Патриотическое воспитание на уроках истории
статья

Статьи и материалы по теме "Патриотическое воспитание".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл patrioticheskoe.docx20.03 КБ
Файл vstuplenie.docx32.16 КБ

Предварительный просмотр:

Воспитываем  патриотизм

Под системой патриотического воспитания понимается совокупность органов государственной власти и общественных организаций, а также их деятельность по формированию у граждан высокого патриотического сознания, чувства верности своему Отечеству, готовности к выполнению гражданского долга и конституционных обязанностей по защите интересов Российской Федерации. Главной задачей патриотического воспитания является формирование и развитие личности, обладающей качествами гражданина - патриота Родины. Составной частью патриотического воспитания является военно-патриотическое воспитание молодежи, направленное на формирование у граждан готовности к защите интересов государства и общества в военное время.
События последнего десятилетия показали, что экономические трудности, значительная социальная дифференциация общества, изменение системы духовных ценностей и ориентиров оказали негативное влияние на общественное сознание, в том числе сознание большинства социальных и возрастных групп населения страны. При этом отмечается резкое снижение позитивного воспитательного воздействия на сознание населения со стороны российской культуры, искусства и образования как важнейших инструментов формирования патриотизма. Стала все более заметной постепенная утрата традиционного для российского общества патриотического сознания. Ряд объективных и субъективны процессов существенно обострил национальный вопрос, следствием чего стало перерождение кое-где патриотизма в национализм и утрата истинного значения и понимания большинством населения понятия интернационализм. В общественном сознании получили широкое распространение равнодушие, эгоизм, индивидуализм, цинизм, немотивированная агрессивность, неуважительное отношение к государству и социальным институтам. Проявляется устойчивая тенденция падения престижа военной, а также искажение понимания сущности и значения в обществе института государственной службы. В этих условиях очевидна неотложность решения на всех уровнях власти и управления (федеральном, региональном и местном) острейшей проблемы воссоздания системы воспитания патриотизма как основы консолидации общества и укрепления государства.
Большинству истинных патриотов и здравомыслящих людей в нашей стране очевидно, что для того, чтобы объединить усилия федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, скоординировать и направить их усилия по патриотическому воспитанию граждан России, и, прежде всего, молодого поколения, нужна единая государственная политика в области патриотического воспитания. Для проведения в жизнь данной политики необходимо создание соответствующей системы патриотического воспитания граждан, способной консолидировать и координировать усилия различных институтов общества и государства в этом направлении. Эта система должна включать в себя соответствующие систему государственных структур, общественных организаций, нормативную правовую базу их деятельности на всех уровнях, а также комплекс методов и средств формирования у граждан Российской Федерации патриотического сознания.
Как показывают опросы общественного мнения героические события отечественной истории, выдающиеся достижения страны в области экономики, науки, культуры и спорта еще сохранили качества нравственных идеалов, что создает реальные предпосылки для разработки комплекса мероприятий по патриотическому воспитанию молодежи с учетом сложившихся к настоящему времени тенденций развития общества. Эти тенденции связаны с его консолидацией, подъемом патриотизма, переносом основных усилий по воспитанию от центра в регионы и на местный уровень, а также широким внедрением в нашей стране информационно-коммуникационных технологий.
Система патриотического воспитания молодежи должна предусматривать формирование и развитие социально значимых ценностей, гражданственности и патриотизма в процессе воспитания и обучения в образовательных учреждениях всех типов и видов; массовую патриотическую работу, организуемую и осуществляемую государственными структурами органами местного самоуправления, общественными движениями и организациями; деятельность средств массовой информации, научных и других организаций, творческих союзов, направленную на рассмотрение и освещение проблем патриотического воспитания, на формирование и развитие личности гражданина и защитника Отечества.

Основным институтом, организующим и обеспечивающим функционирование всей системы патриотического воспитания, должно являться государство. Создание такой системы предполагает консолидацию деятельности органов государственной власти всех уровней, научных и образовательных учреждений, ветеранских, молодежных, других общественных и религиозных организаций, творческих союзов по решению широкого комплекса проблем патриотического воспитания на основе программных методов и единой государственной политики, которые должны найти отражение в выступлениях первых лиц государства, очередной редакции Стратегии национальной безопасности Российской Федерации и соответствующем законодательном акте федерального уровня. При этом одним из основных направлением деятельности данной системы должно являться создание подсистемы патриотического воспитания молодежи, обеспечения на этой основе консолидации общества, поддержания социальной стабильности, упрочения дружбы между нациями и народами Российской Федерации. В качестве основных задач органов государственной власти и управления при этом должны быть:

  • создание механизмов, обеспечивающих становление, эффективное функционирование и постоянное совершенствование системы патриотического воспитания;
  • формирование патриотических чувств и сознания молодежи, сохранение и развитие у нее чувства гордости за свою страну на основе исторических ценностей и роли России в обеспечении глобальной и региональной безопасности;
  • воспитание личности гражданина - патриота Родины, готового безусловно встать на защиту интересов Российской Федерации;
  • формирование комплекса нормативного, правового и организационно-методического обеспечения функционирования системы патриотического воспитания молодежи.
  • Решение проблем патриотического воспитания должно начаться с разработки нормативной правовой базы патриотического воспитания граждан Российской Федерации. В соответствующих законодательных актах следует предусмотреть уточнение понятийного аппарата, систему целей, задач и принципов создания и функционирования системы патриотического воспитания, порядок управления ей, включая обязанности и ответственность органов власти и управления всех уровней, а также порядок финансирования деятельности органов и проводимых мероприятий. Из первоочередных мероприятий, обеспечивающих создание данной системы, следует выделить следующие:
  • внесение изменений в Федеральный закон "О днях воинской славы (победных днях) России" и дополнений в перечень объектов для включения в реестр музеев, составляющих национальное достояние России;
  • разработка положений об общественных музеях, о регулярном проведении всероссийских военно-спортивных и других игр патриотической направленности;
  • подготовка постоянно действующего конкурса проектов и программ, патриотического воспитания в современных условиях;
  • широкое использование для патриотического воспитания молодежи, государственных и общественных средств массовой информации, включая самые современные информационно-коммуникационные технологии (создание кино и видеофильмов, соответствующих сайтов в сети Интернет).

Таким образом, в современных условиях России нужна единая государственная политика в области патриотического воспитания. Для ее реализации должна быть создана система патриотического воспитания граждан, способная консолидировать и координировать усилия различных институтов общества и государства в этом направлении. Одним из приоритетных направлений деятельности данной системы должно стать патриотическое воспитание молодежи на героических примерах из отечественной истории, включая выдающиеся достижения страны в области экономики, науки, культуры и спорта. Для организации эффективной деятельности данной системы необходимо непосредственное участие в ее создании первых лиц государства, значительное обновление нормативной правовой базы, широкое использование потенциала науки, культуры и искусства, передовых информационно-коммуникационных технологий.

                            Правила дорожного движения РФ

Популярное



Предварительный просмотр:

Проблемы воспитания патриотизма

 

Проблема патриотизма современных граждан России. Отличительные особенности современной эпохи:

Говоря о таком понятии как патриотизм, я считаю необходимым упомянуть некоторые отличительные особенности современной эпохи. Прежде всего нас интересует нравственное состояние молодежи. Что касается современной ситуации в России, то очевидно, что никогда еще воровство, коррупция, рост криминальных структур, безнаказанность чиновников, пьянство, наркомания и духовное нездоровье общества не достигали таких масштабов, что поставили общество в катастрофическое положение. Никогда еще Россия не была на грани этнического и демографического кризисов, в которых ныне она оказалась в ходе проводимых ею же реформ. Нам попросту грозит исчезновение многих народов, населяющих нашу страну, в том числе и русской нации. Падает рождаемость, растет смертность – за последние 15 лет в России рождается почти в 2 раза меньше, а умирает в полтора раза больше людей по сравнению с доперестроечным периодом. В стране стремительно распространяется пьянство, что является для нас бедствием национального масштаба. Россия по потреблению алкоголя на душу населения уже давно вышло на первое место в мире, опередив признанного лидера – Францию. Причем наше количественное превосходство усугубляется низким качеством потребляемых спиртных напитков. В 20 веке мир поразило еще одно бедствие – наркомания. Ныне и в России стремительно увеличивается число молодых людей, употребляющих наркотики, распространяются казалось уже побежденные болезни, такие как туберкулез. Над страной нависла эпидемия СПИДА. Рушатся семейные отношения, а ведь крепкая семья – опора сильного государства. Нравственной опорой человека в самые сложные времена всегда была вера в Бога, как в некий нравственный идеал. Но вследствие 75летнего атеистической пропаганды, как, впрочем, и по ряду других причин, многие люди в нашей стране не только потеряли веру в бога, но и не знакомы даже с основами религии. Все это влияет на эмоциональное состояние людей, ведет к еще большему снижению их нравственного и духовного уровня, что вызывает абсолютно обоснованные опасения за судьбу нации. И вот в таких непростых условиях приходиться жить новым поколениям россиян. О проблемах нравственного воспитания молодежи, а в более узком смысле о проблеме воспитании в ней патриотизма и пойдет речь в моей работе.


І.

Начиная с 80-х годов, в обществе происходили сложные процессы, результаты которых стали явными лишь к середине 80-х годов. Резко замедлились темпы развития экономики, произошла утрата прежних идеологических ориентиров. Усилились агрессивность среды, социальная нестабильность, изменился характер общения между людьми, что было связано с утратой традиций общинности, взаимопомощи и взаимной поддержки. Выявилось все нарастающее отчуждение молодежи от официально пропагандируемых социальных ценностей, школы, семьи. Однодетная, конфликтная, нередко неполная семья перестала полноценно выполнять воспитательные функции. Молодежь все более остро ощущала невостребованность обществом знаний и таланта. Постепенный размыв, «истончение» культурного слоя, культурных традиций, интеллигентности, снижение ценности такого явления как патриотизм — эти и другие подобные факторы значительно затрудняли осуществление эффективной образовательной политики. Развал старой системы воспитания привел к тому, что, не усвоив ценность патриотизма и коллективизма, молодое поколение формировалось на ценностях крайнего индивидуализма и эгоизма.

Так что же такое патриотизм? В толковом словаре Даля этому слову дается такое определение:ПАТРИОТ - любитель отечества, ревнитель о благе его, отчизнолюб, отечественник или отчизник. Более свежий источник - педагогический энциклопедический словарь (2003) даёт  следующее определение патриотизма«… любовь к отечеству, к родной земле, к своей культурной среде. С этими естественными основаниями патриотизма как природного чувства соединяется его нравственное значение как обязанности и добродетели. Ясное сознание своих обязанностей по отношению к отечеству и верное их исполнение образуют добродетель патриотизма, которая издревле имела и религиозное значение...».

Как видно из выше сказанного, понятие патриотизма не претерпело каких либо серьезных смысловых изменений, хотя существует уже много веков.

Патриотизм - одно из наиболее глубоких человеческих чувств, закрепленных веками и тысячелетиями. Под ним понимается преданность и любовь к своему Отечеству, к своему народу, гордость за их прошлое и настоящее, готовность к их защите. Патриотизм является важнейшим духовным достоянием личности, характеризует высший уровень ее развития и проявляется в ее активной самореализации на благо Отечества.

Патриотизм представляет собой своего рода фундамент общественного и государственного здания, опору его жизнеспособности, одно из первостепенных условий эффективности функционирования всей системы социальных и государственных институтов. Усвоение ценностей и норм жизни, утвердившихся в обществе, - объективный, но не стихийный процесс. Патриотизм не заложен в генах, это не природное, а социальное качество и потому не наследуется, а формируется. Одной из важнейших задач современности является формирование понятия Родина, Отечество, Отчизна. Родина включает в себя все многообразие социальных и природных факторов, которые мы называем  понятиями семья, микрорайон или деревня, город или район. По мере своего развития каждый из нас постепенно осознает свою принадлежность к семье, коллективу, народу. Вершиной патриотического воспитания является осознание себя гражданином России. Как невозможно научить любви к родителям одними призывами, так невозможно воспитать гражданина из студента, изучавшего Родину только по учебникам. Патриотизм должен воспитываться в постоянном изучении истории родного города, его памятников, истории своей семьи, своего народа.

Но как обстоят дела с патриотизмом у нынешней молодежи? Вынужден констатировать факт, что нынешнее моральное состояние молодежи сейчас может быть охарактеризовано понятием фрустрация. Это и потеря перспективы, и растущие растерянность и тревога, и неуверенность в завтрашнем дне, и чувство безысходности, обманутости, доминирующие установки жить «одним днем». Очень большая проблема заключается в том, что сейчас во взрослую жизнь вступает поколение начала 90-х годов, поколение, которое уже не застало Советского Союза с его более менее устоявшимися ценностями, поколение, которое родилось в совершенно другой стране. Изменение системы ценностей не успевало за более быстрым изменением общественных настроений. Патриотизм, развитию которого раньше посвящали много усилий, постепенно превратился из необходимого элемента воспитания подрастающих поколений, во что-то лишнее, несовременное. К развитию патриотизма у молодежи относились всё более формально, отбивая тем самым желание быть патриотом и вызывая сомнение в целесообразности данного личностного качества. Развал старой системы воспитания привел к тому, что, не усвоив ценность патриотизма и коллективизма, молодое поколение формировалось на ценностях крайнего индивидуализма и эгоизма. Падение коммунистического режима в России не могло означать только смену политического порядка или господствующей идеологии. Важнейшей составляющей этого процесса явилось разрушение устоявшихся представлений советских людей о себе и своем месте в мире, вызвавшее массовый кризис идентичности и, как следствие, разрушение основ советского патриотизма. Таким образом новое поколение начинало свою жизнь в стране, в которой напрочь отсутствовала какая либо идеология или система ценностей. Поскольку ничего в нашем мире не терпит пустоты, образовавшийся вакуум быстро стал заполняться технологиями разрушения национального самосознания. К их числу относятся прежде всего  «массовая культура» с ее культом насилия, эгоизма, секса, антиинтеллектуализма; система давления на общественное мнение, вызывающая апатию, безразличие; внедрение деструктивных религиозных сект и учений и т. д. Как только личность отрывается от целого (социальная среда, нация, Родина), она неизбежно попадает в ловушку ценностей, лишенных общественного, гражданского содержания. Это основа развития эгоизма личности. Если общество не интересуют проблемы личности, то ответной реакцией незащищенной личности становится агрессия против общества, антиобщественное поведение в различных формах: преступность, терроризм, наркомания и т. п. Человек в современной России с одной стороны, стремится жить в обществе, исповедующем традиционные ценности, и в то же время пользоваться достижениями современной науки и техники. В России столкнулись две системы ценностей – либеральная, которая пришла на смену социалистической как ее антитеза; и традиционная, складывавшаяся на протяжении многих веков. В результате этого значительно увеличилось число людей, для которых стала характерной социокультурная амбивалентность, связанная с раздвоением ценностного сознания, проявляющаяся в одновременном стремлении к противоположным ценностям. Так материальные ценности стали преобладать над моральными. Что считает ценным среднестатистический молодой человек? Деньги, машину, хорошую одежду, тусовки по выходным. Для патриотизма в этом случае совсем не остается места. И почти никто не задумывается, что так жить нельзя. Самое интересное заключается в том, что молодежь понимает и принимает патриотизм как ценность, но слабо представляет его на практике. Отсутствуют достойные примеры патриотизма в современном обществе, а если и есть, о них не принято напоминать молодежи.

В сознании советских людей был прочно формировался образ защитника Отечества, Добра, справедливости (сказочный, собирательный и реальный); образ жизни подвижника, образ мудрости государственного деятеля, образ воли полководца. Мощным фактором воспитания был образ героя(А.Матросов, М.Паникаха, З.Космодемьянская, О.Кошевой, пионеры-герои и др.) и образ героического акта (ночной таран в воздухе, переход

через линию фронта, оборона дома Павлова и др.), образ мужественно-подвижнического Отца и образ жертвенно-женственной Матери.

Данные образы предстают как образцы патриотизма, нравственности, духовности, толерантности, самоотверженности, мужества, воли к победе и т.д.

Они выступали и выступают в многообразных формах ценностных ориентаций человека и науке еще предстоит исследовать спектр ценностей, которые вели солдата в бой, а труженика тыла превозмогать невероятную усталостьА что же происходит в наши дни? Чтобы не быть голословным, я приведу пример статистики. Молодым петербуржцам открыто был задан вопрос о герое нашего времени. Оказалось, что 82% респондентов не могут назвать конкретных героев( причем 37% считают, что таковых нет вообще, 36% просто не знают их, 9% думают, что герои есть, но не ведают кто они). Таковы плоды дегероизации и развенчивания всего и вся в последние 15-20 лет. А когда нет образца для поведения, молодежь попросту не понимает с кого брать пример, и ввиду отсутствия достойных образцов для подражания ищет свои идеалы самостоятельно, например на экране телевизора. Нужно ли говорить о том, что за пример может обнаружить для себя человек, просто включив телевизор? Влияние СМИ на сознание молодежи велико как никогда и это не может не огорчать.

ІІ.

Хотелось бы упомянуть о еще одном аспекте жизни современного общества и привести немного статистики. Студентам был задан вопрос:”Если у вас была бы возможность, вы бы уехали из России?” Большинство опрашиваемых ответило, что посмотрели бы мир и вернулись (80,65%). Ответ “навсегда” занимает второе место(14,51%). Тех кому и в России хорошо оказалось всего 4,95%. Любого здравомыслящего человека подобная статистика должна ужаснуть. Патриотизм в стране выродился настолько, что абсолютно реальными кажутся опасения, что в случае опасности страну просто некому будет защитить. И действительно – многие из нас, считая себя патриотами ведут себя апатриотично. Это происходит, когда родители хотят пристроить своего ребенка учиться на Запад, выпускник вуза мечтает закончив институт мечтает уехать из России и работать где угодно, но только не в стране, где родился. О каком патриотизме может идти речь, когда молодежь бессознательно не любит свою страну?

Подобное положение дел заставляет задуматься о причинах такого упадка патриотизма. Как оказалось, корень проблемы заключается не столько в отношении молодежи к патриотизму, сколько в отношении ее к власти и государству. Либеральные реформы 90-х годов привели к разрухе и всеобщему социальному упадку. В обстановке, когда подавляющее большинство молодежи считало, что государство не отражает ее интересов, не обеспечивает социальную защиту, не пользуется уважением на международной арене, молодые люди просто не понимали, зачем им нужно такое государство, и почему они обязаны любить его и защищать. Но это чисто экономические причины. Статистика неумолима и она говорит о том, что причиной падения патриотизма в молодежной среде явилось отсутствие патриотической идеи в обществе (52,42%), второе место занимает отрицательное влияние друзей и сверстников(41,42%), третьей причиной респонденты называют ненормальную обстановку в семье(35,48%).

Теперь о приятном. По ОПРОСАМ социологов, россияне стабильно гордятся полетом Ю. Гагарина в космос, гимном (слов, правда, большинство до сих пор не знает), а также нашей великой историей и литературой. С патриотическим воспитанием у нас проблема, потому что о нем вспоминают только тогда, когда нужно выполнить норматив по призыву в армию. Конечно, советская пропаганда «перегибала палку», поливая грязью Запад и преподнося наличие в магазинах колбасы как великое достижение развитого социализма. Зато весь народ знал о любом нашем достижении в космосе, в науке, об успехах наших музыкантов и спортсменов. Сегодня мы по-прежнему не утратили лидирующих позиций в том же космосе, но что современная молодежь об этом знает? Ничего! Зато по телеканалам огромные сюжеты отведены на запуск американских шаттлов, как будто на МКС работают только американцы. Выпуски наших теленовостей на 90% состоят из государственных визитов плюс ЧП, катастроф и наводнений по всему миру. Потом эфир забит ток-шоу с сериалами. А турниры по теннису или те же матчи внутреннего чемпионата по футболу показывают по платным каналам в ночное время. Кто их увидит, чтобы испытать гордость и за наших девчонок-теннисисток, и за местную футбольную команду? Мы создали специальный телеканал, который в международном эфире будет улучшать имидж России в глазах иностранцев. Может, для начала надо было подумать о том, как улучшить имидж страны в глазах собственных граждан?  Из выпусков новостей каждый из нас может узнать, сколько убийств произошло за последние сутки, о кризисе, сколько человек и где остались без тепла, а хороших новостей вроде как у нас и нет. Об этом мы почему-то говорить стесняемся. Как и о людях, которые живут среди нас и каждый день совершают большие и маленькие геройские поступки. Да много еще чего такого мы не делаем, ни сами лично, ни наша власть, чтобы понять: мы живем не в самой плохой стране, нам есть кем и чем гордиться. И люди ощущают в этом большую потребность. Это необязательно мировые рекорды и научные открытия. Это подвиги и поступки, события и даты, о которых надо знать всем. Чтобы научиться этим гордиться. И брать пример.

Хотелось бы упомянуть об еще одной проблеме патриотизма современной молодежи. Сегодня все больше и больше начинают говорить о патриотизме, о патриотических чувствах россиян. И это закономерно. Любовь к Родине стала мощным эмоциональным побудительным мотивом в общественном сознании, значимом для различных социальных групп. Патриотизм стал своего рода защитной реакцией по отношению к пропагандируемым в последнее десятилетие тезисам, что "Россия неспособна к цивилизованному развитию" и ее ждет "беспросветность впереди". Такой патриотизм называют “реактивным патриотизмом”. Он возникает как ответная реакция на различного рода национальное, культурное, религиозное, территориальное ущемление. Распад СССР, поражение в «холодной войне», падение авторитета нашей страны на международной арене, локальные военные конфликты, всё это стало питательной средой для роста такого неестественного сознания и чувства, воплощённого в формы образов врагов, предателей, диссидентов и проч. Такой патриотизм ОЧЕНЬ распространен, особенно в молодежной среде. Среди тех, кто называют себя патриотами, таких около 90%. Явление это достаточно опасное, так как у таких людей присутствует некий комплекс неполноценности, его еще называют “Homo Soveticus”. Он проявляется в том, что человек чувствует некое превосходство западного человека, к примеру тот лучше одевается или ездит на более дорогой машине. Защитная реакция может проявляться в самых разных формах – вплоть до крайнего национализма, шовинизма и ксенофобии. И в этом то как раз и заключается третья проблемапатриотизма современной молодежи. Не каждый способен отличить настоящий патриотизм от других понятий, им прикрывающимся.  Патриотизм не противостоит осознанию человеком своей принадлежности ни к своему этносу, ни ко всему человечеству. Патриотизм заключается в том, чтобы любить свой народ и уважать другие народы. Патриотизм — это не движение против чего-либо, а движение за те ценности, которыми располагает общество и человек.         Патриотизм — это, прежде всего, состояние духа, души. Патриотизм – это когда ты любишь свой народ, а национализм – это когда ты ненавидишь другие народы. И каждый из нас должен осознать разницу в этих понятиях.


Заключение

Подводя итоги вышесказанному, можно утверждать, что патриотизм у современной молодежи переживает не самые легкие времена. Об этом свидетельствует факт концентрации государственного интереса к проблемам воспитания патриотизма у граждан Российской Федерации, что закреплено государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006 –2010 годы». Перечисленные проблемы могут и должны решаться не завтра и не в следующем году, а прямо сейчас. Россия должна либо духовно возродиться, либо исчезнуть. Завтрашний день России зависит от того, насколько выверенными и дальновидными будут принимаемые сегодня меры по воспитанию патриотизма в подрастающем поколении.

Именно нацеленность на социальную востребованность молодежи, осознание подростками и молодыми людьми своей «нужности», значимости для общества, социальный заказ на молодежное творчество и активность дают огромный позитивный импульс освоению ценностей патриотизма, резко повышает его эффективность и воздействие на общественное сознание, самовоспитание и самосовершенствование. Россия, пережившая реформы конца ХХ столетия, способна при наличии государственной воли и стратегии развития воссоздать сильное, социально ориентированное государство, успешно адаптированное к

тенденциям мирового сообщества. Патриотический потенциал интеграции России в мировое сообщество включает в себя: культурно-исторические духовные ценности; достаточную разумность личных потребностей и их соответствие коллективным, общественным и государственным; преобладание духовного начала над материальным; общинность и соборность; способность воспроизводить духовно-нравственный потенциал, хозяйственно-бытовую и культурную среду жизнедеятельности и другое.

В современной ситуации развития России, как никогда необходимо возрождение духовности, воспитание населения, особенно молодежи, в духе патриотизма, любви к Отечеству, прекращение пропаганды насилия, жестокости, не свойственного нам образа жизни. За россиянами – великий разум и ратный подвиг предков, могучая культура, а мужества и стойкости, чувства ответственности перед Родиной им не занимать. Без подъема гражданского самосознания, патриотического потенциала населения и российской государственности не приходится рассчитывать на успех в Возрождении Отечества. В реализации патриотического воспитания нужны новые концептуальные подходы, прежде всего осознание того, что формирование патриотизма не может занимать второстепенного места или быть предметом спекуляций в политической борьбе.

И напоследок еще немного позитивной информации. На вопрос: «Нужны ли вообще патриоты стране сегодня» молодежь дружно отвечает ДА (87,90%) . Большинство молодых людей считает необходимым воссоздание системы патриотического воспитания молодежи (65,32%). Патриотизм можно охарактеризовать как ценность современной молодежи, точнее говоря, в молодежной среде есть определенная часть юношей и девушек, которые включили патриотизм в систему своих ценностных ориентаций. К сожалению эта часть не так значительна, как хотелось бы. Но лед тронулся. И это самое главное. Только развивая чувство патриотизма и любви к Родине у нового поколения можно обеспечить стране будущее. Многонациональный народ Российской Федерации не является копией советского народа, ему присущи свои особенности в сфере патриотического сознания. Эти особенности складываются из двух составляющих: первая особенность характеризуется преемственностью с патриотическим сознанием  народов СССР – осталось ощущение Отечества как огромной территории, не уступающей самым великим государствам мира; сохранено чувство многонациональности как естественного состояния патриотического сознания; не утрачено представление об Отечестве как великой державе. Вторая особенность выражает отличие от этого сознания:

появилось ощущение искусственного разрыва с частью Отечества, стремление восстановить утраченное; восстанавливается чувство более тесной преемственности с дореволюционной Россией; происходят процессы, связанные со стремлением сформировать Российскую Федерацию как самостоятельное и самодостаточное Отечество. Россия всегда была богата своими людьми. И наша задача – сохранить наш человеческий потенциал, победить безнравственность, бездуховность, вытеснить насаждаемые извне и чуждые нам ценности и взгляды, остановить разложение молодежи. Развив нравственность и патриотизм, Россия сможет возродиться и начать собирание земель. Ведь России без империи никак.

"Два чувства дивно близки нам,

В них обретает сердце пищу:

Любовь к родному пепелищу,

Любовь к отеческим гробам.

На них основано от века,

По воле Бога самого,

Самостоянье человека,

Залог величия его."

А.С.Пушкин

Речь Аллена Даллеса, директора ЦРУ. 1945 год.

"Эпизод за эпизодом будет разыгрываться грандиозная по своему масштабу трагедия гибели самого непокорного на земле народа, окончательного, необратимого угасания его самосознания... Литература, театры, кино - все будет изображать и прославлять самые низменные человеческие чувства. Мы будем всячески поддерживать и поднимать так называемых творцов, которые станут насаждать и вдалбливать в человеческое сознание культ секса, насилия, садизма, предательства - словом всякой безнравственности. В управлении государством мы создадим неразбериху... Мы незаметно будем способствовать самодурству чиновников, взяточников, беспринципности. Бюрократизм и волокита будут возводиться в добродетель... Честность и порядочность будут осмеиваться и никому не станут нужны, превратятся в пережиток прошлого. Хамство и наглость, ложь и обман, пьянство и наркомания, животный страх друг перед другом и беззастенчивость, предательство, национализм и вражду народов, и прежде всего вражду и ненависть к русскому народу, - все это мы будем ловко и незаметно культивировать, все это расцветет махровым цветом. И лишь немногие, очень немногие, будут догадываться или даже понимать что происходит. Но таких людей мы поставим в беспомощное положение, превратим в посмешище, найдем способ оболгать, объявить отбросами общества..."

Сущностью патриотизма является основывающееся на сознании и чувстве патриотического долга деятельное отношение субъекта к Отечеству как объекту патриотизма.


Список использованной литературы

 

1.  Л.Д. Кудрявцев Современное общество и нравственность. М., “Наука”, 2000

2.  В.К. Левашов Патриотизм в контексте современных социально-политических реалий//Социс, №8,2006

3.  В.Е Семенов Ценностные ориентации современной молодежи// Социс, №4,2007; с. 37-43

4.  В.В. Гаврилюк Гражданственность, патриотизм и воспитание молодежи, 2007

5.  www.wciom.ru


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

гражданско-патриотическое воспитание на уроках и внеклассных мероприятиях

Опыт гражданско–патриотического воспитанияпри проведении внеклассных мероприятийпреподавателя истории БОУ ОО СПО ОКТЭСПанкратовой Г.В.         Одной из основных...

Тезисы выступления "Патриотическое воспитание на уроках истории".

Тезисы выступления "Патриотическое воспитание на уроках истории" 30.12.2014 г. на заседании Совета классных руководителей в Политехничнском отделении ГБПОУ Колледжа "Царицыно"....

гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания

Гражданско-патриотическое воспитание на уроках истории и обществознания....

Статья "Нравственное и патриотическое воспитание на уроках истории"

Данная статья показывает значимость нравственного ипатриотического воспитания на уроах истории....

Статья "Патриотическое воспитание на уроках биологии"

quot;Преподаватель должен относиться к предмету как художник, а не как фотограф"  К.А. Тимирязев. Тогда это может привести к более осознанному восприятию природы....