Проект: "Есть такая профессия-детей учить"
проект

Бабаева Анна
Учебный процесс в школе невозможен без учителя. По данным НИИ медицины труда известно, что по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров. Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций. В ходе обучения учащиеся нередко нарушают дисциплину, между ними возникают непредвиденные конфликты, они могут не слушать объяснений учителя, не выполнять домашних заданий и т.д. В связи с эти учителю приходится сдерживать вспышки раздражения, тревоги, отчаяния, что пагубно сказывается на его здоровье. Ведь мы с 6 лет до 17 одну треть своего времени проводим в школе, с учителями, и нам бы хотелось, чтобы наши учителя были здоровы, бодры и веселы, чтоб им было хорошо. Разговаривая с учителями я отметил, что главное в труде учителя – это ежедневная подготовка к проведению уроков, подбор интересного материала, увлеченность своим предметом, дополнительные знания, умение донести их до учащихся. А мы так редко вспоминаем об этой замечательной и важной профессии. В своей работе я попытаюсь побольше узнать об этой профессии: кто такой учитель? Когда появился? Какие были учителя раньше и какие сейчас?

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_po_pedagogike.docx44.58 КБ

Предварительный просмотр:

Государственное Бюджетное Профессиональное Общеобразовательное Учреждение

«Ейский Полипрофильный Колледж»

Проект по педагогике на тему:

«Есть такая профессия-детей учить»

Выполнила студентка 1 курса

Группы Ш-11

Бабаева Анна Андреевна

Преподаватель: Великановская Л. А.

Ейск,2022

Содержание

  1. Введение……………………………………………………………3-4
  2. История………………………………………………………….….5-6
  3. Описание……………………………………………………………6-7
  4. Где получить образование?.................................................................8
  5. Востребованность……………………………………………….…8-9
  6. Перспективы……………………………………. ………………...…9
  7. Опрос……………………………...................................................…10
  8. Заключение…………………………………………………….……11
  9. Список используемых источников………………………………..12
  10. Приложение……………………………………………….……..13-14

Введение

Однажды ученики спросили своего учителя какова его основная задача, на это он, улыбнувшись, сказал:
— Завтра вы узнаете об этом.
На следующий день ученики собирались провести некое время у подножья горы. Ранним утром, ученики собрали вещи, которые могли им пригодиться в дороге и вместе отправились к подножию. К обеду, уставшие и проголодавшиеся, добрались они до живописного пригорка и, остановившись на привал, решили пообедать рисом и солёными овощами, которые захватил с собой Учитель. Следует заметить, что овощи мудрец посолил весьма щедро, а потому спустя какое-то время ученикам захотелось пить. Но, как нарочно, оказалось, что вся вода, которую они захватили с собой, уже закончилась. Тогда ученики поднялись и стали осматривать окрестность в поисках пресного источника.
Только Мудрый учитель не поднимался со своего места и не участвовал в поисках. В результате, так и не найдя источника воды, ученики решили вернуться обратно, но тут мудрец поднялся и, подойдя к ним, сказал:
— Источник, который вы ищите, находится вон за тем холмом.
Ученики радостно поспешили туда, нашли источник и, утолив жажду, вернулись к Учителю, принеся и для него воды. Но учитель отказался от воды, показывая на сосуд, стоявший у его ног, — он был практически полон.
— Учитель, но почему ты не дал нам сразу напиться, если у тебя была вода? — изумились ученики.
— Я выполнял свою задачу, — ответил мудрец, — сначала я пробудил в вас жажду, которая заставила вас заняться поисками источника, так же, как я пробуждаю в вас жажду знаний. Затем, когда вы отчаялись, я показал вам в какой стороне находится источник, тем самым, поддержав вас. Ну а, взяв с собой побольше воды, я подал вам пример того, что желаемое может быть совсем рядом.

— Значит, главная задача Учителя в том, чтобы пробуждать жажду, поддерживать и подавать правильный пример? — спросили ученики.
— Нет, — сказал мудрец, — главная задача Учителя — воспитать в ученике человечность и доброту, — он улыбнулся и продолжил, — и принесённая вами для меня вода подсказывает мне, что свою главную задачу я пока что выполняю верно........

Сегодня мы поговорим об одной очень важной профессии. А как она называется, наверное вы догадались, послушав мою притчу. Профессия учителя, пожалуй, самая важная и главная профессия на Земле. Мы каждый день встречаемся с учителями, общаемся, получаем знания и совсем уже привыкли к постоянному присутствию их в нашей жизни. Но при этом совсем не задумываемся о важности этого присутствия и о том, какую роль играет учитель в жизни каждого человека.

3

Меня так заинтересовал этот вопрос, что я решил посвятить ему свой проект. Нас окружают разные учителя,  и мы к ним по-разному относимся. Кого-то любим больше, кого-то меньше, на один урок бежим с удовольствием, учёба кажется легкой, на другой, идем с неохотой, и знания ну никак не хотят оставаться в голове. И получается, что от учителя во многом зависит, будем мы знать предмет или нет, чему и как научимся; а значит и зависит наше будущее, наша дальнейшая учёба, профессия и место в обществе. Получается, что учитель так много значит в нашей жизни!

Актуальность:

     Учебный процесс в школе невозможен без учителя. По данным НИИ медицины труда известно, что по степени напряженности нагрузка учителя в среднем больше, чем у менеджеров и банкиров, генеральных директоров. Деятельность педагога связана с целым рядом напряженных ситуаций. В ходе обучения учащиеся нередко нарушают дисциплину, между ними возникают непредвиденные конфликты, они могут не слушать объяснений учителя, не выполнять домашних заданий и т.д. В связи с эти учителю приходится сдерживать вспышки раздражения, тревоги, отчаяния, что пагубно сказывается на его здоровье. Ведь мы с 6 лет до 17 одну треть своего времени проводим в школе, с учителями, и нам бы хотелось, чтобы наши учителя были здоровы, бодры и веселы, чтоб им было хорошо. Разговаривая с учителями я отметил, что главное в труде учителя – это ежедневная подготовка к проведению уроков, подбор интересного материала, увлеченность своим предметом, дополнительные знания, умение донести их до учащихся. А мы так редко вспоминаем об этой замечательной и важной профессии. В своей работе я попытаюсь побольше узнать об этой профессии: кто такой учитель? Когда появился? Какие были учителя раньше и какие сейчас? И рассказать об этом своим ровесникам.

Цель работы:

Привлечь внимание к профессии учителя. Составить модель современного учителя, который отвечает требованиям современного общества.

Задачи:

  1. Познакомить аудиторию с профессией преподаватель.
  2. Воспитывать уважительное отношение к учителям.
  3. Провести опрос
  4. Сделать тест на тему: «Подходит ли тебе профессия учитель».

Гипотеза: «Быть учителем трудно, но увлекательно».    Объект  исследования: образ современного учителя.   Предмет исследования: профессиональные и личностные качества учителя. 

Методы исследования:

1.Статистический опрос.

2.Обработка полученных данных.

3.Анализ и сравнение полученных результатов

4

История

Слово "педагог" произошло от двух греческих слов: paida — ребенок и gogos — вести. Буквальный перевод означает — "проводник ребенка". История образования восходит к первобытному времени. Тогда обучение детей осуществлялось в рамках семьи. Первые школы с учителями появились в Древнем Египте.

Теоретические основы педагогики, которые используются и сегодня, были озвучены в XVII веке чешским педагогом Яном Амосом Каменском. Он полагал, что детей нужно учить с 6 лет, а обучение нужно проводить в классах. Постепенно образование развивалось. Домашнее воспитание сменилось привычными для нас школами. В XX веке школы приобрели знакомый нам вид. На протяжении всей истории неизменными оставались лишь учителя, которые обучали и наставляли учеников.

Исторические факты

В древние времена учителями становились старшие и самые опытные представители племени или общины. Первые школы возникли в странах древнего Востока: Египте, Вавилоне, Ассирии и Индии. Здесь появились зачатки арифметики, геометрии, астрономии и медицины. Все эти сведения хранились в большой тайне и передавались жрецами лишь детям, принадлежащим к привилегированной касте. В Древней Греции сложились три системы воспитания: афинская была основана на идеях разностороннего развития, спартанская воспитывала сильного воина, а в римской системе получили дальнейшее развитие многие идеи афинской и спартанской школ. В античный период учителю нужно было владеть красноречием, письмом, музыкой, воинским искусством. Воспитание было направлено на разностороннее развитие личности. О дурно воспитанном человеке в эти времена говорилось: «Он не умеет ни читать, ни плавать». Знаменитые античные учителя были выдающимися учеными и философами: Сократ, Аристотель, Платон.  В Древней Руси Князь Владимир велел «собирать у лучших людей детей отдавать их в обучение книжное». Первыми учтелями были греческие священники, затем русские Священники И Монахи: Сергий Радонежский, Владимир Мономах. Лишь в XVIII-XIX веках преподавание как фоициально признанная профессия стало массовым явлением в Европе и во всем мире. В России в начале XIX века еще было представление об учителе как и о человеке приезжем, немце или французе. Но к концу XIX века профессия учителя становится уважаемой, получает признание в обществе. В 1870-е годы в России создается сеть учебных заведений по подготовке учительских кадров. Известные представители

5

В России получили известность педагоги, которые не только обучали детей, но и выдвигали новые педагогических идей, экспериментировали. Константин Дмитриевич Ушинский, автор книги «Родное слово», показал значение родного языка для духовной жизни человека. Ушинского называли «народным педагогом», поскольку в основе его педагогической системы лежали идей народности, нравственного воспитания и духовности и Антон Семенович Макаренко, создал педагогическую систему, оказавшую влияниe на все отечественную мировую педагогику. Макаренко работал в коллективах, созданных из беспризорников, в детских колониях. Автор книг «Педагогическая поэма», «Книга для родителей», «Флаги» на башни». Макаренко называли «опередившим свое время», ведь при жизни он терпел непонимание и критику.

Описание

Учитель начальных классов — это человек, который разбирается в азах каждого школьного предмета. Он знает, как привлечь внимание детей, как интересно преподнести тему, как увлечь обучением. Учитель младших классов сочетает в себе функции преподавателя, воспитателя и психолога.
Учитель — это очень трудоемкая профессия. Ее выбирают те, кто хорошо ладит с детьми и готов посвятить свою жизнь их воспитанию. Недаром говорят, что учитель начальных классов — это не профессия, а образ жизни, поэтому обязательное качество для этой работы — любовь к детям.
Учитель младших классов должен быть тактичным, добрым, терпеливым, справедливым. Ребенок может простить даже излишне эмоциональную реплику, если она будет обоснованной и справедливо сказанной. Учитель должен давать каждому ученику шанс раскрыть свои возможности, быть помощником, наставником, психологом, примером для подражания, в какой-то степени даже мамой. Зачастую эту профессию выбирают женщины, потому что они от природы хорошо понимают детей.

Это самая гуманная, творческая и нужная профессия, которая является фундаментом всем остальным профессиям в мире. Учитель начальных классов первым встречает первоклассника в школе, помогает ему подружиться со сверстниками и влиться в учебный процесс.

Основные требования к профессии:

• Выполняет официальные образовательные программы для учеников начальных классов;

• Планирует уроки, внеклассные мероприятия, изучает и анализирует дидактические материалы, образовательные программы;

6

• Анализирует индивидуальные качества учеников и уровень их образования;

• Развивает личностные качества детей;

• Сотрудничает со специалистами в сфере коррекционной работы с детьми, имеющими отклонения или задержки в развитии;

• Проводит разъяснительную работу с родителями по вопросам домашнего обучения и семейного воспитания ребенка.

Плюсы

У профессии учитель начальных классов есть ряд преимуществ:

  • вклад в воспитание будущего поколения;
  • проведение урока — это творчество;
  • длинный летний отпуск;
  • авторитет: в начальной школе учителю безоговорочно верят;
  • дети заряжают позитивом;
  • благодарность и уважение родителей.

Минусы

Несмотря на благородство и востребованность, профессия учитель начальных классов имеет и свои минусы:

  • У учителя остается мало свободного времени;
  • Низкая зарплата;
  • Несмотря на школьное расписание, у учителя фактически ненормированный рабочий день;
  • Много отчетности;
  • Физическая и моральная усталость.
  • Большая часть рабочего дня учителя начальных классов проходит в помещении, в основном.
  • У учителя эмоционально напряженная работа, часто сопровождаемая стрессами.
  • Учитель лично отвечает за жизнь и здоровье учеников,
  • Бывают сложности в общении с родителями.
  • У учителя большой объем внеурочной работы подготовка к занятиям, заполнение документов, постоянные административные проверки.
  • Есть трудности в общении с неконтактными или отстающими в развитии детьми.

7

Где получить образование

Учителя начальных классов обучаются в техникумах или университетах. Перечень направлений подготовки в высших учебных заведениях часто шире, нежели в колледжах. На выходе из вуза выпускник может получить не только право преподавания, но и дополнительную специальность: иностранный язык, музыка, хореография, психология.

Курсы

Сегодня существует большое количество курсов дополнительного образования для учителей начальных классов.

Курс «Как справляться с трудным поведением в начальной школе: психолого-педагогические техники» в онлайн-школе «Фоксфорд». Курс длится 72 часа.

Курс на сайте Педобучение. рф «Преподавание русского языка в начальных классах в соответствии с ФГОС НОО» рассчитан на шесть дней.

Онлайн-школа «Педкампус» предлагает повышение квалификации по направлению «Методика воспитания в начальной школе и инновации в организации учебного процесса в условиях реализации ФГОС». Курс полностью проходит дистанционно и длится 144 академических часа.

Востребованность

Каждый год в первый класс по всей стране идут миллионы детей. Всех их нужно обучать. Эта задача возложена на учителя начальных классов. Иногда детей в школу приходит столько, что не хватает педагогов. Поэтому профессия учитель начальных классов чрезвычайно востребована.

Устройство на работу и карьера

Учителя начальных классов работают в школах. Выпускники вузов могут выбирать между частными учебными заведениями и государственными. В частных заработная плата будет выше, но их в стране значительно меньше, чем государственных. Да и есть они не в каждом городе.
В профессии учитель есть квалификационные разряды, которые влияют на размер оплаты труда. Выпускники педагогических учебных заведений вместе с дипломом сразу получают разряд — 7-й после училища и 8-й вуза. По мере наработки профессионального стажа разряд повышается: 12-й и 13-й разряды соответствуют квалификации учителя второй и первой категории соответственно, 14-й разряд имеет учитель высшей категории. 15-й и 16-й разряды присваиваются руководителям школы,

8

а ими могут стать учителя любых предметов, кроме физкультуры. Чем выше разряд и должность, тем выше зарплата педагога. Поэтому учителю начальных классов есть куда расти. Также на доход учителя младших школьников влияет дополнительная нагрузка: классное руководство, административная работа, внеклассные мероприятия. И конечно, частная практика: учитель может давать уроки вне школы. Особенно это актуально для тех, у кого есть второй, более узкий профиль, например музыка или иностранные языки.

Уровень зарплаты

Заработная плата учителей отличается в столице и регионах. В Москве средняя зарплата педагога младших классов составляет 30-40 тысяч рублей в месяц, в регионах — 20-30 тысяч рублей. Учителя могут получить прибавку к заработной плате, взяв на себя дополнительно ведение внеклассных занятий, секций, занятия с группой продленного дня.

Перспективы в будущем

Хочется надеяться, что профессия учитель начальных классов не перестанет быть востребованной. Ничто не заменит живое общение учителя с учеником. Особенно это важно на ранних этапах развития и обучения ребенка. Лет через десять профессия не устареет. Наоборот, она получит еще большее развитие благодаря информационным технологиям. Уроки уже сейчас можно проводить онлайн, не снижая качество обучения. Профессия учителя начальных классов актуальна много десятилетий и останется одной из самых востребованных в ближайшем будущем. Сотни организаций в каждом городе страны нуждаются в квалифицированных кадрах: учебные заведения, учреждения культуры и дополнительного образования, частные школы. У учителей начальных классов есть реальные перспективы карьерного роста. Можно получить высшее образование, пройти ускоренную программу повышения квалификации, занять должность заведующего учебной частью или директора школы в перспективе. Также учитель может стать сотрудником отдела образования или преподавателем вуза.

9

Опрос «Модельная личность учителя XXI века»

Какие качества должны преобладать у современного учителя?

-профессиональные

- коммуникативные

- личностные

- интеллектуальные

Каких качеств не хватает современному учителю?:

- взаимопонимание с учениками

- доброта

- терпения

- юмора

- строгости

-профессиональное знание предмета

 Изменялось ли ваше отношение к учителю по мере взросления?:

- изменилось в лучшую сторону

- изменилось в худшую сторону

- не изменилось

На что вы обращаете внимание, когда учитель входит в класс?:

- на настроение

- на то во что он одет

-на прическу

-на макияж

Случалось ли у вас такое, что из-за учителя вы не хотели идти в школу?:

- один раз было

-такого никогда не было

-постоянно происходит

Есть ли в вашей жизни учитель, благодаря которому вы стали лучше?» получилось следующее:

-да

-я об этом не задумывался

- нет

Какими качествами учитель не должен обладать?:

- деление на «любимчиков» и остальных учеников

-грубость

-не одним из перечисленных качеств

-равнодушие к ученикам

10

Заключение.

     Написанная мною работа обогатила мой кругозор, так как я много узнал об истории развития учительства. Теперь я с полной уверенностью могу считать, что эта профессия одна из самых главных. И всем своим сверстникам буду обязательно говорить о необходимости уважения труда учителя. Я думаю, если бы в школах нашей страны было бы больше замечательных учителей, то жизнь в стране стала бы лучше. Надо, чтобы наше молодое поколение шли в учителя!

В результате проведенного исследования можно создать образ современного учителя глазами учеников:

-Современный учитель профессионально знает свой предмет, понятно объясняет.

-Современный учитель любит и понимает своих учеников.

- Современный учитель терпелив и владеет собой.

- Современный учитель всегда в хорошем настроении.

- Современный учитель одинаково относится ко всем ученикам.

-Современному учителю всегда приятно приходить на уроки.

-Современный учитель не позволяет вести себя грубо или равнодушно с учениками.

Но есть ответы, которые сложно оставить без внимания:

Больше 50% опрошенных учеников ответили, что у них хоть раз, но было желание не ходить в школу из – за учителя.

И главное в жизни многих учеников есть учитель, благодаря которому они стали лучше, это идеал к которому должны стремиться учителя.

Портрет современного учителя получился разносторонним. Но как бы, не менялось время, какие бы новые требования к учителю не предъявлялись, многое остается неизменным. Учитель для своих учеников, как и раньше, должен быть умным, терпеливым, понимающим…..

11

Список используемых источников

https://nsportal.ru/ap/library/drugoe/2019/03/25/populyarnost-professii-uchitel 

https://www.survio.com/survey/d/O5R3V6D2N2A3K4O6J 

https://www.kp.ru/putevoditel/obrazovanie/uchitel/uchitel-nachalnykh-klassov/ 

https://my.survio.com/H4O3E8D4U8T2Y1H7F3A7/builder 

12


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Учись учиться"

В помощь первокурсникам...

Реализация программы "Учись учиться" на примере проведения классного часа "Солнечная женщина"

Материал содержит следующую информацию:Программа «Учись учиться». Что она собой представляет?  Основной акцент здесь делается на организации  самоуправления и преемственности.Роль педагога-к...

Презентация к докладу "Реализация программы "Учись учиться"

Презентация к докладу "Реализация программы "Учись учиться" на примере проведения классного часа "Солнечная женщина"...

Учить учиться

Автор: Грачёва Ольга Николаевна, преподаватель учебной дисциплины Фармакология Государственного бюджетного образовательного учреждения среднего профессионального образования «Московский медицинский ко...

Мастер класс «Учить учиться…»

Шагай в ногу со временем...

Что такое самопознание? Нужно ли человеку учиться познавать себя.

Занятие помогает определить степень значимости курса для подростков, выяснить про­блемные вопросы темы, сформировать желание активно участвовать в изучении курса. Познакомить подростков с пон...

Статья "Обучение наставников по программе "Учимся сами, учим учиться других""

В статье "Обучение наставников по программе "Учимся сами, учим учиться других" идет речь о форме наставничества "Обучающийся-обучающийся", на что направлена деятельность наста...