«Роль учителя-дефектолога в подготовке кохлеарно имплантированных обучающихся к устному собеседованию по русскому языку»
учебно-методический материал

Старикова Наталья Васильевна

Возможность осуществлять речевую коммуникацию со слышащими  окружающими, быть социализированным в обществе результат, полученный в ходе представленного опыта.

Скачать:


Предварительный просмотр:

казённое общеобразовательное учреждение

Ханты-Мансийского автономного округа – Югры

 «Нижневартовская школа для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья № 1»

 

ТЕМА

«Роль учителя-дефектолога в подготовке

кохлеарно имплантированных обучающихся

к устному собеседованию по русскому языку»

учитель-дефектолог

высшей квалификационной категории,

Старикова Н.В.

г. Нижневартовск

2020 г.

Возможность осуществлять речевую коммуникацию со слышащими  окружающими, быть социализированным в обществе – результат, полученный в ходе представленного опыта.

Кохлеарная имплантация на сегодняшний день является самым эффективным средством реабилитации детей с глубокой степенью тугоухости и полной глухотой. Мои ученики имплантированы еще в дошкольном возрасте. В сравнении со среднестатистическим слышащим развитие глухого имплантированного происходит с некоторым опозданием.

С декабря 2018 года с обучающимися с ограниченными возможностями здоровья и инвалидностью проводится устное собеседование по русскому языку, как допуск обучающихся к ГИА. В контексте собеседования обучающимся предлагается выполнить 4 задания, которые представлены на слайде. СЛАЙД 1.  Условно из можно разделить на 2 части.  1 часть включает задание 1 и 2.. Умение выразительно читать текст вслух и пересказывать его с включением высказывания. 2 часть не связана с заданиями 1 и 2. Выявляется умение создавать монологические высказывания на разные темы, принимать участие в диалоге. Для детей с ОВЗ такие задания являются повышенным уровнем сложности, так как речевой материал не адаптируются.

Из опыта работы мы знаем, что наибольшие трудности для кохлеарноимплантированных обучающихся представляют умения связно, последовательно и выразительно пересказывать тексты, составлять рассказы описательного, повествовательного и творческого характера. Эти трудности связаны с непониманием смысловых звеньев рассказа, трудностями запоминания логической последовательности повествования, с тем, что сбивают детали произведения. Поэтому на индивидуальных занятиях учителем-дефектологом ведется целенаправленная и систематическая работа по подготовке КИ старшеклассников к устному собеседованию по русскому языку. Коррекционная работа строится на материале устного собеседования по русскому языку в преемственности с учителями-предметниками.

1 часть. Особую трудность вызывает у КИ обучающихся чтение и пересказ текста объемом 170-180 слов. На коррекционных занятиях при чтении научно – публицистического текста ведется работа над интонацией, темпом речи, умением соблюдать правила орфоэпии, знаки синтагматического членения фразы, восходящие и нисходящие интонационные конструкции. Данная задача не простая и требует тренировки навыков чтения.

При пересказе прочитанного текста учим КИ обучающихся составлять простой план и логично включать высказывание.  Работая над текстом, обращаем внимание на незнакомые фамилии, географические названия, формы числительных, предлагаем лексико-грамматические задания. Сложная терминология, малознакомые слова и выражения в тексте выделяется с пояснением значения (СЛАЙД 2), предлагается написание мини-диктанта с использованием словарных слов. Если позволяет содержание текста, применяются приемы мнемотехники и моделирования. (СЛАЙД 3 ПРИМЕР ТЕСТ «СМЕРЧ»). Суть методики в том, что на каждое слово или словосочетание придумывается изображение. Из них выстраивается модель пересказа. Глядя на схемы КИ обучающийся легко воспроизводит текстовую информацию. Ребятам нравится этот творческий процесс. Этот метод основан на наглядно-образном мышлении, который является доминирующим у детей с ОВЗ и носит непринужденный характер запоминания.

Следовательно, при пересказе текста кохлеарно имплантированным обучающимся необходимо раскрыть все микро темы текста (3-4 абзаца) с опорой на простой план, словарь диктанта или схемы пересказа. Самой сложной задачей является логическое включение высказывания.  СЛАЙД 4 На начальном этапе ведется обучение основным правилам устного цитирования и отсылке к мнению автора (Н: По словам…, Автор считает…Позиция автора такова…Как известно..).

СЛАЙД 5 2 часть. Следующий вид работы – монологическое высказывание. Оно состоит из:

-монолога – описания по предложенной фотографии;

-монолога-рассказа на основе жизненного опыта;

-монолога-рассуждения на поставленный вопрос.

Ученикам предлагается мини-план (перечень вопросов) на которые необходимо отвечать предельно ясно, логично без фактических ошибок, следуя нормам устной речи. Перед ними ставится задача: 

-говорить правильно, без грамматических, речевых, орфоэпических ошибок,

-стараться отразить «богатство» и точность словаря, «разнообразие синтаксических конструкций».

Как оказалось, такой вид работы им очень нравится.  Ученики готовят монолог на индивидуальных занятиях, а рассказывают друг другу на групповых занятиях. Они многое узнают о товарищах, восхищаются и даже хвалятся друг перед другом. (СЛАЙД ВИДЕО)

В соответствии с темой монолога кохлеарно имплантированным старшеклассникам предлагается  ответить на поставленные вопросы. Оценивается умение справляться с коммуникативной задачей. Этот вид тоже очень любим учениками, особенно на групповых занятиях. Очень часто мы записываем фрагменты занятия, потом просматривая, выявляем ошибки в произношении, лексико-грамматических конструкциях. Для выработки самоконтроля коммуникации на групповых занятиях одному ученику предлагаем в качестве эксперта дать оценку речи одноклассников. И такие приемы дают свои результаты. Поначалу обучающиеся очень стеснялись, даже отказывались говорить в присутствии товарищей, а сейчас чувствуют себя уверенно и раскованно. (СЛАЙД ВИДЕО). 

На основе вышеуказанных методов и приёмов обучения можно сделать вывод, что работа учителя-дефектолога с кохлеарно имплантированными старшеклассниками дает положительную динамику речевой коммуникации в целом и её структурных составляющих. Кохлеарно имплантированные обучающиеся старших классов   способны комфортно, раскрепощенно чувствовать себя на устном собеседовании по русскому языку, успешно сдать зачет и получить допуск к ГИА.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Доклад " «Развитие устной и письменной речи при изучении русского языка как неродного»

Главная задача учителя-словесника - приблизить уроки русского языка как неродного к урокам русского языка как родного, а не как иностранного.  В рамках введения Федеральных образовательных с...

Устные деловые жанры речи. Культура разговора (практикум).Конспект урока по русскому языку и культуре речи .

Одна и та же тема может передаваться (одним и тем же автором) в зависимости от целей, от ситуаций, от адресата в разных жанрах функциональных стилей. Всё зависит от того, КТО? ГДЕ?КОГДА? П...

Инструкция учителя- собеседника для собеседования по русскому языку, 9 класс

Представляю к рассмотрению инструкцию  для учителя- собеседника на Итоговое собеседование  по русскому языку, 9 класс...

Итоговое собеседование по русскому языку

Методические материалы для подготовки к итоговому собеседованию по русскому языку....

Технологическая карта урока по подготовке к устному собеседованию в 9 классе

Памятки к устному собеседованию в 9 классе.  Памятка 1.  Описание фотографииУпражнения для развития монологической речи (описание фотографии)•    Внимательно прочита...

Рекомендации учителя-дефектолога учителю

Рекомендации учителя-дефектолога учителю...