Урок русского языка в 10 классе по теме "Синонимы"
план-конспект урока на тему

Князева Татьяна Николаевна

На уроке учащиеся повторяют  материал по орфоэпии,лексике, работают с электронной формой учебника (ЭФУ). Учащиеся дают самооценку выполненной работы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл sinonimy.docx22.78 КБ
Файл prilozhenie.docx19.92 КБ

Предварительный просмотр:

                                       Урок русского языка в 10 классе

Тема урока: Синонимы

Цель урока: 1)повторить и углубить знания учащихся по теме, познакомить с   видами синонимов: лексическими, стилистическими, контекстуальными, градацией, формировать умение находить синонимы в тексте, анализировать текст.

2) развивать речь учащихся,  языковоё чутьё, мышление,  самостоятельность

3) осуществлять  самоконтроль, самооценку учебной деятельности

Тип урока: повторение, закрепление и углубление знаний

Оборудование урока:  компьютеры, ЭФУ И.В Гусаровой «Русский язык, 10 класс»

Приложение Рабочий лист урока

                    Ход урока

I Организационный момент

II. Слово учителя. Сегодня на уроке  классную работу вы будете  выполнять не в тетрадях, а на рабочих листах, давать самооценку выполненной работы по каждому этапу, в конце урока поставите итоговую оценку

III. Проверка домашнего задания  

        1.Орфоэпическая работа

бухгалтеров

средства

недуг

газопровод

жалюзи

некролог

диспансер

квартал

отрочество

досуг

корысть

эксперт

2)Расставьте ударение в словах из орфоэпического словника (ЕГЭ, задание 4)

3) Объясните лексическое  значение подчёркнутых слов, составьте предложения: например: Досуг (?) свободное время. Объясните постановку знаков препинания в составленных предложениях  (коллективная проверка, самооценка  в рабочих листах)

    4) Повторяем паронимы

     В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное       слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. Составьте словосочетания с паронимами

ЛЕСИСТАЯ гора привлекла внимание туристов.

На приёме в посольстве он ни разу не нарушал ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ этикет.

Петрова считали человеком молчаливым и СКРЫТЫМ.

В этом районе  города построены ВЫСОТНЫЕ дома.

Учиться он не хотел, поэтому и вырос НЕВЕЖДОЙ.

Учащиеся находят паронимы скрытый -  скрытный, составляют словосочетания с паронимами.

Скрытный −− не склонный делиться с другими своими мыслями, переживаниями, намерениями, неоткровенный (человек, люди, характер)

Скрытый – тайный, не  обнаруживающийся явно (смысл, вражда, намёк)

IV. Работа по теме урока

1. Постановка цели и задач

   Определяя лексическое значение слова, различая паронимы, мы использовали слова, которые называются…….   Что мы сегодня будем повторять на уроке? Учащиеся говорят, что это синонимы и формулируют цель урока.

 2. По электронному учебнику И.В. Гусаровой «Русский язык в 10 классе» стр. 228 учащиеся изучают материал самостоятельно и заполняют  на рабочем листе

 Вопросы  теории

1)Синонимы – это слова……………………………………………………………………….  

2).Назовите виды синонимов:…………………………………………………………………….

3).Контекстуальные синонимы  − это ………………………………………………..  

4) Использование синонимов помогает избежать…………………………………………..

5) Приём нагнетания синонимов называется ……………………………………………

 - Что вы знали о синонимах, а что было новым?

3. Тренировочные упражнения

Учащиеся выполняют упражнение на рабочих листах

 Найдите в предложениях синонимы. Какие из них следует отнести к  контекстуальным?

 1) Как хорошо, как удивительно, как прекрасно! (Ю. Герман) 2)Не понял, не уразумел, не дошло — значит, ты безнадёжно отстал (А. Озеров) 3)А перед ним распахнулся неведомый ещё мир... Мир беспредельных знаний, в которых он был ничем, пустяком, соринкой, попавшей в бурю (Ю. Герман) 4) Ты молода, бурна звучна, юна— тебя не старят годы, ты всё такая же, весна!(М.Светлов)5) И стоит он, околдован, не мертвец и не живой, сном

волшебным  очарован, весь опутан, весь окован лёгкой цепью пуховой (Ф. Тютчев)

 Проверяем, учащиеся выставляют оценки в таблицу

4 Работа с текстом

Познакомьтесь с фрагментом из повести Г. Владимова «Верный Руслан». В книге рассказывается о службе собак в одном из лагерей ГУЛАГА и об их бездомной жизни после закрытия лагеря. Время действия – 50-е – начало 60-х годов ХХ в.  Подумайте, почему автор из ряда возможных синонимов (они даны в скобках) выбрал данный.  Определите тип речи текста, выпишите метафоры и эпитеты

  Ингус рос, и росла его слава. С лёгкостью необычайной переходил от одной ступени к другой — да не переходил, а перепрыгивал. Сухощавый, изящный и грациозный, он стрелою мчался по буму, играючи (легко, без труда) одолевал барьер и лестницу… Оправдал себя и в карауле, хотя хорошей злобности (агрессивности, враждебности) не выказывал, а скорее какую-то неловкость и смущение за дураков в серых балахонах, пытавшихся стащить (украсть, взять) у него мешок с тряпками. И самим балахонам делалось неловко, когда с такой грустью  смотрели на них эти янтарные (жёлтые, карие) глаза.

 Однажды он просто удрал (сбежал, скрылся) с площадки. Удрал вовсе из зоны. Он должен был пройти полосу препятствий с хозяином, но без поводка. И вот они вдвоём пробежали по буму, перемахнули (перепрыгнули, перескочили) канаву и барьер, прорвались в «горящее окно»… Ингус помчался дальше, перепрыгнул каменный забор и понёсся широкими прыжками по пустынному плацу … пересёк поле и скрылся в лесу… Что же он делал там, в лесу, когда его настигли (догнали, нашли)? Устроил, видите ли, «повалясики» в траве (стал валяться, кувыркаться, барахтаться в траве), нюхал цветы, разглядывал какую-то козявку (букашку, мушку), ползущую вверх по стеблю, и, как заворожённый, тоскующими (грустными, печальными) глазами провожал её полёт…

 5(дополнительно) упражнение 143  стр. 230 ЭФУ И.В.Гусарова «Русский язык, 10 класс»

 V. Рефлексия

    - Что я хорошо усвоил(а) на уроке?

    - Над чем нужно ещё поработать?

 VI. Учащиеся дают самооценку выполненной работы

орфоэпич.,лексич. работа

паронимы

теория

упражнение

Работа с текстом

Итоговая оценка

Домашнее задание: упражнение 141

 Использованная литература:

  1.  И. Г. Гусарова. Русский язык, 10 класс. Базовый и углублённый уровень, ЭФУ
  2. Г.Ф. Хлебинская. Русский язык. Профильный уровень, 10 класс, учебник для общеобразовательных учреждений, М. 2010 г.

     

 

 



Предварительный просмотр:

                                 РАБОЧИЙ ЛИСТ УРОКА

…………………………………………………………………………………………………

I.Орфоэпическая работа

бухгалтеров

средства

недуг

газопровод

жалюзи

некролог

диспансер

квартал

отрочество

досуг

корысть

эксперт

 

1. Расставьте ударение в словах из орфоэпического словника (ЕГЭ, задание 4)

2.Объясните лексическое  значение подчёркнутых слов, составьте предложения: например: Досуг (?) свободное время. Объясните постановку знаков препинания в составленных предложениях………………………………………………………………….

……………………………………………………………………………………………………

II.Повторяем паронимы

 В одном из приведённых ниже предложений НЕВЕРНО употреблено выделенное слово. Исправьте ошибку и запишите слово правильно. Составьте словосочетания с паронимами

ЛЕСИСТАЯ гора привлекла внимание туристов.

На приёме в посольстве он ни разу не нарушал ДИПЛОМАТИЧЕСКИЙ этикет.

 Петрова считали человеком молчаливым и СКРЫТЫМ.

В этом районе  города построены ВЫСОТНЫЕ дома.

Учиться он не хотел, поэтому и вырос НЕВЕЖДОЙ.

……………………………………………………………………………………………………

III. Вопросы  теории

1)Синонимы – это слова……………………………………………………………………….  

2).Назовите виды синонимов:…………………………………………………………………….

3).Контекстуальные синонимы - это ………………………………………………..  

4) Использование синонимов помогает избежать…………………………………………..

5) Приём нагнетания синонимов называется ……………………………………………

IV. Найдите в предложениях синонимы. Какие из них следует отнести к  контекстуальным?

 1) Как хорошо, как удивительно, как прекрасно! (Ю. Герман) 2)Не понял, не уразумел, не дошло — значит, ты безнадёжно отстал (А. Озеров) 3)А перед ним распахнулся неведомый ещё мир... Мир беспредельных знаний, в которых он был ничем, пустяком, соринкой, попавшей в бурю (Ю. Герман) 4) Ты молода, бурна звучна, юна— тебя не старят годы, ты всё такая же, весна!(М.Светлов)5) И стоит он, околдован, не мертвец и не живой, сном вол-

шебным очарован, весь опутан, весь окован лёгкой цепью пуховой (Ф. Тютчев)

V. Работа с текстом

Познакомьтесь с фрагментом из повести Г. Владимова «Верный Руслан». В книге рассказывается о службе собак в одном из лагерей ГУЛАГА и об их бездомной жизни после закрытия лагеря. Время действия – 50-е – начало 60-х годов ХХ в.  Подумайте, почему автор из ряда возможных синонимов (они даны в скобках) выбрал данный.  Определите тип речи текста.

  Ингус рос, и росла его слава. С лёгкостью необычайной переходил от одной ступени к другой — да не переходил, а перепрыгивал. Сухощавый, изящный и грациозный, он стрелою мчался по буму, играючи (легко, без труда) одолевал барьер и лестницу… Оправдал себя и в карауле, хотя хорошей злобности (агрессивности, враждебности) не выказывал, а скорее какую-то неловкость и смущение за дураков в серых балахонах, пытавшихся стащить (украсть, взять) у него мешок с тряпками. И самим балахонам делалось неловко, когда с такой грустью  смотрели на них эти янтарные (жёлтые, карие) глаза.

 Однажды он просто удрал (сбежал, скрылся) с площадки. Удрал вовсе из зоны. Он должен был пройти полосу препятствий с хозяином, но без поводка. И вот они вдвоём пробежали по буму, перемахнули (перепрыгнули, перескочили) канаву и барьер, прорвались в «горящее окно»… Ингус помчался дальше, перепрыгнул каменный забор и понёсся широкими прыжками по пустынному плацу … пересёк поле и скрылся в лесу… Что же он делал там, в лесу, когда его настигли (догнали, нашли)? Устроил, видите ли, «повалясики» в траве (стал валяться, кувыр каться, барахтаться в траве), нюхал цветы, разглядывал какую-то козявку (букашку, мушку), ползущую вверх по стеблю, и, как заворожённый, тоскующими грустными,печальными) глазами провожал её полёт…

 

 

…………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………………

 VI Оценка за урок

орфоэпич. И лексич. раб.

паронимы

теория

упражнение

Работа с текстом

Итоговая оценка

 

 

№ 70.

№ 71.

№ 72.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ДОКЛАД «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка. Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка»

ДОКЛАД  «Современный подход к организации познавательной деятельности студентов при изучении русского языка.Использование разнообразных форм и методов активизации познавательной деятел...

Презентация к уроку русского языка "Формирование русской лексики".

В данной презентации указаны пути формирования русской лексики; признаки исконно русской лексики; фонетические и морфологические признаки старославянизмов; признаки заимствованной лексики из неславянс...

Презентация к уроку русского языка по теме "Активный и пассивный словарный запас русского языка"

В презентации раскрываются понятия  "активный и пассивный запас",приводятся примеры устаревших слов....

Технологическая карта урока по МДК. 01.02 Русский язык с методикой преподавания Тема Воспитательные возможности урока русского языка в начальной школе

Урок разработан в рамках ПМ. 01 Преподавание по программам начального общего образования. На уроках используется проблемное обучение, разные формы работы способствуют формированию профессиональных ком...

Урок русского языка: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова

: «Работа окончаний слов, называющих предметы» (3 класс) Русский язык – 3 класс. По системе Д.Б. Эльконина - В.В. Давыдова...

Методическая система работы учителя русского языка и литературы МОУ гимназии №1 г.о.Люберцы Пронкиной Ирины Борисовны «Развитие интеллектуальной и творческой активности учащихся на уроках русского языка и литературы»

Актуальным в образовании в последние годы стал вопрос об образовательных технологиях.Передовыми учителями разработано множество результативных методик, способствующих повышению качества обучения русск...

Методическая разработка по дисциплине «Русский язык» на тему: «Шуточные диктанты на уроках русского языка»

Предлагаемая методическая разработка представляет собой шуточные диктанты по русскому языку, предназначенные для повторения и обобщения изученных сведений. Материал может быть использован педагогами н...