Использование ЭОР как эффективный инструмент повышения качества образования
материал

Васильева ОА

В настоящее время основное внимание в области информатизации образования фокусируется на проблемах создания эффективных электронных образовательных ресурсов (ЭОР). На смену ставшим уже традиционными, текстографическим электронным продуктам приходят высоко интерактивные, мультимедийно насыщенные ЭОР Очевидно, что преподавателю ожидать от информатизации повышения эффективности и качества образования можно лишь при условии, что новые учебные продукты будут обладать некоторыми инновационными качествами.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Доклад17.47 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования Московской области

ГБПОУ МО «Павлово-Посадский техникум»


Доклад на тему:

«Использование современного цифрового оборудования, электронных образовательных ресурсов как эффективный инструмент повышения качества образования»

Подготовила: преподаватель Васильева О.А.

16.09.2021

В настоящее время основное внимание в области информатизации образования фокусируется на проблемах создания эффективных электронных образовательных ресурсов (ЭОР). На смену ставшим уже традиционными, текстографическим электронным продуктам приходят высоко интерактивные, мультимедийно насыщенные ЭОР.

       Очевидно, что преподавателю ожидать от информатизации повышения эффективности и качества образования можно лишь при условии, что новые учебные продукты будут обладать некоторыми инновационными качествами.

       К основным инновационным качествам ЭОР относятся:

- Обеспечение всех компонентов образовательного процесса: получение информации; практические занятия; аттестация (контроль учебных достижений).

- Интерактивность, которая обеспечивает резкое расширение сектора самостоятельной учебной работы за счет использования активно-деятельностных форм обучения. Можно сравнить эффективность двух типа домашних заданий: получить из книги описание путешествия или самому совершить виртуальное путешествие. Возможность удаленного (дистанционного), полноценного обучения.

Современный электронный образовательный ресурс обладает указанными выше инновационными качествами благодаря использованию новых педагогических инструментов, перечень которых включает:

Интерактив. Содержание предметной области представляется учебными объектами, которыми можно манипулировать, и процессами, в которые можно вмешиваться. Интерактив дает возможность воздействия и получения ответных реакций.

Мультимедиа. Мультимедиа обеспечивает реалистичное представление объектов и процессов.

Моделинг - имитационное моделирование с аудиовизуальным отражением изменений сущности, вида, качеств объектов и процессов, дающее адекватное представление фрагмента реального или воображаемого мира. Моделинг реализует реакции, характерные для изучаемых объектов и исследуемых процессов.

Коммуникативность – возможность непосредственного общения, оперативность представления информации, удаленный контроль состояния процесса.

Производительность пользователя. Благодаря автоматизации нетворческих операций поиска необходимой информации творческий компонент и, соответственно, эффективность учебной деятельности резко возрастают.

Сегодня огромное количество электронных образовательных ресурсов, разработанных солидными организациями и энтузиастами-одиночкам – к услугам современных педагогов и их учеников: образовательные порталы, электронные учебники, словари и энциклопедии, виртуальные библиотеки, on-line-переводчики, дистанционные курсы и олимпиады, электронные газеты и журналы.

Перед педагогами, которые хотят проводить интересные ИКТ-насыщенные уроки, возникают новые вопросы, неведомые нашим предшественникам. Вот далеко не полный их перечень:

- каким цифровым образовательным ресурсом воспользоваться в данном конкретном случае?

- в каком соотношении с традиционными учебными пособиями организовать подачу электронных учебных материалов?

- как логически выстроить структуру ИКТ-насыщенного урока и, при этом, не нарушить санитарно-гигиенические нормы?

- какому электронному учебнику отдать предпочтение для длительного использования в качестве учебного пособия?

- какие дистанционные курсы и тесты рекомендовать учащимся на разных этапах их учебной деятельности?

При подготовке таких уроков нужно тщательно продумывать план, отбирать (часто, отфильтровывая) и последовательно собирать воедино (теперь уже не на бумаге, а в компьютере) материал к занятиям.

Но предстоит решить и еще одну проблему: “Как в режиме обычного урока успеть провести опрос учащихся, рассказать новый материал, закрепить его, сохранить баланс между теоретическим и технологическим содержанием урока?”

Без применения на уроке ЭОР – это практически невозможно. Стали разрабатывать презентации, составлять компьютерные тесты. Однако эта работа не всегда была системной: затрагивала лишь некоторые темы, определенные этапы урока.

Ситуация заметно изменилась в связи с требованием включать в состав учебно-методических комплектов (УМК) электронные образовательные ресурсы (ЭОР). При этом особо выделяются ЭОР, разработанные к учебникам информатики. Они продаются в комплекте с учебными пособиями, но их можно и бесплатно скачать с портала «Единой коллекции ЦОР», или со странички авторской мастерской автора учебника.

В своей работе можно использовать локальные версии ЭОР, взятые с сайта авторской мастерской. Что же они собой представляют?

По базовому курсу информатики электронных и цифровых образовательных ресурсов разработано уже более 500. Это иллюстрации к теории, интерактивные справочники пользователя, тесты, кроссворды, тренажеры, интерактивные задачники, исполнители, домашние и практические задания. Чтобы не “заблудиться” в таком большом ассортименте, для каждого класса авторами УМК разработан учебный план, в содержании занятий которого указаны рекомендации по применению конкретных ЭОР. При разработке рабочей программы нужно стараться придерживаться авторского учебного плана, что и позволит максимально внедрить ЭОР в учебный процесс.

На каких уроках их использовать? Абсолютно на всех.

На этапе объяснения нового материала:

1) иллюстрации к теории в форме презентаций, в том числе и интерактивных;

2) программы-тренажеры;

3) исполнители.

На этапе закрепления

1) программы-тренажеры;

2) исполнители;

3) тренировочные тесты.

Для самостоятельной подготовки учащимся предлагается использовать:

4) Интерактивные справочники, кроссворды, интерактивные задачники.

На этапе практического закрепления

1) практические задания (разного уровня сложности);

2) домашние задания.

На этапе контроля

1) интерактивные задачники;

2) контрольные тесты;

3) исполнители.

Возможно, у кого-то может сложиться впечатление, что при наличии такого полного комплекта ЭОРов учитель теряет свою индивидуальность, пропадает творческое начало в работе. Однако учителю предоставляется право выбора, теперь начинается творчество уже по использованию самих ЭОР.

Не затормозит ли урок большое количество ЭОР? Нужны ли они все для урока? Не дублируют ли друг друга? Нет ли однообразия в подаче материала? Не лучше ли использовать собственные ЭОРы, в том числе и ранее разработанные? Как лучше использовать практические задания разного уровня сложности для осуществления личностно-ориентированного, гуманного обучения?

Какие результаты принесет применение комплекта ЭОР?

На этот вопрос можно ответить следующим образом:

Успешное прохождение программного материала (даже при наличии карантина, актированных в учебном году).

Успешное усвоение учебного материала учащимися в соответствии с выбранным уровнем сложности практических заданий. Возможность отработать пробелы, исправить отметки.

Что же нового дают ЭОР нашим обучающимся? Прежде всего - возможность действительно научиться. Ведь учебная работа теперь включает не только занятия с преподавателем, но и самостоятельные (дома). ЭОР позволяют выполнить дома значительно более полноценные практические работы - от виртуального посещения музея до лабораторного эксперимента, и тут же провести проверку собственных знаний, умений, навыков.

С ЭОР изменяется и такой компонент как получение информации. Ведь одно дело - изучать текстовые описания объектов, процессов, явлений, а совсем другое - увидеть их и самостоятельно исследовать в интерактивном режиме.

Система обучения с помощью ЭОР сегодня еще продолжает выстраиваться, и нужно тоже находиться в поиске формы эффективного взаимодействия обучающегося и “электронного учителя”.

В заключение хотелось бы отметить, что полноценное внедрение электронных образовательных ресурсов, с их встраиванием в учебный процесс позволит гармонично дополнять и сочетать традиционные методы преподавания с новыми, использующими информационные технологии, расширять возможности учащегося в самостоятельной учебной работе и рост творческой составляющей в деятельности преподавателя.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повышение качества образования инвалидов и лиц с ОВЗ на основе внедрения инновационных здоровьесбересберегающих технологий обучения с использованием нетрадиционных методов и приёмов

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ МЕТОДОВ И ПРИЁМОВ обучения для Повышение качества профессиональной подготовки инвалидов и лиц с ОВЗ...

Доклад «Развитие профессиональных компетенций педагога как инструмент повышения качества образования»

Доклад представлен на Августовской педагогической конференции «Актуальные направления развития ГПОАУ «Амурский технический колледж» по теме:«Развитие профессиональных компетенций педагога как инструме...

Презентация "Использование в образовательной деятельности ЭОР как средства повышения качества образования"

Для повышения эффективности образовательного процесса, при подготовке и проведении занятий теоретического обучения  использую информационные технологии, внедряя электронные образовательные ресурс...

Методическая и инновационная компетентность преподавателя – действующий инструмент повышения качества образования (2017)

Методическая и инновационная компетентность преподавателя – действующий инструмент повышения качества образования (2017)...

Личный вклад в повышение качества образования, совершенствование методов обучения и воспитания и продуктивного использования новых образовательных технологий, транслирование в педагогических коллективах опыта практических результатов своей профессионально

1. Формирование современной образовательной среды(учебная мастерская)2. Методические разработки3. Профессиональные достижения4. Повышенияуровняпрофессиональной компетентности...