3.06.Задание по русскому языку для группы 1 РЭ 93
план-конспект занятия

Тухтахулова Фирзуля Тухтасыновна

Задание по русскому языку  предназначено для группы 1 РЭ 93 в рамках дистанционного обучения

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 20.05._zadanie_dlya_gr._1bs91._slozhnoe_predlozhenie.zip85.35 КБ

Предварительный просмотр:

             Сложное предложение

Контрольные вопросы и задания.

  1. Что такое сложное предложение?
  2. При помощи чего соединяются части сложных предложений?
  3. Зачем нам нужны сложные предложения?

Лекция

 ( конспект не нужен, выполняем только упражнение-тест)

Мы помним, что простое предложение – это предложение, в котором одна грамматическая основа. 

 

Мы писали диктант.

Я написал его просто отлично.

И нам хочется как-то объединить эти события в одно высказывание.

Значит, нам понадобится более сложная конструкция.

В составе сложного предложения эти они должны объединиться в единое смысловое и синтаксическое целое.

Это больше не отдельные предложения – это части одного сложного предложения.

В сложном предложении может быть две части и более. 

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/rus11k/17-slozhnye-predlozheniya-vidy-slozhnyh-predlozhenij.files/image001.jpg

Между нашими частями будет стоять лишь запятая.

Мы писали диктант, я написал его просто отлично.

И такое предложение мы назовём бессоюзным сложным предложением. Сокращённо – БСП.

Действительно, союза между частями нет.

Но чем тогда связаны части? Ведь не знаком же пунктуации и не паузой – они только средство обозначения чего-то!

Однако если присмотреться к предложению как следует, то мы обнаружим, что в нем есть ещё один важный компонент. Это интонация.

При помощи интонации и связываются части бессоюзных сложных предложений.

Она помогает передавать отношения между частями.

Увидеть её, конечно, нельзя – только услышать. Зато у нас есть то, чем обозначается интонация – знаки препинания.

При этом интонация может быть разной, поэтому между частями бессоюзного предложения ставятся разные знаки препинания.

Погода была плохой, пришлось надеть шапку.

Тут у нас просто последовательность, смена событий, которую мы обозначили запятой.

Погода была плохой – пришлось надеть шапку.

 А здесь одно событие следует из другого, поэтому мы ставим тире.

Пришлось надеть шапку: погода была плохой. Теперь одно событие становится причиной для другого, и мы отображаем это при помощи двоеточия.

Итак, пока что мы выяснили, что в сложном предложении две грамматические основы или более.

И мы начали определять виды сложных предложений.

В бессоюзном предложении части соединяет только интонация.

Но что же с другими видами?

Рассмотрим союзные предложения.

Но даже при союзах есть два типа связи, с которыми мы уже сталкивались.

Первый тип – сочинительная связь. При ней элементы равны между собой – как однородные члены.

Но мы сталкивались и с подчинительной связью. Где один элемент подчиняет себе другой – в точности как в словосочетаниях.

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/rus11k/17-slozhnye-predlozheniya-vidy-slozhnyh-predlozhenij.files/image002.jpg

Поставим между частями предложения союз и.

Мы писали диктант, и я написал его просто отлично.

Части предложения и правда равны между собой.

И это предложение можно назвать сложносочинённым. Сокращённо – ССП.

Конечно, части вновь связывает интонация. Но на сей раз у неё есть товарищ –союз.

То есть, части в сложносочинённых предложениях соединяются при помощи интонации и сочинительных союзов.

Соединим такие две части:

Олег заблудился,

Вы никому не сказали.

Мы можем поставить между частями союз и – и получится выражение последовательности событий.

Или мы можем поставить союз а – и получится противопоставление.

Его можно выразить и при помощи союза но.

Благодаря союзам мы можем выражать самые разные отношения между частями.

В чем плюсы и минусы сложносочинённых предложений?

Пунктуация в них сильно зависит от употреблённого союза, и это убирает множество проблем.

Знание пунктуации при однородных членах также может нам помочь.

Однако при помощи сочинительных союзов можно выразить не все оттенки отношений между частями.

И иногда пунктуация усложняется или даже ставится тире.

Итак, есть бессоюзное предложение, в котором части просто склеиваются интонацией.

Есть сложносочинённое предложение, которое чем-то напоминает однородные члены.

Последний вид предложений должен напоминать словосочетание, не так ли? Мы столкнёмся в нем с подчинением!

https://fsd.videouroki.net/products/conspekty/rus11k/17-slozhnye-predlozheniya-vidy-slozhnyh-predlozhenij.files/image003.jpg


Выберем главной вторую часть нашего предложения. И используем союз 
когда, чтобы соединить части.

Когда мы писали диктант, я написал его просто отлично.

И вот перед нами сложноподчинённое предложение, сокращённо – СПП.

Интонация вновь нам помогает, и союз тоже здесь.

Так что части в сложноподчинённых предложениях соединяются при помощи интонации и подчинительных союзов – или союзных слов.

Соединим вот такие части:

Я приду на встречу

Ты меня пригласишь.

Я приду на встречу, если ты меня пригласишь – тут мы выразили условие.

Я приду на встречу, когда ты меня пригласишь. А здесь у нас придаточное времени.

Ты меня пригласишь, так что я приду на встречу. Теперь между частями отношения следствия.

Сложноподчинённые предложения позволяют передать нам огромное количество оттенков значения.

И это их основной плюс: они крайне необходимы в речи, потому что позволяют показывать самые разные отношения между событиями.

Но при этом такие предложения могут доставить нам трудности.

Во-первых, придаточная часть может стоять где угодно: перед главной, после главной, внутри главной… Во-вторых, трудностей с пунктуацией добавляют некоторые сложные союзы.

Так что здесь приходится поразмыслить.

Итак, мы выделили такие виды сложных предложений:

Бессоюзное сложное предложение – в нем части соединяются при помощи интонации.

Сложносочинённое предложение – здесь к интонации присоединяются сочинительные союзы.

Сложноподчинённое предложение – здесь роль играют ещё и подчинительные союзы или союзные слова.

Но зачем нам вообще усложнять? То есть, зачем нам сложные предложения, неужели нельзя пользоваться простыми?

Мы уже сказали, что это позволяет показать связь между событиями и предметами, передать самые разные оттенки смысла.

Кроме того, сложные предложения – это признак литературной, грамотной речи. Не зря же их так много в художественной литературе.

Так что умение составлять сложные предложения и расставлять в них знаки препинания всегда пригодится в жизни.

Упражнение - тест  для закрепления.

Упражнение №1

1. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую .

1) За этот день мы успели посетить не только Ливадийскийдворец но и в знаменитую «Поляну сказок».

2) А солдат ест себе горелую кашу да хозяев похваливает.

3) Седого старика окружила толпа веселых и шумных ребятишек и стала просить его показать еще несколько фокусов.

4) Я попросил дядю Сашу не обижать моего брата или вовсе не

приходить к нам в гости.

5)Сергей после соревнований как заснул вечером так и проспал почти сутки.

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Сконфуженный (1) он замолчал (2) и (3) пытаясь скрыть замешательство (4) начал перебирать какие-то бумаги на столе.

3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Последние четыре месяца наше конструкторское бюро разрабатывает проект легкого танка, который (1) может быть (2) использован при проведении военных операций в городе и (3) без сомнения (4) необходим нашей армии

4.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Документ (1) на первой странице (2) которого (3) красовалось огромное пятно от кофе (4) Михаил скомкал и выкинул в мусорное ведро.                

5.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

В донесении командира говорилось о том (1) что (2) если армия простоит в нынешнем биваке еще пятнадцать дней (3) то в ней ни одного здорового солдата не останется (4) потому что хлеба и лекарств осталось только на трое суток.

Упражнение №2

1.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

 В VIII в. большая часть Европы входила в состав империи Карла Великого однако после его смерти империя распалась.

 Обращение к человеку по отчеству связано с обычаем наследования по отцовской линии. 

 Доктриной называют как научную теорию так и связную концепцию во внешней или внутренней политике.

Всего семь нот располагаясь в разной последовательности и образуя различные комбинации рождают бесконечное множество музыкальных тем.

Метель то подталкивала нас в спину то налетала сбоку и разворачивала поперёк улицы.\

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Пройдя не один десяток вёрст (1) и (2) почувствовав сильную усталость (3) я прилёг в тени густой ветлы (4) сиротливо стоявшей на берегу степного пруда.

3.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Я (1) помнится (2) видел однажды вечером на берегу моря большую белую чайку. Я вспомнил о ней, слушая Якова: он пел, поднимаемый, как бодрый пловец волнами, нашим молчаливым, страстным участием; песнь (3) как будто (4) росла, разливалась.

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

В Греции классической эпохи (1) для социального строя (2) которой (3) типична форма города-государства (4) возникли особо благоприятные условия для расцвета ораторского искусства.

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.        

Когда Иван вечером вернулся домой (1) все дневные впечатления нахлынули на него (2) и (3) так как им овладели самые разноречивые чувства (4) он стал доискиваться причин своего душевного волнения.

Упражнение №3

1. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Фокусник обманывает зрителей однако никогда не выдаёт иллюзию за «чистую монету».

2) Мир наполнен запахом сосны солнцем и пением жаворонка.

3) С верхней палубы доносились смех весёлые возгласы  детские голоса.

4) Это выглядит как благородная попытка найти истину.

5) Основой для хатки бобра служит старый пень или кочка или кустарник у кромки воды.

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Потребность в мифах (1) героизирующих историю этноса (2) обычно возникает у представителей народов (3) в ходе истории страдавших от притеснений со стороны более могущественных соседей (4) и нуждающихся в каких-то дополнительных моральных опорах для самоутверждения

3.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Видимо (1) в самой природе человека заложена склонность извлекать смысл из хаоса бессмыслицы. Кстати (2) отчасти в этом (3) вероятно (4) удовольствие рыбалки: из хаоса воды извлечь трепещущую рыбку, то есть (5) отчасти как бы создать её.

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые

После открытия астронома Гершеля Солнечная система (1) границы (2) которой (3) до тех пор проводились по орбите Сатурна (4) увеличилась сразу вдвое.

5.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.        

На закате пошёл дождь (1) который сразу развеял накопившуюся в воздухе духоту (2) и (3) в то время как он пóлно и однообразно шумел по саду вокруг дома (4) в незакрытые окна в зале тянуло сладкой свежестью мокрой зелени.

Упражнение №4

1. Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых нужно поставить ОДНУ запятую.

1) Я неторопливо дошел до околицы и остановился на опушке хвойного леса под высокой сосной.

2) У иранцев зеленый цвет ассоциируется как с бурным ростом и свежестью весенней природы так и с несчастьем.

3) Ольга поцеловала дочку и мать и отправилась с чемоданом к автобусу.

4) К кормушке прилетали не только воробьи но и синицы поползни и даже дятлы.

5)Ждал дед внучку да так и не дождался.

2. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Старички стали обсуждать последние события (1) значительно поджимая губы (2) и (3) обменявшись мнениями (4) стали пить чай.

3. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

Если орбита Луны по каким-либо (пусть даже маловероятным) причинам (1) все-таки (2) отдалится от Земли на небольшое расстояние, то (3) по мнению

астрономов (4) жизни на планете грозит катастрофа.

4. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Океанская яхта (1) не относится к товарам (2) для приобретения (3) которых (4) мы можем предоставить беспроцентный кредит.

                

5. Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых

в предложении должны стоять запятые.

Герой наш трухнул, однако ж, порядком (1) и (2) хотя деревня Ноздрева давно унеслась из вида (3) но он все еще поглядывал назад со страхом (4) который никак не хотел проходить.

Упражнение №5

1.Расставьте знаки препинания. Укажите номера предложений, в которых

нужно поставить ОДНУ запятую.

1)Я равно люблю и патриархальную Москву и строгий Петербург и древний Новгород.

2) Вы вызовете такси или поедете домой на автобусе?

3) Вчера она обнаружила у себя на столе букет роз и конверт с запиской и тут же рассказала об этом своей матери.

4) На день рожденья Сашка получил не только давно обещанный ему свитер но и теплую вязаную шапку для лыжных прогулок.

5) А.С. Грин мог подробно описать как изгиб реки так и расположение домов как вековые леса так и уютные приморские города.

2.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Эпоха (1) начавшаяся (2) после открытий Галилео Галилея (3) и завершившаяся работами Исаака Ньютона (4) обозначала новый этап в развитии науки и техники.

3.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложениях должны стоять запятые.

В XIV столетии (1) по данным историков (2) рос и хорошел Великий Новгород. Это было обусловлено тем, что (3) во-первых (4) он вывозил в другие страны на продажу воск, сало, меха, а во-вторых (5) продавал великолепные изделия новгородских ремесленников.

4.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

Дочь Фамусова Софья (1) влюблена в Молчалина (2) все достоинства (3) которого (4) сводятся к «умеренности и аккуратности».

5.Расставьте знаки препинания: укажите все цифры, на месте которых в предложении должны стоять запятые.

В лесу никогда не бывает пусто (1) и (2) если он кажется тебе пустым (3) ты сам виноват (4) что не замечаешь жизни вокруг себя.

ОБРАЗЕЦ ВЫПОЛНЕНИЯ  (самопроверка) 1 упражнения

1.Правильный ответ: 1 предложение с однородными членами, соединенными  двойным союзом- не только, но и …, 5  предложение с однородными членами, соединенными  двойным союзом-как , но  и …,

2. Правильный ответ:1,3,4 - предложение с обособленным одиночным  определением, относящимся к личному местоимению, и  обособленным обстоятельством, выраженным деепричастным оборотом;

3. Правильный ответ: 3, 4 – без сомнения- вводное слово, которое выделяется запятыми.Может быть-  является частью сказуемого- может быть использован, запятыми не выделяется.

4. Правильный ответ:1,4- Документ,   какой?( 1) на первой странице  которого  красовалось огромное пятно от кофе (4)- придаточное определительное

5. Правильный ответ:1,3,4 – сложноподчиненное предложение с несколькими придаточными, в котором есть указательное местоимение ТО, которое становится причиной отсутствия  запятой  на стыке союзов  ЧТО ЕСЛИ


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

18.04.20. Задание по русскому языку для группы 1БС92.

18.04.20. Задание  по русскому языку для группы 1БС92 в рамках дистанционного обучения...

14.05 Задание по русскому языку для группы 1МНЭ 90

Задание  по русскому языку  предназначено для группы 1МНЭ90 в рамках дистанционного обучения...

01.06. Задание по русскому языку для группы 1МНЭ90

Задание по русскому языку для студентов группы 1МНЭ90...

20.05.Задание по русскому языку для группы 1РЭ 93

Задание по русскому языку предназначено  для группы 1РЭ 93 в рамках дистанционного обучения...

16.06. Задание по русскому для группы 1РЭ93

Задание по теме "Бессоюзное сложное предложение" предназначено  по русскому для группы 1РЭ93...