МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА «Великая Отечественная война» повторительно-обобщающий урок (историческая викторина)
методическая разработка

Самсоненко Олесия Ивановна

Тема : «Втораямировая война. Великая Отечественная война».

 

Цели:

  1. Обобщение и выявление знаний учащихся по теме Великая Отечественная война;
  2. Развитие навыков коллективной работы учащихся и умений критически анализировать материал;
  3. Воспитание  патриотического сознания, верности Отечеству.

 

Оборудование:  мультимедийное оборудование, задания для команд в электронной версии.

 

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Технология: историческая викторина.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ОГБПОУ СМОЛЕНСКАЯ ОБЛАСТНАЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ АКАДЕМИЯ

Россия, 214031 г. Смоленск,  

ул. Попова, д. 40/2 

                                                                                                        Тел/факс.: (0812) 55-21-25                                                                       

                                                                              e-mail: Smoltehnikum@mail.ru

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА

«Вторая мировая война. Великая Отечественная война»

повторительно-обобщающий урок

 (историческая викторина)

Преподаватель истории

Самсоненко О.И.

Смоленск 2022

 Пояснительная записка

В работе любого общеобразовательного учреждения одной из главных задач является воспитание подрастающего поколения. В современных условиях чрезвычайно возрастает роль патриотического воспитания в становлении и развитии личности человека, воспитании подрастающего поколения в духе любви и преданности своей Родине. В истории России патриотическому воспитанию всегда отводилась главенствующая роль.

Цель:   воспитание  гражданственности, патриотизма как важнейших духовно-нравственных и социальных ценностей, формирование умений и готовности к их активному проявлению в различных сферах жизни общества.

Задачи:   

  • формирование патриотических качеств и чувства сопричастности к истории Отечества;
  • воспитание духовно-нравственных и героико-патриотических качеств личности учащихся;
  • приобщение к историческому прошлому и настоящему государства;
  • развитие творческих способностей учащихся;
  • повышение интереса к военной истории, литературе.

Гражданско-патриотическое воспитание – одно из приоритетных направлений в воспитательной работе. В ОГБПОУ «СОТА»  гражданско-патриотическое воспитание ведётся в соответствии с Федеральным проектом «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2021-2024 годы».

Одним из мероприятий данного направления является  «Урок, посвящённый победе в Великой Отечественной войне». Он проводился 17.05.2022 года в 11.40, в виде викторины, между командами учащихся II курса. Вопросы викторины рассчитаны на участие пяти команд.

Тема: Вторая мировая война. Великая Отечественная война.

Цели:

  • Обобщение и выявление знаний учащихся по теме Вторая мировая война. Великая Отечественная война;
  • Развитие навыков коллективной работы учащихся и умений критически анализировать материал;
  • Воспитание  патриотического сознания, верности Отечеству.

 

Оборудование:  Мультимедийное оборудование, задания для команд в электронной версии.

Тип урока: повторительно-обобщающий.

Технология: историческая викторина.

План занятия:

  1. Вступительное слово преподавателя.
  2. Основная часть

Конкурные задания

  1. Конкурс – «Кто?».
  2. Конкурс – «Памятники Смоленщины».
  3. Конкурс – «Когда?».
  4. Конкурс – «Археолог».
  5. Конкурс – «Стихи о войне»
  1. Подведение итогов.
  2. Просмотр видеороликов.

Ход занятия:

(Звучит песня «Священная война», муз. А.Александрова, сл. В.Лебедева-Кумача, исп. Краснознамённый ансамбль песни и пляски Советской Армии им. А. Александрова).

  1. Вступительное слово преподавателя.

Мы знаем, что ныне лежит на весах

И что совершается ныне.

Час мужества пробил на наших часах,

И мужество нас не покинет.

Не страшно под пулями мёртвыми лечь,

Не горько остаться без крова,

И мы сохраним тебя, русская речь,

Великое русское слово.

Свободным и чистым тебя пронесём,

И внукам дадим, и от плена спасём

Навеки!

(А.Ахматова 23февраля 1942г.)

Прошло 77 лет с той поры, как отгремели последние залпы Великой Отечественной войны. Огромную цену заплатил наш народ за Победу. Наверное, не было в стране семьи, которая не испытала бы горечь потери близкого человека. Тем ценнее для каждого была Победа. Наши деды и прадеды отдали свои жизни, чтобы мы все, были свободны и жили на свой родной земле. Именно им мы сегодня посвящаем наше занятие.

Мы сегодня вспомним основные битвы Великой Отечественной войны. Вспомним участников тех грандиозных событий, которые разворачивались на территории нашей Родины: и полководцев и рядовых, всех, кому мы обязаны жизнью.

  1. Основная часть

Наше занятие будет проходить в форме викторины, которая состоит из четырёх конкурсов:

  1. Конкурс – «Кто?»
  2. Конкурс – «Памятники Смоленщины».
  3. Конкурс – «Когда?».
  4. Конкурс – «Археолог».

5        Конкурс – «Стихи о войне»

        Команды заняли свои места, а мы представляем жюри, нашего состязания:

Итак, мы начинаем.

1 конкурс называется «Кто?» - каждой команде даётся характеристика видных деятелей времён Великой Отечественной войны. Команда должна понять ком идёт речь. Правильный ответ – 1 балл. В случае неправильного ответа право отвечать переходит той команде, участник, которой, раньше поднимет руку.

ВОПРОСЫ:

  1. Герой Советского Союза, возглавлявший один из мощных партизанских отрядов на Смоленщине (С. В. Гришин).
  2. Возглавлял первую батарею «Катюш», геройски погиб  в боях за Смоленщину осенью 1941г. (Н.А.Флёров).
  3. Лидер одной из держав антигитлеровской коалиции. Начинал свою военную карьеру как военный министр. В 1940 г. разрабатывал план войны с Германией. Его утренняя зарядка представляла собой строительство стены (У. Черчилль).
  4. Возглавлял 33-ю армию, которая в результате Ржевско-Вяземской операции 1942 года оказалась в окружении. Геройски погиб в боях под Вязьмой, где сейчас находится памятник, посвящённый этому событию  (Ефремов).
  5. Немецкий генерал, возглавлявший фашистские войска в Сталинградской битве и подписавший капитуляцию немецкой группировки под Сталинградом. Это был первый немецкий фельдмаршал, которого советские войска захватил в плен  (Паулюс).
  6.  Советский генерал, возглавлявший 16-ю армию, которая вела героические бои по защите Смоленска в 1941г. (М.Ф. Лукин).
  7. Герой Советского Союза, чей подвиг повторяли в течении войны многие солдаты. Для спасения своих товарищей он телом закрыл амбразуру дзота (А.Матросов).
  8. Один из самых талантливых советских полководцев. Как правило, И.Сталин «бросал» его на самые трудные участки . Именно он провел блестящую наступательную операцию Красной Армии под Ельней в1941 г., когда было впервые во Второй мировой войне было нанесено поражение немцам  (Г.К.Жуков).
  9. Этот человек – образец доблести и мужества. В боях под Орлом его самолёт был сбит. После тяжёлого ранения и ампутации голеней обоих ног он вернулся в строй. Его подвиг был описан в книге (А. Маресьев).
  10.  Маршал Советского Союза. Во время Великой Отечественной войны начальник штаба Западного фронта. В честь него названа одна из улиц  г. Смоленска. Почётный гражданин города (В.Д.Соколовский).
  11.  Герой Советского Союза. Юный партизан. Его именем названы  школы и улицы. Родился в Касплянском районе (В. Куриленко).
  12.  Смолянин, Герой Советского Союза, водрузивший знамя над Рейхстагом (М.А. Егоров).
  13. Герой Советского Союза. На свои средства построила танк Т-34, который назвали «Боевая подруга». И стала его механиком-водителем. (М.В. Октябрьская)
  14. Французский военный и государственный деятель. Организовал и возглавил движение «Свободная Франция», выступающее против фашистской Германии. (Шарль де Голль)
  15. Государственный, политический и военный деятель СССР. В годы войны занимал посты Верховного главнокомандующего СССР  и председателя Государственного Комитета Обороны. (И.В.Сталин)

  1. Конкурс – Памятники Смоленщины.

Каждой команде предлагается рассмотреть изображение памятников посвящённых событиям Великой Отечественной войны на Смоленщине. Команды должны назвать, что это за памятник и какому событию он посвящён.

Максимальное количество баллов – 5.

1.Курган бессмертия. В память о погибших на Смоленской земле в годы Великой Отечественной войны в Реадовском парке Смоленска был возведен Курган Бессмертия. Открытие этого масштабного мемориала состоялось 25 сентября 1970 года, в день 27-летия освобождения Смоленска от оккупации. Автор проекта — смоленский архитектор Даниил Коваленко.  Медным барельеф, выполнен по проекту смоленского скульптора В.Я. Меньшова. 8-метровый Курган Бессмертия выполнен в форме пятигранной пирамиды с диаметром основания 40 м. Вершину венчает строгая стела высотой 11 м в виде открытой книги с высеченными цифрами «1941-1945».

2. Памятник первогвардейцам.

Установлен на центральной аллее парка в 1971 г., к 30-летию рождения Советской Гвардии. 
Осенью 1941 г. под Ельней были остановлены гитлеровские войска, наступавшие на Москву. Преградили путь к столице четыре стрелковые дивизии, которые за совершенный подвиг получили первыми звание "гвардейских". 
Авторы памятника: скульптор А.Г. Сергеев и архитектор Г. С. Тронин. Скульптура выполнена из бронзы, постамент - стилобат и обелиск - из серого гранита. Высота скульптуры - 3 м, постамента - 0,8 м, обелиска – 20 м.

3. Памятник партизанам. 1978 г., скульптор О.А. Огнев, архитектор Г.М. Аптекин. Памятник расположен в лесном массиве  у дороги Демидов-Пржевальское. 

  1. Памятник генералу Ефремовую.

Дата открытия монумента – ноябрь 1946 года. Авторы проекта - народный художник СССР Е. М. Вучетич и архитектор Я. Б. Белопольский. Согласно местным легендам,  памятник отлит из гильз, собранных на полях сражениий под Вязьмой.

  1. Мемориальный комплекс.

Расположен на улице Зои Космодемьянской в Смоленске и посвящен памяти советских граждан, погибших в концентрационном лагере № 126. Лагерь находился здесь во время оккупации города фашистами с лета 1941-го и до осени 1943-го годов. 1975-м году по проекту архитекторов Г. Соосара и Е. Антонова, состоит из нескольких рядов бетонных надгробий, обозначающих места массовых захоронений убитых и условно обозначенных годами их смерти: 1941, 1942, 1943.

  1. Конкурс – «Когда?» Данный конкурс должен выявить знания учащихся об основных событиях Великой Отечественной войны. Каждый правильный ответ оценивается в 1 балл.

Когда было?

  1. Смоленское сражение – 10.07 – 10.09.1941г.
  2. Открытие второго фронта в Европе – 06.06.1944г.
  3. Берлинская операция – 16.04 – 02.05.1945г.
  4. Снятие блокады Ленинграда – 27.01.1944г.
  5. Сталинградская битва – 17.07.1942г. – 02.02.1943г.
  6. Битва под Москвой – 30.09.1941г. –20.041941г.
  7. Курская дуга – 05.07 – 23.08.1943г.
  8. Капитуляция Германии – 08.05.1945г.
  9. Окончание Второй мировой войны – 02.09.1945г.
  10. Нападение Германии на СССР. – 22.06.1941г.
  11. Водружение знамени победы над Рейхстагом – 01.05.1945 г.
  12. Окончание Второй мировой войны. – 02.08.1945 г.
  13. Выход Италии из войны – 08 сентября 1943 г.
  14. Бомбардировка Хиросимы – 06.06.1945 г.
  15. Оборона Брестской Крепости – 22.06.- 29.06.1941г

  1. Конкурс – «Археолог». Были найдены отрывки документов времён Великой Отечественной войны. Но они были повреждены огнём. Нам неизвестно когда и кем были составлены эти документы.

Каждая команда получает по отрывку. Учащиеся должны определить: 1) Что это за документ. 2) Когда он был составлен? 3) Кто является автором?

Максимальное количество баллов – 3.

Отрывок №1

«…Сегодня в 4 часа без предъявления каких-либо претензий к Советскому Союзу, без объявления войны германские войска напали на нашу страну, атаковали наши границы во многих местах и подвергли бомбёжке со своих самолётов наши города - Житомир, Киев, Севастополь, Каунас и некоторые другие, причём убито и ранено более двухсот человек. Налёты вражеских самолётов и артиллерийский обстрел были совершены также с румынской и финской территорий…  Наше дело правое, враг будет разбит, победа будет за нами»

Правильный ответ: «Обращение министра иностранных дел – В.И.Молотова к гражданам». 12.00, 22.06.1941г.

Отрывок №2

«…Мой фюрер!

С момента поступления Вашей радиограммы, переданной вечером 22.11, события развивались стремительно. Замкнуть котёл на юго-западе и западе (противнику) не удалось. Здесь вырисовываются предстоящие вклинения противника.

…Боеприпасы и горючее на исходе. Многие батареи и противотанковые орудия израсходовали весь боеприпас. Своевременное достаточное снабжение исключено.

Армии в самое ближайшее будущее грозит уничтожение, если путём концентрации всех сил противнику, наступающему с юга и запада, не будет нанесён уничтожающий удар… »

Правильный ответ: Обращение фельдмаршала Паулюса к А. Гитлеру. Накануне объединения двух советских фронтов, ноябрь 1942г.

Отрывок №3

«…Верховное главнокомандование Красной Армии приказывает:

  1. Военным советам фронтов…

А) ликвидировать отступательные настроения в войсках и железной рукой пресекать пропаганду об возможности отступления…

Б) снимать с поста и привлекать к военному суду командующих армиями, допустивших самовольный отход с занимаемых позиций без приказа…

В) сформировать (…)от одного до трёх штрафных батальонов (по 800человек), куда направлять младших, средних и старших командиров и политработников, провинившихся в нарушении дисциплины по трусости или неустойчивости, и поставить их  на более трудные участки фронта…

2) Военным советам армий…

А) снимать с постов командиров и комиссаров корпусов и дивизий, допустивших самовольный отход с занимаемых позиций без приказа и предавать их военному суду…

Б) сформировать в пределах армий 35 хорошо вооружённых заградительных отрядов (по 200 человек), поставить их в непосредственном тылу неустойчивых дивизий и обязать их в случае паники и беспорядочного отхода частей дивизии расстреливать на месте паникёров и трусов…»

Правильный ответ: Приказ №227 «Ни шагу назад!», лето 1942г. И.В.Сталин.

Отрывок №4

 Товарищи! Граждане! Братья и сестры! Бойцы нашей армии и флота!

К вам обращаюсь я, друзья мои!

Вероломное военное нападение гитлеровской Германии на нашу Родину, начатое 22 июня, — продолжается.

Несмотря на героическое сопротивление Красной Армии, несмотря на то, что лучшие дивизии врага и лучшие части его авиации уже разбиты и нашли себе могилу на полях сражения, враг продолжает лезть вперед, бросая на фронт новые силы. Гитлеровским войскам удалось захватить Литву, значительную часть Латвии, западную часть Белоруссии, часть Западной Украины. Фашистская авиация расширяет районы действия своих бомбардировщиков, подвергая бомбардировкам Мурманск, Оршу, Могилев, Смоленск, Киев, Одессу, Севастополь. Над нашей Родиной нависла серьезная опасность.

Правильный ответ: из выступления Сталина И.В. по радио 3.07.1941 г.

Отрывок №5

Нападение на Россию — не более, чем прелюдия к попытке завоевания Британских островов. Без сомнения, он надеется, что всё это удастся завершить до наступления зимы, и что он сможет сокрушить Великобританию до того, как флот и военно-воздушные силы Соединённых Штатов смогут вмешаться. Он надеется, что сможет опять повторить в ещё большем масштабе, чем когда-либо ранее, тот самый процесс уничтожения своих противников поодиночке, который так долго позволял ему процветать и благоденствовать, и что в конце концов сцена будет очищена для последнего акта, без которого все его завоевания будут напрасны — а именно, подчинения всего Западного полушария его воле и его системе.

Поэтому опасность, грозящая России - это угроза нам и угроза Соединённым Штатам, и точно так же дело каждого русского, который сражается за свой дом и очаг - это дело всех свободных людей и народов во всех частях земного шара.

Так давайте выучим уроки, которые нам уже преподал жестокий опыт. Удвоим наши старания и ударим с объединённой силой, пока мы живы и можем бороться.

Правильный ответ: из выступления У. Черчилля. по радио 22.06.1941 г.

Отрывок №6

C:\Users\user\Desktop\pic2.jpg

Правильный ответ: немецкая пропагандистская листовка, предназначалась для военнослужащих красной армии (1941-19445)

Отрывок №7

Я, гражданин Великого Советского Союза, верный сын героического русского народа, клянусь, что не выпущу из рук оружия, пока последний фашистский гад на нашей земле не будет уничтожен. 
Я обязуюсь беспрекословно выполнять приказы всех своих командиров и начальников, строго соблюдать воинскую дисциплину. 
За сожженные города и села, за смерть женщин и детей наших, за пытки, насилия и издевательства над моим народом я клянусь мстить врагу жестоко, беспощадно и неустанно. 

Кровь за кровь! Смерть за смерть! 
Если же по своей слабости, трусости или по злой воле я нарушу эту свою присягу и предам интересы народа, пусть умру я позорной смертью от руки своих товарищей...

Правильный ответ: клятва советского партизана. Была принята осенью 1941 г.

  1. Подведение итогов.

Судьи подсчитывают баллы и объявляют результаты:

Группы

Баллы

Э1 - 21

Т1-21

ТО1 - 21  

П1 - 21

ДОУ1- 21

1.Конкурс –«Кто?»

1балл за правильный ответ

2.Конкурс – Памятники Смоленщины.

5  баллов за правильный и развернутый ответ

3.Конкурс – «Когда?».

1балл за правильный ответ

4.Конкурс – «Археолог».

3 балла за правильный ответ

5.Конкурс

«Чтение стихов»

3 балла за правильный ответ

ИТОГО

  1. Просмотр видеороликов.

Демонстрация фрагментов кинохроники: «Флаг над рейхстагом», «Парад Победы на Красной площади 1945г.», «Салют Победы – Москва 1945г.»

(Звучит песня «День Победы!», муз. Д.Тухманова, сл. В.В.Харитонова,).

В конце мероприятия

В тот день, когда окончилась война

И все стволы палили в честь салюта,

В тот час на торжестве была одна

      Особая для наших душ минута.

В конце пути, в далёкой стороне,

Под гром пальбы прощались мы впервые

Со всеми, что погибли на войне,

                                         Как с мёртвыми прощаются живые.

Мы с ними шли дорогою войны

В едином братстве воинском до срока,

Суровой славой их озарены,

     От их судьбы всегда неподалёку.

И только здесь, в особый этот миг,

Исполненный величья и печали,

Мы отделялись навсегда от них:

                                Нас эти залпы с ними разлучали.

Вот так, судьбой своею смущены,

Прощались мы на празднике с друзьями.

И с теми, что в последний день войны

      Ещё в строю стояли вместе с нами;

И с теми, что её великий путь

Пройти смогли едва наполовину;

И с теми, чьи могилы. Где-нибудь

Ещё у Волги обтекали глиной.

Мы с теми, что под самою Москвой

В снегах глубоких заняли постели,

В её предместьях на передовой

Зимою сорок первого

И с теми,

Что, умирая, даже не могли

Рассчитывать на святость их покоя

Последнего, под холмиком земли,

Насыпанном нечуждою рукою.

Со всеми, отошедшими от нас,

Причастными одной великой сени

Знамён, склоненных, как велит приказ, -

Со всеми, до единого со всеми.

       Простились мы.

И смолкнул гул пальбы,

И время шло. И с той поры над ними

Берёзы, вербы, клён и  дубы

В который раз листву свою сменили.

Но вновь и вновь появится листва,

И наши дети вырастут и внуки,

А гром пальбы в любые торжества

Напомнят нам  о той большой разлуке.

Суда живых – не меньше павших суд.

И пусть в душе до дней моих скончанья

Живет, гремит торжественный салют

Победы и великого прощанья

(А.Т.Твардовский, 1948г.)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Достойные славы" Викторина по Великой Отечественной войне

Цели: развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Великой Отечественной войны;воспитание чувства патриотизма и гражданственности;воспитание чувства гражданского долг...

Доклад "Вклад ученых-физиков Красноярска в Великой Отечественной Войне" к научно-практической конференции "Красноярский край в годы Великой Отечественной Войны"

Новейшая российская историография Великой Отечественной войны охватывает примерно последние двадцать  лет. За это время историки России приложили немало усилий, чтобы восстановить подлинную истор...

Викторина к 70 - летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне

Викторина содержит 10 вопросов с ответами и указанием источников. Предназначена для внеклассного мероприятия, посвященного 70-летию Победы советского народа в Великой Отечественной войне....

Методическая разработка игры – викторины «Великая Отечественная война в фактах и цифрах»

Методическая разработка предназначена для проведения внеурочной работы с группой студентов....

Методическая разработка познавательной игры – викторины «ПО СТРАНИЦАМ ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ»

Методическая разработка  познавательной игры – викторины   «ПО СТРАНИЦАМ  ВЕЛИКОЙ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ» для студентов 1-2 курсов...

Классный час "Герои Великой Отечественной войны". Методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку.

Моя методическая разработка награждена Дипломом Министерства Образования ,Науки и Молодёжи Республики Крым 3 Степени в региональном этапе 2 Всероссийского конкурса на лучшую методическую разработку....

Методическая разработка внеклассного мероприятия. Литературно - музыкального конкурса (к 77 годовщине победы в Великой Отечественной Войне). Музыкальная летопись войны

 Данное литературно-музыкальное  мероприятие  разработано в рамках подготовки к празднованию  78 годовщины Победы в Великой Отечественной Войне.   Это мероприятие ...