План-конспект учебного занятия по теме 1 Понятие и назначение уголовного процесса
план-конспект урока

Александрова Надежда Владимировна

План-конспект учебного занятия тема 1 "Понятие и назначение уголовного процесса"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл План-конспект тема 1 ОП.08 30.71 КБ

Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия

по учебной дисциплине ОП.08 Уголовный процесс

для обучающихся 2 курса

специальность  ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Тема 1.1 "Понятие и назначение уголовного судопроизводства"

Вид занятия – уроки- 6ч.

Урок 1 – 2часа

Цель занятия объяснение нового материала, самостоятельное изучение положений уголовно-процессуального законодательства

Задачи занятия:

Цель занятия объяснение нового материала, самостоятельное изучение положений уголовно-процессуального  законодательства.

Задачи занятия:

Обучающая: Обеспечить усвоение обучающимися назначения уголовного судопроизводства России

Воспитательная: Формировать понятие сущности и социальной значимости своей будущей профессии, гражданской позиции, проявление к ней устойчивого интереса

Развивающая: Формировать навыки самостоятельной подготовки к занятию

Информационно-справочное оснащение:

Основная литература:

  1. Учебник «Уголовный процесс» под ред. Проф. Н.С. Мановой, проф. Ю.В. Францифорова, среднее профессиональное образование, ЮСТИЦИЯ, Москва, 2018, глава 1, стр.14-26 по всей теме.
  2. Уголовно-процессуальный кодекс Российской Федерации от 18.12.2001 № 174-ФЗ (ред. от 11.06.2021) Форма доступа:

http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_34481/ 

Междисциплинарные связи: Административное право, уголовное право, гражданское право

Обсуждение вопросов:

1.Понятие и сущность уголовного процесса.

2.Назначение уголовного судопроизводства.

3.Формы, гарантии и функции уголовного судопроизводства

Вопрос № 1. Понятие и сущность уголовного процесса

Уголовное судопроизводство - это осуществляемая в установленном законом порядке деятельность органов предварительного расследования (следствия и дознания), прокурора и суда и других участников уголовного судопроизводства по возбуждению уголовного дела, расследованию, судебному рассмотрению и разрешению уголовных дел, в результате которой возникают правовые отношения как между государственными органами и должностными лицами, так и между государственными органами и др. участвующими в деле лицами.

Понятию «уголовное судопроизводство» идентично понятие «уголовный процесс».

В юридической литературе термин «уголовный процесс» трактуется в четырех значениях.

Первое - наука уголовного процесса является отраслью юридической науки и представляет собой совокупность (систему) правовых взглядов, представлений, идей, раскрывающих основные положения и сущность уголовного судопроизводства, закономерности его возникновения и развития. С одной стороны, наука разрабатывает некоторые положения (принципы) уголовного судопроизводства, процессуальные формы и средства собирания доказательств и их оценки, формулирует права и обязанности участников процесса, формирует предложения по совершенствованию практики применения уголовно-процессуального законодательства. С другой стороны, изучается процессуальная деятельность правоохранительных органов и возникающие в ходе этой деятельности уголовно-процессуальные отношения.

Второе - уголовный процесс является учебной дисциплиной, изучаемой в высших и средних специальных учебных заведениях юридического профиля. Особенностью данной дисциплины является то, что в ее основу положены теоретические положения науки уголовного процесса.

Третье - это особый вид государственной деятельности (уголовное судопроизводство). Этот вид деятельности является особым, потому что включает в себя несколько особых элементов;

  • это деятельность особого круга участников государственных органов – органов предварительного расследования, прокурора, суда и других участников уголовного судопроизводства;
  • эта деятельность осуществляется в особом процессуальном порядке;
  • в результате этой деятельности решаются особые задачи.

Четвертое - это отрасль российского права - уголовно-процессуальное права, представляет собой совокупность правовых норм, регулирующих деятельность участников уголовного судопроизводства и возникающие в процессе этой деятельности правоотношения.

О соотношении понятий «уголовный процесс» и «правосудие»:

а) правосудие – деятельность только суда, в этом смысле более узкое содержание.

б) правосудие состоит в разбирательстве не только уголовных дел, но и гражданских (в этом смысле шире понятие).

в) Правовая основа правосудия включает в себя нормы отраслей законодательства, а правовой основой уголовно-процессуальной деятельности является уголовно-процессуальное законодательство.

Сущность уголовного процесса заключается в возбуждении уголовного дела, расследовании, судебном рассмотрении и разрешении уголовных дел (принятие по делу решения о виновности или невиновности лица).

Вопрос 2. Уголовно-процессуальные правоотношения - отношения, возникающие в связи с производством по уголовному делу между всеми участниками уголовного судопроизводства, регулируемые нормами уголовно-процессуального права, отличительной особенностью которых является обязательное наличие государственного органа, как участника этих правоотношений.

  • Уголовно-процессуальные правоотношения отличаются спецификой прав и обязанностей участников уголовного судопроизводства.
  • Они носят ярко выраженный властный характер, так как одним из их участников выступает лицо, осуществляющее государственно-властные полномочия- следователь, дознаватель.

Субъекты уголовно-процессуальных правоотношений:

  • государственные органы и должностные лица, осуществляющие производство по уголовному делу (органы дознания и предварительного следствия, прокуратуры и суда)- обязательный участник.
  • другие участники уголовного процесса (подозреваемый, обвиняемый и подсудимый, адвокат, потерпевший, свидетели, понятые, гражданский истец и гражданский ответчик и их представители).

Таким образом, выделяют две группы правоотношений:

1 группа между должностным лицом, осуществляющим уголовное судопроизводство и иным участником: например, дознаватель – подозреваемый, следователь – свидетель; судья- подсудимый.

2 группа- между сами лицами, осуществляющими уголовное судопроизводство: например, прокурор – судья; дознаватель-начальник подразделения дознания; следователь- руководитель следственного отдела.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ЗАКРЕПЛЕНИЯ МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ

1.1. Категория «уголовный процесс» включает в себя понятие:

  1. правосудия;
  2. судопроизводства;
  3. правосудия по уголовным делам;
  4. деятельности органов внутренних дел;

1.2. Уголовно-процессуальная деятельность отличается от оперативно-розыскной тем, что:

  1. имеет гласный характер;
  2. направлена на раскрытие преступлений;
  3. имеет государственно-властный характер;
  4. имеет специфические методы и средства;

1.3. Уголовный процесс отличается от правосудия тем, что:

  1. включает в себя стадию предварительного расследования;
  2. осуществляется органами расследования и прокуратуры;
  3. включает в себя стадию возбуждение уголовного дела;
  4. все ответы правильные.

1.4. Уголовно-процессуальная деятельность отличается от административной тем, что

  1. имеет гласный характер;
  2. направлена на раскрытие преступлений;
  3. имеет государственно-властный характер;
  4. имеет специфические методы и средства.

1.5. К основной  функции в уголовном процессе относится:

  1. правильное применение уголовного закона;
  2. обвинение;
  3. привлечение лица в качестве обвиняемого;
  4. оправдание невиновных;

1.6. Не является функцией уголовного процесса:

  1. разрешение дела по существу;
  2. назначение наказания;
  3. обвинения;
  4. защиты.

Преподаватель ___________________                                Н.В. Александрова

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение города Москвы

«ЮРИДИЧЕСКИЙ КОЛЛЕДЖ»

(ГБПОУ Юридический колледж)

ПЛАН-КОНСПЕКТ учебного занятия

по учебной дисциплине ОП.08 Уголовный процесс

для обучающихся 2 курса

специальность  ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ

Тема 1.1 «Понятие и назначение уголовного судопроизводства»

Вид занятия – уроки- 6ч.

Урок 2 – 2часа

Цель занятия объяснение нового материала, самостоятельное изучение положений уголовно-процессуального законодательства

Задачи занятия:

Цель занятия объяснение нового материала, самостоятельное изучение положений уголовно-процессуального  законодательства.

Задачи занятия:

Обучающая: Обеспечить усвоение обучающимися назначения уголовного судопроизводства России

Воспитательная: Формировать понятие сущности и социальной значимости своей будущей профессии, гражданской позиции, проявление к ней устойчивого интереса

Развивающая: Формировать навыки самостоятельной подготовки к занятию

1. АКТУАЛИЗАЦИЯ РАНЕЕ ИЗУЧЕННОГО МАТЕРИАЛА УЧЕБНОГО КУРСА

Обсуждение вопросов:

Формы, гарантии и функции в уголовном судопроизводстве

Уголовно-процессуальная форма - это регламентированный уголовно-процессуальным законом порядок производства по уголовному делу. Процессуальные действия участников уголовного процесса должны совершаться в определенной последовательности, в строгом порядке. Этот предусмотренный законом порядок производства процессуальных действий, принятия решений и их оформления и называется процессуальной формой.

Процессуальная форма характерна для всего уголовного процесса, так и для отдельных частей, для отдельных процессуальных действий и процессуальных документов.

Уголовно-процессуальные гарантии - это называется установленная законом система правовых средств, которые обеспечивают всем участникам уголовного судопроизводства возможность использовать предоставленные права и выполнять обязанности. Гарантии закреплены в нормах закона. Различают процессуальные гарантии прав отдельных субъектов (например, обвиняемого, потерпевшего) и правосудия в целом. Гарантии прав участников процесса являются теми условиями, без которых правосудие и уголовный процесс не смогли бы выполнить стоящие перед ними задачи.

Поэтому закон обязывает суд, прокурора, следователя, дознавателя не только разъяснить участвующим в деле лицам их права, но и обеспечить возможность осуществления данных прав.

Уголовно-процессуальные функции. Традиционно считается, что в уголовном судопроизводстве существуют 3 основные функции:

- обвинения (уголовного преследования);

- защиты;

- разрешения дела.

Функция обвинения лежит в основном на прокуроре, который является государственным обвинителем; на потерпевшем, на гражданском истце. В какой-то степени функция обвинения присуща органам расследования при предъявлении обвинения лицу, совершившему преступление.

Функция защиты присуща защитнику, адвокату, подозреваемому, обвиняемому, гражданскому ответчику.

В то же время функцию защиты выполняют органы расследования, устанавливая обстоятельства, смягчающие ответственность.

Функции обвинения и защиты понимаются как противоположные. Сущность этой противоположности в том, что сторона защиты может оспорить вывод обвинителя; оспорить доказанность обвинения, а также его законность, вывод о квалификации и мере наказания. Именно в возможности оспорить обвинение и привести доказательства в защиту от обвинения заключается смысл противоположности функции защиты.

Функция разрешения дела в основном относится к компетенции суда. Обязанность суда - осуществление функции разрешения уголовного дела и создания необходимых условий для исполнения сторонами их процессуальных обязанностей и осуществления предоставленных им прав (ч. 3 ст. 15 УПК РФ). Смысл этой функции - дать окончательный ответ относительно виновности или невиновности в связи с представленным в суд обвинением.

Однако, когда решения следователя носят окончательный характер, например, при прекращении уголовного дела за отсутствием состава преступления, на него также распространяется данная функция.

1.Понятие и общая характеристика стадий уголовного процесса

2.Тестовый опрос учащихся по пройденному материалу

  1. ВЕРСИИ ЭТАЛОННЫХ ОТВЕТОВ

1

2

3

4

5

6

а

г

а

а

а

г

1

2

3

4

5

6

г

б

б

г

б

б

3. Юридический диктант

  • Уголовный процесс это-
  • Уголовно-процессуальное право это –
  • Стадии уголовного процесса это-
  • К функциям уголовного процесса относятся:
  • Назначение уголовного судопроизводства
  • Взаимосвязь уголовного процесса и уголовного права заключается в том, что
  • Отличие уголовно-процессуальной и оперативно-розыскной деятельности заключается в том, что
  •  Отличие уголовно-процессуальной и административной деятельности заключается в том, что

Тестовое задание

Тема 1.1 Понятие  и назначение уголовного судопроизводства

Вариант 1

1. Не является стадией уголовного процесса:

  1. постановление приговора;
  2. возобновление уголовного дела по вновь открывшимся обстоятельствам;
  3. назначение судебного заседания;
  4. надзорное производство;

2. К исключительным стадиям уголовного процесса относится:

  1. апелляционное производство;
  2. возобновление приостановленного уголовного дела;
  3. прокурорский надзор;
  4. производство в надзорном порядке;

3. Какая функция в уголовном процессе относится к основным?

  1. правильное применение уголовного закона;
  2. обвинение;
  3. привлечение лица в качестве обвиняемого;
  4. оправдание невиновных;

4. Уголовно-процессуальная деятельность отличается от оперативно-розыскной тем, что:

  1. имеет гласный характер;
  2. направлена на раскрытие преступлений;
  3. имеет государственно-властный характер;
  4. имеет специфические методы и средства;

5. Какая из названных функций является первичной в уголовном процессе:

  1. обвинения;
  2. защиты;
  3. разрешение дела по существу;
  4. судебный контроль.

6.Назначение уголовного судопроизводства состоит:

  1. в защите прав обвиняемого;
  2. в защите прав потерпевшего;
  3. в защите прав свидетеля;
  4. все ответы правильные.

Вариант 2

1. В качестве самостоятельной стадии уголовного процесса выступает:

  1. дознание;
  2.  предварительное следствие;
  3.  судебное следствие;
  4.  исполнение приговора.

2. К досудебным стадиям уголовного процесса относятся:

  1. принятие заявления о преступлении;
  2. предварительное расследование;
  3. назначение судебного заседания ;
  4. все ответы правильные

3. Что из нижеперечисленного не является функцией уголовного процесса

  1. разрешение дела по существу;
  2. назначение наказания;
  3. обвинения;
  4. защиты.

4. Не является задачей уголовного процесса:

  1. возбуждение уголовного дела в каждом случае обнаружения признаков преступления;
  2. правильное применение законов;
  3. назначение справедливого наказания;
  4. решение вопроса о применении принудительных мер медицинского характера

5. Категория "уголовный процесс" включает в себя понятие:

  1. правосудия;
  2. судопроизводства;
  3. правосудия по уголовным делам;
  4. деятельности органов внутренних дел;

6. В какой последовательности следует указать стадии уголовного процесса с точки зрения их последовательности:1- Судебное разбирательство, 2-Производство в порядке судебного надзора, 3-Апелляционное производство, 4- Назначение судебного разбирательства?

  1. 1,2,3,4;
  2. 4,1,3,2;
  3. 1,3,2,4;
  4. 2,3,4,1

3.ПОДВЕДЕНИЕ ИТОГОВ УЧЕБНОГО ЗАНЯТИЯ – выставление оценок

4.ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ –подготовить рассматриваемые вопросы для обсуждения.

Преподаватель ___________________                                Н.В. Александрова

СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания Цикловой комиссии

___________________________

ГБПОУ Юридический коллеж

от __________. протокол № ____


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме" ПРАВОСУДИЕ КАК ВИД ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный уровень)

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытогог учебного занятия по теме "ПРАВОСУДИЕ КАК ВИД ПРАВООХРАНИТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ. ПРИНЦИПЫ ПРАВОСУДИЯ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и о...

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения"

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "СУД АПЕЛЛЯЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД КАССАЦИОННОЙ ИНСТАНЦИИ, СУД НАДЗОРНОЙ ИНСТАНЦИИ" по дисциплине "Правоохранительные органы" по специальности "Право и ...

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия по теме "ПРАВОВАЯ ОСНОВА МЕСТНОГО САМОУПРАВЛЕНИЯ " по дисциплине "Муниципальное право" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения" (повышенный образовательный уровень)

ПЛАН-КОНСПЕКТ открытого учебного занятия  по теме "Правовая основа местного самоуправления" по дисциплине"Муниципальное право" по специальности 030912 "Право и организация социального обеспечения...

План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвязь музыкального развития, воспитания и обучения детей»

План - конспект открытого учебного занятия по ПМ. 02.МДК 02.04. Теоретические основы и методика музыкального воспитания с практикумом «Цели и задачи музыкального развития дошкольников. Взаимосвя...

План-конспект открытого учебного занятия по теме 1 "Понятие и назначение уголовного процесса" январь 2019

План-конспект открытого учебного занятия для курсантов 2 курса специальности 40.02.02 ОП.08 Уголовный процесс...

Планы-конспекты дистанционного учебного занятия по учебной дисциплине "Специальная техника" по теме «Назначение и структура систем контроля и управления доступом (СКУД)»

Цель занятия объяснение нового материала, самостоятельное изучение положений законодательства об оперативно-розыскной деятельности Задачи занятия:Обучающая: Обеспечить усвоение обучающимися темы поиск...

Планы-конспекты дистанционных учебных занятий по учебной дисциплине Криминология и предупреждение преступлений по теме «Причины и условия групповой и организованной преступности»

Цель занятия объяснение нового материала, самостоятельное изучение положений законодательства о правовых основах профилактики преступлений.Задачи занятия:Обучающая: Обеспечить усвоение обучающимися те...