Методическая разработка открытого классного часа на тему «Охрана зрения как элемент здорового образа жизни»
методическая разработка

Светикова Кристина Викторовна

Охрана зрения является элементом здорового образа жизни. Глаза - это зеркало нашей души, и когда взгляд излучает здоровый и чистый блеск о нашем здоровье можно сказать, что оно отменное. В век информационных технологий возникает большая нагрузка на глаза детей, что губительно сказывается на формировании и сохранении у них зрения.Образ жизни формируется обществом или группой в которой живет человек. Поэтому формирование ЗОЖ — задача не медицинская, а прежде всего воспитательная.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Хабаровского края

Краевое государственное бюджетное

профессиональное образовательное учреждение

«Хабаровский торгово-экономический техникум»

Методическая разработка

открытого классного часа

на тему

 «Охрана зрения как элемент здорового образа жизни»

Хабаровск, 2021

Содержание

  1. Пояснительная записка……………………………………………………….5
  2. Основная часть…………...…..………………………………………………..9

3.  Заключение..…………………………………………………………………..11

4. Список литературы……………………………………………………………12

5. Приложение……………………………………………………………………13

Пояснительная записка

Здоровый образ жизни (ЗОЖ) — это поведение и мышление человека, обеспечивающие ему охрану и укрепление здоровья; индивидуальная система привычек, которая обеспечивает человеку необходимый уровень жизнедеятельности для решения задач, связанных с выполнением обязанностей и для решения личных проблем и запросов; система жизни, обеспечивающая достаточный и оптимальный обмен человека со средой и тем самым позволяющая сохранить здоровье на безопасном уровне.

Образ жизни формируется обществом или группой в которой живет человек. Поэтому формирование ЗОЖ — задача не медицинская, а прежде всего воспитательная.

Охрана зрения является элементом здорового образа жизни. Глаза - это зеркало нашей души, и когда взгляд излучает здоровый и чистый блеск о нашем здоровье можно сказать, что оно отменное. В век информационных технологий возникает большая нагрузка на глаза детей, что губительно сказывается на формировании и сохранении у них зрения.

Одной из эффективных форм воспитательной работы в СПО остается проведение классных часов, направленных на углубление и расширение знаний о здоровом образе жизни. Данная методическая разработка классного часа предлагает классному руководителю такую форму как, выполнение задания по группам. При подготовке к классному часу обучающиеся пополняют свои знания, на классном часе обобщают и систематизируют информацию о правилах сохранения зрения при использовании гаджетов.

В качестве ведущего выступает преподаватель. Студенты разбиваются на группы для выполнения задания. Таким образом, такие формы как беседа, индивидуальная и групповая работа  способствуют достижению цели классного часа.

Цель: сформировать у студентов представление о способах сохранения зрения и развить практические навыки и приемы, направленные на сохранение зрения.

Задачи:

Обучающие: ознакомить студентов с правилами охраны зрения.

Развивающие: развить практические навыки и приёмы, направленные на сохранение и укрепление зрения в повседневной жизни.

Воспитательные: воспитать бережное отношение к своему здоровью и здоровью окружающих.

Формируемые компетенции:

ОК 3. Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность.

ОК 6. Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.

ОК 7. Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.

ОК 11. Соблюдать деловой этикет, культуру и психологические основы общения, нормы и правила поведения.

Оборудование: сценарий классного часа, проектор, компьютер, раздаточный и наглядный материал, авторская презентация преподавателя.

Место проведения: учебный кабинет, оснащенный мультимедийной аппаратурой.

Междисциплинарные связи: 

ОУД.07 Основы безопасной жизнедеятельности;

ОГСЭ. 05 Русский язык и культура речи.

Формы активизации учебной деятельности обучающихся: беседа, индивидуальная и групповая работа.

Структура классного часа:

  1. Организационный этап.
  2. Постановка цели.
  3. Выполнение задания по группам.
  4. Защита групповой работы.
  5. Выступление врача-офтальмолога.
  6. Подведение итогов.
  7. Рефлексия.  

Технологическая карта мероприятия

Этапы проведения занятия

Время

Ход, содержание и структура занятия

Деятельность преподавателя

Деятельность обучающихся

    1.

Орг.

момент

5 мин.

Приветствует. Проверяет готовность студентов к мероприятию. Оценивает физическое и психологическое состояние студентов, их настрой на урок.

Приветствуют преподавателя, отвечают на вопросы.

2.

Целевой и мотивационный этап

2 мин.

Формулирует тему мероприятия, отмечает ее актуальность. Совместно со студентами определяет цели мероприятия. Знакомит с планом занятия.

Самостоятельно определяют цели мероприятия. Слушают информацию для дальнейшей работы.

3.

Выполнение задания по группам

15 мин.

Студенты разбиваются на группы. Задание – перечислить правила которые помогут сохранить зрение при использовании гаджетов.

Выполняют задание.

4.

Защита групповой работы

9 мин.

Группы представляют результат своей работы.

Слушают выступления, задают вопросы.

5.

Выступление врача-офтальмолога

10 мин.

Слушает докладчика, задает вопросы.

Слушают информацию, задают вопросы, выполняют предложенную гимнастику для глаз.

6.

Подведение итогов

4 мин.

  1. Совместно со студентами подводит итог мероприятия.
  2. Проводит рефлексию.

Отвечают на поставленные вопросы.

Подводят самооценку своей деятельности (рефлексия)

Ход классного часа

  1. Организационный момент.

   - Добрый день, ребята!  Я рада вас видеть в хорошем настроении. Наш классный час посвящен здоровому образу жизни.

Постановка темы и целей классного часа.

- Давайте вместе определим тему классного часа. Ребята, какие органы чувств вы знаете? По средствам какого органа чувств мы получаем больше всего информации об окружающем нас мире?

Слайд 1. - Посмотрите на слайд с изображением ромашки в лепестках которой указаны элементы здорового образа жизни. Отдельным элементом ЗОЖ является охрана зрения.

Слайд 2. Итак, тема нашего классного часа «Охрана зрения как элемент здорового образа жизни». 

  1. Постановка целей совместно со студентами.

Преподаватель: Исходя из темы классного часа давайте сформулируем цель занятия. (Слайд 3)

  1. Выполнение задания по группам.

Преподаватель: Сегодня вы работаете в группах. Задание – перечислить правила которые помогут сохранить зрение при использовании гаджетов. Победит та команда, которая перечислит большее количество правил охраны зрения. Озвучить правила должен будет координатор группы. На выполнение задания у вас 15 минут.

  1. Защита групповой работы.

Координаторы групп перечисляют правила охраны зрения при работе с гаджетами.

Преподаватель: Молодцы! Все справились хорошо.

Преподаватель оглашает результаты.

  1. Выступление врача-офтальмолога .

Преподаватель: Ребята, к нам на классный час пришёл врач-офтальмолог Микрохирургии глаза Жайворонок Н.С. (Слайды 4-19, 21-23).  

Врач предлагает студентам провести гимнастику для глаз (Слайд 20).

6. Подведение итогов. Рефлексия.

- Наш классный час подошел к концу, и в завершении я хочу, чтобы вы заполнили предложенные образцы. На одном изображен чемодан, на этом листе запишите те знания и умения, которые вы забираете с собой и будете пользоваться для охраны зрения в дальнейшем. На другом изображена мусорная корзина, на этом листе запишите те сведения, которые на ваш взгляд кажутся бесполезными.

Преподаватель: Ребята, хотела бы вас поблагодарить за внимание и активное участие.

 

Заключение

Целью проведения классного часа на данную тему является  формирование у студентов представление о способах сохранения зрения и развития практических навыков направленных на сохранение зрения.

Выбранная форма проведения позволяет студентам не терять интерес на протяжении всего мероприятия, активно участвовать на каждом этапе занятия, закреплять и углублять свои знания по здоровому образу жизни и охране зрения, а также навыки работы в группе. Деятельность обучающихся на классном часе позволяет развивать коммуникативные и личностные навыки студентов.

Данное мероприятие подходит для студентов очной формы обучения.

 Проблемы ухудшения зрения у студентов выходят на первые позиции среди заболеваний. Этому способствует возросшая зрительная нагрузка, повсеместная компьютеризация, неправильная организация труда, неправильное питание и многое другое. Зрение - это неотъемлемый элемент здорового образа жизни, поэтому перед студентами стоит задача охраны зрения.

Актуальность темы обусловлена высокой распространенностью патологии зрения среди студентов и необходимостью своевременного поиска путей решения данной проблемы.

Список литературы

  1. Березовская Р.А. Исследования отношения к здоровью: современное состояние проблемы в отечественной психологии // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 12. Психология. Социология. Педагогика. 2011. Вып. 1. С. 221–226.
  2.  Лисицын Ю.П. Здоровье человека — социальная ценность. М.: Мысль, 1989. 175 с.
  3. 3. Улумбекова Г.Э. Здравоохранение России. Что надо делать: научное обоснование «Стратегии развития здравоохранения РФ до 2020 года». М.: ГЭОТАР-Медиа, 2010. 592 с.
  4.  Психология здоровья: учебник для вузов /под ред. Г.С.Никифорова. СПб.: Питер, 2006.

Итернет-ресурсы

  1. Вестник СПбГУ. Психология и педагогика. 2018. Т. 8. Вып. 2: http://www.ksma.ru/
  2. Электронный медицинский журнал EMJ:                                                          http://emj-journal.com/contacts_us.html

Приложение 1

Задание, выполняемое в группе

Перечислить правила которые помогут сохранить зрение при использовании гаджетов.

  1. Настройте яркость и контрастность экрана максимально удобно для себя. Отрегулируйте освещённость в комнате так, чтобы Вам не приходилось щуриться, вглядываясь в изображение или текст; в то же время свет экрана не должен ослеплять Вас.
  2. Пользуйтесь правилом 20–20–20: каждые 20 минут пользования планшетом или телефоном устраивайте отдых глазам на 20 секунд, стараясь переводить взгляд между предметами, расположенными на разноудалённых расстояниях, при этом нужно моргать не менее 20 раз.
  3. Пользуйтесь увлажняющими каплями, мазями или искусственной слезой, особенно если в помещении часто работает кондиционер или же там сухой воздух.
  4. Пейте больше воды (не менее 2 л. в день), так как её недостаток в организме — одна из причин сухости глаз.
  5. Чаще употребляйте продукты, полезные для зрения, — морковь, чернику, шпинат, свёклу; принимайте поливитаминные препараты для глаз (курсами), например, «Оптикс», «Витрум Вижн», «Тауфон» с лютеином.
  6. Если Вы носите контактные линзы, следует правильно подобрать модель — она должна быть с высоким содержанием влаги и хорошей кислородопроницаемостью.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка открытого классного часа на тему: «Отношение к природе и животным как нравственная проблема»

Целью открытого классного часа на тему:"Отношение к природе и животным как нравственная проблема" способствовать воспитанию патриотизма и гуманного отношения к родной природе.- формировать негативную ...

методическая разработка открытого классного часа на тему:«Далекому прошлому верность храня»

Данная методическая разработка  предназначена для классных руководителей и призвана помочь им в подготовке и проведении воспитательного классного часа в учебной группе среднего специального...

Методическая разработка открытого классного часа Любить человечество легко, любить человека трудно

Методическая разработка  открытого  классного часа  "Любить человечество легко, любить человека трудно"  сделана по материалам окрытого классного часа в группе 2 курса по специальн...

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ОТКРЫТОГО КЛАССНОГО ЧАСА НА ТЕМУ: «Православные традиции. Пасха».

Данная методическая разработка предназначена для классных руководителей всех курсов средних специальных учебных заведений. Цель ее написания – приобщение студентов к исторической вере отцов, традициям...

Методическая разработка открытого классного часа в группе 4 « М» на тему: «Завтра начинается сегодня или на пороге взрослой жизни».

Цель: создание условий для формирования у  выпускников осознанной потребности в самопознании и саморазвитии в сложный период личностного становления и самоопределения....

Методическая разработка открытого классного часа "Моя профессия - лучшая"

Дорогие ребята! Классный час на тему «Моя профессия - лучшая» проводится с целью знакомства с профессией банковского работника.В данной работе дается описание структуры и специфики работы в банке...