Приемы для лучшего усвоения лексики
методическая разработка

Дудникова Юлия Олеговна

В мастер-классе представлены различные приемы, которые можно использовать на уроках иностранного языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл priemy_dlya_luchshego_usvoeniya_leksiki.docx18.22 КБ

Предварительный просмотр:

Приемы для лучшего запоминания лексики
Добрый день, уважаемые коллеги, сегодня вашему вниманию я бы хотела представить мастер-класс на тему «Приемы для лучшего запоминания лексики»
  Ка́то Ломб, известная венгерская переводчица, писательница, одна из первых синхронных переводчиков в мире, говорила, что «слово - это «кирпичик» при строительстве здания, где здание – язык, а строительство – изучение». (1993)
  Как для здания важен надежный и крепкий кирпич, так и для языка слово должно быть надежной и понятной формой выражения мысли.
  Знать слово - значит знать его формы, значение и употребление.
  Успешное развитие умения читать, говорить или понимать со слуха невозможно без прочных знаний и умений в области лексики, ибо с её помощью происходит приём и передача информации. В связи с этим на занятиях иностранным языком уделяю серьёзное внимание работе над лексикой.
   Для запоминания лексики очень важно активное участие всех видов памяти: зрительной, которая тренируется путем чтения и написания слов; слуховой, которая развивается при восприятии иностранного языка на слух и в процессе устной речи; моторной, участие которой связано с работой органов речи и актом письменной фиксации слов, и, наконец, логической, при помощи которой происходит полное осмысление и всестороннее продумывание усвоенного материала.
   
Великий русский педагог К.Д.Ушинский писал, что для прочного запоминания чего-либо необходимо «чтобы как можно больше органов чувств – глаз, ухо, голос, чувство мускульных движений и даже, если возможно, обоняние и вкус приняли участие в акте запоминания». «При таком дружеском содействии всех органов в акте усвоения», - указывал Ушинский, - «вы победите самую ленивую память».
   Психологами установлено, что усвоение новых слов достигается лишь после того, как учащиеся употребят их в различных упражнениях не менее шести-восьми раз. Поэтому упражнения должны быть разнообразными и способствовать применению лексических значений в речевой практике учащихся.

Итак, перейдем к практике.
На этапе введения лексики в младшей школе я, не постесняюсь этого слова, полюбила и успешно применяю несколько приемов, которые никогда меня не подводили.
1. После знакомства с лексикой прием «Исчезающая картинка».
Ребятам представлен ряд картинок по изученной теме, каждая картинка проговаривается хором, затем одна из картинок убирается. Слова по картинкам проговариваются хором, даже то слово, картинку с которым мы убрали. Каждый раз после проговаривания ряда слов убирается одна картинка. В итоге перед нами остается чистая доска, но учащиеся называют все убранные картинки. (Из опыта: картинок должно быть не больше 9, иначе игра затянется и учащиеся потеряют интерес)
2. Прием Was fehlt? Что пропало
На доске закреплены все те же картинки, учащимся предлагается закрыть глаза, после того, как они открывают глаза, одной из картинок не хватает, им необходимо назвать, что именно пропало.
3. Ja/Nein Spiel или прием Да/Нет.
На доске висят все те же картинки. Учитель показывает на одну из них, называет ее (можно намеренно называть не тот предмет, что изображен на картинке), соглашаются с учителем или же исправляют его.
Это те приемы, которые безотказно работают на этапе введения лексики, как в начальной школе, так и в среднем звене.

После того, как лексика введена и упражнения на механическое запоминание проведены, нужно постараться «выудить» эту лексику из глубин памяти обучающихся, к примеру, на следующий урок, после того, как они уже поработали с этой лексикой на уроке введения и первичного закрепления и выполнили ряд упражнений на закрепление дома.
4. Хороший прием ABC- Spiel, Wörter zum Thema. Это прием хорош на этапе разминки. Учитель или один из учащихся про себя проговаривает буквы алфавита, один из учащихся говорит «Стоп», та буква, на которой остановился первый учащийся, произносится вслух, нужно постараться вспомнить слово по изучаемой теме на эту букву.
5.
Мышеловка
Игроки А и В выходят в центр игрового поля. Остальные участники игры, в роли мышек, выстраиваются в шеренгу за одной из стартовых линий. Затем вы объявляете лексическую категорию, предположим: 'Kleidung!'. Игроки А и В тихо договариваются между собой о том, какое слово на данную тему будет запрещённым, допустим 'Das Kleid'. После этого, они встают лицом друг к другу и берутся за руки, изображая мышеловку. Далее Игрок С подходит к "мышеловке" и называет слово из заданной категории, например: 'der Hut!'. Игроки А и В поднимают руки и пропускают под ними Игрока С на другую сторону поля. Затем Игрок D, подойдя к "мышеловке", произносит своё слово на условленную тему и т.д. Если все "мышки" благополучно перебрались на противоположную сторону поля, то они тем же способом и в том же порядке возвращаются обратно и т.д. необходимое количество раз. Если, предположим, Игрок F назвал "запрещённое" слово, то Игроки А и В сначала, как обычно, поднимают руки вверх. Но, как только Игрок F окажется между их рук, они опускаются, "захлопнув мышеловку". Тогда Игрок F выбирает с кем из двух игроков (А или В) он будет изображать мышеловку в следующем раунде, где вы задаёте уже другую лексическую категорию и т.д. Игра продолжается до тех пор, пока каждый её участник, по меньшей мере один раз, не побывает в роли мышеловки.
6. Цепочка слов
На уроке начните цепочку, произнеся например такое словосочетание: ein altes Haus. Затем предложите первому учащемуся заменить в нём прилагательное, например: ein grosses Haus. Далее попросите второго учащегося заменить в новом словосочетании существительное, например: eine grosse Stadt' и т.д. Учащийся, не нашедший подходящего слова, выбывает из игры, а цепочку продолжает следующий участник. Задание продолжается до тех пор, пока в нём не останется один победитель.
7. Подарки
Для подготовки к проведению игры, разрежьте лист формата А4 на шестнадцать частей.
На уроке раздайте по одной карточке каждому игроку и попросите написать на ней дату своего рождения. Затем карточки соберите, хорошо перетасуйте и снова раздайте чистой стороной вверх. Теперь предложите участникам игры написать на них, что каждый хотел бы получить в качестве подарка на свой день рождения. Когда все будут готовы, Игрок А переворачивает свою карточку и спрашивает, например:Wer hat Geburtstag am 24. Juni??'. Игрок, написавший эту дату, отвечает:Das ist mein'. Тогда Игрок А передаёт ему карточку, например с такими словами: Ich schenke dir ein Fahrrad!'. После этого, "счастливый хозяин мотоцикла" переворачивает карточку, доставшуюся ему при второй раздаче и т.д. Желательно проводить эту игру в конце занятия, потому что у детей обычно вызывает бурное обсуждение, кто кому и что подарил!
8. Язык жестов
При изучении темы «Продукты питания», «Приготовление пищи»
Рецепт приготовления любимого блюда поэтапно записать, затем показывать жестами, а участники записывают этапы, затем сверить. Угадать, что за блюдо было задано.

9. Город в классе
На партах разложены таблички с названиями городских зданий. Работа в парах. Объяснить дорогу от одного здания к другому. Условие задает учитель или один из учащихся. Данный прием отлично развивает спонтанную речь.
10. Игра в парах. По типу морского боя нарисовать дом, обозначить названия комнат на разных этажах, после чего задавать друг другу вопросы:
Gibt es ein Badezimmer auf dem Erdgeschoss? (имеется ли ванная комната на первом этаже?) Если соперник угадал, то комната зачеркивается. Выигрывает тот, кому удалось оставить незачеркнутыми большее количество комнат.
Такие нехитрые приемы позволяют нам на уроке в форме игры ввести, закрепить изучаемую лексику, использовать ее в построении предложений, т е построить такое необходимое при изучении иностранного языка здание, о котором говорила Като Ломб.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты