мне умереть, покуда

Вся жизнь как книга для меня.

Ты мудрый, Ты не скажешь строго:

- « Терпи, еще не кончен срок».

Ты сам мне подал – слишком много!

Я жажду сразу – всех дорог!

Всего хочу: с душой цыгана

Идти под песни на разбой,

 За всех страдать под звук органа

 И амазонкой мчаться в бой;

Гадать по звездам в черной башне,

Вести детей вперед сквозь тень…

Чтоб был легендой – день вчерашний,

 Чтоб был безумьем – каждый день!

 ( 26 сентября 1909 год).

 Слайд –15 -16.

 Следующий остров – Коктебель (поселок в Крыму, близ Феодосии).

По приглашению Максимилиана Волошина М. Цветаева приехала в Коктебель. Это  было самым счастливым временем  в ее жизни. Здесь в Коктебеле, Марина Цветаева встретила свою любовь, будущего мужа – Сергея Эфрона, которому едва исполнилось 17 лет.

Слайд 17 -18.  Сергей и Марина встретились на пустынном морском берегу. Она собирала камешки, он стал помогать ей – красивый и грустный, почти мальчик с поразительными огромными глазами. Марина тогда загадала: если он найдет и подарит ей сердолик (камень), она выйдет за него замуж… Конечно, он нашел его тотчас же. Сергей не отрывал своих серых глаз от ее зеленых…

Слайд -19-20 .

Послушаем стихотворение « Вот опять окно…»

Вот опять окно,

Где опять не спят.

Может - пьют вино,

Может так сидят.

Или просто рук не разнимут двое.

В каждом доме, друг,

Есть окно такое.

Не от свеч, от ламп темнота зажглась:

От бессонных глаз!

Крик разлук и встреч-

Ты, окно в ночи!

Может – сотни свеч,

Может три свечи…

Нет и нет уму

Моему покоя.

И в моем дому

Завелось такое.

 Слайд – 21.

Экскурсовод: Чувства, связавшие двух людей, сильны и прочны. Здесь нежность, дружба, единомыслие. Двухмесячное пребывание в Коктебеле явилось для Марины и Сергея поистине пребыванием в раю. Природа тех мест стала на всю жизнь «местом ее души». Именно ему, Сергею Эфрону, любимому, мужу, другу, будут посвящены лучшие стихотворения М. Цветаевой.

Слайд - 22 .

Послушаем стихотворение « Я с вызовом ношу его кольцо…»

Я с вызовом ношу его кольцо

-Да, в Вечности - жена, не на бумаге-

Его чрезмерно узкое лицо

Подобно шпаге.

Безмолвен рот его, углами вниз,

Мучительно великолепны брови.

В его лице трагически слились

Две древних крови.

Он тонок первой тонкость ветвей.

Его глаза – прекрасно -бесполезны!-

Под крыльями распахнутых бровей-

Две бездны.

В его лице я рыцарству верна.

-Всем вам, кто жил и умирал со страху.

Такие -  в роковые времена -

Слагают стансы и идут на плаху.

Слайд -  23 . В январе 1912 года Марина и Сергей обвенчались в Палашевской церкви Рождества Христова.

Слайд- 24 . В этом же 1912 году выходит 2 сборник стихов « Волшебный фонарь». Этот сборник получил первую и единственную литературную премию на Пушкинском конкурсе за стихотворение «В раю».

 Послушаем это стихотворение:

Воспоминанье слишком давит плечи,

Я о земном заплачу и в раю,

Я старых слов при нашей новой встрече

Не утаю.

Где сонмы ангелов летают стройно,

Где арфы, лилии и детский хор,

Где все покой, я буду беспокойно

Ловить твой взор.

Виденья райские с усмешкой провожая,

Одна в кругу невинно-строгих дев,

Я буду петь, земная и чужая,

Земной напев!

Воспоминанье слишком давит плечи,

Настанет миг - я слез не утаю…

Ни здесь, ни там, - нигде не надо встречи,

И не для встреч проснемся мы в раю!

Слайд -25 .

1913 год…Крым… Коктебель… Рядом с Мариной Цветаевой ее друзья, любимый человек и крохотная дочурка Ариадна, которая родилась 5 сентября. Тихо плещет море… Темно-синее небо, мерцающие звезды…. И стихи…В этом году выходит третий сборник «Из двух книг».

Слайд –26 - 27. Талант Цветаевой развивался под влиянием замечательных поэтов Анны Ахматовой, Осипа Мандельштама, но особенной любовью проникнуты стихи, посвященные ее поэтическому кумиру Александру Блоку.

Послушаем стихотворение « Имя твое -  птица в руке…»

Имя твое – птица в руке,

Имя твое – льдинка на языке.

Одно – единственное движенье губ.

Имя твое – пять букв.

Мячик, пойманный на лету,

Серебряный бубенец во рту.

Камень, кинутый в тихий пруд,

Всхлипнет так, как тебя зовут.

В легком щелканье ночных копыт

Громкое имя твое гремит.

И назовет его нам в висок

Звонко щелкающий курок.

Имя твое – ах, нельзя! –

Имя твое – поцелуй в глаза,

В нежную стужу недвижных век.

Имя твое – поцелуй в снег.

Ключевой, ледяной, голубой глоток…

С именем твоим сон глубок.

Слайд - 28  . Следующий остров – остров революции и гражданской войны.

Наступил 1917 год. Время страшное непредсказуемое….

Годы революции и гражданской войны были для М. Цветаевой трудными и драматичными.13 апреля родилась вторая дочь – Ирина, которая через три года в 1920 году умрет от голода в Кунцевском приюте.  М. Цветаева  была разлучена с мужем, который вступил в добровольческую армию Корнилова. Она была вынуждена жить, как и миллионы других, среди голода и нищеты, холода, смерти. Все, что можно было продать, было продано, все, что можно было сжечь, было сожжено.  Спасало одно – поэзия. Появляются мудрые строки, полные воли.  В декабре 1920 года в переполненном зале Политехнического музея М. Цветаева читала свои стихи:

Слайд - 29 .  

Послушаем  стихотворение « Пригвождена к позорному столбу…»

Пригвождена к позорному столбу

Славянской совести старинной,

С змеею в сердце и с клеймом на лбу,

Я утверждаю, что невинна.

Я утверждаю, что во мне покой

Причастницы перед причастьем.

Что не моя вина, что я с рукой

По площадям стою - за счастьем.

Пересмотрите все мое добро,

Скажите – или я ослепла?

Где золото мое? Где серебро?

В моей руке - лишь горстка пепла!

И это все, что лестью и мольбой

Я выпросила у счастливых.

И это все возьму с собой

В край целований молчаливых.

Экскурсовод: зал негодовал, не соглашался, молча сочувствовал и … преклонялся перед силой духа и талантом поэтессы. ЕЕ душа разрывалась от тревоги за то, как сложится ее дальнейшая жизнь, за будущее России, раздираемой Гражданской войной, которую М. Цветаева не понимала и не принимала. Она не смогла смириться с насилием и террором.

Слайд – 30.

 Следующий остров Эмиграция

В мае 1922 года М. Цветаева, измученная долгой разлукой с мужем, уезжает  вместе с дочерью Ариадной  за границу. Сергей Эфрон  был в рядах белой армии. Начались долгие годы эмиграции. Берлин… Прага… Париж… Духовное одиночество, частичная изоляция. Тяжело было переносить тоску по Родине.

Слайд -  31 .

 Послушаем стихотворение « Тоска по Родине…»

Тоска по Родине! Давно

Разоблаченная морока!

Мне совершенно все равно-

Где совершенно одинокой

Быть, по каким камням домой

Брести с кошелкою базарной

В дом, и не знающий, что – мой,

Как госпиталь или казарма.

Мне все равно, каких среди

Лиц ощетиниваться пленным

Львом, из какой людской среды

Быть вытесненной – непременно –

В себя, в единоличье чувств.

Камчатским медведем без льдины

Где не ужиться (и не тщусь!),

Где унижаться мне едино.

Не обольщусь я языком

Родным, его призывом млечным.

Мне безразлично – на каком

Непонимаемой быть встречным!

( Читателем газетных тонн)

Глотателем, доильцем спелетен…

Двадцатого столетья – он,

А я до всякого столетья!

Остолбеневши, как бревно,

Оставшееся от аллеи,

Мне все – равны, мне все –равно,

И может быть всего равнее –

Роднее бывшее - всего.

Все признаки с меня все меты,

Все даты – как рукой сняло:

Душа, родившаяся где-то.

Так край меня не уберег

Мой, что и самый зоркий сыщик

Вдоль всей души, всей - поперек!

Родимого пятна не сыщет!

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все – равно, и все – едино.

Но если по дороге куст

Встает, особенно – рябина…

Экскурсовод – эти стихи кричат об одиночестве и сиротстве, о болезни чужбины, собственной невостребованности и ненужности. Через 12 лет полунищенского существования она скажет в одном из частных писем: « Надо мною здесь люто издеваются, играя на моей гордыне, моей нужде и моем бесправии (защиты нет)». И далее: « Нищеты, в которой я живу вы себе представить не можете, у меня же никаких средств к жизни, кроме писания. Муж болен и работать не может. Дочь вязкой шапок зарабатывает 5 франков в день, на них вечером живем… не знаю, сколько мне еще осталось жить, не знаю, буду ли когда  – нибудь  в России, но знаю, что до последней строки буду писать сильно, что слабых стихов не дам».

Тяжело дались М. Цветаевой 17 лет на чужбине. Но она выстояла. Эмиграция обострила чувство Родины. М. Цветаева поняла, что вне Росси творчество художника невозможно, а в России оно не нужно.

Вспомним, кто из изученных нами ранее поэтов, писателей тоже были в эмиграции (Бунин, Куприн ).

 В марте 1937 года в Россию возвращается дочь Ариадна и муж Сергей Эфрон.

 В 1939 году восстанавливает свое советское гражданство и возвращается в Россию. Страшные годы репрессий в России. Тяжелые удары судьбы  вновь обрушились на нее: арест дочери, расстрел мужа. Цветаева боролась за жизнь в одиночку, без работы, без друзей, без жилья. Спасение было в творчестве. Бездомная, потерявшая близких, ощущая себя никому не нужной, она несла свой крест. Она держалась из последних сил, но ДЕРЖАЛАСЬ.

Слайд - 32. Экскурсовод: последний остров, который мы посетим, - это Елабуга.

Слайд -33 . Грянула Великая Отечественная война…

Слайд - 34   .  8 августа 1941 года  М. Цветаева отправляется в эвакуацию в Елабугу  (Татария).  Жизнь обрушилась лавиной, не оставляя ни одного уступа, чтобы зацепится. Она решила уйти из жизни. За 5 дней до самоубийства она обратилась  в совет литературного фонда с просьбой: « Прошу принять меня на работу посудомойкой в открывающуюся столовую Литфонда». Ей было отказано. 31 августа  1941 года в свою рябиновую пору, накануне листопада она покончила жизнь самоубийством. Она не дожила один год до своего пятидесятилетнего юбилея.

Звучит песня « Уж сколько их упало в эту бездну».

Чтец читает стихотворение «Идешь на меня похожий…».

Наша заочная экскурсия подошла к концу.

Мы с вами побывали на разных островах жизни Марины Ивановны Цветаевой и на каждом острове своя Марина Цветаева: Слайды 35-41

Дочь

Любимая

Жена

Мать

Поэт

И просто женщина…

 Вначале нашего занятия мы слушали стихотворение « Моим стихам, написанным так рано…»…. Поэтесса была права в своем поэтическом завещании. Такой черед настал, ее стихотворения читают, ими живут, их чувствуют…

Мне хочется, чтобы то, о чем мы говорили, не прошло мимо вас, и заставило еще и еще раз обратиться  к стихам М. Цветаевой, потому что все переживали или будут переживать любовь, потерю близких, радость, отчаяние… Стихотворения Марины Цветаевой как будто про нас с вами…

Следующий этап работы - акростих  (это стихотворение, в котором начальные буквы каждого стиха образуют имя и фамилию). Студенты читают свой акростих.

М

А

Р

И

Н

А

Ц

В

Е

Т

А

Е

В

А

  1.  Выразительное чтение наизусть понравившегося стихотворения поэтессы.
  2. Закрепление пройденного материала: контроль заполнения рабочего листа – конспекта.

 Заключительное слово: Мы сегодня сделали много открытий. Спасибо всем за работу. « Мне нравится», что урок не оставил вас равнодушными.

  1. Домашнее задание: Написать сочинение  «Мое открытие – Марина Цветаева».
  2. Выставление и комментирование оценок.

Перечень основной и дополнительной литературы:

  1. С. Бавин, И. Семибратова. Судьбы поэтов « Серебряного века». М. 1993г.
  2. Газета « Литература» № 10/1995 г.
  3. Сборник стихотворений М.И. Цветаевой. М. 2008г.

Интернет - ресурсы.

     1.http:// music.yandex.ru

Приложение.

Рабочий лист-конспект.

М.И. Цветаева родилась  _______________________ г. Мать____________,

 отец_____________. Детство прошло в городе____________. Стихи начала писать с ______ лет.  В ________г скончалась от__________ мать. Первый сборник стихов вышел в _______году. Назывался________________.  Одобрительную рецензию получила от __________________.  На острове _____________ познакомилась со своим будущим мужем______________________. В_________ г. они обвенчались. Второй сборник выходит в _____________г. Назывался «______________________».   В ___________г. родилась дочь______________.

В 1913 году выходит 3 сборник________________. В __________году родилась вторая дочь_______________, которая через 3 года умерла от ________ в ___________.  В 19___году эмигрирует вслед за своим супругом ______________. На чужбине провела ________ лет. В 19______ рождение сына ______ (_____). В 19_____ году возвращается  на Родину. В 19_____ г. ушла из жизни в городе________________.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Мои стихи о моей профессии и не только

Стихи о снах пришли конечно же ночью в бессонную ночь, как впрочем и стих обо мне....

Программа "Здоровый человек есть самое драгоценное произведение природы"

Школьная среда - мощный фактор, влияющий на здоровье детей и подростов, поэтому важно эту среду сделать органичной, естественной для ребенка. В связи с тем, что большую часть времени дети пребывают в ...

Марина Ивановна Цветаева

Марина Ивановна Цветаева – выдающаяся русская поэтесса, знаменитая также за пределами родной страны. Первые подвиги на литературном поприще девочка совершила еще в шесть лет, написав свой дебютн...

Выставка - экскурсия «О, Пушкин, ты живешь в своих стихах!»

У каждого из нас – свой Пушкин, и у каждого возраста – свой Пушкин. Мы произносим его имя с особым волнением, трепетом и гордостью. Впервые мы слышим его в самом раннем детстве, еще не уме...

Экскурс в дом-музей Марины Ивановны Цветаевой в Москве

Урок литературы в форме экскурса в дом-музей Марины Ивановны Цветаевой в Москве....

Сценарий открытого урока по теме "Моим стихам, как драгоценным винам настанет свой черед" (М.Цветаева)

Сценарий для проведения открытого урока, посвященного жизни и творческому пути поэтессы Марины Цветаевой.  Марина Цветаева – поэт яркий, самобытный и неповторимый. Она заняла достойно...