Рабочая программа учебной дисциплины "География"
рабочая программа

Ольга Александровна Ларченко

Рабочая программа учебной дисциплины «География» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.02 «Преподавание в начальных классах", 44.02.01 Дошкольное образование, Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (ФГОС СОО) и с учётом примерной основной образовательной программы одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon rp_geografiya_2018.doc413.5 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное автономное профессиональное

 образовательное  учреждение Новосибирской области

 «Карасукский педагогический колледж»

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ОУД.10 ГЕОГРАФИЯ

для специальностей СПО

44.02.02  Преподавание в начальных классах

44.02.01  Дошкольное образование

 

2018 г.

Рабочая программа учебной дисциплины «География» разработана в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом (далее – ФГОС) по специальности (специальностям) среднего профессионального образования (далее СПО) 44.02.02 «Преподавание в начальных классах", 44.02.01 Дошкольное образование, Федеральным государственным образовательным стандартом среднего общего образования (ФГОС СОО) и с учётом примерной основной образовательной программы одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

Организация-разработчик: ГАПОУ НСО «Карасукский педагогический колледж»

Разработчики: Ларченко Ольга Александровна - преподаватель общественных дисциплин

Рекомендована Методическим советом ГАПОУ НСО «Карасукский педагогический колледж»

Заключение методического совета №____________  от «____»__________20__ г.

        


СОДЕРЖАНИЕ

стр.

  1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

4

  1. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

12

  1. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

25

  1. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

26


1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

ГЕОГРАФИЯ

  1. Область применения программы

Рабочая программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС СПО по специальностям СПО 44.02.02 «Преподавание в начальных классах", укрупненной группы специальностей 44.00.00 Образование и педагогические науки, 44.02.01 Дошкольное образование, 050144 Дошкольное образование, 44.02.02 Преподавание в начальных классах, 050146 Преподавание в начальных классах.

Программа предназначена для профессиональных образовательных организаций, реализующих основную профессиональную образовательную программу СПО на базе основного общего образования с одновременным получением среднего общего образования.

Программа разработана в соответствии с требованиями ФГОС среднего общего образования, ФГОС среднего профессионального образования и профиля профессионального образования, а также с учётом рекомендаций по организации получения среднего общего образования в пределах освоения образовательных программ среднего профессионального образования на базе основного общего образования с учётом примерной основной образовательной программы одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол  от 28 июня 2016 г. № 2/16-з).

Рабочая программа учебной дисциплины может быть использована  другими профессиональными образовательными организациями, реализующими образовательную программу среднего общего образования в пределах освоения основной ППССЗ СПО на базе основного общего образования, в дополнительном профессиональном образовании (в программах повышения квалификации и программах профессиональной переподготовки) и профессиональной подготовке.

  1. Место дисциплины в структуре программы подготовки специалистов среднего звена:

Учебная дисциплина «География» является учебным предметом обязательной предметной области «Общественные науки» ФГОС среднего общего образования и  изучается в общеобразовательном цикле учебного плана ППССЗ на базе основного общего образования с получением среднего общего образования.

В учебных планах ППССЗ учебная дисциплина «География» входит в состав общих общеобразовательных учебных дисциплин с индексом ОУД.10., формируемых из обязательных  предметных областей ФГОС среднего общего образования, для специальностей СПО соответствующего профиля профессионального образования.

1.3. Цели и задачи дисциплины – требования к результатам освоения дисциплины. Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения дисциплины.

Содержание программы «География» направлено на достижение следующих целей:

  • освоение системы географических знаний о целостном, многообразном и динамично изменяющемся мире, взаимосвязи природы, населения и хозяйства на всех территориальных уровнях, географических аспектов глобальных проблем человечества и путях их решения, методах изучения географического пространства, разнообразии его объектов и процессов;
  • овладение умениями сочетать глобальный, региональный и локальный подходы для описания и анализа природных, социально-экономических, геоэкологических процессов и явлений;
  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей посредством ознакомления с важнейшими географическими особенностями и проблемами мира, его регионов и крупнейших стран;
  • воспитание патриотизма, уважения к другим народам и культурам, бережного отношения к окружающей среде;
  • использование в практической деятельности и повседневной жизни разнообразных географических методов, знаний и умений, а также географической информации;
  • нахождение и применение географической информации, включая карты, статистические материалы, геоинформационные системы и ресурсы Интернета, для правильной оценки важнейших социально-экономических вопросов международной жизни; геополитической и геоэкономической ситуации в России, других странах и регионах мира, тенденций их возможного развития;
  • понимание географической специфики крупных регионов и стран мира в условиях стремительного развития международного туризма и отдыха, деловых и образовательных программ, телекоммуникаций, простого общения.

Освоение содержания учебной дисциплины «География» обеспечивает достижение студентами следующих результатов:

Результаты

Требования ФГОС СОО к результатам освоения дисциплины

Планируемый результат

Личностные результаты освоения основной образовательной программы

1)российская гражданская идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)

2)гражданская позиция как активного и ответственного члена российского общества, осознающего свои конституционные права и обязанности, уважающего закон и правопорядок, обладающего чувством собственного достоинства, осознанно принимающего традиционные национальные и общечеловеческие гуманистические и демократические ценности

3)готовность к служению Отечеству, его защите

4)сформированность мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, основанного на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире

5)сформированность основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; готовность и способность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности

6)толерантное сознание и поведение в поликультурном мире, готовность и способность вести диалог с другими людьми, достигать в нем взаимопонимания, находить общие цели и сотрудничать для их достижения

7)навыки сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно - исследовательской, проектной и других видах деятельности

8) нравственное сознание поведение на основе усвоения общечеловеческих ценностей

9)готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности

10) эстетическое отношение к миру, включая эстетику быта, научного и технического творчества, спорта, общественных отношений

11)принятие и реализация ценностей здорового и безопасного образа жизни, потребности в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью, неприятие вредных привычек: курения, употребления алкоголя, наркотиков

12)бережное, ответственное и компетентное отношение к физическому и психологическому здоровью, как собственному, так и других людей, умение оказывать первую помощь

13)осознанный выбор будущей профессии и возможностей реализации собственных жизненных планов; отношение к профессиональной деятельности как возможности участия в решении личных, общественных, государственных, общенациональных проблем

14) сформированность экологического мышления, понимания влияния социально-экономических процессов на состояние природной и социальной среды; приобретение опыта эколого-направленной деятельности

15) ответственное отношение к созданию семьи на основе осознанного принятия ценностей семейной жизни.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к себе, к своему здоровью, к познанию себя:

- готовность и способность обучающихся к отстаиванию личного достоинства, собственного мнения, готовность и способность вырабатывать собственную позицию по отношению к общественно-политическим событиям прошлого и настоящего на основе осознания и осмысления истории, духовных ценностей и достижений нашей страны;

- готовность и способность обучающихся к саморазвитию и самовоспитанию в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества, потребность в физическом самосовершенствовании, занятиях спортивно-оздоровительной деятельностью; 

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к России как к Родине (Отечеству):

- российская идентичность,  способность к осознанию российской идентичности в поликультурном социуме, чувство причастности к историко-культурной общности российского народа и судьбе России, патриотизм, готовность к служению Отечеству, его защите;

- уважение  к своему народу, чувство ответственности перед Родиной, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение к государственным символам (герб, флаг, гимн);

- воспитание уважения к культуре, языкам,  традициям и обычаям народов, проживающих в Российской Федерации; 

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к закону, государству и к гражданскому обществу:

– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки и общественной практики, основанное на диалоге культур, а также различных форм общественного сознания, осознание своего места в поликультурном мире;

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся с окружающими людьми:

– развитие компетенций сотрудничества со сверстниками, детьми младшего возраста, взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, проектной и других видах деятельности.

Личностные результаты в сфере отношений обучающихся к окружающему миру, живой природе, художественной культуре:

– мировоззрение, соответствующее современному уровню развития науки, значимости науки, готовность к научно-техническому творчеству, владение достоверной информацией о передовых достижениях и открытиях мировой и отечественной науки, заинтересованность в научных знаниях об устройстве мира и общества;

– готовность и способность к образованию, в том числе самообразованию, на протяжении всей жизни; сознательное отношение к непрерывному образованию как условию успешной профессиональной и общественной деятельности;

Личностные результаты в сфере отношения обучающихся к труду, в сфере социально-экономических отношений:

– осознанный выбор будущей профессии как путь и способ реализации собственных жизненных планов.

Метапредметные результаты освоения основной образовательной программы должны отражать:

1)умение самостоятельно определять цели деятельности и составлять планы деятельности; самостоятельно осуществлять, контролировать и корректировать деятельность; использовать все возможные ресурсы для достижения поставленных целей и реализации планов деятельности; определение успешных стратегий в различных ситуациях;

2) умение продуктивно общаться и взаимодействовать в процессе совместной деятельности, учитывать позиции других участников деятельности, эффективно разрешать конфликты

3)владение навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной деятельности, навыками разрешения проблем; способность и готовность к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

4)готовность и способность к самостоятельной информационно-познавательной деятельности, владение навыками получения необходимой информации из словарей разных типов, умение ориентироваться в различных источниках информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников

5) умение использовать средства информационных и коммуникационных технологий (далее – ИКТ) в решении когнитивных, коммуникативных и организационных задач с соблюдением требований эргономики, техники безопасности, гигиены, ресурсосбережения, правовых и этических норм, норм информационной безопасности

6) умение определять назначение и функции различных социальных институтов

7)умение самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей

8) владение языковыми средствами

- умение ясно, логично и точно излагать свою точку зрения, использовать адекватные языковые средства

9)владение навыками познавательной рефлексии как осознания совершаемых действий и мыслительных процессов, их результатов и оснований, границ своего знания и незнания, новых познавательных задач и средств их достижения.

1. Регулятивные универсальные учебные действия

– самостоятельно определять цели, задавать параметры и критерии, по которым можно определить, что цель достигнута;

– ставить и формулировать собственные задачи в образовательной деятельности и жизненных ситуациях;

– выбирать путь достижения цели, планировать решение поставленных задач, оптимизируя материальные и нематериальные затраты;

– организовывать эффективный поиск ресурсов, необходимых для достижения поставленной цели;

– сопоставлять полученный результат деятельности с поставленной заранее целью.

2.Познавательные универсальные учебные действия

– искать и находить обобщенные способы решения задач, в том числе, осуществлять развернутый информационный поиск и ставить на его основе новые (учебные и познавательные) задачи;

– критически оценивать и интерпретировать информацию с разных позиций, распознавать и фиксировать противоречия в информационных источниках;

– находить и приводить критические аргументы в отношении действий и суждений другого; спокойно и разумно относиться к критическим замечаниям в отношении собственного суждения, рассматривать их как ресурс собственного развития;

– выходить за рамки учебного предмета и осуществлять целенаправленный поиск возможностей для широкого переноса средств и способов действия;

3. Коммуникативные универсальные учебные действия

– осуществлять деловую коммуникацию как со сверстниками, так и со взрослыми (как внутри образовательной организации, так и за ее пределами), подбирать партнеров для деловой коммуникации исходя из соображений результативности взаимодействия, а не личных симпатий;

– при осуществлении групповой работы быть как руководителем, так и членом команды в разных ролях (генератор идей, критик, исполнитель, выступающий, эксперт и т.д.);

– развернуто, логично и точно излагать свою точку зрения с использованием адекватных (устных и письменных) языковых средств.

Предметные результаты освоения основной образовательной программы (базовый уровень)

  1. понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем
  2.  представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий)
  3.  умение работать с разными источниками географической информации
  4. умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений
  5. картографическая грамотность
  6. владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды
  7. умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия
  8. умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности
  9. умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.

– понимать значение географии как науки и объяснять ее роль в решении проблем человечества;

– определять количественные и качественные характеристики географических объектов, процессов, явлений с помощью измерений, наблюдений, исследований;

– составлять таблицы, картосхемы, диаграммы, простейшие карты, модели, отражающие географические закономерности различных явлений и процессов, их территориальные взаимодействия;

 – сопоставлять и анализировать географические карты различной тематики для выявления закономерностей социально-экономических, природных и геоэкологических процессов и явлений;

– сравнивать географические объекты между собой по заданным критериям;

 – выявлять закономерности и тенденции развития социально- экономических и экологических процессов и явлений на основе картографических и статистических источников информации;

 – раскрывать причинно-следственные связи природно-хозяйственных явлений и процессов;

 – выделять и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

 – выявлять и объяснять географические аспекты различных текущих событий и ситуаций; – описывать изменения геосистем в результате природных и антропогенных воздействий;

– решать задачи по определению состояния окружающей среды, ее пригодности для жизни человека;

– оценивать демографическую ситуацию, процессы урбанизации, миграции в странах и регионах мира;

 – объяснять состав, структуру и закономерности размещения населения мира, регионов, стран и их частей;

– характеризовать географию рынка труда;

– рассчитывать численность населения с учетом естественного движения и миграции населения стран, регионов мира;

– анализировать факторы и объяснять закономерности размещения отраслей хозяйства отдельных стран и регионов мира;

– характеризовать отраслевую структуру хозяйства отдельных стран и регионов мира;

 – приводить примеры, объясняющие географическое разделение труда;

– определять принадлежность стран к одному из уровней экономического развития, используя показатель внутреннего валового продукта;

– оценивать ресурсообеспеченность стран и регионов при помощи различных источников информации в современных условиях функционирования экономики;

– оценивать место отдельных стран и регионов в мировом хозяйстве;

– оценивать роль России в мировом хозяйстве, системе международных финансово-экономических и политических отношений;

– объяснять влияние глобальных проблем человечества на жизнь населения и развитие мирового хозяйства.

1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы дисциплины:

максимальной учебной нагрузки обучающегося 117 часов, в том числе:

обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 78 часа;

самостоятельной работы обучающегося 39 часов.

2. СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы

Вид учебной работы

Объем часов

Максимальная учебная нагрузка (всего)

117

Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего)

78

в том числе:

     практические занятия

31

     контрольные работы

5

Самостоятельная работа обучающегося (всего)

39

в том числе:

- рефераты, сообщения

6

осуществление проектной и учебно - исследовательской деятельности

4

Итоговая аттестация в форме   дифференцированного зачета

 

2.2. Тематический план с определением основных видов учебной деятельности обучающихся по дисциплине     ОУД. 10 География

                        

Наименование разделов и тем

Содержание учебного материала, лабораторные и практические работы, самостоятельная работа обучающихся, проектная и учебно - исследовательская деятельность

Основные  виды учебной деятельности обучающихся

Объём часов

Уровень освоения

1

2

3

4

5

Раздел 1.

Человек и окружающая среда

10

Тема 1.1.

Окружающая среда как геосистема

Содержание учебного материала

Знают основные географические термины и понятия (окружающая среда, геосистема, ноосфера), важнейшие явления и процессы в окружающей среде.

Отбирают необходимые источники географической информации: карты, статистику, текстовые источники, материалы периодической печати и т.д., структурируют  информацию.

2

1

Окружающая среда как геосистема. Важнейшие явления и процессы в окружающей среде. Представление о ноосфере.

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

№ 1 – выявление и объяснение пространственно-временных отношений и взаимосвязей человека и его деятельности с окружающей географическойдействительностью

        

        1

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

подготовка к практической работе, чтение текста учебника,  

конспектирование текста, работа с картами и атласами, со словарем над терминами.

2

Тема 1.2.

Природные ресурсы и их виды

Содержание учебного материала

Классифицируют природные ресурсы по группам, определяют обеспеченность различными видами природных ресурсов отдельных регионов и стран мира,  показывают на карте основные мировые районы добычи различных видов минеральных ресурсов,  называют основные направления использования ресурсов Мирового океана

2

1,2

Взаимодействие человека и природы. Природные ресурсы и их виды. Закономерности размещения природных ресурсов. Ресурсообеспеченность. Природно-ресурсный потенциал разных территорий. Территориальные сочетания природных ресурсов. География природных ресурсов Земли.  

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

№ 2 – оценка обеспеченности разных регионов и стран основными видами природных ресурсов

2

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

подготовка к практической работе, работа с картами и атласами,

чтение текста учебника,  конспектирование текста,  ответы на контрольные вопросы,  работа со словарем над терминами

Тема 1.3.

Основные типы природопользования.

Содержание учебного материала

Объясняют основные направления экологизации хозяйственной деятельности человека, выделяют различные типы природопользования, называют основные источники загрязнения окружающей среды

1

1

Основные типы природопользования: рациональное и нерациональное природопользование.

Экологические ресурсы территории. Источники загрязнения окружающей среды. Геоэкологические проблемы регионов различных типов природопользования.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

работа с картами и атласами,

чтение текста учебника,  конспектирование текста,  работа со словарем над терминами

Тема 1.4.

Геоэкология

Содержание учебного материала

Называют техногенные и иные изменения окружающей среды, предлагают пути решения экологических проблем, перечисляют  особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия.

1

1

Техногенные и иные изменения окружающей среды. Пути решения экологических проблем. Особо охраняемые природные территории и объекты Всемирного природного и культурного наследия.

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

№ 3 - определение наиболее типичных экологических проблем для каждой группы природных ресурсов и их сочетаний, а также возможных путей их решения.

1

2

Контрольные работы

1

3

Самостоятельная работа обучающихся:

подготовка к практической работе, работа с картами и атласами,

чтение текста учебника,  конспектирование текста,  ответы на контрольные вопросы,  работа со словарем над терминами

2

Раздел 2. Территориальная организация мирового сообщества

24

Тема 2.1.

Мировое сообщество. Современная политическая карта.

Содержание учебного материала

показывают на карте различные страны мира, приводят примеры и характеризуют современные межгосударственные конфликты в различных регионах мира, выделяют страны с республиканской и монархической формами правления, унитарным и федеративным типами государственного устройства в различных регионах мира, объясняют различия развитых и развивающихся стран по уровню их социально-экономического развития,  приводят примеры и характеризуют различные типы стран по уровню социально-экономического развития, называют «горячие точки» планеты.

2

1

Политическая карта мира Исторические этапы ее формирования и современные особенности.

Страны на современной политической карте мира. Их группировка по площади территории, по численности населения. Примеры стран. Экономическая типология стран мира по ВВП. Примеры стран. Социальные показатели состояния развития стран мира. Доходы на душу населения в странах разных типов. Примеры стран. Формы правления, типы государственного устройства и формы государственного режима стран мира. Геополитика. «Горячие точки»  на карте  мира.

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

№ 4 - ознакомление с политической картой мира,

нанесение на контурную  карту первых пяти стран по численности населения и размерам территории

2

2

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

подготовка к практической работе, работа с картами и атласами,

чтение текста учебника,  конспектирование текста,   анализ политической карты мира, работа с дополнительной литературой

2

Тема 2.2. Население мира: численность, воспроизводство, динамика населения

Численность, динамика и размещение населения мира. Различия в уровне и качестве жизни населения.

Содержание учебного материала

Называют  мировую десятку стран с наибольшей численностью населения;

выделяют различные типы воспроизводства населения и

приводят примеры стран, для которых они характерны; называют основные показатели качества жизни

населения;  приводят примеры стран с однородным и наиболее разнородным расовым, этническим и религиозным составом населения

1

1,2

Численность, воспроизводство, динамика населения. Демографическая политика. Размещение и плотность населения.

Численность населения мира и ее динамика. Наиболее населенные регионы и страны мира. Воспроизводство населения и его типы. Демографическая политика. Половая и возрастная структура населения. Качество жизни населения. Территориальные различия в средней продолжительности жизни населения, обеспеченности чистой питьевой водой, уровне заболеваемости, младенческой смертности и грамотности населения. Индекс человеческого развития. Трудовые ресурсы и занятость населения. Экономически активное и самодеятельное население. Социальная структура общества. Качество рабочей силы в различных странах мира. Расовый, этнолингвистический и религиозный состав населения.

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

№ 6 - анализ особенностей расселения населения в различных странах и регионах мира

№ 7 - оценка демографической ситуации и особенностей демографической политики в различных странах и регионах мира

№ 8 - сравнительная оценка качества жизни населения в различных странах и регионах мира; оценка качества трудовых ресурсов в различных странах и регионах мира

1

1

1

2,3

2,3

2,3

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

подготовка к практической работе, работа с картами и атласами,

чтение текста учебника,  конспектирование текста,  работа со словарем над терминами

2

2

Тема 2.3. Состав и структура населения

Состав и структура населения (половозрастной, этнический, религиозный состав, городское и сельское население). Основные очаги этнических и  конфессиональных конфликтов. География рынка труда и занятости.

Тема 4.2.

Основные направления миграций

Содержание учебного материала

 приводят примеры стран с наибольшей и наименьшей средней плотностью населения; объясняют основные направления и причины современных международных миграций населения                

1

1

Миграция населения. Закономерности расселения населения. Урбанизация.

Размещение населения по территории земного шара. Средняя плотность населения в регионах и странах мира. Миграции населения и их основные направления.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

работа с картами и атласами, чтение текста учебника,  конспектирование текста,  работа со словарем над терминами

2

2

Тема 4.3.

Проблемы современной урбанизации

Содержание учебного материала

 приводят примеры стран с наибольшей и наименьшей долей городского населения;  показывают  на карте мировые «сверхгорода» и мегалополисы

2

1,2

Урбанизация. «Ложная» урбанизация, субурбанизация, рурбанизация. Масштабы и темпы урбанизации в различных регионах и странах мира. Города-миллионеры, «сверхгорода» и мегалополисы. Экологические проблемы больших городов

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

1

3

Самостоятельная работа обучающихся:

 работа с картами и атласами,  чтение текста учебника,  конспектирование текста,  ответы на контрольные вопросы,  работа со словарем над терминами, работа с дополнительной литературой

1

2

Раздел 5.

Мировое хозяйство

18

Тема 5. 1.

Современные особенности развития

мирового хозяйства

Содержание учебного материала

 дают определение понятий «международное географическое разделение труда», «международная специализация» и «международное кооперирование», выделяют характерные черты современной научно-технической революции,  называют ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки,  приводят примеры отраслей различных сфер хозяйственной деятельности,        

 называют наиболее передовые и наиболее отсталые страны мира по уровню их экономического развития

2

1,2

Мировая экономика, исторические этапы ее развития. Международное географическое разделение труда. Международная специализация и кооперирование. Научно-технический прогресс и его современные особенности. Современные особенности развития мирового хозяйства. Интернационализация

производства и глобализация мировой экономики. Региональная интеграция. Основные показатели, характеризующие место и роль стран в мировой экономике. Отраслевая структура мирового хозяйства. Исторические этапы развития мирового промышленного производства. Территориальная структура мирового хозяйства, исторические этапы ее развития. Ведущие регионы и страны мира по уровню экономического развития. «Мировые» города.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

работа с картами и атласами,  чтение текста учебника,  конспектирование текста,  работа со словарем над терминами, работа с дополнительной литературой

2

2

Тема 5.2.

География отраслей первичной сферы мирового хозяйства

Содержание учебного материала

выделяют  характерные  черты «зеленой революции»;  приводят примеры стран, являющихся ведущими мировыми производителями различных видов продукции растениеводства и животноводства;  называют страны, являющиеся ведущими мировыми производителями различных видов минерального сырья;  показывают  на карте и характеризуют основные

горнопромышленные и сельскохозяйственные районы мира

4

1

Сельское хозяйство и его экономические особенности. Интенсивное и экстенсивное

сельскохозяйственное производство. «Зеленая революция» и ее основные направления. Агропромышленный комплекс. География мирового растениеводства и животноводства. Лесное хозяйство и лесозаготовка. Горнодобывающая промышленность. Географические аспекты добычи различных видов полезных ископаемых.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

работа с картами и атласами,  чтение текста учебника,  конспектирование текста,  работа со словарем над терминами

2

2

Тема 5.3. География отраслей вторичной сферы мирового хозяйства

Содержание учебного материала

 приводят примеры стран, основная часть электроэнергии в которых производится на тепловых, гидравлических и атомных электростанциях;  называют страны, являющиеся ведущими мировыми производителями черных и цветных металлов; выделяют страны с наиболее высоким уровнем развития

машиностроения; называют страны, являющиеся ведущими мировыми производителями автомобилей, морских невоенных судов, серной кислоты, пластмасс, химических волокон,

синтетического каучука, пиломатериалов, бумаги и тканей

8

1

Географические особенности мирового потребления минерального топлива, развития мировой электроэнергетики, черной и цветной металлургии, машиностроения, химической, лесной (перерабатывающие отрасли) и легкой промышленности.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

работа с картами и атласами, работа с дополнительной литературой, составление схемы, отражающей промышленные районы мира

2

2

Тема 5.4.

География отраслей третичной сферы мирового хозяйства

Содержание учебного материала                                        

 объясняют роль различных видов транспорта при перевозке грузов и пассажиров;  приводят примеры стран, обладающих наибольшей протяженностью и плотностью сети железных и автомобильных дорог;  называют крупнейшие мировые торговые порты и аэропорты, объясняют  их распределение по регионам и странам мира;  показывают на карте и характеризуют основные

районы международного туризма;  объясняют местоположение ведущих мировых центров биржевой деятельности;  называют страны с наибольшими объемами внешней торговли товарами

4

1, 2

Транспортный комплекс и его современная структура. Географические особенности развития различных видов мирового транспорта. Крупнейшие мировые морские торговые порты и аэропорты. Связь и ее современные виды.

Дифференциация стран мира по уровню развития медицинских, образовательных, туристских, деловых и информационных услуг. Современные особенности международной торговли товарами.        

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

№ 9 - определение особенностей размещения различных отраслей мирового хозяйства;

№ 10 - определение хозяйственной специализации стран и регионов мира;

 № 11-- определение основных направлений международной торговли товарами и факторов, формирующих международную хозяйственную специализацию стран и регионов мира.

1

1

1

2

2

2

Контрольные работы

1

3

Самостоятельная работа обучающихся:

подготовка к практической работе, работа с картами и атласами,

чтение текста учебника,  конспектирование текста,  составление таблицы, отражающей основные международные магистрали и транспортные

2

2

Раздел 6.

Регионы мира

30

Тема 6.1.

География населения

и хозяйства Зарубежной

Европы

Содержание учебного материала

 Показывают  на карте различные страны Зарубежной Европы; сопоставляют  страны Зарубежной Европы по площади территории, численности населения и уровню экономического развития;  приводят примеры стран Зарубежной Европы, наиболее хорошо обеспеченных различными видами природных ресурсов;  называют страны Зарубежной Европы с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения;  показывают на карте и характеризуют крупнейшие города и городские агломерации, основные промышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Европы;  объясняют особенности территориальной структуры хозяйства Германии и Великобритании.

6

1,2

Место и роль Зарубежной Европы в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Германия и Великобритания как ведущие страны Зарубежной Европы. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный

потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

 № 12 - объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий;

№ 13 - составление   комплексной   географической   характеристики   стран разных типов и крупных регионов мира;

определение их географической специфики.

2

2

2, 3

2,3

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

подготовка к практической работе, работа с картами и атласами,

чтение текста учебника,  конспектирование текста, реферат по теме

2

2

Тема 6.2.

География населения и хозяйства Зарубежной Азии

Содержание учебного материала

 показывают на карте различные страны Зарубежной Азии; сопоставляют страны Зарубежной Азии по площади территории, численности населения и уровню экономического развития;  определяют ресурсообеспеченность различных стран Зарубежной Азии; называют страны Зарубежной Азии с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения, средней плотности населения и доли городского населения; приводят примеры стран Зарубежной Азии с однородным и разнородным этническим и религиозным составом населения;   показывают на карте и характеризуют крупнейшие города и городские агломерации, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Зарубежной Азии; объясняют особенности территориальной структуры хозяйства Японии, Китая и Индии.

8

1,2

Место и роль Зарубежной Азии в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Япония, Китай и Индия как ведущие страны Зарубежной Азии. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

№ 14 - объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий;

№ 15 - составление   комплексной   географической   характеристики   стран разных типов и крупных регионов мира;

определение их географической специфики.

3

2

2,3

2,3

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

подготовка к практической работе, работа с картами и атласами,

чтение текста учебника,  конспектирование текста, реферат по теме

2

2

Тема 6.3.

География населения и хозяйства

Африки

Содержание учебного материала

  показывают на карте различные страны Африки;  называют страны Африки, обладающие наибольшей площадью территории и численностью населения;  объясняют причины экономической отсталости стран Африки;  показывают на карте и характеризуют  крупнейшие города, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Африки

4

1,2

Место и роль Африки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки.

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

№ 16 - объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий;

№ 17 - составление   комплексной   географической   характеристики   стран разных типов и крупных регионов мира;

определение их географической специфики.

1

2

2,3

2,3

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

подготовка к практической работе, работа с картами и атласами,

чтение текста учебника,  конспектирование текста, реферат по теме

2

2

Тема 6.4.

География населения и хозяйства Северной Америки

Содержание учебного материала

 объясняют природные, исторические и экономические особенности развития Северной Америки; выделяют отрасли международной специализации Канады,  показывают на карте и характеризуют ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы;  объясняют особенности расово-этнического состава и размещения населения США; показывают на карте и характеризовать крупнейшие городские агломерации, мегалополисы, основные промышленные и сельскохозяйственные районы США

4

1,2

Место и роль Северной Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. США. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и экономические районы.

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

№ 18 - объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий;

№ 19 - составление   комплексной   географической   характеристики   стран разных типов и крупных регионов мира;

определение их географической специфики.

1

1

2,3

2,3

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

подготовка к практической работе, работа с картами и атласами,

чтение текста учебника,  конспектирование текста, реферат по теме

2

2

Тема 6.5.

География населения

и хозяйства Латинской

Америки

Содержание учебного материала

показывают на карте различные страны Латинской Америки; сопоставляют страны Латинской Америки по площади

территории, численности населения и уровню экономического развития; выделяют  страны Латинской Америки, наиболее обеспеченные  различными видами природных ресурсов; приводят примеры стран Латинской Америки с наибольшими и наименьшими значениями естественного прироста населения; сопоставляют страны Латинской Америки по расовому составу населения;  объясняют особенности урбанизации стран Латинской Америки; показывают на карте и характеризуют крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы Латинской Америки; выделяют  отрасли международной специализации в Бразилии и Мексике.

6

1,2

Место и роль Латинской Америки в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Характерные черты природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отрасли международной специализации. Территориальная структура хозяйства. Интеграционные группировки. Бразилия и Мексика как ведущие страны Латинской Америки. Условия их формирования и развития. Особенности политической системы. Природно-ресурсный потенциал, население, ведущие отрасли хозяйства и их территориальная структура.

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

№ 20 - объяснение взаимосвязей между размещением населения, хозяйства, природными условиями разных территорий;

№ 21 - составление   комплексной   географической   характеристики   стран разных типов и крупных регионов мира;

определение их географической специфики

2

2

2,3

2,3

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

подготовка к практической работе, работа с картами и атласами,

чтение текста учебника,  конспектирование текста, реферат по теме

2

2

Тема 6.6.

География населения и хозяйства Австралии и Океании

Содержание учебного материала

объясняют природные и исторические особенности развития Австралии и Океании; выделяют отрасли международной специализации Австралии, показывают на карте и характеризуют ее крупнейшие промышленные центры, основные горнопромышленные и сельскохозяйственные районы

2

1,2

Место и роль Австралии и Океании в мире. Особенности географического положения региона. История формирования его политической карты. Особенности природно-ресурсного потенциала, населения и хозяйства. Отраслевая и территориальная структура хозяйства Австралии и Новой Зеландии.

Лабораторные работы

-

Практические занятия

-

Контрольные работы

-

Самостоятельная работа обучающихся:

 работа с картами и атласами,

чтение текста учебника,  конспектирование текста, реферат по теме

1

2

Раздел 7.

Россия в современном мире

4

Тема 7.1.

Россия в современном мире

Содержание учебного материала

 объясняют современные особенности экономико-географического положения России; выделяют основные товарные статьи экспорта и импорта

России; называют ведущих внешнеторговых партнеров России

4

1,2

Россия на политической карте мира. Изменение географического, геополитического и геоэкономического положения России на рубеже XX—XXI веков. Характеристика современного этапа социально-экономического развития.

Место России в мировом хозяйстве и международном географическом разделении

труда. Ее участие в международной торговле товарами и других формах внешнеэкономических связей. Особенности территориальной структуры хозяйства. География отраслей международной специализации.

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

№ 22 - оценка современного геополитического и геоэкономического положения России; определение роли России и ее отдельных регионов в международном географическом разделении труда;

№ 23 - определение отраслевой и территориальной структуры внешней торговли товарами России; составление карт (картосхем) внешнеторговых связей России.

1

1

        

        2,3

2

Контрольные работы

1

3

Самостоятельная работа обучающихся:

подготовка к практической работе, работа с картами и атласами,

чтение текста учебника,  конспектирование текста, реферат по теме, ответы на контрольные вопросы

2

2

Раздел 8.

Географические аспекты современных

глобальных проблем человечества

4

Тема 8.1.

Географические аспекты современных

глобальных проблем человечества

Содержание учебного материала

выделяют глобальные проблемы человечества; приводят примеры проявления сырьевой, энергетической, демографической, продовольственной и экологической проблем человечества, предлагают возможные

пути их решения

4

1,2

Глобальные проблемы человечества. Сырьевая, энергетическая, демографическая, продовольственная и экологическая проблемы как особо приоритетные, возможные пути их решения. Проблема преодоления отсталости развивающихся стран. Роль географии в решении глобальных проблем человечества.

Лабораторные работы

-

Практические занятия:

№ 24 - использование географических карт для выявления регионов с неблагоприятной экологической ситуацией, а также географических аспектов других глобальных проблем человечества;        

№ 25 - выявление и оценка важнейших международных событий и ситуаций, связанных с глобальными проблемами человечества.

1

2

2

2,3

Контрольные работы        

-

Самостоятельная работа обучающихся:

подготовка к практической работе, работа с картами и атласами,

чтение текста учебника,  конспектирование текста, реферат по теме

2

2

Тематика проектной и учебно – исследовательской деятельности:

-Новейшие изменения политической карты мира.

 -Особенности распределения различных видов минеральных ресурсов по регионам и странам мира.

 -Типы природопользования в различных регионах и странах мира.

 -Особенности современного воспроизводства мирового населения.

 -Демографическая политика в Китае и Индии: цели, методы, результаты.

 -Качество жизни населения в различных странах и регионах мира.

 -Языки народов мира.

 -Современные международные миграции населения.

 -Особенности урбанизации в развивающихся странах.

 -Размещение «сверхгородов» по регионам и странам мира.

 -Ведущие мировые и региональные экономические интеграционные группировки.

 -«Мировые» города и их роль в современном развитии мира.

 -Ведущие мировые районы плантационного растениеводства и товарного животноводства.

 -Изменение территориальной структуры мировой добычи нефти и природного

газа.

-Крупнейшие автомобилестроительные компании мира.

-Современный географический рисунок мирового морского портового хозяйства.

 -Международный туризм в различных странах и регионах мира.

 -«Горячие точки» на карте Зарубежной Европы.

 -Запад и Восток Германии сегодня.

 -Этнолингвистический и религиозный состав населения субрегионов Зарубежной

Азии.

-Экономические реформы в Японии, Южной Корее и Китае.

 -Особенности политической карты Африки.

-Типы воспроизводства населения, показатели качества жизни населения и уровень урбанизации в странах Африки.

 -Американская нация: от «плавильного котла» к «миске с салатом».

- Географический рисунок хозяйства США.

 -Расово-этнический состав населения стран Латинской Америки.

 -Отрасли международной хозяйственной специализации Австралии.

 -Особенности современного экономико-географического положения России.

 -Внешняя торговля товарами России.

 -Глобальная проблема изменения климата.

*

Самостоятельная работа обучающихся над  проектной и учебно – исследовательской деятельностью

*

*

                                                               Всего:

109

3. УСЛОВИЯ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ ДИСЦИПЛИНЫ

3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению

Реализация программы дисциплины требует наличия учебного кабинета социально-экономических дисциплин.

Оборудование учебного кабинета:

- рабочее место преподавателя

- рабочие места по количеству обучающихся

- учебно–методическое обеспечение содержания дисциплины  

Технические средства обучения:

- мультимедийный проектор

- аудиовизуальные средства обучения

- цифровые носители информации.

3.2. Информационное обеспечение обучения

Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы

редакцией Баранчикова Е.В. География. Учебник для студ. образоват. Основные источники:

Петрова Н.Н. География. Современный мир. Учебник для студентов учреждений среднего профессионального образования. – М., 2008

Дополнительные источники:

Баранчиков Е.А., Горохов С.А., Козаренко А.Е. и др. Под учрежд. СПО. – М., 2011.

Гладкий Ю.Н., Лавров С.Б. Глобальная география. 11 класс. – М., 2005.

Гладкий Ю.Н., Сухоруков В.Д. Общая экономическая и социальная география зарубежных стран: учебник. М.– 2009.

Кузнецов А.П. География. Население и хозяйство мира. 10 кл. – М., 2005.

Максаковский В.П. Новое в мире. Цифры и факты. Дополнительные главы к учебнику «Экономическая и социальная география мира». – М., 2005.

Максаковский В.П. «Экономическая и социальная география мира». 10 кл. – М., 2005

Для преподавателей

Плисецкий Е.Л. Коммерческая география. Россия и мировой рынок; ч. 1 и ч. 2. – М., 2005.

Лазаревич К.С., Лазаревич Ю.Н. Справочник школьника. География. 6–10 кл. – М., 1997.

Большая школьная энциклопедия. Том 1. – М., 2007.

Интернет-ресурсы

www. wikipedia. org (сайт Общедоступной мультиязычной универсальной интернет-энциклопедии).        

www. school-collection. edu. ru («Единая коллекции цифровых образовательных ресурсов»).

4. КОНТРОЛЬ И ОЦЕНКА РЕЗУЛЬТАТОВ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

Контроль и оценка результатов освоения дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.

Результаты обучения

(личностные, метапредметные, предметные)

Формы и методы контроля и оценки результатов обучения

личностные:

− формировать ответственное отношение к обучению; быть готовым  и способным  к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

− формировать целостное мировоззрение, соответствующее современному уровню развития географической науки и общественной практики;

− формировать  основы саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями и идеалами гражданского общества; быть  готовым  и способным к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности;        

− формировать  экологическое  мышление, понимание влияния социально-экономических процессов на компетентности в общении и состояние природной и социальной среды;

приобретать опыт эколого-направленной деятельности;

- формировать  коммуникативную компетентность в общении и сотрудничестве со сверстниками и взрослыми в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

−  ясно, точно, грамотно излагать свои мысли в устной и письменной речи, понимать смысл поставленной задачи, выстраивать аргументацию, приводить аргументы и контраргументы;

− критично мыслить, владеть первичными навыками анализа и критичной оценки получаемой информации;

−− креативно мыслить, быть инициативным и находчивым;

метапредметные:

− владеть навыками познавательной, учебно-исследовательской и проектной

деятельности, а также навыками разрешения проблем; быть готовым и способным к самостоятельному поиску методов решения практических задач, применению различных методов познания;

− ориентироваться в различных источниках географической информации, критически оценивать и интерпретировать информацию, получаемую из различных источников;

− самостоятельно оценивать и принимать решения, определяющие стратегию поведения, с учетом гражданских и нравственных ценностей;

− осознанно владеть логическими действиями определения понятий, обобщения, установления аналогий, классификации на основе самостоятельного выбора оснований и критериев;

− устанавливать причинно-следственные связи, строить рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать аргументированные выводы;

− формировать представление о необходимости овладения географическими знаниями с целью формирования адекватного понимания особенностей развития современного мира;

− понимать место и роль географии в системе наук; формировать представление об обширных междисциплинарных связях географии;

предметные:

− владеть представлениями о современной географической науке, ее участии в решении важнейших проблем человечества;

− владеть географическим мышлением для определения географических аспектов природных, социально-экономических и экологических процессов и проблем;

- формировать систему комплексных социально ориентированных географических знаний о закономерностях развития природы, размещения населения и хозяйства, динамике и территориальных особенностях процессов,

протекающих в географическом пространстве;

− владеть  умениями проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий;

− владеть умениями использовать карты разного содержания для выявления закономерностей и тенденций, получения нового географического знания о природных социально-экономических и экологических процессах и явлениях;

− владеть умениями географического анализа и интерпретации разнообразной информации;

− владеть умениями применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к изменению ее условий;

− формировать представления и знания об основных проблемах взаимодействия природы и общества, природных и социально-экономических аспектах экологических проблем.

наблюдение

наблюдение

наблюдение

Наблюдение, отчет по практической работе, защита творческих работ (рефератов, проектов)

наблюдение

наблюдение, отчет по практической работе, защита творческих работ (рефератов, проектов), проблемно-ситуационный анализ

проблемно-ситуационный анализ

проблемно-ситуационный анализ

отчет по практической работе

Защита творческих работ (рефератов, проектов)

Наблюдение

Защита творческих работ, отчет по практической работе

Отчет по практической работе

Наблюдение

Устный контроль

Устный контроль

Наблюдение

Тестирование

Отчет по практической работе, защита творческих работ

Отчет по практической работе

Отчет по практической работе

Защита творческих работ

тестирование


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫ Рабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ является частью основной профессиональной образовательной програ

1. ПАСПОРТ РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫУЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ. 1.1. ОБЛАСТЬ ПРИМЕНЕНИЯ ПРОГРАММЫРабочая программа (далее – программа) учебной дисциплины ВВЕДЕНИЕ В СПЕЦИАЛЬНОСТЬ являетс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОПД 02 Психология «Профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.01. Лечебное дело углубленная подготовка

Разработчик:  Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Походяева Т.Н., методист ГБОУ СПО НО «НМБК» Ветлужский филиалСодержательная экспертиза:  Слюзина...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ВЧ.ОПД.08 Психология «профессионального учебного цикла» программы подготовки специалистов среднего звена по специальностям 31.02.02 Акушерское дело базовой подготовки

Разработчик: Перфилова О.В.Эксперты:Внутренняя экспертизаТехническая экспертиза: Мулюкина О.С., методист, ГБОУ СПО НО «НМК"Содержательная экспертиза: Вяжевич Л.П., председатель ЦМК ОПД и пс...

Рабочая программа учебной дисциплины ОП. 03 Технология трудоустройства образовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих по профессии 29.01.08. Оператор швейного оборудования

Рабочая программа учебной дисциплиныОП. 03 Технология трудоустройстваобразовательной программы среднего профессионального образования – программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих п...

Рабочая программа учебного предмета «Музыка» начального общего образования срок реализации программы 4 года Рабочая программа учебного предмета составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального

Данная рабочая программа разработана в соответствии с- требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утвержденного   приказом Министерс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОУД.03 МАТЕМАТИКА программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих для профессии 23.01.17 Мастер по ремонту и обслуживанию автомобилейПрограмма общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является

Программа общеобразовательной учебной дисциплины ОУД.03 Математика является частью программы подготовки квалифицированных рабочих, служащих в  соответствии с требованиями ФГОС среднего общего обр...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ Русский язык. Программа учебной дисциплины является частью программы подготовки специалистов среднего звена в соответствии с ФГОС по специальности СПО 35.02.05 Агрономия.

Рабочая программа  учебной дисциплины «Русский язык» разработана на основе требований ФГОС среднего общего образования от 17.05.2012 ( с изм. от 29.06.2017), примерной программы, одоб...