Использование АРТ-технологий в воспитательной работе в группах круглосуточного пребывания для учащихся школы-интерната
статья

Цимбал Ольга Юрьевна

Использование АРТ-технологий в воспитательной работе в группах круглосуточного пребывания для учащихся  школы-интерната

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл -_doklad_k_pedsovetu_29_marta_2019.docx19.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение

"Раменская   общеобразовательная  школа-интернат

  для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья"

Использование АРТ-технологий в воспитательной работе в группах круглосуточного пребывания для учащихся  школы-интерната

Воспитатель: Цимбал О.Ю.

г. Раменское

2018-2019 учебный год

Использование АРТ-технологий в воспитательной работе в группах круглосуточного пребывания для учащихся Раменской школы-интернат

1. АРТ-технология в свете ФГОС.

АРТ-технология – это система последовательных действий педагога, направленных  на решение образовательно-воспитательных задач с использованием различных видов искусства. Арт-технология основана на деятельностном подходе и соответствуют новым образовательным стандартам.

Занятия с использованием арт-методов, т.е. методов связанных с каким-либо видом искусства, не только развивают художественный вкус и способности, но еще позволяют вести коррекционно-развивающий процесс средствами искусства.  

Самым важным в арт-технологии я считаю создание условий для развития личностных качеств и духовно-нравственной культуры подростков.

2. Основные виды искусства, которые я использую в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья, это декоративно-прикладное творчество и театрализованное творчество.

2.1. Декоративно-прикладное творчество

        Декоративно-прикладное творчество – довольно обширная область изобразительного искусства, постоянно пополняющаяся оригинальными техниками. На данный момент в своей работе с воспитанниками я отдаю предпочтение нескольким видам аппликации: обрывной, из природного материала и декупажу.

- Обрывная мозаичная  аппликация

Это отдельный вид аппликации, суть которого можно уловить из названия: все детали рисунка в такой аппликации не вырезаются из цветной бумаги, а приклеиваются в виде мозаики из небольших обрывных кусочков.

Впервые эту технику я опробовала с учащимися 7-х классов примерно год назад. В этом учебном году мы осваиваем ее с учащимися 4-го класса.

Стоит отметить, что на этапе освоения этого вида аппликации я столкнулась с некоторыми трудностями, которые все воспитанники преодолели в течение 1-й четверти.

Для младших подростков первоначально оказалось сложным располагать детали поштучно, подгоняя их друг к другу – кто-то старался просто засыпать место, намазанное клеем, нарванными кусочками, а кто-то хоть и клеил, как я просила, поштучно, но делал это хаотично. Кстати, некоторым детям пришлось еще немало поучиться рвать бумагу так, чтобы получались сравнительно небольшие и максимально одинаковые по размеру кусочки. А еще младшие школьники не могли соблюдать линии рисунка.

Сейчас создание обрывных аппликаций – любимое вечернее занятие для всех без исключения воспитанников моей группы, позволяющее снять дневное напряжение и максимально успокоиться.        

- Аппликация из природного материала

Идея использовать природный материал для создания картин, конечно же, пришла осенью, при подготовке работ к «Осеннему балу».  Но мы решили не ограничиваться лишь дарами осени, а добавили еще и различные крупы, что закрепило в сознании детей мысль о том, что подобные картины можно создавать в любое время года, а не только осенью.

- Декупаж

Это техника декорирования с помощью вырезанных бумажных мотивов. За последний год проведено 2 мастер-класса в технике декупаж для воспитанников от 10 до 16 лет, пребывающих круглосуточно в школе-интернате («Игрушка на ёлку» и «Подарок маме» к Дню Матери).

Стоит отметить, что в обоих мастер-классах были использованы в качестве основы для декупажа старые компакт-диски, что позволило сделать акцент на вторичном использовании ставших ненужными предметов.

- Куклы из ниток

Идея создать таких кукол была найдена во время подготовки к общешкольному конкурсу новогодних игрушек. Данный вид работы, конечно же, оказался интересен в основном девочкам.  Нитяные Веселые Снегурочки получились добрыми и по-домашнему уютными и заняли не только 1-е место в школьном конкурсе, но и призовое 2-е место в международном конкурсе «Новогодний сундучок».

По мере взросления моих воспитанниц я планирую развивать кукольную тему, благо декоративно-прикладное творчество богато разнообразными традициями по изготовлению кукол своими руками, а у многих таких кукол есть своё имя и история появления. А еще создание таких кукол – это повод поговорить о женской красоте и характере, основном женском предназначении и, возможно, о женском счастье.

2.2. Театрализованное творчество

        

Еще один из АРТ-методов работы с детьми, который я начала использовать совсем недавно, это театрализованное творчество. На совсем небольших произведениях, пока только стихотворных,  я учу воспитанников раскрывать смысл написанного автором для слушателей за счет эмоций, интонации и движений. А самое главное я стараюсь научить своих подопечных быть естественными во время публичных выступлений и работать в команде во время театрализации поэтических произведений.

- Выразительное чтение стихотворений 

Согласитесь, совсем не просто рассказать выученное наизусть стихотворение так, чтобы не усыпить слушателя, а заинтересовать, привлечь его внимание и вызвать восхищение. Что для этого нужно? Как оказалось, не только отлично выучить текст, но еще и побыть актером. Наши первые совместные опыты с воспитанниками в этом направлении уже начинают приносить хорошие результаты.  

- Театрализация поэтических произведений

        А еще всё чаще мы начинаем использовать коллективную работу над стихотворениями, делая театрализованные постановки. С декорациями, реквизитом и костюмами.

Первым таким опытом стала инсценировка стихотворения «Березка»  в год Экологии с учащимися нынешних 8-х классов (в том году они учились в 6 классе).

        В этом году к школьным мероприятиям мы подготовили уже две подобных инсценировки, одна из которых была показана в нашей школе на День Матери, а другая совсем недавно на родительском собрании. А на прошлой неделе обе эти инсценировки мы записали на видео- и стали участниками Всероссийского творческого конкурса сценического мастерства для детей с ОВЗ «Путешествие в страну ,,Вдохновение,,».

        Но самое главное, театрализованное творчество способствует налаживанию отношений в группе и социализации детей.

Участие в конкурсах различного уровня.

        Несколько слов хотелось бы сказать об участии творческих работ моих воспитанников в конкурсах разного уровня,  от общешкольных до международных.

На данный момент работы детей из группы, с которой я работаю, участвуют в 6 конкурсах: в областных («ЖКХ глазами детей» и «Детям Подмосковья – безопасную жизнедеятельность»), в уже упомянутом всероссийском и  нескольких международных. Результаты большинства из этих конкурсов будут известны 30-31 марта.

Заключение.

В заключение моего доклада хотелось бы сказать, что использование арт-технологий приносит много удовольствия не только детям, но и мне. Поэтому я планирую и в дальнейшем использовать арт-методы в своей воспитательной работе.

Ну, а завершить своё выступление мне бы хотелось демонстрацией одного из конкурсных видео-роликов, в котором звучит стихотворение Корнея Чуковского «Радость» в исполнении Чурсиной Кристины и Кривошеиной Алины.

Спасибо за внимание!

Приложение.

Участие в конкурсах

        3.1. Общешкольные

                - октябрь 2018 – Осенний бал – 1-е место за костюм Осени

- декабрь 2018 – Конкурс новогодних поделок – 1-е место - нитяные куклы «Веселые Снегурочки»;

- март 2019 – Конкурс чтецов – 1-е место, Кривошеина Алина - стихотворение К.Чуковского «Радость».

        3.2. Муниципального и областного уровня

- март 2019 - Областной конкурс рисунков «ЖКХ глазами детей» (ГАОУ МО «УКК ЖКХ) - в конкурсе участвует Кривошеина Алина с работой «Двор моей мечты»;

- март 2019 - Конкурс по пожарной безопасности «Детям Подмосковья – безопасную жизнедеятельность» – участвует Чурсина Кристина.

        3.3. Всероссийские и международные

- 2018 год – Международный творческий фестиваль детей с ОВЗ «Шаг навстречу» - диплом лауреата 1-й степени - работа Макарычева Александра «Дуб начинается с желудя»;

- декабрь 2018 - Международный дистанционный конкурс «Новогодний сундучок»  (ЦДТ «Искатель») - 2-е место, работа Чурсиной Кристины «Веселые Снегурочки»;

- март 2019 -  Всероссийский творческий конкурс для детей с ОВЗ «Зимушка-Зима» (образовательный центр «Путь Знаний») - участвует Кривошеина Алина с работой «Снегурочка» в номинации декоративно-прикладное творчество.

- март 2019 - Международный конкурс по рисованию для детей с ОВЗ «Весенняя капель» (Центр дополнительного образования «Снейл») – участвуют Мичугин Степан и Соболев Павел;

- март 2019 - Международный фестиваль детского и юношеского творчества «Звезды Нового века» - участвует  Чурсина Кристина с работой «Цветочное солнце».

- март 2019 - Всероссийский творческий конкурс сценического мастерства для детей с ОВЗ «Путешествие в страну ,,Вдохновение,,» - участвуют Кривошеина Алина и Чурсина Кристина (инсценировка стих-я «Радость» К.Чуковского); Слабцов Трофим, Мичугин Степан, Кривошеина Алина, Чурсина Кристина (театрализованная постановка стих-я «Разгром» Э.Успенского).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Отчет по воспитательной работе куратора группы № 24 ОПУ РЖПТ

Интересные мероприятия жизни группы за год...

«Методические аспекты воспитательной работы в группе на основе современных педагогических технологий и ИКТ».

Использование компьютерных технологий - это не влияние моды,а необходимость, диктуемая сегодняшним уровнем развития....

Новые формы организации воспитательной работы в группе

Выступление на Круглом  столе по теме -  Новые формы организации воспитательной работы в группе...

План воспитательной работы куратора группы

План  воспитательной работы куратора группы...

План воспитательной работы куратора группы 312 Т на 2014-2015 уч.год.

План содержит основные направление работы со студентами в течение учебного года, мероприятия по направлениям воспитательной работы и ожидаемые результаты....

План воспитательной работы куратора группы 118-ГД, специальность 43.02.14 Гостиничное дело, 1 курс

План воспитательной работы включает в себя перечень мероприятий, по следующим направлениям:Гражданское воспитаниеНравственное воспитание Воспитание физически и духовно здоровой личностиПрофессион...

Использование современных форм организации воспитательной работы

Использование современных форм организации воспитательной работы...