11.06.Задание по русскому языку для гр. 1 МНЭ90, 1БС91
план-конспект занятия

Тухтахулова Фирзуля Тухтасыновна

Задание по русскому языку по теме "Сложные предложения с разными видами связи" предназначено  для студентов гр.1МНЭ90,  1БС91

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon 10.06._zadanie_po_russkomu_yaz._dlya_gr._1bs91.zip21.39 КБ

Предварительный просмотр:

Тема 53  «Сложные предложения с разными видами связи»

Контрольные вопросы

  1. Что  представляет  собой сложное предложение с различными видами связи?
  2. Каковы виды сложных  предложений с различными видами связи.  Приведите примеры.
  3. Как ставятся знаки препинания  сложных  предложений с различными видами связи?

Лекция

Простые предложения в составе сложного могут соединяться между собой несколькими видами связи.

1. Сочинительная связь – соединение предложений, которые не зависят друг от друга.

2. Подчинительная связь – соединение предложений, одно из которых главное, а другое – зависимое.

3. Бессоюзная связь. Части предложения присоединяются запятыми, двоеточиями, тире, точкой с запятой.

В сложном предложении могут соединяться разные виды связи.

1. Сочинение и подчинение.

Потемнело все вокруг, а темнота поглотила маленький город, потому что не было ни одного фонаря.

А – сочинительный союз. Потому что – подчинительный союз.

2. Сочинение и бессоюзная связь.

Мы прошли чуть дальше, но лес становился все темнее; мы потерялись.

Но – сочинительный союз. Точка с запятой – бессоюзная связь.

3. Подчинение и бессоюзная связь.

Я не знаю, как пройти в библиотеку, спросите в справочном бюро.

Как – подчинительный союз. Запятая перед “спросите” – бессоюзная связь.

4. Подчинение, сочинение и бессоюзная связь.

Нам сказали, что скоро начнется ливень, но никаких изменений в погоде не наблюдалось, ярко светило солнце.

Что – подчинительный союз. Но – сочинительный союз. Запятая перед “ярко” – бессоюзная связь.

При  анализе и расстановке знаков препинания рекомендуется пользоваться такой последовательностью действий:

  1. Выделите грамматические основы предложений, и на этой базе – все простые предложения в составе сложного.
  2. Установите средства связи между простыми предложениями в составе сложного.
  3. Разбейте сложное предложение на пары простых, непосредственно связанных друг с другом.
  4. Установите центральную связь в сложном предложении (сочинение, бессоюзие).

5.Расставьте знаки препинания  в сложном предложении.

Образец разбора

 Особенно понравилась Клервиллю та барышня с которой его посадили она была такова какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции (Алданов).

  1. В этом предложении можно выделить 4 грамматические основы: 1) барышня понравилась;

2) посадили (односоставное неопределённо-личное предложение);

3) она была такова;

4) девушка должна была быть какой.

  1. Следовательно, сложное предложение разбивается на простые следующим образом:

Особенно понравилась Клервиллюта барышня /1 с которой его посадили /2 она была такова /3 какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции /4.

Предложения 2 и 4 содержат подчинительные средства связи – союзные слова с которой, какой. Предложения 1 и 3 сочинительных или подчинительных средств связи не имеют.

  1. Сложное предложение можно разбить на следующие пары простых:

а)1→2: особенно понравилась Клервиллю та барышня /1с которой его посадили /2 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 1 – главное, а предложение 2 – придаточное;

б) 3→4: она была такова /3какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции /4 – это сложноподчинённое предложение, где предложение 3 – главное, а предложение 4 – придаточное;

в) 1:3: особенно понравилась Клервиллю та барышня /1она была такова /3 – это бессоюзное предложение, отношения причинные, между частями можно вставить союз потому что.

4.Следовательно, это сложное предложение с бессоюзием и подчинением. Итак, знаки препинания в предложении должны быть расставлены следующим образом:

Особенно понравилась Клервиллю та барышня, с которой его посадили: она была такова, какой должна была быть девушка из петербургской передовой интеллигенции (Алданов).

Особенности постановки знаков препинания

  в сложных предложениях с разными видами связи.

NB!  На стыке двух союзов, включая «что хотя», «что если» не ставится запятая, если дальше пишутся  вторая часть союзов «ТО», НО,  ТАК ( в значении так что)

Тетя Аня объяснила, что если завтра будет снег, то мы не пойдем на прогулку.

Он сказал, что если погода не исправится, то о рыбалке надо забыть.

Не ставится запятая,

 если перед союзом (союзным словом) стоит отрицание неОн начал выяснять не что произошло, а кто это сделал.

если придаточную часть составляет одно союзное словоОн обещал вернуться, но не сказал когда.

перед подчинительным союзом, если ему предшествуют слова в частности, то есть, а именно, особенно: Он подобрел, особенно когда узнал о случившемся.

перед устойчивыми оборотами как угодно, куда ни шло, во что бы то ни стало, сколько угодно, неизвестно куда, как ни в чём не бывало и т. д

Упражнение длят закрепления

Тест 1. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

1.  Маленький дом стоит на краю бездны (1) и (2) поэтому (3) кажется удивительным (4) что в доме спокойно горит свет (5) и на столах лежат раскрытые книги (6) и рукописи.

а) 1, 2, 3, 4

б) 1, 4

в) 2, 3, 4

г) 1, 4. 5, 6

Тест 2.  В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

  Мы сидели неподвижно (1) и тишина была такая (2) какая подобает кладбищу (3) так что (4) если падал инструмент (5) или трещал огонь (6) то звуки эти раздавались гулко и резко.

 а) 1, 2, 3, 4, 6

 б) 1, 2, 3, 6

 в) 2, 3, 4, 6

 г) 2, 3, 4, 5, 6

 

Тест 3. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

  Вся катастрофа виделась ей в образе гроз(1) но (2) что молния поразит её (3) она сначала не думала и чувствовала за Сашей (4) как за каменной стеной.

 а) 1, 3

 б) 1, 3, 4

 в) 1, 2, 3, 4

Тест 4. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

  Только к рассвету (1) когда открылся керченский маяк (2) и чётко стали вырисовываться берега Крыма (3) поросшие редкой сгоревшей травой (4) мы вошли в зелёный и мутный пролив (5) и шторм утих.

 а) 1, 2, 3, 4

 б) 1, 2, 3, 4, 5

 в) 1, 2, 4, 5

Тест 5. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на месте которых должны стоять запятые?

  Игорёк мало знал его внуков (1) и (2) хотя его очень привлекали неведомый Звенигород (3) и возможность пожить на прекрасной даче дяди Пети (4) было грустно уезжать от привычного Серебряного бора.

 а) 1, 3, 4

 б) 1, 4

 в) 2, 3

г) 1, 2,

Д.З.

 На  сайте Эл. Унив. будет выложен тест для проверки знаний  в рамках подготовки к экзамену. Всем пройти.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тестовые задания по русскому языку для 4 класса

Я предлагаю вашему вниманию тест по русскому языку для 4 класса для подготовки к тестированию МЦКО....

Тестовые задания по русскому языку по темам "Имя числительное. Местоимение"

Тестовые задания составлены для быстрого диагностирования знаний учащихся по основным темам программы по русскому языку. Их можно использовать, как проверочную работу в конце изучения темы. Тесты ...

Тестовые задания по русскому языку по темам "Имя числительное. Местоимение"

Тестовые задания составлены для диагностирования знаний учащихся по основным темам программы русского языка, Они позволяют  быстро выявить пробелы знаний  учащихся. Тесты можно использовать ...

22.04.2020. Задание для самостоятельной работы по русскому языку гр. 1РЭ 93, 1БС91

Задание для самостоятельной работы по русскому языку предназначено для обучающихся  гр. 1РЭ 93, 1БС91  в рамках дистанционного обучения....

7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи для группы 1БС91 по теме "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи".

7.09.20.Задание по русскому языку и культуре речи  для группы 1БС91   по теме  "Понятие культуры речи, её социальные аспекты, качества хорошей речи" предназначено в рамка...