Конспект урока по русскому языку "Удвоенные согласные как орфограмма" 2 класс
календарно-тематическое планирование

Кунгаа  Алена Валентиновна

Данный урок соответствует требованиям ФГОС. Урок насыщен использованием различных методов и приемов, также богат дидактическим материалом.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл udvoennye_soglasnye._2_klass.docx27.16 КБ

Предварительный просмотр:

МОУ СОШ № 2 г. Кызыла, Сарыглар Алена Валентиновна,

,

                                                                              учитель начальных классов

 

  (2 класс, УМК «Перспектива» )

Удвоенные согласные как орфограмма. Правила переноса слов с удвоенными согласными.

Цель урока:  формировать  навыки  правописания слов с удвоенными согласными,   познакомить детей с правилами переноса слов с удвоенными согласными.

Задачи:

1.      Расширить словарный запас слов с удвоенными согласными.

2.      Формировать умения  учащихся находить  в словах орфограмму «удвоенные согласные»  и грамотно писать слова с этой орфограммой.

3.      Формировать  умения добывать знания и информацию из дополнительных источников.

4.      Развивать память, внимание, мышление.

5.      Воспитывать интерес к русскому языку

УУД:

предметные

личностные

регулятивные

коммуникативные

умение находить орфограммы в указанных учителем словах

формирование внутренней позиции школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком, к школе

умение принимать и сохранять учебную задачу в течение урока

умение принимать роль в учебном сотрудничестве с одноклассниками и учителем

 

Оборудование: презентация; орфографические и толковые словари; карточки со словами, карточки - задания для работы в группах; ёлка, игрушки.

                                                                  Ход урока.

1. Организационный момент.  

    Приветствие гостей. 

Здравствуйте, ребята!

В день декабрьский я рада

Видеть вас друзья!

-Ребята,  давайте поздороваемся в гостями.

-Можете тихо садиться.

Какой приближается праздник ?          

- Что для вас Новый год ? ( Ёлка, волшебство, сказка…)

-Посмотрите, какая у меня красивая ёлка! Но она без игрушек. Ваши знания помогут её украсить. (После каждого выполненного этапа урока на ёлке появляется игрушка)

2. Актуализация знаний.

-Ребята, я поздравляю вас, многие из вас справились с диктантом по теме «Звонкие и глухие согласные звуки».  Но есть среди вас и те, которые допустили ошибки в словах. Давайте объясним нашим товарищам, как правильно писать слова с орфограммами.

(на доске:Стояли, мороз, лед, лег).

-

   3. Мотивация учебной деятельности.  

-Ребята, давайте послушаем Сказку «Про девочку Аллу» (В. Волина).

 

    Жила-была девочка Алла. Училась она во втором классе.

Как-то на дом было задано написать слова с двойными согласными. Алла получила "двойку".

Ночью ей приснился сон. Гнались за девочкой двойные согласные. Алла споткнулась и упала. Буквы кружились над девочкой и возмущённо кричали:

- Ты не знаешь правила о нас? Ведь ты не сможешь написать теперь очень много слов, в которых мы встречаемся. В наказание мы исчезнем из твоего имени.

И Алла разучилась писать своё имя...

А когда на уроке русского языка дети стали писать имя Алла, девочка не смогла этого сделать и заплакала.

- Почему ты плачешь? - спросила учительница.

- Я не знаю, как пишется моё имя.

Учительница с улыбкой посмотрела на второклассницу и сказала:

- Ты не запомнила ни одного слова с удвоенными согласными. Но это ещё не поздно сделать. Выучи их, и твоё имя вернётся к тебе. Девочка обрадовалась, выучила и с тех пор знает, как пишется её имя, а заодно и  многие другие слова, такие как: ванна, класс, касса, коллектив, аллея, коллекция, программа, суббота, хоккей, дрожжи, жужжать, конный, масса, грамм, поссорить.

- Ребята, как зовут героиню сказки? (Алла)

-Что с ней произошло? (Она не знала, как пишется ее имя).

-А почему она разучилась писать свое имя? (Потому что она не знала правило написания слов с удвоенными согласными)

-А как пишется имя Алла? (С заглавной буквы, с двумя лл)

-Теперь попробуем распределить слова по двум группам. Обоснуйте свой выбор. (1.Аля, Аня, Гена — так называют детей их мамы, друзья, знакомые. Это короткие имена. 2. Алла, Анна, Геннадий — так уважительно называют взрослых людей. Это полные имена. Вполном имени есть две одинаковые буквы в середине слова.)

Аля, Алла, Аня, Анна, Гена, Геннадий.

  • Посчитайте количество звуков и букв в словах второй группы. Что интересного заметили?(Количество звуков и букв не совпадает.На месте удвоенной буквы слышим более долгий согласный звук.)

- А в нашем классе есть дети, чьи имена пишутся с удвоенной согласной?

-Спасибо, ребята. Вы справились с заданием.

    4. Сообщение темы, заданий урока.

- Итак,  давайте сформулируем  тему нашего сегодняшнего урока? (Удвоенные согласные звуки и их обозначение на письме).

- Сегодня на уроке мы должны:                                                                            

  - научиться находить слова с удвоенными согласными ;

- научиться их грамотно писать ;

- выучить правило переноса данных слов.

 

5. Новая тема.

А). На доске: ванна,  конный, класс, касса, коллектив, аллея, коллекция, программа, сумма.

- В каких ещё словах есть удвоенная с?

- Работа над лексическим значением слова «класс» (Толковый словарь)

- Карточка слова «класс». Сколько в слове букв? Сколько звуков? Почему букв больше?

- Составление предложений (устно)

- Какое однокоренное слово мы уже записали? (Классная)

 - Что общего в цепочках букв вы видите?(Они записаны парами)

- Определите закономерность написания букв и продолжите строчку до конца.

Запись: нн

Сс

Лл

Мм

- Какие звуки обозначают буквы, которые мы с вами записали? (Согласные)

- Оцените свою работу. Подчеркните самое красивое соединение.

Б). Работа по учебнику

-Подтвердите свои выводы, прочитайте сообщение профессора Самоварова.

-Сделайте вывод.

- Можно ли проверить написание удвоенной согласной буквы ? Подобрать проверочное слово? (Нет.Написание слов с удвоенной согласной буквой надо запомнить или посмотреть по словарю)

 В).Работа в р.т.

-Откройте рабочие тетради на с.57, выполним упражнение 100.

-Прочитайте задание.

-Запишите слова по алфавитному порядку.

Г).Упражнение 179на с. 120.

(Один ученик работает у доски.)

- Прочитайте слова. Как вы думаете, как переносятся слова с удвоенными согласными? (Предположения детей.)

- В словах с удвоенными согласными при переносе одна согласная остается на строке, другая, повторяющаяся, переносится на следующую строку: ал-лея, суб-бота и т. п. При этом слово переносится по слогам.

Эти буквы – близнецы

Удалые молодцы,

Ты одной закончи строчку,

А с другой её начни.

-Запишите слова, разделив их для переноса, где это возможно.

-Какие слова с удвоенными согласными перенести нельзя? Почему? (Нельзя перенести слова класс, грипп, так как в них один слог, одна гласная.)

-Подчеркните слова, в которых мы произносим обычный согласный звук, а пишем удвоенную согласную. (Класс, грипп, хоккей, суббота.)

-Какой совет вы дадите одноклассникам при написании таких слов? (Запомнить слова с удвоенными согласными.)

-В каком слове количество звуков и букв совпадает? Ответ обоснуйте. (В слове «аллея» 5 букв и 5звуков, так как буква я стоит перед гласной и обозначает два звука [й’] и [а].)

6. Физминутка.  Пауза «Если нравится тебе, то делай так…»

7. Продолжение работы по теме урока.

А).Работа по карточкам.

Замени одним словом (зелёные карточки)

1 ряд.

Солёная вода для засолки овощей. (Рассол)

Собрание картин или камней. (Коллекция)

Рисунок, картинка в книге к тексту. (Иллюстрация)

2 ряд.

Вещество из микроскопических грибков, вызывающее брожение. (Дрожжи)

Изготовление рисунков из наклеенных или нашитых кусков бумаги, ткани. (Аппликация)

Обучение животных послушанию. (Дрессировка)

Художественное произведение небольшого размера. (Рассказ)

3 ряд.

Праздничное освещение улиц. (Иллюминация)

Большое желание есть. (Аппетит)

Ремни, верёвки для управления лошадью. (Вожжи)

 -Проверка! ( Украшаем ёлку)

Б).Упражнение 181 на с. 121.

(Фронтальная проверка.)

-На какой вопрос отвечают получившиеся слова с удвоенными согласными? (Какой?Какая?)

В).  Составление памяток (красные карточки)

Правильно расставить порядок действий.

Памятка.

2)Если есть долгий согласный,  напишу на месте этого согласного звука две буквы.

1)Произнесу слово. Определю, есть ли в нем долгий согласный звук.

5)Обозначу орфограмму.

3)Если в слове не появится долгий согласный звук, вспомню, как пишется это слово.

4)Проверяю себя: посмотрю, как пишется это слово в орфографическом словаре. 

8.Рефлексия ( жёлтые карточки )

Оцени свои действия знаком « + »

1          Объясняю, что значит удвоенная согласная в слове                  

2          Знаю словарные слова с удвоенной согласной

3          Знаю, как переносятся слова с удвоенной согласной                

4          В группе помогал подбирать нужные слова к словосочетаниям                     

5          Внимательно слушал учителя и одноклассников, активно работал на уроке, правильно отвечал на вопросы

 9.  Подведение итогов.

Интерактивный метод «Микрофон»

- Над какой орфограммой мы работали на уроке?

    - Чему научились?

- Что вам больше всего запомнилось на уроке?

  Нарисуй смайлик настроения. (Тетрадь или плакат)

(Ёлка нарядная)

Выставление оценок.

 Домашнее задание: Упр. 182 (с. 121) в учебнике


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 8 классе. Тема: "Развитие речи. Подготовка к сочинению-рассуждению на лингвистическую тему по упр.290, 291"

Данный урок развития речи дает представление о сочинении-рассуждении на лингвистическую тему на примере предложенного шаблона и дополнительного материала.Дети смогут написать сочинение-рассуждение о з...

Конспект урока русского языка. 4 класс. Спряжение глагола (Система РО Л.В. Занкова)

Цель:- создать условия для формирования понятия «спряжение глагола».Задачи:Обучающие:- формировать умение определять спряжение у глаголов с ударным окончанием; - закрепить знания о глаголе.Развив...

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС «Обобщённо-личные предложения» по учебнику М. М. Разумовской (8 класс)

Конспект урока русского языка в условиях реализации ФГОС«Обобщённо-личные предложения» по учебнику  М. М. Разумовской (8 класс)  Учитель русского языка и литературы Сутягина Елена ...

Конспекты уроков русского языка к УМК Бабайцевой В.В. 5 класс

В помощь всем, кто продолжает или начинает работать по ФГОС, я предлагаю подробные разработки  уроков в 5,7, 9 классах по русскому. В этих разработках сделан акцент на развитии не только предметн...

Конспект урока русского языка однокоренные слова 3 класс

Задачи этапа урока (вида работ)Деятельностьучителя Задания для учащихся ДеятельностьучениковПланируемые результаты Время ПредметныеУУД I. Организация начала урока  Созда...

Конспект логопедического урока по теме «Звонкие и глухие согласные» в 1 классе

Предлагаю вашему вниманию конспект логопедического урока, который предусматривает цели:Закрепить понятие о звонких и глухих согласных.Упражнять детей в различении звонких и глухих согласных звуков на ...