Новое педагогическое мышление. Барьеры на пути его формирования
статья

Качинскене Марина Сергеевна

Статья представлена для выступления на Международной конференции

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Научная статья16.36 КБ

Предварительный просмотр:

М. С. Качинскене,

МБОУ Катынская СШ,

учитель русского языка и литературы

Новое педагогическое мышление. Барьеры на пути его формирования

«Поймите драму, которая развивается порой в душе ребенка. У других буквы получаются красивые, а у меня не получаются. Другие легко решают задачу, а у меня почему-то не выходит».

Василий Сухомлинский

Вопрос о том, что такое новое педагогическое мышление, какова его  сущность и как оно формируется, является неоднозначным. Это, очевидно, результат противоречия, несоответствия педагогических представлений новым обстоятельствам и требованиям жизни; прорыв творческой мысли; процесс освобождения от груза шаблонов, сковывающих педагогическую деятельность, сдерживающих прогресс науки. Оно раскрепощает духовные и интеллектуальные силы, направляет их на создание современных технологий, форм и методов педагогических действий.

Мышление человека определяется как продукт и способность мозга с помощью мыслительных операций отражать и осмысливать реальную действительность. На этом основывается отношение человека к миру, преобразование действительности. В результате познания человеком какой-либо области объективного мира его мышление формируется в определенный тип.

Педагогическое мышление возникает в результате познания и осмысления объективно-субъективных воспитательных взаимоотношений, взаимодействий детей и взрослых, которые непосредственно влияют на развитие и становление личности, ее постепенный и непосредственный переход из детства во взрослое состояние. Педагогическое мышление формируется как способность педагога делать открытия и осуществлять воспитание детей. «Новый» педагог призван привести в соответствие традиционные представления с новыми, возникшими в связи с изменившейся, современной действительностью. это своего рода результат противоречий и несоответствий сложившихся педагогических представлений новым требованиям жизни, что и предполагает новый ФГОС, то есть, прорыв творческой деятельности сквозь заграждение сложившихся шаблонов. Обновление педагогического мышления – это главное условие совершенствования школьной практики.

На сегодняшний день в педагогической науке существует ряд шаблонов, которые сдерживают прогресс самой науки и сковывают воспитательную деятельность учителей. Несмотря на то, что их очень много, говорить обо всех не имеет смысла. Приведем в качестве примера лишь некоторые из них. Каждый действующий учитель понимает их только с теоретической точки зрения, но не каждый способен что-то изменить, чтобы избавиться от устоявшегося и идти в ногу со временем, адаптируясь вместе с учеником к новой действительности. Таким образом, для большинства подобных преподавателей урок по-прежнему остается единственной формой обучения, а деятельностный подход вычленяется из процесса целостного развития личности. Иными словами, проблема не в том, что существующие шаблоны сковывают прогресс науки, а в том, что ничего не делается для того, чтобы произошла своего рода революция, освободившая дорогу новому педагогическому мышлению. Основной вопрос заключается в том, что данной проблемой некогда заниматься даже педагогическому руководству в связи с превышающей всякие нормы документационной загруженностью. В то же время возникает прогрессирующий конфликт «отцов» и «детей», на который у первых, в отличие от вторых, всегда есть время. В результате этого страдает эмоциональная составляющая личности учителя. Такой учитель не способен работать, ему тяжело. Подобные конфликты более сложны и многообразны, нежели конфликты с участием школьников, и обусловлены разными факторами. Во-первых, самим содержанием и характером педагогической деятельности. Педагоги зависят от результатов труда друг друга гораздо меньше, чем, например, рабочие на заводе, однако их взаимосвязь гораздо больше, чем у учеников, ведь, если учитель математики работает плохо, то это заметно отражается на качестве уроков учителя физики, а если классный руководитель не в должной мере исполняет свои обязанности, то это влияет на профессиональную деятельность всех учителей, работающих в данном классе. Во-вторых, специфика конфликтов между учителями связана с тем, что педагогический коллектив преимущественно женский. Вина тому – оплата учительского труда и, как следствие, уход мужчин из этого вида деятельности.

На возникновение конфликтов между учителями огромное влияние оказывают особенности женской психологии, так как женщины более эмоциональны в оценках и поступках, чем мужчины. Если мужчины обычно конфликтуют из-за противоречий, возникающих в процессе совместной деятельности, то конфликты между женщинами часто носят личностный характер.

В-третьих, фактором, определяющим особенности конфликтов во взаимоотношениях учителей, является современный уклад жизни на селе, существующая социально-экономическая ситуация. В отличие от учеников, которые во многом защищены от тягот опекой родителей, и в силу особенностей детской психики, большую проблему у учителей вызывает продолжительный и устойчивый стресс. Оценка проведения специального теста показывает, что ни у одного из 30 педагогов, работающих в МБОУ Катынская СШ, не обладает низкой тревожностью. Нормальный уровень тревожности обнаружен у 13% педагогов, а высокий – у 87%. Очевидно, что при таком высоком уровне личностной тревожности педагоги порой неадекватно реагируют на обыденное, что зачастую чревато конфликтами.

Анализ реальных конфликтных ситуаций во взаимоотношениях учителей показывает, что существует широкий спектр проблем, решить которые педагогам не удается без конфликтов. Приведем лишь некоторые из них:

1. Отражение взаимной неприязни учителей на оценках детей.

2. Ссоры учителей в присутствии детей.

3. Оскорбление обучающихся учителем, приводимое к возмущению остальных учителей.

Стаж работы учителя в школе также влияет на характер конфликта, но нельзя однозначно утверждать, что опытный педагог реже вступает в конфликты с коллегами.

Еще одной из причин возникновения конфликтов является неудобное расписание уроков и значительные затраты времени на дела, не имеющие непосредственного отношения к обучению и воспитанию школьников.

Подводя итог, можно сделать вывод, что здоровый психологический климат в коллективе для педагога не менее важен, чем хорошая зарплата. Конфликты – это деструктивное явление в жизни школы, и если каждый действующий учитель будет в состоянии это оценивать и принимать, то реализация ФГОС нового поколения в современной школе будет проходить в полной мере. Нельзя не согласиться со словами В. А. Сухомлинского: «Ни один ребенок не должен чувствовать и осознавать: я неудачник, ничего у меня не получается, ничего путного из меня не выйдет. Если только эти мысли зародились в детской голове – ребенок больше не ваш воспитанник, и семья его – отец и мать – выпали из сферы вашего воспитательного влияния.

Литература:

1. В. А. Сухомлинский «Родительская педагогика».

2. Диагностика уровня тревожности для учителей.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система в управлении инновационной деятельностью, в разработке и внедрении новых педагогических технологий (инноваций) – путь к успеху в педагогической деятельности

«Три пути ведут к знанию: путь размышлений – самый благородный, путь подражаний – самый легкий, путь опыта – самый горький», - говорил один из мудрецов Конфуций.Сказано красиво, тонко, а неверно...

Социальное партнерство в сфере профессионального образования как путь к формированию компетентного специалиста

Опыт организации самостоятельной работы студентов Тольяттинского медицинского колледжа при прохождении производственной практики....

Сопровождение молодого педагога в использовании на уроках новых педагогических технологий (из опыта работы наставника)

Современную школу невозможно представить без использования новых педагогических технологий. Молодые педагоги имеют теоретические знания в области педагогических технологий, но не умеют применять свои ...

Модернизация традиционных форм работы и использование новых педагогических технологий в процессе обучения

Основные задачи, которые решаю на уроках физической культуры. Как они влияют на качество учебного процесса, как ивационные технологии влияют на формирование основздорового образа жизни...

КОС МДК 02.04 Новые технологии в строительстве подъездных путей сообщения, устройстве дорожной одежды»

КОС к МДК 02.04 Новые технологии в строительстве подъездных путей сообщения, устройстве дорожной одежды...

НАУЧНОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ – ПУТЬ К ФОРМИРОВАНИЮ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ, ТВОРЧЕСКОЙ ЛИЧНОСТИ БУДУЩЕГО СПЕЦИАЛИСТА

Статья посвящена проектной деятельности, является одним из способов формирования профессиональной, творческой, социально‐значимой личности обучающихся. Именно данный вид деятельности позволяет студент...

Прием технологии критического мышления "КЛАСТЕР" для развития и формирования новых мыслительных форм.

Cluster Кластер (гроздь, пучок, созвездие) - выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде грозди, пучка, созвездия.Технология составления: В це...