Психология обеспечения безопасности личности военнослужащих
книга

В монографии представлен анализ безопасности как предмета психологических исследований, показаны психологические особенности прохождения воинской службы, которые оказывают наибольшее влияние на состояние личности военнослужащих.

Значительный упор сделан на проблематике обеспечения психологической безопасности личности военнослужащих. Автором рассмотрены особенности копинг-поведения в системе обеспечения безопасности личности, предложен новый подход к организации психологических условий обеспечения безопасности и разработаны рекомендации по их совершенствованию.

Книга адресована психологам, преподавателям психологии, военным психологам, аспирантам и студентам психологического профиля, а также для всех читателей, интересующихся вопросами безопасности личности военнослужащих.

Скачать:

ВложениеРазмер
Package icon monografiya_tatyanchenko.zip266.48 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализ научных работ по проблеме безопасности позволяет говорить о том, что и в прошлом, и в настоящее время эта проблема не теряет своей актуальности. Если раньше практически всеми основными психологическими школами безопасность человека рассматривалась, как личности, то сейчас появляется всё больший интерес к проблемам безопасности деятельности человека в профессиональной деятельности. Именно поэтому проблемы безопасности разрабатывалась в основном в рамках прикладных направлений психологии – психологии труда, юридической, педагогической, экологической,  других отраслей психологии, в том числе и военной.

Принимая во внимание то, что военная служба – это особый вид федеральной государственной службы, исполняемой гражданами в Вооруженных силах Российской Федерации, других войсках, военных формированиях и органах, прохождение её представляет собой регулируемый законодательством процесс изменения правового положения военнослужащих в связи с наступлением определенных юридических фактов при исполнении военной службы с момента ее начала и до ее окончания. Однако, несмотря на достаточно жесткое регулирование законодательством процесса прохождения службы, случаи получения военнослужащими физического и психического ущерба, попавшие за последнее время в поле внимания широких слоев общественности, свидетельствуют о достаточно низком уровне безопасности в армии.

В рамках военной психологии обращение к вопросам безопасности военнослужащих происходит при изучении межличностных отношений, воинской дисциплины, влияния обстановки современного боя на психологию воинов и воинских коллективов, психологическим основам регуляции и саморегуляции психических состояний военнослужащих в экстремальных условиях.

В представленном исследовании безопасность личности в процессе прохождения срочной воинской службы стала предметом самостоятельного комплексного научного исследования. В нем конкретизировано научное представление о специфике профессиональной деятельности военнослужащих (экстремальный характер службы, связанный с отрывом от дома, постоянной боевой готовностью, использованием боевой техники) и о требованиях к профессиональным и психологическим качествам военнослужащих (преданность Родине, желание служить, а также высокие адаптационные способности, нервно-психологическая устойчивость, морально-психологические качества, стрессоустойчивость);

- выявлены факты, приводящие к нарушению личной безопасности военнослужащих (неуставные взаимоотношения, неспособность сопротивляться стрессу, неустойчивые морально-психологические состояния, неудовлетворительные адаптационные способности);

- обоснована необходимость обеспечения безопасности военной службы (высокий травматизм на службе; отрицательные психические состояния и т.д.);

- определена сущность и структурные обеспечения личной безопасности военнослужащих (мотивационный, когнитивный, деятельностный, оценочно-рефлексивный);

- спроектирована система обеспечения личной безопасности военнослужащих (развитие познавательных процессов личности, мотивационной и эмоциональной сфер, сферы межличностных отношений, личности и личностный рост, профессионального становления, профессиональной пригодности и профессиональной компетентности).  

В монографии конкретизируется содержание и особенности проявления психологической безопасности личности в процессе прохождения срочной воинской службы; выявляются условия, способствующие сохранению психологической безопасности, и раскрываются психологические последствия ее нарушения для личностного благополучия военнослужащего.

Нами представлено детальное исследование психических состояний, свойственных личности призывника в экстремальных условиях воинской службы; показано и раскрыто их влияние на эффективность решения им служебных задач, а также качество организации повседневного межличностного взаимодействия с сослуживцами; указана значимость психологических особенностей совладающего поведения, характерного для личности призывника в специфических условиях воинской службы.

Сделанные теоретические обобщения, полученные эмпирические данные, установленные психологические закономерности могут быть использованы: в военной практике управленческим составом; в практической деятельности военных психологов; при проведении других подобных научных исследований; в учебном процессе на факультетах психологического профиля, а также могут стать основой для разработки типовых и индивидуальных программ подготовки военнослужащих к профессиональной деятельности.

В результате проведённого исследования нами делаются следующие основные выводы:

1. Служебно-боевая деятельность представляет собой систему взаимосвязанных действий, осуществляемых для достижения общественно значимых целей, основанных на реальном и потенциально возможном использовании оружия, боевой техники, и других средств. По своим основным характеристикам, данная деятельность отличается от других видов человеческой деятельности тем, что ей присущи: ярко выраженный боевой характер, повышенная морально-психологическая и физическая нагрузка, требующая особой подготовки, эмоционально-волевой устойчивости. Именно поэтому, служебно-боевую деятельность, по праву можно признать экстремальной.

2. В результате изучения специфических условий военной службы, личной безопасности военнослужащих и их психологических особенностей, установлено, что прохождение службы сопровождается нарушениями психологической безопасности личности. Так как безопасность выступает комплексной характеристикой психологического благополучия личности, её нарушение отражается на социальных контактах, эмоциональной сфере, и самое главное – на психическом здоровье военнослужащих.

3. Естественной формой совладающего поведения человека выступает копинг, который  призван помочь справиться с трудностями, найти военнослужащему правильное решение проблемной ситуации, но который дифференцируется в зависимости от индивидуальных параметров личности и  особенностей социальной среды, в которой  находится человек, а также особенностей его деятельности.  

4. Процесс прохождения срочной воинской службы должен разрабатываться на основе своевременного и непрерывного воздействия психологов и командиров на личный состав путем формирования у них высоких морально-психологических и адаптационных способностей, нервно-психической устойчивости, стрессоустойчивости, высоких эмоционально-волевых качеств, и не менее важного качества - взаимного уважения, что будет способствовать обеспечению безопасности службы, а также осуществлять подготовку призывника к самообеспечению безопасности в ходе военной службы.

5. Система самообеспечения безопасности является основой большей мобильности реагирования субъекта на опасность, что особенно важно в ситуациях запаздывания или полного отсутствия социальной помощи, и позволяет в ряде случаев предотвратить само опасное воздействие или существенно минимизировать его вредоносные последствия.

6. Оказать положительное влияние на оценку уровня личной безопасности военнослужащих, и обеспечить в трудных жизненных ситуациях выбор ими продуктивных копинг-стратегий, способна психокоррекционная программа, направленная на развитие познавательных процессов личности, мотивационной и эмоциональной сфер, сферы межличностных отношений, на развитие личности и личностный рост, а также развитие и коррекцию сферы профессионального становления, профессиональной пригодности и профессиональной компетентности военных.

В настоящее время проблемы безопасности выходят на первый план социальной жизни. Рассматриваясь в качестве условия сохранности позитива достигнутого и основы дальнейшего движения по пути прогресса, безопасность подвергается многоаспектному анализу, как общественными деятелями, так и широкой научной общественностью уже на протяжении нескольких столетий. В последние десятилетия в технических, общественных и естественнонаучных дисциплинах наблюдается значительное увеличение числа исследовательских работ, посвящённых различным проявлениям безопасности. Своей работой мы не можем полностью раскрыть данную проблему. Нами представлен лишь один из путей её решения. Однако результаты исследования в определенной степени расширяют научные представления о средствах обеспечения безопасности личности. Они способны послужить основой для дальнейшей  разработки содержательных аспектов профессиональной деятельности военнослужащих и изучения подходов к обеспечению безопасности человека в разных жизненных условиях.

ЛИТЕРАТУРА

  1. Абульханова К.А. Психология и сознание личности (Проблемы методологии, теории и исследования реальной личности): Избранные психологические труды. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 1999. – 224 с.
  2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. – М.: Мысль, 1991. – 299 с.
  3. Адлер А. Практика и теория индивидуальной психологии. – М., 1993.
  4. Анашкин О. Командир и воинский коллектив // Ориентир. – 2003. - № 6, С. 53-57.
  5.  Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. – Л.: Изд-во Ленинградского университета, 1968. – 340 с.
  6. Аносов В.Д., Лепский В.Е. Исходные посылки проблематики информационно-психологической безопасности // Проблемы информационно-психологической безопасности / Под ред. А.В. Брушлинского и В.Е. Лепского. М.: Институт психологии РАН, 1996. С. 7–11.
  7.  Анцупов А.Я., Шипилов А.И. Конфликтология: Учебник для вузов. – М.: ЮНИТИ, 1999. – 551с.
  8. Анцыферова Л.И. Системный подход к изучению формирования и развития личности // Проблемы психологии личности. М.: Наука, 1982. С. 140–147.
  9. Анцыферова Л.И. Способность личности к преодолению деформации своего развития // Психологический журнал, 1999, том 20, № 1. С. 6–19.
  10. Астапов В.М. Функциональный подход к изучению состояния тревоги // Прикладная психология. – 1999. – №1. – С.41-47.
  11. Бассин Ф.В. О силе Я и психологической защите // Вопросы философии. – 1969. - №2. – С.118-126.
  12. Баева И.А. Психологическая безопасность в образовании: Монография. – СПб.: Издательство «СОЮЗ», 2002а. – 271с.
  13. Баева И.А. Тренинги психологической безопасности в школе. – СПб.: Речь, 2002в. – 251с.
  14. Бандура А. Теория социального научения. – СПб.: Евразия, 2000. – 320с.
  15. Берулава Г.А. Методологические основы деятельности практического психолога: Учеб. пос. М.: Высшая школа, 2003. – 64 с.
  16. Бинсвангер Л. Бытие-в-мире. – М.: КСП+; СПб.: Ювента, 1999. – 300с.
  17. Блюм Г. Психоаналитические теории личности. – Екатеринбург, 1999. – С.95-122.
  18. Бодалев А.А. Психология общения: Избранные психологические труды. 2-е изд. – М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: НПО «МОДЭК», 2002. – 256с.
  19. Бодров В.А. Безопасность труда и профессиональная пригодность // Психология профессиональной пригодности. Учебное пособие для вузов. – М.: ПЕР СЕ, 2001. – С.104-114.
  20. Большой психологический словарь / Сост. и общ. ред. Б.Г. Мещерякова, В.П. Зинченко. – СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2003. – 672с.
  21. Бородин И.А. Роль и место рефлексивных методов в управлении корпоративной безопасностью // Материалы V Ежегодной Всероссийской научно-практической конференции «Психология бизнеса. Организационное консультирование: услуги и клиенты». – СПб.: ИМАТОН, 2002. – С.49-50.
  22. Борский Н. Основные направления обеспечения информационной безопасности в деятельности войск (сил) // Ориентир. – 2001. - №11.
  23. Борский Н., Урсул В. Информационная безопасность войск // ориентир. – 2004. - №7.
  24. Брушлинский А.В. Субъект безопасности и безопасность субъекта // Проблемы информационно-психологической безопасности (Сборник статей и материалов конференций). – М.: Институт психологии, 1996.
  25. Брушлинский А.В. Субъект безопасности и безопасность субъекта // Проблемы информационно-психологической безопасности / Под ред. А.В. Брушлинского и В.Е. Лепского. М.: Институт психологии РАН, 1996. С. 39–43.
  26. Бугаев Б.Г., Прокофьев А.И. Психологические аспекты предотвращения авиационных происшествий // Психологический журнал. – 1981. – Т.2. №4. – С.85-90.
  27. Буданов А.В. Обучение сотрудников тактике и методам обеспечения личной безопасности. – М., 1997а.
  28. Буданов А.В. Педагогика личной безопасности сотрудников органов внутренних дел. – М., 1996.
  29. Буданов А.В. Педагогические основы обеспечения личной безопасности сотрудников органов внутренних дел: Автореф. дисс. … докт. пед. наук. – М.: Академия управления МВД России, 1997б. – 43с.
  30. Буранов С. Национально-психологические особенности военнослужащих // Ориентир. - 2003. _ №7. – С. 57-61.
  31. Быстров С.А. Надежность совместной деятельности дежурных смен подводных лодок ВМФ в экстремальных условиях: Дисс. … канд. психол. наук. – М., 1996. – 157с.
  32. Васильева О.С., Правдина Л.Р. Конструктивное проживание экстремальной ситуации как фактор развития личности // Прикладная психология. – 2002. – №3. – С.38-62.
  33. Васильева О.С., Правдина Л.Р. Подходы к изучению общения в экстремальных ситуациях // Международная конференция «Психология общения: социокультурный анализ» 30 октября – 1 ноября: Материалы конференции. – Ростов н/Д: Издательство Ростовского госуниверситета, 2003. – С.47-49.
  34. Вертгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ. / Общ. ред. С.Ф. Горбова и В.П. Зинченко. Вступ. ст. В.П. Зинченко. – М.: Прогресс, 1987. – 336с.
  35. Военная психология / Коллектив авторов. Под ред. В.В. Шеляга, А.Д. Глоточкина, К.К. Платонова. – М.: Военное издательство, 1972. – 400с.
  36. Военная психология и педагогика (Учебное пособие). / Под ред. П. А. Кормемного и др./. М.: «Совершенство», 1998. – 376 с.
  37. Военная психология и педагогика: Учебное пособие / Под ред. П.А. Корчемного, Л.Г. Лаптева, В.Г. Михайловского. – М.: Изд-во «Совершенство», 1998. – 384с.
  38. Волович В.Г. Человек в экстремальных условиях природной среды. – М.: Мысль, 1983.
  39. Ганюшкин А.Д. Исследование состояния психической готовности к деятельности в экстремальных условиях (на материалах спортивной гимнастики): Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Л., 1972.
  40. Головнев А. Психологическая подготовка войск // Военный вестник. – 1993. - №5. – С. 51.
  41. Гордиенко О.В. Формирование мотивации безопасности в профессиогенезе оперативного персонала атомной станции: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Калуга: КГПУ им. К.Э. Циолковского, 2001. – 28с.
  42. Горностаева З.Я., Орлова Л.В. Психологическая защита у детей: как проявляется, и от чего защищаем // Начальная школа. – 1993. - №7. – С.22-26.
  43. Грановская Р.М., Березная И.Я. Интуиция и искусственный интеллект. – Л.: Изд-во ЛГУ, 1991.
  44. Грановская Р.М., Никольская И.М. Защита личности: психологические механизмы. – СПб.: «Знание», 1998.
  45. Грачёв Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. htpp://bookap.by.ru/psywar/grachev.
  46. Грачёв Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: состояние и возможности психологической защиты. – М.: Издательство РАГС, 1998. – 125с.
  47. Грачёв Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: теория и технология психологической защиты: Автореф. дисс. … докт. психол. наук. – М.: РАГС, 2000. – 56с.
  48. Грачёв Г.В. Информационно-психологическая безопасность личности: проблема и возможности формирования социально-психологической защиты // Проблемы информационно-психологической безопасности (Сборник статей и материалов конференций). – М., 1996.
  49. Грачев Г.В., Грязнов А.К. Проблемы информационно-психологической безопасности страны: взаимосвязь субъектов и объектов психологической защиты // Проблемы информационно-психологической безопасности / Под ред. А.В. Брушлинского и В.Е. Лепского М.: Институт психологии РАН, 1996. С. 12–17.
  50. Гурин В. Социально-психологические основы взаимоотношений в воинском коллективе и пути их укрепления // Ориентир. – 2001. - № 7, с. 42-45.
  51. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Акмеология деятельности в особых экстремальных условиях // Акмеология: Учебное пособие. – СПб.: Питер, 2003. – С.144-146.
  52. Деркач А.А., Зазыкин В.Г. Профессионализм деятельности в особых и экстремальных условиях. – М.: РАГС, 1998.
  53. Дикая Л.Г. Психология саморегуляции функционального состояния субъекта в экстремальных условиях деятельности: Автореф. дисс. … докт. психол. наук. – М.: ИП РАН, 2002. – 53с.
  54. Домозетов Х. Компьютеризация и проблемы здоровья, свободы и безопасности личности // Философская и социологическая мысль. – 1991. – №4. – С.93-99.
  55. Доценко Е.Л. Механизмы психологической защиты от манипулятивного воздействия: Автореф. дисс. …канд. психол. наук. – М., 1994.
  56. Дружинин В.Н. Варианты жизни: Очерки экзистенциальной психологии. – М.: ПЕР СЭ; СПб.: ИМАТОН-М, 2000а. – 135с.
  57. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. Изд. 2-е, доп. – СПб.: Издательство «Питер», 2000б. – 320с.
  58. Дьяченко М.И, Кандыбович Л.А., Кандыбович С.Л., Урбанович А.А., Шабуневич Б.Б. Военная психология и педагогика (Учебник). Минск, военная академия, 1999. – 357 с.
  59. Егоршин В.М. Проблемы обеспечения экономической безопасности в современной России (теоретико-правовые вопросы). – СПб., 1998.
  60. Емельянов Г.В., Лепский В.Е., Стрельцов А.А. Проблемы обеспечения информационно-психологической безопасности России // Информационное общество. – 1999. – №3.
  61. Зараковский Г.М., Смолян Г.Л. Информационно-психологическая безопасность: основные понятия // Психология и безопасность организации / Под ред. А.В. Брушлинского, В.Е. Лепского. – М., 1997.
  62. Ильин Е.П. Мотивация и мотивы. – СПб.: Издательство «Питер», 2000. – 512с.
  63. Ильин Е.П. Эмоции и чувства. – СПб.: Питер, 2001. – 752с.
  64. Кабаченко Т.С. Методы психологического воздействия: Учебное пособие. – М.: Педагогическое общество России, 2000а. – 544с.
  65. Кабаченко Т.С. Нарушение психологической безопасности в контексте активности профессионала: Автореф. дисс. … докт. психол. наук. – М.: МГУ им. М.В. Ломоносова, 2000б. – 51с.
  66. Каменская В.Г. Социально-психологические основы управленческой деятельности. – М., 2002.
  67. Канеп В.В., Слуцкер Д.С., Шафром Л.М. Адаптация человека в экстремальных условиях среды. – Рига, 1980.
  68. Келли Дж.А. Теория личности. Психология личных конструктов / Пер. с англ. и науч. ред. А.А. Алексеева. – СПб.: Речь, 2000. – 249с.
  69. Киршбаум Э.И., Еремеева А.И. Психологическая защита. 2-е изд. – М.: Смысл, 2000. – 181с.
  70. Китаев-Смык Л.А. Вероятностное прогнозирование и индивидуальные особенности реагирования человека в экстремальных условиях // Вероятностное прогнозирование в деятельности человека. – М.: Наука, 1977. – С.189-225.
  71. Климов Е.А. Индивидуальный стиль деятельности в зависимости от типологических свойств нервной системы. – Казань, 1969. – 278с.
  72. Климов Е.А. О психологической безопасности при исполнении педагогических ролей // Климов Е.А. Педагогический труд: психологические составляющие: Учеб. пособие. – М.: Изд-во Моск. ун-та; Издательский центр «Академия», 2004. – С.129-134.
  73. Климов Е.А. Пути в профессионализм (Психологический взгляд). М.: Московский психолого-социальный институт: Флинта, 2003. 320с.
  74. Ковалев Г.А. О системе психологического воздействия (К определению понятия) // Психология воздействия (проблемы теории и практики): Сб. научн. тр.: АПН СССР. НИИ общей и педагогической психологии. – М., 1989.
  75. Ковалев Г.А. Три парадигмы в психологии – три стратегии психологического воздействия // Вопросы психологии. – 1987. – №3.
  76. Коган Б.М. Стресс и адаптация. – М., 1980.
  77. Козелецкий Ю. Психологическая теория решений. – М.: Прогресс, 1979.
  78. Корчемный П.А., Елисеев А.П. Психологическая устойчивость в чрезвычайных ситуациях: Курс лекций. – Новогорск, 2000.
  79. Котик М.А. Психология защищённости человека от опасности в профессиональной деятельности: Автореф. дисс. … докт. психол. наук. – Л., 1985. – 30с.
  80. Котик М.А. Психология и безопасность. 3-е изд., испр. и доп. – Таллинн: Валгус, 1989. – 447с.
  81. Краснянская Т.М. Психология безопасности субъекта экстремальной ситуации: Монография / Под ред. А.В. Непомнящего. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. – 252 с.
  82. Краснянская Т.М. Психологическая подготовка к обеспечению личной безопасности в экстремальной ситуации: Монография. – Пятигорск: ПГЛУ, 2010. – 268с.
  83. Краснянская Т.М. Психология безопасности субъекта экстремальной ситуации: Монография / Под ред. А.В. Непомнящего. – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2005. – 252с.
  84. Краснянская Т.М. Психология личной безопасности субъекта: Монография. – Ессентуки: Издательство «РОССЫ», 2002. – 156с.
    4.Краснянская Т.М. Психология самообеспечения безопасности: Монография. – Пятигорск: ПГЛУ, 2009. – 280с.
  85. Курдюмов С.П., Князева Е.Н. Синергетика как методологическая основа футурологии // Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве / Сост. и отв. ред. В.А. Копцик. – М.: Прогресс-Традиция, 2002. – С.109-125.
  86. Кузнецов В. Состояние безопасности военной службы в части (соединении) и система работы должностных лиц по ее обеспечению // Ориентир. – 1999. - № 4.
  87. Кураева Т.В. Теоретико-методологические основы обеспечения внешнеэкономической безопасности государства: Автореф. дисс. … канд. экон. наук. – Ростов н/Д: СКАГС, 2003. – 23с.
  88. Ларичев О.И. Проблемы принятия решений с учетом факторов риска и безопасности // Вестн. АН СССР. – 1987. – №11. – С.38-45.
  89. Лебедев В.И. Личность в экстремальных ситуациях. – М., 1989.
  90. Лебедев В.И. Экстремальная психология. Психическая деятельность в технических и экологически замкнутых системах: Учебник. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – 431с.
  91. Левин К. Динамическая психология: Избранные труды. – М.: Смысл, 2001. – 572с.
  92. Левин К. Конструктивное содержание ситуации // Психология социальных ситуаций / Сост. и общ. ред. Н.В. Гришиной. – СПб.: Питер, 2001. – С.34-37.
  93. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность / Избранные психологические произведения. В 2-х т. Т 1. М.: Педагогика, 1983. С. 94 – 231.
  94. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: «Смысл», 1992. 17 с.
  95. Лепский В.Е. Информационно-психологическая безопасность избирательных компаний – стратегия оздоровления общества // Информационно-психологическая безопасность избирательных компаний. – М., 1999.
  96. Лепский В.Е. Информационно-психологическая безопасность субъекта в изменяющемся обществе. – М., 1995.
  97. Лепский В.Е. Исходные посылки и проблематика информационно-психологической безопасности // Информационно-психологическая и психотронная война: Хрестоматия / Под общ. ред. А.Е. Тараса. – Мн.: Харвест, 2003. – С.206-213.
  98. Лепский В.Е. Проблемы информационно-психологической безопасности (по материалам одноим. науч.-практ. конф., М., нояб. 1995) // Психологический журнал. – 1996. – Т.17, №3. – С.166-168.
  99. Лепский В.Е. Стратегические субъекты как гаранты безопасности и развития в динамично развивающемся мире XXI века: Тезисы III Международного симпозиума «Рефлексивные процессы и управление». – М., 2001.
  100. Лепский В.Е. Субъектный подход и рефлексивные механизмы манипулирования сознанием и поведением // Проблемы информационно-психологической безопасности / Под ред. А.В. Брушлинского и В.Е. Лепского. М.: Институт психологии РАН, 1996. С. 76–86.
  101. Ломов Б.Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии. – М.: Наука, 1984. – 444с.
  102. Лукьянцев В. Экологическая безопасность: основные понятия социально-правовых аспектов ее обеспечения // Уголовное право. – 2002. – №2. – С.120-121.
  103. Лунин А. Правовые основы прохождения службы военнослужащих по призыву // Ориенир. – 2006. - №2.
  104. Лызь Н. Методика преподавания психологии: к началам научно-педагогической отрасли // Педагогика, 2005, №5. С. 29–39.
  105. Макаров В. М. Консциентальные войны и актуальные проблемы морально-психологического обеспечения жизнедеятельности войск. Минск, 1998. – 96 с.
  106. Макеев А.В. Политика и безопасность. – М., 1998.
  107. Малкина-Пых И.Г. Экстремальные ситуации. – М.: Изд-во Эксмо, 2005. – 960с.
  108. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Питер, 2003. 352 с.
  109. Маслоу А.Г. По направлению к психологии бытия / Пер. с англ. – М.: Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2002. – 272с.
  110. Медведев В.И. Психологические реакции человека в экстремальных условиях // Экологическая физиология человека. Адаптация человека к экстремальным условиям среды. – М.: Наука, 1979.
  111. Мерлин В.С. Психология индивидуальности / Под ред. Е.А. Климова. – М.: Издательство «Институт практической психологии»; Воронеж: НПО «МОДЭК», 1996. – 448с.
  112. Методы социально-психологического изучения личного состава в деятельности помощника командира по работе с личным составом:  Учебно-методическое пособие / С. В.  Дьяченков, В. А. Кошкаров. - Новосибирск, 1991. -  67с.
  113. Мисюра В. Ф. Психологическая реабилитация военнослужащих. М., 1995. 
  114. Митрохина Е.Ю. Информационная безопасность как социологическая проблема // Безопасность. – 1997. – №7-9 (39).
  115. Назаретян А.П. Агрессивная толпа, массовая паника, слухи. Лекции по социальной и политической психологии. – СПб.: Питер, 2003. – 192с.
  116. Нартова-Бочавер С.К. «Coping behavior» в системе понятий личности // Психологический журнал. – 1997. – №5. – С.20-31.
  117. Нартова-Бочавер С.К. Дифференциальная психология: Учебное пособие. – М.: Флинта; Московский психолого-социальный институт, 2003. – 280с.
  118. Настольная книга войскового психолога, офицера по организации общественно-государственной подготовки и военно-социальной работы. Серия «право в вооруженных Силах – консультант». М.: «За право военнослужащих», 2003. – Вып. 44. – 384 с.
  119. Непомнящий А.В. Принципы психологического обеспечения информационной безопасности личности // Известия ТРТУ. – 2003. – №4. – С.342-346.
  120. Непомнящий А.В. О концептуальных основах безопасности жизнедеятельности / Материалы XXXIX научно-технической конференции ТРТУ. – Таганрог: ТРТУ, 1993. – С.134-139.
  121. Непомнящий А.В. Стратегии общения и психологическая безопасность личности // Международная конференция «Психология общения: социокультурный анализ» 30 октября – 1 ноября: Материалы конференции. – Ростов н/Д: Издательство Ростовского госуниверситета, 2003б. – С.241-243.
  122. Непомнящий А.В., Захаревич В.Г. Самоорганизация, самоконтроль и саморегуляция в учебном процессе. Учебное пособие по курсу «Инженерная психология». – Таганрог: ТРТИ, 1989. – 82с.
  123. Носков Ю.Г. Опасность и безопасность с позиции деятельностного подхода // Безопасность. – 1998. – №1-2 (41).
  124. Об организации морально-психологического обеспечения Вооруженных Сил республики Беларусь (приказ МОРБ). / «Военно-психологический вестник», 2003, № 2.
  125. Оллпорт Г. Становление личности: Избранные труды. – М.: Смысл, 2002. – 462с.
  126. Ответчиков А.В. Психические состояния военнослужащих в особых условиях ведения боевых действий. – М., 1991.
  127. Отечество. Честь. Долг. Выпуск 7. Учебное пособие по общественно-государственной подготовке для солдат (матросов), сержантов (страшин), проходящих военную службу  по контракту в Вооруженных Силах Российской Федерации: Отечество. Честь. Долг. Вып. 7/ Под ред. А. И. Колясникова. – М.: Изд-во Московской типографии № 2, 2005. – 288 с.
  128. Ошаев С.А. Особенности психологической защиты и совладания у больных с пограничными расстройствами, переживших травматические события: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – Томск: ТГУ, 2004. – 26с.
  129. Памятка курсанту по вопросам образовательного процесса и повседневной деятельности филиала: Учебное пособие / Под ред. С.А. Горбенко: - Ставрополь: ФРВИ РВ, 2000. – 92 с.
  130. Панарин И. Психологическая безопасность военнослужащих // Ориентир. – 1995. – №8. – С.48-51.
  131. Папкин А.И. Личная безопасность сотрудников органов внутренних дел. Тактика и психология безопасной деятельности. – М., 1996.
  132. Папкин А.И. Психология и безопасность деятельности работников правоохранительных органов // Вестник Рос. ун-та дружбы народов. Сер. юридич. науки. – 2001. – №1.
  133. Папкин А.И. Психология общественной и личной безопасности // Энциклопедия юридической психологии / Под общ. ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2003. – С.77-100.
  134. Петровский В.А. Активность субъекта в условиях риска: Автореф. дисс. … канд. психол. наук. – М., 1977.
  135. Петровский В.А. Личность в психологии: парадигма субъектности. – Ростов н/Д: Изд-во «Феникс», 1996. – 512с.
  136. Петровский В.А. Очерк теории свободной причинности // Психология с человеческим лицом: гуманистическая перспектива в постсоветской психологии / Под ред. Д.А. Леонтьева, В.Г. Щур. М.: Смысл, 1997. С. 124–144.
  137. Петровский В.А. Поведение человека в ситуации опасности // Новые исследования в психологии. – М.: Изд-во АПН СССР, 1974. – С.23-24.
  138. Петровский В.А. Психология неадаптивной активности. – М., 1992.
  139. Петровский В.А., Калиненко В.К., Котова И.Б. Личностно-развивающее взаимодействие. – Ростов н/Д: РИО АО «Цветная печать», 1995. – 88с.
  140. Петровский А.В., Ярошевский М.Г. Основы теоретической психологии. М.: ИНФРА–М, 1998. 528 с.
  141. Пирогова Ю.К. Информационная безопасность и языковое манипулирование в рекламном дискурсе // Информационная и психологическая безопасность в СМИ: В 2-х т. Т.1: Телевизионные и рекламные коммуникации / Под ред. А.И. Донцова, Я.Н. Засурского, Л.В. Матвеевой, А.И. Подольского. – М.: Аспект Пресс, 2002. – С.243-259.
  142. Погорелов А.Г. Экстремальная компетентность в профессиональной деятельности // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика». – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. - №13 (68). – 326 с.
  143. Пономаренко В.А. Психология духовности. – М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1998. – 164с.
  144. Попов В.Е. Психологическая реабилитация военнослужащих после экстремальных воздействий (на материале землетрясения в Ленинакане, межнационального конфликта в Фергане и боевых действий в Афганистане): Дисс. … канд. психол. наук. – М., 1992. – 187с.
  145. Попов В.М. Психология безопасности профессиональной деятельности: Учеб. пособие для студентов вузов. Ч. 1. Основы. – Новосибирск: Изд-во НГТУ, 1997. – 88с.
  146. Посттравматический и поствоенный стресс. Проблемы реабилитации и социальной адаптации участников чрезвычайных ситуаций: междисциплинарный подход: Материалы 3-й научн. практ. конференции. – Пермь, 1998.
  147. Почепцов Г.Г. Психологические войны. – М.: Рефл-бук; К.: Ваклер, 2000. – 528с.
  148. Проблемы военной психологии (Хрестоматия). / Составитель К. В. Сельченок / Минск: «Харвест», 2003. – 640 с.
  149. Практическая психология  в тестах, или как научиться понимать себя и других. – М.: АСТ - ПРЕСС КНИГА, 2001. – 400с.
  150. Проблемы информационно-психологической безопасности / Под ред. А.В. Брушлинского и В.Е. Лепского. М.: Институт психологии РАН, 1996.
  151. Психологические аспекты обеспечения личной безопасности сотрудника ОВД // Психология. Педагогика. Этика: Учебник для вузов / И.И. Аминов, О.В. Афанасьева, А.Т. Васьков, А.М. Воронов и др.; Под ред. проф. Ю.В. Наумкина. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2002. – С.232-242.
  152. Психология безопасности / Под ред. А.А. Деркача и М.Ф. Секача. – М.: РАГС и АГЗ МЧС, 2002.
  153. Психологические проблемы деятельности в особых условия / Под ред. Б.Ф. Ломова, Ю.М. Забродина. – М., 1985.
  154. Психологическая терапия в условиях воинской деятельности (Учебник). / Под ред. П. А. Корчемного, А. Н. Харитонова / М.: Военный университет, 2000. – 280 с.
  155. Психология и педагогика управленческой деятельности командира (военного инженера). М., 1995. – 232 с.
  156. Психология труда, профессиональной, информационной и организационной деятельности (реклама, управление, инженерная психология и эргономика): Словарь / Авторы-сост. Б.А. Душков, Б.А. Смирнов, А.В. Королев; Под ред. Б.А. Душкова; прил. Т.А. Гришиной. 2-е изд., доп. и перераб. – М.: Академический Проект; Екатеринбург: Деловая книга, 2003. – 848с.
  157. Расторгуев С.П. Информационная война М: Радио и связь, 1999. 416 с.
  158. Решетина С.Ю., Смолян Г.Л. Информационно-психологическая безопасность личности (Контуры проблемы) // Проблемы информационно-психологической безопасности (Сборник статей и материалов конференций). – М., 1996.
  159. Роджерс К.Р. Взгляд на психотерапию. Становление человека: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. Е.И. Исениной. Издание второе. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1998. – 480с.
  160. Романович А.Л. Перспективы развития и обеспечения безопасности. – М., 2002.
  161. Рощин С.К. Некоторые вопросы информационно-психологической безопасности российского общества // Проблемы информационно-психологической безопасности (Сборник статей и материалов конференций). – М., 1996.
  162. Рощин С.К., Соснин В.А. Психологическая безопасность: новый подход к безопасности человека, общества и государства // Российский монитор. – 1995. – №6.
  163. Рубинштейн С.Л. Бытие и сознание. Человек и мир. – СПб.: Питер, 2003. – 512с.
  164. Рубинштейн С.Л. Принципы и пути развития психологии. – М.: Изд-во АН СССР, 1959. – 354с.
  165. Рубинштейн С.Л. Теоретические основы психологии и проблемы личности // Вопросы психологии. – 1957. – №3.
  166. Рубинштейн С.Л. Человек и мир. – М.: Наука, 1997. – 191с.
  167. Рудашевский В.Д. Риск, конфликт и неопределенность в процессе принятия решения и их моделирование // Вопросы психологии. – 1974. – №2. – С.84-94.
  168. Самовичев Е.Г. Психология личной безопасности человека // Прикладная юридическая психология: Учеб. пособие для вузов / Под ред. проф. А.М. Столяренко. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2001. – С.93-99.
  169. Севастьянов М, Фоменко П. Не проиграть информационную войну // Ориентир. – 2004. - №2.
  170. Селье Г. Стресс без дистресса. – Рига: Виеда, 1992.
  171. Силласте Г. Насилие и безопасность личности // Информационный сборник «Безопасность», 1995, № 3 – 4. С. 41–50.
  172. Силласте Г.Г. Насилие и безопасность личности // Безопасность. – 1995. – №4.
  173. Симоненко В.Д., Елисеев С.А., Насветникова О.М. Безопасная адаптация воспитанников учреждений интернатного типа: Учебно-методическое пособие. – Брянск: Изд-во БГПУ, 1999. – 109с.
  174. Современная военная психология: Хрестоматия / Сост. А.А. Урбанович. – Мн.: Харвест, 2003. – 576 с.
  175. Соловьев Э.Я. Поведение в экстремальных ситуациях, обеспечение личной безопасности и безопасности ваших близких. – М.: ИВФ АНТАЛ, 1996. – 95с.
  176. Соловьева С.Л. Психология экстремальных состояний. – СПб.: ЭЛБИ-СПб, 2003. – 128с.
  177. Справочник офицера-воспитателя. Серия «Право в вооруженных силах – консультант». – М.: «За права военнослужащих», 2005. – Вып. 35. – 368 с.  
  178. Столяренко А.М., Карпов В.С. Морально-психологическое обеспечение деятельности личного состава органов внутренних дел и внутренних войск при чрезвычайных обстоятельствах. – М., 1997.
  179. Стрельников В. Сержант и воинский коллектив // Ориентир. – 2003. - № 7. – С. 52-56.
  180. Сухов А.Н. Социальная психология безопасности // Социальная психология: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений; Под ред. А.Н. Сухова, А.А. Деркача. – М.: Издательский центр «Академия», 2001. – С.231-242.
  181. Сухов А.Н. Социальная психология безопасности. - М.: Издат. центр «Академия», 2002. 256 с.
  182. Суюнова Д.Н. Психологические особенности межэтнической напряжённости в условиях чрезвычайных ситуаций (на примере этногрупп Республики Дагестан): Дисс. ... канд. психол. наук.– СПб., 2003. – 190с.
  183. Съедин С.И., Абдурахманов Р.А. Психологические воздействия боевой обстановки. – М., 1992.
  184. Съедин С. И. Формирование психологической структуры боевой деятельности военных специалистов в ходе изучения современной военной техники. М.: Военно-политическая академия, 1982.
  185. Ташлыков В.А. Психология лечебного процесса. – Л.: «Медицина», 1984.
  186. Урбанович А. А. Психология управления (Учебное пособие). – Минск: «Харвест», 2001. – 640 с.
  187. Урбанович А. А.Теория и практика управленческой деятельности офицера. Минск: Военная академия, 1998. – 64 с.
  188. Урсул А., Романович А. Перспективы образования и проблема безопасности // Высшее образование в России, 2002, № 8. С. 10–17.
  189. Урсул А. Д., Романович А.Л. Функция безопасности // Безопасность Евразии. Журнал высоких гуманитарных технологий. – 2002. – №4. – С.223-262.
  190. Фестингер Л. Теория когнитивного диссонанса: Пер. с англ. – СПб.: Ювента, 1999. – 318с.
  191. Фрейд А. Эго и механизмы защиты // Теория и практика детского психоанализа. Т.1. Пер. с англ. и нем. – М.: ООО Апрель Пресс, ЗАО Изд-во ЭКСМО-Пресс, 1999. – С.115-244.
  192. Фрейд З. Введение в психоанализ: Лекции / Авторы очерка о Фрейде Ф.В. Бассин и М.Г. Ярошевский. – М.: Наука, 1989. – 456с.
  193. Фромм Э. Анатомия человеческой деструктивности. – М.: Республика, 1994.
  194. Фромм Э. Душа человека. – М., 1992.
  195. Фромм Э. Кризис психоанализа / Пер. с англ. – СПб.: Академический проект, 2000. – 215с.
  196. Хорни К. Наши внутренние конфликты / Пер. с англ. – М.: Апрель-Пресс, Изд-во ЭКСМО-Пресс, 2000а. – 560с.
  197. Хорни К. Невротическая личность нашего времени; Самоанализ: Пер. с англ. / Общ. ред. Г.В. Бурменской. – М.: ИГ «Прогресс», Издательство «Ювента», 2000б. – 480с.
  198. Цыганков В.Д., Лопатин В.Н. Психотронное оружие и безопасность России. – М.: Синтег, 1999. – 152с.
  199. Чайнова Л.Д., Горвиц Ю.М. Компьютеры для детей: психологические проблемы безопасности и комфорта // Психологический журнал. – 1994. – Т.14. №4. – С.63-73.
  200. Черепанова Е.М. Саморегуляция и самопомощь при работе в экстремальных условиях. – М., 1995. 
  201. Черкасов А. Морально-психологическое обеспечение деятельности войск (сил): история и современные проблемы // Ориентир. – 1997. -  №6.
  202. Черкасов Е.П., Мечитов А.И. Оценка риска и безопасности атомной энергетики в США // Управление и научно-технический прогресс. – 1984. – №8. – С.68-74.
  203. Черникова И.В. Особенности профессиональной деятельности социальных работников по оказанию психосоциальной помощи людям, пострадавшим в экстремальных событиях // Вестник Ставропольского госуниверситета. – Вып. 25. – 2000. – С.27-35.
  204. Черникова И.В. Формирование адаптационной готовности специалиста по социальной работе к деятельности с пострадавшими в экстремальных ситуациях: Автореф. дисс. … канд. пед. наук. – Ставрополь: СГУ, 2000. – 23с.
  205. Чертополох А. Содержание и основные направления обеспечения информационной безопасности войск, защита личного состава от негативного информационного воздействия // Ориентир. – 1997. - №7.
  206. Чумакова Е.В. Психологическая защита личности в системе детско-родительского взаимодействия: Дисс. … канд. психол. наук. – СПб.: СПбГУ, 1999.
  207. Шлыкова Н.Л. Психологическая безопасность субъекта профессиональной деятельности: Автореф. дисс. … докт. психол. наук. – М.: ВНИИ технической эстетики, 2004. – 47с.
  208. Эриксон Э. Детство и общество. – СПб., 1996а.
  209. Эриксон Э. Идентичность: юность и кризис: Пер. с англ. / Общ. ред. и предисл. А.В. Толстых. – М.: Издательская группа «Прогресс», 1996б. – 344с.
  210. Эксакусто Т.В. Обеспечение психологической безопасности личности с учетом развития и коррекции личностных свойств // Известия ТРТУ. Тематический выпуск «Психология и педагогика». – Таганрог: Изд-во ТРТУ, 2006. №14 (69). – 396с.
  211. Юридический справочник призывников. Серия «Право в вооруженных силах – консультант». – М.: «За права военнослужащих», 2005. – Вып. 54. – 432 с.
  212. Юрченко Ю. Обеспечение безопасности военной службы подчиненных – важнейшая обязанность младших командиров // Ориентир. – 2001. - № 8.
  213. Юсов В.Т. Психологические проблемы обеспечения безопасности полётов. – М., 1980.

СОДЕРЖАНИЕ

Проблемы психологии безопасности личности военнослужащих (слово научного редактора) ………………………………………….

3

Введение ……………………………………………………………...

6

Глава 1.   ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ПРЕДПОСЫЛКИ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ….………….

9

1.1. Безопасность личности как предмет психологического исследования ……………………………………….

9

1.2. Психологические особенности прохождения воинской службы как условия нарушения личной безопасности призывника ..………………………………………..

35

Глава 2.   ВЗАИМОСВЯЗЬ ПСИХОЛОГИЧЕСКИХ ХАРАКТЕРИСТИК ВОЕННОСЛУЖАЩИХ И УРОВНЯ ЛИЧНОЙ БЕЗОПАСНОСТИ

71

2.1. Особенности личной безопасности военнослужащих

71

2.2. Психологические особенности взаимосвязи уровня личной безопасности и копинг-поведения военнослужащих ……………………………………………………...

75

Глава 3.   ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ ………..……

84

3.1. Копинг-поведение в системе обеспечения безопасности личности военнослужащих в процессе прохождения воинской службы …………………………………......

84

3.2. Психологические условия обеспечения безопасности личности военнослужащих …………………………..

109

Глава 4.   ПСИХОТЕХНИЧЕСКИЙ ПОДХОД К ФОРМИРОВАНИЮ МОТИВАЦИИ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРИЗЫВНИКОВ ПО КОНТРАКТУ ………………..………..…….

115

4.1. Мотивация профессиональной деятельности призывников по контракту………..…………………………..

115

4.2. Рекомендации психологам и войсковым командирам по осуществлению работы по формированию мотивации профессиональной деятельности призывников по контракту…………………………………………………..

109

Заключение …………………………………………………………...

115

Литература ……………………………………………………………

119

Научное издание

Татьянченко Наталья Петровна

ПСИХОЛОГИЯ ОБЕСПЕЧЕНИЯ БЕЗОПАСНОСТИ

ЛИЧНОСТИ ВОЕННОСЛУЖАЩИХ

Монография

ЛР №____________ от ____________ г. Подписано к печати ____________ г.

Формат 60х84 1/16. Бумага офсетная.

Печать офсетная. Усл. печ.л. 7,71. Уч.-изд.л. 7,85.

Заказ № _____. Тираж 500 экз.

Издательство _________________

_______________________________________

Типография _________________

________________________________________


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности ГБОУ СПО «ФИТ» на 2014-2015 учебный год

План работы по обеспечению безопасности жизнедеятельности ГБОУ СПО «ФИТ»  на 2014-2015 учебный год...

Проблема обеспечения безопасности человека при использовании световых и звуковых эффектов

ВведениеВиды психофизиологического воздействия с помощью световых и звуковых эффектовБинауральные биенияВлияние громкого звука и  шума на организм человекаЭто может накапливатьсяМерцание светаЭфф...

Методы фронтальной и индивидуальной проверки знаний обучающихся на занятиях по МДК.01.02. Эксплуатация подвижного состава (тепловозы и дизель-поезда) и обеспечение безопасности движения поездов

Методы фронтальной и индивидуальной проверки знаний обучающихся  на занятиях по МДК.01.02. Эксплуатация подвижного состава (тепловозы и дизель-поезда) и обеспечение безопасности движения пое...

Воспитательная работа и безопасные методы труда. Обеспечение безопасных условий труда в процессе производственного обучения

Соблюдение норм здорового образа жизни должно способствовать воспитанию в каждом человеке таких качеств, как ответственное отношение к сохранению окружающей природной среды, к личному здоровью, которо...

БЕЗОПАСНОСТЬ ЛИЧНОСТИ, ОБЩЕСТВА, И ГОСУДАРСТВА –ОСНОВА ЕГО СУЩЕСТВОВАНИЯ

    Безопасность жизнедеятельности, это состояние деятельности человека которое характеризуется отсутствием возможности воздействия на него неблагоприятных факторов (опасности) в сред...

КОНСПЕКТ ЛЕКЦИЙ По дисциплине БУП.08 "Основы безопасности жизнедеятельности» Раздел 2. Государственная система обеспечения безопасности населения. Разработал: преподаватель Лебедев Сергей Юрьевич

Конспект для обучающихся по специальности:15.02.13. Техническое обслуживание и ремонт систем вентиляции и кондиционирования;08.02.06. Строительство и эксплуатация городских путей сообщения;08.01.01. С...