план -конспект учебного занятия по МДК 02.01 Основы управления в правоохранительных органах
план-конспект занятия

Светлана Суркова

план-конспект к занятию по теме "Аналитическая работа в правоохранительных органах"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc130.5 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия

по _МДК 02.01 Основы управления в правоохранительных органах___

учебной дисциплине/междисциплинарному курсу

для обучающихся гр. 306, курс 3,

специальность  40.02.02 Правоохранительная деятельность

дата проведения (№ занятия по учебному плану 25)  29.11.2018г.

преподаватель Суркова С.Н.

Тема Аналитическая работа в правоохранительных органах

Основные направления аналитической работы в правоохранительных органах. Требования, предъявляемые к аналитической работе

Цель занятия: овладение и закрепление теоретических знаний обучающихся по  назначению аналитической работы ОВД, основным направлениям информационно-аналитической деятельности по анализу и оценке оперативной обстановки, требованиям, предъявляемым к аналитической работе

Задачи занятия:

Обучающая: формировать у обучающихся знания в области понятия аналитической работы в правоохранительный органах, основных направлений аналитической деятельности по анализу и оценке оперативной обстановки, а также использование норм ведомственных актов РФ, предусматривающих регулирование аналитической деятельности с целью применения их в правоохранительной деятельности.

Воспитательная: воспитывать у обучающихся ответственность, нравственные основы профессиональной деятельности; формулировать на основе приобретенных знаний собственные суждения и аргументы для применения норм ведомственных актов РФ. Совершенствование ОК 1. Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес. ОК 2. Понимать и анализировать вопросы ценностно-мотивационной сферы. ОК 3. Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач, оценивать их эффективность и качество. ОК 4. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях, в том числе ситуациях риска, и нести за них ответственность. ОК 5. Проявлять психологическую устойчивость в сложных и экстремальных ситуациях, предупреждать и разрешать конфликты в процессе профессиональной деятельности. ОК 6. Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития. ОК 7. Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности. ОК 8. Правильно строить отношения с коллегами, с различными категориями граждан, в том числе с представителями различных национальностей и конфессий. ОК 9. Устанавливать психологический контакт с окружающими. ОК 10. Адаптироваться к меняющимся условиям профессиональной деятельности. ОК 11. Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации. ОК 12. Выполнять профессиональные задачи в соответствии с нормами морали, профессиональной этики и служебного этикета. ОК 13. Проявлять нетерпимость к коррупционному поведению, уважительно относиться к праву и закону. ОК 14. Организовывать свою жизнь в соответствии с социально значимыми представлениями о здоровом образе жизни, поддерживать должный уровень физической подготовленности, необходимый для социальной и профессиональной деятельности; совершенствование ПК 2.1. Осуществлять организационно-управленческие функции в рамках малых групп, как в условиях повседневной служебной деятельности, так и в нестандартных условиях, экстремальных ситуациях. ПК 2.2. Осуществлять документационное обеспечение управленческой деятельности.

Развивающая: способствовать развитию логического мышления, развивать умение анализировать. Вырабатывать навыки работы с информацией, совершенствование умений применять на практике ведомственные нормативные акты при разрешении практических ситуаций; делать обоснованные выводы о совершенствовании конкретных направлений правоохранительной деятельности по результатам анализа и оценки оперативной обстановки; анализировать и решать юридические проблемы в сфере управления правоохранительной деятельности; логично и грамотно излагать и обосновывать свою точку зрения по методам проведения проблемного и сравнительного анализа в границах функционирования основных  подразделений ОВД; знать: понятие и основные направления аналитической работы в правоохранительных органах; требования предъявляемы к  аналитической работе.

Междисциплинарные связи: ПМ.01 Оперативно-служебная деятельность

Внутридисциплинарные связи: Раздел 1 Тема  1.2. Организация системы управления в правоохранительных органах.

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА

Таблица 1.

Наименование вопроса (или тестового задания)

  1. Объясните социально-юридическое понимание информации и ее роль в решении правоохранительных задач
  1. Соотнесите объективную связь понятий «информация» и «коммуникация»
  1. Перечислите источники  информации в системе управления правоохранительных органов, закрепленные нормативными правовыми актами
  1. Каковы роль информационных центров ОВД и установленный порядок использования их возможностей
  1. Охарактеризуйте наиболее действенные информационные системы правоохранительных органов

2. ИЗУЧАЕМЫЕ ВОПРОСЫ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ

Понятие аналитической работы в правоохранительных органах.  Основные направления аналитической работы в правоохранительных органах. Требования, предъявляемые к аналитической работе

Вопрос 1. Понятие аналитической работы в правоохранительных органах.  

В настоящее время в связи с ростом преступности, осложнением экономической ситуации в стране осуществление аналитической работы необходимо поднять на более высокую ступень, шире использовать современные информационные технологии.

Успех борьбы с преступностью во многом определяется состоянием аналитической работы и в первую очередь глубиной и качеством анализа оперативной обстановки в ОВД, ибо сбор оперативно-служебной информации и ее анализ являются началом организации всякой деятельности, в том числе и деятельности органов внутренних дел. Само слово "анализ" В.И. Даль толковал как "разбор, разложение целого на составные части; общий вывод из частных замечаний"[1].

Аналитическая работа, как одна из функций управления, основывается на выявлении научными методами положительных и отрицательных тенденций в состоянии преступности, общественного порядка и правоохранительной деятельности, установлении причин их появления, прогнозировании преступности и подготовке обоснованных выводов и рекомендаций по борьбе с нею. Организация аналитической работы - это составная часть функции создания (совершенствования) системы управления органами внутренних дел. Ее содержанием является определение целей и задач аналитической работы, ее ресурсное и структурное обеспечение, разработка критериев оценки этой деятельности, создание устойчивого квалифицированного ядра аналитиков на всех уровнях управления системы МВД России.

В управленческой практике ОВД аналитическая работа представляет собой специализированную исследовательскую, познавательную деятельность специально выделенных сотрудников, связанную с обеспечением целенаправленного управления системой, а также оценкой эффективности управляющего воздействия на объекты управления. Поэтому нельзя не согласиться с выводами Э.П. Масленникова, что аналитическая работа - это постоянная исследовательская деятельность (функция процесса управления), охватывающая своим содержанием широкий комплекс организационных мероприятий и методических приемов для изучения и оценки информации о состоянии преступности и общественного порядка, результатах практической деятельности органов по выполнению возложенных на них задач, а также об условиях, в которых эти задачи решаются[2].

Сущность аналитической работы обусловливает ее роль и место в процессе управленческой деятельности. В процессе управления она наиболее важна именно при выработке управленческих решений и составлении планов работы ОВД.

       Несмотря на то, что начинается аналитическая работа с определения состояния, структуры и динамики компонентов оперативной обстановки, выявлении (преимущественно) негативных отклонений в ней, сущностным признаком все - таки является ее направленность на установление причинно-следственных зависимостей между изменениями оперативной обстановки и факторами, их обусловившими. Очевидно, что невозможно без установления причин возникновения проблемной ситуации качественно и на долгий срок разрешить возникшую проблему и приблизиться к заданной цели при условии, что устранение причин этих отклонений лежит в области деятельности органов внутренних дел.

       Другим немаловажным сущностным признаком аналитической работы является ее информационный характер. Вся эта деятельность связана с изучением, осмыслением, преобразованием определенной информации. Конечным результатом этой работы также является информация, но другого, более высокого уровня и качества. Поэтому очень часто эту деятельность называют еще информационно-аналитической.

        Аналитическая работа не является самоцелью, она необходима для решения практических задач в области правоохраны. Результаты аналитической деятельности являются исходным материалом для принятия управленческого решения, которое организует практическую деятельность по борьбе с преступностью, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности. Поэтому необходимо говорить о прагматическом характере этого вида деятельности. Схематично это можно представить следующим образом: от анализа - к решению, от решения – к действию, от действия к анализу.

         Говоря о выявлении изменений в тех или иных параметрах оперативной обстановки, акцентировать внимание при осуществлении этой работы необходимо все - таки на негативных отклонениях, так как именно эти отклонения создают проблемы в деятельности органов внутренних дел по борьбе с преступностью, охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, которые требуют разрешения.

     И, наконец, еще одним сущностным признаком аналитической работы является ее прогностический характер, то есть определение ожидаемых в будущем изменений оперативной обстановки.

         Функции головной организации по осуществлению и методическому обеспечению аналитической работы в органах внутренних дел, а также координации аналитической работы отраслевых служб в её проведении возложены на организационно-аналитические (штабные) аппараты органов внутренних дел. Систему организационно-аналитических (штабных) аппаратов возглавляет Организационно-аналитический департамент Министерства внутренних дел Российской Федерации[2]. В территориальных органах МВД России на окружном и региональном уровне данные подразделения представлены организационно-аналитическими (штабными) аппаратами главных управлений МВД России по Федеральным округам, МВД по республикам, главных управлений, управлений МВД России по субъектам Российской Федерации, управлений на транспорте по Федеральным округам и линейных управлений на железнодорожном, водном и воздушном транспорте. Низшим звеном являются организационно-аналитические подразделения управлений, отделов МВД России по районам, городам и иным муниципальным образованиям.

Вопрос 2. Основные направления аналитической работы в правоохранительных органах

Осуществляемая органами внутренних дел аналитическая работа весьма многогранна и разнообразна. В ней выделяют несколько самостоятельных направлений, для каждого из которых характерна своя цель и соответствующие виды и объемы исходной информации, подлежащей сбору, изучению и оценке. К этим направлениям относятся

А. Изучение тенденций правонарушений, деятельность органов внутренних дел и обуславливающих их факторов за длительный период (5--15 лет). Целью данного вида анализа является получение прогностических выводов о возможных изменениях этих тенденций и выработка на этой основе перспективных мероприятий по их возможной нейтрализации, укреплению правопорядка и совершенствованию деятельности системы органов внутренних дел.

Необходимость такого вида анализа предопределяется тем, что органы внутренних дел, как и всякая социальная система, должны иметь свою стратегию, разработка которой невозможна без предварительного уяснения закономерностей и тенденции развития правонарушений, детерминирующих их криминогенных и антикриминогенных факторов внешней среды, а также состояния и деятельности самой системы органов внутренних дел.

Б. Комплексный анализ оперативной обстановки (квартал, полугодие, девять месяцев, год). Целью данного вида анализа является выявление изменений в состоянии правопорядка и установление факторов внешней среды, а также состояния и деятельности органов внутренних дел, которые детерминировали эти изменения.

В процессе комплексного анализа оперативной обстановки изучению и исследованию подвергаются географические, политические, социально-экономические и демографические характеристики обслуживаемой территории; время, место и характерные обстоятельства наиболее часто совершаемых правонарушений; выявленные причины правонарушений, условия, способствующие их совершению и меры по их устранению; характеристики лиц, совершающих противоправные деяния или состоящих на профилактических, оперативных и иных видах учетов; материалы изучения писем, жалоб, заявлений граждан и публикаций средств массовой информации о состоянии общественного мнения о деятельности органов внутренних дел, а также состояние и результаты деятельности самого органа внутренних дел, соседних органов и транспортной милиции.

Выводы этого вида анализа содержат оценку состояния правопорядка и характеристику изменений, прошедших в нем за анализируемый период; определение наиболее актуальных и специфических для данного региона проблем борьбы с преступностью и охраны общественного порядка, личной и общественной безопасности, а также определение территорий и объектов, где оперативная обстановка осложнилась и причины такого осложнения; оценку результатов работы органа по выполнению возложенных на него задач и характеристику основных недостатков в его деятельности, а также прогнозные оценки по возможному изменению оперативной обстановки и возникновению чрезвычайных ситуаций.

Таким образом, результаты комплексного анализа оперативной обстановки составляют базу текущего планирования работы органа внутренних дел (составления полугодовых и квартальных планов работы горрайлинорганов и отделений милиции), на основе их вносятся изменения в расстановку сил и средств, разрабатываются комплексные мероприятия и принимаются решения по усилению борьбы с наиболее распространенными и опасными правонарушениями, а также информируются о состоянии правопорядка и оперативно-служебной деятельности органы государственной власти и местного самоуправления, общественные объединения и население, а также вышестоящие органы внутренних дел.

В. Текущий (непрерывный) анализ оперативной обстановки осуществляется на основе оценки суточной, декадной и месячной информации. Целью данного вида анализа является обеспечение непрерывного оперативного руководства органом, позволяющее вносить коррективы и дополнения в соответствующие планы работы, изменять дислокацию сил и средств, а также более целенаправленнее проводить определенные мероприятия. Таким образом, текущий анализ предназначен для исследования стихийных, стахостических проявлений преступности и иных правонарушений и принятия неотложных мер по локализации нежелательного развития событий и отличается от комплексного анализа, главным образом, ограниченностью объемов исходной информации и глубиной исследования.

Г. Частный анализ отдельных проблем состояния правопорядка и деятельности органов внутренних дел осуществляется в органах внутренних дел в тех случаях, когда добытой комплексным или текущим анализом информации недостаточно для объяснения выявившейся тенденции, либо отклонения от устоявшихся тенденций, или не встречавшейся ранее конкретной ситуации. Проблема может заключаться в установлении особенностей состояния правопорядка, неопределенности влияния на него объективных факторов, несоответствия организации органа условиям внешней среды, неэффективности его функционирования и пр. (например: причины высокого уровня правонарушений подростков, недостатки профилактической работы среди ранее судимых и пр.).

Результаты частного анализа (в зависимости от их масштаба и возможности реализации) используются чаще всего в частных и в оперативных решениях, при проведении разного рода комплексных, типовых и разовых операций.

Таковы в общих чертах смысл и сущность основных направлений аналитической работы. В своей совокупности они обеспечивают всестороннее рассмотрение сути исследуемых явлений и их природы, объяснение происходящих изменений этих явлений, их взаимосвязи и взаимообусловленности.

Вопрос 3. Требования, предъявляемые к аналитической работе

К аналитической работе, как и всякой управленческой деятельности, предъявляется ряд требований, игнорирование которых может привести к необоснованным и даже возможно порочным выводам. К числу таких требований необходимо отнести: достоверность и необходимая полнота используемой при анализе информации; ее всесторонность, заключающаяся во всестороннем изучении анализируемого явления и рассмотрении всех его взаимосвязанных элементов, определяющих совокупные качества и тенденции; изучение исходной информации за достаточно продолжительный период, позволяющий сделать обоснованные выводы, репрезентативность наблюдения - то есть необходимая полнота исходной информации, позволяющая делать обоснованные выводы; сопоставимость исходной информации, а также комплексное использование различных методов анализа, что способствует полноте и объективности выводов.

Таблица 2.

Наименование изучаемого вопроса

Контрольное (или тестовое) задание по изученному вопросу

Источники и литература (основная, дополнительная интернет-ресурсы)

1.Понятие аналитической работы в правоохранительных органах

1.Дайте определение аналитической работы в правоохранительной деятельности

2.Перечислите  общие признаки аналитической работы

Источники

Основная литература 

А.Г. Маркушин, В.В. Казаков Основы управления в ОВД Москва Юрайт, 2017 с.70-71

Дополнительная литература 1.В.Я. Кикоть, С.С. Маилян, Д.И. Грядовой Наука управления. Основы организации и управления в правоохранительной деятельности М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2012 (электронная версия) 

2. А. П. Камышников, В.И. Махинин  Основы управления в правоохранительных органах (М.: Изд-во Московского психолого-социального института, 2004. 

Интернет ресурсы http://www.mogu24.ru/dev.php/edu/document/67342/ОснУпрПО.pdf 

2. Основные направления аналитической работы в правоохранительных органах

1. В виде схемы указать основные направления информационно-аналитической деятельности

3. Требования, предъявляемые к аналитической работе

1.Указать  требования, предъявляемые к аналитической работе  в правоохранительных органах

3. ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ.

Таким образом, подводя итоги занятия, следует сделать следующие выводы:

1. Аналитическая работа на всех уровнях управления является основной неотъемлемой частью функционирования правоохранительных органов.

2. Сущность аналитической работы – это постоянная исследовательская деятельность, предусматривающая комплекс мер по анализу собранной информации о состоянии преступности и общественного порядка, результатах  правоохранительных органов по выполнению стоящих перед ними задач и обеспечивающая надлежащее управление и оценку его эффективности.

 3. В правоохранительных органах аналитическая работа всегда должна преследовать практическую цель: подготовку управленческого решения.

4. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Заполнить на компьютере и распечатать или заполнить от руки на листе бумаги формата А-4 и представить на следующее занятие таблицы 1, 2, 3, 4, 5 по установленной форме (Приложение). (ВНИМАНИЕ! Не распечатывать весь План-конспект, а только Приложение с заполненными таблицами).

  1. Раскройте предмет и назначение информационно-аналитической работы в правоохранительных органах.
  2. Обоснуйте общепризнанное в науке и практике определение о том, что оперативная обстановка, ее анализ и оценка - один из важных объектов управления в правоохранительной деятельности

Преподаватель                                                                     Суркова С.Н.

                                        подпись                                                

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Цикловой комиссии

___________________________

ГБПОУ Юридический коллеж

от ___ ____________ 201__ г. № ____

Приложение

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

РЕЗУЛЬТАТ работы

обучающегося гр. _______________

___________________________________________________________________

фамилия имя отчество

по _________________________________________________________

учебной дисциплине/междисциплинарному курсу

тема занятия ___________________________________________________________

дата проведения ___________________

Таблица 1. Актуализация ранее изученного материала учебного курса

№ вопроса (тестового задания)

Ответ

Таблица 2. Ответы на контрольные задания по вопросу 1

№ контрольного

(тестового) задания

Ответ

Таблица 3. Ответы на контрольные задания по вопросу 2

№ контрольного

(тестового) задания

Ответ

Таблица 4. Ответы на контрольные задания по вопросу 3

№ контрольного

(тестового) задания

Ответ

Таблица 5. Ответы на контрольные задания по учебному занятию

№ контрольного

(тестового) задания

Ответ

Обучающийся гр. ______                                                        _____________________

                                                подпись                                        ио фамилия


[1] Даль В.И. Толковый словарь. –М., 1978. Т.1. С.15.

[2] Масленников Э.П. Организационно-правовые основы и методика аналитической работы в ОВД. –М., 1979.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

АПИМ по ПМ.02. МДК 02.01.Основы управления в Правоохранительных органах

Целью изучения дисциплины «Основы управления в правоохранительных органах» является получение обучающимися качественных теоретических знаний, развитие и закрепление практических умений и навыков, необ...

Календарно-тематический план МДК 02.01 Основы управления в правоохранительных органах

Календарно-тематический план МДК 02.01 Основы управления в правоохранительных органах на 2016-2017 уч.год...

Методические рекомендации выполнения ВСР по МДК 02.01 Основы управления в правоохранительных органах

Методические рекомендации выполнения внеаудиторной самостоятельной работы судентов по МДК 02.01 Основы управления в правоохранительных органах для специальности 40.02.02 Правоохранительная деятел...

План-конспект учебного занятия по дисциплине: Основы спортивной тренировки (футбол)

Задачи урока:1. Развивать физические способности в футболе посредством скоростно-силовых упражнений.2. Воспитывать культуру движений и доброжелательные отношения посредством работы в парах.3. Способст...

План-конспект учебного занятия по МДК 02.04 "Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом"

План - конспект учебного занятия по ПМ. 02. ,  МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом на тему«Музыка в системе искусств. Значение музыки в жи...

План-конспект учебного занятия по Основам философии. Введение. Предмет философии и ее место в системе научного знания. Философия и мировоззрение

Обучающийся должениметь представление:Об основах религиозного мировоззрения, о трех мировых религиях;Об общих предпосылках возникновения философииО специфике историко-философского процесса;О единстве ...