Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка
статья

Внедрение в учебный процесс здоровье-сберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья студентов.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

 

Внедрение в учебный процесс здоровье-сберегающих технологий позволяет добиться положительных изменений в состоянии здоровья студентов.

Иностранный язык достаточно сложный предмет, учитывая то, что педагогу необходимо работать с четырьмя видами речевой деятельности: говорение, аудирование, чтение и письмо. Современный урок иностранного языка требует от ученика огромной концентрации внимания, напряжения, внимательности, т.к. на уроках ему приходится много запоминать, говорить, писать, читать, слушать и анализировать информацию.

По данным психологов, педагогов и медиков, иностранный язык является одним из самых трудных предметов. По 11-балльной шкале ранжирования учебных предметов по степени трудности на иностранный язык приходится 10 баллов (И.Т.Сивков), т. е. иностранный язык по трудности является вторым предметом после математики и освоение его требует значительного напряжения высшей нервной деятельности учащихся, что приводит к усилению и снижению активного внимания.

Быстрая утомляемость   на уроках иностранного языка вызвана ещё и спецификой предмета: ученики должны усвоить много нового лингвистического материала (лексические единицы, грамматические формы, фонетические навыки).

На уроках студенты много запоминают, говорят, пишут, читают, слушают и анализируют информацию, поэтому, преподаватель должен уделять особое внимание здоровье-сберегающим технологиям.

Стоит также отметить, что без прочного сохранения приобретенных знаний, без умения воспроизвести в необходимый момент, ранее пройденный материал, изучение нового материала всегда будет сопряжено с большими трудностями и не дает нужного эффекта.

Здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка используются для более

эффективного достижения образовательных, развивающих, воспитательных целей и задач.

На мой взгляд, успешность применения на уроке здоровьесберегающей технологии зависит от:

  • учета физиологических особенностей  (возраст и уровень группы);
  • того, какой по счету урок.  
  • правильной организации урока. Следует строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывая время для каждого задания, чередуя виды работ (индивидуальная работа, чтение, письмо, аудирование, ответы на вопросы, творческие задания, “мозговой штурм” и т.д.).
  • физкультминутки (эмоциональная разрядка);
  • смены видов активности, включение игровой деятельности, стимулирование творческого отношения к теме урока, наличие соревновательных моментов.
  • учета психологических особенностей. На уроках следует стремиться к тому, чтобы учебный процесс проходил в атмосфере положительных эмоций, речь учителя должна быть бодрой и дружелюбной, создавалась бы приятная, располагающая к занятиям обстановка.
  • речевых и фонетических разминок;
  • учета индивидуальных особенностей учеников (применение дифференцированного обучения);
  • гигиенических условий и технологий обучения (воздушно-тепловой, световой режим, расположение парт).

 

 

Эффективность усвоения знаний учащимися в течение урока:

Из-за долгой или интенсивной работы на уроке у учащихся появляется утомление, снижается работоспособность,  становятся невнимательными и рассеянными. Биологическая роль этого состояния заключается в своевременной защите организма от истощения.

Поэтому предпочтительна следующая структура рациональной организации урока:

  1. Учебная работа - не менее 60% и не более 80%
  2. Виды учебной деятельности (количество) 4–7
  3. Средняя продолжительность различных видов деятельности - не более 10 минут
  4. Частота чередования видов учебной деятельности - не позднее чем через 7–10 минут
  5. Число видов преподавания - не менее 3 (словесный, наглядный, аудиовизуальный).
  6. Наличие эмоциональных разрядок (количество) 2–3

 

Эмоциональные разрядки.

  • Речевые и фонетические разминки.

Речевые и фонетические разминки хороши для начала урока, отлично настраивают   на рабочую атмосферу, на иностранный язык.

 

Примерами разминок могут служить:

Скороговорки. Развивают правильную артикуляцию звуков иностранного языка.

 

- Peter Piper picked a peck of pickled peppers. 
A peck of pickled peppers Peter Piper picked. 
If Peter Piper picked a peck of pickled peppers, 
Where's the peck of pickled peppers Peter Piper picked?

 

- One fly flies, two flies fly. 
One girl cries, four girls cry.

 

Песни.

Это хороший вид релаксации, который можно использовать не только в начале урока. Песня дает  возможность не только отдохнуть, но и служит для формирования фонетических, лексических и грамматических навыков. Пение активизирует функции голосового и дыхательного аппаратов, повышает интерес к предмету, развивает музыкальный слух и память, снижает утомляемость за счет эмоционального настроя. Песня хороша на всех уровнях обучения. Песню также можно использовать в середине или в конце урока в качестве эмоциональной разгрузки, снимающая напряжение и восстанавливающая работоспособность.

Во время исполнения песен в начальной школе дети выполняют движения,  

 

Игры. Грамотно подобранная игра не только помогает   легче усвоить знания, психологически раскрепоститься, не бояться сделать ошибку, но и сделать урок ярче, а также выполнять образовательные задачи.

Игра приближает речевую деятельность к естественным нормам, развивает навыки
общения, способствует эффективной отработке языкового программного материала, обеспечивает практическую направленность обучения. Присутствие в уроке элемента игры, дает возможность направить эмоциональную и умственную активность учащихся на овладение языкового материала в новой ситуации, при этом, материал должен быть доступным и интересным, важным для учеников на данном этапе их физического и психического развития.

Изучение иностранного языка имеет практическую направленность. С первых уроков иностранного языка мы учим  умению общаться на языке, пусть даже на самом элементарном уровне, создавая платформу для дальнейшей коммуникативной деятельности.

Все   без исключения, как правило, приступают к изучению иностранного языка с большим желанием, но, к сожалению, не у всех оно остается после первого года обучения. Необходимо поддержать и закрепить этот интерес и стремление учащихся к овладению языком. И в этом помогают игры.

 Начать урок можно с небольшой игры.

Например, «Добрые слова».

 По очереди говорят друг другу добрые слова или комплименты на английском языке, стараясь акцентировать достоинства своих одноклассников.

«Подарок». Предлагается подарить своему однокласснику что-то нематериальное. «Я дарю тебе счастье (солнце, дружбу)».

 

Привитие   правил гигиены и здорового образа жизни происходит и при изучении языкового материала, например, темы «Рабочий день», в рамках которой   сравнивают свой распорядок дня с днем своих одноклассников и делают выводы о необходимости соблюдения режима дня, санитарно-гигиенических правил для профилактики здоровья болезней и сохранения здоровья. Изучая тему «Продукты»   знакомятся с правильным режимом питания, назначения разных блюд, правилам гигиены, расширяют через игру свои знания об этикете, узнают о различной ценности продуктов и т.д.

В   большую помощь учителю в решении данной задачи (формирование ЗОЖ на уроке, поддержание интереса к предмету) оказывают современные УМК. В учебниках нового поколения,  есть темы, связанные с охраной здоровья, которые являются очень хорошим средством развития навыков изучения языка. Они помогают учащимся узнать как вести здоровый образ жизни; здесь содержится информация о вредных и полезных для здоровья привычках, о том, как в других странах мира люди сохраняют свою форму, чем отличаются русские в своих привычках в отношении здоровья от других народов, о питании, диете и т.д. (“Здоровое питание”, “Еда”, “Спорт”,“Проблемы экологии”, «Как всегда быть в форме» «Проблемы молодежи» и т.д.)

Учащиеся не только разбирают тексты по проблемам, они обсуждают их в диалогах, группах, проводят пресс - конференции, готовят проекты по этим темам, доклады и рефераты, находя и творчески перерабатывая информацию по интересующим их вопросам, что способствует воспитанию их творческих способностей.

Ролевые игры   позволяют отработать сложные грамматические структуры в ситуациях максимально приближенных к жизни, что снимает интеллектуальное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому языку, способствуют развитию мыслительной деятельности, умения переноса знаний в новую ситуацию.

Для работы с лексикой удобно использовать учебные фильмы, видеоклипы, отрывки из мультипликационных и художественных фильмов. На этапе закрепления лексики можно применять прием «озвучка» (с опорой на субтитры или без). Можно превратить это в ещё более интересное занятие, попросив учащихся «переозвучить» по-своему тот или иной отрывок.

Просмотр мультфильмов на английском языке настраивает на запоминание и одновременно дает психологическую разгрузку.

Использование данных способов и приёмов на уроках дает возможность успешно интегрировать учебный процесс с активной динамической нагрузкой. Использование здоровье-сберегающих технологий на уроке иностранного языка (смена видов активности, включение игровой деятельности, стимулирование творческого отношения к теме урока, наличие соревновательных моментов) повышает умственную работоспособность, познавательную активность, мотивацию к изучению языка, повышается качество образования по предмету, укрепляет и сохраняет здоровье студентов.

 

 

 

 

 

  

 

 

 

 

Список интернет ресурсов:

 

 

10.1 http://www.studyfrench.ru/

10.2 https://www.lepointdufle.net/

10.3 https://www.francaisfacile.com/

10.4 http://www.studyitalian.ru/

10.5 www.studiareitaliano.it

10.6 http://www.youtube.com


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка". Из опыта работы.

При организации процесса обучения иностранным языкам мы не должны забывать об охране здоровья наших учеников, поскольку лишь здоровые дети в состоянии должным образом усваивать полученные ...

Использование элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка (из опыта работы Шехуриной С.А.)

В данной статье приведены примеры использования элементов здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка:- важность положительного эмоционального настроя- необходимость дыхательной гимнаст...

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка

Здоровьесберегающие технологии на уроках английского языка....

Использование здоровьесберегающих технологий на уроках иностранного языка

Иностранный язык является одним из наиболее трудных предметов и характеризуется большой интенсивностью, требующей от учащихся концентрации внимания и напряжения сил в течение всего урока. Вот почему н...

инновационные методы преподавания, здоровьесберегающие технологии на уроках иностранного языка

Использавание в образовательном процессе нновационных технологий обучения: информационно-коммуникационные технологии, здоровьесберегающие технологии, Внедрение инновационных технологий в практику учеб...

Статья на тему "Проектная деятельность как средство реализации здоровьесберегающих технологий на уроках английского языка"

Статья содержит в себе учебный материал, касающийся здоровьесберегающих технологий, которые моржно применять на уроках английского языка - проекты, здорвое меню, физкультминутка, режим дня и т.д., Мат...

Здоровьесберегающие технологии на занятиях английского языка

Активные здоровьесберегающие технологии на занятиях английского...