Применение цифровых образовательных ресурсов с целью повышения мотивации у школьников на уроках истории
статья

Тухватулина Татьяна Алексеевна

Сегодня в современной школе остро строит задача повышения эффективности учебного процесса. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики с интересом изучали его предмет. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он равнодушно относится к учебному процессу. Перед школой стоит проблема формирования мотивации учения у обучающихся.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_tsor.docx42.2 КБ

Предварительный просмотр:

Т.А.Тухватулина

учитель истории и обществознания

МОУ «Школы-интерната среднего

общего образования с. Кутопьюган»

Применение цифровых образовательных ресурсов с целью повышения мотивации у школьников на уроках истории

Сегодня в современной школе остро строит задача повышения эффективности учебного процесса. Каждый учитель хочет, чтобы его ученики с интересом изучали его предмет. Учителя знают, что школьника нельзя успешно учить, если он равнодушно относится к учебному процессу. Перед школой стоит проблема формирования мотивации учения у обучающихся.

Мотивация-внутренний импульс, побуждение к действию, которое помогает доводить начатое до конца. Она находится в основе любой деятельности. Без мотивации не действия. В образовательном процессе мотивация играет ключевую роль.

За многие годы, в образовании появилось не мало методов повышения мотивации у школьников[1]:

  1. Дидактические игры;
  2. «Ситуация успеха»;
  3. Соревнование;
  4. Метод проектов;
  5. Проблемная ситуация.

Цифровые образовательные ресурсы дали новый шанс заполучить внимание школьников. В настоящее время, в России существует большое количество цифровых образовательных ресурсов (образовательные платформы, программное обеспечение к интерактивным доскам, системы голосования и т.д.).

Для успешного достижения результатов, необходимо определить, что выступает мотивом обучения у обучающихся. Мотивы обучения делят на три основные группы:

  1. Учебно-познавательные (интерес к обучению, стремление к получению знаний, любознательность);
  2. Непосредственно-побуждающие (яркость, новизна, занимательность, страх перед наказанием);
  3. Перспективно-побуждающие (ответственность, успешная сдача экзаменов, высокий балл аттестата).

Выбранная группа обучающихся в количестве 14 человек, дала ответы на вопрос «Почему Вам нравится урок истории?». Результаты опроса представлены в диаграмме (Приложение 1): большинство обучающихся занимаются на уроке для высокого балла в аттестате и успешной сдачи экзаменов; высокий процент обучающихся боятся наказание за не выполненный урок или плохую отметку; интерес к уроку отмечают у себя наименьшее число обучающихся. По результатам опроса были сделаны следующие выводы: обучающимся не хватает яркости, новизны в уроке.

Для создания цифровой среды учебный кабинет оснащен современным оборудованием: интерактивная доска, система голосования, персональные ноутбуки и т.д.

Новый метод использовался на трех основных этапах урока: проверка домашнего задания, изучение нового материала, закрепление изученного материала. Также, для эффективности, ЦОР иногда применялся на домашнем задании и во время внеурочных мероприятий.

На всех этапах урока активно применяется интерактивная доска с программным обеспечением SMART. Программное обеспечение представлено большим количеством упражнений и игр. Используя шаблон, педагог создает разнообразные задания, игровые моменты, отработку материала, закрепление.

Не малую роль в обучении играют образовательные порталы (РЭШ, Учи.ру, Stepik, ЯКласс и т.д.). На этих порталах представлен обширный учебно-методический комплекс, упражнения, готовые уроки.

Система голосования SMART отлично подходит для этапа закрепления изученного материала. Уходит в прошлое тесты «на листочках», долгая проверка. После завершения теста на доске отображается индивидуальный результат, ошибочные ответы.

Привлекая в образовательный процесс ЦОР, рекомендуется использовать 2-3 ресурса на одном классе. Большое количество ЦОР рассеивает внимание, уходит большое количество времени для «пристраивания» и понимание нового ресурса школьниками.

После внедрения ЦОР в образовательный процесс контрольной группе, после окончания учебного года, вновь задали вопрос «Почему Вам нравится урок истории?». Результаты повторного опроса представлены в диаграмме (Приложение 2): количество обучающиеся заинтересованных успешной сдачей экзаменов и высоким баллом аттестата почти не изменилось; снизился процент обучающихся, которые боятся наказания за не выполненный урок или плохую отметку; резко возрос интерес к уроку. Обучающихся привлекает необычная подача урока, игры.

У обучающихся остался запоминающийся эмоциональный след от занятий, впечатление об изучаемом предмете, материале. Положительные или отрицательные переживания ребенка во время учебы перенесутся в изучаемый предмет[2].

Список литературы

1. Якобсон П. М. «Психологические проблемы мотивации поведения человека» [Текст]. / М.: Просвещение, 2000 г., 316 стр.

2. Ю.Б. Гиппенрейтер «Как учится с интересом» [Текст] / М.:АСТ, 2014г., 50 стр.

Приложение

Приложение 1

Приложение 2


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок по природоведению с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР). Природные зоны Земли

Урок по природоведению с использованием цифровых образовательных ресурсов (ЦОР), по теме «Природные зоны Земли». 5 класс (УМК: Плешаков).Цель урока: научиться различать основные природные зоны Земли.С...

Мастер – класс по теме «Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках производственного обучения»

Данный мастер-класс предназначен для преподавателей и мастеров производственного обучения.Цель мастер-класса: познакомить педагогов и мастеров производственного обучения с технологией конструирования ...

Учебно-методическая разработка открытого урока с элементами цифровых образовательных ресурсов по МДК 04.02. : «Основы проектной и компьютерной графики»

Учебно-методическая разработка открытого  урока с элементами цифровых образовательных ресурсов по МДК 04.02. : «Основы проектной и компьютерной графики»  Разработка включает в себя пояснител...

Учебно-методическая разработка открытого урока с элементами цифровых образовательных ресурсов по МДК 04.02. : «Основы проектной и компьютерной графики»

Учебно-методическая разработка открытого  урока с элементами цифровых образовательных ресурсов по МДК 04.02. : «Основы проектной и компьютерной графики»  Разработка включает в себя пояснител...

Цифровые Образовательные ресурсы (ЦОР). Презентация. Тема 1.1.Понятие, цели, функции рекламы. МДК 07.01. Выполнение работ по профессии Агент рекламный (специальность 43.02.10. Туризм, 2 курс)

Данная презентация является мультимедийным сопровождением лекционного материала по Теме 1.1. Понятие, цели, функции рекламы...

Комплект цифровых образовательных ресурсов по применению интерактивных форм обучения в начальной школе

Комплект цифровых образовательных ресурсов по применению интерактивных форм обучения в начальной школе предназначен для учителей начальной школы для подготовки к урокам и их проведению их или для допо...

Статья "ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЦИФРОВЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕСУРСОВ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА"

АННОТАЦИЯЦель данной работы, адресованной педагогам-практикам, -  рассмотреть вопросы внедрения цифровых УМК в образовательный процесс. В статье проанализированы характерные особенности такого ро...