Олимпиады и конкурсы профессионального мастерства как фактор повышения творческого потенциала обучающихся
материал на тему

Верещагина Ирина Васильевна

Олимпиады и конкурсы профессионального мастерства как фактор повышения творческого потенциала обучающихся

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_2_ped_cht_dlya_stati.docx18.69 КБ

Предварительный просмотр:

Олимпиады и конкурсы профессионального мастерства как фактор повышения творческого потенциала обучающихся

И. В. Верещагина

В настоящее время проблема воспитания и формирования творческой личности приобретает исключительную актуальность. Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, намечать новые цели, обеспечивать себе большую свободу выбора и действий, то есть, в конечном счете, — наиболее эффективно организовывать свою деятельность при решении задач, поставленных перед ним обществом. Именно творческий подход к делу является одним из условий воспитания активной жизненной позиции у обучающегося и позволяет наиболее полно осуществить личностно - ориентированный подход к формированию успешного специалиста в будущем. Решение поставленной задачи достигается различными дидактическими приемами, среди которых одно из важных мест занимает проведение конкурсов и олимпиад.

Это подтверждается и Указом Президента РФ от 6 апреля 2006 г. N 325 (ред. от 25.07.2014) «О мерах государственной поддержки талантливой молодежи», в котором говорится, что государственная поддержка молодых граждан в сфере образования, воспитания и развития включает в себя наряду с осуществлением мер, способствующих интеллектуальному, нравственному, физическому развитию молодых граждан проведение смотров, конкурсов, олимпиад, фестивалей, выставок по различным направлениям творческой деятельности молодежи.

В Словаре иностранных слов и выражений значение слова «конкурс» (с лат. - столкновение) определяется как «соревнование, имеющее целью выделить лучших участников, лучшие работы», а «олимпиада», в свою очередь, - (с греч. - состязания) соревнования, состязания. У этих слов разная этимология, но общие характерные признаки, такие, как: состязательность и направленность на выявление лучших.

В образовательной практике сложилась следующая тенденция: слово «конкурс» часто используют в контексте профессионального мастерства (конкурсы профессионального мастерства), а слово «олимпиада» - в связи со знаниями какого-либо предмета (предметные олимпиады). В силу сложившейся традиции следует отметить большие возможности вариативности форматов проведения конкурсов по сравнению с олимпиадами, что, в свою очередь, предполагает развитие разных способностей у их участников. Так, в рамках проведения конкурсов организаторы наряду с интеллектуальными заданиями включают различные творческие задания, а также задания, позволяющие продемонстрировать приобретенные в процессе обучения практические навыки. Олимпиады чаще включают интеллектуальные задания, направленные на выявление лучшего участника на знание предмета (дисциплины). Поэтому, выбирая формат мероприятия, организаторы должны четко представлять, на развитие и выявление каких способностей будет направлено данное мероприятие.

Тем не менее, проведение конкурсов и олимпиад позволяет достичь следующие общие цели:

  • повысить качество профессиональной подготовки будущих специалистов;
  • сформировать профессиональную мобильность;
  • закрепить и развить общие и профессиональные компетенции;
  • выявить наиболее талантливых обучающихся;
  • стимулировать и развивать творческий потенциал обучающихся.

Для достижения этих целей в рамках ПЦК правовых дисциплин КГБ ПОУ ХТЭТ проводятся конкурсы профессионального мастерства и олимпиады с участием в жюри представителей юридических профессий: судей, прокурорских работников, адвокатов. Кроме того, студенты техникума, изучающие дисциплины предметного цикла ПЦК правовых дисциплин, принимают участие в различных Всероссийских, краевых, городских конкурсах и олимпиадах.

Осенью 2017 г. студенты-победители внутри техникумовской олимпиады по праву приняли участие в очной краевой олимпиаде среди студентов неюридических специальностей на знание основ трудового права. Команда ХТЭТ заняла 2-е место. В мае 2018 г. 4-ре студентки гр. Б-1 приняли участие во Всероссийской онлайн-олимпиаде по праву, в которой заняли 2-е место и были награждены дипломами.

В январе 2018 г. был проведен конкурс по гражданскому процессу среди студентов 3-х курсов специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения» КГБ ПОУ ХТЭТ» Час гражданского процесса».  В состав жюри входил профессиональный судья.

Конкурс включал презентацию команды (название, девиз) и домашнее задание, а также решение задачи по гражданскому праву и процессу, ее защиту в виде игрового моделирования ситуации каждой командой.

Домашнее задание заключалось в подготовке смоделированной ситуации судебного заседания по семейному спору с умышленно заложенными 5-ю нарушениями норм ГПК РФ. Данное задание каждая команда представляла другой в день проведения конкурса. Команда-соперница должна была выявить 5 ошибок, заложенных в сценке судебного заседания и обосновать свой ответ. Время представления ситуации –15 минут. Время ответа для другой команды-5 минут. При ответе можно было пользоваться официальным текстом ГПК РФ.

Второе задание конкурса предполагало решение командами задач по гражданскому и гражданскому процессуальному праву, полученных ими в порядке жеребьевки и презентацию решения в виде устного ответа. На решение и обсуждение отводилось -15 минут, на защиту-5 минут.

При проведении конкурса или олимпиады с группой обучающихся специфика командной работы во время состязаний приучает студентов к коллективному творчеству, работе каждого члена группы в постоянном взаимодействии друг с другом, позволяет выявлять и развивать коммуникативно-лидерские задатки студента и способствует формированию общих компетенций, предусмотренных ФГОС СПО для специальности 40.02.01 «Право и организация социального обеспечения».

В мае 2018 г. среди студентов первых курсов (юристов и бухгалтеров), изучающих дисциплину «Право», была проведена олимпиада на знание основ трудового права

Подготовка к олимпиаде или конкурсу, а также участие в подобного рода мероприятиях очень полезны для обучающихся. Включенные в этот процесс студенты:

  • Углубляют знания по той или иной дисциплине.
  • Развивают навыки комплексного применения полученных знаний, которые носят междисциплинарный характер.
  • Имеют возможность убедиться в правильном выборе профессии.
  • Определяют и развивают свои способности и интересы.
  • Проверяют свою профессиональную подготовленность к самостоятельной трудовой деятельности.

Олимпиады и профессиональные конкурсы являются эффективным средством формирования знаний, умений и навыков обучающихся, необходимых для их личностного и профессионального самоопределения. Олимпиады и конкурсы стимулируют, и мотивируют личностное и интеллектуальное развитие молодого поколения, поддерживают одаренную молодежь, содействуют их самоопределению и продолжению образования, развивают, и поддерживают интерес учащихся к познавательной деятельности. Олимпиады и конкурсы способствуют повышению интереса студентов к преподаваемым дисциплинам и модулям, развитию исследовательских умений, логического мышления, творческой активности, а, в конечном итоге, – совершенствованию качества подготовки будущих специалистов.

Таким образом, олимпиадное и конкурсное движение способствует обновлению содержания образования и повышению его качества, а участие в конкурсах и олимпиадах позволяет проявить себя не толькообучающемуся, но и преподавателю как педагогу и организатору. Это способствует развитию талантов, получению опыта в дальнейшей педагогической и образовательной деятельности.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конкурс профессионального мастерства «Юридическая олимпиада", 2013

Практические задания Второго этапа Конкурса профессионального мастерства «Юридическая олимпиада - 2013» среди студентов отделения «Правоведение» ГБОУ СПО МО «Волоколамский колледж права, экономики и б...

«Исследовательская компетентность обучающихся как один из основных факторов выявления творческого потенциала специалиста в сфере рынков и сквозных технологий НТИ»

Цель проекта:· построение системы развития исследовательской компетентности обучающихся, направленной на повышение эффективности профессиональной подготовки;· расширение кругозора обучаю...

Статья Участие в конкурсах профессионального мастерства WorldSkills Russia – условие повышения профессиональной компетенции

роль конкурсов  профессионального мастерства различного уровня в повышении профессиональной компетенции...

Результаты участия обучающихся в конкурсах профессионального мастерства, предметных и профессиональных олимпиадах

Результаты участия обучающихся в конкурсах профессионального мастерства, предметных и профессиональных олимпиадах...

Методическая разработка конкурса профессионального мастерства по профессии 19601 "Швея" среди обучающихся "Лучший по профессии"

Данная методическая разработка предназначена для обучающихся по профессии "Швея", реализующих основную программу профессионального обучения сроком два месяца. При подготовке и проведении кон...

Роль конкурсов профессионального мастерства как средство повышения уровня подготовки обучающихся.

Конкурсы профессионального мастерства являются надежным и хорошо апробированным инструментом развития профессии и повышения ее социального статуса....

ДОКЛАД на заседание цикловой комиссии общепрофессионального и профессионального циклов на тему: «ФОРМИРОВАНИЕ ТВОРЧЕСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ОБУЧАЮЩИХСЯ НА ОСНОВЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО СТАНДАРТА»

Актуальность проблемы развития творческого потенциала обучающихся в образовательном процессе обусловлена потребностями общественного развития, профессиональной значимостью ее для педагогов-практиков, ...